Как рассчитывают зарплату учителям в 2020 и 2021 году

Новая система оплаты труда работникам бюджетных организаций утверждена Президентом России Владимиром Путиным, который подписал законопроект об этом 9 ноября 2020 года. Поправки в Трудовой кодекс уже внесены. Зарплата бюджетников будет одинаковой по всей стране, независимо от места проживания работника и организации.
В чем суть новой системы оплаты труда работников образования и врачей
Новая

Считаем по-новому зарплату для педагогов

Вводить новую систему оплаты планируется поэтапно в 2021-2025 годах, а конкретные сроки перехода на новую систему укажет Правительство для каждой отрасли. Как пояснила «Парламентской газете» зампред Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Валентина Кабанова, новая схема начисления зарплат включает базовую ставку и тарифную сетку из 18 разрядов.

Согласно закону, кабмин будет регулировать дифференциацию окладов и ставок бюджетников, а также определять компенсационные и стимулирующие выплаты и условия их назначения.

«Это позволит гармонизировать условия оплаты труда работников одной сферы в разных регионах», — пояснял ранее суть поправок замглавы Минтруда Андрей Пудов.

Для каждой отрасли должны быть разработаны свои требования. Ожидается, что в подзаконных актах укажут и долю гарантированных выплат по окладам. В Минтруда считают, что оклад должен составлять 50-70 процентов зарплаты. В то же время первый замглавы фракции «Единая Россия» в Госдуме Андрей Исаев заявлял ранее, что фракция считает, что не менее 70 процентов зарплаты бюджетников должен составлять оклад.

Валентина Кабанова в интервью «Парламентской газете» подчеркнула, что предстоящее выравнивание зарплат не приведёт к тому, что «где-то бюджетники станут получать меньше, чем сейчас». Депутат добавила, что новые зарплаты должны учитывать размер прожиточного минимума в регионах и прочие местные особенности.

Из чего складываются зарплаты бюджетников: основной оклад; премия, которая назначается индивидуально, но не меньше 5%; доплаты за вредность, за работу в выходные и праздники, за сверхурочные; надбавка за учёную степень и звание; за длительный стаж — от 10% до 30%; и другие дополнительные платежи.

Общая доплата может достигать 60% от оклада, в отдельных случаях — 120%. Кроме этого, бюджетники могут получать материальную помощь в размере 30% от оклада и помощь на оздоровление — 50% от оклада.

Новая система оплаты труда

С 1992 по 2008 год в РФ работникам бюджетной сферы, включая учителей, платили с учетом единой тарифной сетки — системы разрядов, которая позволяла посчитать зарплату учителя с учетом уровня его квалификации. С 01.12.2008 от такого метода начали отказываться, но реформа и внедрение новой системы оплаты труда (НСОТ) длится до сих пор.

Те, кто уже перешел на новый метод, в заработную плату работников сферы образования включает:

  • оклад;
  • стимулирующие выплаты;
  • компенсационные надбавки.

Начисляет дополнительные суммы работодатель, исходя из установленного положения об оплате труда. Но некоторые руководители, имея доступ к финансам, не только не выплачивают надбавки, но и занижают оклады. Чтобы не допустить ситуации, когда оклад ниже МРОТ, чиновники предлагают в законе прописать необходимость соблюдать пропорцию «70/30», где 70% приходится на оклад, а остальные — на надбавки.

Руководство образовательных организаций обязано знакомить сотрудников со штатным расписанием и тарификационным списком (абз. 4 п. 3.1 постановления Минтруда от 10.10.2003 №69 «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек»).

Как рассчитывается зарплата учителя начальных классов и как ее считают предметникам:

Тарификационный список преподавателей

Зарплата учителей

Подробнее: Эффективный контракт в образовании: образец заполнения

Общая информация

Статья 135 ТК РФ – один из основных документов, регулирующих решение вопроса. В ней говорится о зависимости заработной платы от системы оплаты труда, которая действует на предприятии.

Оплата труда педагогических работников

Конкретные цифры определяются несколькими факторами:

  • При каких условиях выполняют работу?
  • С каким качеством выполняют должностные обязанности?
  • Сколько обязанностей у одного сотрудника, насколько они сложны?
  • Уровень квалификации.

Оформление трудовых договоров с сотрудниками-педагогами требует учёта следующих условий:

  1. Оклад, ставка за то, что гражданин исполняет обязанности. Из обязательных опор – уровень сложности работы. Календарные 30 дней – стандартный период отчётности. Нормы других видов тоже допустимы.
  2. Перечисления с характером компенсаций. Обычно их вводят при работе с тяжёлыми или опасными, вредными условиями.
  3. Перечисления, играющие роль стимулов. Отдельное рассмотрение актуально для условий установления. Локальный акт для регулирования порядка выплат требует отдельной ссылки. У каждой компании – свои правила и размеры по выплатам.

Когда вводится определённая система оплаты труда, нужно учитывать большое количество факторов:

  1. Что думает орган, представляющий мнение сотрудников?
  2. Опираться надо на рекомендации, выпущенные трёхсторонней комиссии РФ, связанные с регулированием социально-трудовой сферы.
  3. Содержание положений по компенсации за труд для работников, представляющих разные сферы. Обычно их установку перекладывают на государственные или федеральные органы власти, распорядителей бюджета.
  4. Перечень с выплатами стимулирующего характера, утверждённый Минздравсоцразвития.
  5. Список с компенсационными перечислениями от того же ведомства.
  6. Государственные гарантии, связанные с оплатой труда.
  7. Справочник с должностями, перечислением квалификаций. Действие распространяется на руководителей и подчинённых в равной степени.
  8. Справочник с различными видами работ и точным размером вознаграждений за их выполнение.

Как считать зарплату по новой системе

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений совместно с Минобрнауки в 2020 году разработала новые единые рекомендации на 2020 год (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24.12.2019, протокол №11). Они предписывают вносить в трудовой договор следующие компоненты оплаты:

  • должностной оклад в фиксированном размере;
  • ставку заработной платы;
  • предусмотренные компенсационные выплаты и их размер;
  • условия получения стимулирующих надбавок.

Ставка устанавливается за календарный месяц или за норму труда. Имеется в виду количество академических часов, которые следует отработать в определенный период за ставку заработной платы. Обычно норма устанавливается из расчета 18 часов в неделю.

К выплатам стимулирующего характера, согласно письму Минобрнауки от 29.12.2017 №ВП-1992/02, относятся:

  • за интенсивность (например, работу на 2 ставки);
  • за высокие результаты (достижения учеников, правительственные награды);
  • за стаж непрерывной работы;
  • за качество работы (например, применение инновационных педагогических технологий);
  • премии по итогам отчетного периода.

Компенсационные выплаты предусмотрены за работу в экстремальных климатических условиях, сверхурочные часы, совмещение должностей, выход в выходные или праздники.

В качестве примера рассмотрим, какая зарплата получится у учителя русского языка и литературы высшей категории со стажем 16 лет при следующих начальных данных:

  • должностной оклад — 5 000 руб.;
  • работает в неделю 20 часов;
  • надбавка за стаж — 500 руб.;
  • повышающий коэффициент за высшую квалификационную категорию — 0,2;
  • доплата за проверку письменных работ — 0,1.

Получаем за нагрузку: 5 000 руб. / 18 × 20 = 5 555,56 руб.

За категорию доплата составит: 5 555,56 х 0,2 = 1 111,11 руб.

За проверку работ: 5 555,56 х 0,1 = 555,56 руб.

Добавляем еще 500 рублей за непрерывный стаж.

В итоге получим:

5 555,56 + 1 111,11 + 555,56 + 500 = 7 722,23 (руб.)

Учет рабочего времени

Отработанное время учитывается в клас­сных журналах, журналах учета теоретического обучения и журналах учета практического обучения. А также время фиксируется в Табеле учета рабочего времени (ф. 0301008) или Табеле учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (ф. 0504421) в зависимости от того, какой табель применяется в образовательном учреждении. Табели ведут лица, назначенные приказом по учреждению.

Почасовая оплата производится в месяце, следующем за отработанным, без авансовых выплат, при условии, что у него есть составляющие заработной платы, установленные в фиксированном размере (должностной оклад, доплаты, надбавки и вознаграждения).

Как быть с повышающими коэффициентами?

Повышающие коэффициенты и оплата труда педагогических работниковОбычно повышающие коэффициенты применяют для сотрудников, получивших учёную степень. Но допустимо разрабатывать и так называемые персональные коэффициенты. Решение принимает индивидуально руководитель предприятия, на основе изучения существующих факторов.

При установке таких коэффициентов учитывают различные факторы:

  1. Насколько ответственно выполняются задачи, сохраняет ли гражданин самостоятельность.
  2. Выполняемая работа – насколько она важна?
  3. Профессиональной подготовки.
  4. Сложность вопросов, с которыми приходится сталкиваться.
  5. Установка коэффициентов происходит только на определённый период времени, потом условие снимают.

Расчет по базовому окладу

Не во всех регионах еще перешли на НСОТ, есть такие, где сохраняется расчет, исходя из оклада. Если алгоритм, как начисляется зарплата учителям, основан на окладе и зависит от фактического объема выполняемой работы, годовая нагрузка обязательно фиксируется в трудовом договоре. В организациях среднего профессионального и высшего образования этот показатель иногда меняется по семестрам. Поэтому для каждого полугодия нагрузку рекомендуется прописывать отдельно.

По должностному окладу з/п обычно устанавливают тем педагогическим работникам, которым четко установлена продолжительность рабочего времени (ПРВ). От нагрузки она не зависит. Из приказа Минобрнауки №1601, ПРВ в сфере образования не превышает 36 часов.

Должностной оклад устанавливается педагогам-психологам, социальным педагогам, организаторам. То есть тем, кто находится на рабочем месте весь день, вне зависимости от количества уроков.

К должностному окладу иногда прибавляют компенсационные и стимулирующие выплаты.

Зарплаты учителей должны отличаться

На пресс-конференции Владимира Путина 17 декабря был поднят вопрос о том, что после повышения МРОТ до уровня прожиточного минимума зарплаты уборщиц в школах приблизились к зарплатам учителей. В связи с этим президент поручил Правительству пересмотреть уровень зарплат российских педагогов.

Комментируя поручение, Андрей Исаев заявил, что партия намерена обсудить с кабмином вопрос «усиления дифференциации в бюджетной сфере в зависимости от квалификации и условий труда работника».

«Вот эта разница, «гармошка» в доходах квалифицированных и неквалифицированных работников в бюджетной сфере, сжалась», — пояснил Исаев журналистам.

Поэтому, по его словам, уборщицы и санитарки стали получать столько же, сколько и квалифицированные специалисты.

Ранее сообщали, что минимальный размер оплаты труда в 2021 году впервые превысит прожиточный минимум для трудоспособного населения. Это затронет 3,9 млн россиян. При этом будут сохранены достигнутые целевые соотношения в зарплате категорий бюджетников, предусмотренные «майскими указами» президента от 2012 года.

Читайте также: Лунный посевной календарь на февраль 2021 года: садоводам, огородникам и цветоводам

Источник kurer-sreda.ru

Пишу о том, что мне интересно. Чтобы не пропустить что нибудь важное, рекомендую подписаться на 9111.ру

По поводу выплат стимулирующего характера

Показатели и критерии оценки эффективности труда сотрудников – вот на основании чего устанавливают эту группу перечислений. Она обязательно описывается в индивидуальных и коллективных соглашениях, локальных нормативных актах.Стимулирующие выплаты педагогическим работникам

Стимулирующие выплаты нужны, чтобы решать задачи по нескольким направлениям:

  • Сделать труд более эффективным, а качество образования в среднем — повысить.
  • Совершенствовать потенциал по кадрам.

Приказ Минздравсоцразвития РФ №818 – основной документ, где описаны правила для выплат в виде стимулов по отношению к казённым, автономным и другим видам федеральных учреждений. Перечисления привязаны к следующим явлениям:

  • Вознаграждения в виде премий, за работу по 12 месяцам, в целом.
  • Выслуга лет, большой набранный непрерывный стаж.
  • Работа выполняется на высоком уровне качества.
  • Обязанности выполняют с результатами, серьёзной интенсивностью.

В случае с интенсивностью, результатами работы опираются на результаты, которых удаётся достичь учащимся. Стабильность и рост качества обучения в этом смысле тоже не лишены внимания со стороны органов контроля. Есть и другие направления, для которых проводят анализ:

  1. Отсутствие взысканий в административной, дисциплинарной сфере.
  2. Высокий уровень по исполнительной дисциплине.
  3. Снижение количества пропусков без уважительной причины.
  4. Участие педагога в проведении методической работы.
  5. Уроки на должном уровне.
  6. Подготовка призёров для олимпиад и конкурсов.

Почётное звание предполагает установку компенсационной выплаты за качество выполняемой работы. Надбавка допустима, если само почётное звание и профиль учреждения соответствуют друг другу. Выплаты осуществляют за время, отработанное по факту. Если есть два почётных звания – то основным выбирают только один из стимулирующих факторов.

Руководитель устанавливает размеры надбавок, исходя из текущего финансового положения организации.

Как влияют на зарплату преподаваемые дисциплины

Еще один важный вопрос — из чего состоит зарплата учителя-предметника. В письме Минобрнауки от 26.11.2006 №ИК-244/03 заявлено, что за сложность и приоритетность предмета тоже применяют повышающие коэффициенты. На такую привилегию вправе рассчитывать преподаватели:

  • русского языка;
  • математики;
  • иностранных языков;
  • предметов, по которым большинство учеников сдает ЕГЭ.

Возможно увеличение доходов и тем, кто ведет предметы, которым сопутствуют вредные условия труда (физика, химия).

Дополнительно о требованиях: кто может работать педагогом?

Если гражданин планирует работать учителем, то он должен выполнить следующие условия:

  1. Получить образование, высшее или среднее.
  2. Отвечать требованиям по квалификации, которые указаны в специальных справочниках либо профессиональных стандартах.

Но иногда образовательный ценз имеется, а до работы сотрудника всё равно запрещено допускать. Обычно это связано с такими ситуациями:

  1. Есть заболевания, мешающие вести нормальный образ жизни.
  2. Получение статуса недееспособного лица в порядке, установленном на федеральном уровне.
  3. Тяжкие, особо тяжкие преступления с неснятой, непогашенной судимостью.
  4. С судимостью в прошлом либо те, кого подвергали уголовному преследованию. Особенно – за преступления против личности и её свободы, половой неприкосновенности, семьи и семейных ценностей.
  5. Когда есть решение суда, которое лишает права заниматься именно педагогической работой.

Существует отдельное Правительственное Постановление, где перечислены социально значимые заболевания, которые могут создать дополнительные препятствия.

По поводу отпусков

Удлинять отпуска обязаны всем, кто представляет сферу педагогической работы. Правительственное Постановление №274 – основной документ, где описана информация по этому вопросу. Следующие должности дают право на основные отпуска продолжительностью в 56 дней:

  • Учителям, работающим полный день в группах с воспитанниками-инвалидами.
  • Логопеды.
  • Дефектологи.
  • Инструкторы по физкультуре.
  • Воспитатели.
  • Музыкальные руководители.

На 42 дня такого отдыха могут рассчитывать:

  • Директора и их заместители.
  • Методисты.
  • Педагоги-психологи.

Право получения дополнительных отпусков у педагогов появляется как минимум раз в десять лет. Его продолжительность может составлять до 1 года. Порядок, условия предоставления таких отпусков раньше корректировались руководителем. Теперь за установление основных правил отвечают только федеральные органы исполнительной власти.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...