Порядок формирования цены в государственном оборонном заказе

НПА в сфере госзаказа. Согласование цен в рамках госзаказа. Расшифровка калькуляции. Обоснование затрат. Ценообразование в госзаказе. Методы определения затрат. Предельные уровни (коэффициенты) изменения затрат

Расчетно-калькуляционные материалы по Гособоронзаказу

Целью формирования комплекта расчетно-калькуляционных материалов (комплекта РКМ) является обоснование цены продукции, выпускаемой по государственному оборонному заказу, а также величины затрат, необходимых для её производства в соответствии с действующим законодательством в сфере государственного оборонного заказа.

Порядок ценообразования на продукцию по ГОЗ

В соответствии с Инструкцией по формированию контрактных цен по ГОЗ цены на продукцию разрабатываются организациями-исполнителями и согласовываются с государственными заказчиками (потребителями) с соблюдением следующих условий:

  • исходная база цен — обоснованные затраты и прибыль, определяемая с учетом установленного предельного норматива рентабельности;
  • основное требование при формировании цен — эффективное использование средств федерального бюджета;
  • при установлении уровня цен на конкретные виды вооружения, военной техники, имущества используются основные технические, экономические нормы и нормативы, учитывающие в том числе специфические особенности производства.

В государственном контракте на продукцию может устанавливаться ориентировочная (уточняемая) цена, фиксированная цена или цена, возмещающая издержки. Самые распространенные — ориентировочные (ОРЦ) и твердофиксированные цены (ТФЦ).

Согласно Положению о применении видов цен по ГОЗ ориентировочная (уточняемая) цена на продукцию применяется при заключении государственного контракта, если нет достаточных исходных данных, чтобы определить фиксированную цену на эту продукцию, в том числе:

  • при поставках продукции с технологическим циклом изготовления свыше 3 лет;
  • при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на развитие и совершенствование продукции по государственному оборонному заказу, продолжительностью свыше 3 лет;
  • при выполнении ремонта, сервисного обслуживания вооружения, военной и специальной техники, если на момент заключения государственного контракта нет точных данных по объему работ.

На стадии заключения государственных контрактов на продукцию целесообразно устанавливать ориентировочные цены, которые могут служить основанием для авансирования, расчетов за выполненные этапы работ.

Выполнение работ в ходе реализации контракта может финансироваться также исходя из стоимости отдельных этапов. В год сдачи продукции на нее устанавливается фиксированная контрактная цена.

Если при заключении государственного контракта устанавливается ориентировочная (уточняемая) цена на продукцию, в нем устанавливаются срок ее действия, условия уточнения и порядок изменения на фиксированную цену.

Организация-исполнитель согласовывает цены на продукцию с представительством государственного заказчика — Военным представительством Министерства обороны РФ (далее — ВП МО РФ), а также с организацией-потребителем и государственным заказчиком или только с государственным заказчиком на поставляемую непосредственно ему продукцию.

Для согласования цены в адрес ВП МО РФ направляются расчетно-калькуляционные материалы на цену, предлагаемую организацией-производителем. После согласования цены ВП МО РФ формирует заключение на цену (возможно, со снижением от предложенной Поставщиком).

Что подразумевается под понятиями «прибыль» и «расходы» по ГОЗ

По 275 ФЗ прибыль по гособоронзаказу рассчитывается еще на стадии планирования стоимости контракта. Для ее определения необходимо знать сумму доходов и расходов по каждому отдельно взятому госконтракту. Доходом в рамках исполнения ГОЗ признается сумма контракта за вычетом налога на добавленную стоимость. Расходы — это затраты, понесенные в процессе исполнения гособоронзаказа. Расходы должны быть обоснованными и непосредственно связанными с деятельностью организации по выполнению государственного оборонного заказа.

Федеральный закон 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» вменяет в обязанность госисполнителям и исполнителям ведение раздельного учета доходов и расходов по ГОЗ. Фактическая прибыль по 275-ФЗ определяется как разность между доходами и расходами.

Какие нормативы труда на предприятиях оборонной промышленности существуют

Затраты на оплату труда работников зависят от двух факторов: тарифных ставок и трудоёмкости.

Согласно приказу Минпромторга от 08.02.2019 N 334 при планировании затрат на оплату труда в ГОЗ можно использовать показатели стоимости единицы труда (нормо-час, человеко-час, человеко-день, человеко-месяц) или среднего размера заработной платы. Планировать показатели следует опираясь на уровень, достигнутый организацией в отчётном периоде, средний размер оплаты труда по отрасли и средний уровень оплаты труда в субъекте РФ.

Объем произведенной продукции (или выполненных работ) на единицу численности персонала определяют выработку. Нормы выработки устанавливаются как в натуральном (штуки, килограммы, метры и т. д.), так и в стоимостном выражении за определенное время работы (час, смену, сутки, месяц, год). Они необходимы для планирования производственного потенциала и расходов на оплату труда.

Затраты труда рабочего времени на определенный объем выпуска продукции за установленное время определяют трудоёмкость.

Выработку и трудоёмкость не нужно путать.

Таблица 1. Основные нормы труда.

Норма выработки

Норма времени

Это определенный объем работы в натуральных показателях (в м2, в см3 и т. д.) или количество единиц продукции, которые работник должен выполнить в единицу времени при определенных технологических и организационных параметрах. Например, сотрудник за 40 минут работы собрать 2 изделия.

Это количество рабочего времени, которое должен затратить работник для выполнения определенной работы. Нормы затрат труда могут устанавливаться на операцию, изделие, работу, комплекс работ. Например, работник должен собрать одну деталь за 20 минут.

Норма труда делится на время самой работы и время перерывов.

Нормы времени можно разработать самостоятельно. За исключением установления минимального размера оплаты труда государство нормативы и нормы труда не регламентирует. Межотраслевые и ведомственные типовые и единые нормы времени носят рекомендательный характер.

Типовые формы РКМ ГОЗ

Состав комплекта РКМ, а также используемые формы обосновывающих документов определяются видом продукции (работ, услуг), технологическим циклом изготовления, сроками поставки, требованиями заказчика ГОЗ и условиями контракта.

До марта 2018 года в качестве основных типовых форм исполнители ГОЗа применяли формы Приложений N 1 – 14 к приказу ФСТ от 18.04.2008 N 118, а для продукции с длительным технологическим циклом производства (более одного года) формы Приложений N 1д – 15д, введенных приказом ФСТ от 09.02.2010 N 44-а.

Оба этих приказа ФСТ отменены Приказом ФАС России от 05.03.2018 №264/18 «О признании утратившими силу некоторых приказов Федеральной службы по тарифам».
Стоит отметить, что данный приказ ФАС об отмене форм ФСТ №118 и 44-а опубликован не был.

Аналогичные формы для РКМ ГОЗ были утверждены приказом ФСТ от 24.03.2014 N 469-а. Они предусмотрены для различных видов военных заказов (НИОКР, серия, ремонт, сервис, утилизация). Рекомендации по заполнению были даны Минпромторгом (Приказ от 03.07.2014 N 1257). Несмотря на отмену в 2017 году Постановления Правительства РФ от 05.12.2013 №1119 данные формы (по Приказу ФАС №469-а) оставались действующими.

В соответствии с Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденным постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2017 года №1465, с 3 марта 2018 года Приказом ФАС России от 31.01.2018 №116/18 формы Приказа ФСТ №469-а заменены новыми типовыми формами РКМ.

Таким образом, формы РКМ по приказам ФСТ №118, №44-а и №469-а свою силу утратили, и с 5 марта 2018 года до 26 октября 2019 года единственными действующими формами документов, обосновывающими цену оборонной продукции, являлись 22 вида форм, утверждённых Приказом ФАС №116/18.

Особенности калькулирования себестоимости и цены продукции ГОЗ

Калькулирование – исчисление себестоимости (цены) путем суммирования величин статей затрат (и размера прибыли). Цена продукции есть сумма обоснованных затрат по калькуляционным статьям и величины прибыли. Применяется при формировании цены затратным методом и методом индексации по статьям затрат.

Исполнители ГОЗ производят расчет величин калькуляционных статей цены продукции в соответствии с согласованными основными экономическими показателями (нормативами) с учетом значений индексов и дефляторов для индексирования цены по статьям затрат.

Плановая калькуляция формируется на основании нормативной потребности сырья и материалов, покупных полуфабрикатов (ППФ) и комплектующих изделий (ПКИ); нормативной трудоемкости; стоимости работ и услуг сторонних организаций производственного характера, затрат на спецоснастку, испытания и прочих расходов.

Состав затрат (перечень калькуляционных статей) на производство единицы военной продукции и создание научно-технической продукции военного назначения, поставляемой по ГОЗу, определяется приказом Минпромэнерго №200 («Двухсотый приказ») Минпромторга №334. Группировка затрат по статьям осуществляется в зависимости от целевого назначения затрат и мест их возникновения. Отнесения затрат на себестоимость должно производиться преимущественно прямым методом.

Все затраты по ГОЗ должны быть документально подтверждены и экономически оправданы (обоснованы).

Разработка нового порядка определения состава затрат взамен «Двухсотого приказа» 2006 года проводилась Минпромторгом в течении нескольких лет.

Плановая и отчетная калькуляция

В рамках контроля ценообразования по гособоронзаказу Федеральной антимонопольной службой разработаны отчетные формы госисполнителя и исполнителя. Они утверждены приказом ФАС №1138/19 от 26.08.2019.

Чтобы военное представительство, к которому прикреплена организация, утвердило цену контракта, представляются плановая (форма №2) и отчетная калькуляция по ГОЗ (форма №3).

Форма отчетной калькуляции

Группировка затратных статей в них соответствует правилам, установленным приказом №334. Плановая калькуляция предназначена для формирования стоимости новой продукции. Отчетная же отражает данные о реально понесенных затратах на производство ранее поставленной продукции, а если ранее продукция не поставлялась, то на ее аналог.

ВАЖНО!

Формы, утвержденные

приказом ФАС №116/18

, обязательны для применения всеми организациями, участвующими в исполнении ГОЗ.

Основные экономические нормативы (показатели)

Основные экономические показатели (ОЭП) – плановые нормативы, используемые при калькуляции затрат и цены продукции (работ) в сфере гособоронзаказа (форма №22).В число таких нормативов предприятия входят:

  • ОЗП – средний размер заработной платы (стоимость нормо-часа) основных производственных рабочих (непосредственных исполнителей) / основных рабочих
  • ДЗП – норматив дополнительной заработной платы (форма №10)
  • норматив страховых взносов
  • ТЗР – норматив транспортно-заготовительных расходов (форма №8)
  • ОПР – норматив общепроизводственных расходов (форма №11)
  • ОХР – норматив общехозяйственных расходов (форма №12)
  • АУР – норматив административно-управленческих расходов (форма №12)
  • НР – норматив накладных расходов
  • норматив коммерческих (внепроизводственных) затрат (форма №13)
  • порядок списания и нормативы специальных затрат, затрат на специальную технологическую оснастку, и других расходов
  • норматив рентабельности (прибыли)

Исполнители ГОЗ, как правило, ежегодно согласуют свои основные экономические нормативы с аккредитованным военным представительством, УВЭА и ДАГК МО РФ.
Иногда, в отношении основных нормативов используется иная терминология: базовые экономические показатели (БЭП) или базовые экономические нормативы (БЭН).

Норматив страховых взносов

Расчет норматива страховых взносов производится с учетом предельной величины базы для исчисления взносов, размер которых ежегодно утверждается Правительством.На 2021 год лимит по пенсионным взносам установлен в размере 1 465 000 рублей, по «больничным» (ФСС) – 966 тысяч рублей (Постановление Правительства РФ от 26.11.2020 №1935 «О предельной величине базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2021 г.»).
Взносы по травматизму («профриск») и обязательному медицинскому страхованию (ОМС) не лимитируются.

Год Постановление Правительства РФ База для исчисления страховых взносов Среднемесячная зарплата, с которой начинает применяться регресс
на обязательное пенсионное страхование (ПФР) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ФСС) Предельная величина на обязательное медицинское страхование (ФФОМС) Предельная величина на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
Предельная величина Рост Предельная величина Рост
2021 №1935 от 26.11.2020 1 465 000 13,4% 966 000 5,9% 80 500,00
2020 №1407 от 06.11.2019 1 292 000 12,3% 912 000 5,4% 76 000,00
2019 №1426 от 28.11.2018 1 150 000 12,6% 865 000 6,1% 72 083,33
2018 №1378 от 15.11.2017 1 021 000 16,6% 815 000 7,9% 67 916,67
2017 №1255 от 29.11.2016 876 000 10,1% 755 000 5,2% 62 916,67
2016 №1265 от 26.11.2015 796 000 12,0% 718 000 7,2% 59 833,33
2015 №1316 от 04.12.2014 711 000 13,9% 670 000 7,4% 55 833,33
2014 №1101 от 30.11.2013 624 000 52 000,00

Используемые сокращения при калькуляции и подготовке РКМ по ГОЗу

  • ФЗ – Федеральный закон
  • ГОЗ – Государственный Оборонный Заказ
  • РКМ – расчетно-калькуляционные материалы
  • ПКИ – покупные комплектующие изделия
  • ППФ – покупные полуфабрикаты
  • ПФСП – полуфабрикаты собственного производства
  • ОЭП – основные экономические показатели
  • ОЭН – основные экономические нормативы
  • БЭН – базовые экономические нормативы
  • ФОТ – фонд оплаты труда
  • ОЗП – основная заработная плата
  • ДЗП – дополнительная заработная плата
  • АУП – административно-управленческий персонал
  • АУР – административно-управленческие расходы
  • НР – накладные расходы
  • ОПР – общепроизводственные расходы
  • ОХР – общехозяйственные расходы
  • ССР – себестоимость собственных работ
  • ТЗР – транспортно-заготовительные расходы
Статья о калькулировании цен и себестоимости оборонных заказов подготовлена с использованием правовых актов и актуальной законодательной базы в сфере гособоронзаказа по состоянию на 9 декабря 2020 года
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...