Как закрыть первичную профсоюзную организацию пошаговая инструкция

Особенности ликвидации профсоюза со статусом юрлица: общие основания и порядок. Пример 1. Основание для принудительного закрытия профсоюза со статусом юрлица.

Особенности ликвидации профсоюза со статусом юрлица: общие основания и порядок

Как свидетельствует ст. 61 ГК РФ, ликвидация юрлица может быть добровольной либо принудительной. Оснований, как и поводов для начала процедуры согласно ГК РФ и в первом, и втором случае существует несколько.

  Основания для проведения процедуры ликвидации профсоюза  
Решение участников (учредителей, полномочного органа юрлица)  

Судебное решение

Признание несостоятельности юрлица (банкротство)

Так, к примеру, добровольная ликвидация юрлица, как правило, имеет место в ситуациях, когда срок его действия завершен либо цель, для которой оно создавалось, достигнута. Тогда высший орган профсоюза (конференция, съезд либо общее собрание) путем голосования принимает решение о прекращении его деятельности. С этого момента запускается процесс ликвидации.

По решению суда юрлицо ликвидируется по разным причинам. Например, если госрегистрация юрлица признана недействительной либо его деятельность велась без лицензии (соответствующего разрешения) либо с нарушением норм законодательства. В отмеченных случаях судебный иск подает госорган либо орган местного самоуправления.

Порядок ликвидации юрлица, определяемый ГК РФ, применяется в общих случаях. Непосредственно процедура банкротства юрлица проводится с учетом норм законодательства о банкротстве, а именно ФЗ РФ № 129 от 26.10.2002 (о несостоятельности).

Про профсоюз

В России немногие позитивно относятся к профсоюзам.

Несмотря на то, что деятельность профсоюзов редко выходит за рамки, установленные Федеральным Законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и Трудовым Кодексом,  их деятельность нередко вызывает дискомфорт как у работодателя, так и работников.

В мирном варианте председатель профсоюза тихо собирает взносы, сочувственно выслушивает жалобы членов профсоюза и без особого успеха выполняет функции посредника в трудовых спорах, в худшем — профсоюз насмерть бьется с работодателем, считая его заклятым врагом, бессовестно эксплуатирующим трудящихся.

На разных предприятиях история отношений с профсоюзом складывается по-разному.

Деятельность завода «Форд» по Санкт-Петербургом профсоюз останавливал не раз, а о деятельности профсоюза на «Тойоте» никто даже не слышал.

Многое зависит от того, насколько активно и профессионально действуют представители работодателя, а именно, специалисты по управлению персоналом и руководство предприятия.

Как показывает пример всеволожского завода«Форд», можно проиграть профсоюзу «всухую».

Но бывает и по-другому.

В качестве примера предлагаю вашему вниманию кейс, в котором профсоюз на предприятии был ликвидирован силами службы управления персоналом.

Комментарии к законам

2. Государственная регистрация профсоюза или первичной профсоюзной организации в связи с их ликвидацией и государственная регистрация профсоюза или первичной профсоюзной организации, создаваемых путем реорганизации, осуществляются в порядке, предусмотренном Федеральным законом “О государственной регистрации юридических лиц”, с учетом особенностей такой регистрации, установленных настоящим Федеральным законом.
Сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации профсоюза или первичной профсоюзной организации в связи с их ликвидацией, представляются в орган, которым был выдан документ о государственной регистрации данного профсоюза или данной первичной профсоюзной организации.
Документы, необходимые для осуществления государственной регистрации профсоюза или первичной профсоюзной организации, создаваемых путем реорганизации, представляются в федеральный орган юстиции или его территориальные органы в соответствующих субъектах Российской Федерации. При этом порядок представления указанных документов определяется Правительством Российской Федерации.
При получении документов, необходимых для государственной регистрации профсоюза или первичной профсоюзной организации в связи с их ликвидацией либо в случае их создания путем реорганизации, федеральный орган юстиции или его территориальный орган направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.
На основании представленных федеральным органом юстиции или его территориальным органом необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения указанных сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в орган, который представил указанные сведения и документы.
Порядок взаимодействия федерального органа юстиции и его территориальных органов с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации профсоюза или первичной профсоюзной организации в связи с их ликвидацией либо в случае их создания путем реорганизации определяется Правительством Российской Федерации.
(п. 2 введен Федеральным законом от 21.03.2002 N 31-ФЗ)
3. В случае, если деятельность профсоюза противоречит Конституции Российской Федерации, конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации, федеральным законам, она может быть приостановлена на срок до шести месяцев или запрещена решением Верховного Суда Российской Федерации или соответствующего суда субъекта Российской Федерации по заявлению Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора соответствующего субъекта Российской Федерации. Приостановка или запрещение деятельности профсоюза по решению каких-либо иных органов не допускается.
4. Деятельность профсоюза, первичной профсоюзной организации может быть приостановлена или запрещена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом “О противодействии экстремистской деятельности”.
(п. 4 введен Федеральным законом от 25.07.2002 N 112-ФЗ)
Комментарий к статье 10
Свобода деятельности общественных объединений заключается в том, что им гарантируется самостоятельность в принятии уставов, избрании руководящих органов, составлении программы, управлении собственностью, распространении информации о своей деятельности и выступлении с инициативами по различным вопросам общественной жизни. Условия и порядок приобретения, утраты членства, включая условия выбытия из членов общественных объединений по возрасту, определяются уставами общественных объединений.
Свобода деятельности общественного объединения, том числе и профессионального союза, состоит в том, что оно вправе принимать решение о своей реорганизации или ликвидации.
Так, реорганизация или прекращение деятельности профсоюза или первичной профсоюзной организации осуществляются по решению его членов в порядке, определяемом уставом профсоюза, положением о первичной профсоюзной организации, а ликвидация профсоюза или первичной профсоюзной организации как юридического лица – в соответствии с Федеральным законом.
Статья 57 ГК Российской Федерации устанавливает, что реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то юридическими документами.
Виды и порядок реорганизации юридических лиц определяет гражданское законодательство. Следовательно, и порядок реорганизации профессиональных союзов должен происходить в соответствии с нормами гражданского законодательства.
Так, например, в соответствии с уставом общероссийского профсоюза работников связи Российской Федерации деятельность профсоюза может быть прекращена по решению съезда профсоюза или решению суда.
Решение съезда считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 делегатов, принимавших участие в съезде.
Реорганизация профсоюза может быть осуществлена с учетом порядка, предусмотренного Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно Уставу объединения профсоюзов России СОЦПРОФ данная организация может быть реорганизована (в форме слияния, присоединения, разделения или выделения) либо ликвидирована в соответствии с законодательством Российской Федерации по решению съезда СОЦПРОФ. Решение о прекращении деятельности считается принятым, если за него подано не менее 2/3 голосов делегатов съезда.
Вопрос о реорганизации или прекращении деятельности СОЦПРОФ может быть включен в повестку дня съезда по решению Федерального Координационного Совета СОЦПРОФ или по письменным заявлениям не менее 2/3 всех первичных профсоюзных организаций.
Уставом общественного объединения “Всероссийский Электропрофсоюз” определяется, что реорганизация профсоюза (слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование) может быть осуществлена в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации и Уставом.
Решение о реорганизации профсоюза принимается съездом большинством не менее 3/4 голосов делегатов, принимавших участие в съезде.
Профсоюз считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, со дня государственной регистрации вновь возникших профсоюзов.
Присоединением профсоюза признается прекращение деятельности профсоюза с передачей его прав и обязанностей другому профсоюзу.
Решение о присоединении профсоюза, порядке и условиях присоединения принимается съездом каждого профсоюза, участвующего в присоединении. Решение об утверждении передаточного акта принимается съездом присоединяемого профсоюза.
Совместный съезд указанных профсоюзов принимает решения о внесении изменений и дополнений в устав профсоюза, состав его выборных органов и, в случае необходимости, по иным вопросам.
Слиянием профсоюзов признается возникновение нового профсоюза путем передачи ему прав и обязанностей двух или нескольких профсоюзов с прекращением деятельности последних. Решение о слиянии принимается съездом каждого профсоюза, участвующего в слиянии.
Разделением профсоюза признается прекращение деятельности профсоюза с передачей его прав и обязанностей вновь возникшим профсоюзам. Права и обязанности переходят в соответствии с разделительным балансом, подтвержденным актом ревизии.
Выделением профсоюза признается создание одного или нескольких профсоюзов с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемого профсоюза без прекращения деятельности последнего.
Профсоюз может быть ликвидирован в порядке, предусмотренном ГК Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом и уставом.
В случае если деятельность профсоюза противоречит Конституции Российской Федерации, конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации, федеральным законам, она может быть приостановлена на срок до шести месяцев или запрещена решением Верховного Суда Российской Федерации или соответствующего суда субъекта Российской Федерации по заявлению Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора соответствующего субъекта Российской Федерации. Приостановка или запрещение деятельности профсоюза по решению каких-либо иных органов не допускается.
В законодательстве предусматриваются меры против злоупотреблений правом на объединение. Общественное объединение может быть ликвидировано лишь по решению суда на основании заявления прокурора в случаях несоблюдения п. 5 ст. 13 Конституции Российской Федерации, виновного нарушения прав и свобод граждан, иных неоднократных или грубых нарушений правовых актов либо систематической деятельности, противоречащей уставным целям. Государство, его органы, общественные объединения, в том числе лица, входящие в состав руководящих органов этих объединений, и граждане несут равную ответственность за соблюдение законодательства об общественных объединениях.
Деятельность общественных объединений может быть приостановлена в случае нарушения Конституции Российской Федерации, конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, законодательства Российской Федерации по решению суда в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В случае нарушения общероссийскими и международными общественными объединениями ст. 16 Федерального закона “Об общественных объединениях”, а также совершения действий, противоречащих уставным целям, Генеральный прокурор Российской Федерации вносит в руководящие органы данных объединений представление об указанных нарушениях и устанавливает срок для их устранения. Если в установленный срок эти нарушения не устраняются, деятельность общественных объединений приостанавливается на срок до шести месяцев решением Верховного Суда Российской Федерации на основании заявления Генерального прокурора Российской Федерации.
Приостановление деятельности межрегиональных, региональных и местных общественных объединений осуществляется судом соответствующего субъекта Российской Федерации по заявлению прокурора данного субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации “О прокуратуре Российской Федерации”.
Орган, регистрирующий общественные объединения, вправе подать заявление в суд о приостановлении деятельности общественных объединений после двух письменных предупреждений, если эти предупреждения не были обжалованы в суд в установленном законом порядке или не признаны судом не основанными на законе.
Порядок приостановления деятельности общественных объединений в случае введения чрезвычайного положения на территории Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.
В случае приостановления деятельности общественного объединения на срок, установленный решением суда, приостанавливаются его права как учредителя средств массовой информации, ему запрещается организовывать собрания, митинги, демонстрации и другие публичные мероприятия, принимать участие в выборах, использовать банковские вклады, за исключением расчетов по хозяйственной деятельности и трудовым договорам, возмещению убытков, причиненных его действиями, и уплате штрафов.
Если в течение установленного судом срока приостановления деятельности общественного объединения оно устраняет нарушение, послужившее основанием для приостановления его деятельности, то после окончания указанного срока общественное объединение возобновляет свою деятельность. В случае неустранения общественным объединением указанного нарушения орган, внесший в суд заявление о приостановлении деятельности данного объединения, вносит в суд заявление о его ликвидации.
Общественное объединение может быть ликвидировано по решению суда в случаях:
нарушения требований ст. 16 Федерального закона “Об общественных объединениях”;
виновного нарушения своими действиями прав и свобод граждан;
неоднократных или грубых нарушений Закона или иных правовых актов либо при систематическом осуществлении общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
Заявление в суд о ликвидации общероссийского или международного общественного объединения по указанным в данной статье основаниям вносится Генеральным прокурором Российской Федерации.
Заявление в суд о ликвидации межрегионального, регионального и местного общественных объединений по указанным в данной статье основаниям вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 17 января 1992 г. “О прокуратуре Российской Федерации” с последующими изменениями и дополнениями.
Ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации.
Решение суда о приостановлении деятельности или ликвидации общественного объединения может быть обжаловано в случаях и порядке, установленных федеральными законами.
Отмена решения о ликвидации общественного объединения влечет возмещение государством всех убытков, понесенных общественным объединением в связи с его незаконной ликвидацией.
Глава II. ОСНОВНЫЕ ПРАВА ПРОФСОЮЗОВ

Вернутся в раздел Комментарии к законам

Бесплатные ресурсы

Справочная база

Пошаговые инструкции для кадровика
Образцы документов
Трудовые книжки
Статьи и консультации
Разъяснение Роструда, НПА

Рассылки

Подпишитесь на наши рассылки:
– публикации по кадровому делу,
– новости трудового законодательства,
– новости сайта, новости о скидках и акциях

Самоучитель

Познавайте кадровый учет сами с нашим самоучителем по кадровому делопроизводству

Кадровый аудит

Кадровый аудит своими силами. Найдите у себя эти ошибки и исправьте их, как рекомендуем

Фотообои

Фотообои с производственным календарем на 2021 год

Опросы

Опросы по сложным вопросам кадровой практики

Пример 1. Основание для принудительного закрытия профсоюза со статусом юрлица

Профорганизация осуществляет деятельность, но при этом не представляет в Минюст РФ ежегодных сведений о себе как о юрлице.

Данный факт, по сути, может являться основанием для подачи иска о признании профорганизации прекратившей деятельность в качестве юрлица. Минюст может направить подобный иск в суд, включив в него также просьбу исключить профорганизацию из ЕГРЮЛ.

При данных обстоятельствах суд может как удовлетворить иск, так и отказать. Если он сочтет заявленные в иске нарушения профорганизации достаточно весомыми, значительными и неустранимыми, то решение, соответственно, примет в пользу Минюста.

Пролог

Все происходило на производственном предприятии, продукция которого пользуется сезонным спросом.

Средняя заработная плата была выше рыночной за счет переработок, которые оплачивались в полуторном и двойном размере согласно Трудовому Кодексу.

Все по закону, но было одно «но».

В разрешенную норму часов переработки уложиться не удавалось, поэтому часть сумм, начисляемых  за сверхурочную работу, выплачивалась в виде премии.

Альтернативы — увеличение штата и уменьшение сверхурочных, были невыгодны ни предприятию, ни работникам, так как за счет переработок уровень заработной платы был выше рыночного.

Хорошо ли, плохо ли, но все заинтересованные стороны такое положение устраивало.

Но однажды на предприятии появился новый сотрудник, который потребовал включать «неучтенные» часы в расчетный листок.

Каких либо доводов в пользу такого нововведения он не приводил, просто хотел, чтобы было «по закону».

Несколько разъяснительных бесед со специалистом по управлению персоналом действия не возымели.

Вежливое предложение расстаться с предприятием, условия работы на котором не устраивают, по соглашению сторон, получив выходное пособие, было отвергнуто.

Спустя некоторое время предприятие получило письменное уведомление о создании профсоюза и письменное требование привести все расчеты с работниками в соответствие действующему  законодательству.

Так как ситуация уже не контролировалась руководителями производственных подразделений,  все дальнейшие действия планировались и осуществлялись службой управления персоналом.

Эпизод 1: нейтрализация

Председатель профсоюза был временно переведен на удаленную производственную площадку, где его общение с другими работниками было сведено к минимуму.

В связи с отсутствием производственной необходимости привлечение его к сверхурочным работам было исключено.

Премия председателю профсоюза не выплачивалась в связи с отсутствием оснований для премирования.

Требования к документообороту, связанному с обоснованием и учетом сверхурочных работ и начислением премий, были ужесточены.

К контролю за соблюдением сотрудником трудовой и производственной дисциплины, а также инструкций по охране труда были привлечены сотрудники службы безопасности.

Председатель профсоюза обратился в суд и прокуратуру с заявлением о дискриминации и нарушении его прав в части оплаты труда.

Две прокурорские проверки нарушений в действиях работодателя не выявили.

Суд также оставил жалобу без удовлетворения, посчитав, что условия заключенного с работником трудового договора работодателем не нарушены.

Типовые формы документов, фигурирующие при ликвидации профсоюза со статусом юрлица

Как уже было отмечено выше, при ликвидации юрлица (профсоюза) используются бланки документов, утвержденных Приказом ФНС РФ № ММВ-7-6/25@от 25.01.2012. Речь идет, прежде всего, о двух типовых формах: Р15001 и Р16001. При их заполнении следует принять во внимание следующее:

  1. Форма Р15001 по КНД 1111518 представлена Приложением 8 Приказа ФНС № ММВ-7-6/25@от 25.01.2012. Требования к ее заполнению содержит Приложение № IX.
  2. Форма Р16001 по КНД 1111507 представлена Приложением № 9 Приказа ФНС № ММВ-7-6/25@от 25.01.2012. Требования по ее оформлению изложены в Приложении № X.

Подавать данные формы вкупе с требуемыми документами можно самостоятельно либо иным доступным способом. Например, можно переслать их по почте ценным письмом с описью вложения, передать через полномочного представителя, имеющего заверенную нотариатом доверенность. Допускается также отправка электронных документов при помощи сети интернет.

Важно! Подпись заявителя на одной и второй форме надлежит заверять нотариально. Исключением является ситуация, при которой документы подаются в электронном виде и подписываются УКЭП.

Распространенные ошибки при ликвидации профсоюза со статусом юрлица

Ошибка 1. Составление промежуточного ликвидационного баланса является обязательным шагом в процедуре ликвидации юрлица. Подготовить и утвердить его необходимо на протяжении 2 мес. после опубликования данных о ликвидации в «Вестнике».

Настоящая норма применяется в полной мере и тогда, когда деятельность юрлицо не осуществляет, сдает нулевую отчетность и даже когда не имеет кредиторских долгов.

Ошибка 2. При подаче заявления по форме Р16001 и комплекта документации для целей регистрации юрлица в связи с его ликвидацией, приобщать документ, подтверждающий подачу сведений в территориальный орган ПФР РФ, можно, но не обязательно.

Эпизод 2: ликвидация

Рабочие из подразделения, где продолжал работать председатель профсоюза, были приглашены на встречу со специалистом по управлению персоналом и руководителями производственных подразделений, на которой обсуждалась сложившаяся на предприятии ситуация.

Основной темой для совещания было планируемое сокращение сверхурочных работ за счет найма временного персонала, и, как следствие, уменьшение размера выплат постоянным сотрудникам.

Причиной, требующей таких действий, была названа невозможность сохранения прежних условий оплаты труда в связи с постоянными проверками и жалобами, а также с увеличением документооборота, сопровождающего обоснование выплат сверхурочных и премий.

Через два дня председатель профсоюза написал заявление об увольнении по собственному желанию.

Численность сотрудников и условия труда остались прежними.

Попытки установить, кто вступал в профсоюз, предприятием не предпринимались.

Профсоюз прекратил свое существование.

Все события заняли около трех месяцев.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Вопрос №1: Кто может быть заявителем при подаче в регистрирующий орган уведомления Р15001 (о решении ликвидировать юрлицо)?

Этот и иные вопросы по части госрегистрации юрлиц разъяснены в соответствующих правовых позициях, представленных Письмом ФНС РФ № СА-4-14/1645 от 31.01.2014. Ознакомиться с ними можно в разд. «База данных «Вопрос-ответ».

Таким образом, в правовых позициях отмечено, что в качестве заявителя может выступить учредитель (участник) юрлица, а также полномочный орган, принимавший решение. Если на момент подачи сформирована ликвидационная комиссия, то заявителем может быть ее руководитель (ликвидатор). 

ФНС РФ (nalog.ru).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...