§ 3. Режим наибольшего благоприятствования: Согласно принципу наибольшего благоприятствования иностранные лица —

Работа по теме: Вельяминов Г.М., Международное экономическое право и процесс (Академический курс) Учебник. – Волтерс Клувер, 2004 г. Глава: Принцип (режим) наиболее благоприятствуемой нации (наибольшего благоприятствования) (most favored nation). Предмет: Международное право. ВУЗ: ДВЮИ МВДРФ.

Примечания[править | править код]

  1. Додонов В. Н., Ермаков В. Д., Крылова М. А. и др. Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М, 2001. — 704 с. — (Библиотека словарей «Инфра-М»). — ISBN 5-16-000169-7.
  2. Дипломатический словарь, Москва, изд. «Наука», 1985]

История

Самую раннюю форму статуса наиболее благоприятствуемой нации можно найти еще в 11 веке. Сегодняшняя концепция статуса наиболее благоприятствуемой нации начинает появляться в 18 веке, когда также началось разделение условного и безусловного статуса наиболее благоприятствуемой нации. На заре международной торговли статус «наиболее благоприятствуемой нации» обычно использовался на двухпартийной межгосударственной основе. Нация могла заключить договор о режиме наибольшего благоприятствования с другой нацией. По Мадридскому договору (1667 г.) Испания предоставила Англии торговый статус «наиболее благоприятствуемой нации». С Договором Джея в 1794 году США предоставили то же самое Великобритании.

После Второй мировой войны , тарифные и торговые соглашения были заключены одновременно со всеми заинтересованными сторонами через Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), которое в конечном счете привело к Всемирной торговой организации в 1995 году ВТО требует , чтобы члены предоставлять друг другу «наибольшего благоприятствования статус нации. Положение о «наиболее благоприятствуемой нации» также включено в большинство двусторонних инвестиционных договоров, заключенных между странами, экспортирующими и импортирующими капитал, после Второй мировой войны.

§ 191. Исторически в практике международных отношений оговорка (клаузула) о наибольшем благоприятствовании использовалась в двух различных подходах:

во-первых,безусловная форма, без оговорок опредоставлении каких-либо возмещений,компенсаций, эквивалентности. Нормальным”возмещением” получаемых сторонамивыгод является при этом взаимностьпредоставления друг другу самого режиманаибольшего благоприятствования. Именнотакая трактовка получила наиболееширокое распространение и применениена практике;

во-вторых,”условная” форма наибольшегоблагоприятствования, в свое времяисповедовавшаяся США, используемая имии доныне. Условная форма означает, чтосторона, которая предположительноменьше выиграет от получения в другойстороне режима наибольшегоблагоприятствования, имеет право наполучение от этой другой стороны некоеговозмещения. Это – концепция так называемой”эффективной взаимности”. Характернымпримером из жизни может служить Торговоесоглашение между СССР и США 1972 г.,включавшее в себя клаузулу о наибольшемблагоприятствовании. Конгресс США недопустил вступления Соглашения в силу,увязав наибольшее благоприятствованиес требованием оплаты, в частности,военных поставок СССР по ленд-лизу.Более того, использовались и неэкономическогохарактера условия. Конгрессом США былапринята под воздействием сионистскоголобби так называемая поправкаДжексона-Вэника, в силу которой СССР,практиковавший в то время запреты наэмиграцию своего населения, преимущественноеврейского, лишался на этом основаниивозможности использования режиманаибольшего благоприятствования в США(см. §594).

Аналогичные,по политическим мотивам, препятствиячинились в США, к примеру, и в отношенииКитая. В дальнейшем, однако, подвоздействием американских деловыхкругов, заинтересованных в развитииторговли и с СССР (Россией), и с Китаем,Конгресс США ежегодно, на временнойоснове, но в течение многих лет разрешалприменение США режима наибольшегоблагоприятствования в отношении этихстран.

§192. Учитывая длительность применения вжизни принципа наибольшегоблагоприятствования еще с XVIII в. и, вчастности, универсализм его использованияк нашему времени, особенно в рамкахГАТТ, можно встретиться с трактовкойпринципа наибольшего благоприятствованияв качестве общепризнанного, когентного,по крайней мере, в отношениитаможенно-тарифного обложения товаров.С этим, однако, нельзя согласиться.

Во-первых,не все страны входят в систему ГАТТ/ВТО.Во-вторых, даже в системе ГАТТ/ВТО изэтого принципа делаются многочисленныеизъятия как по отдельным товарам, таки по услугам, изъятия, представляющиесобой плод договорного уторговывания,компромиссов и уступок, что не позволяетговорить как раз о “стандартности”,общеприменимости, когентности принципа.

В-третьих,и понимание принципа как безусловного,не требующего от страны-партнера”эффективной взаимности”, еще невполне общепринято. Именно использованиена практике по экономическим и политическимпричинам по существу “эффективнойвзаимности”, как ничто иное нагляднодемонстрирует, сколь далек еще принципнаибольшего благоприятствования отпонимания его в качестве общепризнанного,когентного как по предмету регулируемыхим отношений, так и по универсальностиприменения в общемировом масштабе.

§193. В итоге принцип наибольшегоблагоприятствования и формально, иреально сохраняет свой договорный,конвенционный характер. В этом смыслепоказательно и то, что Комиссиямеждународного права ООН, долгие годыпытавшаяся согласовать документ, которыйсодержал бы в себе общеприемлемоетолкование и понимание условий, включаемыхв режим наибольшего благоприятствования,так и не смогла добиться успеха. Однимиз положительных, но не очень впечатляющихрезультатов ее работы можно считатьпримерный перечень областей (предметоврегулирования), которые могут подпадатьпод режим наибольшего благоприятствования.Это – таможенные пошлины, таможеннаяобработка (очистка) товаров, налоги исборы; нетарифные меры регулированияторговли (в том числе: техническиестандарты, административные правила,санитарные и карантинные формальности),область валютно-финансовых отношений,правовое положение (статус) иностранныхфизических и юридических лиц, транспортныйрежим (грузов, судов и иных транспортныхсредств), транзит; режим защитыинтеллектуальной собственности, вопросыотправления правосудия (доступ к судами арбитражу, признание и исполнениесудебных и арбитражных решений), отдельныеэлементы режима дипломатических,консульских и иных представительныхслужб, визовый режим и другие сферыэкономического, промышленного,коммуникационного сотрудничества. Посути, перечень этот содержит то, что напрактике давно уже включалось в оговоркуо наибольшем благоприятствовании ипродолжает включаться, но только повзаимному согласованию.

Остаетсянеизменным понимание, согласно которомунабор приведенных (и, разумеется, иныхпо желанию сторон) областей сотрудничества,на которые распространяется оговоркао наибольшем благоприятствовании,полностью остается на усмотрениедоговаривающихся государств.

Вы робот?

Мы заметили, что с вашего адреса поступает очень много запросов.

Подтвердите, что вы не робот

Еще по теме § 3. Режим наибольшего благоприятствования:

  1. ГЛАВА 2. Правовые режимы деятельности иностранных юридических лиц:режим недискриминации, национальный режим, режим наибольшегоблагоприятствования и преференциальный режим
  2. 15.5.3. Режим наибольшего благоприятствования
  3. Стаття 202. Порушення прикордонного режиму або режиму в пунктах пропуску через державний кордон України
  4. 15.5. Режимы налогообложения субъектов иностранного права
  5. § 3. Правовий режим майна подружжя за шлюбним контрактом (договірний правовий режим майна подружжя)
  6. Статья 8.42. Нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения
  7. 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЖИМ
  8. 13.4. Виды административно-правовых режимов
  9. §3. Политический режим
  10. 13.3. Содержание административно-правовых режимов

Административное, финансовое, информационное право

Гражданское, предпринимательское, семейное, международное частное право

Конституционное, муниципальное право

Природоресурсное, аграрное, экологическое право

Таможенное, налоговое, медицинское право

Теория и история права и государства

Трудовое право

Уголовное, уголовно-процессуальное право

Преимущества

Торговые эксперты считают, что положения о НБН имеют следующие преимущества:

  • Увеличивает объем торговли и уменьшает отклонение торговли. Страна, предоставляющая режим наибольшего благоприятствования в отношении импорта, будет получать импорт от наиболее эффективного поставщика, если наиболее эффективный поставщик входит в группу стран с режимом наибольшего благоприятствования. В противном случае, то есть, если наиболее эффективный производитель находится за пределами группы НБН и, кроме того, с него взимаются более высокие ставки тарифов, тогда возможно, что торговля будет просто перенаправлена ​​от этого наиболее эффективного производителя к менее эффективному производителю в группе НБН (или с тарифной ставкой 0). Это приводит к экономическим издержкам для страны-импортера, которые могут перевесить выгоды от свободной торговли.
  • В частности, режим наибольшего благоприятствования позволяет более мелким странам пользоваться преимуществами, которые более крупные страны часто предоставляют друг другу, тогда как сами по себе более мелкие страны зачастую не могут быть достаточно сильными, чтобы самостоятельно вести переговоры о таких преимуществах.
  • Предоставление режима наибольшего благоприятствования имеет внутренние преимущества: единый набор тарифов для всех стран упрощает правила и делает их более прозрачными. Теоретически, если все страны мира предоставят друг другу статус РНБ, не будет необходимости устанавливать сложные и административно дорогостоящие правила происхождения, чтобы определить, к какой стране должен быть отнесен продукт (который может содержать детали со всего мира). для таможенных целей. Однако, если хотя бы одна нация не входит в альянс НБН, то с обычаями покончить нельзя.
  • Режим наибольшего благоприятствования ограничивает внутренние особые интересы от применения протекционистских мер. Например, производители масла в стране A могут оказаться не в состоянии лоббировать высокие тарифы на масло, чтобы предотвратить дешевый импорт из развивающейся страны B, потому что, поскольку более высокие тарифы будут применяться к каждой стране, интересы основного союзника A C могут быть ущемлены. .

Поскольку положения о НБН способствуют недискриминации между странами, они также, как правило, способствуют достижению цели свободной торговли в целом.

Политика конкретных стран

Соединенные Штаты

В 1990-е годы сохранение статуса «наиболее благоприятствуемой нации» для Китайской Народной Республики со стороны Соединенных Штатов вызвало споры из-за продажи ею чувствительных военных технологий и серьезного и непрерывного преследования прав человека Китаем . Статус режима наибольшего благоприятствования Китая стал постоянным 27 декабря 2001 года. Все бывшие советские государства , включая Россию, получили статус режима наибольшего благоприятствования в 1996 году. Однако на двустороннем уровне США не могли предоставить статус наибольшего благоприятствования некоторым членам бывшего Советского Союза. Советский Союз, в том числе Российская Федерация , из -за поправки Джексона-Вэника . Это стало препятствием для вступления этих стран в ВТО. По настоянию вице-президента Джо Байдена поправка Джексона-Вэника была отменена Законом Магнитского (который пытается наказать за нарушения прав человека, не препятствуя торговле) 14 декабря 2012 года.

В 1998 году «статус наиболее благоприятствуемой нации» в Соединенных Штатах был переименован в «постоянные нормальные торговые отношения» (NTR), поскольку почти все страны, кроме горстки, уже имели этот статус. Страна предоставляет преференциальный режим некоторым своим торговым партнерам без этого статуса. Это основано на толковании Верховным судом США принципа НБН как простого запрета на введение дискриминационного законодательства в отношении пошлин на товары аналогичного характера, импортируемые от партнера по НБН. Суд постановил, что режим наибольшего благоприятствования не мешает США предоставлять особые привилегии другим странам.

Идеи, лежащие в основе политики НБН, впервые можно увидеть во внешней политике США во время открытия Японии в середине-конце 1850-х годов, когда они были включены в качестве статьи в Торговый договор 1858 года , который ознаменовал открытие японского рынка.

С 1998 года термин «нормальные торговые отношения» (NTR) заменил наиболее благоприятствуемую нацию во всех законодательных актах США. Это изменение было включено в раздел 5003 Закона о реструктуризации и реформе налоговой службы 1998 года (PL 105-206). Тем не менее, Раздел IV Закона о торговле 1974 г. (PL 93-618) установил условия для тарифного режима США НБН / НТР для некоторых стран с нерыночной экономикой, одним из которых являются определенные требования о свободе эмиграции (более известные как правила Джексона. Поправка Ваника ). Закон уполномочивает президента отказываться от полного соблюдения страной требований Джексона-Вэника при определенных условиях, и это должно продлеваться до 3 июня каждого года. Как только президент сделает это, отказ от прав автоматически, если Конгресс не примет (и не уклоняется от президентского вето или отменяет его) резолюцию о неодобрении.

Статус НБН / НТР для Китая, страны с нерыночной экономикой, действие которого было первоначально приостановлено в 1951 году, был восстановлен в 1980 году и продолжал действовать посредством последующих ежегодных продлений президентом. Однако после расправы над продемократическими демонстрантами на площади Тяньаньмэнь в 1989 году ежегодное обновление статуса НБН в Китае стало источником значительных дебатов в Конгрессе; был принят закон о прекращении статуса Китая в режиме НБН / НТР или наложении дополнительных условий, касающихся улучшений в действиях Китая по различным торговым и неторговым вопросам. Интересы сельского хозяйства в целом выступали против попыток заблокировать продление режима НБН / НТР для Китая, утверждая, что в случае ответных мер этой страны может оказаться под угрозой несколько миллиардов долларов в текущем и будущем экспорте сельскохозяйственной продукции США. В случае Китая Конгресс согласился на постоянный статус нормальных торговых отношений (PNTR) в PL 106-286, президент Клинтон подписал закон 10 октября 2000 года. PNTR проложила путь для присоединения Китая к ВТО в декабре 2001 года; он предоставляет американским экспортерам сельскохозяйственной продукции возможность воспользоваться соглашениями Китая с ВТО, чтобы снизить торговые барьеры и открыть свои сельскохозяйственные рынки.

Индия

В соответствии с обязательствами по договорам о присоединении к Всемирной торговой организации (ВТО) страны-члены ВТО автоматически предоставляют друг другу статус наиболее благоприятствуемой нации (НБН), если иное не указано в соглашении или графике, о котором эта страна-член уведомила ВТО. В соответствии с этим положением Индия распространила статус режима наибольшего благоприятствования товаров на большинство стран-членов ВТО.

В рамках Ассоциации регионального сотрудничества стран Южной Азии (СААРК) Бангладеш , Мальдивы , Непал , Пакистан и Шри-Ланка являются членами ВТО, и все, за исключением Пакистана , расширили статус НБН на Индию, которая распространила статус НБН на все страны СААРК. В 2020 году статус режима наибольшего благоприятствования Пакистану был отменен. Что касается исключения из статуса НБН (если таковой имеется), каждая страна-член указала те же услуги в своем перечне обязательств по предоставлению услуг, как уведомлено ВТО.

В договорном праве

Наиболее пункт благоприятствования (также называемый режим наибольшего благоприятствования положением клиента или режим наибольшего благоприятствования положением лицензиата ) является условием договора , в котором продавец (или лицензиар) обязуется предоставить покупатель (или лицензиат) лучшие условия она делает доступной для любого другого покупателя (или лицензиат). В некоторых контекстах использование таких положений может стать обычным явлением, например, когда онлайн-магазины электронных книг заключают с издателями контракты на поставку электронных книг. Использование таких положений в некоторых контекстах может вызвать опасения по поводу антиконкурентного влияния и нарушений антимонопольного законодательства, в то время как в других контекстах влияние может рассматриваться как способствующее конкуренции.

Одним из примеров, где могут появиться оговорки о наиболее благоприятствуемой нации, являются договоры на консультационные услуги по институциональным инвестициям, где при соблюдении определенного количества условий один клиент может иметь право на самую низкую плату, предлагаемую другим клиентам с практически идентичной инвестиционной стратегией и такой же или меньшей уровень активов под управлением.

Оговорка о наиболее благоприятствуемой нации также может быть включена в соглашение между государством и компанией или инвестором. Это предполагает предоставление особых привилегий и преимуществ, хотя государство не может использовать договорные механизмы для уклонения от своих обязательств по режиму наибольшего благоприятствования в отношении других стран. В отличие от отношений между государствами, в которых к одной стране, получившей статус НБН, нельзя относиться менее выгодно, чем к другой, принимающая страна не нарушает режим НБН, если она предоставляет разные привилегии разным инвесторам. Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию разъяснил это , когда он заявил , что «принимающая страна не может быть возложена обязанность заключения индивидуального инвестиционного договора» , и что «свобода договора превалирует над стандартом НБН.» Однако этот общий принцип не абсолютен.

Евросоюз

Текущая позиция закона ЕС о конкуренции заключается в том, что положения о НБН будут нарушать Статью 101 (i), если в отдельных обстоятельствах дела приведут к заметным отрицательным последствиям для конкуренции в Европейском Союзе. Это может произойти, когда стороны соглашения обладают значительной рыночной властью.

Суды и регулирующие органы ЕС признают, что такие положения широко используются в ряде отраслей, в том числе наиболее актуально для онлайн-турагентов. Однако регулятивная волна в ЕС, похоже, оборачивается против использования этих положений. В ряде недавних дел ЕС в Великобритании и Германии MFN были осуждены, когда они использовались компаниями со значительной рыночной властью.

Смотрите также

  • Коммерческий договор
  • Экстерриториальность
  • Прерогатива
  • Национальный режим
  • Неравный договор

дальнейшее чтение

  • Дэйви, WJ; Павелин, Дж. (2000). «НБН-Безусловность». In Cottier, T .; Mavroidis, PC (ред.). Нормативные барьеры и принцип недискриминации в праве мировой торговли: прошлое, настоящее и будущее . Анн-Арбор: Мичиганский университет Press. ISBN   0472111000 .

внешняя ссылка

  • Оговорка о наиболее благоприятствуемой нации – библиографии по темам Комиссии международного права (№ 10 в списке) (Библиотека ЮНОГ)
  • Мировой уровень средневзвешенных тарифов Всемирного банка по режиму наибольшего благоприятствования для различных продуктов с 2008 по 2012 гг.
  • Карта доступа к рынку ИТЦ , онлайновая база данных таможенных тарифов и требований рынка.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...