Средства и методы толкования норм налогового законодательства – Правовые аспекты

3.3. толкование норм налогового права: понятие и значение. способы, виды и стадии толкования: Применению норм налогового права предшествует толкование этих норм. Необходимость толкования вызвана тем, что норма права имеет не конкретный, а общий и абстрактный характер. Участники же налоговых отношений сталкиваются с отдельными конкретными … – – – библиотека Sci-Lib

Содержание

Восполнение пробелов в законодательстве судебными актами

Реальность говорит о том, что суды наряду с законодателем устраняют пробелы в налоговом законодательстве. Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 о налоговой выгоде не столько содержит разъяснения по вопросам судебной практики, как того требует статья 127 Конституции РФ, сколько устраняет пробелы и даже вводит новые нормы.

Устранение пробелов с помощью судов предполагает признание высокого правового статуса основных начал (принципов) налогового права, поскольку только на основе правовых принципов суды могут самостоятельно преодолевать пробелы в налоговом праве (если только это действительно пробел, а не квалифицированное умолчание законодателя). Более того, это конституционно значимые принципы налогового права, занимающие промежуточное положение между конституционным и налоговым правом. Такая характеристика принципов, содержащихся в статье 3 НК РФ, имеет решающее значение, поскольку Конституционный Суд РФ с их помощью расширяет свой инструментарий. По сути же, повышением правового статуса основ-ных начал налогового законодательства снимается необходимость устранения пробелов только усилиями законодателя.

Суды участвуют в регулировании налоговых отношений – как путем преодоления пробелов, так и устранения некоторой неопределенности в норме. Однако, поскольку есть принцип разделения властей, права судов должны быть ограничены путем разработки специальных юридико-технических правил толкования норм налогового законодательства. В постановлениях и определениях Конституционного Суда РФ содержится ряд таких правил.

Способы контекстного толкования норм налогового закона, примененные Конституционным Судом РФ

Способы толкования
норм налогового права

Описание

В контексте других норм налогового законодательства

Налоговый кодекс РФ содержит общие и специальные нормы. Последним придается самостоятельное значение, поэтому использование в одной главе НК РФ по одному налогу понятий, определенных в другой главе для целей исчисления другого налога, само по себе не свидетельствует об их тождественности

В контексте норм других отраслей права

Этой разновидности толкования посвящена ст. 11 НК РФ. КС РФ использовал эту норму в Постановлении от 13.03.2008 № 5-П по ст. 220 НК РФ, выясняя смысл понятия «доля в общем имуществе» через призму ст. 252 ГК РФ

С учетом целей законодателя (исторический метод толкования)

Обращение к истории принятия Налогового кодекса РФ. Многие нормы попали в НК РФ в результате рассмотрения конкретных налоговых дел высшими судами (носят казуистический характер)

С учетом экономической сущности налога

Такое толкование применено в Определении КС РФ от 07.02.2002 № 29-O при оценке ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”».

По Закону налогоплательщики платили налог в том числе с недополученного дохода, что несовместимо с экономической природой данного налога

С учетом конституционных принципов и конституционно значимых принципов НК РФ

Может применяться как высшая форма контекстного толкования, если другие способы толкования не могут устранить неясность. При этом это толкование не должно вступать в противоречие с общепринятыми ценностями

Еще по теме 3.3. толкование норм налогового права: понятие и значение. способы, виды и стадии толкования:

  1. Виды, способы толкования и усмотрение суда
  2. 5.5.1.2 Вторая часть замысла: Анализ-толкование понятия значения языкового выражения в терминах подразумевания
  3. Способы толкования договоров
  4. 3.3. Особенности толкования норм законодательства о налогах и сборах
  5. 3.1. понятие нормы налогового права, ее структура. нормы налогового права И статьи налогового кодекса российской федерации. виды налоговых норм И ИХ основные признаки
  6. Виды толкования по объему и судейское усмотрение.
  7. 5.5.1.1 Первая часть замысла: Анализ-толкование понятия подразумевания
  8. 4.2. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ (ФОРМ) НАЛОГОВОГО ПРАВА. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ (ИНКОРПОРАЦИЯ, КОНСОЛИДАЦИЯ, КОДИФИКАЦИЯ)
  9. § 6. Понятие и классификация норм налогового права
  10. § 6. Толкование международных договоров
  11. § 4. Соотношение норм налогового права и норм других отраслей права

Особенности толкования норм законодательства о налогах и сборах. Кваша Ю.Ф. Налоговое право

Средства и методы толкования норм налогового законодательства

  • Роль налогов в современном государстве
  • Понятие, предмет, метод и теория налогового права
  • Налоговое право в системе наук
  • Соотношение понятий «налоговое законодательство» и «законодательство о налогах и сборах»
  • Международные договоры Российской Федерации
  • Налоговый кодекс РФ
  • Нормативные правовые акты органов исполнительной власти
  • Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени
  • Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах
  • Особенности толкования норм законодательства о налогах и сборах
  • Институт налоговой тайны в законодательстве РФ о налогах и сборах
  • Налоговая система Российской Федерации
  • Основные этапы налоговой реформы и современная внутренняя налоговая политика России
  • Участники налоговых правоотношений
  • Права налогоплательщиков и плательщиков сборов
  • Обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов
  • Представители налогоплательщика, плательщика сборов
  • Особенности участия сборщиков налогов и сборов в налоговых правоотношениях
  • Налоговые агенты
  • Обязанности банковских организаций в сфере сбора налогов и сборов
  • Налоговая администрация: цели и задачи деятельности
  • Организационные модификации налоговой администрации
  • Права, обязанности и ответственность органов налоговой администрации
  • Состав, структура и полномочия налоговых органов
  • Органы внутренних дел в системе налоговой администрации
  • Полномочия финансовых органов в сфере налогового администрирования
  • Принципы установления налогов и сборов
  • Элементы налога и их характеристика
  • Способы уплаты налогов
  • Порядок исполнения обязанности по уплате налога или сбора
  • Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов
  • Порядок изменения срока уплаты налога и сбора
  • Налоговая отчетность
  • Порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа
  • Списание безнадежных долгов по налогам, сборам, пеням, штрафов
  • Сущность и формы налогового контроля
  • Государственный налоговый учет
  • Мониторинг и оперативный налоговый контроль
  • Камеральный и выездной налоговый контроль
  • Административно-налоговый контроль
  • Истребование документов
  • Выемка документов и предметов
  • Проведение осмотра
  • Проведение инвентаризации
  • Проведение опроса
  • Проведение экспертизы
  • Осуществление перевода
  • Общая характеристика налогового расследования
  • Характеристика основных модификаций налогового расследования
  • Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки
  • Общая характеристика процедуры обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц
  • Внесудебный порядок обжалования
  • Особенности подачи апелляционной жалобы
  • Судебный порядок обжалования
  • Общая характеристика налогового правонарушения
  • Порядок привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения
  • Налоговые санкции
  • Меры административной ответственности за нарушения в сфере налогообложения
  • Уголовная ответственность за налоговые преступления
  • Налог на добавленную стоимость (НДС)
  • Акцизы
  • Налог на доходы физических лиц
  • Единый социальный налог
  • Налог на прибыль организаций
  • Налог на добычу полезных ископаемых
  • Водный налог
  • Сбор за пользование объектами животного мира
  • Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов
  • Государственная пошлина
  • Транспортный налог
  • Налог на игорный бизнес
  • Налог на имущество организаций
  • Налог на имущество физических лиц
  • Земельный налог
  • Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей
  • Упрощенная система налогообложения
  • Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
  • Специальный налоговый режим при выполнении соглашений о разделе продукции

Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени

По общему правилу все акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования (п. 1 ст. 5 Налогового кодекса).

Стоит сказать, для отдельных видов актов законодательства в НК предусмотрены дополнительные условия их вступления в силу:

  • акты федерального, регионального или местного законодательства, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия;
  • все остальные акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее 1-го числа очередного налогового периода.

Не имеют обратной силы акты законодательства о налогах и сборах:

  • устанавливающие новые налоги и (или) сборы;
  • повышающие налоговые ставки, размеры сборов;
  • устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах;
  • устанавливающие новые обязанности участников налоговых отношений;
  • иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Независимо от указанного в самом тексте акта порядка его введения в действие обратную силу будут иметь акты законодательства о налогах и сборах:

  • устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах;
  • устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей.

Помимо указанных, если такая возможность будет прямо предусмотрена в самом тексте акта, обратную силу будут иметь также следующие акты законодательства о налогах и сборах:

  • отменяющие налоги и (или) сборы;
  • снижающие размеры ставок налогов (сборов);
  • устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей;
  • иным образом улучшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей.

Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах

Сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются:

  • календарной датой;
  • указанием на событие, кᴏᴛᴏᴩое должно неизбежно наступить;
  • указанием на действие, кᴏᴛᴏᴩое должно быть совершено;
  • периодом времени, кᴏᴛᴏᴩый исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.

Отметим, что течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), кᴏᴛᴏᴩым определено его начало.

Действие, для совершения кᴏᴛᴏᴩого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока.

В случае если документы либо денежные средства были сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.

Годом (за исключением календарного года) признается любой период времени, состоящий из 12 месяцев, следующих подряд. Срок, исчисляемый годами, истекает в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие месяц и число последнего года срока.

Квартал считается равным трем календарным месяцам, отсчет кварталов ведется с начала календарного года. Срок, исчисляемый кварталами, истекает в последний день последнего месяца срока.

Срок, исчисляемый месяцами, истекает в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие месяц и число последнего месяца срока. В случае если окончание срока приходится на месяц, в кᴏᴛᴏᴩом нет ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего числа, то срок истекает в последний день ϶ᴛᴏго месяца.

Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях.

При ϶ᴛᴏм рабочим днем считается день, кᴏᴛᴏᴩый не признается в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.

В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Особенности толкования норм законодательства о налогах и сборах

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) (п. 7 ст. 3 Налогового кодекса).

Признание нормативного правового акта не ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующим НК (ст. 6 Налогового кодекса) осуществляется в судебном порядке, если иное не предусмотрено в самом НК.

Стоит сказать, для признания нормативного правового акта о налогах и сборах, не ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующим НК, достаточно одного из следующих обстоятельств:

  1. нормативный правовой акт о налогах и сборах издан органом, не имеющим в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с НК права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;
  2. отменяет или ограничивает установленные НК права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов;
  3. вводит обязанности, не предусмотренные НК, или изменяет определенное НК содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности кᴏᴛᴏᴩых установлены НК;
  4. запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные НК;
  5. запрещает действия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные НК;
  6. разрешает или допускает действия, запрещенные НК;
  7. изменяет установленные НК основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; иных лиц, обязанности кᴏᴛᴏᴩых установлены НК;
  8. изменяет содержание понятий и терминов, определенных в НК, либо использует данные понятия и термины в ином значении, чем они могут быть использованы в НК;
  9. иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений НК.

Правительство РФ, а также иной орган исполнительной власти или исполнительный орган местного самоуправления, принявшие обжалуемый нормативный акт, либо их вышестоящие органы вправе до судебного рассмотрения отменить ϶ᴛᴏт акт или внести в него необходимые изменения.

Институт налоговой тайны в законодательстве РФ о налогах и сборах

Общая характеристика и состав информации, составляющей налоговую тайну. Налоговую тайну (п. 1 ст.

102 Налогового кодекса) составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

  1. разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
  2. об идентификационном номере налогоплательщика;
  3. о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за данные нарушения;
  4. предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон кᴏᴛᴏᴩых будет Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных данным органам);
  5. предоставляемых избирательным комиссиям в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности.

По общему правилу сведения о налогоплательщике получают статус налоговой тайны с момента его постановки на учет в налоговом органе (п. 9 ст. 84 Налогового кодекса).

Последствия отнесения информации к составу налоговой тайны. Сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа (п. 3 ст. 102 Налогового кодекса). Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица органов налоговой администрации по специально утвержденным перечням.

Налоговая тайна не подлежит разглашению не только должностными лицами налоговой администрации, но и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу при исполнении им ϲʙᴏих обязанностей (п. 2 ст. 102 Налогового кодекса).

Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами (п. 4 ст. 102 НК).

Источник: http://xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai/book/4376/190217/%D0%9E%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%20%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BD%D0%BE%D1%80%D0%BC%20%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0%20%D0%BE%20%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D1%85%20%D0%B8%20%D1%81%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%85.html

Толкование по объему по субъектам

В то же время в соответствии с п. 6 ст. 108 НК РФ лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке.

Так, нормы, содержащиеся в федеральных законах и регулирующие самые различные общественные отношения, начинают действовать на всей территории РФ через 10 дней с момента их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления в силу.

Установление фактических обстоятельств — это сбор и исследование юридически значимых фактов по делу путем совершения предусмотренных законом процессуальных действий.

Таким образом, суммируя вышесказанное, необходимо под­черкнуть, что правильное толкование налогово-правовых норм по­зволяет глубже понять позицию законодателя, сущность самого на­логового закона, с тем чтобы эффективно применить его на практи­ке.

В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Указом от 19 октября 1813 г. было запрещено писать и печатать ка­кие-либо комментарии к баварскому уголовному уложению того же года…

Это делает орган, который издает толкуемый нормативный акт (в частности, Государственная Дума РФ принимает федеральные законы и их же разъясняет).

Поэтому, если выполнение налогоплательщиком разъяснений финансового органа повлечет за собой неуплату налога, то у него может быть истребована сумма неуплаченного налога, но он не может быть привлечен к ответственности за нарушение, выразившееся в такой неуплате.

Вы робот?

Мы заметили, что с вашего адреса поступает очень много запросов.

Подтвердите, что вы не робот

Лекция 1

Предмет и метод налогового права

0:30 – План лекции

02:05 – Цели и задачи курса

07:30 – Список литературы

16:25 – Понятие предмета налогового права – критерии

36:30 – Отношения, регулируемые налоговым законодательством

44:35 – Определение предмета налогового права

48:55 – Практическое значение предмета налогового права

57:50 – Изменение предмета налогового права. Проблема параллельного налогового права («распредмечивание»)

01:10:45 – Императивный метод налогового права

01:15:35 – Диспозитивный метод налогового права

01:24:05 – Значение метода налогового права, окончание

Средства и методы толкования норм налогового законодательства

В аналогичном порядке в указанных доходах определяются доля, которая может быть отнесена к доходам от источников в Российской Федерации, и доли, которые могут быть отнесены к доходам от источников за пределами Российской Федерации.

Неофициальное толкование — это разъяснение норм права, которое дают не уполномоченные на то субъекты. В частности, различные научные учреждения, адвокаты, политические партии или общественные организации. Каждый гражданин РФ вправе толковать закон. Хотя авторитет любого толкования будет зависеть от уровня правовых знаний интерпретатора. Институт аналогии закона имеет ограниченное применение, например, в области уголовного права аналогия закона и аналогия права не допускается.

Исходя из принципа всеобщности и равенства налогообложения, установленного пунктом 1 статьи 3 НК РФ представляется целесообразным дополнить статью 46 положением, аналогичным закрепленному в пункте 3 статьи 48 НК РФ.

Пример конституционно-правового истолкования норм налогового законодательства

Одним из последних примеров использования Конституционным Судом РФ способа конституционно-правового истолкования норм налогового законодательства можно назвать «позитивное» Определение по жалобе ОАО «Каустик» о проверке конституционности десятого абзаца статьи 275.1 НК РФ. В нем Суд посчитал возможным для уточнения смысла неясной нормы прибег-нуть к принципу, в соответствии с которым налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

Открытое акционерное общество «Каустик» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительными решений налогового органа, который отказал Обществу в праве учесть в целях налогообложения прибыли документально подтвержденный убыток от использования объектов обслуживающих производств и хозяйств (десятый абзац ст. 275.1 НК РФ).

Арбитражный суд удовлетворил требования заявителя, установив, что Общество – градообразующая организация и при отсутствии в г. Стерлитамаке (место нахождения Общества) утвержденных в установленном порядке нормативов на содержание объектов обслуживающих производств и хозяйств и порядка определения расходов на содержание аналогичных объектов, находящихся на территории города и подведомственных органу местного самоуправления, вправе учитывать при исчислении налога на прибыль фактические документально подтвержденные расходы на содержание таких объектов.

ПОРЯДОК УЧЕТА РАСХОДОВ
Из десятого абзаца статьи 275.1 НК РФ:
«…налогоплательщики, относящиеся к градообразующим организациям, вправе учитывать в целях налогообложения фактически осуществленные расходы на содержание объектов обслуживающих производств и хозяйств в пределах нормативов на содержание аналогичных хозяйств, производств и служб, ут-вержденных органами местного самоуправления по месту нахождения налогоплательщика, а в случае, если такие нормативы не утверждены, – в порядке определения расходов на содержание этих объектов, действующем для аналогичных объектов, находящихся на данной территории и подведомственных указанным органам».

Налоговый орган обжаловал решение в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, который отменил решение арбитражного суда первой инстанции. Общество, в свою очередь, обжаловало это постановление в ФАС Уральского округа.

Суд кассационной инстанции оставил постановление апелляционной инстанции без изменения, посчитав, что при отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов Общество вправе учесть при исчислении налога на прибыль убытки от деятельности обслуживающих производств и хозяйств только с соблюдением условий, предусмотренных шестым – восьмым абзацами статьи 275.1 НК РФ, то есть в общеустановленном порядке.

Общество обратилось в Конституционный Суд РФ, посчитав, что десятый абзац статьи 275.1 Кодекса противоречит Конституции РФ, а именно статьям 8, 18, 19, 55 и 57. Оспариваемая норма неточна по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой, неопределенна по своему содержанию и связывает возможность уменьшения налогооблагаемой прибыли на сумму произведенных налогоплательщиком расходов с утверждением органами местного самоуправления нормативов на содержание объектов обслуживающих производств и хозяйств или порядка определения расходов на содержание этих объектов.

Из содержания десятого абзаца статьи 275.1 НК РФ вытекает необходимость утверждения органами местного самоуправле-ния нормативов на содержание объектов обслуживающих производств и хозяйств или порядка определения расходов на содержание для аналогичных объектов. Такие нормативы и порядок в г. Стерлитамаке в 2004 и 2005 гг. не были утверждены.

В принятом по делу Определении Конституционный Суд РФ отметил, что налог на прибыль организаций относится к числу прямых налогов и обременяет налогоплательщика, уменьшая его имущественную массу. Эта особенность налога на прибыль означает, что законодатель должен учитывать все ситуации реальной предпринимательской деятельности.

Объектом налога на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком (ст. 247 НК РФ). Прибыль определяется как доход, уменьшенный на величину произведенных расходов. Требования к расходам установлены в статье 252 НК РФ.

Статья 275.1 НК РФ устанавливает особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, деятельность которых связана с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств. Налоговая база по такой деятельности определя-ется отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.

Десятый абзац статьи 275.1 НК РФ содержит специальные нормы, устанавливающие порядок признания для целей налогообложения расходов (убытков), понесенных в связи с деятельностью объектов обслуживающих производств, являющихся струк-турными подразделениями градообразующих организаций. То есть установлены два различных порядка признания для целей налогообложения рассматриваемых расходов (убытков).

Объекты обслуживающих производств и хозяйств, жизненно необходимые для региона как объекты недвижимости, входящие в имущество градообразующих организаций, используются не только в интересах работников последних, но и в интересах населения региона, подлежащих защите со стороны государства. Отношения, связанные с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения таких объектов, носят публично-правовой характер сноска 1. С учетом этого законодатель преследовал цель предоставления градообразующим организациям льготных оснований признания для целей налогообложения убытка, полученного от использования объектов обслуживающих производств и хозяйств. Такой вывод может быть сделан на основе применения исторического и логического (систематического) методов толкования.

До 1 января 2002 г. все расходы налогоплательщика на содержание объектов обслуживающих производств в пределах нормативов, установленных на местном уровне, относились на себестоимость его продукции независимо от того, каковы экономическая эффективность и целесообразность таких затрат. Для градообразующих организаций, признаваемых таковыми в соответствии с критериями, содержащимися в статье 160 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», этот порядок признания расходов был сохранен. Такие организации по-прежнему вправе принимать для целей налогообложения фактически произведенные ими расходы на содержание перечисленных объектов в части, не превышающей нормативы на содержание аналогичных хозяйств, производств и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту нахождения налогоплательщика. Если органами местного самоуправления такие нормативы не утверждены, налогоплательщики – градообразующие организации вправе применять порядок определения расходов на содержание таких объектов, находящихся на данной территории и подведомственных указанным органам. Во всех иных случаях, не относящихся к содержанию объектов, принадлежащих градообразующим организациям, применяются нормы пятого – восьмого абзацев ста-тьи 275.1 НК РФ.

Норма десятого абзаца статьи 275.1 НК РФ позволяет налогоплательщикам – градообразующим организациям, в состав которых входят структурные подразделения по эксплуатации объектов жилищного фонда, а также объектов, указанных в третьем и четвертом абзацах статьи 275.1 НК РФ, принять для целей налогообложения фактически произведенные расходы на содержание указанных объектов. Указанные расходы признаются в пределах нормативов на содержание аналогичных хозяйств, производств и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту нахождения налогоплательщика. Если органами местного самоуправления такие нормативы не утверждены, налогоплательщики вправе применять порядок определения расходов на содержание для аналогичных объектов, находящихся на данной территории и подведомственных указан-ным органам.

При этом статья 275.1 НК РФ специально не регулирует, каким должен быть порядок определения расходов для целей налого-обложения при неутверждении органами местного самоуправления нормативов и порядка определения расходов на содержание аналогичных объектов.

Допущенная законодателем неточность юридико-технического характера хотя и затрудняет уяснение действительного смысла нормы налогового законодательства, тем не менее не дает оснований для вывода, что оспоренные в КС РФ нормы являются неопределенными, расплывчатыми, не содержащими четких стандартов и, следовательно, не отвечающими принципам налого-вого законодательства в правовом государстве, как они закреплены в Конституции РФ сноска 2. Для уяснения аутентичности смысла и цели оспоренных положений статьи 275.1 НК РФ их необходимо рассматривать в контексте конституционных положений, закрепляющих принцип правового государства (ч. 1 ст. 1 Конституции РФ) и конституционный принцип равенства налогообложения (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ).

Положение двенадцатого абзаца статьи 275.1 НК РФ основывается на презумпции, в соответствии с которой понесенные налогоплательщиком – градообразующей организацией расходы на содержание объектов обслуживающих производств и хозяйств и стоимость реализуемых ими работ (оказания услуг) соотносимы и существенно не отличаются от соответствующих показателей деятельности аналогичных объектов, находящихся на данной территории и подведомственных органам местного самоуправления. Использование этой презумпции в целях налогообложения в принципе допустимо при условии конституционно-правового истолкования понятия «аналогичные хозяйства», используемого в десятом абзаце статьи 275.1 НК РФ, а именно: хозяйства признаются аналогичными не просто в силу совпадения профиля оказываемых услуг (работ).

Все обслуживающие объекты – структурные подразделения градообразующих организаций имеют определенные особенности хозяйствования, объективно предопределенные их состоянием: размеры, наличие основных фондов, необходимость в ремонте и реконструкции, а также в улучшении качества и расширении спектра оказываемых услуг (работ) и др. В связи с этим презумпция соотносимости условий хозяйствования, а также понесенных в связи с этим расходов носит опровержимый характер.

В силу требований принципа правового государства законодатель, устанавливая особенность определения налоговой базы налогоплательщиками, использующими объекты обслуживающих производств и хозяйств, должен создавать реальные условия для применения соответствующих норм, а установленные нормами налогового законодательства требования должны быть реально выполнимыми.

В десятом абзаце статьи 275.1 НК РФ установлено, что расходы объектов обслуживающих производств – структурных подразделений градообразующих организаций признаются в пределах нормативов на содержание аналогичных хозяйств, произ-водств и служб, утвержденных органами местного самоуправления. Между тем Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», определяя в статье 16 вопросы местного значения городского округа, не предусматривает обязанности утверждения указанных в десятом абзаце статьи 275.1 НК РФ нормативов.

Вместе с тем отсутствие нормативов и аналогичных хозяйств не должно рассматриваться как самостоятельное и достаточное основание для отказа налоговыми органами в признании полученного налогоплательщиком убытка для целей налогообложе-ния. Отсутствие на территории муниципального образования аналогичных хозяйств, производств и служб либо неутверждение органами местного самоуправления соответствующих нормативов не должно ставить налогоплательщиков – градообразующие организации, в нарушение статьи 19 Конституции РФ, в неравное положение по сравнению с иными налогоплательщиками, по месту нахождения которых упомянутые аналогичные хозяйства, производства и службы имеются либо соответствующие нормативы утверждены.

Таким образом, налогоплательщики – градообразующие организации вправе признать для целей налогообложения расходы на содержание обслуживающих подразделений и хозяйств в размере фактически понесенных затрат. В противном случае бу-дет нарушаться справедливый баланс, который должен поддерживаться в силу требований статьи 55 (ч. 3) Конституции РФ между требованиями публичных (фискальных) интересов и требованиями, носящими частно-правовой характер (защита права собственности налогоплательщика). При этом налоговые органы не лишены права оспаривать размеры принимаемых налогоплательщиками расходов по мотивам их несоответствия требованиям статьи 252 НК РФ.

Ключевые слова: экономическое основание, арбитражный процесс, налоговый спор, решение суда, нормативный акт, толкование, Конституционный Суд
 

4.6. Толкование норм налогового права: понятие и значение. Способы, виды и стадии толкования

Средства и методы толкования норм налогового законодательства

Толкование норм права представляет собой деятельность государственных органов, различных организаций и отдельных граждан, направленную на уяснение и разъяснение смысла и содержания общеобязательной воли законодателя, выраженной в нормах права.

Необходимость толкования норм в налоговом праве вызвана тем, что норма права имеет не конкретный, а общий и абстрактный характер. Участники налоговых отношений сталкиваются с отдельными конкретными жизненными или хозяйственными ситуациями, и им необходимо определить волю законодателя, выраженную в определенной норме налогового права.

Толкование норм налогового права может осуществляться в двух формах:

— толкование-уяснение, которое выражается в уяснении смысла и содержания налогово-правовой нормы субъектом налоговых отношений;

— толкование-разъяснение, которое выражается через письменное разъяснение по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах.

В науке налоговое право общепринято рассматривать следующую классификацию толкования налогово-правовых норм:

1) в зависимости от «технических» приемов проведения различают следующие виды толкования норм налогового права:

— историко-политическое толкование представляет собой особый вид толкования, при котором налогово-правовая норма сравнивается с ранее действовавшими нормами налогового права. С помощью такого толкования происходит более глубокое выявление и понимание содержания определенной налогово-правовой нормы;

— грамматическое толкование. Так, в НК РФ достаточно часто встречаются фразы в 10 — 15 строк, согласование которых является достаточно сложным, и такие нормы начинают по-разному толковаться налогоплательщиками и налоговыми органами.

В ряде случаев в НК РФ встречаются определенные термины, хотя в разных статьях смысл этого термина разный. Например, понятие «налоговый вычет» используется в гл.

21 — 24 НК РФ, и в каждой из упомянутых глав его смысл существенно различается;

— систематическое толкование. При данном виде толкования определенную норму налогового права сопоставляют с другими нормами налогового права, а также с нормами смежных отраслей права, например, таких как административное, бюджетное, таможенное, гражданское право, и другими отраслями права;

— юридическое толкование — это особый способ, основанный на специальных знаниях юриспруденции, способствующий уяснению содержания норм налогового права.

При толковании норм налогового права юристы нередко прибегают к специальным приемам, при этом используют налоговые презумпции, фикции, преюдиции, прецеденты решений арбитражных судов и судов общей юрисдикции, аналогии с нормами других отраслей права и т.д.;

2) в зависимости от юридической силы разъяснений различают следующие виды толкования норм налогового права:

— официальное толкование осуществляется органами государственной власти, которые разъясняют нормы налогового права подведомственным органам и должностным лицам.

Официальное толкование осуществляется с помощью интерпретационных актов общего и индивидуального характера.

При этом если акты общего характера распространяются на все случаи применения норм налогового права, то акты индивидуального характера содержат указания по поводу применения нормы права к конкретным жизненным и хозяйственным ситуациям;

— неофициальное толкование отличается тем, что оно не наделено законом обязательной юридической силой. Неофициальное толкование подразделяется на:

— профессиональное толкование норм налогового права лицами, профессионально занимающимися подобными вопросами, как правило, дипломированными юристами. К таким лицам могут относиться: отдельные юристы-практики (судьи, прокуроры, адвокаты, следователи, юрисконсульты и др.

), а также государственные органы, осуществляющие профессиональную юридическую деятельность.

В науке налогового права выделяют виды профессионального толкования налогово-правовых норм, такие как толкование высших судебных органов и соответствующие разъяснения-толкования всех остальных государственных органов;

— обыденное толкование норм налогового права представляет собой толкование нормы налогового права любым лицом, которое основывается на собственных правопонимании и правосознании;

— доктринальное толкование норм налогового права — это научно-юридическое толкование налогово-правовых норм, осуществляемое учеными-юристами. В качестве примеров доктринального толкования целесообразно привести: научно-практические комментарии, экспертные заключения, научные характеристики норм действующего налогового законодательства и т.д.

Практические задания

1. Раскройте понятие и особенности норм налогового права и перечислите виды норм налогового права.

2. Понятие и основные формы реализации налогового права. В чем заключаются особенности реализации налогового права?

Тестовые задания

1. Гипотеза в налоговой норме — это:

а) объект налогообложения;

б) объект и субъект налогообложения;

в) субъект налогообложения.

2. Диспозиция в налоговой норме — это:

а) объект и субъект налогообложения;

б) субъект налогообложения;

в) элемент самого налога.

3. В качестве санкции в налоговой норме, как правило, всегда выступает:

а) ограничение или лишение свободы;

б) штраф или дисциплинарное взыскание;

в) штраф.

4. Выделяют следующие способы (формы) реализации норм права:

а) исполнение; применение; использование; соблюдение;

б) применение и соблюдение;

в) исполнение, применение и соблюдение.

5. Применение норм налогового права осуществляется:

а) физическими и юридическими лицами;

б) юридическими лицами и органами государственной власти;

в) органами государственной власти (должностными лицами).

Контрольные вопросы

1. Перечислите особенности и различия нормы-презумпции и нормы-фикции в налоговом праве.

2. В чем заключаются особенности нормы-принципа и нормы-дефиниции в налоговом праве?

3. Понятие и значение норм налогового права. В чем состоит сущность их толкования?

4. Каковы способы, виды и стадии толкования норм налогового права?

Глава 4. НОРМЫ НАЛОГОВОГО ПРАВА

4.1. Понятие и особенности норм налогового права

4.2. Виды норм налогового права

4.3. Нормы-презумпции и нормы-фикции в налоговом праве

4.4. Нормы-принципы и нормы-дефиниции в налоговом праве

4.5. Реализация норм налогового права: понятие и основные формы реализации налогового права

4.6. Толкование норм налогового права: понятие и значение. Способы, виды и стадии толкования

К содержанию

Page 3

«ИНТЕРЕСЫ РЕБЕНКА» КАК ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ

Специалистами в области права высказываются мнения о замене существующего неопределенного термина «интересы детей» на конкретную и более содержательную норму о правах детей, в связи с чем автором в работе поставлена цель исследования понятия «интересы ребенка» как правовой категории.

Page 4

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОГО РЫНКА ТРУДА В МОСКВЕ

Предметом статьи является изучение особенностей молодежного рынка труда в городе Москве.

Базируясь на данных проведённого автором социологического опроса, нам удалось установить такие особенности региона, как: низкий уровень молодёжной безработицы, ориентация работодателей на такие целевые признаки персонала, как коммуникабельность, обучаемость, наличие профессиональных знаний и др.

Page 5

ОСОБЕННОСТИ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА

Туризм — одно из наиболее активных явлений современного общества. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста и масштабы влияния на уровень формирования всемирного сообщества в целом, а во многих государствах является базовой отраслью экономики.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОДУЛЯ УПРУГОСТИ (ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ГОСТ 24452-80)

Модуль упругости определяют путем постепенного (ступенями) нагружения образцов-призм или образцов-цилиндров стандартных размеров осевой сжимающей или изгибающей нагрузкой, составляющей до 30% разрушающей, измеряя в процессе нагружения образцов величину их деформации. Модуль упругости следует определять на образцах-призмах квадратного сечения или цилиндрах круглого сечения с отношением высоты к ширине (диаметру), равным 4.

Page 6

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НУТА В КОРМЛЕНИИ РЕМОНТНЫХ БЫЧКОВ

В настоящее время актуальной является проблема поиска альтернативных источников протеина, недостаток которого становится всё весомее.

В связи с этим были проведены исследования по эффективности использования зерна нута сорта «Приво-1» волгоградской селекции в рационах ремонтных бычков казахской белоголовой породы в сравнении с зерном гороха в условиях СПК-племзавод «Красный Октябрь» Палласовского района Волгоградской области.

Page 7

У каждого дома есть коробки и банки с пуговицами, которые собирали заботливые мамы и бабушки во времена тотального дефицита.

Сейчас пуговицы совсем другие, и старые стали совершенно не нужны. Но не спешите их выбрасывать, если у вас есть немного свободного времени.

Позвольте раскрыться своим творческим способностям.

Page 8

ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ЭЛЕКТРОИМПУЛЬСНОГО ПЛАЗМОЛИЗА РАСТИТЕЛЬНОГО СЫРЬЯ

В настоящее время вопросам внедрения интенсивных, энергосберегающих технологий, минимально негативно влияющих на экологическую и пищевую безопасность, уделяется особое внимание, особенно при производстве продуктов питания. К таким технологическим операциям относится и электроимпульсный плазмолиз объектов растительного происхождения (плоды, овощи, бахчевые культуры и т.п.).

C помощью атомно-абсорбционной спектрофотометрии и пламенной фотометрии в органах и тканях (кровь, амниотическая жидкость, волосы, кость) у 242 взрослых мужчин и женщин, а также у 122 новорожденных детей определены и проанализированы уровни эссенциальных и токсичных макро- и микроэлементов (Na, K, S, Cl, Ca, Mg, Co, Cr, Cu, Zn, Fe, Pb, Cd, Mn, Al, Ni, Sr, B, Ba, Bi, Li).

Page 9

Источник: http://vuzirossii.ru/publ/35-1-0-799

ТОЛКОВАНИЕ НОРМ НАЛОГОВОГО ПРАВА

Вместе с тем анализ положений Налогового кодекса позволяет сделать вывод о том, что разъяснения финансовых органов носят лишь рекомендательный характер для обратившихся за ними лиц.

В ситуации, когда и налогоплательщики с налоговыми органами, и арбитражные суды, пытаясь разобраться в хитросплетениях налогового законодательства, зачастую оказываются в тупике, вопрос о способах преодоления пробелов становится особенно актуальным.

Четкая структура налогового законодательства, его детализация, ясность и понятность препятствует произвольному толкованию такого закона.

Речь может идти лишь о так называемых «квазипробелах». Правило о применении институтов, понятий и терминов неналоговых отраслей законодательства (п. 1 ст. 11 НК РФ) также разъясняет порядок толкования правовых норм, но не указывает путей преодоления пробелов.

Четкая структура налогового законодательства, его детализация, ясность и понятность препятствует произвольному толкованию такого закона.

Толкование нормы закона о налоге, в отношении которой есть неопределенность, должно проводиться строго на основании и в пределах закона.

Лекция 2 

Понятия налога и сбора

01:45 – План лекции

02:25 – Литература по теме

07:35 – классификация определений налога

09:40 – историческое развитие понятия налога

15:15 – Анализ понятия налога

28:10 – Понятие законно установленного налога

37:55 – Соотношение понятий сбора, пошлины, парафискалитета

41:25 – Понятие сбора и его отличие от налога

01:02:30 – современные тенденции при определении сбора и налога (параллельное налоговое право)

Лекция 3

Источники налогового права

02:26 – План лекции

02:55 – Литература по теме

04:07 – Характеристика системы источников налогового права

06:45 – Характеристика Налогового кодекса

20:45 – Акты субъектов и местного самоуправления по налогам

23:05 – Проблемы подзаконного нормативного регулирования

35:50 – Международные акты по налогам

41:45 – неофициальные источники налогового права

42:20 – Характеристика разъяснений фискальных органов

46:20 – Проблема оспаривания разъяснений ФНС и Минфина

52:38 – Оценка последствий оспаривания разъяснений ФНС и Минфина

01:02:00 – Характеристика судебной практики. Окончание

Лекция 4

Толкование налоговых норм

00:00 – Начало

00:35 – План, литература по теме

03:30 – способы толкования налоговых норм

05:36 – толкование в пользу налогоплательщика

20:25 – Толкование понятий в Налоговом кодексе

21:15 – Толкование отраслевых понятий, терминов, институтов

33:40 – Толкование понятий с налоговым содержанием

43:10 – Последствия несоблюдения отраслевого законодательства

50:40 – Методология толкования налоговых норм

58:31 – Применение зарубежных источников для толкования налоговых норм. Окончание

Лекция 5

Пробелы в налоговом праве и их последствия

Последствия обнаружения пробелов в налоговом праве, а также рассказывает основание применения аналогии для преодоления пробелов

0:32 – План Лекции пробелы и аналогия в налоговом праве

02:09 – Литература по теме пробелы и аналогия в налоговом праве

07:45 – Соотношение толкования и аналогии, значительность пробелов в налоговом праве

13:01 – Понятие пробела в налоговом праве и его отличие от других явлений (квалифицированное молчание, ошибочность регулирования)

28:15 – Способы обнаружения пробелов в налоговом праве

41:33 – Последствия обнаружения пробелов в налоговом праве

47:15 – Аргументы за и против применения аналогии в налоговом праве

01:03:12 – Значение аналогии в налоговом праве. Принцип универсальности воли законодателя

01:07:31 – Алгоритм применения аналогии в налоговом праве (пределы аналогии, правила выбора нормы)

01:19:55 – Проблема отсутствия подзаконного акта, на который ссылается законодательная норма

01:28:22 – Варианты применения законодательной нормы в отсутствие подзаконного акта, на который ссылается норма

01:35:24 – Соотношение п. 7 ст. 3 Налогового кодекса, пробела и аналогии

01:39:03 – Тактика применения терминов пробел и аналогия в налоговом споре. Окончание

Лекция 6

Принципы налогового права

0:30 – Общие замечания план

02:40 – Литература по теме

07:05 – Характеристика принципов, их функции

14:21 – Классификация принципов

19:30 – Принципы в Налоговом кодексе

24:40 – Принцип законности

31:37 – Принцип равенства

40:30 – Принцип экономической обоснованности

57:40 – Единство экономического пространства

01:00:22 – Тактика применения принципов в налоговом споре

01:04:45 – Примеры из практики

01:08:46 – Принцип определенности. Окончание

Лекция 7

Система налогов и сборов

Отдельные аспекты системы налогов и сборов в России

01:30 – План лекции

02:50 – Литература по теме

06:05 – Проблема Единого налога

14:20 – Понятие системы налогов и сборов

26:17 – Принципы построения системы налогов и сборов

37:30 – Нарушение системности при регулировании системы налогов и сборов

45:35 – Система налогов и сборов, закрепленная в Налоговом кодексе

55:45 – Классификация налогов

01:03:30 – Тенденции развития системы налогов и сборов

Лекция 8

Субъекты налогового права

00:27 – План Лекции

01:16 – Литература по теме

06:18 – Физические лица как субъекты налогового права

15:32 – Исполнение физическими лицами обязанностей налогоплательщика

28:12 – Прекращение обязанностей налогоплательщика у физического лица

34:42 – приобретение статуса налогоплательщика организациями

43:08 – Крупнейшие налогоплательщики, консолидированная группа налогоплательщиков

51:36 – Налоговые органы как субъекты налогового права

01:04:47 – Тенденции при определении полномочий налоговых органов

01:15:11 – Налоговые агенты как субъекты налогового права

01:20:28 – Тенденции в регулировании обязанностей налоговых агентов

01:29:09 – Банки как субъекты налогового права

Лекция 9

Налоговый контроль

Рассматриваются отдельные аспекты налогового контроля в России

00:27 – План лекции

01:25 – Литература по теме налоговый контроль

06:45 – Тенденции в налоговом контроле

30:00 – Формы налогового контроля

32:20 – Камеральная налоговая проверка (особенности, задачи)

38:28 – Тенденции при проведении камеральной налоговой проверки

50:14 – Выездная налоговая проверка (тенденции, особенности)

1:03:05 – Соотношение камеральной и выездной проверок

1:07:30 – Значение процедурных нарушение при проведении контроля

1:19:26 – Контроль за трансфертным ценообразованием

1:30:55 – Контроль цен в неконтролируемых сделках

1:39:13 – Налоговый мониторинг

Лекция 10

Налоговая ответственность

00:25 – План лекции о налоговой ответственности

02:05 – Литература по теме налоговая ответственность

06:21 – Тенденции в развитии налоговой ответственности

09:25 – понятие налоговой ответственности

12:51 – Формализованность налоговой ответственности

18:08 – Соотношение пени и налоговой ответственности

37:13 – вина как условие привлечения к налоговой ответственности

52:22 – обстоятельства, смягчающие налоговую ответственность

57:13 – налоговые правонарушения

01:07:25 – Соотношение административной и налоговой ответственности

01:16:00 – Соотношений уголовной и налоговой ответственности

01:29:25 – Практические рекомендации при оспаривании налоговой ответственности

Значение диспозитивного метода

Сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются:

  • календарной датой;
  • указанием на событие, кᴏᴛᴏᴩое должно неизбежно наступить;
  • указанием на действие, кᴏᴛᴏᴩое должно быть совершено;
  • периодом времени, кᴏᴛᴏᴩый исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.

В п. 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» отмечено, что в НК РФ не установлен срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании недоимки с налогоплательщика — юридического лица.

Статья 101 НК РФ предусматривает приглашение налогоплательщика для рассмотрения результатов проверки только в том случае, когда он подал возражения на акт проверки.

Пункт 6 статьи 108 НК РФ предусматривает презумпцию невиновности налогоплательщика, возлагая бремя доказывания виновности лица на налоговый орган. Исходя из принципа добросовестности налогоплательщика целесообразно ограничить эту презумпцию. Если будет доказано, что налогоплательщик действовал недобросовестно, презумпция невиновности на него не распространяется.

alert-icon.png

Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в вузы/Под ред. Академика О.Е. Кутафина. 6-е изд., перераб. и доп. -М.: Юристь, 1999.

Ценностные начала-это конституционные принципы налогообложения и сборов, сформулированные в постановлениях КС по вопросу налогообложения и сборов. Здесь необходимо принимать во внимание то, что изначально эти принципы были сформулированы по результатам рассмотрения обращения граждан, и эти принципы были положены в основу НК РФ.

В разные годы к проблеме толкования норм права обра­щались такие зарубежные ученые, как Вах, Жени, Эннекцерус, Фюрцель, Гуго Гроций, Брютт, Томас Гоббс, Монтескье, Штамм-лер, Биндинг, Регельсберг, Цительман и др.

Когда мы говорим о субъектах толкования, то мы различаем официальное или легальное толкование, т.е. то толкование, которое дается компетентными органами и их должностными лицами по предметам их ведения и в соответствии с теми публично-властными полномочиями, которыми они наделены.

Утверждая подобное, специалисты чаще всего ссылаются на п. 7 Приложения к Информационному письму Президиума ВАС РФ от 31.05.99 № 41 «Обзор практики применения арбитражными судами законодательства, регулирующего особенности налогообложения банков». Там сказано, что «налоговое законодательство не предусматривает возможности применять нормы закона по аналогии» 1 .

Право собственности первично, налогообложение – его ограничение, поэтому оно как ограничение должно быть установлено законом и применяться в предусмотренных им пределах (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

Таким образом, разъяснительная деятельность финансовых органов в значительной мере направлена на формирование единообразной практики по применению налогового законодательства. Налоговый кодекс РФ не допускает толкований норм закона о налоге, выходящих за рамки буквального смысла норм НК РФ. Если результаты толкования противоречат аутентичному смыслу толкуемой нормы или аутентичному смыслу иных норм, находящихся в системной связи и нормативном единстве с толкуемой нормой, то нарушаются пределы и условия толкования.

Понятие и структура норм налогового права

Какие противоречия в толковании могут быть устранимыми, а какие нет? Устранимые противоречия могут быть решены путем толкования, а неустранимые толкуются в пользу налогоплательщиков (используется аналогия).

Тетическая связь — это связь гипотезы и диспозиции регулятивной нормы права, а также связь гипотезы (либо диспозиции, в зависимости от того, какую точку зрения из существующих предпочитать) и санкции охранительной нормы права.

В случае если документы либо денежные средства были сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!

Один из принципов налогообложения – его определенность для налогоплательщиков в налоговом законодательстве во всех существенных элементах налогового обязательства. Подобный пробел можно преодолеть, лишь применив к возврату излишне уплаченных (взысканных) штрафов нормы, регулирующие сходные отношения, т. е. посредством аналогии закона.

Похожие записи:

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...