3.Политика “дорогих”и “дешевых” денег.

Денежно-кредитная политика государства влияет на состояние его макроэкономики. Ведь от нее зависят такие показатели, как валовой внутренний продукт,

Политика дешевых денег

Такой набор политических решений называют политикой дешевых денег. В ее задачи входит удешевление кредита и облегчение доступа к нему, с тем чтобы увеличить совокупный спрос и занятость. [c.322]

Политика дешевых денег снижает процентную ставку, увеличивает инвестиционный компонент совокупного спроса и повышает равновесный уровень ВВП. Политика дорогих денег, наоборот, поднимает процентную ставку, сокращает инвестиционный компонент совокупного спроса и сдерживает инфляцию спроса. [c.324]

Эффект политики дешевых денег [c.325]

Политика дешевых денег 12] Политика дорогих денег [c.326]

В столбце (1) табл. 15-3 в обобщенном виде представлена вся цепочка событий, связанных с политикой дешевых денег. [c.326]

Как эта обратная связь между графиками 15-2в и 15-2а влияет на кредитно-денежную политику Наличие такой связи означает, что рост ВВП, вызванный политикой дешевых денег, увеличивает спрос на деньги, отчасти ослабляя эффект политики дешевых денег по понижению процента. Политика дорогих денег ведет к сокращению номинального ВВП. Но это уменьшает спрос на деньги и ослабляет первоначальный эффект политики дорогих денег, состоящий в повышении процентной ставки. Эта обратная связь, как мы увидим позже, составляет ядро реальной политической дилеммы. (Ключевой вопрос 4.) [c.327]

Циклическая асимметрия. Политика дорогих денег, если проводить ее достаточно энергично, действительно способна сократить резервы коммерческих банков настолько, чтобы вынудить их ограничить объем кредитов. Это означает и ограничение предложения денег. Но политика дешевых денег сталкивается с проблемой, которую выражает пословица Можно подвести коня к воде, но нельзя заставить его пить . Политика дешевых денег в состоянии обеспечить коммерческим банкам избыточные резервы, необходимые для выдачи ссуд. Однако она не способна гарантировать, что банки действительно будут предоставлять ссуды и предложение денег увеличится. Если ком- [c.328]

Подобное поведение скорости обращения денег объясняется спросом на деньги как на активы. Политика дешевых денег, например, ведет к увеличению денежного предложения по сравнению со спросом на них и тем самым — к падению процентной ставки (рис. 15-2а). Но теперь, когда процентная ставка — альтернативные издержки владения деньгами в качестве актива — понизилась, население захочет держать большее количество денежных средств. Это значит, что доллары будут переходить из рук в руки – от домохозяйств к фирмам и обратно — медленнее. Таким образом, скорость обращения денег снижается. При обратном ходе событий политика дорогих денег вызовет, вероятно, увеличение скорости обращения денег. [c.329]

Более того, осуществление кредитно-денежной политики может оказаться затруднено или даже временно приостановлено неблагоприятными изменениями в расположении кривой спроса на инвестиции. Например, политика дорогих денег, направленная на повышение процентных ставок, может оказать очень слабое воздействие на инвестиционные расходы, если одновременно кривая спроса на инвестиции (см. рис. 15-26) смещается вправо вследствие делового оптимизма, технологического прогресса или ожидания в будущем повышения цен на капитал. В таких обстоятельствах для эффективного сокращения совокупного спроса кредитно-денежная политика должна поднять процентную ставку чрезвычайно высоко. И наоборот, глубокий спад может подорвать доверие к предпринимательству, резко сместить кривую спроса на инвестиции влево и тем самым существенно ослабить эффект политики дешевых денег. [c.329]

Первоначально экономика выходила из спада 1990-1991 гг. довольно медленно, но в 1993 г. реальный ВВП стал резко увеличиваться. Опасаясь, что политика дешевых денег и низкая процентная ставка в конце концов подтолкнут экономику к новому витку инфляции, ФРС в 1994 г. обратилась к политике дорогих денег. Она прибегла к операциям на открытом рынке для повышения процентной ставки по федеральным фондам и, таким образом, базовой процентной ставки. Кроме того, ФРС подняла учетную ставку. [c.331]

Политика дешевых денег (снижение процентной ставки) [c.331]

ФРС проводит политику дешевых денег, когда увеличивает предложение денег для снижения процентной ставки, расширения инвестиционных расходов и повышения реального ВВП ФРС проводит политику дорогих денег, когда уменьшает денежное предложение для повышения процентной ставки, сокращения инвестиционных расходов и снижения инфляции. [c.331]

Имеет ли политика дешевых денег подобные последствия Как показано в столбце (1) табл. 15-4, нет. Политика дешевых денег, или стимулирующая кредитно-денежная политика, действительно порождает эффект чистого экспорта, но его направленность прямо противоположна той, какую вызывает стимулирующая фискальная политика. Политика дешевых денег снижает процентную ставку внутри страны, а не поднимает ее. Снижение процентной ставки сокращает приток финансового капитала в Соединенные Штаты. Следовательно, [c.331]

Вывод в отличие от стимулирующей фискальной политики, которая сокращает чистый экспорт, политика дешевых денег увеличивает чистый экспорт. Изменения международных валютных курсов, вызванные изменениями процентной ставки в США, усиливают кредитно-денежную политику внутри страны. Те же выводы справедливы и для политики дорогих денег, которая, как мы знаем, повышает внутреннюю [c.332]

Взглянем опять на столбец (1) табл. 15-4, но на этот раз предположим, что изначально США имеют крупный внешнеторговый дефицит, означающий существенное превышение импорта над экспортом, другими словами, отсутствие самоокупаемости американской внешней торговли. Проследив цепочку причинно-следственных связей в столбце (1) табл. 15-4, мы обнаружим, что политика дешевых денег, снижая международную стоимость доллара, увеличивает американский экспорт и сокращает [c.332]

Вывод политика дешевых денег, предназначенная для смягчения безработицы и ускорения вялого роста, совместима с задачей корректировки дефицита торгового баланса. Наоборот, если изначально экспорт значительно превышал импорт, то есть Соединенные Штаты имели крупное положительное сальдо торгового баланса, – политика дешевых денег еще увеличит этот избыток. [c.333]

Таким образом, мы видим, что политика дешевых денег облегчает торговый дефицит и усугубляет проблему положительного сальдо внешней торговли. Точно так же политика дорогих денег облегчает проблему положительного сальдо внешней торговли и усугубляет внешнеторговый дефицит. Дело в том, что при определенном стечении обстоятельств возникает конфликт, или противоречие, между использованием кредитно-денежной политики для достижения экономической стабильности внутри страны и поддержанием баланса ее международной торговли. (Ключевой вопрос 8.) [c.333]

I Спрос на деньги как актив Политика дешевых денег [c.335]

Воздействие кредитно-денежной политики образует цепочку причинно-следственных связей а) политические решения влияют на резервы коммерческих банков б) изменение резервов сказывается на денежном предложении в) изменение денежного предложения приводит к изменению процентной ставки г) изменение процентной ставки воздействует на объем инвестиций д) изменение инвестиций отражается на совокупном спросе е) изменение совокупного спроса воздействует на равновесный реальный ВВП и уровень цен. В табл. 15-3 в обобщенном виде представлены основные черты политики дешевых денег и политики дорогих денег. [c.336]

Влияние политики дешевых денег на ВВП страны усиливается сопутствующим расширением чистого экспорта, которое происходит в результате снижения внутренней процентной ставки. Точно так же политика дорогих денег усиливается сокращением чистого экспорта. В определенных условиях может возникнуть противоречие между воздействием кредитно-денежной политики на международную стоимость доллара для устранения таким образом дисбаланса внешней торговли и использованием этой политики для внутриэкономической стабилизации. [c.336]

Учитывая такую неопределенную продолжительность временного разрыва, применение дискреционной кредитно-денежной политики для подстройки экономики к циклическим подъемам и спадам может иметь обратный эффект и только усилить циклические колебания. Например, предположим, что различные экономические показатели предвещают некоторый спад и в действие вводится политика дешевых денег. Но представим теперь, что в течение последующих 6 месяцев экономическое положение изменилось по причинам, никак не связанным с государственной политикой, и начался переход к циклической фазе инфляционного подъема. В этот момент эффект политики дешевых денег начинает сказываться и усиливает инфляцию. [c.352]

Допустим, экономика преодолевает спад и движется в настоящее время к полной занятости, при этом совокупные расходы, объем производства, уровни занятости и цен растут. Расширяющийся объем экономической деятельности вызывает увеличение спроса на деньги и тем самым повышает процентную ставку. Если в этих условиях цель руководящих кредитно-денежных ведомств заключается в стабилизации процентных ставок, они прибегнут к политике дешевых денег. Но такая стимулирующая кредитно-денежная политика увеличит совокупные расходы в тот момент, когда экономика и так уже находится на грани инфляционного бума. Таким образом, попытка стабилизировать процентные ставки лишь раздувает уже занявшийся пожар инфляции и делает экономику менее устойчивой. Подобный же сценарий (но с обратным знаком) разыгрывается и в том случае, когда экономика движется к спаду. [c.353]

Но ТРО содержит еще один базовый компонент, который и придает ей неоклассический аромат . Подобно экономистам классической школы, сторонники ТРО исходят из предпосылки, согласно которой всем рынкам — как продуктов, так и ресурсов — свойственна высокая конкурентность. Поэтому ставки заработной платы и цены гибки одновременно и в сторону повышения, и в сторону понижения. ТРО идет дальше, предполагая, что информация быстро (а в некоторых случаях мгновенно) находит отражение в кривых спроса и предложения таких рынков, поэтому равновесные цены и объемы производства быстро приспосабливаются к новым условиям (изменение технологии), рыночным потрясениям (засуха или крах нефтяного картеля ОПЕК) или к изменениям в государственной политике (переход от политики дорогих к политике дешевых денег). Цены на продукты и ресурсы высокоэластичны и быстро изменяются, когда потребители, предприниматели и владельцы ресурсов изменяют свое экономическое поведение под влиянием новой информации. [c.356]

ТРО придерживается точки зрения, согласно которой общая реакция населения на собственные ожидания делает совершенно неэффективной дискреционную стабилизационную политику. Возьмем кредитно-денежную политику. Предположим, руководящие кредитно-денежные ведомства провозгласили политику дешевых денег. Цель ее — увеличить реальный объем производства и занятость. Но исходя из опыта прошлого, население ожидает, что такая стиму- [c.356]

Все эти ответные действия направлены на предотвращение ожидаемого нежелательного воздействия инфляции на реальные доходы рабочих, фирм и кредиторов. Но такое коллективное поведение ведет к повышению уровней заработной платы и цен, и таким образом увеличение совокупного спроса, вызванное политикой дешевых денег, полностью перекрывается ростом цен и заработной платы. Следовательно, реальный объем производства и уровень занятости не возрастают. [c.356]

Говоря кейнсианским языком, увеличения реальных инвестиционных расходов, которое призвана обеспечить политика дешевых денег (рис. 15-2), на практике не происходит. Ожидаемая норма чистой прибыли от инвестиций остается неизменной, так как цена капитала повышается в тесной связи с ценой дополнительной продукции, которую этот капитал позволяет произвести. Номинальная процентная ставка тоже поднимается прямо пропорционально уровню цен, в результате чего реальная процентная ставка остается неизменной. Следовательно, не происходит никакого увеличения реальных инвестиционных расходов и реального ВВП. [c.356]

Обратите особое внимание на то, что здесь произошло. Решение увеличить М было принято ради наращивания производства и занятости. Но население, действуя в соответствии с ожидаемым результатом политики дешевых денег, предприняло шаги, которые помешали этой политике достичь своей цели. Дешевые деньги обернулись инфляцией, а не желаемым увеличением реального объема производства и занятости. [c.356]

Если кривая Филлипса остается в фиксированном положении, как показано на рис. 17-2, то политики сталкиваются с дилеммой. Традиционные кредитно-денежные и фискальные меры просто меняют совокупный спрос. Они не смягчают диспропорции рынка труда и не ограничивают рыночную власть монополий, которые вызывают инфляцию прежде, чем экономика достигает полной занятости. В частности, манипулирование совокупным спросом посредством кредитно-денежных и фискальных мер всего лишь перемещает экономику вдоль кривой Филлипса. Стимулирующая фискальная политика и политика дешевых денег, способствующие увеличению совокупного спроса и снижению уровня безработицы, [c.367]

Политика дешевых денег. При определенных условиях политика дешевых денег снижает реальные процентные ставки и сокращает внешнеторговый дефицит. Это происходит следующим образом. Снижение процентных ставок ослабляет международный спрос на доллары, что приводит к обесценению доллара. Как уже отмечалось, снижение курса доллара увеличивает американский экспорт и уменьшает импорт. [c.861]

Увеличение ВВП, связанное с политикой дешевых денег, увеличит трансакционный спрос на деньги, частично уравновешивая снижение процентных ставок, связанное с начальным увеличением предложения денег. Инвестиционные расходы, совокупный спрос и ВВП поднимутся не так сильно. [c.916]

Но ситуация осложняется разницей в интересах основных групп. Экспортерам выгодно падение национальной валюты, а импортерам – ее повышение. Финансовым институтам (банки, фонды и т.п.) выгодна высокая инфляция, а потребителям заемных денег (промышленные и торговые предприятия) – выгодна политика дешевых денег. Владельцам недвижимости выгоден рост цен на землю, а не имеющим таковой – это невыгодно. Перечислять подобные группы можно до бесконечности. Во взаимном противопоставлении интересов различных групп рождается некое оптимальное равновесие, за соблюдением которого и призваны следить государственные мужи. Чем лучше эти люди будут удовлетворять интересы наиболее многочисленных и сильных групп, тем дольше они будут оставаться у власти. Но здесь проявляется и обратная связь – чем дольше остаются у власти проводники каких-то определенных интересов, тем больше выгоды получают группы, представляющие эти интересы и тем сильнее будут данные группы. Как только мы понимаем неизбежность происходящей обратной связи, мы можем достаточно уверенно сказать, что такая политика обязательно приведет к перекосам в экономической системе государства в сторону некоторых групп. А любой перекос приводит к тому, что процесс развивается циклично, переживая подъем и спад. После прихода к власти проводника определенных интересов, одна из групп начинает получать некоторые преимущества перед другими. От этого группа усиливается и начинает воздействовать на власть с еще большей силой. Государственные чиновники, видя, как одна из групп набирает силу – всячески стараются также получить из этого процесса выгоду, как материальную (деньги), так и нематериальную (остаться у власти). Ситуация доходит до определенной точки, когда интересы одной группы начинают затрагивать все больше и больше интересы других групп, причем не с лучшей стороны. Начинается противостояние. Дальше ситуация может развиваться по двум сценариям. Первый приводит к тому, что правящая группа начинает прислушиваться к интересам других групп, ассимилируясь с ними. Это мирный путь, эволюционный, он не приводит к потрясениям. Второй сценарий, революционный, – это прямая конфронтация интересов правящего меньшинства и интересов большинства Приводит к полной отставке правящей группы и надолго отбрасывает ее подальше от власти. Характерный пример второго сценария – Россия, от царя Николая П до КПСС. [c.24]

Наибольшей популярностью учетная политика пользовалась в конце XIX — начале XX в. В 30—40-х гг. центральные банки проводили рекомендованную Дж.М. Кейнсом политику дешевых денег , т.е. низких процентных ставок и обильного кредитования. В Англии с 1932 по 1951 г. учетная ставка сохранялась на уровне 2%, в США с 1937 по 1948 г. — 1%. Большую роль в поддержании низких ставок сыграло стремление обеспечить финансирование казначейства на льготных условиях в период после Второй мировой войны. С 50-х гг. во многих странах вновь активизировалось использование учетной политики. В настоящее время за рубежом. учетная ставка колеблется в достаточно широких пределах — от 2 до 15%, отражая как общие тенденции экономическою развития, так и циклические колебания конъюнктуры. Но в целом значение этого метода регулирования по сравнению с другими существенно снизилось. [c.479]

Кредитно-денежная политика в этот период преследует те же цели, что и налогово-бюджетная политика, и предполагает проведение кредитной экспансии. Ее цель — оживление экономической жизни в стране при помощи дополнительных кредитов. В это время проводится политика дешевых денег . На практике это означает, что снижаются процентные ставки за выданные ссуды, увеличиваются кредитные ресурсы банков, что ведет к увеличению капиталовложений, усилению деловой активности, снижению безработицы. Однако это может иметь и отрицательные последствия, так как в длительной перспективе ведет к усилению инфляционных тенденций. (Подробнее о кредите см. гл. 17). [c.263]

Во-первых, центральный банк начинает покупать государственные ценные бумаги на открытом рынке, способствуя росту резервов коммерческих банков. Во-вторых, центральный банк снижает учетную ставку, стимулируя коммерческие банки увеличивать свои резервы за счет займов. В-третьих, понижается норма обязательных резервов, что увеличивает размер денежного мультипликатора. Такой набор решений называется политикой дешевых денег. Кредит в этих условиях становится менее дорогостоящим и более доступным, а объем совокупных расходов и занятость растут. [c.148]

В 30—40-е годы центральные банки в соответствии с кейнсианс-кими рекомендациями проводили политику дешевых денег , низких процентных ставок. Так, переучетная ставка Банка Англии сохранялась на уровне 2% в 1932—1952 гг., Федеральной резервной системы (ФРС) США — 1% в 1937—1948 гг. С 50-х годов происходит активизация дисконтной политики под влиянием ряда факторов введения обратимости валют, либерализации международных валютно-кредитных отношений, развития рынка евровалют, ускорения перемещения капиталов, в том числе нефтедолларов, между странами. В связи с усилением глобализации хозяйственных связей центральные банки вынуждены учитывать эволюцию учетных ставок в других странах. Например, в начале 80-х годов ФРС США повысила процентную ставку с целью сдержать кредитную экспансию и инфляцию в стране, а также укрепить курс доллара. Это вызвало цепную реакцию в виде повышения процентных ставок и снижения курса валют, бегства капиталов из стран Западной Европы, которые стали жертвой протекционистской политики США. В этих странах уменьшились капиталовложения и возросла безработица. С середины 80-х и в начале 90-х годов уровень процентных ставок в США ниже, чем в Западной Европе и Японии. [c.185]

Глядя на рис. 15-2в, легко заметить, что в экономике, пребывающей на горизонтальном, или рецес-сионном, отрезке кривой совокупного предложения, политика дешевых денег смещает кривую совокупного спроса вправо от ADl к AD2 и оказывает сильное воздействие на реальный ВВП и занятость, но практически не влияет на уровень цен. [c.327]

Но если экономика уже приблизилась к уровню полной занятости или преодолела его, то увеличение совокупного спроса почти никак не скажется на реальном объеме производства и занятости. Однако оно вызовет значительный рост уровня цен. Обратите внимание, что на рис. 15-2в сдвиг кривой совокупного спроса от AD2 к AD3 происходит в основном на вертикальном отрезке кривой совокупного предложения. Излишне говорить, что в экономике, достигшей состояния полной занятости, политика дешевых денег непригодна. Рис. 15-2в с полной очевидностью указывает причину этого в подобных обстоятельствах эта политика носит остроинфляционный характер. [c.327]

А совсем недавно успехи кредитно-денежной политики помогли вывести экономику – поначалу очень медленно, а затем стремительно — из спада 1990—1991 гг. Эти успехи весьма знаменательны, поскольку из-за огромного бюджетного дефицита в 80-х и начале 90-х годов фискальная политика оказалась совершенно недейственной. Бюджетная деятельность Конгресса была направлена главным образом на сокращение этого дефицита, а совсем не на стимулирование экономики. Повышение налоговых ставок и сокращение государственных расходов в тот период по общим меркам фискальной политики носили умеренно ограничительный характер. Но проводимая ФРС политика дешевых денег привела к снижению процентной ставки по коммерческим ссудам с 10% в 1990 г. до 6% в 1993 г. Как и следовало ожидать, результат незамедлил сказаться инвестиционные и чувствительные к процентной ставке потребительские расходы быстро возросли, вызвав увеличение реального ВВП. [c.328]

Предположим, кривая спроса на инвестиции резко сместилась влево под влиянием пессимистических ожиданий предпринимателей. В таком случае увеличения совокупного спроса от AD до AD, показанного на рис. 16-6, не последует. Монетаристское правило вновь не в состоянии обеспечить ценовую стабильность уровень цен упадет от Р, до Рг. Стимулирующая фискальная политика в сочетании с политикой дешевых денег, способствуя увеличению совокупного спроса до AD, как утверждают кейнсианцы, позволяет предотвратить дефляцию. Или, если уровень цен /”, негибок в сторону понижения, стимулирующая стабилизационная политика в состоянии предотвратить сокращение потенциального объема производства (на величину QiQ2), которое произошло бы в противном случае. [c.355]

Смотреть страницы где упоминается термин Политика дешевых денег

: [c.326]    [c.329]    [c.346]    [c.399]    [c.428]    [c.953]    [c.100]    [c.486]    [c.486]    [c.355]    Финансово кредитный словарь Том 2 (1964) — [ c.219 ]

Copyright © 2021 – economy-ru.info

Политика дешевых денег.

Применяется в период спада в экономике и безработицы. ПДД – увеличивает избыточные резервы коммерческих банков и тем самым увеличивает предложение денег в экономике. В ее задачи входит удешевление кредита и облегчение доступа к нему с тем, чтобы увеличит совокупный спрос и занятость.

ПДД предполагает следующие мероприятия:

1. Покупка ценных бумаг. ЦБ покупая ценные бумаги, увеличивает резервы коммерческих банков.

2. Снижение резервной нормы. ЦБ снижая РН автоматически переводит обязательные резервы в избыточные и возрастает величина денежного мультипликатора.

3. Снижение учетной ставки. ЦБ снижая учетную ставку, побуждает коммерческие банки к расширению своих резервов посредством заимствования у ЦБ.

Что это такое?

Политика «дорогих» денег уместна, когда в стране наблюдается высокий уровень инфляции, а население несет излишные расходы. Чтобы стабилизировать экономику, ЦБ РФ снижает общие затраты и ограничивает предложение денег. Для этого он принимает соответствующие меры, связанные со снижением резервов банков.

Хотите зарабатывать на акциях? Подпишитесь на Телеграм-бот @birzevikbot — он рассылает биржевые новости, тренды, лекции — рекомендую и новичкам и профи.

Политика «дешевых» денег позволяет стимулировать повышение объемов производства и занятости населения за счет расширения денежного предложения и снижения стоимости кредита. Это не только повышает уровень благосостояния граждан, но и повышает инвестиционную привлекательность страны для зарубежных инвесторов.

Фискальная политика[править | править код]

Один из возможных ожидаемых результатов фискальной политики: совокупный спрос увеличивается, что ведет к подъему экономики

Фискальная политика — стабилизационная политика государства с целью смягчить экономические циклы с помощью изменений параметров совокупных издержек. Основными инструментами данной политики являются чистые налоги и государственные закупки товаров и услуг. Если в стране рецессия, то правительство может либо увеличить закупки, либо уменьшить налоги, с целью увеличить совокупный выпуск. Если же подъем или перегрев экономики, то, наоборот, снизить закупки или увеличить налоги[1].

Одна из многих положительных черт фискальной политики заключается в том, что данную политику относительно проще проводить государством, чем монетарную, поскольку правительство не принимает специальных, отдельных решений для исполнения фискальной политики[2]. К тому же, представители кейнсианской школы предположили, что при проведении монетарной политики легче управлять процентной ставкой, но инвестиции от этого особо не изменяются[3].

Фискальная политика имеет и свои недостатки. Государство, как и любой другой макроэкономический агент может нести убытки, то есть иметь дефицит государственного бюджета. Большой запас избыточных средств также вреден для государства. Неграмотное проведение фискальной политики может обернуться серьёзным дисбалансом в государственном бюджете[3]. Основной проблемой фискальной политики экономисты называют эффект Crowding-out (эффект вытеснения), когда при росте государственных расходов, из-за определенной реакции на рынке заемных средств, снижается объем инвестиций в страну, что замедляет темпы развития страны[2].

Стимулирующая политика[править | править код]

Если страна переживает депрессию или находится в стадии экономического кризиса, то государство может принять решение о проведении стимулирующей фискальной политики. В данном случае правительству необходимо стимулировать или совокупный спрос, или предложение или оба параметра сразу. Для этого, при прочих равных условиях, государство повышает размер своих закупок товаров и услуг, снижает налоги и повышает трансферты, если это возможно. Любое из данных изменений приведет к увеличению совокупного выпуска, что автоматически увеличивает совокупный спрос и параметры системы национальных счетов. Стимулирующая фискальная политика приводит к увеличению объемов выпуска в большинстве случаях.

Сдерживающая политика[править | править код]

Власти проводят сдерживающую фискальную политику в случае краткосрочного «перегрева» экономики. В этом случае правительство проводит меры, прямо противоположные тем, что осуществляются при стимулирующей экономической политике. Государство сокращает свои расходы и трансферты и увеличивает налоги, что приводит к сокращению как совокупного спроса, так и, возможно, совокупного предложения. Подобная политика регулярно проводится правительствами ряда стран с целью замедлить темпы инфляции или избежать её высоких темпов в случае экономического бума.

Автоматическая или дискреционная[править | править код]

Фискальную политику экономисты также подразделяют на очередные два типа: дискреционную и автоматическую. Дискреционная политика официально объявляется государством. При этом государство изменяет значения параметров фискальной политики: увеличиваются или уменьшаются государственные закупки, изменяются налоговая ставка, размеры трансфертных выплат и тому подобные переменные. Под автоматической политикой понимают работу «встроенных стабилизаторов». Данными стабилизаторами являются такие как процент подоходного налога, косвенные налоги, различные трансфертные пособия. Размеры выплат автоматически изменяются в случае любой ситуации в экономике. Например, потерявшая своё состояние во времена войны домохозяйка будет платить тот же самый процент, но уже от меньшего дохода, следовательно, размеры налогов для неё автоматически снизились.

4. Определение объема денежной массы в обращении.

Денежнаямасса совокупность

всехденежных средств, находящихся в хозяйствев

наличнойи безналичной формах, обеспечивающаяобращение товаров и услуг в

народномхозяйстве.

Вструктуре денежной массы выделяетсяактивнаячасть ,к которой относятся

денежныесредства, реально обслуживающиехозяйственный оборот, и пассивная

часть,включающая денежные накопления, остаткина счетах, которые потенциально

могутслужить расчетными средствами. Особоеместо в структуре денежной массы

занимаюттак называемые “квазиденьги”,т. е.денежные средства на срочных счетах,

сберегательныхвкладах, депозитных сертификатах, акцияхинвестиционных фондов,

которыевкладывают средства только в краткосрочныеденежные обязательства.

Совокупностьналичных денег (металлические деньгии банкноты) и денег

безналичныхрасчетов в Центральном банке (бессрочныевклады) составляют деньги

Центральногобанка. Их называют также монетарной,или денежной базой ,так как

ониопределяют суммарную денежную массу внародном хозяйстве.

Денежнаямасса, которой располагает народноехозяйство для осуществления

операцийобмена и платежа, зависит от предложенияденег банковского сектора и от

спросана деньги, т.е. стремления учрежденийнебанковскоrо сектора иметь у себя

определеннуюденежную сумму в виде наличных денегиливкладов до востребования.

Предложениеи спрос на деньги определяют в основномобъем и конъюнктуру

денежногорынка.

Подпредложением денегобычно понимают денежную массу в обращении ,т. е.

совокупностьплатежных средств, обращающихся в стране∙в данный .момент.

Дляхарактеристики денежного предложенияприменяются различные денежные

агрегаты,обобщающие показатели денежной массы.Они представляют собой

иерархическуюсистему: каждый последующий агрегатвключает в свой состав

предыдущий,причем каждый из них особым образомхарактеризует состояние

денежнойсферы. Друг от друга денежные агрегатыотличаются степенью

ликвидности,т. е. возможностью быстро превратитьсяв наличные деньги:

М0= монеты и банкноты в обращении, а такжеостатки наличных денег в кассах

предприятийи организаций. Финансовые активы могутбыть незамедлительно

задействованыдля осуществления расчетов. Данныйденежный агрегат иногда

называютденьгами в узком смысле слова;

M1(деньги для сделок) = М0 + банковскиедепозиты до востребования и чековые

депозиты.Это текущие средства населения, расчетныйсчет предприятий, счет до

востребованияв банках, дорожные чеки. В настоящеевремя именно этот агрегат

отождествляютс деньгами;

М2(денежная масса в обращении или, как еееще называют,

“широкиеденьги”) = M1 + срочные и сберегательныедепозиты коммерческих банков,

однодневныесоглашения об обратном выкупе и т. д.

Разницумежду агрегатами Ml и М2 иногда называют”квазиденьгами”,

представляющуюсобой главным образом сберегательныеи срочные депозиты.

МЗ= М2 +срочные депозиты и сертификатыкрупного достоинства, срочные операции

репов коммерческих банках, срочные займы вевродолларах и государственные

ценныебумаги

М4= МЗ +краткосрочные ГКО, денежныесуррогаты, обладающие низкой

ликвидностью

D= М4 + закладные облигации.

Особымрасчетным показателем денежной массыявляется денежнаябаза .Денежная

базаэто

совокупныйобъем наличных денег и денежных резервовкоммерческих

банков.Это наиболее стабильный компонентденежной массы, ибо он полностью

контролируетсядействиями властей.

Приисчислении денежной базы в России в неевключаются:

●наличные деньги вобращении, занимающие наибольшийудельный вес в

структуреденежной базы;

●денежные средства вкассах банков;

●средства кредитныхорганизаций на корреспондентских идепозитных счетах в

Центральномбанке РФ

Посути, денежная базаэто

чистыеденежные обязательства государстваперед

экономическимиагентами.

Однимиз важнейших количественных показателейденежной массы является

скоростьобращения денег это

количествосделок, которое обслуживают деньги за

определенныйпериод времени.

Показательскорости обращения денег трудно поддаетсяколичественной оценке.

Обычноразличают скорость обращения денег по сделкам искорость обращения

денежногодохода.

Скоростьпо сделкам связанасо всеми денежными переводами и расчетами,

производимымиза данный период времени: по закупкампотребительских товаров и

оборудованиялибо по финансовым сделкам.

Скоростьпо доходам показывает, сколько раз былаизрасходована каждая денежная

единицав операциях с участием различныхкомпонентов национального дохода. Она

такжепоказывает время, необходимое для того,чтобы расход, производимый одним

хозяйственнымсубъектом, превратился в доход другого.Скорость по доходам

выражаетсяв формуле:

V= Национальный доход (или ВВП)/средняявеличина денежной массы за

определенныйпериод.

Такжео скорости обращения денег судят пооборачиваемости денег в платежном

обороте,т. е. сумма переведенных средств побанковским текущим счетам, деленная

насреднюю величину денежной массы. Наскорость обращения денег могут оказывать

влияниеразличные факторы, как экономические,так и неэкономические.

Кэкономическим относятся:темпы роста национальной экономики,фаза

переживаемогоцикла, состояние платежного баланса,уровень инфляции в стране.

Неэкономические:инфляционные ожидания, состояние паникии т. д.

Длярегулирования товарного обращениявычисляют необходимое количество денег.

Факторами,определяющими количество денег, являются:

1.Количество проданных на рынке товаров.

2.Уровень товарных цен.

3.Наличие кредита, взаимопогашающихся ибезналичных платежей.

4.Скорость обращения денег.

Сучетом всех .необходимых факторовамериканский экономист И. Фишер попытался

математическирассчитать требуемое количество денегс помощью так называемого

уравненияобмена: МV = PQ или М= PQ/V,где Ммасса

денег;Vскорость

обращения

денег.Тем не менее это уравнение было известногораздо раньше.

Впервом томе “Капитала” К Маркспредставлял это уравнение

так:масса денег равна отношению суммы центоваров к числу оборотов денежных

единиц.

Такимобразом, Марксом был сформулированзакон денежного обращения:

количестводенег, необходимых для обращения,изменяется прямо пропорционально

суммецен реализуемых товаров за вычетомсуммы цен товаров, проданных в кредит,

атакже размеру наступивших платежей, невключая взаимопогашающиеся

обязательства,и обратно пропорционально скоростиобращения денег.

Чембольше созданный в стране национальныйпродукт, тем больше денег должно

находитьсяв обращении, так как деньги по своейсути должны быть отражением

товара.С увеличением количества товаров,предметов куплипродажи

ицен этих

товаровпоневоле приходится наращивать денежнуюмассу. И, наоборот, по мере

уменьшенияколичества товаров и цен на них надосужать денежную массу. Увеличить

илиуменьшить массу денег в обращении можнокак с помощью эмиссии, так и

посредствомувеличения или уменьшения денег насчетах в банках. Увеличение денег

насчетах предприятий путем предоставлениякредитов, субсидий, дотаций в

безналичнойформе адекватно увеличению денежноймассы в обращении.

Источник:Экономическая теория под ред.ЖуравлевойГ.П.

В чем различия?

Основные различия заключаются в комплексе принимаемых Центробанком мер. В ходе реализации политики «дешевых» денег он:

  • приобретает ценные бумаги в целях увеличения резервов в банковской системе;
  • снижает учетную ставку, что способствует расширению резервов финансовых учреждений;
  • сокращает резервную норму.

Что касается политики «дешевых» денег, в процессе ее реализации Центральный банк Российской Федерации обычно принимает следующие меры:

  • реализует ценные бумаги, принадлежащие государству, на оптовом рынке;
  • повышает норму обязательных резервов, снижая размер денежного мультипликатора;
  • увеличивает учетную ставку, что приводит к снижению заинтересованности коммерческих структур в увеличении их резервов.

Внешнеэкономическая политика[править | править код]

Внешнеэкономическая политика является одним из основных макроэкономических инструментов, применяемых для ускорения либо замедления экономического роста внутри страны.

Во внешнеэкономической политике выделяют политики в области:

  • экспорта;
  • импорта;
  • таможенных пошлин;
  • тарифов;
  • ограничений;
  • привлечения иностранного капитала;
  • вывоза капитала за рубеж;
  • внешних займов;
  • предоставления экономической помощи другим странам;
  • осуществления совместных экономических проектов.

Плюсы и минусы

Политика «дорогих» и «дешевых» денег имеет положительные и отрицательные последствия. Плюсы политики «дорогих» денег заключаются в следующих аспектах:

  • возможность стимулирования сбережений в нефинансовом секторе из-за увеличения процентных ставок;
  • тщательный отбор предприятий, которые могут взять кредит, по причине жестких условий.

Негативные моменты представлены в следующем списке:

  • снижение объемов кредитования;
  • высокая вероятность возникновения экономического спада;
  • возрастание расходов на обслуживание кредитов;
  • низкая устойчивость всей банковской системы;
  • усугубление ситуации с так называемыми «плохими» долгами.

При реализации политики «дешевых» денег наблюдается обратная ситуация – объемы кредитования увеличиваются, банковская система становится более устойчивой, но тщательный отбор заемщиков не производится.

Автор поста:

Alex Hodinar

Частный инвестор с 2006 года (акции, недвижимость). Владелец бизнеса, специалист по интернет маркетингу.

См. также[править | править код]

  • Макроэкономика
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...