Оборачиваемость плит при устройстве временных дорог

Характеристика возвратных сумм приведена в пункте 4.12 Методики определения стоимости строительной продукции… МДС 81-35.2004 (утверждена постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. № 15/1). Они уменьшают размеры капвложений заказчика и отражаются за итогом сметы отдельной строкой «В том числе возвратные суммы». Из объема выполненных работ (указанного в актах по форме № КС-2) их не исключают, но к оплате в справках по форме № КС-3 не предъявляют.

Расшифровка понятия

Характеристика возвратных сумм приведена в пункте 4.12 Методики определения стоимости строительной продукции… МДС 81-35.2004 (утверждена постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. № 15/1). Они уменьшают размеры капвложений заказчика и отражаются за итогом сметы отдельной строкой «В том числе возвратные суммы». Из объема выполненных работ (указанного в актах по форме № КС-2) их не исключают, но к оплате в справках по форме № КС-3 не предъявляют.

Возвратные суммы обособляют, когда в соответствии с проектными решениями осуществляется разборка сооружений или снос зданий. В результате образуются материалы и изделия, пригодные для повторного применения. По сути, речь идет об отходах строительного производства – либо остающихся в распоряжении подрядчика после исполнения договора, либо переданных подрядчику заказчиком для выполнения работ (в зависимости от договоренности между сторонами). Их стои­мость и представляет собой возвратные суммы. Расшифровываются они на основании номенклатуры и количества материалов и изделий, получаемых для последующего использования.

Пример 1. Сметой на строительство объекта предусмотрено устройство временной дороги из железобетонных плит. Подрядчик приобрел плиты в собственность. По окончании работ дорога демонтирована, плиты остаются у подрядчика. Дорога в собственность заказчика не передавалась, хотя была ему предъявлена в составе общего объема выполненных работ. Сметная стоимость строительства включает стоимость плит, но за итогом сметы (заказчиком стоимость этих плит за минусом стои­мости их использования не оплачивается). Поэтому стоимость плит, бывших в употреб­лении, учтена в возвратных суммах. 

Стоимость подобных запасов определяют по цене возможной реализации за вычетом расходов на их приведение в пригодное для использования состояние и доставку до места складирования. Если использовать или реализовать материалы от разборки невозможно, возвратные суммы не выделяются.

Пример 2. Сметой предусмотрен снос ветхой постройки и сооружение новой. В части, относящейся к строительству, смета составлена исходя из нормативной потребности в новых материалах. В то же время битый кирпич от разборки постройки пригоден для устройства фундамента. Бой кирпича принадлежит заказчику и по договору передается подрядчику в качестве давальческих материалов. Его стои­мость отражена за итогом сметы как возвратные суммы. Они уменьшают стоимость строи­тельства, являясь экономией заказчика.

Временные дороги и дороги в районах новой застройки

Значительно лучшими качествами обладают предварительно напряженные железобетонные плиты, имеющие 3—4-кратную оборачиваемость. При стоимости первых порядка 7,5 руб/кв.м, а вторых 9 руб/кв.м очевидна более высокая эффективность предварительно напряженных железобетонных плит.

Сохранности и качеству автодорог из сборных плит в значительной мере способствует сварка или скрутка катанкой плит между собой. Это особенно важно, когда на объекте используются гусеничные машины. При поперечном пересечении подземных сетей, траншеи под дорогой должны засыпаться на всю глубину песком. Если это условие не может быть выполнено, следует пройти место пересечения с определенным подъемом, величина которого должна быть пропорциональна коэффициенту разрыхления грунта. По мере уплотнения грунта этот участок дороги в продольном направлении примет горизонтальное положение. Соединение плит между собой в этих местах совершенно необходимо. Все эти дополнительные работы требуют незначительных затрат и окупают себя. На последней стадии оборачиваемости целесообразно уложить плиты в постоянную дорогу как основание под асфальтобетонное покрытие. Расчет объемов работ и ресурсов, необходимых для устройства временных дорог, производят в пояснительной записке. В экспликацию стройгенплана записывают отдельными позициями объемы временных дорог по каждому виду.

25 мая 2012

На заводах ЖБИ часто накапливаются бракованные железобетонные блоки-плиты зданий, которые с успехом применяют для строительства временных дорог, соблюдая последовательность технологии работ: устройство земляного полотна; распределение, планировка и уплотнение подстилающего слоя и основания; распределение технологического слоя толщиной 3—5 см; укладка плит покрытия.

Земляное полотно сооружают согласно действующим правилам (см. гл. 11 —15) с учетом официальных технических условий .

На временных дорогах по спланированному грунту с поперечным уклоном не менее 30 ‰ чаще всего бульдозером разравнивают предварительно завезенный песок слоем толщиной не менее 5—10 см. Окончив планировку автогрейдером, по методу перекладки на проезжую часть укладывают плиты с перевязкой швов. В последние годы при связных грунтах, особенно с влажностью в 1,2—1,3 раза больше оптимальной (см. гл. 11) по предварительно спланированному грунту вначале укладывают синтетическую ткань (геотекстиль), затем распределяют песок слоем толщиной 5—7 см (в плотном состоянии). Сверху тем же способом укладывают плиты *. Назначение ткани предупредить образование выплесков. Облегчается и техника переноса плит на новый объект строительства.

При снятии плит вначале бульдозером их сдвигают с прежнего места и только после этого краном погружают на транспортные средства. В этом случае, как установлено практикой, в Москве достигают не менее двукратного использования плит.

Однако исследованиями НИИМосстроя установлено, что на временных дорогах надо применять покрытия сборно-разборного типа из плит, рассчитанных под нагрузку Н-30. Предварительно напряженные плиты серийно изготовляют в Москве. Эти плиты при нормальных условиях производства работ выдерживают 3—4-кратную оборачиваемость. В связи с этим снижается стоимость строительства временных дорог и обеспечивается движение любого вида транспорта и дорожных машин (рис. 8.5).

oborachivaemost-dorozhnyh-plit_1.png
Рис. 8.5. Поперечные профили дорог с железобетонными плитами петлевой конструкции из бетона с предварительно напряженной арматурой
а — временных; б — постоянных; 1 — инвентарные плиты размером 6X1,5 м; 2 — геотекстиль; 3 — грунт с коэффициентом уплотнения Ко≥1; 4 — плиты размером 6X1,75 м; 5 — технологический слой; 6 — песок с коэффициентом фильтрации К≥3 м/сут; 7— трубчатая дрена (d—50 … 80 мм), обернутая геотекстилем; 8 — борт; 9 — бетонная подушка

После вертикальной планировки просвет под трехметровой рейкой не должен превышать 1 см. После уплотнения грунта значение Ко должно быть больше или равно 1.

Затем при связных грунтах устраивают дренаж мелкого заложения с обертыванием трубчатых дрен геотекстилем (см.

БЕТОННЫЕ ПЛИТЫ

Наиболее кардинальное решение вопроса с временной дорогой – укладка бетонных плит. По сути, при грамотном выполнении работ такая дорога почти не отличается по своим качествам от капитальной дороги.

Но есть две проблемы: трудоемкость установки массивных плит и, конечно, высокая цена. Квадратный метр дорожного полотна из бетонных плит обойдется примерно в 5 раз дороже квадратного метра дороги из вторичного щебня.

Бетонные плиты – это фундаментально, но дорого

Бетонные плиты – это фундаментально, но дорого

Если дорога строится на короткий срок, переплачивать в разы не имеет никакого смысла. Гораздо разумнее отдать предпочтение более дешевым материалам, таким как асфальтовая крошка и вторичный щебень.

АСФАЛЬТОВАЯ КРОШКА

Популярная альтернатива вторичному щебню – асфальтовая крошка, получаемая путем переработки снятого асфальта. Благодаря содержанию битума этот материал обладает высокими сцепными свойствами, что позитивно отражается на сроке службы временной дороги.

Дороги из асфальтовой крошки обеспечивают повышенный комфорт для пешеходов и велосипедистов

Дороги из асфальтовой крошки обеспечивают повышенный комфорт для пешеходов и велосипедистов

Материалы приобретены подрядчиком

Рассмотрим порядок учета возвратных материалов, изначально приобретенных подрядчиком и остающихся в его собственности после завершения работ.

ВТОРИЧНЫЙ ЩЕБЕНЬ

Так как вторичный щебень является самым распространенным и наиболее выгодным материалом для строительства вторичных дорог, рассмотрим его подробнее.

Он представляет собой переработанный строительный мусор, получаемый при демонтаже бетонных конструкций. Однако, несмотря на происхождение, вторичный щебень по своим качествам почти не уступает обычному щебню. Он активно применяется при закладке фундаментов, укреплении склонов и оборудовании временных дорог.

Дробленый бетон, как правило, очищается от стекла, металла и других ненужных остатков демонтированных конструкций

Дробленый бетон, как правило, очищается от стекла, металла и других ненужных остатков демонтированных конструкций

Строительство надежной временной дороги с покрытием из бетонного щебня происходит примерно по следующей схеме:

  • снимается верхний слой почвы, создается дорожное корыто;
  • производится отсыпка крупным щебнем нижнего слоя дороги;
  • осуществляется утрамбовка основания для увеличения прочности и получения максимально ровного полотна;
  • насыпается верхний слой щебня более мелкой фракции;
  • производится окончательная утрамбовка катком и дорога вводится в эксплуатацию.

Разумеется, если нагрузка на дорогу будет минимальной, процесс ее строительства может быть значительно упрощен.

Стоит отметить один важный момент. Основные характеристики щебня для временных дорог (прочность, лещадность, влагонепроницаемость, морозостойкость) оцениваются конкретно для каждой отдельно взятой партии.

В среднем дробленый бетон по своим качествам не уступает известняковому щебню. Он также эффективно противостоит воздействию высоких и низких температур, весьма износоустойчив, не боится влаги.

Выбор фракции вторичного щебня

Если дорога оборудуется для передвижения тяжелой крупногабаритной техники (краны, буровые установки и тому подобное), рекомендуется использовать щебень крупной фракции – от 40 до 70 мм. Если дорога предназначается для легковых автомобилей, обычно берется фракция поменьше – от 20 до 40 мм. Для отсыпки небольших тропинок где-нибудь на даче идеально подойдет фракция 5–10 мм.

Теоретически дорожки на дачном участке можно отсыпать и крупным щебнем, хотя ходить по нему будет не так удобно. А вот использовать щебень мелкой фракции при оборудовании дороги для тяжелой техники однозначно не стоит: на такой дороге почти сразу появятся глубокие колеи, а спустя небольшое время она просто придет в негодность.

Цена вопроса

Вторичный щебень обойдется примерно в 1,5 раза дешевле своего известнякового аналога. Неудивительно, что щебень из дробленого бетона пользуется стабильным спросом у представителей самых разных отраслей.

С чисто эстетической точки зрения дорога из вторичного щебня, конечно, не сравнится с новенькой дорогой из щебня известнякового. Однако спустя короткое время внешняя разница нивелируется, а экономия остается.

Временные сооружения

Временная дорога (см. пример 1) была непосредственно предусмотрена сметой.­ Выполнение работ, поименованных в смете, в том числе строительство временной дороги, фиксируется в актах по форме № КС-2. При этом на стройплощадке могут иметься и другие вспомогательные сооружения, не оговоренные в смете. Их стоимость учитывается в накладных расходах. В частности, это может быть забор, ограждающий стройплощадку. Предположим, забор был из досок. Его установка выполнением работ по договору не считается и в форме № КС-2 не указывается.

Напомним: временные здания и сооружения, возводимые на стройплощадке, подразделяются на титульные и нетитульные (п. 1.1 и 1.4 Сборника сметных норм… ГСН 81-05-01-2001, утвержденного постановлением Госстроя России от 7 мая 2001 г. № 45).

Титульные объекты непосредственно предусмотрены сметой, поэтому их включают в акты по форме № КС-2. Нетитульные объекты в смете специально не оговариваются и в актах по форме № КС-2 не отражаются. 

Из упомянутых выше объектов (дорога и забор) временная дорога является титульным сооружением, а ограждение стройплощадки – нетитульным. 

Минрегион России в письме от 18 декабря 2008 г. № 34146-ИМ/08 сообщил, что титульные объекты подлежат передаче на баланс заказчика, где учитываются в составе основных средств. Однако такой порядок нормативными документами не поддерживается. Правда, он установлен в подпункте «а» пункта 3.1.8 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (утверждено письмом Минфина России от 30 декабря 1993 г. № 160). Но, во-первых, письмо № 160 на регистрацию в Минюст России не представлялось. А во-вторых, такой порядок противоречит условиям признания основных средств.

По завершении строительства демонтируется как дорога, так и забор. К повторному использованию пригодны и дорожные плиты, и доски, из которых был сооружен забор. Казалось бы, в обоих случаях подрядчик приходует материалы. Однако плиты являются многооборотными. Применение и оборачиваемость сборных железобетонных плит в конструкциях дорожных одежд временных автодорог должны быть обоснованы в проекте организации строительства (п. 24 приложения 2 к ГСН 81-05-01-2001).

Заказчик не получает от подрядчика ни плит, ни досок. Если смету не скорректировать, то подобные отходы, оплаченные заказчиком, оставаясь у подрядчика, порождают у последнего дополнительную экономическую выгоду. Поэтому стоимость данных материалов указывается в виде возвратных сумм. 

В акты по форме № КС-2 возвратные суммы попадут неизбежно. Ведь эти документы отражают исполнение сметы и в них переносятся все ее показатели. В акт сдачи-приемки результата работ, оформляемый в соответствии с пунктом 4 статьи 753 Гражданского кодекса РФ, возвратные суммы включать не обязательно. Но даже если они в него попали, никаких операций в учете подрядчика в связи с этим не будет. 

Обособление возвратных сумм обусловлено спецификой сметного ценооб­разования.

Пример 4. Сметная стоимость строительства – 10 000 000 руб. без учета НДС. В смете преду­смотрено сооружение временной дороги из железобетонных плит, а также приобретение досок для вспомогательных построек. За итогом сметы указано: «В том числе возвратные суммы – 200 000 руб. (с расшифровкой «плиты дорожные», «доски»)». Поэтому цена договора стройподряда – 9 800 000 руб. (10 000 000 – 200 000). 

На основании акта о передаче заказчику результата выполненных работ подрядчик сделает в учете следующие записи:

ДЕБЕТ 62 

КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»

–    11 564 000 руб. (9 800 000 руб. х 118%) – отражена выручка по договору;

ДЕБЕТ 90 субсчет «НДС»

КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

–    1 764 000 руб. (9 800 000 руб. х 18%) – начислен НДС со стоимости реализации выполненных работ.

Форум для экологов

Помогите разобраться в оборачиваемости. К примеру, устанавливаем 15 дорожных знаков 10 раз с 10-ти кратной оборачиваемостью. Соответственно, стоимость работ по монтажу временных дорожных знаков будет рассчитана на 150 знаков (15*10=150шт) Стоимость самих знаков, учитывая переустановку 10 раз с 10-ти кратной оборачиваемостью, должна быть принята в полном объеме, то есть стоимость всех 15 знаков. (15*10*0,1=15шт) А что если кол-во перестановок временных дорожных знаков превышает оборачиваемость, например, монтаж 15 раз с 10-ти кратной оборачиваемостью?

15*15/10 = 22,5 Нужно будет взять стоимость 22,5 знаков…

Объект прошел экспертизу, всегда так считаю, никогда не было замечаний

Спасибо за разъяснения! Теперь убедилась, что правильно понимаю суть вопроса .

А откуда принята такая оборачиваемость — 10 раз?

МДС 81-35.2004 “4.13. При выполнении отдельных видов работ в соответствии с технологией строительного производства отдельные материалы (опалубка, крепление и т.п.) используются несколько раз, т.е. оборачиваются. Неоднократная их оборачиваемость учитывается в сметных нормах и составляемых на их основе расценках на соответствующие конструкции и виды работ. В случаях, когда на объекте невозможно достичь нормативного числа оборота индустриальной опалубки, креплений и т. д., что должно быть обосновано ПОС, норма корректируется.”

Нормы оборачиваемости временных знаков нигде точно не прописаны, по крайней мере, я нигде не находила, 10-ти кратную оборачиваемость пропускала экспертиза. Единственное, что нашла когда-то по знакам это нормы амортизации по “временному классификатору амортизируемых основных средств и нормативным срокам их службы” в ред. Минэкономики от 10.09.2002 №208″. В соответствии с ним нормы амортизации знаков из черного металла условно 33,3%, оцинкованных — 20% в год при линейном методе начисления. Срок службы знаков на оцинкованной подоснове там предусмотрен в 5 лет., для знаков из черного металла — 3 года. Если кто-то знает еще источники для обоснования нормы оборачиваемости, буду признательна.

Ценообразование в строительстве. ФЦЦС Минстроя. Сметный норматив. Концепция 400 дней.

ГДЕ ПРИОБРЕСТИ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ВРЕМЕННОЙ ДОРОГИ?

Во избежание неприятных сюрпризов строительные материалы лучше приобретать у проверенных поставщиков.

Купить вторичный щебень, асфальтовую крошку и множество других стройматериалов можно в «Такси Песок». Мы осуществляем доставку по Москве и Московской области. И конечно, специалисты компании «Такси Песок» всегда готовы проконсультировать вас по вопросу выбора строительных материалов.

Документальное оформление

Для оформления операций можно воспользоваться унифицированными формами № КС-9 «Акт о разборке временных (нетитульных) сооружений» и № М-35 «Акт об оприходовании материальных ценнос­тей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений» (утверждены постановлениями Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. № 100 и от 30 октября 1997 г. № 71а соответственно).

Форма № КС-9 – внутренний документ подрядчика. Она является основанием для оприходования материалов, полученных от разборки временных объектов (любых).

Форма № М-35 служит основанием для принятия на забалансовый учет материалов, полученных от разборки объектов, принадлежащих заказчику.

Вывод многооборотных конструкций из эксплуатации можно задокументировать формой № ОС-2 «Накладная на внут­реннее перемещение объектов основных средств» (утверждена постановлением Гос­комстата России от 21 января 2003 г. № 7). 

Подрядчик может изменить приведенные унифицированные формы. Однако суть соответствующих фактов хозяйственной жизни они удостоверяют правильно.

Важно запомнить

Возвратные суммы, учтенные в стоимости работ, заказчиком не оплачиваются.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...