акты, регламентирующие ценообразование

Что такое свободный рынок: понятие и сущность. Характеристики свободного рынка, его основные преимущества и недостатки.

Содержание

Данная статья представляет собой введение в концепцию свободного рынка, такой, какой её видит подавляющее число рыночников. Потребность в таком введении периодически возникает в связи с деструктивной деятельностью противников экономической свободы, которые злонамеренно или по незнанию в своих публикациях и выступлениях вводят аудиторию в заблуждение. Их представление о свободном рынке настолько же карикатурное, насколько карикатурным был абстрактный капитализм марксистов. Для интересующихся темой впервые, только начинающих, или как методичка от Госдепартамента — этот текст будет полезен.

Ссылка на мой канал на Медиуме, где впервые была опубликована эта статья: https://medium.com/@stankevichyus

Свободная рыночная экономика подразумевает под собой достаточно широкий набор элементов. И это не просто возможность производить товары и обмениваться ими без институционального принуждения в условиях рыночного ценообразования и развитой конкуренции. Введите подобный порядок среди папуасов, не знакомых с правами собственности, объективным судопроизводством и не имеющих государства — и ничего у них принципиально не изменится. Да, свободный обмен предметами ремесла и собирательства среди членов такого племени будет иметь место (и это хорошо), но это еще не будет свободным рынком, где в таких условиях действуют миллионы экономических агентов в условиях сложного, технологичного производства, мощного сектора услуг и избытка прав собственности на материальные и нематериальные объекты.

Отсюда следует, что представление некоторых говорящих голов о свободной рыночной экономике как о свободном импорте и экспорте; а тем более представление о свободном рынке как идеологии, является полным профанством. Свободный рынок не является идеологией, как коммунизм, социал-демократия или фашизм. У него нет “создателя”, даты создания, нет священного писания (как “Капитал” у марксистов), нет партии (на пути к свободному рынку может идти даже коммунистическая партия, решившая провести реформы, как это было в Китае 1980-х). Свободный рынок — это здоровое состояние социально-экономических отношений, где никакая политическая сила не пытается подчинить эти отношения определенной модели экономического поведения. В то же время, политическая воля, независимо от партийной принадлежности, может восстановить здоровое состояние общества, двигая его от социализма к экономической свободе — если члены этого общества выросли в условиях подчинения государству, как главному маяку ценностей.

Свободный рынок включает в себя набор механизмов, обеспечивающих его функционирование: конкуренцию между экономическими агентами, свободное ценообразование (т.е. сложение цен исходя из субъективных оценок экономических агентов, спроса и предложения), защиту прав собственности и договоров, высокую безопасность общественного пространства.

Свободный рынок НЕ включает в себя неограниченную миграцию и отсутствие государственных границ. Некоторые думают, что передвижение рабочей силы между странами тождественно передвижению материальных товаров, но это не так, поскольку носителем рабочей силы является живое разумное существо — человек. Так как каждый человек является выходцем из определенной среды, носителем определенных культурных ценностей, имеет чувства и память, обладает убеждениями и привычками, которые проявляются постоянно и независимо от воли других людей, то свободная миграция представителей одних культур в другую культурную среду может легко превратиться в свободное вторжение. Человек — не товар, он может продавать свою рабочую силу, а может этого не делать. Поэтому свободный рынок вовсе не игнорирует культурные ценности народов, а значит и не допускает беспорядочное перемещение людей между странами, которые принадлежат их жителям. К сожалению, в современном мире есть деятели, которые представляют свободный рынок именно как строй, игнорирующий фактор культуры. Это либо оппортунисты, которые хотят дискредитировать идеи экономической свободы; либо утилитаристы и консеквенционалисты, для которых голая выгода и результат (эффективность) служат критерием оценки тех или иных явлений.

Далее мы рассмотрим девять основных признаков социально-экономических отношений, которые мы можем классифицировать как включающие в себя свободные рыночные отношения. Ниже под аббревиатурой СР — свободный рынок.

  • Высокий уровень защиты прав собственности и предпринимательства. Крайне редко такой важный элемент СР оценивается левыми демагогами по достоинству. В частности, российский экономист-социалист Олег Комолов в своем видеоролике про Гаити, где он увидел настоящий рай для рыночников, не сказал об этом ни слова. В другом случае социалисты рассматривают защиту частной собственности как признак буржуазного государства, которое охраняет собственников от недовольного пролетариата. Не будем перечислять все левые позиции по данному вопросу, просто отметим, что в действительности защита права собственности и плодов труда либо есть, либо ее нет. Если в стране государство обеспечивает защиту только богатым, в то время как средний класс и бедные не могут быть уверены, что их землю или бизнес не заберет местный чиновник или силовик, то для рыночника это означает слабую защиту прав собственности, а значит — неисполнение государством своих прямых обязанностей.
  • Низкий уровень коррупции, который является индикатором отсутствия избыточного законодательства, что упрощает людям доступ к нормальной экономической деятельности, не испытывающей институционального принуждения. Речь идет не о борьбе с коррупцией в духе Навального, который предлагает победить ее с помощью государственного надзора и новых законов. Для рыночника коррупция — неизбежная издержка в зарегулированной экономике. Неизбежная для экономического агента, который предпринимает что-либо, не нарушая ничьих прав жизни и собственности, и который вынужден преодолевать искусственные и бессмысленные барьеры на пути к цели. Эти барьеры — избыточные законы. Чиновники могут помочь экономическому агенту обойти барьер за некоторую плату, при этом рискуют оба, а страдает только государство и лоббисты, извлекающие из барьеров сверхприбыль для себя лично. Если в стране низкая коррупция, значит барьеров на пути действующих экономических агентов мало. Например, если для начала бизнеса вам достаточно уведомить местные власти о своей деятельности, то не возникнет коррупционного соблазна и связей, которые появляются тогда, когда для начала деятельности нужно предварительно получить разрешение. Однако сами по себе простые правила ничего не значат, если нет надлежащей защиты жизни и собственности. А это значит, что от коррупции должны быть свободны суды и полиция.
  • Относительно низкие налоги и отсутствие трудностей с их уплатой (т.е. уплачивать их легко, издержки на бухгалтерию минимальны). Это важный, хотя и не единственный, даже не ключевой признак свободной экономики. Скажем, первый и второй пункт, которое мы описали выше, могут сочетаться с весьма высокими налогами. Тем не менее, для рыночников простое и скромное налогообложение — важный элемент экономической свободы, ведь низкие налоги означают, что больше денег остается в карманах граждан и меньше — у чиновников. В то же время, меньше соблазн уклоняться от налогов, ибо издержки уклонения превышают сам налог. Отсюда меньше коррупции, меньше уголовных дел, меньше нагрузки на само государство + выше собираемость налогов и прозрачнее бюджет.
  • Низкий размер государственного участия в экономике + поведение государственного сектора на рынке. Первое означает, что государство не является главным и крупнейшим экономическим агентом. Последнее означает следующее: либо госкомпании обслуживают такие же госкомпании и тогда мы имеем экономику в экономике с эксклюзивными полномочиями и деструктивным характером для тех, кто не входит в этот круг общения; либо госкомпании работают на конкурентном рынке и обслуживают потребителей. Если государство является самым главным экономическим агентом, то оно в то же время является и главным потребителем. Будучи основным потребителем и владельцем большей части денег в экономике, государство заставляет даже частные фирмы работать прежде всего на себя, на удовлетворение своих потребностей, ведь именно так можно заработать больше денег и расшириться. А значит простые потребители и потребительский сектор будут страдать. Мало кто будет производить товары широкого потребления, их придется импортировать.
  • Развитая инфраструктура — средства передвижения, дороги, самолеты, поезда и все то, без чего невозможно быстрое и доступное передвижение и перемещение товаров и услуг. Этот элемент далеко не всегда очевиден даже рыночникам, но это не умаляет его важность. Чем лучше развиты средства связи и передвижения, тем лучше работает СР, однако верно и обратное — они улучшаются благодаря пространству для обмена товарами, услугами и идеями. Люди “наводят мосты” и этих мостов будет больше, если больше будет самостоятельных экономических агентов, принимающих решения без институционального (государственного) принуждения.
  • Свобода банковского сектора — чем глубже государство засело в финансах, тем хуже. В наше время монополия государства на эмиссию национальной валюты — печальная реальность, от которой никуда пока не денешься. Остается только пытаться ограничить теоретически неограниченные возможности государства в производстве денежной массы. Впрочем, сегодня основная масса денег не печатается на монетном дворе, а создается из воздуха банковской системой, которые выдают новые кредиты из вкладов, ориентируясь на устанавливаемую государством процентную ставку и обязательный минимум резервов. В то же время, государство всячески защищает банки от неудачи, выкупая их долги за счет увеличения собственной доли в управлении ими. Это означает, что деструктивное поведение кредитно-денежной системы в условиях частичного резервирования, под патронажем и чутким руководством власти, становится опаснее, так как обесценивает денежные накопления граждан. В условиях СР банки ведут себя осторожнее, национальная валюта достаточно стабильна, а клиенты банков ответственнее относятся к выбору банка для хранения своих денег.
  • Развитые социальные институты (социальная инфраструктура), которые составляют конкуренцию государству на рынке социальных услуг и гарантий, обеспечивают нормальное самоуправление гражданами своими районами, городами и регионами; высокий уровень доверия и института репутации. Без этого условия СР невозможен — в противном случае, если не граждане будут управлять своим домом и своим будущим, то это будет делать за них государство, партия или, того хуже, организованный криминал. Репутация в последнем случае ничего не будет значить, так как отношения складывается не горизонтально между гражданами, а вертикально, на основе личной лояльности и знакомств. Люди, в свою очередь, привыкнут быть инертными и безответственными, так как поле для самостоятельной деятельности будет все уже.
  • Открытость страны мировому рынку + свобода для иностранных предприятий от необходимости “делиться” и “сотрудничать” с государством тех стран, где они разворачивают свою деятельность. Чем больше различных пошлин и барьеров перед иностранными товарами, тем лучше себя чувствует отечественный лоббист и тем хуже — простой гражданин. Ведь лоббист защищен от конкуренции, столь необходимой для СР, поэтому будет завышать цены на менее качественный, чем зарубежный аналог, товар. В то же время, в стране неоткуда будет получать опыт взаимодействия с самыми современными товарами, опыт их сервисного обслуживания, а ведь это в долгосрочной перспективе залог появления собственных, отечественных производств. Для иностранных фирм завышенные требования со стороны государства мешают размещать науко- и капиталоемкие производства, поэтому им проще будет ограничить свои инвестиции созданием “отверточного” производства, иными словами, сборкой готовых товаров из завезенных деталей.
  • Высокий уровень безопасности на всей территории, где ведется экономическая деятельность. Это очень важно для СР. Суд и полиция должны работать повсюду одинаково. Права собственности, жизни и договоры должны соблюдаться неукоснительно. Это обеспечивает предсказуемые условия для человеческой деятельности и снижает риски до минимума. Люди будут больше доверять друг другу и уважать условия соглашений.

Итак, свободный рынок, который хотят рыночники, включает в себя достаточно много элементов. Все они одинаково важны и взаимосвязаны между собой. Одни лишь низкие пошлины на экспорт и вовлеченность в международную торговлю вовсе не свидетельствуют, что в стране у её граждан есть экономическая свобода. Свободный рынок формирует определенную институциональную инфраструктуру, включающую в себя самоуправление, не-коррумпированные суды и полицию, ограниченное государство, развитое правосознание и т.д. И наоборот, только при такой инфраструктуре рынок может существовать. В противном случае мы сталкиваемся с примерами институционального принуждения и подавления экономических свобод — в большей или меньшей степени.

Данные от Heritage Foundation. Страны с темно-зеленым цветом едва видны.

Данные от Heritage Foundation. Страны с темно-зеленым цветом едва видны.

Примечание: я запрещаю полное использование данного материала без моего разрешения. Если вы увидели эту статью на другом ресурсе, имейте в виду, что она была опубликована без моего согласия. Эксклюзивно для подписчиков Economics & History и моей страницы на Яндекс-Дзен!

Механика системы свободных цен

Диаграмма, представляющая аргументы в пользу свободных цен

Вместо того , чтобы цены быть установленным государством, как в командной экономике с фиксированной системой цен , цены определяются децентрализованно по сделкам , которые происходят в результате продавцов прицениваться соответствием покупателей цены предложения в результате субъективной ценности суждение в рыночной экономике . Поскольку ресурсы потребителей ограничены в любой момент времени, потребители вынуждены удовлетворять потребности в нисходящей иерархии и предлагать цены в зависимости от срочности разнообразных потребностей. Эта информация об относительных ценностях передается посредством ценовых сигналов производителям, ресурсы которых также ограничены. В свою очередь, устанавливаются относительные цены на производственные услуги. Обмен этих двух наборов цен устанавливает рыночную стоимость и служит для определения нормирования ресурсов, распределения доходов и распределения ресурсов.

Те товары, которые имеют самые высокие цены (при суммировании между всеми людьми), создают для предприятий стимул предоставлять эти товары в соответствующей нисходящей иерархии приоритета. Однако порядок в этой иерархии желаний непостоянен. Меняются предпочтения потребителей. Когда потребительские предпочтения в отношении товара увеличиваются, давление торгов приводит к повышению цены на конкретный товар, поскольку он перемещается на более высокую позицию в иерархии. В результате более высоких цен на этот товар для удовлетворения спроса используется больше производительных сил, обусловленных возможностью получения более высокой прибыли при удовлетворении этого нового предпочтения потребителей. Другими словами, высокая цена является ценовым сигналом для производителей. Это заставляет производителей увеличивать предложение либо за счет тех же фирм, увеличивающих производство, либо за счет появления на рынке новых предприятий, что в конечном итоге снижает цену и стимулирует прибыль для увеличения поставок. Следовательно, теперь более низкая цена дает производителям ценовой сигнал к сокращению производства и, как следствие, предотвращается появление излишка. Поскольку ресурсов (включая рабочую силу и капитал) не хватает, запасы других товаров будут уменьшаться, поскольку производственные ресурсы отбираются из других областей производства, которые используются для увеличения выпуска товара, который поднялся в иерархии потребительских предпочтений. Кроме того, по мере того, как ресурсы становятся все более дефицитными, цены растут, что сигнализирует потребителям о сокращении потребления, тем самым гарантируя, что объем спроса не превышает объем поставки. Таким образом, система свободных цен убеждает потребителей нормировать истощающиеся ресурсы. Следовательно, спрос и предложение влияют на цену, в то время как цена влияет на спрос и предложение. Если цены остаются высокими из-за того, что увеличение предложения не успевает за спросом, это также дает сигнал другим предприятиям предоставить товары-заменители, чтобы воспользоваться возможностями получения прибыли.

Индивидуальные занятия и доходы также ориентируются на систему цен. Занятость будет сдвигаться в сторону тех товаров и услуг, которые ценятся потребителями, а не в пользу товаров и услуг, значение которых для потребителей уменьшается в результате изменения цен.

Как устанавливаются цены в рыночной экономике?

Цена – это денежное выражение стоимости труда, который был затрачен при производстве товара или услуги.

Рыночные цены устанавливаются не только из расчета себестоимости материалов и труда. Цена формируется под влиянием спроса и предложения, как было сказано раньше.

Если продавец повышает цену, то это снижает спрос потенциальных покупателей. Если товар становится дефицитным (спрос больше предложения), то цена, соответственно, повышается. Если рынок переполнен определенным товаром, а покупателей на него не так уж и много, то цене придется упасть.

В некоторых случаях цена становится регулятором спроса и предложения.

Но это только один взгляд на ценообразование. Есть и другие теории, в основе которых лежат другие факторы ценообразования.

В экономике есть три подхода к формированию цены.

  1. Классическая теория. В ней спрос играет второстепенную роль, а на первом месте выступает труд. Согласно классической теории цена – это совокупность труда на всех этапах производства.
  2. Теория предельной полезности. Как можно догадаться из названия, рыночные цены на товары в экономике здесь формирует предельная полезность. Однако есть существенный недостаток у этой теории – очень сложно посчитать полезность в количественном выражении.
  3. Теория спроса и предложения. Сущность этой теории описана выше.

Первоначально на рыночных площадях цена устанавливалась в процессе переговоров между двумя сторонами – продавцами и покупателями. Продавцы стартовую цену говорили завышенную, а покупатели – заниженную. В итоге компромиссным решением достигалась итоговая цена. Теперь вопрос ценообразования довольно сложен.

Цены являются также инструментами регулирования экономики в руках государства. Есть приемы косвенного регулирования, а есть – прямого.

Примером прямого регулирования является «замораживание» цен. То есть законодательно государство не разрешает поднимать цены на определенные товары выше указанной планки.

Пример косвенного регулирования ­ – система налогообложения.

Функции цен и ценообразования в рыночной экономике

zvka_8OnLLjiS7ZotOI7MRlVE06SDmKK.jpg

Варианты установления стоимости

Каждое предприятие вправе определять стоимость своих услуг или продукции. Однако при этом организациям следует учитывать ситуацию на рынке. В соответствии с ней, они могут выбрать следующие варианты:

  1. Свободное ценообразование. Оно предполагает отсутствие каких-либо обязательств у покупателя и продавца до совершения сделки.
  2. Договорно-контрактное установление стоимости. В этом случае потребитель и продавец самостоятельно заключают сделку, но после или до нее имеют обязательства.
  3. Фьючерс. Он представляет собой предстоящую закупку по стоимости, установленной в контракте. Такой вариант используется для страхования активов предприятия от колебания цен.
  4. Опцион. Он представляет собой соглашение, в рамках которого один участник предоставляет другому право приобретать/реализовывать финансовый инструмент. Это может быть покупка/продажа акции, валюты, процентной ставки, облигации, фьючерсного контракта.
  5. Установление стоимости в рамках полной или частичной монополизации.

свободное ценообразование это

Что такое рынок

Рынок — это система экономических отношений между продавцом и покупателем, которая позволяет совершать обмен необходимыми ресурсами. Понятие рынка неразрывно связано с товарами, так как продукт — это главная его единица. Благодаря разделению труда людям приходится обмениваться продукцией друг с другом, ведь рынок — это то, что возникает из-за ограниченности человеческих ресурсов. Когда один человек не может самостоятельно производить все, что ему нужно, ему приходится обменивать товары — это рождает рынок.

Методические рекомендации по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги

УТВЕРЖДЕНЫ
Заместителем Министра экономики
Российской Федерации
от 6 декабря 1995 года N СИ-484/7-982
С.М.Игнатьевым

I. Общие положения

1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях оказания помощи предприятиям, организациям и другим юридическим лицам при формировании и применении свободных цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги.

1.2. Методические рекомендации могут быть применены всеми хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности, изготавливающими (оказывающими) и реализующими на территории Российской Федерации продукцию, товары и услуги в валюте Российской Федерации.

1.3. Методические рекомендации предусматривают порядок формирования и применения свободных цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, кроме тех видов, по которым согласно действующему законодательству осуществляется государственное регулирование цен и тарифов, а также кроме импортной продукции (товаров).

1.4. Предусмотренный настоящими рекомендациями принцип формирования и применения свободных цен и тарифов может быть использован при определении закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию с учетом специфики данной отрасли и действующего законодательства.

II. Формирование свободных оптовых и отпускных цен на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и тарифов на услуги

2.1. Свободные оптовые и отпускные цены и тарифы на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги устанавливаются предприятиями-изготовителями или другими поставщиками по согласованию с потребителями, исходя из конъюнктуры рынка (сложившегося спроса и предложения), качества и потребительских свойств продукции (товаров, услуг).

В свободные отпускные цены включаются налоги и сборы, начисляемые и уплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.

2.2. Свободные оптовые и отпускные цены и тарифы определяются на условиях франко-вагон (судно) станция (порт, пристань) отправления или франко-транспортные средства на складе предприятия-поставщика.

По договоренности сторон могут быть приняты другие условия поставки продукции (товаров, услуг).

2.3. Учитываемая в свободных оптовых и отпускных ценах и тарифах на продукцию (товары, услуги) себестоимость рассчитывается в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 года N 552), изменениями и дополнениями к нему (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 года N 661), а также отраслевыми инструкциями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) и другими отраслевыми указаниями по вопросам особенностей затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ и услуг) и товаров.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) и товаров определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и товаров по свободным отпускным ценам (тарифам) без налогов и сборов, не относящихся на себестоимость и затратами на их производство и реализацию.

2.4. Уровень цен на возвратную тару под продукцией, а также порядок расчетов за нее, порядок оплаты расходов по возврату предусматриваются в договорах на поставку продукции (товаров), исходя из качества и оборачиваемости тары, а также спроса и предложения на нее.

III. Формирование свободных цен (тарифов) на продукцию (товары, услуги), реализуемую через снабженческо-сбытовые и другие посреднические предприятия и организации

3.1. Снабженческо-сбытовые, заготовительные предприятия и организации, оптово-посреднические фирмы, торгово-закупочные предприятия, предприятия и организации оптовой торговли и другие юридические лица, осуществляющие в соответствии с утвержденным уставом организации функции по закупке, хранению и продаже продукции (товаров), кроме продукции (товаров), по которой в соответствии с действующим законодательством применяются регулируемые снабженческо-сбытовые надбавки, реализуют ее по свободным ценам, устанавливаемым указанными предприятиями и организациями по согласованию с потребителем, исходя из сложившегося спроса и предложения на соответствующем товарном рынке, а также качества и потребительских свойств продукции (товаров). При этом в свободной цене продукции (товара) учитываются свободная отпускная цена предприятия-изготовителя или цена другого поставщика (цена закупки), а также затраты указанных организаций (предприятий) по ее закупке, хранению, транспортировке и реализации и необходимая прибыль.

3.2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов, могут устанавливать и регулировать размеры снабженческо-сбытовых надбавок, применяемых при реализации продукции (товаров, услуг) внутри данного региона.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в указанных случаях могут не только определять размеры снабженческо-сбытовых надбавок, но и устанавливать методы их применения (к свободной цене предприятия-изготовителя или к цене закупки). В случае установления надбавок к цене предприятия-изготовителя в товарно-платежных документах указывается свободная отпускная цена продукции (товара) предприятия-изготовителя и его наименование.

В снабженческо-сбытовых надбавках учитываются расходы по закупке, хранению, комплектации, подсортировке, фасовке, транспортировке и реализации продукции (товаров), а также прибыль, признанная необходимой для нормальной деятельности.

3.3. При получении товаров от поставщиков, находящихся в странах СНГ, и при уплате в случаях, установленных действующим законодательством, таможенным службам России таможенных пошлин, сборов (платежей) за таможенные процедуры, формирование свободных цен производится путем добавления регулируемых снабженческо-сбытовых надбавок к свободным ценам закупки, увеличенным на указанные таможенные пошлины, сборы (платежи), а если товары, поступающие из этих стран, реализуются снабженческо-сбытовыми и другими посредническими предприятиями и организациями по свободным ценам, то указанные расходы учитываются в затратах этих организаций.

IV. Формирование и применение свободных розничных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, реализуемые (оказываемые) населению

4.1. Свободные розничные цены и тарифы определяются самостоятельно розничными торговыми предприятиями, предприятиями общественного питания и другими юридическими лицами, осуществляющими продажу товаров (услуг) населению, в соответствии с конъюнктурой рынка (сложившимся спросом и предложением в данном регионе), качеством и потребительскими свойствами товаров и предоставляемых услуг, исходя на свободной отпускной цены предприятия-изготовителя или цены другого поставщика (цены закупки) и торговой надбавки.

Свободные цены и тарифы на платные услуги для населения формируются исходя из себестоимости и необходимой прибыли с учетом конъюнктуры рынка, качества и потребительских свойств услуг, степени срочности исполнения заказа и налога на добавленную стоимость*. При исчислении облагаемого оборота по товарам, которые облагаются акцизами, в них включается сумма акцизов.

—————

* Спецналог в данном случае и в дальнейшем не указывается в связи с тем, что с 1 января 1996 года он отменяется.

При получении товаров от поставщиков, находящихся в странах СНГ, и при уплате в случаях, установленных действующим законодательством, таможенным службам России таможенных пошлин, сборов (платежей) за таможенные процедуры, формирование свободных розничных цен при регулируемых торговых надбавках производится путем их добавления к свободным ценам закупки, увеличенным на указанные таможенные пошлины, сборы (платежи), а если товары, поступающие из этих стран, реализуются по свободным розничным ценам, то указанные расходы учитываются в затратах розничных торговых организаций.

4.2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают и регулируют размеры торговых надбавок к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты), лекарственные средства и изделия медицинского назначения, наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общих образовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях, а также на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов.

Свободные розничные цены на лекарственные средства и изделия медицинского назначения формируются в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 “О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения”.

4.3. Торговые надбавки определяются продавцом самостоятельно исходя из конъюнктуры рынка (сложившегося спроса и предложения), кроме торговых надбавок, уровень которых регулируется в соответствии с действующим законодательством. В торговую надбавку включаются издержки обращения, в том числе транспортные расходы по доставке товаров от поставщика (в зависимости от вида франко, предусмотренного в свободной отпускной цене предприятия-изготовителя или цене закупки продукции (товаров) и условий поставки, указанных в договоре на поставку), другие расходы по закупке и реализации товаров розничных торговых организаций и предприятий или предприятий бытового обслуживания населения и налог на добавленную стоимость, а также прибыль.

4.4. Реализация товаров (продукции) предприятиями розничной торговли внерыночным потребителям и предприятиям бытового обслуживания населения осуществляется также по свободным розничным ценам, кроме товаров (продукции), по которым применяются регулируемые торговые надбавки.

Если органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с предоставленными правами установлены предельные размеры торговых надбавок, то при отпуске мелкооптовых партий товаров розничными предприятиями торговли расчеты с юридическими лицами следует производить по свободным отпускным ценам с добавлением части надбавки с тем, чтобы последние для возмещения своих транспортных и других расходов также могли применять надбавку, по совокупности не превышая предельного ее размера.

4.5. Предприятия бытового обслуживания населения формируют свободные розничные цены на сырье, материалы, запасные части, применяемые при выполнении заказов населения по изготовлению и ремонту изделий или при оказании услуг в порядке, предусмотренном пунктами 4.1, 4.3 настоящих Методических рекомендаций.

При закупке товаров и комплектующих изделий предприятиями бытового обслуживания через розничные торговые предприятия по свободным розничным ценам реализация их населению (с расчетами через кассу предприятия) в качестве сопутствующих оказываемым услугам или при оказании услуг производится по розничным ценам, формируемым исходя из цены закупки и торговой надбавки, устанавливаемой в порядке, предусмотренном пунктом 4.3 настоящих рекомендаций.

4.6. Реализация предприятиями-изготовителями продукции и товаров собственного производства населению через кассу предприятия осуществляется по свободным розничным ценам, определяемым предприятиями самостоятельно, исходя из свободных отпускных цен, с добавлением торговой надбавки, определяемой в соответствии с п.4.3.

В случае, если по продукции и товарам применяются регулируемые торговые надбавки, предприятия применяют торговую надбавку не выше установленных размеров.

При реализации населению предприятиями сферы услуг товаров собственного производства свободная розничная цена формируется исходя из конъюнктуры рынка (сложившегося спроса и предложения).

4.7. В предприятиях общественного питания цены на реализуемые продукцию и товары формируются исходя из свободных отпускных цен или цен закупки на эту продукцию (товары) и единой наценки (вместо торговой надбавки и наценки) или торговой надбавки и наценки.

Размеры наценок на продукцию (сырье), покупные товары, реализуемые предприятиями общественного питания, определяются с учетом возмещения издержек производства, обращения и реализации, налога на добавленную стоимость, отчисляемого в бюджет (кроме продукции предприятий, освобожденных от уплаты с доходов этого налога)*, и обеспечения рентабельности работы этих предприятий.

—————

* Продукция собственного производства студенческих и школьных столовых, столовых других учебных заведений, больниц, детских дошкольных учреждений, а также столовых иных учреждений и организаций социально-культурной сферы, финансируемых из госбюджета.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут вводить государственное регулирование наценок на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях.

V. Оформление документов

5.1. Свободные отпускные цены (тарифы) фиксируются в протоколе согласования, который подписывается руководителями (владельцами) предприятия-изготовителя и предприятия-потребителя. Рекомендуемые формы протоколов приведены в приложении N 1. Возможно фиксирование указанных цен (тарифов) в договорах на поставку продукции (товаров), в других документах, подтверждающих согласие покупателя с уровнем цен (тарифов) (телефонограмма, телекс, телефакс и т.п.).

5.2. Обозначение свободных розничных цен осуществляется розничными торговыми предприятиями, предприятиями общественного питания, бытового обслуживания населения на ценниках образцов товаров (прейскурантах на оказываемые услуги или выписках из них, в меню), выставляемых в указанных предприятиях.

На товарных и упаковочных ярлыках, а также в технических паспортах предприятия-изготовителя по договоренности с торговыми предприятиями и другими покупателями могут указываться реквизиты: “свободная отпускная цена” и “розничная цена”. При этом свободные отпускные цены на соответствующие товары при необходимости указываются предприятиями-изготовителями.

Обозначение свободных розничных цен непосредственно на изделиях, товарных и упаковочных ярлыках, этикетках, в технических паспортах (по товарам культурно-бытового и хозяйственного назначения, выпускаемых с техническими паспортами) и т.д. Свободные розничные цены могут обозначаться предприятиями-изготовителями только по договоренности с предприятиями торговли.

5.3. Предприятия, организации и другие юридические лица, осуществляющие реализацию товаров по свободным розничным ценам, фиксируют эти цены, а также уровень применяемых торговых и снабженческо-сбытовых надбавок в реестрах по форме согласно приложению N 2 к настоящим рекомендациям.

5.4. Свободные отпускные цены (тарифы) на продукцию (товары, услуги) указываются в установленном порядке поставщиками в расчетно-платежных, а также первично-учетных документах (товарно-транспортных накладных, счетах-фактурах, платежных требованиях и др.).

В данных документах суммы акциза, налога на добавленную стоимость, по алкогольной продукции – лицензионного сбора указываются в установленном порядке отдельной строкой.

VI. Изменение свободных цен и тарифов

6.1. С учетом конъюнктуры рынка, а также повышения (снижения) цен на сырье, материалы, других факторов, повлиявших на изменение затрат на производство и реализацию товаров, продукции и услуг, свободные оптовые и отпускные цены (тарифы) на них могут быть изменены предприятием-изготовителем (поставщиком) по согласованию с потребителями.

6.2. Изменение свободных цен (тарифов) на продукцию, товары и услуги снабженческо-сбытовыми, заготовительными предприятиями и организациями, оптово-посредническими фирмами, торгово-закупочными предприятиями, предприятиями и организациями оптовой торговли может осуществляться по согласованию с потребителями в зависимости от конъюнктуры рынка без изменения свободной отпускной цены (тарифа) предприятия-изготовителя (цены закупки). При применении в установленном порядке предельных размеров снабженческо-сбытовых надбавок, изменение свободной цены указанными предприятиями осуществляется в пределах этих надбавок.

6.3. Свободные розничные цены на товары народного потребления могут изменяться розничным торговым предприятием в зависимости от конъюнктуры рынка за счет изменения размера торговых надбавок (при применении в установленном порядке предельных размеров торговых надбавок изменение цен продавцом производится в пределах этих размеров).

Новые цены регистрируются указанными предприятиями и организациями в реестрах.

6.4. Свободные цены на платные услуги населению могут изменяться в связи с изменениям конъюнктуры рынка, а также изменением расходов на оказание услуг.

При изменении цен на услуги, а также сырье и материалы, отдельно оплачиваемые сверх цен на услуги, может производиться перерасчет с заказчиками на дату введения новых цен – только в случае неполной оплаты заказчиком материалов и услуг при оформлении заказов.

Остатки готовых изделий, изготовленные предприятиями сферы услуг без предварительных заказов, и образцы-модели могут переоцениваться на дату введения новых цен как в части материалов, так и работ по их изготовлению.

Свободные

Свободные

Описание

Наиболее часто распространённые виды цен, их можно видеть повсеместно, зайдя в любой магазин мы можем видеть эту стоимость. Называют их свободными потому что производитель сам может устанавливать стоимость своего продукта уже на самом заводе производителе.

Отличительная особенность состоит в том, что регуляция цен может исходить исключительно от соотношения величин, качества, и спроса определённой вещи на рынке. Это значит что есть две три цены, максимальная сумма, которую покупатель согласен заплатить за товар, услугу, средняя, при которой достигается баланс, и минимальная цена, по которой продавец согласен продать то, что необходимо покупателю в данный момент времени. Характерны свободные цены в развитых западных странах.

Признаки рынка

Каждый вид рынка нацелен на разные продукты. Рынки эксплуатируют материальные объекты, умственные затраты и интеллектуальные труды. Они обладает неизменными признаками, по которым функционируют:

  • Нерегулируемый спрос. Потребитель решает, сколько ему нужно товаров и услуг.

  • Нерегулируемое предложение. Производитель решает, сколько производить.

  • Цена, которая не регулируется самостоятельно, а зависит от спроса и предложения.

Свободное ценообразование: тип экономической системы

При переходе от командно-административной модели хозяйствования к рыночной, практика назначения государством стоимости продукции постепенно сводится на нет. Эта функция передается рынку. Свободное ценообразование – это важнейший признак установления рыночных отношений. Преобразование такого рода принято именовать либерализацией стоимости. Она представляет собой фактическое высвобождение цен из-под жесткого государственного контроля. Правительство отказывается от механизма директивного прямого установления стоимости товаров и услуг. Между тем сведение процесса перехода к рыночной модели хозяйствования исключительно с либерализацией цен будет выступать как чрезмерное упрощение, примитивизация многогранной картины всех преобразований. конкуренция свободное ценообразование

Приложение 1. Протокол согласования свободной отпускной цены (тарифа) на продукцию, товары и услуги

Приложение 1
к Методическим рекомендациям по формированию
и применению свободных цен и тарифов на
продукцию, товары и услуги

     Руководитель предприятия       Руководитель предприятия
     (объединения) – потребителя    (объединения) – изготовителя
     (заказчика)                    (поставщика)
     ___________________________    ________________________________
     ___________________________    ________________________________

     Подпись руководителя           Подпись руководителя предприятия

     предприятия (объединения) –    (объединения) – изготовителя
     (заказчика)                    (поставщика)
     ___________________________    ________________________________
     ___________________________    ________________________________
     “___”___________ 19___ года    “___”________________ 19___ года

     М.П.                           М.П.

               наименование предприятия-изготовителя
          и ______________________________________________
                наименование предприятия-потребителя
          на поставку (оказание услуг) ___________________
          ________________________________________________
                  наименование продукции (услуг)

+——————————————————————-+
¦NN ¦Наименование и ¦Артикул,¦Техни-¦Едини-¦Свободная ¦Свободная    ¦
¦п/п¦краткая харак- ¦марка,  ¦ческая¦ца из-¦отпускная ¦цена пос-    ¦
¦   ¦теристика про- ¦тип     ¦доку- ¦мере- ¦цена (та- ¦реднической  ¦
¦   ¦дукции (товара,¦        ¦мента-¦ния   ¦риф) пред-¦организации  ¦
¦   ¦услуг)         ¦        ¦ция,  ¦      ¦приятия-  ¦(предприя-   ¦
¦   ¦               ¦        ¦кем,  ¦      ¦изготови- ¦тия)         ¦
¦   ¦               ¦        ¦когда ¦      ¦теля      +————-¦
¦   ¦               ¦        ¦утвер-¦      ¦          ¦Размер снаб- ¦
¦   ¦               ¦        ¦ждена ¦      ¦          ¦женческо-сбы-¦
¦   ¦               ¦        ¦      ¦      ¦          ¦товой надбав-¦
¦   ¦               ¦        ¦      ¦      ¦          ¦ки (в случае ¦
¦   ¦               ¦        ¦      ¦      ¦          ¦ее регулиро- ¦
¦   ¦               ¦        ¦      ¦      ¦          ¦вания)       ¦
+—+—————+——–+——+——+———-+————-¦
¦ 1 ¦      2        ¦   3    ¦  4   ¦  5   ¦    6     ¦     7       ¦
+——————————————————————-+

Графа 7 заполняется при приобретении продукции (товаров) через снабженческо-сбытовые и другие предприятия и организации.

Ссылки

  • Хэзлитт, Генри Экономикс в одном уроке , Нью-Йорк: Харпер и братья, 1946
  • Мартин, Леонард В. Свободное предприятие – Почему? , Фримен, Фонд экономического образования, июнь 1958 г.

Формы организации

Для нормального функционирования рынку нужны самостоятельные организации, оснащенные средствами связи, на основе которых можно осуществить обмен товарами. Формы организации рынка — это то, каким образом, в каком месте и виде реализуется его работа, например, магазин, ярмарка, аукцион, терминал.

Популярные формы организации рынка:

  1. Биржи — союз юридических и физических лиц, которые проводят оптовые торговые операции, цены на продукцию устанавливаются конкуренцией.

  2. Аукцион — публичные торги, здесь продавец увеличивает цену, благодаря конкуренции покупателей.

  3. Выставки — тематические выставки новейших технологий, автомобилей, разного рода товаров и услуг. На их базе организуют небольшие курсы, семинары, встречи с целью обмена опытом и консультации.

  4. Ярмарки — мероприятия, которые организуются для покупок, продажи во всех отраслях производства. Бывают международные, всероссийские, региональные ярмарки.

Субъекты рынка — те, кто участвуют в обмене товаров (продавцы и покупатели). Объекты рынка — это то, на что обменивают (деньги, товары, услуги).

Голосование

Существует ли свободный рынок? Существует ли свободный рынок?

Александр ЗОЛОТУХИН, организатор Дискуссионного Клуба Полтава

Недостатки свободного рынка

Несмотря на свои преимущества, свободная экономика также имеет несколько недостатков:

1. Опасности извлечения прибыли

Одним из недостатков свободной рыночной экономики является то, что некоторые производители руководствуются исключительно мотивами получения прибыли. Несмотря на то, что основной целью любого бизнеса является получение прибыли, такая цель не должна иметь приоритет над потребностями работников и потребителей. Проще говоря, компания никогда не должна ставить под угрозу безопасность своих сотрудников или игнорировать экологические стандарты и этическое поведение только для того, чтобы получить сверхнормальную прибыль.

Примером является ситуация, произошедшая в начале 2000-х годов в следствие неэтичного поведения таких компаний, как WorldCom и Enron (фальсификация отчетности, вводившая в заблуждение инвесторов). В 2010 году разлив нефти Deepwater Horizon, который является одной из крупнейших экологических катастроф в США, произошел из-за того, что компания использовала некачественный цемент и другие меры по снижению затрат.

2. Падение рынка

Периодически свободная рыночная экономика выходит из-под контроля, что приводит к ужасным последствиям. Яркими примерами падений рынка являются Великая депрессия 1930-х годов и крах рынка недвижимости, случившийся в 2008 году. Падение рынка может привести к ряду негативных экономических последствий таким как: росту инфляции, увеличению безработицы, банковскому кризису, банкротству компаний и т.п.

Способы регулирования рынка государством

Государство регламентирует правила экономических взаимодействий и регулирует рынок разными способами:

  • фиксированные цены на жизненно необходимые товары и услуги;

  • акцизный сбор, плата за высокорентабельные товары, его включают в стоимость продукта, поэтому его оплачивают покупатели, например, при покупке алкоголя и табака;

  • дотация — отрицательный налог, обычно получают производители, но иногда и покупатели;

  • налоги.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...