Чем занимается казначейство? | Вечные вопросы | Вопрос-Ответ | Аргументы и Факты

организация исполнения бюджета в соответствии с российским законодательством через органы Федерального казначейства Минфина России либо региональные казначейства субъектов РФ и муниципальных образований. Переход к К. с. и. б. был вызван…

Сущность казначейской системы исполнения бюджета

Как экономическая и финансовая категория понятие «казначейская система исполнения бюджета» содержит ряд признаков:

  • казначейство – это кассир всех получателей и распорядителей бюджетных средств;
  • казначейство применяет систему лицевых счетов, осуществляет доведение средств бюджета с единого счета непосредственно до конечного бюджетополучателя;
  • казначейство формирует соответствующие условия для повышения эффективности, качества и оперативности контроля расходования бюджета.

Замечание 1

Казначейская система – это действенный инструмент, обеспечивающий функционирование государственной бюджетной системы через эффективное кассовое исполнение бюджета.

7.

1.

2.

3.

1.

– , . .

.

, , , (.164):

  • ;
  • ;
  • ;
  • , , .. .

: , ; ; , , ; . , .

– . , :

  • , ;
  • ;
  • ;
  • ;
  • ;
  • ;
  • .

.

. 215 . , . .

. , .

.

(. 218 ):

  • ;
  • ;
  • ;
  • .

2.

: .

: , , , . , . . . . .

, . , .

, , , . , . , . . 1.

r1.gif

1 – .

. : – – . , , .

1918 . , , , , .

1991 . , . , , . , .

, , , – – . . , .

. 2.

r2.gif

2 –

. , . , .

3.

1993 . 8.12.1992 . № 1556 , 27.08.1993 . № 864 .

, , . . : , , – , .

. 3.

r333.gif 3 –

. 155-156 . .

:
40102 ” ”
40101 “, “.

12 1997 . № 447 ” ” .
40314 ” “.

,
40105 ( 99) ” “.

:

  • 40101 40102 , ;
  • ;
  • ;
  • ..

. 5 . 912 ” “. 1 . 913 ” “. . , , .600 ” “.

40101 40102 , , . . , 40102, .

, , . . ” “, 21 2001 . №№ 14 -3-09/51.

:

  • ;
  • 40101, 40102;
  • , 40101, 40102;
  • 40101, 40102;
  • , 40101 ” , ” ();
  • , .

:

  • , , , ;
  • ;
  • , , 01.07.1995 . № 660;
  • , ( );
  • () , , ;
  • ;
  • № 21 ;
  • , , , , ;
  • 1- ” ” ().

, . , , .

, . , , , .

, , . , . , , .

:

  • , , , , , , , ;
  • , 1 , ;
  • () , ;
  • , ( ).

, , , , , . 600 ” “. , , . , .

II 1 2001 . (). , , ( 15.01.01 № 3).

, , . . , , № 40101.

, , , № 40314 ” “, . , , , , . , № 40314, .

. . 51 ; . 9 ” 2001 27.12.2000 № 150 .

. .

.

, . , .

, . . , – , – – . , :

  • ;
  • ;
  • , , , ;
  • .

, , 2004 ., . .

&nbsp

Казначейская система исполнения бюджета

Казначейская система исполнения бюджета – организация исполнения бюджета в соответствии с российским законодательством через органы Федерального казначейства Минфина России либо региональные казначейства субъектов РФ и муниципальных образований. Переход к К. с. и. б. был вызван реформированием бюджетной и банковской систем, необходимостью усиления контроля за своевременным поступлением средств на бюджетные счета и целевым расходованием бюджетных средств. При казначейском исполнении бюджета, учет поступлений по бюджетной классификации доходов, распределение доходов между бюджетами разных уровней, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, совершение разрешительных надписей на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, платежи от имени получателей бюджетных средств производят казначейские органы.

Wikimedia Foundation. 2010.

Основные функции Казначейства России:

  • обеспечение исполнения федерального бюджета
  • кассовое обслуживание
  • учет и распределение поступлений
  • управления рыночными и валютными рисками.

Полномочия Федерального казначейства:

  • распределяет (по законодательно установленным нормативам) доходы, поступившие в бюджетную систему, между бюджетами разных уровней;
  • ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;
  • открывает в ЦБ РФ и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством РФ;
  • осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • осуществляет прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета;
  • открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
  • ведет реестр государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов;
  • обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну и др.

Функции казначейской системы

Казначейские системы могут выполнять активную и пассивную роль. Пассивная роль связана с ограничением собственной деятельности казначейства простым распределением ресурсов бюджетным учреждениям исходя из утвержденного бюджета. Активная роль предполагает установлением казначейством лимитов по обязательствам и на оплате расходов.

Инструментами казначейской системы исполнения бюджета являются:

  • установление лимитов бюджетных обязательств;
  • финансовые и бюджетные лимиты;
  • применение бюджетный ассигнований.

Функции, исполняемые казначейскими системами:

  1. Кассовое выполнение бюджета в части расходов и доходов.
  2. Управление наличным денежным обращением
  3. Управление системой единого счета
  4. Управление системой государственного долга.

Различные государства применяют разные модели бюджетного исполнения. В Великобритании и США казначейство и Министерство финансов являются единым организмом, наделенным широчайшими полномочиями. Такую роль казначейства в исполнении бюджета называют гиперактивной. Во Франции, Бразилии, Австралии, казначейства наделены многими полномочиями и выполняют множество функций. В Канаде, Италии и Германии функции казначейства более ограничены и сконцентрированы.

Отметим, что казначейства разных стран во многом выполняют похожие функции:

  • предоставление через систему специально созданных и аккредитованных кредитных институтов, за счет бюджета долгосрочного кредитования предприятиям, что позволяет обеспечивать их поступательное и устойчивое развитие;
  • активное кредитование внешнеторговых контрактов, что предоставляет возможность субъектам предпринимательства эффективно пользоваться инструментами международного бизнеса;
  • интегрированная государственная финансово-информационная система;
  • анализ выполнения бюджета с учетом программно-целевых методик;
  • система взаимного и возмездного оказания услуг между казначейством и Центральным банком.

Структура

Федеральное казначейство в своей структуре имеет 85 территориальных органов и одну подведомственную организацию — Федеральное казенное учреждение «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России». За пределами России ведомство представительств не имеет.

Повышение эффективности действия казначейской системы

Казначейства зарубежных государств используют несколько методов повышения эффективности и результативности своей деятельности:

  • Во-первых, казначейские органы самостоятельно выпускают собственные ценные бумаги – казначейские обязательства со сроком погашения до 5 лет. Благодаря этому увеличивается приток более дешевых средств.
  • Во-вторых, казначейство выдает гарантии бюджетополучателю, осуществляющему закупку для технического перевооружения или участвующему в строительстве как подрядчик.
  • В-третьих, казначейские органы обеспечивают рефинансирование кредитования для банков, которые кредитуют экспортные операции, поддерживая тем самым отечественных экспортеров.

При рассмотрении функций бюджета и их взаимосвязи с ролью казначейства в бюджетных процессах, необходимо понимать, что основная функция бюджета связана с обеспечением материальной базы государства посредством аккумулирования денежных средств и последующего эффективного распределения разных задач социально-экономической сферы.

Для российской казначейской системы могут быть использованы следующие мероприятия по повышению эффективности прогнозирования:

  • расширить работу с субъектами РФ при прогнозировании денежных потов по счетам субъектов;
  • внедрить пилотное прогнозирование движения средств на уровне местных бюджетов;
  • организовать работу с системой государственных внебюджетных фондов по прогнозированию движений по их счетам;
  • разработать нормативно-правовые акты в области информатизации функций казначейства.

Для повышения ликвидности казначейской системы исполнения бюджета России необходимо:

  • предоставлять бюджетные кредиты муниципальным образования по отлаженному механизму;
  • проводить операции купли-продажи ценных бумаг с привлечением средств федерального бюджета;
  • запускать механизмы таргетирования на ежедневной основе;
  • разработать предложения по совершенствованию «кэш-менеджмента» в государственных секторах.

Описанные мероприятия позволят обеспечить неразрывность процесса исполнения бюджета на каждом уровне бюджетной системы России с процессом государственных закупок. Вместе с тем, это позволит контролировать и анализировать размещение государственных заказов, а также их исполнение.

Повышая эффективность и результативность казначейской системы, государство положительно повлияет на национальных предпринимателей. Характеристики прозрачности, иерархичности, упорядоченности, целенаправленности, свойственные казначейской системе, являются элементами современной бизнес-модели.

Переход казначейских органов к активной роли исполнения бюджета, включая ассигнования широкого функционала, отражает осуществляющиеся процессы реформирования бюджета и окончательный переход к программному бюджету.

История

Зарождение казначейской службы произошло еще во времена Древней Руси, когда появилась должность казначея — должностного лица княжеской или боярской администрации, хранителя княжеских ценностей, которые назывались казной. С расширением границ Российского государства и его укреплением постепенно росла казна, и это требовало дополнительного контроля за сохранностью средств. Все это привело к возрастанию роли казначеев и появлению в XV веке, в период царствования Ивана III, казенных дворов.

В результате финансовых преобразований Петра I в 1710 году была создана Счетная или Казначейская контора, которая должна была следить за правильным поступлением налогов. Она просуществовала до 1742 года.

Бумажные деньги Российской империи

С 1 января 1769 года стали выпускаться ассигнации четырех достоинств: 25, 50, 75 и 100 рублей. Их печатали черной краской на белой бумаге с водяными знаками. Деньги этого выпуска имели примитивный внешний вид, что упрощало фальсификацию. Размер ассигнаций составлял 190 х 250 мм. На фото: 25 рублей 1769 года.
С 1 января 1769 года стали выпускаться ассигнации четырех достоинств: 25, 50, 75 и 100 рублей. Их печатали черной краской на белой бумаге с водяными знаками. Деньги этого выпуска имели примитивный внешний вид, что упрощало фальсификацию. Размер ассигнаций составлял 190 х 250 мм. На фото: 25 рублей 1769 года. © Public Domain
Второй тип ассигнаций стал выпускаться в 1786 году. Для печати стала использоваться цветная бумага, изготовленная на специальной мануфактуре в Царском Селе. В обиходе бумажные деньги часто именовались по расцветке. На фото: ассигнация номиналом 5 рублей или «синенькая» 1794 года. 173 х 134 мм.
Второй тип ассигнаций стал выпускаться в 1786 году. Для печати стала использоваться цветная бумага, изготовленная на специальной мануфактуре в Царском Селе. В обиходе бумажные деньги часто именовались по расцветке. На фото: ассигнация номиналом 5 рублей или «синенькая» 1794 года. 173 х 134 мм. © Public Domain
В 1802-1803 годах были заготовлены новые ассигнации номиналом 5, 10, 25 и 100 рублей, но они так и не вышли в обращение. Банкноты этого типа известны только в образцах. Номер 515001 одинаков на всех ассигнациях выпуска. Размеры денежных знаков каждого номинала неодинаковы.
В 1802-1803 годах были заготовлены новые ассигнации номиналом 5, 10, 25 и 100 рублей, но они так и не вышли в обращение. Банкноты этого типа известны только в образцах. Номер 515001 одинаков на всех ассигнациях выпуска. Размеры денежных знаков каждого номинала неодинаковы. © Public Domain
1 января 1820 года начался обмен старых 5 и 10-рублёвых ассигнаций на новые. Цвет бумаги остался прежним, но рисунок претерпел значительные изменения. Ассигнации этого типа выпускались и находились в обращении до 1843 года. На фото: 5 рублей 1821. 180 х 132 мм.
1 января 1820 года начался обмен старых 5 и 10-рублёвых ассигнаций на новые. Цвет бумаги остался прежним, но рисунок претерпел значительные изменения. Ассигнации этого типа выпускались и находились в обращении до 1843 года. На фото: 5 рублей 1821. 180 х 132 мм. © Public Domain
В 1840 году в результате денежной реформы министра финансов Канкрина ассигнационный рубль был упразднён. Привязанные ранее к ассигнационному рублю медные монеты вновь получили жёсткий курс обмена с серебром, а сам серебряный рубль в виде монеты был дополнен депозитными, а с 1843 года кредитными билетами. На фото: 10 рублей 1840. 145 х 100 мм.
В 1840 году в результате денежной реформы министра финансов Канкрина ассигнационный рубль был упразднён. Привязанные ранее к ассигнационному рублю медные монеты вновь получили жёсткий курс обмена с серебром, а сам серебряный рубль в виде монеты был дополнен депозитными, а с 1843 года кредитными билетами. На фото: 10 рублей 1840. 145 х 100 мм. © Public Domain
50 рублей 1841 г.
10 рублей 1854 г. 115 х 160 мм
В 1869 году в обращение вводятся кредитные билеты нового типа (образца 1866 года). Номиналы 5, 10, 25, 50 и 100 рублей содержали портреты русских правителей, положившие начало традиции изображения на деньгах государственных деятелей. На фото: купюра 100 рублей 1872. 180 х 102 мм.
В 1869 году в обращение вводятся кредитные билеты нового типа (образца 1866 года). Номиналы 5, 10, 25, 50 и 100 рублей содержали портреты русских правителей, положившие начало традиции изображения на деньгах государственных деятелей. На фото: купюра 100 рублей 1872. 180 х 102 мм. © Public Domain
10 рублей, государственный кредитный билет 1882 года.
10 рублей 1894 г. 104 х 174 мм.
В 1895-1898 годах под руководством Сергея Витте была проведена денежная реформа, в ходе которой основой обращения стал золотой рубль, включавший 17,424 долей чистого золота (около 0,77 грамм). Золотые монеты имели свободное хождение наравне с бумажными кредитными билетами. На фото: государственный кредитный билет 1 рубль 1898 года. 142 х 83 мм.
В 1895-1898 годах под руководством Сергея Витте была проведена денежная реформа, в ходе которой основой обращения стал золотой рубль, включавший 17,424 долей чистого золота (около 0,77 грамм). Золотые монеты имели свободное хождение наравне с бумажными кредитными билетами. На фото: государственный кредитный билет 1 рубль 1898 года. 142 х 83 мм. © Public Domain
100 рублей выпуска 1898 года. Традиционный цвет купюры — жёлто-бежевый, пастельных оттенков. Из-за изображённой Екатерины II купюру прозвали в народе «катенька». 260 х 122 мм.
100 рублей выпуска 1898 года. Традиционный цвет купюры — жёлто-бежевый, пастельных оттенков. Из-за изображённой Екатерины II купюру прозвали в народе «катенька». 260 х 122 мм. © Public Domain
Банкнота достоинством 50 рублей образца 1899 года. На лицевой стороне изображён Николай Первый. 188 х 118 мм
Банкнота достоинством 50 рублей образца 1899 года. На лицевой стороне изображён Николай Первый. 188 х 118 мм © Public Domain
Банкнота
Банкнота “петенька” достоинством 500 рублей образца 1912 года. Лицевая сторона с изображением императора Петра Первого. Впервые за всю историю России купюра такого большого номинала была разработана в 1897 году, в 1898 выпущена в обращение. Размер купюры больше А4, 275 х 128 мм. © Public Domain
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...