Банк России: цели, функции, операции, структура

Определение, значение, предложения, синонимы «центральный аппарат»

Ваш запрос не может быть обработан

Ваш запрос не может быть обработан

С данным запросом возникла проблема. Мы работаем чтобы устранить ее как можно скорее.

История[править | править код]

19 октября 1905 года был образован Совет министров Российской империи для общего «управления и объединения действий главных начальников ведомств по предметам как законодательства, так и высшего государственного управления». Орган получил самостоятельный статус и право принятия ключевых решений, тогда как в предыдущем формате он был совещательным органом при Императоре и собирался по его распоряжению. Совет министров стал собираться еженедельно, результаты фиксировались в специальных журналах. Возглавлял Совет уже не император, а один из министров[2].

Делопроизводство велось постоянной канцелярией, которую возглавлял управляющим делами Совета министров[2].

27 февраля 1917 года Совет министров прекратил свою деятельность, в ходе Февральской революции. 2 марта того же года было образовано Временное правительство, в день отречения Николая II от престола. Соответственно канцелярия Совета министров была переименована в канцелярию Временного правительства. Первым управляющим делами был член Государственной думы первого созыва Владимир Дмитриевич Набоков, а должность помощника УД занимал Владимир Васильевич Никитин[3]. Управляющий делами обязан был не только организовывать работу Временного правительства, обеспечивая проведение его заседаний, но также и вести деятельность по доведению до населения принятых решений.

27 октября 1917 года был образован Совет народных комиссаров. Канцелярия была переименована в управление делами и длительное время сохраняла своё название. 6 июля 1923 года высшим органом исполнительной власти стал Совет народных комиссаров СССР. В 1946 году преобразован в Совет министров СССР.

Одновременно с союзным правительством, действовало правительство России (РСФСР). В 1917-1946 годах под названием Совет народных комиссаров РСФСР, а с 1946 года — Совет министров РСФСР.

3 августа 1979 года был принят закон РСФСР «О Совете Министров РСФСР», в котором отдельная статья (34) была посвящена Аппарату Совета министров РСФСР[4]. Аппаратом Правительства являлось управление делами Совета министров РСФСР, осуществляющее подготовку вопросов для рассмотрения в Совете Министров РСФСР и обеспечивающее систематическую проверку исполнения решений КПСС (до 14 марта 1990) и Правительства. Управляющий делами входил в состав Совета министров.

Пост управляющего делами Совета Народных Комиссаров (Совета Министров) РСФСР занимали[5]:

  • 1 (14) ноября 1917 — 4 декабря 1920 — Бонч-Бруевич Владимир Дмитриевич
  • 11 декабря 1920 — 17 июля 1923 — Горбунов Николай Петрович
  • июль 1923 — 27 июля 1929 — Смольянинов, Вадим Александрович (настоящие фамилия и имя — Смольников Сергей Александрович[6])
  • 4 октября 1929 — 18 декабря 1930 — Усиевич, Владимир Александрович
  • 18 декабря 1930 — 1937 — Герасимов, Иван Семёнович
  • 20 июля 1937 — 20 ноября 1939 — Кузнецов, Иван Никифорович
  • 1940 — 22 мая 1942 — Панасенко А. Н.
  • 22 мая 1942 — 1943 — Кордюков, Анатолий Константинович
  • 1943—1946 — Болдырев, Анатолий Сергеевич
  • 1946—1949 — Падежнов, Иван Васильевич
  • 1950—1960 — Груздев, Иван Михайлович
  • 1960—1962 — Каргаполов, Виктор Алексеевич
  • январь 1963 — апрель 1969 — Тупицын, Михаил Николаевич
  • сентябрь 1969 — 4 декабря 1981 — Смирнов, Иван Семёнович
  • 25 марта 1982 — 15 июня 1990[7] — Зарубин, Иван Иванович (затем и. о. до 14 июля 1990)
  • 14 июля — 31 октября 1990 — Стерлигов Александр Николаевич
  • 29 ноября 1990 — 10 июля 1991[8] — Третьяков Александр Иванович (затем и. о. до 5 августа 1991)
  • вакансия с 5 августа 1991 по 12 января 1993

Указом президента РСФСР от 6 ноября 1991 г. № 172 на базе отраслевых отделов Управления делами Администрации Президента РСФСР, аппаратов Председателя Совета Министров РСФСР и его заместителей сформирован аппарат Правительства РСФСР, который был включен в качестве самостоятельного структурного подразделения в администрацию президента РСФСР[9] (фактически утратил силу 10 января 1993 года с началом работы Аппарата Совета Министров РФ[10], официально отменен 4 февраля 1993 года[11]). Руководство аппарата Правительства было возложено на первого заместителя председателя Правительства (до 11 ноября 1991 года, когда был назначен руководитель аппарата, по должности не входивший в состав правительства).

Вместе с тем, формально продолжал действовать закон «О Совете Министров РСФСР», который был признан утратившим силу лишь в январе 1993 года, в связи с принятием закона «О Совете Министров — Правительстве Российской Федерации» (закон принят в декабре 1992 года, но вступил в силу 12 января 1993 года после введения в действие Закона РФ от 9 декабря 1992 года «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Российской Федерации — России»)[12]. Для обеспечения деятельности Совета министров Российской Федерации вместо Управделами образовывался Аппарат Совета министров РФ (ст. 32)[13]. Назначение и освобождение от должности руководителя аппарата осуществляется президентом РФ по представлению председателя Правительства РФ. В соответствии со ст. 7 того же закона, руководитель аппарата входит в состав Совета министров.

В конце 1993 года, в декабре, была принята Конституция РФ. Формально, некоторые нормы закона «О совете Министров — Правительстве РФ» не соответствовали некоторым её положениям. В первую очередь, деятельность Правительства РФ должна определяться федеральным конституционным законом. Соответствующий ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» был принят 17 декабря 1997 года. Для обеспечения деятельности правительства РФ и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти решений, принятых Правительством, образован Аппарат правительства РФ. Положение об Аппарате правительства Российской Федерации утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260 (одновременно с утверждением регламента Правительства РФ).

Еще по теме Центральный аппарат:

  1. § 1. Банковская система Российской Федерации. Роль и функции Центрального банка РФ
  2. 12.2. Цели деятельности и функции Центрального банка РФ
  3. Центральный аппарат
  4. Глава 3. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ
  5. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  6. § 8. Департаменты и другие подразделения центрального аппарата Банка России
  7. 14.8.4 Центральный аппарат Генеральной прокуратуры РФ, его структура
  8. Государственное устройство и аппарат управления Пореформенные годы (1861—1893)
  9. Государственное устройство и аппарат управленияОктябрь 1917 — июнь 1918 гг.
  10. Центральный банк РФ, структура, правовое положение

Цели и функции ЦБ

Центральный банк РФ, сокращенно ЦБ — это главный финансовый регулятор России, совместно с федеральным правительством разрабатывающий и осуществляющий денежно-кредитную политику государства, а также сосредотачивающий в одном гос. органе надзорные, карательные и регулирующие функции в отношении банковского и в целом финансового сектора национальной экономики.

Регулирующий в настоящее время деятельность Банка России закон 86-ФЗ от 10 июля 2002 года определяет следующие цели Центробанка:

  1. защита национальной валюты и обеспечение ее устойчивости
  2. развитие платежной системы РФ и забота о ее стабильности
  3. укрепление и развитие российской банковской системы
  4. развитие финансового рынка страны и опять же обеспечение его стабильности

Важно: в законе указано, что получение прибыли в цели Банка России не входит. Тем не менее ЦБ РФ способен извлекать прибыль — возможны операции Банка России со следующими контрагентами:

  • российскими и зарубежными кредитными организациями
  • центробанками других государств
  • Правительством РФ
  • органами федеральной власти и местного самоуправления, организациями и фондами с гос. участием, предоставляя банковские услуги гос. структурам

Частных лиц и коммерческие организации ЦБ не обслуживает. При этом в 2010-2015 годах 75% прибыли Центробанка перечислялось в федеральный бюджет, в 2015-м — помимо того 15% Внешэкономбанку, с 2016 года — 90% в федеральную казну. Функции ЦБ имеют длинный перечень, назовем основные:

  • разрабатывает и проводит совместно с российским правительством государственную денежно-кредитную политику, направленную на стабильное функционирование и развитие финансового рынка страны
  • организует денежное обращение, эмитирует (выпускает) наличные деньги
  • управляет собственными золотовалютными резервами
  • организует систему гос. поддержки и рефинансирования кредитных организаций
  • осуществляет надзор за деятельностью банковских, микрофинансовых и страховых организаций, кредитных потребительских (включая сельскохозяйственные) и жилищных накопительных кооперативов, ломбардов, брокерских компаний, пенсионных фондов
  • устанавливает правила проведения расчетов и банковских операций, а также порядок бухгалтерского учета в РФ
  • занимается регулированием валюты, определяет и публикует официальные валютные курсы

Изменения в федеральном законодательстве, принятые в 2017 году, расширили права Банка России, позволив регулятору также проводить санацию банков без участия Агентства по страхованию вкладов. ЦБ получил право вливания в санируемые фин. организации средств из Фонда консолидации банковского сектора, а также право назначения в состав временной администрации специалистов Управляющей компании ФКБС.

Регулятор не только лицензирует, санирует и лишает лицензий кредитные организации. Официальный сайт Банка России содержит список банков, которым предоставлено право оказывать финансово-кредитные услуги, в том числе онлайн.

Составляет Банк России и список надежных банков, к которым относят системно значимые, поскольку их регулятор не закрывает даже при огромной недостаточности капитала. В этом случае проводится санация. При этом рейтингов кредитных организаций ЦБ РФ не формирует, их составляют независимые эксперты на основе данных с его сайта. Как видно, функции ЦБ весьма разнообразны.

Функции Аппарата Правительства[править | править код]

Основными задачами Аппарата Правительства Российской Федерации считается организация деятельности Правительства России, а также контроль за исполнением поручений федеральными органами исполнительной власти. Ключевые функции Аппарата Правительства России:

  • разработка основных направлений деятельности по реализации внутренней и внешней политики России;
  • подготовка экспертных заключений на поступившие в Правительство России проекты актов и других документов, по которым требуется решение;
  • контроль за выполнением органами исполнительной власти решений Правительства России, а также поручений председателя Правительства и его заместителей;
  • представляет интересы Правительства России в Конституционном, Верховном судах;
  • готовит для председателя Правительства материалы к его докладам и выступлениям;
  • обеспечивает организацию протокольных мероприятий;
  • обеспечивает ведение делопроизводства, соблюдение режима секретности и защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну.

Денежно-кредитная политика ЦБ

Методы денежно-кредитной политики Банка России, равно как и инструменты, которые вправе применять регулятор, выписаны в упомянутом 86-ом законе:

  1. установление ключевой ставки и других процентных ставок по операциям Центробанка;
  2. требования к нормативам обязательных резервов банковских организаций;
  3. валютные интервенции;
  4. рефинансирование банков;
  5. операции с государственными ценными бумагами в процессе обслуживания госдолга;
  6. операции на открытом рынке;
  7. кредиты правительству;
  8. эмиссия облигаций Банка России и др.

В ноябре 2014 года регулятор принял довольно неожиданное решение перейти от фиксированного курса российской валюты к менее предсказуемому плавающему. Это означало отказ от валютных интервенций — и уже через месяц рубль пережил крупнейшую с 1998 года девальвацию. Правда, в последующие месяцы курс стабилизировался, а в 2016 году рубль и вовсе пережил самое сильное годовое укрепление к доллару (около 16%) за всю рыночную историю.

Важнейшим показателем денежной политики является не только международный курс национальной валюты, но и значение ключевой (процентной) ставки. Ключевая ставка фактически представляет процент, под который центробанк любой страны кредитует банки-резиденты. Чем ниже базовая ставка, тем меньше проценты по займам физическим и юридическим лицам в кредитных организациях, дешевле ипотечные кредиты. Однако снижение процентных ставок по всем видам кредитов приводит и к падению доходности депозитных вкладов.

15 декабря Банком России ключевая ставка снижена уже шестой раз в течение 2017 года. В начале периода после падения рубля в декабре 2014 года она была резко повышена с 10% до 17% годовых, но теперь уменьшилась до 7,75%. Регулятор допускает дальнейшее снижение и в первой половине 2018-го. Поставленные цели: 4% годовой инфляции при уровне ставки около 6.75%. Актуальное значение здесь: https://cbr.ru/hd_base/keyrate/.

ключевая ставка с 2000 года

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...