Более 70 вузов России вошли в международный рейтинг “Три миссии университета” в 2019 году – Общество – ТАСС

None

История[править | править код]

В 2016 году в России впервые было объявлено о планах разработки нового международного рейтинга, который будет оценивать не только качество образования и научных исследований, но и уровень международного сотрудничества, а также вклад в устойчивое развитие и дистанционное образование[1]. Оператор рейтинга ― НКО «Ассоциация составителей рейтингов», была учреждена международной группой RAEX и ведущими российскими рейтинговыми агентствами и составителями рейтингов[2].

Пилотная версия проекта вышла в декабре 2017 года[3]. В топ-лист вошли 200 университетов из 39 стран мира[4].

Второй выпуск рейтинга, опубликованный в ноябре 2018 года, вошли 333 вуза из 53 стран. В таблицу за 2019 год попали более 1200 университетов, а в 2020 году ― 1500 университетов из 97 стран и зависимых территорий[5]. Таблица рейтинга 2020 года показала некоторые заметные изменения по сравнению с предыдущим годом, которые объясняются реакцией университетов на вызванные пандемией изменения в высшем образовании[6]. Согласно рэнкингу 2020 года, наивысшие позиции среди российских вузов в нём занимают МГУ им. Ломоносова (21 место), СпбГУ (40 место) и МФТИ (46 место)[7].

Таблица 1. Московский международный рейтинг вузов «Три миссии университета», 2020 год: топ-30

Место Название университета Страна
1 Harvard University США
2 Massachusetts Institute of Technology США
3 University of Cambridge Великобритания
4 University of Oxford Великобритания
5 University of Pennsylvania США
6 Yale University США
7 Stanford University США
8 University of California, Berkeley США
9 Columbia University США
10 University of Chicago США
11 University College London Великобритания
12 Duke University США
13 Johns Hopkins University США
14 ETH Zurich – Swiss Federal Institute of Technology Zurich Швейцария
15 Peking University Китай
16 University of Tokyo Япония
17 University of Michigan США
18 Cornell University США
19 University of California, San Diego США
20 University of Colorado Boulder США
21 Lomonosov Moscow State University Россия
22 Northwestern University США
23 University of Edinburgh Великобритания
24 The Chinese University of Hong Kong Китай/Гонконг
25 Princeton University США
26 University of Zurich Швейцария
27 California Institute of Technology США
28 New York University США
29 University of Geneva Швейцария
30 University of Toronto Канада

Первая миссия — образование

В топ-30 по критерию «образование» вошли 13 вузов из Европы (в том числе МГУ им. Ломоносова) и 13 из США, ещё два из Китая и по одному из Японии и Гонконга.

Европейские студенты выступают на международных олимпиадах в 3,8 раза успешнее американских.

Американские вузы из рейтинга лучше финансируются: на одного студента приходится в 4 раза больше средств, чем в России. 

Уровень образования зависит от соотношения количества студентов и преподавателей. В России на одного преподавателя приходится 9 студентов, столько же в Германии и Китае. Это чуть лучше, чем в Великобритании (11 студентов на одного сотрудника), но хуже, чем в Америке. Там на одного преподавателя 8 студентов.

Миссия 1: Тектонические сдвиги образования

В современном мире университеты стремительно трансформируются. Ректоры ведущих российских вузов определили главные вызовы, стоящие перед отечественной высшей школой.

Рейтинг MosIUR

Независимый Московский международный рейтинг вузов «Три миссии университета» (MosIUR) публикуется с 2017 г. Рейтинг составляется по поручению президента РФ по инициативе и под наблюдением Российского союза ректоров АСР. При подготовке рейтинга используются объективные показатели, которые впервые характеризуют все три основные миссии университета – его роль не только в сфере образования и науки (как в других рейтингах), но и во взаимодействии с обществом. По словам Луиса Клаудио Косты, президента международной ассоциации IREG Observatory, сейчас почти все существующие рейтинги в той или иной мере опираются преимущественно на исследовательские и репутационные показатели. Московский рейтинг открывает новое, второе поколение академических рейтингов.
«В 2020 г. Россия по количеству участников рейтинга «Три миссии университета» – 101 вуз – вошла наряду с США и Китаем в тройку мировых лидеров. Ведущие отечественные вузы улучшили свои позиции, это свидетельствует, что российское образование высококонкурентоспособно на мировом уровне», – подчеркивает Виктор Садовничий, ректор МГУ им. М. В. Ломоносова, президент Российского союза ректоров.

Образование становится индивидуальным. Нет двух одинаковых абитуриентов, соответственно, не может быть двух одинаковых выпускников. Это хорошо, поскольку невозможно точно спрогнозировать даже на 10 лет вперед, какие специалисты потребуются обществу. Нужно помочь студентам раскрыть свои индивидуальные способности. «Крайне важно выстроить образовательную систему, которая дает возможность выбора. Эта система должна быть противоположностью школьной, в которой существует обязательная для всех единая образовательная программа, – отмечает Владимир Васильев, ректор ИТМО. – Когда я учился, меня самого прогнали по такой «трубе» от входа до выхода, не интересуясь моим мнением: есть учебная программа, набор предметов, конкретные преподаватели, и я «иду по трубе». Это очень плохая система, она не оставляет студенту выбора и лишает его ответственности».

Многие учебные заведения уже движутся в сторону индивидуального подхода к образованию. «У нашего студента есть базовое ядро и возможность выбора уровня сложности, преподавателя, количества зачетных единиц. А дальше он может набирать различные модули, дополнительные компетенции в зависимости от того, на какого работодателя ориентируется и как представляет свою карьеру», – рассказал ректор УрФУ Виктор Кокшаров. Ректор РАНХиГС Владимир Мау добавляет: «Очень полезна модель Liberal Arts – человек может выбрать две, а то и три специализации. Благодаря этому он способен адаптироваться к текущим вызовам».

Liberal Arts Education – традиционная академическая программа западного высшего образования. Она охватывает естественные, социальные, гуманитарные науки и искусство. Центральными академическими дисциплинами являются физика, химия, биология, философия, логика, лингвистика, литература, история, политология, социология, психология и математика. Такой курс высшего образования контрастирует с обычными узконаправленными профессиональными курсами своей наполненностью.

Спрос на рынке труда кардинально меняется. Дело не только в том, что одни профессии замещают другие. Меняется сама суть профессиональной деятельности. Но это пока мало отражено в университетских программах. Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов выделяет несколько трендов: «Первое, что мы наблюдаем, – рост усложнения технологий и увеличение скорости их изменения. Что это значит для рынка труда? Технологи уходят с предприятий в сервисные центры. Вместо ремонта технологическое оборудование замещается, порой даже избыточно по отношению к их базовому использованию. В силу сложности оборудования пользователям становится бессмысленно тратить время на ремонт [оборудования], и часто происходит его замещение оборудованием следующего поколения. В России треть высшего образования готовит технологов. Нужно больше дизайнеров, проектировщиков, но технологов столько не нужно, поскольку спрос со стороны предприятий на них стремительно сокращается.

Второй фактор – замещение человека в простых видах деятельности, в основном умственной. В сфере умственного труда идет быстрое вытеснение рутинных видов деятельности, что будет серьезно сказываться на наполнении профессий будущего. И на количестве работников. Например, юристов понадобится в 2–3 раза меньше, поскольку искусственный интеллект достаточно быстро заместит повторяющуюся часть работы – обращение к базам данных и поиск нужного пункта в законе и подзаконных актах. В то же время креативность и значимость профессии юриста резко возрастают. Речь идет именно о стратегическом поведении, о качественном сдвиге в профессии. Профессии врача и учителя станут ключевыми ступеньками к большой общественной карьере – из них будут выбирать президентов.

Еще одна новая тенденция – в отдельную отрасль экономики выделилась информационная, коммуникационная среда, которая формирует отдельный пласт экономических отношений и трудовых позиций в каждом бизнесе и даже в каждом проекте. Например, Data Science: люди, которые работают с данными, сейчас самые востребованные кадры в корпорациях США. Американцы прогнозируют дефицит этих профессий до 2030 г., и это дефицит на очень хорошем, насыщенном рынке труда США.

Не меньшее значение приобретают soft skills – продвижение себя в плотной информационной среде, презентационные навыки, умение работать с медиаинструментами, развитие эмпатии, необходимой, чтобы располагать к себе заказчиков. Этому у нас не учат, а такие навыки будут необходимы практически в любой профессии.

Философия будет переживать ренессанс как прикладная дисциплина. Я имею в виду несколько ее ключевых аспектов: мировоззренческая конструкция, прикладная этика с ее принципами добра, безусловного права жизни, терпимости, непричинения вреда и эстетика – что прекрасно, а что отвратительно, т. е. базовые обоснования человеческого выбора. Философия объясняет принципы нашего выбора, ставит грань между рациональным и иррациональным, свободой и принуждением или самоограничением. Сейчас мы в первую очередь приходим к этическим конструкциям как к судьям искусственного интеллекта».

С учетом высокой неопределенности спроса на рынке труда напрашивается крамольный вывод: быть может, Минобрнауки не стоит мучиться с определением контрольных цифр приема по специальностям, а просто выделять квоты высокорейтинговым университетам, с тем чтобы они сами формировали предложение? Ведь до сих пор спрос на их выпускников стабильно высок.

Новые технологии. Пандемия показала, что без онлайна обойтись невозможно, а дистанционное образование не может полностью заменить живое общение. Но это лишь верхний слой проблемы. «Новые технологии – путь создания эффективного образовательного межуниверситетского маркетплейса, который за счет конкуренции и соревновательности будет стимулировать преподавателей совершенствовать контент и свои курсы, – отмечает ректор Томского ГУ Эдуард Галажинский. – Мы дадим студентам возможность выбирать и будем рейтинговать преподавателей».

Изменится и роль преподавателя. «Вы проектируете свой курс, решаете, в каком объеме вам нужны лекции [например] нобелевского лауреата, какие задачи вы решаете. Эти лекции нужно сопровождать, разбирать. Нужно обсудить, проанализировать, развернуть дискуссию, показать применение знаний в практике», – продолжает Галажинский. При этом между лекторами, преподавателями резко обострится конкуренция – тем более по мере разрушения языковых барьеров, которое происходит в том числе благодаря стремительному совершенствованию технологий машинного перевода.

Непрерывное образование. Как отмечает Мау, «крупный ведущий вуз должен быть вузом непрерывного образования, в течение всей карьеры специалиста он может и должен зарабатывать на разных программах, которые, очевидно, [должны быть преимущественно] платные».

Конкуренция со стороны невузовских организаций. «Основные конкуренты – не другие университеты, а неуниверситетские структуры. В лучшем случае корпоративные университеты, но чаще корпорации, которые тоже приходят на рынок образовательных услуг», – продолжает Мау.

Массовость высшего образования. Процент получающих высшее образования упорно стремится к 100%. «Практически все стали получать диплом вуза, что, на мой взгляд, не очень хорошо, – говорит ректор Новосибирского ГУ Михаил Федорук. – Это привело к снижению ценности дипломов и профессионализма выпускников вузов. Чего греха таить, в России есть университеты, в которых достаточно посещать занятия, чтобы через пять лет получить диплом. Перспективы трудоустройства после образования, полученного таким образом, соответствующие».

Возможный выход предлагает ректор Воронежского ГУ Дмитрий Ендовицкий: «Наверное, следует предоставить возможность поступать в вуз всем, кто имеет соответствующие амбиции. При этом престижные учебные заведения поднимают планку ЕГЭ и создают дополнительные входные барьеры в виде собственных вступительных испытаний. Остальные могут поступать в вузы второй, третьей, четвертой лиги. Чем ниже лига, тем больше должно быть прикладных программ – прикладного бакалавриата, программ среднего профессионального образования, чтобы ребята обучались ремеслу, выходили из стен университета социализированными и подготовленными к работе по профессии, которая востребована в данном регионе или в данной отрасли».

vedomosti.ru

Методология[править | править код]

Разработка методологии[править | править код]

Методология составления рейтинга была разработана в сотрудничестве с более чем 100 организациями ― университетами, советами ректоров, рейтинговыми агентствами и экспертными ассоциациями, в частности, с IREG Observatory on Academic Ranking and Excellence и Российским союзом ректоров (РСР)[8]. В Экспертный совет рейтинга входят специалисты в области высшего образования из Бельгии, Бразилии, Китая, Индии, Ирана, Италии, Польши, ЮАР, Турции, США, Великобритании и России[9].

Индикаторы[править | править код]

Согласно текущей версии методологии, в рейтинге используются 16 показателей, разделенных на три группы: образование, исследования и университет и общество. Суммарный вес показателей по группам составляет: образование ― 45%, исследования ― 25%, университет и общество ― 30%.

Образование

1. Количество побед обучающихся в вузе на международных студенческих олимпиадах

2. Доля иностранных студентов в общем количестве студентов

3. Отношение бюджета вуза к количеству студентов

4. Отношение количества НПР к количеству студентов

Исследования

5. Количество научных премий из списка IREG у НПР и выпускников университета

6. Средняя нормализованная цитируемость (глобальный уровень)

7. Средняя нормализованная цитируемость (национальный уровень)

8. Отношение дохода от исследований к числу НПР

Университет и общество

9. Количество массовых открытых онлайн-курсов вуза, размещенных на крупнейших глобальных платформах

10. Доля вуза в общем объеме публикаций по стране

11. Общее количество страниц веб-сайта университета, индексированных ведущими поисковыми системами

12. Количество просмотров страницы вуза в Википедии

13. Количество подписчиков аккаунта университета в социальных сетях

14. Количество выпускников вуза, которым посвящена отдельная страница в Википедии

15. Размер интернет-аудитории сайта вуза

16. Транспарентность

Международный аудит[править | править код]

В мае 2018 года рейтинг получил отчёт о результатах аудита от PwC[10]. Таким образом, рейтинг «Три миссии университета» стал вторым глобальным академическим рейтингом после Times Higher Education, прошедшим эту процедуру[11].

Таблица 2. Топ-20 российских вузов в рейтинге «Три миссии университета», 2020 год

Ранг по стране* Название университета Место в глобальном рейтинге
1 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова 21
2 Санкт-Петербургский государственный университет 40
3 Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет) 46
4 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» 120
5 Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» 147
6 Новосибирский национальный исследовательский государственный университет 161
7 Университет ИТМО 219
8 Национальный исследовательский Томский государственный университет 220
9 Национальный исследовательский Томский политехнический университет 266
10 Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина 286
11-12 Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» 301-350
11-12 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого 301-350
13-15 Казанский (Приволжский) федеральный университет 351-400
13-15 Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет) 351-400
13-15 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ 351-400
16-17 Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ 401-450
16-17 Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского 401-450
18 Российский университет дружбы народов 451-500
19 Финансовый университет при Правительстве РФ 501-550
20 Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения РФ 551-600

* – в рамках интервальных групп вузы расположены в алфавитном порядке.

Вторая миссия — наука

В топ-30 по науке больше всего университетов из США, Канады, Великобритании и Австралии. А среди стран, где государственный язык не английский, в тридцатку вошел один Технион — израильский технологический университет в городе Хайфа. 

Уровень науки тоже зависит от финансирования, и тут американцы снова лидируют. Вузы США привлекают на исследования в 3,9 раз больше денег, чем вузы Великобритании, в 2,2 раза больше, чем вузы Германии, и в 2,5 больше, чем Японии. Результат заметен: научные публикации американских вузов из рейтинга цитируются в среднем в 1,3 раза лучше, чем в среднем в мире.

Россия улучшает свои позиции: в прошлом году в топ-100 по науке не было ни одного отечественного вуза, в этом году туда вошел МГУ им. М.В. Ломоносова и занял 100-е место.

Рейтинги[править | править код]

Пилотный рейтинг 2017 года включал 200 университетов из 39 стран, куда в том числе попали 13 российских вузов. Наиболее широко представлены в рейтинге университеты США, Великобритании и Китая: 41, 18 и 14 университетов вошли в топ-200, соответственно[12].

В рейтинг 2018 года вошли 333 вуза из 53 стран мира, в том числе 17 российских вузов. В топ-333 второго выпуска рейтинга был представлен 61 университет из США; за ними следуют Великобритания (29 университетов) и Германия (25 университетов)[13].

В рейтинговую таблицу 2019 года вошли 1200 университетов из 79 стран[14]. В последнем выпуске рейтинга, выпущенном в августе 2020 года, было перечислено 1500 высших учебных заведений из 97 стран. Самыми представленными странами в списке 2020 года оказались США, Китай и Россия, представленные 200, 122 и 101 учреждениями соответственно.

Международный рейтинг

По словам гендиректора Ассоциации составителей рейтингов Дмитрия Гришанкова, внимание зарубежных исследователей к рейтингу “Три миссии университета” неуклонно растет. “Когда мы предложили авторитетным иностранным специалистам прокомментировать предварительные результаты, то явно не ожидали настолько живого интереса к рейтингу и такой оперативной реакции на наш запрос. Неравнодушие экспертов помогло нам при верификации данных по университетам 16 стран, в том числе США, Великобритании, Китая, Германии, Италии. Международная экспертиза затронула почти 60% университетов из рейтинга, и это большой успех”, – привели в пресс-службе слова Гришанкова.

Московский международный рейтинг “Три миссии университета” оценивает три ключевые задачи вузов: образование, науку и взаимодействие с обществом. Его методология прошла масштабное общественное обсуждение, в котором приняли участие свыше 100 университетов. Для составления списка используются объективные критерии, одобренные международной группой экспертов, полностью исключены репутационные опросы. Международная экспертиза итогов рейтинга проводилась с участием 16 авторитетных зарубежных экспертов, каждому из которых направлялись предварительные результаты ранжирования.

Пилотная версия рейтинга “Три миссии университета” была опубликована в декабре 2017 года, вторая версия – в ноябре 2018 года. В 2018 году рейтинг успешно прошел независимый аудит компании “ПрайсвотерхаусКуперс Аудит”, входящей в глобальную сеть PwC.

Реакция[править | править код]

Рейтинг вызвал интерес у ряда представителей рейтингового сообщества и исследователей, которые особо отметили инновационность рейтинга с точки зрения оценки взаимодействия университетов и общества.

По словам президента образовательного фонда Perspektywy Вальдемара Сивински, рейтинг «выходит за рамки традиционных критериев ранжирования, добавляя новые, более социально ориентированные элементы»[15].

В интервью бразильскому изданию Folha de S. Paulo президент международной ассоциации IREG Observatory on Academic Rankings and Excellence Луис Клаудио Коста отметил, что «новый Московский международный рейтинг университетов представляет собой второе поколение академических рейтингов и <. ..> ставит правильные и важные вопросы, ища индикаторы для оценки качества преподавания и взаимодействия университета с обществом»[16].

Президент Совета по аккредитации высшего образования (CHEA, США) Джудит Итон назвала публикацию рейтинга своевременной в связи с растущим признанием того, что социальная роль университета является одной из его ключевых функций. Она рассматривает рейтинг как попытку уйти от элитарного подхода к оценке университетов, вместо этого уделяя особое внимание социальной значимости высшего образования[17].

Эксперт по академическим рейтингам из Университета Гронингена (Нидерланды) Жюль ван Рой подверг рейтинг критике, отметив, что, несмотря на ряд «хороших идей», [составители] рейтинга оценивают только то, что они хотят измерить» и что «качество не может быть оценено с помощью простых линейных списков»[18].

Джек Гроув, обозреватель World University Rankings, также скептически отнесся к рейтингу, отметив, что исключительные достижения российских университетов имеют конъюнктурный характер[19].

Рейтинг стал предметом ряда академических исследований[20][21][22][23] наряду с ведущими мировыми рейтингами университетов, такими как Times Higher Education, QS, ARWU и др. В статье Иванчевица и Луковица (2018) указывается, что Московский международный рейтинг университетов является единственным глобальным академическим рейтингом, рассматриваемым в их исследовании, который охватывает все «измерения производительности». Задорожнюк и его коллеги (2018) отметили новаторское использование в рейтинге критериев группы «университет и общество». Помимо рейтинга «Три миссии университета», оценка вклада университета в жизнь общества также используется в Washington Monthly College Rankings и THE Impact Rankings[24].

Примечания[править | править код]

  1. New Ranking from Russia – IREG Observatory on Academic Ranking and Excellence (неопр.). ireg-observatory.org (November 6, 2016).
  2. Ассоциация составителей рейтингов :: Проекты ассоциации (неопр.).
  3. Moscow International Ranking “The Three University Missions” released – IREG Observatory on Academic Ranking and Excellence (неопр.). www.ireg-observatory.org (December 11, 2017).
  4. First Moscow International University Ranking The Three University Missions Released – Moscow International University Ranking News (неопр.) (December 11, 2017).
  5. Russian Three Missions Ranking Published – IREG Observatory on Academic Ranking and Excellence (неопр.). ireg-observatory.org (December 2, 2018).
  6. Moscow Three University Missions Ranking 2020 – IREG Observatory on Academic Ranking and Excellence (неопр.). ireg-observatory.org (August 31, 2020).
  7. Рэнкинг (неопр.). mosiur.org. Дата обращения: 27 ноября 2020.
  8. Moscow International University Ranking Methodology (неопр.).
  9. Seminar on Moscow international “Three University Missions” ranking – IREG Observatory on Academic Ranking and Excellence (неопр.). ireg-observatory.org (June 9, 2017).
  10. The Three University Missions Ranking passes independent audit – Moscow International University Ranking News (неопр.) (June 5, 2018).
  11. THE World University Rankings 2016-2017 passes independent audit (неопр.). Times Higher Education (THE) (May 9, 2016).
  12. Ranking 2017 – Moscow International University Ranking (неопр.).
  13. Ranking 2018 – Moscow International University Ranking (неопр.).
  14. MosIUR 2019: Ranking 2019 – Moscow International University Ranking (неопр.) (September 19, 2019).
  15. What direction next for university rankings? (неопр.). University World News (November 18, 2016).
  16. Brasileiro assume grupo ligado à Unesco que trata de rankings universitários (неопр.) (June 28, 2018).
  17. Moscow Third University Mission Conference – IREG Observatory on Academic Ranking and Excellence (неопр.). ireg-observatory.org (December 1, 2018).
  18. RUG drops in THE ranking (неопр.) (September 6, 2017).
  19. Russian universities excel in Kremlin-backed rankings (неопр.). Times Higher Education (THE) (December 23, 2017).
  20. Ivančević, V., &Luković, I. (2018). National university rankings based on open data: A case study from Serbia. Procedia Computer Science, 126, 1516-1525.
  21. Гайсёнак, В. А., Наумовіч, В. А., Самахвал, В. В., & Галынскі, У. М. (2018). Установы вышэйшай адукацыі Беларусі ў сусветных навукова-адукацыйных рэйтынгах: вынікі 2018 года.
  22. Гайсенок, В. А., Наумович, О. А., & Самохвал, В. В. (2018). Корреляционные связи позиций вузов в международных рейтингах. Высшее образование в России, (12).
  23. Задорожнюк Иван Евдокимович, Калашник Вячеслав Михайлович, Киреев Сергей Васильевич (2018). Московский международный рейтинг вузов в глобальном образовательном пространстве. Высшее образование в России, (6), 31-40.
  24. Usher, Alex (April 2, 2019). A New Set of International Rankings.

Структура рейтинга

Первые 300 вузов в рейтинге занимают конкретные места. Начиная с 301 места вузы поделены на группы. Внутри каждой группы они размещены в алфавитном порядке и имеют одинаковый рейтинг. Для публикации на этом сайте мы перевели названия российских вузов на русский язык, но оставили их на прежних местах в рейтинге. То есть российские вузы занимают позиции в интервальных группах согласно своим английским названиям, чтобы не было внешнего отличия от официального рейтинга, который издаётся полностью на английском.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...