85. Доминирующее положение на рынке. Коммерческое право

Доминирующее положение на рынке – это один из инструментов, позволяющих хозсубъекту в значительной мере влиять на функционирование определенного товарного рынка

Содержание

Доминирующее положение на товарном рынке: основные сведения

Доминирующее положение на рынке – это позиция хозяйствующего субъекта на определенном рынке товаров, которая позволяет ему оказывать решающее воздействие на данный рынок в части:

  • порядка обращения на нем конкретного вида товаров;
  • вытеснения с него иных хозсубъектов;
  • лимитирования доступа к нему новых хозсубъектов (п. 1 ст. 5 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ).

Признание Федеральной антимонопольной службой РФ некоего хозсубъекта как имеющего доминирующее положение на рынке – это один из инструментов государства, направленный на поддержание прочих участников товарного рынка, обладающих иным правовым статусом и, как следствие, являющихся более слабыми игроками такого рынка (более подробно с основными векторами антимонопольной политики в РФ можно ознакомиться в нашей статье «Государственная антимонопольная политика — цели и задачи»).

Объяснить это можно следующим: ст. 19 Конституции РФ регламентирует, что при аналогичных условиях субъекты права должны находиться в одинаковом положении. Если же условия неравны, законодательством для них должен быть установлен и различный юридический статус (определение Конституционного суда РФ от 02.02.2006 № 17-О).

Важно! Хозсубъект правомочен представлять доказательства того, что он не является доминирующим на рынке (п. 4 ст. 5 закона № 135-ФЗ).

Расчет долей хозсубъектов на рынке и выявление среди них доминирующего производится на основании специальных регламентов, например, Порядка проведения анализа…, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (гл. VI и XII). 

Читайте также

10. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО НА РЫНКЕ ТРУДА

10. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО НА РЫНКЕ ТРУДАВ системе социально-трудовых отношений особое место занимает рынок труда, где сталкиваются интересы трудоспособного населения и работодателей по широкому спектру социально-трудовых отношений.Положение каждого человека на

Статья 302. Злоупотребления на небанковском финансовом рынке

Статья 302. Злоупотребления на небанковском финансовом рынке (1) Осуществление обязательного публичного предложения ценных бумаг на первичном или вторичном рынках без регистрации в Национальной комиссии по финансовому рынку влечет наложение штрафа в размере от 100 до

Статья 304. Нарушение запретов о рынке ценных бумаг, положений о сделках, в которых имеется конфликт интересов, других положений о рынке ценных бумаг

Статья 304. Нарушение запретов о рынке ценных бумаг, положений о сделках, в которых имеется конфликт интересов, других положений о рынке ценных бумаг (1) Нарушение ограничений о продаже или купле ценных бумаг, установленных для участников рынка ценных бумаг, влечет

113. Каким ограничениям подвергаются монополисты на рынке ЕС?

113. Каким ограничениям подвергаются монополисты на рынке ЕС?Запрету нарушений правил конкуренции со стороны не группы лиц, а одного предприятия посвящена ст. 82 Договора о ЕС. Обязательной предпосылкой для такого нарушения является объективная способнооть предприятия

Федеральный закон о рынке ценных бумаг

Федеральный закон о рынке ценных бумагФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГот 22 апреля 1996 года № 39-Ф3Принят Государственной Думой 20 марта 1996 года Одобрен Советом Федерации 11 апреля 1996 года (в ред. Федеральных законов от 26.11.1998 № 182-ФЗ, от 08.07.1999 № 1Э9-ФЗ, от 07.08.2001 № 121-ФЗ,

Риски на рынке найма жилых помещений

Риски на рынке найма жилых помещенийЛюбая сделка с недвижимостью несет в себе долю определенного риска. В этом отношении рынок жилья давно вышел в криминальные лидеры, а аренда жилья по числу афер и мошенничества держит пальму первенства среди операций на рынке

Операции на рынке жилья

Операции на рынке жильяОсновными операциями являются покупка, продажа жилья на первичном или вторичном рынках жилья; постройка и регистрация дома, квартиры; покупка жилья у города или муниципальной власти; наем (поднаем) или аренда жилья; обмен жилья; дарение; получение

Риелторские агентства на рынке недвижимости

Риелторские агентства на рынке недвижимостиВо всем цивилизованном мире сделками с недвижимостью занимаются специалисты – риелторы, поскольку для грамотного совершения сделок на таком сложном и дорогостоящем рынке требуются специальные знания и определенный опыт. В

Покупка жилья на первичном рынке

Покупка жилья на первичном рынкеНесмотря на серию крупных скандалов с обманутыми дольщиками, спрос на новое жилье не ослабевает – в 2010 г. в столице спрос на новостройки за лето вырос на 20 %.Основные привлекательные моменты покупки жилья на первичном рынке – это

Риски покупки жилья на первичном рынке

Риски покупки жилья на первичном рынкеПервичный рынок, как показывает практика, очень рискованный: до сих пор более 100 тыс. обманутых дольщиков по всей стране продолжают бороться за свое жилье.Какие мытарства могут ожидать соинвесторов, решившихся вложиться в

Покупка жилья на вторичном рынке

Покупка жилья на вторичном рынкеПокупка обжитой квартиры в обжитом районе привлекательна, во-первых, во времени: покупатель может в течение небольшого времени оформить право собственности и переехать в свою квартиру, а не ждать несколько лет, пока закончат

Мошенничество на вторичном рынке

Мошенничество на вторичном рынкеВыше говорилось о возможности ущерба для покупателя в связи с признанием сделки недействительной из-за несоблюдения юридической чистоты сделки. Однако, кроме этого, на вторичном рынке жилья процветают откровенный обман и

Федеральный закон «О рынке ценных бумаг»

Федеральный закон «О рынке ценных бумаг»Федеральный закон «О рынке ценных бумаг»от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗПринят Государственной Думой 20 марта 1996 годаОдобрен Советом Федерации 11 апреля 1996 года(в ред. Федеральных законов от 26.11.1998 N 182-ФЗ,от 08.07.1999 N 139-ФЗ, от 07.08.2001 N 121-ФЗ,от

Глава 9. О РЕКЛАМЕ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ

Глава 9. О РЕКЛАМЕ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГУтратила силу с 1 февраля 2007

” “

. 1 . 5 26.07.2006 N 135- ” ” ( – ) ( ) ( ) , ( ) ( ) () () .

” ” position dominante. ” ” , .

” ” ” , – , , “.

” – , , , , . – , , , , “.

, , . . , . .

. , ” “, (, , ..), , <1>.

<1> .. : : . . , 2004.

, , , . .

. , (market power), ( , ), , <2>.

<2> . : / . . .. . .: , 2008.

. .

, . . , , . .

Continental Can (1972) ” “: ” , , , , . , , “.

” – , . , … , ” <3>.

<3> // TACIS. ., 1998.

, ” “. , . : , .

, . , ” ” (. 9 ). ” () ” ” “. , , , . , , () .

, . () .

, , , , . , .

, ” ” ” ” . . , <4>.

<4> .. : . . .: -, 2006.

, , , . , ” ” , , , , .

, , , . .

, .

. . , – , , <5>.

<5> ., . . 2008 – 2009 // . 2008. N 5.

. , () . : , , (coordinated effects), .

, , (, , ), <6>.

<6> .. // . 2011. N 12.

, , , , () , , , – () .

Понятие и признаки

Статьей 34 Конституции России закреплено право на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность. Вместе с тем, запрещается монополизация и недобросовестная конкуренция. Таким образом поддерживается баланс между свободой экономической деятельности и предотвращением посягательства на эту же свободу других участников гражданского оборота.

Итак, согласно ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта (организации, физического лица), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Закон не содержит легального определения злоупотребления доминирующим положением. Однако, анализируя законодательные положения, можно выделить следующие признаки, позволяющие раскрыть данное понятие.

Во-первых, хозяйствующий субъект должен занимать доминирующее положение на рынке. По общему правилу доминирующим признается положение хозяйствующего или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее возможность оказывать решающее влияние на условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, затруднять доступ другим хозяйствующим субъектам на него, либо устранять их с данного рынка.

Также важно, что для признания субъекта доминирующим его доля на рынке должна превышать 50%, если только не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 35%, но менее чем 50%, должно быть установлено антимонопольным органом исходя из определенных критериев. Примером может служить ограничение возможности доступа на товарный рынок новых конкурентов хозяйствующим субъектом с долей 40% рынка компьютерных 3D игр.

Доминирующим признается положение хозяйствующего или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее возможность оказывать решающее влияние на условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, затруднять доступ другим хозяйствующим субъектам на него, либо устранять их с данного рынка. 

Во-вторых, хозяйствующим субъектом должно быть совершено деяние, которое предполагает как активное, так и пассивное поведение субъекта, выраженное в форме бездействия. 

В-третьих, результатом деяния хозяйствующего субъекта является наступление или возможность наступления негативных последствий для иных субъектов на рынке, права которых охраняются антимонопольным законодательством, а также необходимо наличие объективной взаимосвязи между деянием и последствием.

Такое широкое понимание злоупотребления доминирующим положением вызывает закономерный вопрос: какие конкретно акты злоупотребления необходимо относить к сфере информационных технологий?

Отграничивая данную сферу от иных сфер деятельности на различных рынках, можно выделить отношения, в рамках которых наиболее часто наблюдается злоупотребление доминирующим положением, а именно отношения между организацией и потребителями, связанные с обеспечением функционирования информационно-телекоммуникационных сетей и предоставление к ним доступа, а также приобретение цифрового контента и технологий.

При этом формами злоупотребления доминирующим положением могут служить, к примеру, установление монопольно высоких или низких цен, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, создание дискриминационных условий и иные формы.

Самое обсуждаемое дело

В 2015 году по заявлению компании «Яндекс» Федеральная антимонопольная служба (ФАС) начала антимонопольное разбирательство в отношении Google Inc., Google Ireland Ltd. ФАС квалифицировала действия компании как злоупотребление доминирующим положением на рынке мобильных приложений, в результате которых создавались определённые препятствия для входа иных субъектов на данный рынок.

Компания Google Inc. является разработчиком операционной системы Android, магазина приложений Google Play, предназначенного для установки и обновления мобильных приложений под управлением ОС Android. В ходе рассмотрения дела Комиссия ФАС России установила, что нарушения Google выразились в предоставлении производителям мобильных устройств магазина приложений Google Play на условиях, включающих в себя обязательную предустановку приложений Google, входящих в состав пакета приложений GoogleMobileService, а также его поисковой системы в качестве поисковой системы по умолчанию. Кроме того, в соответствии с требованиями компании, контрагентам необходимо было размещать предустановленные приложения Google в строго определенных местах главного экрана мобильного устройства, и воздержаться от предустановки приложений других разработчиков.

Компания «Яндекс» заявила, что навязывание Google использования ОС Android со своими сторонними сервисами снижало мотивацию пользователей скачивать альтернативные приложения, что ограничивало конкуренцию иных разработчиков на данном рынке.

Несмотря на возражения Google Inc. о неразумности выделения отдельных приложений из пакета базовых приложений и об отсутствии направленности на ограничение конкуренции на рынке, действия компании были признаны злоупотреблением доминирующим положением. ФАС выдала компании-нарушителю предписание скорректировать соглашения с производителями мобильных устройств, уведомить всех пользователей мобильных устройств на Android о возможности деактивации предустановленных сервисов и установки альтернативных приложений, о возможности смены поиска в браузере Google Chrome, а также наложила штраф в размере 438 млн рублей. Впоследствии Google пыталась в судебном порядке оспорить решение ФАС, однако требования компании остались без удовлетворения.

Результатом рассмотрения дела стало заключение мирового соглашения между компанией и ФАС в апреле 2017 года, в силу которого Google обязалась выполнить предписание ФАС, устранить возникшие нарушения, а также оплатить назначенный штраф.

Злоупотребление доминирующим положением на рынке

В силу статьи 5 ФЗ № 135 факт доминирующего положения хозяйствующих субъектов на рынке сам по себе еще не означает нарушения норм антимонопольного законодательства. Нарушением, в силу статьи 14.31 КоАП РФ, признается злоупотребление таким положением.

Часть 1 статьи 14.31 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за действия либо бездействие доминирующего субъекта, которые могут повлечь ущемление интересов других участников рынка, но при этом не препятствуют конкуренции. Размер санкции за данные нарушения колеблется в пределах от 300 тыс. до 1 млн руб.

Часть 2 статьи 14.31 КоАП предполагает более серьезные санкции за действия, которые ориентированы именно на воспрепятствование конкуренции и, соответственно, направлены не против неопределенного круга участников рынка (покупателей, продавцов и т. д.), а непосредственно против конкурентов (как уже имеющихся, так и потенциальных). Размер санкции по данной части статьи определяется исходя из размера выручки компании, полученной с нарушением правил о добросовестной конкуренции.

Важно помнить, что нормы статьи 14.31 КоАП РФ устанавливают лишь ответственность за злоупотребления на рынке, допущенные доминирующим субъектом. Конкретные формы и способы злоупотребления особым положением предусмотрены статьей 10 ФЗ № 135.

Как привлечь к ответственности?

Как видно из представленного примера, основными инструментами, применяемыми антимонопольной службой для развития конкуренции и пресечения нарушений, являются вынесение предписаний, содержащих определенные обязательные для исполнения поведенческие условия, и решений о привлечении к ответственности, которые могут быть в дальнейшем оспорены в суде. При этом стоит отметить, что в силу Разъяснений Президиума ФАС России №8 «О применении положений статьи 10 Закона о защите конкуренции», вступивших в силу в июне 2017 года, принятие ФАС решения о возбуждении дела без вынесения предупреждения не допускается в отношении запретов, связанных с навязыванием контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, с необоснованным отказом либо уклонением от заключения договора с отдельными покупателями, необоснованным установлением различных цен (тарифов) на один и тот же товар, с созданием дискриминационных условий.

Ответственность за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке установлена в статье 14.31 КоАП. Если действия хозяйствующего субъекта приводят или могут привести к ущемлению других лиц, злоупотребление доминирующим положением влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15 тыс. рублей до 20 тыс. рублей, на юридических лиц – от 300 тыс. до 1 млн. рублей.

В случае же, когда результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, субъекты привлекаются к более серьезной ответственности. Например, на юридическое лицо может быть наложен штраф от 0,01 до 0,15 от суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо от суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), но не более 0,02 совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей. При этом размер штрафа зависит от обстоятельств конкретного дела, действий хозяйствующего субъекта.

Субъекты конкуренции: финансовые организации

Согласно п. 7 ст. 5 закона № 135-ФЗ регламент признания финорганизаций доминирующими (за исключением кредитных) определяется Правительством РФ (см. Условия признания…, Правила установления…, утвержденные постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 № 359).

Регламент же признания кредитных организаций как доминирующих на соответствующем рынке вводится Правительством РФ по согласованию с Центробанком РФ (см. постановление Правительства РФ от 26.06.2007 № 409). Алгоритм проведения анализа состояния конкуренции на предмет установления доминирующего положения кредитных организаций регламентирован Порядком проведения анализа…, утвержденным приказом ФАС России от 28.06.2012 № 433.

При этом законодатель устанавливает отдельный минимальный порог размера доли на рынке, после превышения которого финорганизация будет признаваться доминирующей на рынке. Он равен (п. 7 ст. 5 закона № 135-ФЗ):

  • 10% объема рынка — на единственном в РФ товарном рынке;
  • 20% объема рынка — на товарном рынке, обращающийся на котором товар включен в оборот и другими товарными рынками на территории России.

Постановлениями № 359 и 409 это правило дополняется: финорганизация (в т. ч. кредитная) будет признана доминирующей в т. ч. при условии, что в течение длительного временного промежутка (от 1 года или менее, но в течение всего времени существования данного товарного рынка) доля такой финорганизации стабильно увеличивается и/или превышает 10% объема рынка на единственном в РФ товарном рынке либо 20%, если обращающийся на таком рынке товар включен в оборот и другими товарными рынками на территории России. 

Формы злоупотребления доминирующим положением на рынке

Часть 1 статьи 10 ФЗ № 135 указывает на следующие формы злоупотребления своим особым положением на рынке:

  1. Установление чрезмерно завышенных либо излишне заниженных монопольных цен на конкретный товар. Определение таких цен содержится в статьях 6 и 7 ФЗ № 135, согласно которым завышенной считается цена, превышающая сумму затрат производителя (продавца), величину прибыли и аналогичную цену, которая сформировалось на другом сопоставимом рынке для данного товара. Соответственно, монопольно низкой ценой является величина, которая не покрывает необходимых расходов (т. е. не обеспечивает достаточную прибыль) и оказывается ниже аналогичных цен на сопоставимых рынках.
  2. Умышленное уменьшение количества товара (изъятие из оборота) в целях повышения на него отпускной цены.
  3. Навязывание своим контрагентам условий, которые не обусловлены требованиями законодательства или обычными для заключения подобных сделок правилами.
  4. Умышленное сокращение (прекращение) производства востребованной на рынке продукции при наличии возможности его производства в условиях рентабельности.
  5. Отказ от сделки либо уклонение от ее заключения, если у доминирующего субъекта имеется возможность производства и поставки конкретного товара.
  6. Установление для разных контрагентов различных цен для поставки конкретного товара при сопоставимых условиях.
  7. Искусственное создание условий, дискриминирующих других участников рынка.
  8. Воспрепятствование в доступе на рынок других организациям (конкурентам) или в выходе из рынка прочим участникам экономических отношений.

***

Подводя итог, остается отметить, что доминирование на рынке само по себе не является неправомерным действием хозяйствующего субъекта. Однако наличие особых преимуществ в силу доминирования создает условия для различных злоупотреблений, на борьбу с которыми и направлено действующее антимонопольное законодательство.

Другие материалы автора

Бизнес с умом

08.11.2017

Как придумать название компании или проекта. 10 примеров нейминга

Часто начинающие предприниматели считают, что выбор названия компании – дело не столь важное. В 2017 году акции американской компании по производству холодного чая выросли на 180%, после добавления к названию слова blockchain. Правильное имя может принести существенный доход. Мы собрали 10 примеров нейминга реальных компаний для вдохновения.

Книга в подарок

Товарный знак
для вашего бизнеса

Краткое руководство по товарному знаку как основному элементу брендинга вашей компании

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...