Человеческий капитал

Зарождение и развитие теории человеческого капитала Современное научное и бизнес-сообщество придерживается концепции прямой взаимосвязи экономической эффективности организации в частности и…

Понятие человеческого капитала

Человеческий капитал является особой экономической категорией, основной проблемой исследования которой является специфическая природа человеческого капитала, обусловленная совокупностью физических и умственных способностей человека, определяющих его способность к труду.

Наиболее распространено следующее определение понятия человеческий капитал:

Человеческий капитал – совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом.

Данный подход отражает основные составляющие человеческого капитала, которыми являются интеллект, здоровье, знания, качественный и производительный труд и качество жизни.

Понятие человеческого капитала можно трактовать как особый капитал в форме интеллектуальных способностей и практических навыков, полученных в процессе образования и практической деятельности человека. Данная трактовка указывает на тот факт, что наличие человеческого капитала означает способность людей к участию в производстве.

Специфические особенности понятия человеческого капитала представлены на рисунке 1.

Понятие человеческого капитала

Рисунок 1 – Понятие человеческого капитала

Способность людей к участию в производстве определяет интерес к понятию человеческого капитала со стороны предприятий, так как эффективное использование человеческого капитала обеспечивает экономический рост, т.е. увеличение объема создаваемых полезностей, следовательно, повышается уровень хозяйственной деятельности предприятия.

Понятие человеческого капитала определяется в рамках нескольких концепций, включая экономическую теорию, управление персоналом, которое в свою очередь, разграничивает управление человеческими ресурсами и управление человеческим капиталом. Таким образом, человеческий капитал проявляет себя непосредственно в качестве капитала и в виде особого ресурса. С точки зрения сущностного содержания природы человеческого капитала, данное понятие затрагивает широкий спектр категорий науки управления людьми.

Разница в терминологии обусловлена включением в концепции “управления людьми” и “управление персоналом” двух взаимосвязанных понятий человеческого капитала и человеческих ресурсов. Философия и прикладные аспекты управления персоналом являются определяющими и для человеческого капитала, и для человеческих ресурсов, тогда как управленческое воздействие в теории управления людьми направлено на построение систем управления человеческими ресурсами и человеческим капиталом.

Взаимосвязь между этими аспектами представлена на рисунке 2.

Взаимосвязь между аспектами управления людьми

Рисунок 2 – Взаимосвязь между аспектами управления людьми

Теория человеческого капитала была разработана учеными-экономистами, среди которых наибольший вклад в разработку внесли Т. Шульц [1] и его последователь Г. Беккер [2]. Ими были заложены методологические основы и основные элементы теории человеческого капитала.

В таблице приведены несколько определений понятия человеческий капитал зарубежных авторов.

Понятие человеческий капитал

Автор

Определение понятия “человеческий капитал”

1

Т. Шульц

Все человеческие ресурсы и способности являются или врожденными, или приобретенными. Каждый человек рождается с индивидуальным комплексом генов, определяющим его врожденный человеческий потенциал. Приобретенные человеком ценные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями, мы называем человеческим капиталом.

Рассматривайте все человеческие способности либо как врожденные, либо как приобретенные. Свойства, которые являются ценными и могут быть развиты с помощью соответствующих вложений, будут человеческим капиталом.

2

Бонтис

Человеческий капитал представляет собой человеческий фактор в организации, это объединенные вместе интеллект, навыки и специальные знания, которые придают организации отличительный характер.

3

Скарборо и Элиас

Концепцию человеческого капитала чаще всего рассматривают, как связующую концепцию, т. е. связь между практическими методами человеческих ресурсов  и качеством работы компании с точки зрения активов, а не бизнес-процессов.

Человеческий капитал – это нестандартизированный, неявный, динамичный, зависящий от контекста и воплощенный в людях уникальный ресурс.

4

Дэвенпорт

Человеческий капитал – знания, навыки и способности людей, которые создают стоимость. Люди обладают врожденными способностями, поведением и личной энергией, и эти элементы формируют человеческий капитал. Владельцев человеческого капитала являются работники, а не их работодатели.

5

Барни

Человеческий капитал создает добавленную стоимость, которые делают люди для организации. Следовательно, человеческий капитал является условием конкурентного преимущества.

Шульц утверждал, что “благосостояние людей зависит не от земли, техники или их усилий, а скорее от знаний”. Именно этот качественный аспект экономики он определил как “человеческий капитал”. Его зарубежные апологеты придерживались аналогичного подхода, постепенно расширяя трактовку человеческого капитала.

В целом, человеческий капитал выступает главным фактором формирования и развития инновационной экономики и экономики знаний, как следующего этапа социально-экономического развития.

Человеческий капитал представляет собой результат различных видов деятельности человека: получения образования, воспитания, трудовых навыков. Затраты на приобретение знаний расцениваются при этом как инвестиции, формирующие капитал, который впоследствии будет приносить его владельцу регулярную прибыль в виде более высокого заработка, престижной и интересной работы, повышения социального статуса и т.д.

Роль человеческого капитала проявляется через социальные институты, что позволяет проанализировать не только социальные параметры, но и изучить влияние социальных факторов на рыночную экономику.

1. Что означает человеческий капитал

Человеческий капитал — это то, что определяет качественный или интеллектуальный уровень конкретного типа общества.

Его уровень в каждом социальном слое зависит от соотношения концентрации в нем людей, обладающих способностями выше, чем у других.

Само по себе понятие «капитал» означает дословно – «главное имущество». Это совокупность активов, которыми располагает человек.

Если объединить понятие «капитал» со значением слова «человек» – то можно уверенно сказать, что речь идет о ценности личных и профессиональных качеств.

В данном случае, под такими активами подразумеваются:

  • знания;
  • опыт;
  • интеллект;

Это нематериальные активы. Это уровень образования и образованности человека.

Предназначение любого капитала – создание прибыли, богатства. Не является исключением и человеческий капитал. Он тесно связан с общей производительностью труда на конкретном предприятии, в компании, в конкретном обществе, городе, регионе, стране.

История возникновения понятия

На английском языке «человеческий капитал» пишется как «human capital».

Впервые это словосочетание произнес Джейкоб Минсер в 1956 г, а затем воспользовался этим определением Теодор Шульц в 1961 г. Тогда впервые было зафиксировано неравенство итоговых доходов при общих исходных данных о труде и инструментах.

npbfx.gif

Классификация человеческого капитала.

Экономисты используют следующую классификацию человеческого капитала:

  1. Национальный человеческий капитал.
  2. Человеческий капитал фирмы.
  3. Индивидуальный человеческий капитал.

Национальный человеческий капитал – это совокупный уровень культуры, воспитания и образования, умений и навыков граждан страны, их здоровье, уровень развития науки и инноваций.

Человеческий капитал фирмы – корпоративная культура, уровень профессионального образования, умений и навыков, здоровье работников фирмы, качество и производительность труда.

Индивидуальный человеческий капитал – личная культура, уровень образованности, разносторонность знаний, профессиональные и бытовые умения и навыки, здоровье, личная эффективность.

В этой статье я хотел бы сделать акцент именно на индивидуальном человеческом капитале. Ведь от от его уровня зависит благосостояние семьи и вас лично.

Вы скажете, что у нас в стране не обязательно быть культурным и образованным чтобы иметь все, что только не пожелаешь. И будете в какой-то степени правы. Ниже я остановлюсь на этих моментах.

Стадии жизни и человеческий капитал

Каждый человек проживает в своей жизни три основных стадии, на каждой из которых у него есть потребность в расходах (потреблении), а значит и в источнике доходов. На первой стадии человек взрослеет и получает образование. Эта стадия является критической для каждого. Образование и навыки, которые мы приобретаем на первой стадии жизни определяют не только, кем мы станем в обществе, но и обеспечивают нас способно-стью зарабатывать доход или получать зарплату всю оставшуюся жизнь. Эту способность к заработку (earning power) называют человеческим капиталом. Существует высокая корреляционная зависимость между стоимостью полученного обучения и последующей стоимостью человеческого капитала. Таким образом, образование может рассматриваться как инвестиция в человеческий капитал. Вторая стадия жизни человека – экономически продуктивная, когда человек работает и получает заработную плату. Третья стадия – это жизнь человека после выхода на пенсию.

Ваш человеческий и социальный капитал

СергейМихайлович Климов, доктор экономическихнаук, профессор, ректор Санкт-Петербургскогоинститута внешнеэкономических связей,экономики и права.

Интеллектуальнобогатые люди демонстрируют успешныечерты личности, обладают хорошейпрофессиональной подготовкой итактическими способностями, умеютпринимать правильные решения и выполнятьих. Каждое из этих свойств можно разложитьна составные компоненты.

Человеческийкапитал в современной, интеллектуализированной,экономике неоднороден. Что представляютсобой компоненты человеческого капитала,дополнительные к интеллектуальнымресурсам личности?

Биофизическийкапитал — это жизненные ресурсы личности,ее физический и психологическийпотенциал, рассматриваемые в контекстеспособности к созданию стоимости. Можнопривести немало примеров, когда именноэтот вид ресурсов является не толькодоминирующим, но и весьма дорогостоящим.Так, для профессиональных баскетболистоводним из ключевых компонентов ихчеловеческого капитала является, какправило, рост. Существуют люди, напримерактеры-карлики, извлекающие доход изаномалии своего физического развития.Велико значение опосредованного влияниябиофизических ресурсов как естественного,природного ограничения профессиональныхвозможностей личности (возраст, пол,состояние здоровья). Поэтому закономерно,что сегодня практически все исследователирассматривают затраты на здравоохранениекак инвестиции в человеческий капитал.

Другимважным компонентом человеческогокапитала являются социальные ресурсыличности, то есть заложенный в человекепотенциал социального взаимодействия,его включенность в определеннуюсоциальную среду. В течение долгоговремени социальные ресурсы личностиопределялись преимущественнопроисхождением человека, его принадлежностьюк той или иной социальной группе. Любойгражданин Древнего Рима имел право нахлеб и зрелища, которые стали неотъемлемойчастью экономики того времени: хлебнужно было растить, для зрелищ нужныбыли Колизей, гладиаторы и львы. Инымисловами, социальный капитал, являясьпринадлежностью человека, не былобусловлен его индивидуальными заслугами,а был связан с экономикой скорее впотребительском, чем в созидательномплане.

Различныевиды человеческого капитала и средстваих формирования взаимодействуют. Долгоевремя базой социального капитала былобогатство в натуральной или денежнойформе. Наряду с этим фактором большуюроль в формировании социального капиталаиграло и играет образование, обеспечивающеесоциализацию личности. Образованиедает не только знания и умения, составляющиеоснову интеллектуального капитала, нои определенный престиж в обществе,причем тем больший, чем большим социальнымкапиталом обладает соответствующееобразовательное учреждение. Сегоднявсе более отчетливо прослеживаетсяобратное воздействие, например участиев добровольческой деятельности(волонтерство), спонсорство,благотворительность оказывают влияниена экономические результаты,интеллектуальную или политическуюкарьеру.

Интеллектуальныересурсы личности — это сформированныев процессе формального и неформальногообучения знания, информация и креативныеспособности человека. Интеллектуальнобогатыми являются люди, которыедемонстрируют успешные черты личности,обладают хорошей общей и профессиональнойподготовкой, хорошими тактическимиспособностями, умеют принимать правильныерешения стоящих перед ними проблем иобеспечивать их выполнение. Каждое изэтих свойств может быть разложено насоставляющие компоненты.

Эффективностьиспользования человеческого капиталав производстве в значительной степенизависит от факторов общественной среды.Связь между уровнем богатства страныи качествами ее народа была раскрыта вначале XX века Максом Вебером в известнойработе «Протестантская этика и духкапитализма».

Понятие человеческого капитала

Появление теории человеческого капитала обусловлено необходимостью более детального понимания функционирования факторов производства, в частности, необычайно высокой доли изменений совокупного производства, не обусловленной количественным приростом задействованных факторов производства – капитала и труда, а также необходимостью выдвинуть универсальное определение феномена неравенства доходов.

Экономический подход к поведению человека получил свое распространение благодаря –  Т. Шульцу и Г. Беккеру, двум нобелевским лауреатам. Понятие “человеческий капитал” было введено в научный оборот как совокупность навыков, качеств, знаний и способностей человека, которые используются им в потребительских либо производственных (для получения дохода) целях. Данный капитал называется человеческим, так как воплощен в личности человека; он выступает капиталом, так как служит источником либо будущих доходов, либо будущего потребления, или и того, и другого одновременно.

Так же, как и физический капитал, человеческий капитал является благом длительного использования, но он может устаревать морально, изнашиваться физически, причем устаревать морально он может еще до того момента, как произойдет его физический износ, ценность человеческого капитала может падать и расти в зависимости от изменений в предложении взаимодополняющих (комплементарных) факторов производства и в уровне спроса на их совместную продукцию.

Отличие физического капитала от человеческого капитала заключается в неотделимости от носителя. Носитель человеческого капитала самостоятельно не может выступать предметом купли-продажи, по крайней мере, в современное время. Человеческий капитал можно лишь арендовать, то есть привлечь по договору трудового найма к работе.

Зарождение и развитие теории человеческого капитала

Современное научное и бизнес-сообщество придерживается концепции прямой взаимосвязи экономической эффективности организации в частности и государства в целом и объема затраченных на человеческие ресурсы средств.

Например, результаты отдельных оценок инвестирования в человеческие ресурсы в США демонстрируют, что размер такого инвестирования достигает 15 процентов валового внутреннего продукта. Таким образом, затраты в США на человеческие ресурсы превышают инвестиции в орудия труда, технические сооружения и здания.

Определение:

В самом общем виде теорию человеческого капитала можно охарактеризовать как науку, исследующую процесс качественного совершенствования человеческих ресурсов для обеспечения благосостояния индивида, эффективности деятельности организации и экономики в целом.

Как формируется человеческий капитал

Если рассмотреть формирование человеческого капитала на примере отдельно взятого человека, можно сделать вывод, что в среднем данный процесс занимает 15-25 лет. Как правило, он начинается в 3-4 года. К этому моменту у ребенка уже достаточно информации для старта развития талантов и приобретения знаний. Конечно же, не стоит списывать со счетов врожденный потенциал. От того, насколько успешным будет обучение в детском возрасте, зависит дальнейшее самоопределение и самореализация.

Наиболее значимым в плане личного развития считается период с 13-ти до 23-х лет (приблизительно). В это время происходит наиболее активное общее, творческое и профессиональное обучение. Чем выше уровень накопленных знаний, тем значимее возможности в плане повышения собственного благосостояния и улучшения жизни общества в целом.

Трансформация человеческого капитала в финансовый

Центральный вопрос звучит следующим образом: «Что нужно делать, чтобы доход индивидуума, полученный им в течение экономически-продуктивного периода жизни, позволял покрывать его расходы в течение всей жизни?» Другими словами, если у человека (или домохозяйства) на протяжении жизни существует набор неких постоянных расходов на жизнеобеспечение, что нужно делать, чтобы не утратить (полностью, либо частично) источник доходов? Простое откладывание части дохода для будущего потребления еще не означает того, что когда это будущее настанет, у вас на руках – с учетом воздействия целого спектра рисков – окажется необходимая вам сумма.

Источником дохода человека (домохозяйства) на протяжении жизни является его общий капитал, или общее богатство (total wealth). В упрощенном случае общий капитал человека состоит из двух частей: его человеческого капитала и финансового капитала. Финансовый капитал включает в себя торгуемые активы, такие как акции, облигации, паи инвестиционных фондов. Человеческий капитал же является «неликвидным активом» и определяется как приведенная стоимость всех будущих трудовых доходов человека, включая доходы, которые будут выплачиваться пенсионными фондами. Для абсолютного большинства инвесторов человеческий капитал является крупнейшим активом на протяжении всей жизни.

Эмпирические проверки показали, что человеческий капитал доминирует в общем богатстве домохозяйств в США. По состоянию на 1992 год финансовый капитал у медианного домохозяйства составлял 1,3% от его общего капитала. Все остальное занимал человеческий капитал. Для 75 персентиля эта доля увеличивалась до 5,7%, а для 90 – до 17,4%. На протяжении жизни человека размер каждой из форм капитала, а значит и их соотношение в общем портфеле изменяется. Человеческий капитал как генератор регулярного дохода постепенно сходит на нет, в то время как финансовый капитал – при условии инвестирования человеком части трудового дохода – постепенно возрастает и к определенному возрасту становится доминирующим активом в общем портфеле человека. Таким образом, основная задача человека в вопросе личных финансов формулируется следующим образом: «Осуществляя на протяжении жизни регулярные сбережения части трудового дохода, трансформировать человеческий капитал в финансовый, который и станет основным источником регулярного дохода, когда человеческий капитал иссякнет». По сути, человеку необходимо планомерно заместить одну форму капитала другой.

Виды человеческого капитала

Выделяют следующие виды человеческого капитала:

  • Общий человеческий капитал – это навыки и знания без отношения к тому, где они были приобретены, они могут быть применены и на иных рабочих местах.
  • Специфический человеческий капитал – это навыки и знания, которые имеют ценность там, где они были приобретены.

Производство всей совокупности человеческого капитала обеспечивается системой формального образования, в том числе специальное и общее образование, которое улучшает качество, повышает запас и уровень знаний человека. Специфический человеческий капитал формируется посредством расходов на образование для подготовки специалистов на рабочих местах непосредственно.

Человеческий капитал может быть отрицательным и положительным:

  • Отрицательный человеческий капитал – это часть накопленного капитала, которая не дает какой-то полезной отдачи от затраченных инвестиций.
  • Положительный человеческий капитал – это накопленный человеческий капитал, который обеспечивает полезную отдачу от затраченных инвестиций.

Накопление человеческого капитала находится в зависимости от уровня человеческого потенциала в данном обществе. Для его оценки применяется широко используемый в настоящее время индекс – индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), характеризующий различные стороны развития общества. Индекс развития человеческого потенциала государства или региона характеризует три наиболее значимых фактора жизни: 

  • доход, 
  • образованность,
  • долголетие.

Формирование и развитие человеческого капитала

Накопление человеческого капитала является важной задачей государства. В приоритете у государства вложения в культуру, образование и здравоохранение. Чем выше потенциал индивида, тем выше интеллектуальное развитие страны и экономический рост. Этапы развития общества во многом зависят именно от экономики.

Сущность экономического роста зависит от формирования человеческого капитала, которому способствуют новые знания, навыки и возможности. Формирование человеческого капитала представлено в нескольких формах и определяется частью жизненных циклов.

Для формирования человеческого капитала, благодаря которому будут содержаться финансовые рынки, происходит обеспечение:

  • возможности приобретения жилья с помощью ипотеки;
  • возможности взять обычным гражданам кредит на получение образования;
  • развития компании относительно пенсионного страхования.

Каждое новое поколение запускает формирование человеческого капитала с самого начала. А чтобы человеческий капитал был достойным, каждому человеку необходимо заниматься развитием мозга и улучшением его функций. Это можно делать с помощью тренажеров Викиум.

Структура ЧК

Развитие человеческого капитала происходит по нескольким направлениям. Его структура приведена в таблице:

Физиологический капитал Интеллектуальный капитал Организационный капитал

– здоровье;

– работоспособность;

– долголетие.

-уровень квалификации;

– знания;

– профессиональные навыки.

– способности;

– менеджмент.

4. Индекс человеческого капитала

Оценивается человеческий капитал с помощью индекса. При расчетах используется специальная методология. Учитываются:

  • издержки в прошлом;
  • доходы;

Экономистами предложен метод оценки индекса по формуле. В нее входят такие показатели, как:

  • заработки в течении жизни (Х);
  • размер заработной платы на настоящее время;
  • сумма ожидаемой прибыли в возрасте (Х + 1);

Учитывается динамика развития человека от года к году, смена мест его работы, должности, дополнительного образования, результаты деятельности, причины для повышения. Это определяет способность человека приносить доход.

Согласно расчётам, в России человеческий капитал на 2019 г. составляет 46% из 70% возможных в сравнении со странами Организации экономического сотрудничества и развития (ОСЭР). При этом, доля людей с высшим образованием в России выше, чем в странах ОСЭР. Качество образования находится на одинаковом уровне.

Как грамотно распорядиться своим человеческим капиталом.

Как грамотно распорядиться своим человеческим капиталом, заложенным в вас к моменту самостоятельной жизни? Задавали ли вы себе этот вопрос? Когда мы выпускаемся из школы или даже ВУЗа, мы полны сил, энтузиазма, решимости. Мы все находимся примерно в равных условиях.

Но почему же тогда,уже примерно через 5 лет, между нами появляется разница в положении в обществе, уровне дохода и качестве жизни? Почему одни существенно продвинулись по карьерной лестнице, а другие, в лучшем случае, топчутся на месте?

Все дело в том, что одни эффективно используют накопленный человеческий капитал, а другие – нет. Одни продолжают повышать уровень знаний, оттачивают свои умения и навыки, а другие наслаждаются “взрослой жизнью”. У одних есть кумиры и наставники, у других – нет. В дальнейшем у первых только растет капитал знаний, умений и навыков, а вторые, в лучшем случае становятся обывателями.

Жизнь коротка. Поэтому стартовать нужно сразу, без раскачки. Набирать темп используя полученные знания и навыки и на ходу совершенствоваться. Сразу с молодых лет ставить все жизненно важные цели и планировать их достижение, в том числе и свою жизнь на пенсии. Вы скажете: “А как же молодость, ею пожертвовать?” Нет, но использовать молодые годы более насыщенно и познавательно. Не “зависать” в барах каждый день, а чередовать походы в злачные места с более приятным и полезным времяпрепровождением. Например: походом в музей, картинную галерею, прыжками с парашютом и еще многими интересными, познавательными и полезными развлечениями. Их превеликое множество.

Как создать личный человеческий капитал

И самое главное. Быть всегда в ногу со временем. Постоянно повышать уровень своих знаний в выбранной области деятельности, следить за всеми новинками. Всегда подходить творчески к решению стоящих перед вами задач, находить наиболее эффективные решения. Тогда вы будете незаменимым специалистом, всесторонне развитой личностью. Не вы будете просить, а к вам будут обращаться за помощью. У вас не будет проблем с поиском работы или созданием своего дела. А следовательно и уровень жизни будет соответствующий.

Более подробно обо всем этом вы можете прочесть в бесплатной книге “Личный человеческий капитал”. Она о том как создать и эффективно использовать свой личный человеческий капитал.

Человеческий капитал

Принципы управления человеческим капиталом

Управление человеческим капиталом производится на основании некоторых основополагающих принципов. А именно:

  • Рассмотрение человеческого капитала как актива, требующего инвестиций, а не как пассива, требующего затрат.
  • Совпадение бизнес-модели предприятия со стратегией развития человеческого капитала.
  • Применение новых методов, подходов и технологий в вопросах управления человеческим капиталом.
  • Сбалансированный подход к мотивированию и стимулированию трудовых ресурсов.
  • Адресность инвестиций в формирование человеческого капитала.
  • Регулярность количественной и качественной оценки человеческого капитала.
  • Научная обоснованность мероприятий.
Теория человеческого капитала

Человеческий капитал и пенсионный доход.

Человеческий капитал и пенсионный доход какая между ними взаимосвязь? Самая прямая. Я думаю вы уже догадались, что человек с положительным человеческим капиталом и пенсионный доход будет иметь соответствующий.

Во-первых он будет иметь бóльшую страховую пенсию, так как при высоком уровне дохода и отчисления в ПФР будут больше.

Во-вторых он в силу своей финансовой грамотности обязательно спланирует свою жизнь так, чтобы к выходу на пенсию у него было достаточно средств для достойной жизни в старости. А инструментов для этого более чем достаточно. Об этом я уже писал в статье: “17 источников пенсионного дохода.”

В-третьих он сумеет не только обеспечить себя в старости, но и будет в состоянии оказывать помощь своим близким. Он не будет зависеть только от государства или детей в преклонном возрасте, а возьмет свое обеспечение в свои руки и создаст личный пенсионный фонд. Он не будет скучать на пенсии. Его привычный деловой ритм в течении жизни и огромный багаж знаний и опыта будут стимулировать к передаче опыта молодому поколению.

Надеюсь Ваш положительный человеческий капитал будет делать вашу жизнь только интересной и насыщенной. Удачи Вам в достижении вершин знаний, умений и опыта в ваших делах!

С уважением к каждому из вас, Василий Карпишук.

Меры по развитию ЧК

Уровень развития человеческого капитала в той или иной стране во многом зависит от усилий правительства. Вот наиболее популярные меры, распространенные в мире:

  • обеспечение доступности жилья (как правило, речь идет о благоприятных условиях ипотечного кредитования, а также создании условий для развития рынка недвижимости);
  • обеспечение доступности образования (как начального, так и среднего и высшего);
  • повышение уровня благосостояния граждан (в частности, путем создания достаточного количества рабочих мест);
  • обеспечение ощущения личной защищенности путем развития доступных программ страхования;
  • обеспечение долголетия населения путем развития медицинской системы и обеспечения безопасности труда;
  • развитие новых форм пенсионного страхования.

Инновационный подход к развитию

Время диктует свои условия, а потому возникает потребность в новых путях развития человеческого капитала. Инновационные подход подразумевает такие меры:

  • установление связей между учебными заведениями и предпринимательской средой;
  • разработка новых образовательных услуг и соответствующего методического обеспечения;
  • внедрение в образовательный процесс современных технологий и ПО;
  • межгосударственный обмен инновационными методиками;
  • развитие консультационной базы.
Что такое человеческий капитал

Особенности инвестиций в ЧК

Изучая проблему развития человеческого капитала, стоит уделить внимание инвестициям. Речь идет о финансовых вливаниях в образование здравоохранение, науку, социальные вопросы и так далее. Инвестиции в ЧК обладают такими ключевыми особенностями:

  • Эффективность напрямую связана с продолжительностью жизни. Чем раньше начнутся финансовые вливания, и чем дольше будет длиться трудоспособный возраст человека, тем больше будет отдача.
  • Приумножаются и накапливаются, несмотря на склонность к моральному и физическому износу.
  • Как только человек теряет трудоспособность (независимо от причины), эффективность инвестиций резко снижается.
  • Если вложения в человеческое благосостояние связаны с противозаконной деятельностью, их нельзя считать инвестициями в человеческий капитал.
  • Отдача от инвестирования наступает не сразу, она может быть заметна спустя 10-20 лет.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...