Памятка режима труда и отдыха водителя международника

Количество аварий с участием дальнобойщиков значительно выросло за последние годы. В 70% случаев причиной неприятной ситуации становится сон за рулем. Водители из-за чрезмерной нагрузки буквально засыпают на ходу.

Содержание

Время работы водителя по тахографу в России: режим и правила езды

Законодательство в отношении водителей грузового транспорта регулирует действия и порядок осуществления не только основной трудовой функции, но и режима пребывания на отдыхе в перерывах между работой. Главным инструментом в части обеспечения прав трудящихся в данной области выступает режим труда и отдыха водителей грузовых автомобилей по тахографу 2018, который введен относительно недавно в отношении всех граждан, управляющих большегрузной техникой.

Особенности регулирования трудовой деятельности водителей с учетом норм законодательств

Такое нововведение призвано нормировать распределение рабочей нагрузки на сотрудников, а также обязывать соблюдать данных сотрудников нормы трудового законодательства. Такими нормативными требованиями в том числе определено и время нахождения на отдыхе в перерывах между деятельностью. Водитель, как и любой другой сотрудник, должен отдыхать и имеет право на осуществление данного норматива в режиме своего рабочего дня, во избежание получения штрафов или наступления иных негативных последствий.

Закон предполагает наличие определенного времени, в течение которого такой сотрудник должен отдыхать от исполнения своих непосредственных обязанностей. В целом такой режим должен соблюдаться каждые 3 часа движения по дорогам общего пользования. После истечения этого времени водитель должен делать 15 минутный перерыв, а по достижении общего времени пребывания за рулем по графику тахографа, должен делать непрерывный 8 часовой перерыв на отдых и сон. Такое требование установлено федеральным законодательством и водитель должен соблюдать его во избежание получения штрафов. Особенно важен режим бездействия в сфере пассажирских грузоперевозок, так как нарушение этих норм несет непосредственную угрозу иным гражданам.

Важно! Сотрудник должен отдыхать в специально оборудованных помещениях, а не кабине собственного транспорта. Для этого в системы тахографа во время следования вносится информация об оборудованных местах отдыха, в которых в соответствии со схемой движения такой специалист должен останавливаться.

Типовой график движения с учетом требований законодательных документов

Что такое тахограф? И зачем он нужен дальнобойщикам?

Тахограф — современное оборудование для мониторинга маршрута автомобиля, фиксации скорости его передвижения, а также для контроля времени, проведенного за рулем. Тахографические устройства подключаются к основным узлам транспортного средства, чтобы получать полную информацию о состоянии и передвижении транспорта.

Полученные сведения тахограф записывает на встроенный накопитель и отправляет при необходимости все работодателю через GPS или другую сеть. В результате транспортная компания следит за передвижением и графиком труда водителей. А сотрудники ГИБДД могут проверить выполнение требований по количеству часов за рулем и отдыхом.

Время работы и отдыха водителя по закону

Законодательство требует выполнение следующих правил:

  • Трудовой день должен быть не более 9 часов. Дважды в неделю можно переработать еще на один час, но не больше.
  • Непрерывно за рулем можно находиться по 4,5 часа, далее необходим отдых на 45 минут. Дальше время безостановочного движения сокращается до двух часов. 
  • Предусмотрен полноценный обеденный перерыв – от получаса до двух.
  • За рабочую неделю можно находиться в дороге не более 56 часов. 

Но есть и исключения, когда в день можно находиться за рулем половину суток:

  • Если междугородная или международная транспортировка требует срочной доставки пассажиров или груза, при этом нет возможности на полноценную остановку и отдых.
  • Если это человек, управляющий маршрутным автобусом.
  • Если шофер – работник гос.структур: больницы, МЧС, почты, образовательного учреждения.

kakov-shtraf-za-otsutstvie-kartochki-voditelya-dlya-taxografa-v-2016-godu.png

Какие факторы учитываются при составлении графика

При составлении графика поездки на машине учитываются некоторые факторы, как самого пути следования, так и территориальных особенностей местности:

  • авто в обязательном порядке по современным требованиям должно быть оборудовано современным тахографом, который считывает все показания и передает их в логистический центр;
  • грузовик должен следовать преимущественно в светлое время суток;
  • машина должна быть оборудована всем необходимым комплектом частей при аварии на трассе;
  • учитываются погодные факторы. Наличие заносов. Грозы, ливней по прогнозу, а также берется во внимание количество осадков;
  • загруженность трафика также является немаловажным фактором при составлении графика.

 Типичные ситуации и как их решить 

Представим, что у вас остается 2 часа рабочего времени и вы уже стоите под огромной разгрузкой на терминале. По независящим от вас обстоятельствам разгрузку начали только через час 40 минут. За 20 минут вас разгрузить физически не смогут. А вам еще нужно забрать документы, выехать с территории предприятия, найти парковку для ночевки.

Уже после того, как отъехали от рампы и забрали CMR, делаете суточную распечатку с тахографа и идите с ней к тому человеку, который отмечал вам CMR. На распечатке с обратной стороны пишете название предприятия, место его расположения, причину, по которой вам пришлось нарушить, и требуете поставить на нее печать. Храните такую распечатку, как если бы это была купюра в 500 евро, потому что штраф за отсутствие такой бумажки будет в разы больше.

По возможности, старайтесь компенсировать время. То есть если вы превысили время вождения  или общее рабочее время, скажем, на полчаса, то последующую паузу лучше продлить на час. ЗАчем? Чтобы при проверке вас контролирующими органами вы не выглядели преступником, а предстали адекватным человеком, которому пришлось действовать так, а не иначе. Такая двойная компенсация плюс распечатка с печатью предприятия будет лучшим объяснением вашей адеватности и порядочности. 

Другая банальная ситуация: отсутствие свободных мест  на паркингах. В зависимости от страны и времени суток, эта проблема будет бить по нервам в течение каждого рабочего дня. Даже начиная поиск свободного паркинга за полчаса до окончания рабочего рвмени, не факт что вы его найдете. Ночевать вдоль дорог нельзя! Поэтому специально предназначенные место придется искать в любом случае, но уже с нарушением.

Нашли место, сделали распечатку, написали артикул с описанием места и ситуации и можно спать спокойно. Только не злоупотребляйте такими лазейками. Местные контролирующие органы отлично знают и разбюираются в такой ситуации. Так, поздним утром и в обед все паркинги почти пустые, и вы уже не сможете сказать что не было свободного места. Думайте головой.

Режим работы водителя по тахографу

Контроль режима «работа-отдых» водителя со стороны тахографа подразумевает:

  • ввод перед началом рейса карты водителя в слот тахографа;
  • фиксация прибором скорости движения, маршрута, времени пребывания в движении, периода отдыха;
  • после завершения смены карта водителя извлекается из тахографа.

Можно произвести распечатку данных тахографа о движении транспортного средства за сутки. Либо о действиях каждого из водителей конкретно (именно для этого требуется управление транспортным средством с индивидуальной картой в тахографе). Выгружать данные с карты водителя нужно каждые 28 дней.

Почему важно и нужно соблюдать график работы?

Офисный сотрудник всегда знает, сколько часов он проведет на рабочем месте, когда у него обед и конец рабочего дня. Дальнобойщики, чтобы быстрее доставить товар и получить больше денег, нарушают режим работы и совсем мало часов в сутки отдыхают.

График труда дальнобойщиков — временные промежутки, которые водитель должен пребывать за рулем, а какие — отдыхать.

Периоды сна и «простоя» необходимы для физического и психоэмоционального отдыха. Ведь кофе, семечки и цитрус не поможет не спать по 24 часа в сутки. Именно поэтому надо соблюдать график работы, соответствующий приказу Министерства транспорта.

Как формируется график работы дальнобойщика

Согласно нормативным документам, график вождения для дальнобойщиков составляется по следующим принципам:

  • Продолжительность трудовой смены — не более 9 часов в сутки. В случае неожиданных или аварийных ситуаций разрешено увеличение длительности труда до 10 часов подряд, но не чаще, чем 2 раза в 7 дней.
  • Каждые 4 часа после непрерывного вождения необходимо делать остановки на 15 минут. За это время желательно прогуляться, размять спину, ноги и взбодриться.
  • Для водителей, чья работа не связана с междугородными перевозками, промежуток до отдыха сокращается до 2 часов. Только первые 4 часа после начала смены допускается вождение без отдыха.
  • Общая длительность рабочей недели не должна быть более 40 часов за рулем при 5 рабочих днях. И не более 42 часов, если у вас шестидневка.
  • Время, затраченное на погрузку, разгрузку и охрану груза также считается в графике работы. Но не 100% часов, а показатель, деленный на 3.
  • Для дальнобойщиков разрешено увеличение рабочей смены до 12 часов в сутки, но только для обеспечения последующего полноценного отдыха. Такое правило есть и в России, и в Европе.

Четкий график работы составляет работодатель. Если водитель работает сам на себя по патенту или ИП, он должен самостоятельно учитывать разрешенные часы к вождению и ко сну.

При составлении графика поставок товара обязательно учитывается время на сон, отдых, загрузку и разгрузку продукции. Дополнительно закладывается 1 или 2 часа на непредвиденные ситуации, к примеру, поломку или необходимость искать объезд заблокированного участка пути.

Сколько согласно новым правилам может находиться за рулем водитель?

Новые правила ПДД с 2020 года для водителей грузовиков и автобусов: за рулем – не более 4.5 часов

Итак, пункт 26 Правил предписывает:

управлять ТС без остановки на отдых не более 4 часов 30 минут с момента начала управления транспортным средством;

далее обязательно должен следовать 45-минутный отдых. При этом заметим, что перерыв на отдых должен быть не менее этого периода времени. Все это будет отражаться в записи тахографа, поэтому несоблюдение норм, являющееся нарушением, может быть легко выявлено и выписан штраф.

Перерыв на отдых отсчитывается с момента начала управления транспортным средством или с момента начала очередного периода управления транспортным средством;

Законодатель также предусмотрел, что 45-минутный период можно разбить на части. То есть в течение 4.5 часов можно будет остановиться один раз минимум на 15 минут, а после первого периода движения остановка должна продлиться не менее 30 минут.

Для того чтобы не было разночтений, в постановлении прописано следующее:
«Указанный перерыв для отдыха может быть разделен на 2 части или более, первая из которых должна составлять не менее 15 минут, а последняя – не менее 30 минут».

Режим труда и отдыха водителей в Европе

При коммерческих рейсах на территории государств Евросоюза необходимо осуществлять рейсы в соответствии с Действующим Постановлением Совета ЕС, регламентирующим вопросы нормирования рабочего дня лиц, осуществляющих грузовые перевозки.

Гражданство водителей и принадлежность транспорта значения не имеют – правила едины для всех участников дорожного движения.

Максимальное безостановочное время вождения – 4 часа 30 минут. Рекомендуемая остановка – 45 минут. Допускается разбивка периода отдыха на два интервала – 30 и 15 минут.

Приблизительный график вождения на территории ЕС ниже. 

Максимальное время за рулем в сутки – 9 часов. Дважды в неделю можно работать по 10 часов, НО: при условии, что за последние две недели вы управляли транспортным средством не более 90 часов.

На кого не распространяются новые нормы:

Законом предусмотрены порядка семи категорий водителей, на которых новые нормы не распространяются. Среди них:

  1. Водители аварийно-спасательных и пожарных автомобилей.
  2. Водители легковых автомобилей службы ведомственной охраны.
  3. Водители, занятые перевозками в пределах территории предприятия.
  4. Водители, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и местного самоуправления.
  5. Водители, занятые на международных перевозках.
  6. Водители автомобилей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
  7. Водители-военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы.

 Режим труда 

Не важно, как хорошо вы знаете правила, если не умеете их применять на практике.

Перед началом движения, а вернее, перед тем как зафиксировать в тахографе страну начала работы, берете мобильный телефон и запускаете таймер с отсчетом 15 часов. Это самый важный момент. По истечении этих 15 часов вы должны уже стоять на паркинге. Это называется общее рабочее время. В него включа.ются все манипуляции за рабочий день – управление машиной, загрузки -разгрузки, паузы и т.д. В течение рабочей недели у вас могут быть три таких рабочих дня. В остальные дни таймер заводите на 13 часов. Чтобы не путаться, сколько за неделю у вас 15 и 13 часов, делайте запись в блокноте.

Разрешенное время управления – 9 часов за 1 рабочий день. В течение рабочей недели можно 2 раза превышать этот лимит на 1 час. Все помечайте в блокноте.

ВАЖНО: за один присест, без паузы, при любых обстоятельствах, вы можете управлять машиной не  более 4,5 часов. После того, как вы сделали паузу минимум 45 минут, можно ехать еще 4.5 часа. Если требуется взять дополнительный, 10-й час, делаем еще одну паузу 45 минут, и доезжаем этот час. Это основа основ. 

http www.tahograf74.ru images kak rabotat s tahografom

  • Правилом хорошего тона считается езда в режиме 3 часа езды – 45 минут паузы, потом 3 часа езды – 45 мин. паузы, и так пока не наберете максимальное количество часов за один рабочий день.
  • Если берете дополнительный час, это будет 3ч + 45 мин. паузы два раза подряд, плюс финальные 4 часа.

Если по каким то причинам во время движения вам пришлось остановиться, например сбегать в туалет, то не особо спешите. Если ваша пауза будет больше 15 минут но меньше 45, то следующую запланированную паузу вы можете сократить с 45 до 30 минут. Тахограф считает всегда по следующему алгоритму: если вы отстояли 14 минут, он засичтает вам 0 минут паузы.

Если ваш перерыв составил 42 минуты, лучше поделать зарядку 3 минуты, чтобы пауза была полной, и не требовалось еще останавливаться дополнительно на 30 минут.

ВАЖНО: сложно считать время пауз, когда вы делаете много загрузок и выгрузок в одном районе. Рваные паузы, много остановок. Записывайте в блокнот все время движения чтобы складывать его и вместить в установленные пределы.

Рассчитывайте све время правильно. Запомните: пауза в 45 минут = можно ехать без перерыва потом 4,5 часа (не превышая общий дневной лимит вождения).

Так, если вы подъезжаете к крупному городу и видите, что у вас осталось менее 1,5 часов времени управления, лучше остановиться, взять паузу в 45 минут, чтобы таймер в тахографе обнулился. И у вас будет запас времени на прохождения города. Если вы поедете и попадете в пробку, нарветесь на штраф. А вот если контролирующие органы будут видеть что, подъезжая к горожду, вы сделали паузу и пробка рассасывалась более 4,5 часов, вы для них – уже не преступник, а заложник обстоятеств. За такое не наказывают.

ВАЖНО: Вставая под загрузку или разгрузку, обязательно вручную устанавливайте в тахографе режим работы, значок «молоточки», т.к после того, как вы заглушите двигатель, тахограф автоматически станет в режим паузы (значок “кроватка”). Если к вам подъедут контролеры а вы грузитесь, стояна на паузе, будет штраф.  Так же будет штраф, если во время заправки вашей Scania вы будете стоять на паузе.

За 2 недели разрешено управлять машиной не более 90 часов. За первую неделю, не больше 55. Следовательно, на вторую остается не более 34. После вы обязаны встать на еженедельную паузу. Тахограф также умеет считать эти цифры.

Приехали на паркинг, загрузили в тахометр страну окончания работы, заглушили машину. Смотрим на таймер телефона. Проработали менее 13 часов? Отмечаем в блокноте. Если общее время работы превысило 13 часов хотя бы на 1 минуту, то считается, что это был 15 часовой рабочий день.

Ограничения для ненормированного рабочего дня

Внедрение на предприятии ненормированного рабочего дня не означает, что водитель может превышать установленные законодательно промежутки времени для работы/отдыха. При ненормированном режиме работы:

  • Обязательно согласие работника.
  • Общий объем рабочего времени не должен превышать 40 часов в неделю.

Устанавливается такой рабочий день водителям легковых ТС (кроме служб такси), а также сотрудникам различных экспедиций.

Штрафы за нарушение

Нарушения режима работы, зафиксированные тахографом, могут повлечь санкции в соответствии со статьей КоАП № 11.23 об управлении транспортным средством.

Предусмотрены следующие штрафные санкции за нарушение:

  • для физических лиц в пределах 1 000 – 3 000 рублей;
  • для юридических лиц 5 000 – 10 000 руб.

В апреле 2018 года был внесен на рассмотрение в Государственную Думу и принят закон «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных нарушениях». За нарушение правил режима труда и отдыха водителей автобусов в 2019 году определены следующие штрафы:

  • для водителей – до 1 000 до 3 000 рублей;
  • для должностных лиц – от 5 000 до 10 000 рублей;
  • для ИП и юридических лиц – от 10 000 до 30 000 рублей.

Штраф за выход в рейс без тахографа или с неисправным прибором:

  • для должностных лиц – от 5 000 до 10 000 рублей;
  • для ИП и юридических лиц – от 10 000 до 30 000 рублей.

Комната отдыха для водителей на предприятии

Закон не требует напрямую устройство комнаты отдыха для водителей на автопредприятии, но в Трудовом Кодексе РФ сказано, что необходимо помещение для лиц, ведущих в зимнее время работу вне помещений, либо в неотапливаемых помещениях. Указывается на необходимость помещения для приема пищи и отдыха в течение смены. Конкретных требований к параметрам таких помещений законодательство не предъявляет.

Видео: Режим труда и отдыха водителя — как планировать.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • 8 (800) 700 95 53

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Нормативные акты

Основные документы, регулирующие режим работы водителя:

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации;

  2. Положение «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» Приказа за № 15 Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.04 г. в соответствии с коррективами Приказа № 170 от 03.05.18 г.

Нормативные акты определяют порядок работы:

  • автопредприятий по коммерческим рейсам (грузовым и пассажирским);
  • водителей по трудовому договору на транспортных средствах любой формы собственности.

Также необходимо составление ряда регулирующих документов:

  • график работы водителя;
  • правила внутреннего распорядка на предприятии;
  • трудовой договор.

Оснащение тахографами, порядок работы и остальные нормы работы ТС и их водителей регулируются целым рядом документов:

  • ТР Таможенного Союза «О безопасности колесных транспортных средств»;
  • ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ и поправки Федерального закона от 14.06.2012 № 78-ФЗ);
  • Кодекс административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 № 195-ФЗ;
  • Постановление правительства РФ «о требованиях к тахографам» от 23 ноября 2012 г. № 1213;
  • Приказ Минтранса РФ «Об утверждении требований к тахографам» от 13 февраля 2013 г. № 36;
  • Приказ Минтранса РФ «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами» от 21 августа 2013 года №273;
  • Требования ЕСТР.

Как будет проходить проверка, если на автомобиле свыше 3.5 тонн не установлено тахографа?

В теории, должностное лицо может использовать любые фактические данные (свидетельские показания, показания камер видеонаблюдения). Но такое вряд ли будет происходить – слишком велика вероятность ошибки и судебных тяжб для уполномоченных следить за безопасностью дорожного движения сотрудников.

Возникающие нюансы

Примеры форс-мажора: например, согласно графику, у вас лишь полчаса до конца рабочей смены, а разгрузка только начинается. И продлится разгрузка, вероятно, не менее часа. Потом вы должны еще оформить документы, уехать с места разгрузки и доехать до места ночлега.

Тогда понадобится распечатка данных тахографа за сутки и отметка сотрудника, работавшего с вашим CMR. На обороте распечатки следует указать наименование и местонахождение организации, причину нарушения графика. Желательно проставить печать данной организации.

Во время погрузки-разгрузки следует вручную устанавливать режим «работа», поскольку тахограф зафиксирует это время покоя ТС, как дополнительный отдых.

Еще один пример – вы находитесь в дороге в поисках ночлега, поиск затягивается, и вы нарушаете график. Снова понадобится распечатка с указанием местности, паркинга, кратким описанием ситуации.

Если же вы просто в силу обстоятельств провели времени в дороге больше положенного – лучше подстраховаться: продлите последующий отдых на вдвое больший срок.

Идея создания и установки тахографов в начале их существования имела точные цели – сохранение жизни и здоровья водителей, их пассажиров, предотвращение ДТП.

Сегодня задачи бортового самописца значительно шире: контроль за соблюдением скоростного режима, фиксация средней скорости, запись длительности работы водителя. Но основная цель, по-прежнему, – не допустить опасную усталость водителя и пресечь превышение скорости.

Если вы планируете рейсы по территории государств Еврозоны, то помните: международный договор ECTP запрещает въезд на территорию любого из государств ЕС транспортного средства, которое не оснащено тахографом ЕСТР.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями

Продажа карт водителей для тахографов.

ООО «АвтоОко», ИНН 2130100923, КПП 213001001, ОГРН 1122130003467

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...