Транспортные расходы в «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0 – БУХ.1С, сайт в помощь бухгалтеру

Рассказываем как учитывать транспортные расходы, показываем примеры проводок транспортных расходов организации, объясняем сложные моменты.

Понятие и виды транспортных расходов

Большинство компаний, занятых производственной или торговой деятельностью, пользуются услугами транспортных компаний или имеют собственный автопарк. При покупке активов организация также несет другие сопутствующие издержки, которые вместе с затратами на доставку образуют транспортно-заготовительные расходы (ТЗР).

Согласно новому ФСБУ 5/2019 (применяется с 2021 года) затраты на заготовку и доставку запасов до места их потребления (продажи, использования) должны включаться в фактическую себестоимость запасов.

Новый ФСБУ 5/2019 “Запасы” существенно скорректировал некоторые учетные правила. Посмотреть, что изменилось, вы можете в аналитическом Обзоре от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к К+ бесплатно и переходите в материал.

Какие именно расходы включать в ТЗР, ФСБУ 5/2019 не раскрывает. Поэтому каждая компания должна разработать свой собственный перечень таких затрат и утвердить его в учетной политике. А поскольку новый стандарт по этому поводу немногословен, ориентироваться при разработке перечня можно на действовавшие до 2021 года ПБУ 5/01 (утв. приказом Минфина от 09.06.2001 № 44н) и Методички по учету МПЗ (утв. приказом Минфина от 28.12.2001 № 119н). В частности, к затратам, связанным с заготовкой и доставкой МПЗ до места их использования, эти НПА относили:

  • собственно затраты, связанные с заготовкой и доставкой;
  • затраты, связанные с содержанием персонала предприятия, занятого заготовкой и хранением;
  • услуги по транспортировке МПЗ до места их использования;
  • расходы по погрузке и транспортировке, если они оплачиваются вне основной стоимости материалов;
  • по содержанию реально использующихся складских помещений и др.

Также при составлении перечня можно использовать Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (утв. приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст). В классификаторе есть раздел «Транспортировка и хранение», в нем приводится список транспортных услуг, на который можно ориентироваться.

Следует учесть, что для бухучета большое значение имеет вид ТЗР. А именно:

  • ТЗР, обусловленные приобретением материалов;
  • ТЗР, обусловленные приобретением товаров:
    • в торговой компании;
    • неторговой компании;
  • ТЗР, обусловленные реализацией готовой продукции либо товаров.

Отметим особенности бухучета для каждого вида.

Что включают в себя транспортные расходы?

Суть ТР зависит от деятельности организации. К примеру, компания производит оборудование, технику, сырье, различные товары. Все единицы продукции предназначены для продажи клиентам. При заключении договора с покупателем нужно транспортировать продукцию из точки А в точку Б. Обычно это ответственность именно продавца. Также компания может приобретать сырье для производства своей продукции. Его доставка тоже потребует средств. Итак, к транспортным расходам относятся:

  • Траты на доставку покупаемых объектов (продукции, сырья, ОС).
  • Траты на доставку продукции клиентам.
  • Затраты на обслуживание собственного автопарка (к ним относятся траты на аренду авто, бензин, ремонт и диагностику машин).

Вопрос: Может ли покупатель потребовать от поставщика возместить убытки в виде оплаты транспортных расходов на возврат некачественного товара и оплаты его хранения по цене, превышающей рыночную?
Посмотреть ответ

Транспортные расходы могут быть очень большими. В этом случае они немедленно привлекают к себе внимание управляющего состава компании, налоговых органов. Поэтому бухгалтеру нужно уделять время именно учету трат, связанных с транспортировкой.

ВАЖНО! Обычно затраты на перевозку включаются в стоимость итоговой продукции. Если менеджерский состав принимает решение о снижении стоимости товаров, то имеет смысл оптимизировать транспортные расходы. Выполняется этот процесс на основании информации о тратах, которую можно получить из бухучета. Все данные тщательно анализируются, после чего принимается решение об исключении некоторых источников трат.

К примеру, предприятие содержит собственный автопарк, но машины используются относительно редко. Однако их редкая эксплуатация не исключает сопутствующие траты. Поэтому менеджер принимает решение о расформировании автопарка. Доставка продукции будет осуществляться по договору со сторонней компанией.

Вопрос: Требуется ли для подтверждения транспортных расходов в налоговом учете транспортная накладная, если покупатель для доставки груза заключил договор с экспедитором?
Посмотреть ответ

Понятие транспортных расходов

Передавая товар, поставщик предъявляет организации определенный пакет документов, в которых транспортные затраты могут быть либо включены в стоимость товара, либо выделено отдельно. Каким образом организация должна учитывать эти затраты?

Транспортные расходы включаются в себестоимость товара, причем они могут быть учтены двумя способами:

  1. на счете учета товаров (то есть включаются в себестоимость),
  2. выделены на отдельный счет учета расходов на продажу.

Транспортные расходы включаются в стоимость товара

При этом товарные ценности принимаются к учету на 41 счет вместе с ТЗР (транспортно-заготовительными расходами). Не самый удобный способ, но, тем не менее, организация вправе его выбрать.

Проводки по учету товаров и транспортных расходов имеют вид:

  • Д41.1 К60 – отражена стоимость товаров по документам поставщика.
  • Д19 К60 – выделен НДС, предъявленный поставщиком.
  • Д41.1 К60 – отражена стоимость ТЗР.
  • Д19 К60 – выделен НДС, относящийся к ТЗР.

Цена за единицу товара будет включать стоимость доставки.

Если получаемый товар имеет несколько различных партий, то затраты по доставке пропорционально распределяются по полученным партиям.

Пример:

Получены товары общей стоимостью 200 000 руб.:

  • партия подушек в количестве 1000 шт. по 80 руб. за штуку, всего на 80 000,
  • партия одеял в количестве 1000 шт. по 120 руб. за штуку, всего на 120 000.

Общая сумма транспортных расходов составила 20 000 руб.

Если организация включает ТЗР в стоимость товара, то необходимо рассчитать транспортные расходы, относящиеся к каждой партии. Для этого в отношении каждой партии необходимо умножить общую сумму ТЗР на стоимость партии и разделить на общую сумму транспортных затрат.

Расходы по доставке подушек = 20 000 * 80 000 / 200 000 = 8 000.

Стоимость подушек с учетом расходов по доставке = 88 000.

Цена единицы партии с ТЗР = 88 000 / 1000 шт. = 88.

Расходы на доставку одеял = 20 000 * 120 000 / 200 000 = 12 000.

Стоимость одеял с ТЗР = 132 000.

Цена единицы с ТЗР = 132 000 / 1000 шт. = 132.

Таким образом, подушки будут оприходованы по 88 000 руб., а одеяла по 132 000 руб.

Транспортные расходы отражаются в составе расходов на продажу

В этом случае в бухгалтерском учете ТЗР отражаются отдельно на счете 44 «Расходы на продажу», для чего открывается отдельный субсчет (проводка по учету транспортных расходов Д44.ТР К60). О 44 счете читайте здесь.

В течение месяца транспортные затраты копятся по дебету 44 счета, в конце месяца накопленная сумма списывается пропорционально стоимости проданных товаров.

Пример:

В течение месяца организация получала товар от поставщика дважды:

  • 1 партия: 1000 подушек по 80 руб. общей стоимостью 80 000, доставка 8 000 руб.
  • 2 партия: 1000 подушек по 120 руб. общей стоимостью 120 000, доставка 12 000 руб.

Помимо этого, организация самостоятельно ездила к поставщику за подушками, приобрела 500 подушек по 80 руб. на 40 000. При этом ТЗР организации составили:

  • расходы на бензин – 1000.
  • зарплата водителя – 800.
  • страховые взносы с зарплаты водителя – 240.
  • амортизация автомобиля – 500.

Какие проводки необходимо отразить в бухгалтерском учете?

Проводки:

проводки по учету транспортных расходов

Таким образом, за месяц по дебету 44.ТР накопилась сумма ТЗР, равная 22540.

На счет 41.1 за месяц к учету приняты товары на сумму 240 000.

За месяц с 41 счета на продажу был списан товар на сумму 150 000.

Какую сумму ТЗР нужно списать в конце месяца со счета 44.ТР?

Предположим, что на начало месяца счет 44.ТР имел дебетовое сальдо 10 000, 41.1 имел дебетовое сальдо 80 000.

Дебетовое сальдо 44.ТР = начальное сальдо + оборот по дебету за месяц = 10 000 + 22 540 = 32 540.

Дебетовое сальдо 41.1 = 80 000 + 240 000 = 320 000.

В конце месяца с 44 счета нужно списать транспортные расходы:

ТЗР = 32540 * 150000 / 320000 = 15253.

Проводка по списанию транспортных расходов на продажу – Д90.2 К44.ТР.

Общая формула для списания транспортных расходов в конце месяца:

ТЗР = дебетовое сальдо 44.ТР * кредитовое сальдо 41.1 / дебетовое сальдо 41.1.

Мы рассмотрели два способа учета транспортных расходов в бухгалтерском учете: включать их в стоимость ТМЦ и включать в расходы на продажу. Руководство организации может выбрать для себя любой удобный способ учета ТЗР и закрепить свой выбор в учетной политике.

Учет транспортно-заготовительных расходов при продаже ТМЦ

Здесь возможны три варианта:

  • покупатель забирает товар самостоятельно (самовывоз);
  • доставка покупателю осуществляется за счет покупателя;
  • доставка осуществляется за счет продавца.

В первых двух случаях организация – продавец затрат не несет, во втором случае ТЗР  могут быть включены в цену продаваемых ТМЦ либо учтены отдельно на счете 44. В конце месяца накопленные за месяц транспортные расходы полностью списываются в дебет счета 90 (проводка Д90.2 К44).

Видео – учет ТЗР в 1С

Зачем планировать и контролировать транспортные расходы?

Практически на каждом крупном и среднем производственном предприятии есть парк автомашин, посредством которых осуществляется доставка сырья, материалов, готовой продукции, а также перевозка персонала. Доля затрат на эксплуатацию транспорта в общих расходах организации в большинстве случаев достаточно велика, а рост цен на ГСМ еще и постоянно увеличивает ее. Чтобы снизить расходы на ГСМ, оптимизировать затраты на запасные части и оплату труда водителей, необходимо корректно и детально планировать транспортные расходы и контролировать выполнение такого плана в разрезе «план-факт».

Отметим, что часто транспортные расходы по доставке материалов превышают стоимость самих материалов. Но при этом расход материалов всегда планируется и контролируется как бухгалтерией, так и планово-экономическим отделом, и это несмотря на большой объем необходимых расчетов. В то же время на многих предприятиях транспортные расходы должным образом не планируются и не контролируются, а если и планируется, то формально.

1.

44 ” “.

.

. 214 , , , 44 90 “”.

, , , , .

1. – 35 400 . ( – 5400 .) . . – 4720 . ( – 720 .). – 25 000 ., – 3000 .

:

62 ” ” 90, 1 “” – – 35 400 .;

90, 3 ” ” 68 ” ” – – 5400 .;

90, 2 ” ” 41 “” – – 25 000 .;

62 90, 1 “” – , , – 4720 .;

90, 3 ” ” 68 – – 720 .;

90, 2 ” ” 44 – – 3000 .;

90, 9 “/ ” 99 ” ” – – 6000 . (35 400 . – 5400 . – 25 000 . + 4720 . – 720 . – 3000 .).

2. . – 236 000 . ( – 36 000 .), – 180 000 . – 5000 .

:

62 90, 1 “” – – 236 000 .;

90, 3 ” ” 68 – – 36 000 .;

90, 2 ” ” 41 – – 180 000 .;

90, 2 ” ” 44 – – 5000 .;

90, 9 “/ ” 99 – – 15 000 . (236 000 . – 36 000 . – 180 000 . – 5000 .).

# 1. Общие положения

1.1. Настоящие условия заказа и доставки (далее по тексту «Условия») описывают отношения, возникающие между пользователем сайта https://cdek.market (далее – «Сайт» и «Пользователь» соответственно) и ООО «СДЭК.Маркет» ИНН 6194002171 ОГРН 1196196029776) (далее — «Агрегатор») при оформлении заказа Товара у Продавца на Сайте или посредством Контакт-центра Агрегатора и заказе Пользователем услуги доставки Товара (далее – «Услуга»). При оформлении Пользователем заказа товарного предложения Продавца (акцепте публичной оферты Продавца), Агрегатор обеспечивает техническую возможность передачи информации о таком заказе соответствующему Продавцу. Пользователь, Агрегатор и Продавец совместно именуются Стороны.

1.2. Агрегатор является владельцем агрегатора информации о товарах в смысле, установленным Законом РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 N 2300-1.

Продавцы самостоятельно размещают свои товарные предложения на Сайте как адресованную Пользователям публичную оферту Продавца о заключении розничных договоров купли-продажи Товара. Агрегатор не является продавцом Товара по указанным договорам купли-продажи. Все взаимоотношения, связанные с куплей-продажей Товара, возникают непосредственно между Продавцом и покупателем Товара, и Продавец несет ответственность перед покупателем Товара в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Агрегатор не является уполномоченным лицом Продавца в смысле законодательства о защите прав потребителей.

1.3. Обязательным условием оказания Агрегатором Услуги является полное согласие и соблюдение Пользователем условий, закрепленных в настоящих Условиях и в следующих документах Агрегатора: (а) Пользовательское соглашение, размещенное на Сайте по адресу https://cdek.market/polzovatelskoe-soglashenie ; (б) Политика обработки персональных данных, размещенная на Сайте по адресу: https://cdek.market/politika-obrabotki-personalnyh-dannyh .

1.4. Агрегатор оставляет за собой право вносить изменения в настоящие Условия без какого-либо предварительного уведомления Пользователя, в связи с чем Пользователь обязуется регулярно отслеживать изменения Условий. Изменения вступают в силу с момента их опубликования на Сайте.

1.5. Действующая и актуальная версия Условий всегда размещена на Сайте по адресу: https://cdek.market/usloviya-zakaza-i-dostavki-tovarov .

Перевыставление ТР покупателю

Перевыставление трат предполагает ситуацию, при которой доставка товара покупателю осуществляется продавцом при помощи посреднической компании. После того, как перевозка была проведена, расходы по транспортировке оплачивает покупатель. Перевыставление ТР предполагает налоговые риски, а потому важно провести процедуру правильно. Покрытие транспортных расходов покупателем можно зафиксировать в договоре, первичных документах.

2.

, , . , .

.

– , , .

. 215 , , , . , , , , () . 10 2005 . N 03-03-01-04/1/103 ( – 10 2005 .).

3. – – 177 000 . ( – 27 000 .) . – 120 000 . . – 29 500 . ( – 4500 .) – . .

:

62 90, 1 “” – – 177 000 .;

90, 3 ” ” 68 – – 27 000 .;

90, 2 ” ” 41 – – 120 000 .;

62 76 ” “, ” ” – , , – 29 500 .;

51 ” ” 62 – – 177 000 .;

51 62 – , , – 29 500 .;

76, ” ” 51 – , , – 29 500 .;

90, 9 “/ ” 99 – – 30 000 . (177 000 . – 27 000 . – 120 000 .).

10 2005 . , . 19 ” ” (. 215 ).

4. . 13 570 . ( – 2070 .). – 8000 . . . , , – 2596 . ( – 396 .).

:

62 90, 1 “” – – 13 570 .;

90, 3 ” ” 68 – – 2070 .;

90, 2 ” ” 41 – – 8000 .;

44 60 ” ” – – 2200 .;

19 60 – , , – 396 .;

90, 2 ” ” 44 – – 2200 .;

90, 9 “/ ” 99 – – 1300 . (13 570 . – 2070 . – 8000 . – 2200 .);

51 62 – , , – 13 570 .;

60 51 – , , – 2596 .;

68 19 – , , – 396 .

. 1 . 268 . , , . , , . 320 .

. 320 , , , . , () , ( ) – , . , , . 265 , , .

, 13 2005 . N 03-03-01-04, , , , . .

, .

( 76), , – . , 10 2005 .

. 247 , , , , , .

..

ТЗР при покупке товаров

Когда ведется закупка товаров, соответствующие случаю транспортные расходы могут учитываться тоже разными способами, которые зависят от того, какой деятельностью занимается компания.

Так, торговым компаниям, разрешается выбрать способ учета из следующего перечня:

  1. ТЗР включены в себестоимость товаров (п. 6 ПБУ 5/01): Дт 41, субсчет «ТЗР» Кт 60.

Если для учета товаров используют 15-й счет «Заготовление и приобретение материальных ценностей», то запись будет такова: Дт 15 Кт 60.

  1. ТЗР включены в расходы на реализацию товаров (п. 13 ПБУ 5/01), при этом такие расходы:
  • разбрасываются между теми товарами, которые реализованы, и теми, которые остались на складе (в описании счета 44, план счетов, утвержденный приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н),
  • списываются на себестоимость в полной мере: Дт 44 Кт 60.

По окончании месяца обусловленные продажей расходы можно списать на себестоимость. Запись при этом будет такова: Дт 90, субсчет «Расходы на продажу» Кт 44.

Выбранный способ учета следует обязательно внести в учетную политику предприятия.

В приведенных выше записях в дополнение к уже упоминавшимся приведены следующие счета:

  • 02-й — «Амортизация»,
  • 41-й — «Товары»,
  • 44-й — «Расходы на продажу»,
  • 70-й — «Расчеты с персоналом по оплате труда»,
  • 69-й — «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»,
  • 90-й — «Продажи».

Если используется частичное списание, то в учетную политику надо будет внести метод, который будет применять компания при разделении ТЗР между реализованными товарами и теми, которые остались храниться на складе. Нормативные акты не содержат рекомендаций, какой метод выбирать в разных обстоятельствах. То есть компании вольны его выбирать сами.

Однако можно сориентироваться с помощью формулы, приведенной в ст. 320 НК РФ:

К = (ТР0 + ТР1) / (Т1 + Т2) × 100,

где

К — средний процент ТЗР, которые пришлись на товарные остатки на конец месяца;

ТР0 — затраты на транспорт, которые соответствуют нереализованным товарным остаткам на начало месяца;

ТР1 — затраты на транспорт, понесенные в текущем месяце;

Т1 — стоимость товаров, которые уже куплены и проданы в текущем месяце;

Т2 — стоимость товаров, которые куплены, но не проданы на конец месяца.

ТР2 = К × Т2,

где

ТР2 — затраты на транспорт, которые пришлись на нереализованные товарные остатки на конец месяца;

Т2 — стоимость товаров, которые уже приобретены, но не проданы на конец месяца.

Неторговые организации вправе учесть транспортные расходы в качестве расходов на реализацию. Неторговыми организациями следует считать те компании, которые кроме торговых операций осуществляют другие виды экономической деятельности.

Примеры проводок

Для наглядности приведем примеры проводок в учете транспортных расходов:

учет транспортных расходов

Первичные документы, подтверждающие транспортные расходы

При заключении договора организация  ООО «ВЕСНА» с транспортной компанией, документом, подтверждающим услуги по доставке реализованного товара, служит Транспортная накладная, которая составляется продавцом. Согласно пункту 2 статьи 785 ГК РФ; правилу 9 Постановления Правительства от 15.04.2011г. №272; письму Минфина от 23.04.2013г. № 03-03-01/1/1404.

Составляется Товарная накладная согласно приложению 4 к Постановлению Правительства от 15.04.2011г. №272.  Так как в Товарной накладной не указана цена и стоимость товара, нужно оформить Товарную накладную (ТОРГ-12).

Для учета движения товара и расчета за их доставку автотранспортом формируют Товарно-транспортную накладную (форма 1-Т).

Образец Товарно-транспортная накладная (форма 1-Т):

Товарно-транспортная накладная форма 1-Т

Товарно-транспортная накладная форма 1-Т обратная сторона

Образец договора на транспортные услуги можно скачать здесь ˃˃˃

УСН

Налоговую базу организаций на упрощенке, которые платят единый налог с доходов, расходы на доставку готовой продукции (товаров) не уменьшают (п. 1 ст. 346.14 НК РФ).

Расходы на доставку готовой продукции (товаров) покупателю могут учесть организации, которые платят единый налог с разницы между доходами и расходами. При расчете налоговой базы признавайте только те затраты, которые перечислены в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ (например, оплату услуг сторонних транспортных компаний, зарплату водителя при доставке собственным транспортом и т. п.). Подробнее о порядке учета расходов организацией на упрощенке см. Какие расходы учитывать при расчете единого налога на УСН.

Датой признания расходов является дата их оплаты, если для них не установлен особый порядок признания (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). О порядке признания отдельных расходов см. таблицу.

Платить ЕНВД при доставке готовой продукции (товаров) покупателям не нужно. Подробнее об этом см. Какие услуги автомобильных перевозок подпадают под ЕНВД.

Примеры проводок

Компания продала продукцию на сумму 900 000 рублей. НДС составил 150 000 рублей. Покупная стоимость продукции составила 700 000 рублей (НДС – 100 000 рублей). Затраты на транспортировку равны 20 000 рублей. Рассмотрим основные проводки:

  • Приобретение продукции продавцом: ДТ19 КТ60, ДТ68 КТ19 100 000 рублей.
  • Приобретение продукции покупателем: ДТ62 КТ90-1 900 000 рублей, ДТ90-3 КТ68 150 000 рублей.

Данные проводки актуальны при обращении продавца к посредническим компаниям.

Как оптимизировать транспортные расходы в бухгалтерском учете?

Оптимизация расходов во многом зависит от квалификации и внимательности бухгалтера, который знает, как правильно распределить их, и способен вовремя сообщить руководителю об увеличившихся тратах. К сожалению, очень многие рядовые бухгалтера не имеют достаточного опыта или свободного времени для этого. Поэтому чаще они сами делают ошибки в учете, чем реально помогают делать эффективнее бизнес-процессы в компании.

В качестве выхода мы предлагаем вам обращаться к профессиональным организациям, занимающимся бухгалтерской и налоговой отчетностью. Именно к таким относится ООО “ПРОГРАММЫ 93”.

Почему с нами надежнее и удобнее, чем со штатными сотрудниками?

  1. Вы работаете с целой командой, а не одним сотрудником. А значит любые действия дополнительно проверяются, а решения находятся быстрее и эффективнее.
  2. Наши проблемы не становятся вашими. Вам не нужно организовывать место, оплачивать больничные и отпуска. Если кто-то из команды заболел, вы этого даже не заметите — его тут же заменит другой сотрудник!
  3. У нас есть специалисты разных профилей. Юристы, специалисты по 1С — мы всесторонне подходим к бухгалтерскому учету и можем оптимизировать работу целого отдела.

Позвоните по номеру телефона, указанному на сайте, или заполните форму обратной связи, чтобы мы смогли сориентировать по точной стоимости, подобрать наилучшее решение и рассказать, как начать сотрудничество!

Транспортные расходы по доставке товаров покупателям

[adinserter block=”13″]

Если покупатель забирает товар самовывозом, то расходы на доставку у предприятия-продавца при этом не возникают.

Если доставку товара продавец осуществляет за свой счет, то расходы либо включаются в цену товара либо учитываются отдельной статьей расходов на продажу, которые потом в полной сумме списываются ежемесячно.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...