Статья 31 НК РФ с комментариями – ст. 31 НК РФ. Права налоговых органов

Налоговые органы наделяются рядом прав и полномочий и должны действовать сообразно с нормативными актами РФ. Общие принципиальные и основополагающие их права закреплены в ст. 31 НК РФ. Вся их совокупность связана с необходимостью контролировать выполнение участниками налоговых отношений обязанностей по уплате налогов, сборов и перечислении страховых взносов

Явка в налоговый орган — право или обязанность налогоплательщика?

Следует отметить, что к праву налоговых органов, приведенному в пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, вызывать налогоплательщика не предусмотрена коррелирующая данному праву обязанность налогоплательщика. Обязанности налогоплательщиков приведены в ст. 23 НК РФ, и обязанность налогоплательщика являться в налоговый орган по вызову на основании письменного уведомления для дачи пояснений в данной статье прямо не поименована.

Однако, давая разъяснения по аналогичному вопросу финансисты в Письме от 09.04.2010 N 03-02-08/21 отмечают, что согласно пп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.При этом в п. 5 ст.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Как было отмечено ранее, п. 5 ст.

С 01.01.2010 вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ, регулирующий порядок уплаты страховых взносов. Также данным Законом функции по администрированию указанных взносов возложены на органы контроля за уплатой страховых взносов, которыми являются ФСС в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС, и ПФР — в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФР, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.

Органам контроля за уплатой страховых взносов дано право вызывать на основании письменного уведомления в органы контроля за уплатой страховых взносов плательщиков страховых взносов для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) ими страховых взносов либо в связи с проверкой правильности уплаты страховых взносов, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства РФ о страховых взносах (пп. 3 п. 1 ст. 29 Федерального закона N 212-ФЗ).

Обратите внимание! Приказом Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 957н «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов» утверждена форма уведомления о вызове плательщика страховых взносов (форма 7) (Приложение 11).

Подпунктом 5 п. 1 ст. 28 Федерального закона N 212-ФЗ установлено право плательщика страховых взносов представлять органам контроля за уплатой страховых взносов и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате страховых взносов, а также по актам проведенных проверок. Кроме того, плательщики страховых взносов обязаны выполнять законные требования органа контроля за уплатой страховых взносов об устранении выявленных нарушений законодательства РФ о страховых взносах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц органов контроля за уплатой страховых взносов при исполнении ими своих служебных обязанностей (пп. 5 п. 2 ст. 28 Федерального закона N 212-ФЗ).

Налоговые проверки, Налоговые споры

«Вызывают в ФНС: что следует знать?». Налоговая проверка, 2010, N 4

В каких случаях возможен вызов налогоплательщика в налоговые органы? Какой может быть цель вызова? Как документально должны быть оформлены подобные действия налоговиков? Какова ответственность в случае неявки налогоплательщика?

когда это возможно?

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

Аналогичные права предоставлены должностным лицам налоговых органов ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»: налоговым органам предоставлено право получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством порядке.

Кроме того, нормами ст. 88 НК РФ предусмотрено, что, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

К сведению. Следует отметить, что суды подтверждают право налоговых органов вызывать налогоплательщиков для дачи пояснений. Так, в Постановлении ФАС ДВО от 22.08.2008 N Ф03-А51/08-2/3393 была рассмотрена следующая ситуация. Инспекция пригласила предпринимателя на заседание комиссии по легализации заработной платы для рассмотрения вопроса о несоответствии заработной платы работников предпринимателя среднеотраслевому уровню для предприятий аналогичной сферы деятельности.

Кроме этого, предпринимателю предложено представить на заседание комиссии расчетно-платежные ведомости по заработной плате, трудовые договоры, расчеты по авансовым платежам по единому социальному налогу, штатное расписание. Письмом налоговый орган констатировал факт неявки предпринимателя на заседание комиссии и пригласил его в инспекцию для дачи объяснений и составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Полагая, что указанные письма инспекции являются требованиями, нарушающими права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, предприниматель обратился в арбитражный суд с требованием о признании незаконными действий налогового органа по их выставлению. Как было установлено судом, факты приглашения предпринимателя для дачи пояснений по поводу выплаты работникам заработной платы ниже среднеотраслевого уровня и представления документов, обосновывающих выплату заработной платы, не нарушают права и законные интересы заявителя, поскольку такие действия предусмотрены законом и совершены налоговым органом в рамках предоставленных ему полномочий, так как целью легализации «теневой» заработной платы является обеспечение полноты поступлений единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

С учетом изложенного ссылка предпринимателя на неправомерность вывода суда о нарушении действиями инспекции его прав и законных интересов была отклонена судом.

Явка в налоговый орган — право

или обязанность налогоплательщика?

Следует отметить, что к праву налоговых органов, приведенному в пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, вызывать налогоплательщика не предусмотрена коррелирующая данному праву обязанность налогоплательщика. Обязанности налогоплательщиков приведены в ст. 23 НК РФ, и обязанность налогоплательщика являться в налоговый орган по вызову на основании письменного уведомления для дачи пояснений в данной статье прямо не поименована.

Однако, давая разъяснения по аналогичному вопросу финансисты в Письме от 09.04.2010 N 03-02-08/21 отмечают, что согласно пп. 7 п.

Что могут налоговики?

Наиболее значимыми являются право требовать предоставления любых документов, которые имеют отношение к налоговой базе, а так же вызывать всех участников отношений для дачи ими соответствующих объяснений по осуществлению платежей и получению дохода, право осуществления налоговых проверок, которые могут быть связанными с выемкой документации и инвентаризацией.

Обычные люди, не имеющие отношения к предпринимательской деятельности, чаще всего не понимают значимости реализации этих прав. В ходе установления активного контакта налоговых инспекторов и проверяемых ими лиц те могут практически полностью потерять возможность осуществления предпринимательской и всякой другой хозяйственной деятельности.

Если налоговая проверка, сопровождающаяся полной выемкой документации, продлится слишком долго, то субъект предпринимательской деятельности может оказаться на грани банкротства или стать банкротом.

Это можно понять посредством сравнения с обыском. Он длится всего несколько часов, а уже на следующий день помещения, где он проводился, готовы к практической эксплуатации. Если же на складе идёт инвентаризация, то она может занять куда больший срок, иногда — целый месяц. Всё это время склад является полностью или частичным потерянным для осуществления работы. В результате предприятие не может работать полноценно, простаивает, терпит убытки и закрывается.

Обладают налоговые органы и правом определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему. Простыми арифметическими расчетами это можно сделать только в том случае, если речь идёт про определение суммы в 13% от зарплаты на уровне МРОТ. Предпринимательская деятельность может быть связана с осуществлением тысяч самых разных сложных операций, которые могут породить различных подходы к расчету облагаемой налогом базы. Проведение расчета конечной суммы, которую нужно выплатить, в таком случае это не просто математическое действие, а нечто более важное.

Следует отметить, что понятие «право» в данном контексте представляет собой обозначение легитимных границ осуществления должностным лицом его служебных обязанностей. Здесь понимание прав основывается не на базовых основах гражданского правового общества, а на взаимоотношениях, которые возникают у граждан и представителей государственных структур.

Право налогового органа обеспечивается в первую очередь тем, что в государстве установлена определённая внутренняя политика в области налогов и сборов. Степень же полномочий существует до тех пор, пока не будут приняты иные нормативные акты.

Это коренным образом отличается от базовых гражданских прав и свобод демократического общества, к примеру, прав человека, которые базируются на ряде международных соглашений, принципах нравственности, морали и этики.

Должностное лицо, в данном контексте — налоговый инспектор, обладает правом издания распоряжений и обращения к участникам налоговых отношений с требованиями. Если они отказываются ему подчиняться, то у них появляется ответственность, предусмотренная ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ.

Однако она находится во взаимосвязи с правами самих граждан и должностных лиц, которые не могут быть нарушены постановлениями налогового органа. Так, административная ответственность возможна лишь за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений.

Комментарии посетителей:

Пока нет комментариев.

Рейтинг статьи 0
Количество проголосовавших 0
Сумма балов статьи 0

Ст. 31 НК РФ: официальный текст

Статья 31 НК РФ

Скачать статью 31 НК РФ

Ст. 31 НК РФ: вопросы и ответы

Ст. 31 НК РФ определяет права ИФНС во взаимоотношениях с налогоплательщиками. С 2015 года эти права в значительной мере расширены, причем из-за изменения не столько ст. 31 НК РФ, сколько ряда других статей. Рассмотрим, какие же новые права появились у налоговиков.

Явка в налоговый орган – право или обязанность налогоплательщика?

Следует отметить, что к праву налоговых органов, приведенному в пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, вызывать налогоплательщика не предусмотрена коррелирующая данному праву обязанность налогоплательщика. Обязанности налогоплательщиков приведены в ст. 23 НК РФ, и обязанность налогоплательщика являться в налоговый орган по вызову на основании письменного уведомления для дачи пояснений в данной статье прямо не поименована.
Однако, давая разъяснения по аналогичному вопросу финансисты в Письме от 09.04.2010 N 03-02-08/21 отмечают, что согласно пп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.
При этом в п. 5 ст. 23 НК РФ отмечено, что за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность согласно законодательству РФ.

Как в 2015–2016 годах менялась статья 31 НК РФ?

В начале 2015 года в статье 31 НК РФ произошло единственное изменение: был расширен перечень иностранных налогоплательщиков, не осуществляющих деятельность в РФ, которым ИФНС направляет документы по почте.

В мае 2015 года (закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ…» от 02.05.2015 № 113-ФЗ) текст п. 4 статьи был дополнен ссылками на возможность взаимодействия с ИФНС посредством личного электронного кабинета плательщика налогов.

В 2016 году изменения в статью 31 НК РФ не вносились.

Ответы юристов:

У нас в компании была недавно выездная проверка. Сотрудники налоговой говорили о том, что нашли несколько ошибок в начислении налога, и теперь мы ждем, когда же будет оглашено наказание за эти ошибки, какой штраф нам назначат. Но прошли все сроки, данные налоговой для оформления результатов проверки и вынесения решения, но ни о каких санкциях нам не сообщили. Значит ли это, что штрафа не будет?

Неделю назад подал налоговую декларацию, составлял ее в спешке. Так как срок подачи истекал на следующий день. И допустил ошибку, на самом деле я получил больший доход, следовательно, должен уплатить и налога больше, чем указано в декларации. Как исправить ошибку, и какое наказание мне светит за промашку?

Я не согласен с результатами выездной проверки, которая состоялась в прошлом месяце на моем предприятии. Можно ли ее обжаловать сразу в суд, чтобы не связываться больше с налоговыми органами, не сильно-то я им доверяю.

У нас на предприятии была налоговая проверка, в ходе которой были изъяты некоторые документы. Вместо этих документов нам ничего не оставили, мы хотим обжаловать противоправные действия сотрудников налоговой. Какой есть для этого повод?

Мы с компаньоном решили закрыть наше ООО. После того как начали процедуру ликвидации, налоговая назначила выездную проверку, но дело в том, что она уже проводила выездную проверку полгода назад, причем она охватила всю нашу финансовую деятельность. Но ведь проведение повторной выездной проверки за такой короткий период запрещен законом.

Я зарегистрирован как ИП. Недавно я сдал принадлежащий мне магазин в аренду вместе с землёй (также принадлежащей мне) на которой он расположен. Подскажите должен ли я платить по УСН как владелец земельного участка?

ИП зарегистрирован в Москве, а свою деятельность осуществляет в другом регионе, где и состоит на налоговом учёте. Подскажите, пожалуйста, при оформлении справки 2НДФЛ, какой код ОКАТО следует указывать – места регистрации или ведения деятельности?

Подскажите, пожалуйста, какая сумма налогового вычета должна мне предоставляться в связи с тем, что у меня имеется шестилетний ребёнок, а также возможно ли произвести возврат этой суммы за шестилетний период, поскольку в бухгалтерии такой вычет не делался?

Наша компания в собственных интересах направляет на прохождение обучения представителя нашего заказчика, который с нашей компанией не связан трудовым контрактом или договором ГПХ. Подскажите, пожалуйста, возможно ли траты, связанные с обучением представителя учесть в налогообложении компании?

Четыре года назад я продала принадлежащую мне квартиру за девятьсот тысяч рублей и, после чего перечислила налог с продажи. Подскажите, пожалуйста, имею ли я право возвратить перечисленный налог, направив в ИФНС декларацию на вычет при продаже, и имеется ли по поводу этому срок давности?

Как на п. 1 ст. 31 НК РФ повлияли новшества в электронном документообороте?

Перечень прав ИФНС при работе с налогоплательщиками содержит ст. 31 НК РФ. Проверка налогоплательщика невозможна без получения от него документов и пояснений. В подп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ предусмотрена возможность электронного представления информации. При этом направление запроса на такую информацию также возможно электронным способом (п. 4 ст. 31 НК РФ).

С целью стимулирования налогоплательщиков, работающих с ТКС, к регулярной проверке почты, направляемой из ИФНС, с 2015 года для них введена обязанность подтверждения факта получения таких отправлений (п. 5.1 ст. 23 НК РФ). Это делается путем ответной отправки электронной квитанции-подтверждения.

Электронным способом из ИФНС могут направляться такие документы, как:

  • требования о направлении документов;
  • сообщения с запросом пояснений;
  • информация о зачете налогов;
  • вызов в ИФНС.

Срок отправки квитанции установлен равным 6 рабочим дням. При открытии документа, поступившего из ИФНС, в электронных системах отчетности квитанция формируется и отправляется автоматически.

Чем дополнен порядок камеральной проверки по НДС?

С 2015 года существенно расширены права ИФНС в отношении осуществления камеральных налоговых проверок деклараций по НДС.

Теперь она вправе требовать не только пояснения, но и все первичные документы по операциям, вошедшим в декларацию, если выявлены обстоятельства, позволяющие предположить факты занижения НДС или немотивированного завышения возмещаемой суммы (п. 8.1 ст. 88 НК РФ):

  • несовпадение данных представленной отчетности по НДС;
  • несоответствие данных налогоплательщика аналогичным данным, полученным от других налогоплательщиков или иных лиц, представляющих подобную информацию.

Кроме того, процедура камеральной проверки дополнена правом ИФНС на осмотр имущества и территории, с использованием которых налогоплательщик осуществляет свою деятельность (п. 1 ст. 92 НК РФ). Осмотр возможен, когда:

  • итогом декларации является возмещение налога (п. 8 ст. 88 НК РФ);
  • имеют место противоречия и несоответствия в данных, позволяющие предположить факты занижения НДС или немотивированного завышения возмещаемой суммы (п. 8.1 ст. 88 НК РФ).

Для проведения осмотра имущества проверяющие, помимо служебных удостоверений, должны иметь постановление ИФНС (п. 1 ст. 91 НК РФ).

О том, как ИФНС проводит камеральные проверки, читайте в материале «Порядок проведения камеральной налоговой проверки – 2015».

Что нового в формах налогового контроля в 2015–2016 годах?

Одно из основных прав налоговиков, которым посвящена ст. 31 НК РФ, — контроль за расчетом налогов. Перечень возможных способов налогового контроля, применяемых ИФНС, с 2015 года дополнен новой формой, названной налоговым мониторингом. Ему посвящен раздел V.2 НК РФ.

Налоговый мониторинг предполагает разработку особой системы тесного информационного взаимодействия между налогоплательщиком-юрлицом и ИФНС, которая позволяет ИФНС контролировать правильность расчета налогов. В основу такой системы ложится либо доступ к учетным системам юрлица, либо систематическая передача им в ИФНС необходимых для расчета данных (п. 6 ст. 105.26 НК РФ). Повторное представление подававшихся ранее документов при этом не допускается (п. 6 ст. 105.29 НК РФ).

Положительная сторона нового способа контроля заключается в непроведении во время его применения выездных и камеральных проверок (п. 1.1 ст. 88 и п. 5.1 ст. 89 НК РФ). Однако при сдаче уточненок, в которых сумма начисленного налога уменьшается, такие проверки будут проведены (подп. 3 п. 1.1 ст. 88 и подп. 4 п. 5.1 ст. 89 НК РФ).

О других возможных последствиях применения нового способа налогового контроля читайте в статье «Налоговое ведомство агитирует на налоговый мониторинг».

Решение о применении налогового мониторинга принимается юрлицом на добровольной основе. Использование этой системы контроля начинается после положительного решения ИФНС по результатам рассмотрения заявления юрлица, сопровождаемого комплектом необходимых бумаг (п. 2 ст. 105.26 и п. 4 ст. 105.27 НК РФ). Применение мониторинга возможно на протяжении года, следующего за годом подачи заявления на его использование (п. 5 ст. 105.26 НК РФ). Срок подачи заявления ограничен 1 июля, а срок рассмотрения — 1 ноября года подачи заявления.

Юрлицо, претендующее на применение системы контроля в виде мониторинга, должно отвечать следующим требованиям (п. 3 ст. 105.26 НК РФ):

  • сумма основных налогов (НДС, акцизов, на прибыль, НДПИ), причитающихся к уплате за тот год, который предшествовал году подачи заявления, должна превышать 300 млн руб.;
  • объем доходов за год, который предшествовал году подачи заявления, должен превышать 3 млрд руб.;
  • стоимость активов юрлица на 31 декабря того года, который предшествовал году подачи заявления, должен превышать 3 млрд руб.

Таким образом, налоговый мониторинг применим только для крупнейших налогоплательщиков.

Использование налогового мониторинга может быть прекращено досрочно при нарушении порядка его применения, представлении недостоверных сведений или при непредставлении запрашиваемой для контроля информации (п. 1 ст. 105.28 НК РФ).

Проверка правильности исчисления налогов за время применения новой системы налогового контроля продолжается до 1 октября года, следующего за тем годом, в котором юрлицо использовало налоговый мониторинг.

О том, можно ли воспользоваться налоговым мониторингом применительно только к некоторым налогам, читайте в материале «Возможен ли налоговый мониторинг не по всем, а только по отдельным налогам?».

В 2016 году новшеств в перечне форм налогового контроля не появилось.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...