Федеральный закон № 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса РФ” устанавливает порядок переоформления прав собственности на территориальные участки, принадлежащие государству или муниципалитету.
Что представляет собой закон?
ФЗ-137 был принят Государственной Думой в третьем чтении 28 сентября 2001 года и одобрен Советом Федерации 10 октября того же года. Закон был подписан президентом и вступил в силу 25 октября 2001 года. Также в это время вносились последние корректировки в ФЗ №326. Подробнее об этом читайте тут:
Закон о введении в действие Земельного кодекса устанавливает следующие правила продажи территориальных участков, которые находятся в собственности государства или муниципалитета:
- коммерческие организации и индивидуальные предприниматели вправе приобретать их, если владеют зданиями, строениями и сооружениями, которые были отчуждены из государственной или муниципальной собственности;
- юридические лица, которые являются собственниками зданий, строения и сооружений, находящихся на территории государственных и муниципальных участках, могут покупать данные земельные участки посредством переоформления прав бессрочного пользования;
- граждане и некоммерческие организации имеют право приобретать земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, если владеют правами на расположенные на данных территориях здания, строения и сооружения, при условии, что данные права возникли до вступления в силу Земельного кодекса РФ.
При покупке перечисленными лицами данных территорий, их стоимость определяется субъектами Российской Федерации в следующих размерах:
- 20% от кадастровой стоимости участков, при их расположении на территориях городов с населением более 3 миллионов человек;
- 2.5% от кадастровой стоимости участков, если они располагаются в другой местности.
До того как субъект РФ установит стоимость участка, используется цена, которая больше всего соответствует местной цене для земельных объектов.
Лица, не указанные в предыдущем пункте, но обладающие правами собственности на строительные объекты, находящиеся на государственных территориях, могут приобретать земельные участки на следующих условиях:
- для городов с населением более 3 миллионов человек стоимость участка составляет от 5 до 30 единиц от ставки налога за номинальную площадь земельной территории;
- в городах с численностью населения от 500 тысяч до 3 миллионов цена участка составляет от 5 до 17 единиц земельного налога;
- для населённых пунктов с численностью до 500 тысяч человек и за их границей стоимость участка устанавливается в размере от 3 до 10 ставок налога.
Цена земельного участка и единицы земельного налога устанавливается субъектом Российской Федерации.
В городах с численностью населения превышающей 3 миллиона человек при приобретении территориальных площадей власти могут устанавливать запрет на строительство или реконструкцию зданий, которые на них располагаются.
ФЗ от 25.10.2001 N 137
Земельный кодекс решает все вопросы продажи и права передачи территорий, принадлежащих к виду муниципальной и государственной собственности, а также приобретения прав на них для следующих категорий участников:
- Компании коммерческого типа, ИП. Процедуру продажи можно осуществить, только если непосредственно постройки или сами здания были построены на разрушенных территориях (или методом отчуждения изъяты у муниципальных и гос. властей).
- Владельцы земельных участков (юр. лица). Вариант становится возможным, если приобретается право пользования территорией на бессрочной основе.
- Гражданам РФ и предприятиям некоммерческого типа.
Если кто-либо из представленных выше лиц изъявляет желание иметь территорию в собственности, то цену можно установить по следующим параметрам:
- численность субъекта РФ более 3 миллионов человек – 20% кадастровой стоимости;
- другие регионы – 2,5 кадастровой стоимости.
Если владелец решает приобрести землю на бессрочной основе, то ежегодный размер оплаты составляет следующие ценовые параметры:
- территория земли берется в аренду – 2% от кадастровой стоимости;
- участок арендуется на землях по сельскохозяйственным назначениям – 0,3 процента стоимости;
- если площадь уже изымается с оборота, и права ее использования ограничены – 1,5% от кадастровой цены.
ФЗ «О введении в действие ЗК Российской Федерации» полноценно состоит из 16 статей, наиболее значимые из которых будут подробнее рассмотрены ниже в кратком изложении. Для ознакомления дадим комментарий по первым 9 статьям, последующие рассмотрим в общем перечне.
- Основа введения и эксплуатации Земельного кодекса.
- Ценовая политика и продажа участков.
- Аспекты владения и распоряжения участками на базе управления нормативно-правовых актов.
- Об утративших силу распоряжениях.
- О применении действительных законодательных актах.
- Отсутствие противоречий между пунктами закона и другими нормативными актами.
- Земельные отношения и применение к ним возникающих на законодательном уровне прав и обязанностей.
- Лица, имеющие права на владение; координирование с другими законами; нормы владения и т. д.
- С момента введения закона весь оборот земель происходит под ФЗ РФ указанных субъектов.
Также в закон входят еще 7 основных статей, в которых рассматриваются такие вопросы, как:
- изымание земельных площадей по различным требованиям и нуждам;
- особые положения глав, участков, находящихся на территории Сколково;
- резервирование земель (также по мероприятиям ввиду проведения в РФ Чемпионата мира по футболу 2018);
- условия принудительного изъятия территорий для нужд государства РФ;
- ряд условий при эксплуатации участков и земель при размещении линейки инженерной направленности, а также при обновлении фонда жилищного хозяйства, осуществляемой по нормам ФЗ.
Последние изменения и поправки
Поправки вносились в статьи ФЗ несколько раз за 2017 год, последние из которых официально вступили в силу, датируются 30 декабря. Они коснулись следующих статей:
22 – пункт 9_1, 9_2 – замена понятийного аппарата «жилье экономического класса» на «стандартное жилья» (а также ряде других понятий: подпункт 13_1 п. 2 статьи 39_6, пункт 5 статьи 39_7, подпункт 5,6, подпункт 5 пункта 7 статьи 39_14).
В ст. 3 пункта 9_2 ФЗ большой набор информационной составляющей меняется на краткое содержание в упрощенном варианте. Теперь жилье обозначается, как стандартное, рассматривается оно на основании законодательства градостроительной деятельности.
Последние изменения, внесенные в 137 ФЗ
В ходе последних изменений Федерального закона № 137 от 31.12.2017 были внесены поправки в часть 9.2 статьи 3, относительно соответствия градостроительным нормам жилья, которые должны обеспечивать граждан, работающих в государственных учреждениях, жилищные компании, что получают в безвозмездное пользования земельные участки, принадлежащие государству или муниципалитету.
В процессе предыдущей редакции закона от 29.07.2017 была введена статья 3.5, которая предусматривает обязательный порядок согласования новой схемы кадастрового участка, подлежащего продаже, если он был образован из земли, находящейся в собственности государства. Согласование нового плана происходит с органами местного самоуправления. При отказе от утверждения схемы, решение о предоставлении участка может быть обжаловано в судебном порядке.
Согласование новой схемы не требуется в следующих случаях:
- на границе населённого пункта;
- за территорией населённых пунктов, сельскохозяйственных и лесных угодий;
- в границах территории, внесённой в Единый государственный реестр недвижимости;
- в границах городов, где отсутствуют лесные и лесопарковые владения.
Процесс согласования схемы земельного участка происходит в течение 30 дней с момента получения соответствующего заявления исполнительными органами.
Статья 3 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса РФ” устанавливает порядок переоформления прав собственности на территориальные участки, принадлежащие государству или муниципалитету. Также предусматривается возможность безвозмездного права наследования прав на земельную собственность и возможность её сохранения пожизненно.
Пункт 2 статьи 3 ФЗ-137 обязует юридические лица, кроме указанных в п.2 ст.39.9 ЗК РФ, переоформить право постоянного пользования участков на право аренды или купить данные территории в соответствии с требованиями гл. V.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Указанная процедура должна была быть проведена до 1 июля 2012 года.
При переоформлении права бессрочного пользования на право аренды, устанавливается следующий объём годовой земельной арендной платы:
- 2% от кадастровой стоимости арендуемой территории;
- 0.3% от кадастровой стоимости из находящихся в аренде сельскохозяйственных территорий;
- 1.5% от цены арендуемых участков, которые были изъяты из оборота или ограничены в нём.
Юридические лица вправе сменить право постоянного пользования на право аренды земельных участков, на которых располагаются:
- линии электропередачи;
- линии связи;
- трубопроводы;
- автомобильные и железнодорожные пути;
- другие подобные сооружения.
При аренде данных территорий могут быть установлены ограничения по их использованию или они могли быть приобретены юридическими лицами в собственность в соответствии с условиями п. 1 и 2 ст. 2 настоящего законодательства до 1 января 2016 года.
Пункт 4 статьи 3 ФЗ-137 предусматривает право граждан Российской Федерации на бесплатное приобретение в собственное использование земельного участка, на территории которого расположен жилой дом, при условии, что право собственности на строение возникло до вступления Земельного кодекса в силу.
Законодательство постоянно редактируется и дополняется в соответствии с изменениями земельного кодекса и других правовых актов в области кадастровой недвижимости с целью исключения двусмысленного толкования положений и улучшения правовой основы, регламентирующей процесс покупки и наследования земли.
Скачать федеральный закон в новой редакции
Для подробного ознакомления с положениями Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2001 “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации”, можно скачать текст документа по ссылке. Приведённая редакция содержит последние поправки законодательства от 31.12.2017 и состоит из 16 статей, каждая из которых рассматривает отдельные особенности правового регулирования земельных участков и установление их стоимости.
Бесплатная консультация юриста по телефону:
Взаимосвязь с другими законодательно-нормативными актами
Другие ФЗ вправе ограничить возможности эксплуатацию земельных участков при наличии регистрации права на уровне государства, если по их основам указанное действие не выполняется.
9 пункт 3 статьи указывает на то, что владеть наделами могут также те люди, которые получили документы до начала работы Федерального Закона. Все они имеют абсолютно равные права действия.
Внимание! Если в этом документе не было отмечено право владения данным участком, то он предоставляется человеку как собственность. Есть ряд исключений в законе, когда территория не может быть передана заявителю как объект частной собственности.
Все отношения по изъятию и резервированию земельных участков обязательно попадают под действие соответствующего Федерального закона, который определяет нюансы формирования вновь возникающих правоотношений после внесения Москвы и ее территорий в общий реестр субъектов РФ. В связи с чем были внесены ряд изменений в состояние законодательных актов. Стоит отметить, что представленное взаимодействие возможно, только если иное действие не предусмотрено указанным выше ФЗ.
Важные нюансы
В пункте 1 статьи 36 оговаривается такой момент, как исключительное право на обладание. Это действие распространяет функциональный спектр на владельцев зданий, строений и сооружений.
Исходя из вышеизложенных данных, фактически никто, кроме заявленных выше лиц, не может претендовать и распоряжаться правом владения земельным участком. Несмотря на определенного рода гарантию, зачастую в судебной практике происходят случаи недопонимания во время разрешении ситуаций по использованию возможностей тех или иных наделов.
Из 2 статьи рассматриваемого ФЗ следует, что стоимость может определять сам владелец. В случае если цены нет, то на деле принимается минимальная ставка, установленная законом.
Внимание! Определение стоимости всегда имеет ряд нюансов при формировании в зависимости от ее территориальной привязки. Например, если дело происходит в Московской области, то следует обращаться к пунктам постановления именно этого региона.
Также важным действием для того чтобы участок стал собственностью, является предоставление владельцем ряд доказательств важности и необходимости его использования. Иначе, в противном случае в выкупе земельного участка будет отказано.
Выше были рассмотрены основные понятия, моменты и показатели результативности применения на реальной практике ФЗ «О введении Земельного кодекса РФ». При любой сложной ситуации или неразрешимом конфликте следует в обязательном порядке обращаться к его статьям, внимательно изучать содержание, чтобы в дальнейшем оперировать понятиями и разрешить ситуацию благоприятным для себя способом.