Реорганизация и ликвидация унитарного предприятия в 2020 и 2021 году

А коммерческие компании, которыми РФ владеет напрямую, должны быть переданы госкорпорациям и регионам

Реструктуризация активов

Первый вице-премьер Дмитрий Григоренко поставил перед Минфином, Росимуществом, ФНС, ФАС и Минпромторгом задачу акционировать или ликвидировать действующие ФГУПы до конца 2021 года, следует из текста его поручения этим ведомствам (есть у «Известий»). В конце 2019-го, при предыдущем составе правительства, Госдума приняла аналогичный закон, но с более растянутыми сроками. Предполагалось избавиться от государственных унитарных предприятий, при условии, что их ликвидация или трансформация в АО не создаст угроз безопасности и экономике, до 2025 года. По данным ФНС, в реестре юридических лиц на 1 ноября числилось около 700 ФГУПов.

Тонкая реорганизация: кабмин поручил избавиться от ФГУПов до конца 2021-го

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Михаил Терещенко

Кроме ускорения реформы этих предприятий замглавы правительства поручил пересмотреть структуру собственности госкомпаний. В частности, если РФ напрямую владеет организацией, ее потребуется передать на баланс госкорпорации, вертикально интегрированной структуры (под ними понимаются, как правило, крупнейшие добывающие холдинги) или субъекту федерации, следует из поручения.

Прогнозный план приватизации, согласно документу, будет скорректирован.

Ранее в октябре Минфин, в ведение которого с этого года перешло Росимущество, предложил перейти к единой системе управления организациями, консолидировав в агентстве права владельца всех государственных АО и унитарных предприятий, находящихся в федеральной собственности.

Впрочем, по поручению Дмитрия Григоренко для части ФГУПов и организаций будут сделаны исключения. Так, унитарные предприятия смогут сохранить свою форму, а госкомпании — остаться в прямой собственности правительства, если это одобрит специальная правительственная комиссия по проведению административной реформы.

Кроме этого, если ФГУП не сможет эффективно выполнять свои функции в форме АО, его можно будет преобразовать в госучреждение (в такой форме работают, например, организации в сфере здравоохранения, образования и т.д.).

Участие в приватизации в следующем году примут порядка 180 акционерных обществ с госучастием, а также 86 ФГУПов, сообщил ранее Владимир Путин, отвечая на вопросы участников форума «Россия зовет!».

Владимир Путин на инвестиционном форуме «Россия зовет!»

Владимир Путин на инвестиционном форуме «Россия зовет!»

Фото: пресс-служба администрации президента РФ/kremlin.ru

Ранее систему управления госимуществом раскритиковала Счетная палата. Аудиторы констатировали, что в России нет достоверных данных о числе компаний с госучастием, 90% из них находятся фактически в «серой» зоне, а вознаграждение их руководства может превышать зарплату работников в 20 раз. Сведения о деятельности госкомпаний фрагментарны и почти не подвергаются анализу, за исключением узкого круга крупнейших холдингов, сообщалось в специальном бюллетене СП. Там также отмечалось, что в отчеты для правительства Минэкономразвития (ранее курировал Росимущество) включает данные только о десяти крупнейших АО — всего 1% от общего числа.

История реорганизации

Федеральный закон о реорганизации “Почты России”, подразумевающий преобразование федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП) в непубличное акционерное общество, вступил в силу 1 октября 2018 года. Спустя пять лет обсуждений преобразования национального почтового оператора, топ-менеджмент “Почты России” смог начать проведение заключительных работ по акционированию, в частности перевести все имущество ФГУП в акционерное общество и осуществить определенные юридические процедуры. Для их проведения у организации был один год.

Из федерального закона следует, что акционерное общество создается для обеспечения всех россиян возможностью использования почтовой связи независимо от их местонахождения, а также для другого широкого спектра услуг: торговых, финансовых и других.

Согласно закону, основными видами деятельности “Почты России” в качестве акционерного общества сохраняются: оказание услуг внутренней и международной почтовой связи, доставка и выдача пенсий и пособий, распространение печатных СМИ, обеспечение доступа к госуслугам и другие. При этом закон устанавливает трудовые гарантии работникам “Почты России” и не допускает сокращения численности сотрудников в связи с реорганизацией.

В новость были внесены изменения (17:43 мск) — добавлен комментарий главы Минэкономразвития.

Основания для реорганизации или ликвидации

Несколько лет назад российские власти провозгласили развитие конкурентной среды одним из приоритетных направлений деятельности. Один из факторов, который мешает развиваться и расти частному предпринимательству, считают чиновники, — преобладание на определенных рынках федеральных государственных и муниципальных унитарных предприятий. Пользуясь положением и бюджетным финансированием, они находятся в более выигрышном положении, на что не раз обращали внимание и бизнесмены, и Федеральная антимонопольная служба. Вариант, как изменить ситуацию, нашли быстро — ликвидация ФГУПов, ГУПов и МУПов либо их реорганизация.

Чтобы провести реформу, принят федеральный закон №485-ФЗ от 27.12.2019, в котором описан порядок ликвидации унитарного предприятия и сроки для этой процедуры. В этом же нормативном акте оговорены правила, которые обязаны соблюдать унитарные предприятия, чтобы оставаться на рынке.

Как объясняли авторы реформы еще до ее принятия, необходимо четко продумать условия реорганизации и ликвидации унитарного предприятия, чтобы, с одной стороны, не остаться без хозяйствующего субъекта на рынке, а с другой — дать частному бизнесу развиваться.

Комментарии к законам

2. В уставе открытого акционерного общества, созданного путем преобразования унитарного предприятия, должны быть учтены требования Федерального закона “Об акционерных обществах” и определенные настоящим Федеральным законом особенности.
3. В уставе открытого акционерного общества в обязательном порядке определяются цели и предмет деятельности создаваемого открытого акционерного общества.
4. Размер уставного капитала открытого акционерного общества, созданного путем преобразования унитарного предприятия, определяется в порядке, предусмотренном статьей 11 настоящего Федерального закона.
5. До первого собрания акционеров руководитель государственного или муниципального унитарного предприятия, преобразованного в открытое акционерное общество, назначается директором (генеральным директором) открытого акционерного общества.
6. Одновременно с утверждением устава открытого акционерного общества определяется количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) и назначаются члены совета директоров (наблюдательного совета) и его председатель, а также члены ревизионной комиссии (ревизор) общества до первого общего собрания акционеров.
Комментарий к статье 37
1. Статья 37 комментируемого Закона определяет особенности создания открытого акционерного общества путем преобразования унитарного предприятия. Следует отметить, что на акционерные общества, созданные в процессе приватизации, распространяются общие положения Гражданского кодекса и Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ “Об акционерных обществах” (далее – Закон об акционерных обществах).
При этом п. 5 ст. 1 Закона об акционерных обществах прямо предусматривает, что особенности создания акционерных обществ при приватизации государственных и муниципальных предприятий определяются федеральным законом и иными правовыми актами Российской Федерации о приватизации государственных и муниципальных предприятий.
Особенности правового положения акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, более 25 процентов акций которых закреплено в государственной или муниципальной собственности или в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении указанными акционерными обществами (“золотая акция”), определяются Федеральным законом о приватизации государственных и муниципальных предприятий.
Предусмотренные законодательством о приватизации особенности правового положения акционерных обществ действуют с момента принятия решения о приватизации до момента отчуждения государством или муниципальным образованием 75 процентов принадлежащих им акций в таком акционерном обществе, но не позднее окончания срока приватизации, определенного планом приватизации данного предприятия.
Окончанием срока приватизации, определенного планом приватизации предприятия, считается последняя из дат, фиксирующих срок окончания продажи акций либо окончания их закрепления в государственной собственности (п. 10 Указа Президента РФ от 18 августа 1996 г. N 1210 “О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера”).
2. Преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество как способ приватизации является одной из форм реорганизации юридический лиц, предусмотренных Гражданским кодексом РФ.
Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает, что в результате такой реорганизации созданное открытое акционерное общество становится правопреемником преобразованного унитарного предприятия.
Правопреемство в данном случае согласно п. 5 ст. 58 ГК РФ означает, что при преобразовании юридического лица (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами (п. 1 ст. 59 ГК РФ).
Передаточный акт должен быть представлен вместе с учредительными документами для государственной регистрации созданного акционерного общества. Непредставление передаточного акта, а также отсутствие в нем положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного унитарного предприятия является основанием для отказа в государственной регистрации акционерного общества.
Передаточный акт составляется на основании и в соответствии с решением об условиях приватизации ФГУП в порядке, предусмотренном ст. 11 Закона о приватизации (см. комментарий к ст. 11 Закона).
Передаточный акт подписывается от имени созданного открытого акционерного общества его единоличным исполнительным органом после завершения процедуры государственной регистрации акционерного общества.
За время, прошедшее с даты принятия решения об условиях приватизации ФГУП и до момента его подписания, в составе приватизируемого имущественного комплекса могут произойти изменения. В связи с этим п. 1 комментируемой статьи особо подчеркивает, что открытое акционерное общество становится правопреемником преобразованного унитарного предприятия в соответствии с передаточным актом, составленным с учетом всех изменений в составе и стоимости имущественного комплекса унитарного предприятия, произошедших после принятия решения об условиях его приватизации.
3. Пункты 2 и 3 комментируемой статьи определяют требования к уставу открытого акционерного общества, созданного в процессе приватизации.
Устав открытого акционерного общества, созданного путем преобразования унитарного предприятия, разрабатывается на стадии подготовки решения об условиях приватизации ФГУП и утверждается данным решением.
Устав акционерного общества должен соответствовать требованиям Закона об акционерных обществах, установленным, в частности, ст. 11 Закона.
Пункт 3 указанной статьи предусматривает, что устав общества должен содержать следующие сведения:
– полное и сокращенное фирменные наименования общества;
– место нахождения общества;
– тип общества (открытое или закрытое);
– количество, номинальную стоимость, категории (обыкновенные, привилегированные) акций и типы привилегированных акций, размещаемых обществом;
– права акционеров – владельцев акций каждой категории (типа);
– размер уставного капитала общества;
– структуру и компетенцию органов управления общества и порядок принятия ими решений;
– порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров, в том числе перечень вопросов, решение по которым принимается органами управления общества квалифицированным большинством голосов или единогласно;
– сведения о филиалах и представительствах общества;
– иные положения, предусмотренные законом.
Уставом общества могут быть установлены ограничения количества акций, принадлежащих одному акционеру, и их суммарной номинальной стоимости, а также максимального числа голосов, предоставляемых одному акционеру.
Устав акционерного общества может содержать и другие положения, не противоречащие Закону об акционерных обществах и иным федеральным законам.
В частности, устав может содержать указание на использование специального права (“золотой акции”) на участие Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в управлении открытым акционерным обществом (см. комментарий к п. 5 ст. 41 Закона о приватизации).
4. Согласно п. 3 ст. 96 ГК РФ особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются, кроме Закона об акционерных обществах, также законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий.
Такой особенностью является содержащееся в п. 3 комментируемой статьи указание на обязательность определения в уставе открытого акционерного общества целей и предмета его деятельности. Обязательное включение в устав указания на цели и предмет деятельности по общему правилу предусмотрено п. 2 ст. 52 ГК РФ лишь для некоммерческих организаций и унитарных предприятий.
Согласно п. 1 ст. 49 ГК РФ целями деятельности юридического лица, отраженными в его уставе, определяются гражданские права и обязанности данного лица.
5. Пункт 4 комментируемой статьи устанавливает порядок определения размера уставного капитала открытого акционерного общества, созданного в процессе приватизации, отсылая при этом к ст. 11 Закона о приватизации.
Указанная статья предусматривает, что передаточный акт должен содержать расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов ФГУП, в котором указывается размер уставного капитала открытого акционерного общества, количество и номинальная стоимость акций.
Согласно п. 19 письма Минимущества России от 6 июня 2002 г. N АБ-2/10099 “О приватизации имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий” в случае, если величина балансовой стоимости подлежащих приватизации активов ФГУП равна или превышает минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества, установленный законодательством Российской Федерации, в расчете указывается размер уставного капитала, который принимается равным величине балансовой стоимости подлежащих приватизации активов ФГУП, а также количество и номинальная стоимость именных обыкновенных бездокументарных акций, составляющих уставный капитал создаваемого открытого акционерного общества. Номинальная стоимость акции, как правило, принимается равной 10 или 100 рублям.
Следует иметь в виду, что в соответствии с п. 2 ст. 13 комментируемого Закона приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия осуществляется путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество только в случае, если размер уставного капитала, определенный в соответствии со ст. 11 Закона о приватизации, превышает минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества.
Минимальный уставный капитал открытого общества согласно ст. 26 Закона об акционерных обществах должен составлять не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату регистрации общества.
Балансовая стоимость подлежащих приватизации активов ФГУП определяется как сумма стоимости чистых активов ФГУП, исчисленных по данным промежуточного бухгалтерского баланса, и стоимости земельных участков, за вычетом балансовой стоимости объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП.
При расчете балансовой стоимости подлежащих приватизации активов ФГУП стоимость чистых активов ФГУП определяется по данным промежуточного баланса, подготовленного с учетом результатов проведения инвентаризации имущества указанного предприятия, на дату составления акта инвентаризации.
Стоимость подлежащего приватизации земельного участка принимается равной пятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, при этом в расчет принимается ставка земельного налога за единицу площади земельного участка, действующая на дату составления промежуточного баланса (п. 3 ст. 11 Закона о приватизации).
Размер уставного капитала, определенный в указанном порядке, а также количество именных обыкновенных бездокументарных акций общества и номинальная стоимость одной акции указываются в решении об условиях приватизации имущественного комплекса ФГУП.
6. В целях обеспечения функционирования акционерного общества, созданного в процессе приватизации, п. п. 5 и 6 комментируемой статьи предусматривают, что до первого общего собрания акционеров должны быть выполнены следующие организационные мероприятия:
– назначен директор акционерного общества;
– определен количественный состав совета директоров (наблюдательного совета), назначены его члены и председатель;
– назначены члены ревизионной комиссии (ревизор) общества.
При этом лицо, являющееся руководителем преобразованного государственного или муниципального унитарного предприятия, становится директором созданного открытого акционерного общества.
Согласно п. 26 письма Минимущества России от 6 июня 2002 г. N АБ-2/10099 “О приватизации имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий” в случае преобразования ФГУП в акционерное общество решением об условиях приватизации утверждается устав открытого акционерного общества, назначается единоличный исполнительный орган акционерного общества, определяется количественный состав и назначаются члены совета директоров и его председатель, назначаются члены ревизионной комиссии.
Подготовка и принятие решений об условиях приватизации осуществляются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 9 июля 2002 г. N 512.
Подготовка решений об условиях приватизации федерального имущества осуществляется Минимуществом России либо по его поручению – его территориальными органами.
Решения об условиях приватизации принимаются Правительством Российской Федерации, Минимуществом России либо по его поручению – его территориальным органом.
По общему правилу назначение единоличного исполнительного органа, совета директоров и ревизионной комиссии относится к компетенции общего собрания акционеров (ст. 48 Закона об акционерных обществах).
Общее собрание акционеров проводится не реже одного раза в год. В соответствии с п. 1 ст. 47 Закона об акционерных обществах годовое общее собрание акционеров проводится в сроки, устанавливаемые уставом общества, но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года.
Однако, если в государственной собственности находится 100% акций открытого акционерного общества, полномочия общего собрания акционеров осуществляются от имени соответствующего собственника акций в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, в частности Постановлением Правительства РФ от 23 января 2003 г. N 44. Предусмотренные Законом об акционерных обществах процедуры подготовки и проведения общего собрания акционеров не применяются (подробнее об этом см. комментарий к ст. 39).

Вернутся в раздел Комментарии к законам

Особенности приватизации ФГУП

К унитарным предприятиям относятся организации, которые не располагают правом собственности на прикрепленное к ним имущество. Всё, что имеется в распоряжении подобных компаний, принадлежит им на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления и не может делиться на акции, доли или паи. Как правило, создание ФГУП осуществляется для решения государственных задач на коммерческом основании, например, для реализации продукции ниже себестоимости или поддержки дотационной деятельности.

Что касается приватизации ФГУП, то под ней понимают возмездное отчуждение госимущества в пользу юридических или физических лиц. Как гласит Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества”, приватизировать предприятие можно несколькими методами:

  • реорганизация в АО;
  • продажа на конкурсах, аукционах, в форме публичного предложения, по итогам доверительного управления;
  • реализация акций АО, являющихся госсобственностью, за рубежом;
  • использование государственного или муниципального имущества как уставной капитал в АО;
  • продажа акций АО на бирже.

Стоит заметить, что если величина уставного капитала, определяемого ФЗ-178, выше, чем минимальные размеры учредительных средств создаваемого общества, то приватизация ФГУП может производиться только его реорганизацией в АО. Аналогичная ситуация возникает тогда, когда нужно приватизировать предприятие, имеющее важное государственное значение. В оставшихся случаях менять форму собственности можно другими вышеуказанными способами.

В какие сроки надо провести процедуру

На основании принятых решений реорганизация государственных предприятий либо муниципальных унитарных структур должна завершиться к 1 января 2025 года. Но и после этой даты реформа не прекратится. Если товарный рынок переходит в состояние конкурентного, антимонопольный орган потребует ликвидировать или реорганизовать учреждение. Если учредитель проигнорирует такое требование, ФАС вправе в судебном порядке закрыть организацию. Таким образом, получается, что ликвидация МУПов до 2025 года — только первый этап, после чего работа по стимулированию конкуренции на рынке продолжится.

Реорганизация ФГУП

Реорганизация ФГУП в АО разрешена действующим законодательством и проходит в установленном порядке. В силу различных обстоятельств юридическое лицо может сменить организационно – правовую форму. Под реорганизацией понимается смена гражданского состояния юридического лица, которая производится по решению учредителей.

Под аббревиатурой «ФГУП» понимается юридическое лицо, осуществляющее коммерческую деятельность и не имеющее права собственности на имущество, которым распоряжается. Процесс реорганизации значительно меняет правовой статус предприятия.

Кого не изменения коснутся

Поскольку вся нормативная база, включая указ президента о ликвидации МУПов и ГУПов (№618 от 21.12.2017), сформирована с целью не допустить преобладания унитарных предприятий на конкурентных рынках, продолжат функционировать те предприятия, которые особо важны для государства или не мешают работать частному бизнесу:

  • субъекты естественных монополий в различных сферах — связь, транспорт, водоснабжение и водоотведение, ТЭК;
  • организации, которые обеспечивают безопасность — государственную, гражданскую, пожарную, водную, транспортную, иную;
  • предприятия, которые обеспечивают жизнедеятельность населения в районах Крайнего Севера;
  • ГУП и МУП, которые осуществляют деятельность в области культуры и искусства, включая кинематографию;
  • ФГУП, деятельность которых связана с радиоактивными отходами;
  • структуры, которые работают за пределами РФ.

Этот перечень правительство вправе дополнять.

Помимо этого, есть общее правило, когда реорганизация или ликвидация муниципального предприятия (государственного) не предусмотрена: ее выручка от деятельности на конкурентном рынке не превышает 10% всей выручки в течение года.

Реорганизация унитарного предприятия

Закон допускает несколько видов реорганизации для унитарного предприятия, а именно:

  1. Выделение из одной независимой организации, или нескольких организаций.
  2. Слияние предприятий.
  3. Разделение предприятия на две, или более независимых организаций.
  4. Преобразование в юридическое лицо иной организационно-правовой формы.
  5. Присоединение одного предприятия к другому.

Заявка успешно отправлена!

В ближайшее время с вами свяжется наш юрист и проконсультирует вас.

Сегодня распространена практика перевода государственной собственности в частную. Преобразование унитарного предприятия в АО проходит с учетом требований закона о приватизации. В процессе изменения правового статуса к обществу переходят все права, имеющиеся у ФГУП и все его обязательства, на основании и в соответствии со специальным документом – передаточным актом.

Решение о преобразовании ФГУП, в соответствии с законом, принимает его собственник. В случае с ФГУП право собственности имеет государство, в лице которого выступает государственный орган, само ФГУП имеет ограниченное вещное право на свое имущество.

Реорганизация унитарного предприятия проходит на основании заранее составленного плана приватизации, которым определены сроки, порядок, условия изменения юридического статуса.

Состав приватизируемого имущества ФГУП указывается в передаточном акте, уставной капитал будущего общества равен стоимости активов, закрепленных передаточным актом. В результате изменений права на имущество ФГУП государство теряет, но получает права на ценные бумаги созданного общества.

Устав АО утверждают органы по управлению имуществом, также органом управления проводится государственная регистрация реорганизации. Одновременно с принятием устава избирается наблюдательный совет, выбирается председатель, определяются члены ревизионной комиссии. Прекращается официальное существование ФГУП в момент государственного признания акционерного общества путем его регистрации.

Только первый шаг

Полностью решить вопрос с ФГУПами до конца 2021 года сложно, но, как говорили великие, «всё кажется невозможным до тех пор, пока это не сделано», отметил член правления, заместитель гендиректора «Почты России» Иван Аксенов. Форма АО гораздо более прозрачна и динамична: меньше бюрократии, больше гибкости и возможностей быстро принимать решения и реагировать на запросы клиентов и рынков, пояснил он.

На федеральном уровне сейчас вопрос, наверное, не столько в количестве ФГУПов и обществ с прямым госучастием (за последнее десятилетие их количество сократилось кратно), сколько в суммах перераспределяемых ими денежных потоков, прозрачности, активах в виде дочерних и зависимых компаний и т.д. Развитие конкуренции на соответствующих рынках, вовлечение в оборот зачастую не очень эффективно используемого имущества — это будет иметь более весомое значение, резюмировал Иван Аксенов.

Реформа госсобственности продолжается уже не первый год: всё это время от профильных ведомств постоянно звучали призывы к приватизации или ускорению реорганизации архаичных унитарных предприятий, отметил эксперт НИУ ВШЭ Александр Абрамов. Однако каких-либо активных шагов к разгосударствлению предпринято не было: крупнейшие госкомпании кочевали из одного плана приватизации в другой, напомнил специалист.

Тонкая реорганизация: кабмин поручил избавиться от ФГУПов до конца 2021-го

Фото: РИА Новости/Пресс-служба Государственной думы РФ

По всей видимости, активизация связана с потребностью всеми возможными способами ускорить экономику, не перегружая при этом бюджет, добавил член экспертного совета при Госдуме по эффективному управлению и повышению производительности труда Николай Калмыков. Очевидно, что управление госсобственностью более эффективно осуществляют хозяйствующие субъекты, чем чиновники, логика передачи активов госкорпорациям или холдингам должна быть в этом, предположил эксперт. Форма унитарных предприятий, по его словам, уже безнадежно устарела, а дополнительных рисков трансформация в АО, при условии, что 100% акций сохранятся у РФ, не появляется, резюмировал эксперт.

Впрочем, реструктурирование госорганизаций — это, по всей видимости, только первый шаг к разгосударствлению, добавил Александр Абрамов. По его словам, чтобы ощутимо повлиять на экономику, необходимо довести реформу до конца: например, после акционирования унитарных предприятий продать их в частные руки.

Оценки доли государства в экономике России существенно отличаются. Например, ФАС в прошлом году оценивала ее в более 50%. Сопоставимые оценки (40–50%) приводило рейтинговое агентство Moody’s. МВФ сообщал, что государство в экономике РФ занимает примерно треть.

В этом году впервые за почти пять лет была проведена приватизация крупной госкомпании — «Совкомфлот» вышел на IPO, продав 17,2% акций. Предыдущая сделка по сокращению госсобственности — реализация 19,5% акций «Роснефти», принадлежавших «Роснефтегазу», состоялась в 2016 году.

Что дает приватизация

Основные изменения после приватизации ФГУП:

  • право распоряжаться имущественным комплексом переходит от владельца унитарной организации к собственнику АО;
  • компания теряет возможность получать прямые бюджетные выплаты (дотации, субвенции и т. д.);
  • акционерное общество может самостоятельно распределять прибыль, но дивиденды от акций передаются в бюджет.

Отчуждение госимущества в пользу физических или юридических лиц позволяет снизить долю прямого участия государства в экономической сфере, а также частично финансировать дефицит бюджета. Посредством приватизационного процесса можно повысить эффективность не только управленческой структуры компании, но и всей экономики в целом. Во многих отраслях приватизация существенно продвигает сервис для бизнеса и населения, что положительно сказывается на инвестиционной привлекательности страны.

На сегодня приватизации ФГУП – еще мало распространенное явление, поэтому руководителю унитарного предприятия и юридическим департаментам бывает достаточно сложно разобраться в ее этапах и оформлении документов. Специалисты компании ООО «АКРУС» обладают внушительным опытом в реорганизации компаний и готовы решить любые вопросы по смене форм собственности на высоком профессиональном уровне. Мы предоставляем клиентам квалифицированное юридическое сопровождение с полной ответственностью за выполненную работу. Для получения консультаций по оказываемым услугам свяжитесь с нами по E-mail или контактному телефону, указанному на сайте.

Как провести реорганизацию

Власти решили, что пошаговая инструкция реорганизации МУП в ООО должна соответствовать правилам ГК РФ, действующим для юридических лиц. Дополнительно этот вопрос регулирует федеральный закон №161-ФЗ от 14.11.2002, который позволяет провести реорганизацию путем слияния, присоединения, выделения, разделения либо преобразования в иную форму. Вместе с тем статьей 34 закона №161-ФЗ наложено ограничение: из МУП или ГУП нельзя сделать ООО или АО, унитарное предприятие разрешено трансформировать либо в государственное, либо в муниципальное учреждение. ФГУП допустимо реорганизовать в автономную некоммерческую структуру.

Перейдем к пошаговому алгоритму, как реорганизовать унитарное предприятие.

Шаг 1

Собственник имущества (учредитель) принимает решение о реорганизации МУП (ГУП). В документе на основании ст. 34 закона №161-ФЗ необходимо указать цели деятельности нового учреждения, наименование учредителя, перечень мероприятий по преобразованию.

Шаг 2

Подать уведомление о начале процедуры реорганизации в ФНС по форме №Р12003. Документ подписывает руководитель унитарного предприятия. Срок подачи уведомления — 3 дня с момента принятия решения.

Шаг 3

В течение 30 дней о реорганизации необходимо уведомить всех кредиторов. Эту информацию передают в письменной форме каждому из известных лиц и дополнительно публикуют в специализированном журнале «Вестник государственной регистрации».

Шаг 4

Собственник утверждает устав нового учреждения и передаточный акт. Хотя в ГК РФ и законе №161-ФЗ не указано, что этот акт нужен при реорганизации путем преобразования, при выделении и разделении он обязателен.

Шаг 5

Последний этап — передать все документы в ФНС на регистрацию не ранее 30 дней со дня уведомления всех кредиторов. Понадобятся:

  • заявление по форме №Р12001;
  • учредительные документы;
  • квитанция об уплате госпошлины.

Останется только дождаться документов, и процедура завершена.

Реорганизация унитарных предприятий

Процесс реорганизации — не повод для расторжения трудовых договоров с сотрудниками, как заявлено в

законе №161-ФЗ

. Но сами работники вправе отказаться продолжить трудиться, если изменились условия работы.

Требования к реорганизации ФГУП в АО

Преобразование проходит в установленном порядке, с условием строгого соблюдения требований закона. Обязательными условиями реорганизации являются:

  1. Уведомление налоговой службы об изменения правового статуса.
  2. Уведомление о перемене правового статуса ФГУП всех его кредиторов письменным сообщением.
  3. Сообщение о реорганизации и преобразовании в АО в официальном печатном издании.

Путем преобразования вместо ФГУП появляется акционерное общество с разделенным на акции уставным капиталом. При образовании АО происходит размещение акций, причем этот процесс проходит одновременно с реорганизацией. Порядок размещения утвержден действующим на территории РФ гражданским и финансовым законодательством.

Процедура размещения проходит в несколько этапов:

  1. Принятие решения о размещении акций уполномоченными лицами.
  2. Утверждение и оформление решения о выпуске акций.
  3. Регистрация размещения ценных бумаг государственным органом.
  4. Размещение акций.
  5. Подведение итогов мероприятия посредством составления отчета и передача в регистрирующую инстанцию сообщения о результате выпуска.
  6. Решение о выпуске акций принимается и подписывается исполнительным органом.

Размещение ценных бумаг созданного в результате реорганизации общества осуществляется в день официальной регистрации образованного юридического лица. Акции приобретаются Российской Федерацией, государство становится их единственным собственником.

Уполномоченный орган регистрирует выпуск ценных бумаг и отчет об их выпуске. Для официальной государственной регистрации в инстанцию необходимо предъявить документы:

  1. Заявление о выпуске бумаг, заполненное в установленном порядке.
  2. Окончательное принятие решения о выпуске.
  3. Анкета организации, выпускающей ценные бумаги.
  4. Документ, которым подтверждена официальная регистрация этой организации.
  5. Копии из протоколов собрания органа управления, посвященного выпуску ценных бумаг юридическим лицом.
  6. Устав.
  7. Расчеты стоимости активов организации.
  8. Квитанция об оплате госпошлины.
  9. Опись пакета документов.
  10. Иные документы, в случае необходимости.

Реорганизация ФГУП в АО – процесс довольно сложный с юридической точки зрения, для ее проведения целесообразно обратиться к специалистам.

Последствия отказа от проведения процедуры

Если собственники унитарного предприятия не начали процесс в установленные сроки, после 1 января 2025 года ФАС подаст иск, и в судебном порядке учреждение ликвидируют. Отдельная пошаговая инструкция по ликвидации МУП (ГУП) не предусмотрена, ориентироваться следует на общие нормы гражданского законодательства.

Мотрой Алена

В 2004 г. окончила факультет журналистики МолдГУ по специальности “Журналистика и наука общения”. В 2003-2011 работала в известных молдавских социально-политических изданиях. После переезда в РФ, с 2014 г. сотрудничаю с российской онлайн-прессой

Все статьи автора

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...