О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации: ФЗ в последней редакции с комментариями

Федеральный закон № 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса РФ” устанавливает порядок переоформления прав собственности на территориальные участки, принадлежащие государству или муниципалитету.

Что представляет собой закон?

ФЗ-137 был принят Государственной Думой в третьем чтении 28 сентября 2001 года и одобрен Советом Федерации 10 октября того же года. Закон был подписан президентом и вступил в силу 25 октября 2001 года. Также в это время вносились последние корректировки в ФЗ №326. Подробнее об этом читайте тут:

Закон о введении в действие Земельного кодекса устанавливает следующие правила продажи территориальных участков, которые находятся в собственности государства или муниципалитета:

  • коммерческие организации и индивидуальные предприниматели вправе приобретать их, если владеют зданиями, строениями и сооружениями, которые были отчуждены из государственной или муниципальной собственности;
  • юридические лица, которые являются собственниками зданий, строения и сооружений, находящихся на территории государственных и муниципальных участках, могут покупать данные земельные участки посредством переоформления прав бессрочного пользования;
  • граждане и некоммерческие организации имеют право приобретать земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, если владеют правами на расположенные на данных территориях здания, строения и сооружения, при условии, что данные права возникли до вступления в силу Земельного кодекса РФ.

При покупке перечисленными лицами данных территорий, их стоимость определяется субъектами Российской Федерации в следующих размерах:

  • 20% от кадастровой стоимости участков, при их расположении на территориях городов с населением более 3 миллионов человек;
  • 2.5% от кадастровой стоимости участков, если они располагаются в другой местности.

До того как субъект РФ установит стоимость участка, используется цена, которая больше всего соответствует местной цене для земельных объектов.

Лица, не указанные в предыдущем пункте, но обладающие правами собственности на строительные объекты, находящиеся на государственных территориях, могут приобретать земельные участки на следующих условиях:

  • для городов с населением более 3 миллионов человек стоимость участка составляет от 5 до 30 единиц от ставки налога за номинальную площадь земельной территории;
  • в городах с численностью населения от 500 тысяч до 3 миллионов цена участка составляет от 5 до 17 единиц земельного налога;
  • для населённых пунктов с численностью до 500 тысяч человек и за их границей стоимость участка устанавливается в размере от 3 до 10 ставок налога.

Цена земельного участка и единицы земельного налога устанавливается субъектом Российской Федерации.

В городах с численностью населения превышающей 3 миллиона человек при приобретении территориальных площадей власти могут устанавливать запрет на строительство или реконструкцию зданий, которые на них располагаются.

ФЗ от 25.10.2001 N 137

Земельный кодекс решает все вопросы продажи и права передачи территорий, принадлежащих к виду муниципальной и государственной собственности, а также приобретения прав на них для следующих категорий участников:

  1. Компании коммерческого типа, ИП. Процедуру продажи можно осуществить, только если непосредственно постройки или сами здания были построены на разрушенных территориях (или методом отчуждения изъяты у муниципальных и гос. властей).
  2. Владельцы земельных участков (юр. лица). Вариант становится возможным, если приобретается право пользования территорией на бессрочной основе.
  3. Гражданам РФ и предприятиям некоммерческого типа.

Если кто-либо из представленных выше лиц изъявляет желание иметь территорию в собственности, то цену можно установить по следующим параметрам:

  • численность субъекта РФ более 3 миллионов человек – 20% кадастровой стоимости;
  • другие регионы – 2,5 кадастровой стоимости.

Фото 2

Если владелец решает приобрести землю на бессрочной основе, то ежегодный размер оплаты составляет следующие ценовые параметры:

  • территория земли берется в аренду – 2% от кадастровой стоимости;
  • участок арендуется на землях по сельскохозяйственным назначениям – 0,3 процента стоимости;
  • если площадь уже изымается с оборота, и права ее использования ограничены – 1,5% от кадастровой цены.

ФЗ «О введении в действие ЗК Российской Федерации» полноценно состоит из 16 статей, наиболее значимые из которых будут подробнее рассмотрены ниже в кратком изложении. Для ознакомления дадим комментарий по первым 9 статьям, последующие рассмотрим в общем перечне.

  1. Основа введения и эксплуатации Земельного кодекса.
  2. Ценовая политика и продажа участков.
  3. Аспекты владения и распоряжения участками на базе управления нормативно-правовых актов.
  4. Об утративших силу распоряжениях.
  5. О применении действительных законодательных актах.
  6. Отсутствие противоречий между пунктами закона и другими нормативными актами.
  7. Земельные отношения и применение к ним возникающих на законодательном уровне прав и обязанностей.
  8. Лица, имеющие права на владение; координирование с другими законами; нормы владения и т. д.
  9. С момента введения закона весь оборот земель происходит под ФЗ РФ указанных субъектов.

Также в закон входят еще 7 основных статей, в которых рассматриваются такие вопросы, как:

  • изымание земельных площадей по различным требованиям и нуждам;
  • особые положения глав, участков, находящихся на территории Сколково;
  • резервирование земель (также по мероприятиям ввиду проведения в РФ Чемпионата мира по футболу 2018);
  • условия принудительного изъятия территорий для нужд государства РФ;
  • ряд условий при эксплуатации участков и земель при размещении линейки инженерной направленности, а также при обновлении фонда жилищного хозяйства, осуществляемой по нормам ФЗ.

Последние изменения и поправки

Поправки вносились в статьи ФЗ несколько раз за 2017 год, последние из которых официально вступили в силу, датируются 30 декабря. Они коснулись следующих статей:

22 – пункт 9_1, 9_2 – замена понятийного аппарата «жилье экономического класса» на «стандартное жилья» (а также ряде других понятий: подпункт 13_1 п. 2 статьи 39_6, пункт 5 статьи 39_7, подпункт 5,6, подпункт 5 пункта 7 статьи 39_14).

В ст. 3 пункта 9_2 ФЗ большой набор информационной составляющей меняется на краткое содержание в упрощенном варианте. Теперь жилье обозначается, как стандартное, рассматривается оно на основании законодательства градостроительной деятельности.

Последние изменения, внесенные в 137 ФЗ

В ходе последних изменений Федерального закона № 137 от 31.12.2017 были внесены поправки в часть 9.2 статьи 3, относительно соответствия градостроительным нормам жилья, которые должны обеспечивать граждан, работающих в государственных учреждениях, жилищные компании, что получают в безвозмездное пользования земельные участки, принадлежащие государству или муниципалитету.

В процессе предыдущей редакции закона от 29.07.2017 была введена статья 3.5, которая предусматривает обязательный порядок согласования новой схемы кадастрового участка, подлежащего продаже, если он был образован из земли, находящейся в собственности государства. Согласование нового плана происходит с органами местного самоуправления. При отказе от утверждения схемы, решение о предоставлении участка может быть обжаловано в судебном порядке.

Согласование новой схемы не требуется в следующих случаях:

  • на границе населённого пункта;
  • за территорией населённых пунктов, сельскохозяйственных и лесных угодий;
  • в границах территории, внесённой в Единый государственный реестр недвижимости;
  • в границах городов, где отсутствуют лесные и лесопарковые владения.

Процесс согласования схемы земельного участка происходит в течение 30 дней с момента получения соответствующего заявления исполнительными органами.

Статья 3 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса РФ” устанавливает порядок переоформления прав собственности на территориальные участки, принадлежащие государству или муниципалитету. Также предусматривается возможность безвозмездного права наследования прав на земельную собственность и возможность её сохранения пожизненно.

Пункт 2 статьи 3 ФЗ-137 обязует юридические лица, кроме указанных в п.2 ст.39.9 ЗК РФ, переоформить право постоянного пользования участков на право аренды или купить данные территории в соответствии с требованиями гл. V.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Указанная процедура должна была быть проведена до 1 июля 2012 года.

При переоформлении права бессрочного пользования на право аренды, устанавливается следующий объём годовой земельной арендной платы:

  • 2% от кадастровой стоимости арендуемой территории;
  • 0.3% от кадастровой стоимости из находящихся в аренде сельскохозяйственных территорий;
  • 1.5% от цены арендуемых участков, которые были изъяты из оборота или ограничены в нём.

Юридические лица вправе сменить право постоянного пользования на право аренды земельных участков, на которых располагаются:

  • линии электропередачи;
  • линии связи;
  • трубопроводы;
  • автомобильные и железнодорожные пути;
  • другие подобные сооружения.

При аренде данных территорий могут быть установлены ограничения по их использованию или они могли быть приобретены юридическими лицами в собственность в соответствии с условиями п. 1 и 2 ст. 2 настоящего законодательства до 1 января 2016 года.

Пункт 4 статьи 3 ФЗ-137 предусматривает право граждан Российской Федерации на бесплатное приобретение в собственное использование земельного участка, на территории которого расположен жилой дом, при условии, что право собственности на строение возникло до вступления Земельного кодекса в силу.

Законодательство постоянно редактируется и дополняется в соответствии с изменениями земельного кодекса и других правовых актов в области кадастровой недвижимости с целью исключения двусмысленного толкования положений и улучшения правовой основы, регламентирующей процесс покупки и наследования земли.

Скачать федеральный закон в новой редакции

Для подробного ознакомления с положениями Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2001 “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации”, можно скачать текст документа по ссылке. Приведённая редакция содержит последние поправки законодательства от 31.12.2017 и состоит из 16 статей, каждая из которых рассматривает отдельные особенности правового регулирования земельных участков и установление их стоимости.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Взаимосвязь с другими законодательно-нормативными актами

Другие ФЗ вправе ограничить возможности эксплуатацию земельных участков при наличии регистрации права на уровне государства, если по их основам указанное действие не выполняется.

9 пункт 3 статьи указывает на то, что владеть наделами могут также те люди, которые получили документы до начала работы Федерального Закона. Все они имеют абсолютно равные права действия.

Внимание! Если в этом документе не было отмечено право владения данным участком, то он предоставляется человеку как собственность. Есть ряд исключений в законе, когда территория не может быть передана заявителю как объект частной собственности.

Все отношения по изъятию и резервированию земельных участков обязательно попадают под действие соответствующего Федерального закона, который определяет нюансы формирования вновь возникающих правоотношений после внесения Москвы и ее территорий в общий реестр субъектов РФ. В связи с чем были внесены ряд изменений в состояние законодательных актов. Стоит отметить, что представленное взаимодействие возможно, только если иное действие не предусмотрено указанным выше ФЗ.

Важные нюансы

В пункте 1 статьи 36 оговаривается такой момент, как исключительное право на обладание. Это действие распространяет функциональный спектр на владельцев зданий, строений и сооружений.

Исходя из вышеизложенных данных, фактически никто, кроме заявленных выше лиц, не может претендовать и распоряжаться правом владения земельным участком. Несмотря на определенного рода гарантию, зачастую в судебной практике происходят случаи недопонимания во время разрешении ситуаций по использованию возможностей тех или иных наделов.

Из 2 статьи рассматриваемого ФЗ следует, что стоимость может определять сам владелец. В случае если цены нет, то на деле принимается минимальная ставка, установленная законом.

Внимание! Определение стоимости всегда имеет ряд нюансов при формировании в зависимости от ее территориальной привязки. Например, если дело происходит в Московской области, то следует обращаться к пунктам постановления именно этого региона.

Фото 4

Также важным действием для того чтобы участок стал собственностью, является предоставление владельцем ряд доказательств важности и необходимости его использования. Иначе, в противном случае в выкупе земельного участка будет отказано.

Выше были рассмотрены основные понятия, моменты и показатели результативности применения на реальной практике ФЗ «О введении Земельного кодекса РФ». При любой сложной ситуации или неразрешимом конфликте следует в обязательном порядке обращаться к его статьям, внимательно изучать содержание, чтобы в дальнейшем оперировать понятиями и разрешить ситуацию благоприятным для себя способом.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...