Кому из работников обязательна прививка от гриппа

Постановление Правительства РФ от 15.07.99 N 825 об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок — Редакция от 24.12.2014 — с последними изменениями скачать на сайте Контур.Норматив

Содержание

Судебная практика и законодательство — Постановление Правительства РФ от 15.07.1999 N 825(ред. от 24.12.2014)”Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок”

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 58(ред. от 10.06.2016)”Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность”(вместе с “СанПиН 2.1.3.2630-10. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы…”)(Зарегистрировано в Минюсте России 09.08.2010 N 18094)

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 N 825 “Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок”.

6. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1.

“МУ 3.3.2400-08. 3.3. Иммунопрофилактика инфекционных болезней. Контроль за работой лечебно-профилактических организаций по вопросам иммунопрофилактики инфекционных болезней. Методические указания”(утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 10.07.2008)

1. “Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок” от 15.07.99 N 825.

2. “Об утверждении перечня поствакцинальных осложнений, вызванных профилактическими прививками, включенными в национальный календарь профилактических прививок и профилактических прививок по эпидемическим показаниям, дающих право гражданам на получение государственных единовременных пособий” от 02.08.99 N 885.

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 25.12.2009 N 1038н Об утверждении Административного регламента Федерального медико-биологического агентства по исполнению государственной функции по организации и осуществлению государственного санитарно-эпидемиологического надзора в отдельных отраслях промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях

Постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825 “Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3766);

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.06.2008 N 34″Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.3.2367-08″(вместе с “СП 3.3.2367-08. Организация иммунопрофилактики инфекционных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила”)(Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.06.2008 N 11881)

1. “Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок” от 15.07.1999 N 825.

2. “Об утверждении перечня поствакцинальных осложнений, вызванных профилактическими прививками, включенными в национальный календарь профилактических прививок, и профилактическими прививками по эпидемическим показаниям, дающих право гражданам на получение государственных единовременных пособий” от 02.08.1999 N 885.

“МУ 3.1.2792-10. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. Эпидемиологический надзор за гепатитом B. Методические указания”(утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 20.12.2010)

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 N 825 “Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок”.

5. Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554 (с изменениями от 6 февраля, 17 ноября 2004 г., 15 сентября 2005 г.).

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 27.12.2007 N 809 Об утверждении Административного регламента Федерального медико-биологического агентства по исполнению государственной функции по организации и осуществлению государственного санитарно-эпидемиологического надзора в отдельных отраслях промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях

Постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825 “Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3766);

“МУ 3.3.1889-04. 3.3. Иммунопрофилактика инфекционных болезней. Порядок проведения профилактических прививок. Методические указания”(утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 04.03.2004)

При угрозе возникновения инфекционных заболеваний профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводят всему населению или отдельным профессиональным группам, контингентам, проживающим или приезжающим на территории, эндемичные или энзоотичные по чуме, бруцеллезу, туляремии, сибирской язве, лептоспирозу, клещевому весенне-летнему энцефалиту. Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заражения инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.99 N 825.

«Свежий» состав и новые санкции

Начнем с того, что проектом КоАП предлагается ввести, а вернее даже оставить административную ответственность за нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (глава 10, статья 10.1 проекта КоАП). Однако в проекте появляется отдельная норма, посвященная нарушениям санитарно – противоэпидемических (профилактических) мероприятий (часть 4 статьи 10.1 проекта КоАП). Цитируем: «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения к организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в том числе по осуществлению мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан…». К слову, именно вокруг этой нормы сейчас возник сыр-бор.

На сегодняшний день, за невыполнение противоэпидемических мероприятий ответственность предусмотрена общей нормой ч. 1 ст. 6.3 КоАП и специальной – ч. 2 и ч .3 ст. 6.3 КоАП (совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления ограничительных мероприятий (карантина)). При этом часть 1 статьи 6.3 КоАП устанавливает ответственность за нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Согласно статье 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» (далее – ФЗ № 52) санитарно – противоэпидемические (профилактические) мероприятия – это организационные, административные, инженерно – технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию(далее- противоэпидемические мероприятия).

В перечень данных мероприятий согласно части 1 статьи 29 ФЗ № 52 входят мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории РФ, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями(ps: обязательная госпитализация, изоляция и др.), проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. Однако список противоэпидемических мер не является исчерпывающим, ФЗ № 52 допускает дополнительные противоэпидемические мероприятия. Такие мероприятия проводятся на основании предписаний должностных лиц Роспотребнадзора при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) (ч. 2 ст. 50 ФЗ № 52).

Таким образом, новый состав коснется не только проведения профилактических прививок (как об этом пишут СМИ), но и всего существующего диапазона противоэпидемических мероприятий, которые перечислены абзацем выше.

Возникает резонный вопрос: какая необходимость предусматривать отдельный административный состав нарушений противоэпидемических мероприятий, отделяя его от нарушений санитарных правил и гигиенических нормативов?

При сравнении санкций ответ становится очевидным – увеличение размера штрафа и смягчение наказания в виде административного запрета деятельности (ниже приводим сравнительную таблицу на примере ч.1 ст. 6.3 КоАП РФ).

Ответственность за отказ от вакцинации, или Новые нормы КоАП РФ

Ответственность за отказ от вакцинации, или Новые нормы КоАП РФ

Кому необходима обязательная вакцинация от гриппа. Новый перечень работников, действует с 23.10.2020.

С 23 октября 2020 г. вступают в силу изменения в национальный календарь профилактических прививок.

Приказ Минздрава России от 14.09.2020 N 967н «О внесении изменения в приложение N 1 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 г. N 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям»  

Так новый перечень категорий граждан, кому обязательна прививка от гриппа, (в соответствии с национальным календарем прививок) с 23.10.2020 выглядит следующим образом:

  • Дети с 6 месяцев, учащиеся 1 — 11 классов;
  • обучающиеся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования;
  • взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям (работники медицинских и образовательных организаций, транспорта, коммунальной сферы и сферы предоставления услуг);
  • лица, работающие вахтовым методом, сотрудники правоохранительных органов и государственных контрольных органов в пунктах пропуска через государственную границу;
  • работники организаций социального обслуживания и многофункциональных центров; государственные гражданские и муниципальные служащие;
  • беременные женщины; взрослые старше 60 лет;
  • лица, подлежащие призыву на военную службу;
  • лица с хроническими заболеваниями, в том числе с заболеваниями легких, сердечно-сосудистыми заболеваниями, метаболическими нарушениями и ожирением.

Жирный шрифт — дополнения к приказу

На вопрос, каким работникам обязательна прививка от гриппа, в соответствии с данным приказом, следует рассмотреть детально.

Особенно актуален вопрос для сферы предоставления услуг. Ведь под понятие «работники сферы предоставления услуг» — можно отнести фактически все услуги.  При желании проверяющих органов в услуги могут быть включены: разработка программного обеспечения, пошив одежды, установка окон, кондиционеров, консалтинг, банковские услуги и пр. Так кому из работников сферы предоставления услуг необходимо обязательно делать прививку от гриппа?

Кому обязательна прививка от гриппа

В рамках данного вопроса следует обратить внимание на следующие законодательный акты:

Руководителями организаций, сотрудники которых относятся к группам риска по заболеваемости гриппом и ОРВИ (работники медицинских и образовательных организаций, торговли, общественного питания, транспорта), должны приниматься меры по проведению специфической профилактики гриппа и неспецифической профилактики ОРВИ

П. 8.3. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.11.2013 № 63

Следовательно, данным пунктом Постановления, определяется перечень профессий, подлежащих обязательной вакцинации.

Также следует учесть, что утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 N 825

Таким образом, обязательная вакцинация работников от гриппа проводится работодателем во исполнение норм закона. Либо вакцинация осуществляется по постановлению должностного лица, осуществляющего федеральный санитарно-эпидемиологический надзор.

Что говорит Роспотребнадзор о прививке 

На официальном сайте Роспотребнадзора от 15.10.2020., Госорган указал относительно вакцинации от гриппа следующее:

граждане имеют право на отказ от профилактических прививок, при реализации которого, правовые последствия для граждан могут быть связаны с временным отказом в приеме его на работу или отстранением от работ в случае, если выполнение таких работ связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, перечень которых в настоящее время утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года № 825 (далее – Перечень), а также при осложнении эпидситуации (по эпидемическим показаниям). Данным Перечнем предусмотрена обязательная иммунизация медицинских работников, работников образовательных организаций и другие.

Таким образом, при ухудшении эпидемиологической ситуации по ряду инфекционных болезней (например, грипп, корь и др.), непривитые против данных нозологий сотрудники отстраняются от работы на период эпиднеблагополучия или обязаны быть привиты против них, в связи с возникшим высоким риском возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди населения.

Судебная практика

Судебная практика по данному вопросу довольно не однозначна. Рассмотрим дела в пользу добровольной вакцинации.

Общество оспаривало предписание Роспотребнадзора. Указывая, что заявитель не осуществляет виды работ, требующие обязательного проведения профилактических прививок.

пункт 8.3  Постановления Правительства РФ от 15.07.1999 N 825,

Все инстанции Общество поддержали, в том числе Верховный суд, указав, что

«Виды деятельности, перечисленные в пункте 8.3 СП 3.1.2.3117-13, на момент проверки обществом не осуществлялись, работники, перечисленные в пункте 8.3 названных санитарных правил в штате общества отсутствовали»

Определение Верховного Суда РФ от 01.11.2016 N 302-КГ16-16571 по делу N А33-24428/2015

Аналогичный подход указал Верховным судом Республики Коми от 16.07.2015 по делу N 33-3452/2015. В данном определении суд указал следующее.

Понуждение работодателем работников, работы которых не входят в Перечень, к проведению профилактических прививок от гриппа является незаконным. Поскольку гражданин имеет право на отказ от прививок.

Ради справедливости стоит заметить, что имеется судебная практика и с противоположной точкой зрения.

Итоги

Обязательная прививка работников от гриппа необходима при исполнение норм закона. Или при исполнении постановления должностного лица, осуществляющего федеральный санитарно-эпидемиологический надзор.

Из чего можно сделать заключение. Отстранить от работы работника или не принять на работу возможно, если сотрудник отказался от прививки и

  • его работа имеет высокий риск заболевания инфекционными болезнями,
  • сотрудник относится к группе риска по заболеваемости гриппом и ОРВИ.

При этом риск привлечения компании к ответственности остается.

Если Вы нашли для себя полезную информацию,

подпишитесь на нас  https://zen.yandex.ru

или другой, удобной для Вас социальной сети

Возможно Вам будет интересно Какую аптеку открыть в 2021 г.

Скачать:

doc.gif Скачать: Постановление Правительства РФ от 15.07.1999 N 825
pdf.gif Скачать: Постановление Правительства РФ от 15.07.1999 N 825

ПЕРЕЧЕНЬ
РАБОТ, ВЫПОЛНЕНИЕ КОТОРЫХ СВЯЗАНО С ВЫСОКИМ РИСКОМ ЗАБОЛЕВАНИЯ ИНФЕКЦИОННЫМИ БОЛЕЗНЯМИ И ТРЕБУЕТ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРИВИВОК

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.12.2014 N 1469)

1. Сельскохозяйственные, гидромелиоративные, строительные и другие работы по выемке и перемещению грунта, заготовительные, промысловые, геологические, изыскательские, экспедиционные, дератизационные и дезинсекционные работы на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.

2. Работы по лесозаготовке, расчистке и благоустройству леса, зон оздоровления и отдыха населения на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.

3. Работы в организациях по заготовке, хранению, обработке сырья и продуктов животноводства, полученных из хозяйств, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.

4. Работы по заготовке, хранению и переработке сельскохозяйственной продукции на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.

5. Работы по убою скота, больного инфекциями, общими для человека и животных, заготовке и переработке полученных от него мяса и мясопродуктов.

6. Работы, связанные с уходом за животными и обслуживанием животноводческих объектов в животноводческих хозяйствах, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.

7. Работы по отлову и содержанию безнадзорных животных.

8. Работы по обслуживанию канализационных сооружений, оборудования и сетей.

9. Работы с больными инфекционными заболеваниями.

10. Работы с живыми культурами возбудителей инфекционных заболеваний.

11. Работы с кровью и биологическими жидкостями человека.

12. Работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.12.2014 N 1469)

О (не) обязательной вакцинации

Возвращаемся к вопросу дня – возможна ли ответственность за отказ от вакцинации в свете проекта КоАП.

Проведение профилактических прививок входит в число санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, правила организации которых установлены Федеральным законом от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее – ФЗ № 157), а также Приказом Минздрава России от 21.03.2014 № 125н «Об утверждении Национального календаря профилактических прививок и Календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» (далее – Национальный календарь прививок). При этом ни один из указанных актов не устанавливает обязанность лиц, в том числе лиц, входящих в профессиональную группу риска (например, медицинских работников), проводить профилактические прививки.

Далее важно отметить, что вакцинация является медицинским вмешательством, к ней применяются положения Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323). Как известно для проведения медицинского вмешательства согласно ч. 1 ст. 20 ФЗ № 323 требуется информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство. А в случае нежелания подвергаться такому вмешательству пациент имеет право на отказ от него. Данные нормы вполне понятны, поскольку медицинское вмешательство корреспондирует конституционному праву каждого на свободу и личную неприкосновенность, в том числе и на физическую свободу. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство является одной из форм реализации данного конституционного права. Напомним, что основополагающий постулат о праве на свободу и личную неприкосновенность зафиксирован не только в Конституции РФ (ст. 22), но и во Всеобщей декларации прав человека от 10.12.1948 (ст.3), Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 (ч. 1 ст.5).

Право на отказ от медицинского вмешательства предусмотрено в первую очередь статьей ФЗ № 323. Кроме того, право на отказ от профилактической прививки предоставлено гражданину ст. 5 ФЗ № 157. При этом ФЗ № 157 такое право предоставляет всем лицам, которые подлежат вакцинации в соответствии с Национальным календарем прививок. Это касается и профессиональных групп риска, в частности медицинских работников. Таким образом, лицам, в том числе работникам, которые относятся к профессиональным группам риска (Постановление Правительства РФ от 15.07.1999 № 825), не может быть принудительно навязано проведение профилактической прививки.

В тоже время право на отказ от медицинского вмешательства не является абсолютным. В частности, возможны случаи, когда допускается медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя. Эти случаи регулируются п. 9 ст. 20 ФЗ № 323. Теоретически можно предположить, что в ситуации с распространением инфекционного заболевания, в частности COVID-19, возможно применить исключительный случай, разрешающий медицинское вмешательство без согласия в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, предусмотренный пп. 2 ч. 9 ст. 20 ФЗ № 323.

Между тем в действительности, по нашему мнению, данная норма не имеет отношения к профилактическим прививкам при COVID-19, поскольку касается лиц, страдающих указанным заболеванием. Для ее применения в первую очередь нужно установить диагноз, а вакцинирование от заболевания, в том числе от коронавирусной инфекции, предполагает, отсутствие заболевания и профилактику его возникновения.

Таким образом, по нашему мнению, отказ от вакцинации не может повлечь наступление ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 10.1 проекта КоАП РФ, поскольку лицам, в том числе входящим в профессиональную группу риска, законом предоставлено право отказаться от медицинского вмешательства, в частности от профилактической прививки.

Однако полагаем, что для «претворения в жизнь» ответственности за отказ от вакцинации необходимо внести соответствующие поправки как в ФЗ № 157, так и в ФЗ № 323 в части осуществления медицинского вмешательства (вакцинирования) без согласия лица в случае, если это связано с проведением профилактических прививок по эпидемическим показаниям и с угрозой распространения заболеваний, представляющих угрозу для окружающих. Без соответствующих изменений в федеральные законы предлагаемая норма не может являться основанием для привлечения к ответственности по части 4 статьи 10.1 проекта КоАП, например, в случае отказа от вакцинации работника из профессиональной группы риска, в частности медицинского работника.

Однако стоит отметить, что неизвестно как будет работать на практике новая норма. Не исключено, что медицинских работников будут привлекать за отказ от вакцинации. Опасения вызывают и комментарии Роспотребнадзора, который отметил, что штрафовать за отказ от вакцинации будут только профессиональные группы риска. Однако повторно сообщаем, что, на наш взгляд, воплощение идеи об ответственности за отказ от вакцинации требуется внесения изменений в ФЗ № 323 и другие нормативные правовые акты.

Напоследок

Считаем важным отметить, что при реализации права на отказ от прививок для гражданина наступают неблагоприятные последствия, одним из которых является отказ в приеме граждан на работу или отстранение граждан от работы, выполнение которой связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, установлен Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 № 825. В число вышеупомянутых работ входят работы с кровью и биологическими жидкостями человека и работы с больными инфекционными заболеваниями. Медицинские работники в большинстве своем заняты именно в сфере выполнения подобного рода работ, особенно работ с кровью и биологическими жидкостями человека.

Если Вам нравятся наши публикации, ставьте лайк, чтобы видеть их в своей ленте чаще.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...