Ориентировочная цена в договоре

Как рассчитать максимальную цену договора – способы ее расчета будут приведены в нашей статье.

Анализ методов ценообразования и факторов влияющих на их выбор

Маркетинговая стратегия, к разработке которой приступают перед началом продвижения продукта или услуги, включает изучение и сравнение основных методов ценообразования.

Методы ценообразования: рыночные, затратные, инновационные

Для большинства товаров и услуг цена — один из главных параметров, на которые смотрит аудитория. Если назначать стоимость бессистемно, это приведёт к тому, что продукция будет плохо продаваться или деятельность компании окажется убыточной. Поэтому необходимо выбрать метод ценообразования, подходящий к конкретной ситуации.

Задачи, которые решаются путём выбора оптимальной схемы ценообразования:

  • Компенсация затрат на изготовление товара, оказание услуги или посреднические действия. Кроме покрытия расходов, важно обеспечить получение прибыли, достаточной для функционирования и развития организации.
  • Назначение стоимости с учётом взаимозаменяемости продукции. Потребитель может выбрать более дорогую продукцию, если нет аналогов с таким же уровнем качества, или предпочесть товар по низкой цене, если он устраивает по характеристикам. Аргументировать высокую цену затратами компании бессмысленно: аудитория не примет это во внимание.

Все модели ценообразования, которые применяются сейчас, делятся на 2 группы: рыночные и государственные. К первым относятся те, в которых предприниматели находят оптимальное соотношение предложения и спроса. Вторые подчиняются государственному регулированию: цены назначают уполномоченные органы, а  за основу берётся себестоимость.

Коммерческие негосударственные предприятия применяют рыночные модели ценообразования. Стоимость продукции или услуг подлежит регулярной корректировке: ситуация на рынке меняется, и если цена будет неизменной, это приведёт к критическому снижению оборота или к работе в убыток.

Этапы ценообразования, предваряющие выбор метода:

  • определение задач ценовой политики;
  • анализ спроса;
  • подсчёт постоянных и переменных издержек;
  • сбор информации о ценах конкурентов.

Когда получены все данные и проведён их анализ, выбирают метод. Правила ценообразования, которых нужно придерживаться независимо от выбранной стратегии:

  • стоимость устанавливается на каждый новый товар;
  • соблюдается взаимосвязь между позициями внутри одной ассортиментной группы;
  • учитываются аналогичные предложения конкурирующих организаций;
  • цены периодически пересматриваются и корректируются;
  • формируя цену, учитывают возможность скидок.

Из этих правил складывается собственный подход, который не выходит за рамки общепринятых подходов к формированию цены и укладывается в понятие ценообразования.

Есть несколько факторов, важных при выборе метода. В продажную цену должны закладываться не только все издержки, но и прибыль. В группе товаров должны быть позиции с разной отпускной стоимостью, зависящей от набора характеристик. Это позволит аудитории сориентироваться.

Для производителей, посредников, сервисов по оказанию различных услуг и других представителей бизнеса определяющими при формировании цены являются не одни и те же факторы. В зависимости от этого, методы разделяют на 3 группы:

  • Параметрические. Система ценообразования учитывает нормативы затрат на обеспечение нужных характеристик.
  • Рыночные, предполагающие свободное ценообразование. Ориентируются на конъюнктуру.
  • Затратные. Определяющий фактор — издержки на производство или посредническую деятельность.

В процессе ценообразования определяют продажную стоимость для каждого наименования товаров и услуг. Учитывают возможную реакцию потребителей, которая проявляется в виде изменения спроса, и все составляющие маркетинга: каналы продаж, расходы на продвижение, параметры товара (в т. ч. внешние), сегменты аудитории, состояние отрасли и рынка в целом.

Перевод ориентировочной цены в фиксированную

Процесс перевода ориентировочной цены в фиксированную начинается с обращения Исполнителя к Государственному заказчику с предложением о переводе ориентировочной цены на продукцию в фиксированную цену. К обращению прилагается комплект обосновывающих документов (определен в п. 37 Постановления):

1. Проект протокола согласования цены.

2. Плановая калькуляция затрат.

3. Отчетная калькуляция затрат, согласованная с военным представительством Министерства обороны России.

Поскольку перевод ориентировочной цены в фиксированную осуществляется за 2 месяца до окончания поставки этой продукции или по достижении 80 % технической готовности и, как следствие, затраты не могут быть проведены полностью по бухгалтерскому учету, то и отчетная калькуляция будет состоять из двух частей:

– фактические затраты на отчетную дату;

– ожидаемые затраты.

Фактические затраты следует подтвердить оборотно-сальдовой ведомостью по бухгалтерскому счету 20 в целом за весь период изготовления изделия[1].

4. Расшифровка материальных расходов, связанных с поставкой продукции, включая работы исполнителей, расходы на сырье, материалы, покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты, контрагентские поставки, контрагентские работы.

[1] Раздельный учет по государственному оборонному заказу регламентируется Правилами ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово – хозяйственной деятельности, утвержденными Постановлением Правительства России от 19.01.1998 № 47 (в ред. от 04.05.2018). Многие организации при ведении бухгалтерского учета трактуют раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности как учет по контракту в целом, а не по изделию в частности. Практика показывает, что Государственный заказчик и ФАС России могут истребовать выделение фактических затрат по каждому изделию в частности, поэтому следует организовать бухгалтерский учет таким образом, чтобы затраты списывались на каждую единицу продукции (особенно это касается случаев поставки продукции в одном контракте разной по своим характеристикам и периодам производства). Постановлением Правительства России от 04.05.2018 № 543 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 47» детализирован процесс ведения раздельного учета и введены новые формы отчетности.

С. С. Титков,
экономист

Государственное регулирование цен 

Согласно ст. 424 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) цена как параметр соглашения сторон устанавливается либо по согласованию между ними, либо по аналогии с рыночными ценами. В некоторых видах договоров (агентирования, комиссии) такая формулировка может быть использована для характеристики исполнения (например, агент обязуется продать товар принципала по максимальной цене).

Исходя из ст. 424 ГК РФ, ст. 8 закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» от 28.12.2009 № 381-ФЗ, регулирование цен государством осуществляется только на основании закона. Однако единого законодательного акта в этом направлении не принято, консолидирующую функцию по-прежнему выполняют Указ Президента РФ «О мерах…» от 28.02.1995 № 221 и принятое в соответствии с ним постановление Правительства от 07.03.1995 № 239.

Основные направления государственного воздействия — цены:

  • на энергоносители (в т. ч. коммунальные тарифы);
  • услуги некоторых видов транспорта;
  • социальные услуги;
  • лекарства;
  • товары, работы и услуги, закупаемые для государственных и муниципальных нужд. 

Ориентировочная цена в договоре

Может ли в договоре подряда быть написано, что цена ориентировочно составляет 100 000 руб и может быть в дальнейшем откорректирована.
Обоснуйте, пож-та

Методики определения

Порядок определения установлен постановлением правительства № 1465 от 02.12.2017. Заключая договор в рамках гособоронзаказа для определения стоимости, используются методы:

  • анализа рыночных индикаторов;
  • сравнимой цены;
  • затратный.

Затратный применяется, если невозможно использование первых двух. Если на рынке нет сопоставимой продукции, но ее расценки сформированы ранее затратным методом, при определении расценок на очередной год применяется метод индексации:

  • либо базовой цены;
  • либо по статьям затрат.

Комплект документов по обоснованию цены

Когда представление обосновывающих документов не является обязательным?
Последний абзац пункта 2 Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 №1465, определяет «обосновывающие документы» как документы, направляемые организацией государственному заказчику (головному исполнителю).
Из формулировки данного определения делается вывод, что обосновывающие документы, перечисленные в п. 37 данного Положения, обязаны представлять только головные исполнители (государственному заказчику) и поставщики первого уровеня кооперации (головному исполнителю), а для остальных участников кооперации представление обосновывающих документов обязательным не является.
Однако, государственное регулирование цен предусматривает определение цены на всю продукцию, поставляемую в рамках кооперации головного исполнителя (пункт 5 Положения).
Госрегулирование цен осуществляется в отношении всех покупных комплектующих изделий, полуфабрикатов и иной продукции, поставляемых в рамках кооперации головного исполнителя для выполнения государственного оборонного заказа (пункт 6 Положения).
Пункт 9 Положения для всех видов оборонной продукции, указанной в пункте 6 Положения, устанавливает метод определения цены.
Финалом логической цепочки, подтверждающей обязательность представления полного комплектом РКМ, является первое предложение пункта 37 Положения: «При представлении предложений о цене продукции, сформированных с использованием методов определения цены, установленных настоящим Положением, представляются следующие обосновывающие документы: …».
Таким образом, в зависимости от поставленной задачи в вопросе об обязательности документального обоснования заявленной цены полным пакетом РКМ, возможно использование одного из вариантов вышеперечисленной аргументации.
Кроме того, на практике отказ от представления документов по обоснованию цены верифицируется отсылкой на пятый абзац подпункта г) пункта 37 данного Положения.

Обязательный учет референтной цены 

Референтная цена – средневзвешенные расценки по аналогичным товарам (услугам (параметр, определяется автоматически ЕИС на основе успешно исполненных госконтрактов).  Ее применяют только для закупки лекарств и только, если в ЕИС размещены данные о референтной цене на закупаемое лекарство.

Об использовании референтной цены читайте подробно в системе КонсультантПлюс.

Как зарегистрировать цену

Поставщики, которые являются единственными производителями продукции, не имеющей аналогов и включенной в перечень продукции по ГОЗ, обязаны регистрировать расценки. Они включаются в реестр единственных поставщиков. Регистрация осуществляется Федеральной антимонопольной службой. Вот в каком случае регистрация цены в ФАС по ГОЗ не нужна единственному поставщику:

  • не превышает прогнозную, на которую ФАС выдавал ранее заключение;
  • при переводе в фиксированную не превышает ранее установленную ориентировочную.

Во всех остальных случаях регистрация осуществляется до заключения государственного контракта. Порядок регистрации следующий:

  1. Единственный поставщик в течение 30 рабочих дней после получения запроса от государственного заказчика определяет цену и направляет предложение о ее величине.
  2. Госзаказчик 20 рабочих дней рассматривает, проверяет расчет и готовит заключение в ФАС.
  3. После получения заключения и документов единственного поставщика об обосновании стоимости продукции от госзаказчика ФАС в течение 20 рабочих дней выносит решение о регистрации или об отказе.

Используемые сокращения в области Гособоронзаказа

  • ФЗ – Федеральный закон
  • Гособоронзаказ (ГОЗ) – Государственный оборонный заказ
  • Минпромторг – Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
  • Минэкономразвития – Министерство экономического развития Российской Федерации
  • ФСТ – Федеральная служба по тарифам
  • ФАС – Федеральная антимонопольная служба
  • Госкорпорация «Росатом» – Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»
  • ФКА «Роскосмос» – Федеральное космическое агентство «Роскосмос»
  • Госкорпорация «Роскосмос» – Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»
  • Рособоронзаказ – Федеральная служба по оборонному заказу «Рособоронзаказ»
  • ВПК – Военно-промышленная комиссия при Правительстве РФ
  • НМЦК – начальная (максимальная) цена государственного контракта
  • ДСП (дсп) – для служебного пользования
  • НИР и ОКР – научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы
  • ОрЦ – вид цены: ориентировочная (уточняемая)
  • ЦВИ – вид цены: цена, возмещающая издержки
  • ФЦ – фиксированный вид цены

Перечень Гособоронзаказа

Перечень продукции государственного оборонного заказа, на которое распространяется госрегулирование цен, определяется распоряжение Правительства РФ от 14.06.2013 N 976-р. Четвертая редакция каталога военной продукции утверждена вступившим в силу 28 июля 2017 года распоряжением Правительства РФ N 1605-р. Перечень включает в себя:

самолеты, вертолеты, беспилотные и робототехнические комплексы (системы), корабли и суда, ракеты-носители и космические аппараты, ракеты и ракетные комплексы, танки, боевые бронированные машины, специальную бронетанковую и инженерную технику, военную автомобильную технику, реактивные системы залпового огня, самоходные и буксируемые орудия и минометы, малокалиберные автоматические пушки, стрелковое вооружение и средства ближнего боя, системы и комплексы управления вооружением, пусковые ракетные установки, торпедные аппараты, аппаратуру корабельного вооружения, реактивные бомбометные установки, комплексы управления взлетом и посадкой, комплексы радиолокации, радионавигации и РЭБ, морские комплексы неакустического обнаружения, системы связи, средства радиационной, химической и биологической защиты войск, системы информационного обеспечения и противодействия, системы кибербезопасности, торпеды, антиторпеды, морские мины и минные комплексы, искатели – уничтожители морских мин, управляемые авиационные бомбы, разведывательные и разведывательно-ударные комплексы, радиолокационные станции и командные пункты, зенитные комплексы и системы, специальные средства вооружения и военной техники для обеспечения безопасности государства, правоохранительной деятельности и ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф (аварийно-спасательные машины, пожарные машины), главные и резервные двигатели, энергетические установки (в том числе корабельные паропроизводящие и паротурбинные установки), системы электрохимической регенерации воздуха, специальные комплектующие изделия, сырье и материалы со специальными свойствами, применяемые только для производства товаров (работ, услуг) по гособоронзаказу.

Статья о формировании цен оборонных заказов и военной продукции подготовлена с использованием правовых актов и законодательной базы в сфере гособоронзаказа по состоянию на 12 марта 2021 года
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...