Что представляют собой государственные займы? | «Кредибанк.ру» | Яндекс Дзен

Статья 108 БК РФ в действующей редакции с комментариями

Дополнительно

Дефицит бюджета – превышение расходов бюджета над его доходами.

Бюджетная смета – документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения.

Бюджетное учреждение – некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетные ассигнования – предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.

Доходы бюджета – поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета

Консолидированный бюджет – свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.

Словари:

Словарь

Налоговый словарь

Словарь бухучета

Юридический словарь

Словарь инвестора

Виды целевого кредита

Существует большое количество видов целевого кредита. Такое разнообразие объясняется большим количеством объектов целевого кредитования. Вот самые распространенные из них.

Кредит на строительство дома

Этот вид целевого кредитования становится всё более популярным среди граждан России. И в последующие году рост будет только расти.

Однако, несмотря на широкое применение, у этого займа существуют отличительные черты, которые могут стать проблемой для потенциального клиента банка.

  1. Первым обязательным условием договора по целевому кредиту на строительство дома является наличие залога и (или) поручителей. Причем чём залог требуется, в основном, имущественный и чем выше будет стоимость имущественного залога, тем больше вероятность одобрения целевого кредита на строительство дома (например – строительство дачи).
  2. Вторым обязательным условием договора станет внесение первоначального взноса, который составляет от 15% до 30% от занимаемой суммы.

Так же отличительной чертой этого целевого кредита станет достаточно высокая процентная ставка. Это обусловлено высокими рисками банка, при выдаче больших сумм в кредит.

Целевой потребительский кредит

Самыми популярными направлениями целевого потребительского кредита, за последние десять лет, стали:

  • кредит на образование;
  • кредит на развитие частного хозяйства;
  • рефинансирование кредита.

В случае кредитования расходов на образование средним сроком кредитного договора будет составлять около 15 лет (пять лет учебы и десять лет после учебы). Ставка на такой кредит составляет от 5% до 13% годовых.

При этом у данного кредита есть уникальное условие – это отсрочка платежа, которая может быть предоставлена банком по причинам академического отпуска или наступления армейской службы.

Кредит на развитие частного хозяйства предоставляется под средний процент годовых – 15%. Однако в этом случае, в большинстве банков, существуют ограничение по сумме кредита. В большинстве случаев это один миллион рублей.

С 2009 года популярность среди заемщиков стал набирать кредит на погашение старого кредита. В этом случае ставки по второму кредиту более выгодны клиенту банка и за счет полученных денежных средств, он погашает задолженность по старому кредиту. Но стоит помнить, что в случае получения целевого кредита на рефинансирование старого кредита ни на что другое деньги не могут быть потрачены.

Целевой государственный кредит

Это кредит, который выдается государством для поддержания различных сегментов производственно-хозяйственной деятельности в стране. Это могут денежные средства, выданные правительством страны, в виде кредита, на поддержание субъектов малого бизнеса, сельского хозяйства или возмездного финансирования научно-технического прогресса.

Еще одно понятие государственного целевого кредита – это денежные средства, полученные государством от международных ассоциаций и банков, на какие-то конкретные цели (организация международного праздника, поддержание экономического состояния страны, урегулирование конфликтных ситуаций на территории страны и т.д.).

Иностранный целевой кредит

Целевой иностранный кредит (заимствование) – форма финансирования проектов, включенных в программу государственных внешних заимствований Российской Федерации, которая предусматривает предоставление средств в иностранной валюте на возвратной и возмездной основах путем оплаты товаров, работ и услуг в соответствии с целями этих проектов.

Целевые иностранные кредиты (заимствования) включают связанные кредиты иностранных государств, иностранных юридических лиц, а также нефинансовые кредиты международных финансовых организаций. Это определение дается Бюджетным кодексом РФ (далее по тексту – БК РФ) в 6 статье.

Можно выделить схожие черты между государственным и иностранным целевым кредитом, но существенным отличием будет определение валюты кредитных отношений. Во втором случае – это может быть только иностранная валюта.

В статье 93.5 БК РФ прописаны цели, на которые могут быть израсходованы полученные денежные средства по договорам иностранных целевых кредитов и условия их выдачи:

  1. Бюджетные кредиты за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований) могут предоставляться Российской Федерацией субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям и юридическим лицам;
  2. Предоставление бюджетных кредитов, указанных в предыдущем пункте, осуществляется в соответствии с программой государственных внешних заимствований Российской Федерации, в которой отражаются цели предоставления бюджетного кредита, сумма предоставляемого бюджетного кредита, срок кредитования, конечный получатель бюджетного кредита;
  3. Основания, порядок предоставления, использования и возврата бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований) устанавливаются условиями соответствующих договоров;

Целевой ипотечный кредит

Ипотечные целевые кредиты наряду с целевыми кредитами на строительство дома, набирают всё большую популярность среди населения. Иногда это единственный способ приобрести долгожданную собственную жилплощадь.

Основные условия кредитных договоров на ипотечный целевой кредит следующие:

  • диапазон предоставляемых сумм кредита от ста тысяч рублей до 25 миллионов рублей;
  • срок предоставления кредита от трёх до тридцати лет;
  • обязательное наличие залога;
  • интервал годовой процентной ставки составляет от 11 до 24 процентов;
  • внесение первоначального взноса, размер которого определяется в каждом случае индивидуально;
  • возможно досрочное погашение суммы кредита, без выплаты не начисленных процентов.

Таким образом можно сделать вывод о том, что единственным фактором, который способен остановить рост разновидностей целевого кредита, может быть только ограниченность потребительского спроса и ограниченность фантазии банковских служащих.

Комментарий к статье 108 БК РФ

1 – 2. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи программа государственных внешних заимствований России представляет собой перечень всех внешних заимствований России. Данное положение содержалось и в ранее действовавшей редакции статьи, т.е. до внесения изменений Законом 2007 г. N 63-ФЗ. Новеллой Закона 2007 г. N 63-ФЗ является то, что в указанной программе подлежит отражению разница между объемом привлечения и объемом средств, направляемых на погашение основного долга по каждому виду долгового обязательства. Еще одним нововведением Закона 2007 г. N 63-ФЗ является то, что гарантии России в иностранной валюте в программе государственных внешних заимствований России не отражаются (см. комментарий к ст. 108.1 Кодекса).

Как и ранее, установлено, что в программе государственных внешних заимствований России должны быть разделены несвязанные (финансовые) и целевые иностранные заимствования, а также определен перечень сведений, подлежащих указанию в программе по каждому виду долгового обязательства.

Согласно определению, данному в ст. 6 Кодекса, целевой иностранный кредит (заимствование) – это форма финансирования проектов, включенных в программу государственных внешних заимствований РФ, которая предусматривает предоставление средств в иностранной валюте на возвратной и возмездной основах путем оплаты товаров, работ и услуг в соответствии с целями этих проектов. Целевые иностранные кредиты (заимствования) включают связанные кредиты иностранных государств, иностранных юридических лиц, а также нефинансовые кредиты международных финансовых организаций.

Там же определено, что:

связанные кредиты иностранных государств, иностранных юридических лиц – это форма привлечения средств на возвратной и возмездной основе для закупок товаров, работ и услуг за счет средств иностранных государств, иностранных юридических лиц в основном в стране кредитора;

нефинансовые кредиты международных финансовых организаций – это форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок преимущественно на конкурсной основе товаров, работ и услуг в целях осуществления инвестиционных проектов или проектов структурных реформ при участии и за счет средств международных финансовых организаций.

3 – 4. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает обязательность отдельного отражения в программе государственных внешних заимствований России всех займов, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долл. США, на весь срок займа. При этом специально оговорено, что данные займы могут быть реализованы только при условии их утверждения в составе программы федеральным законом о федеральном бюджете.

В силу п. 4 комментируемой статьи в программе государственных внешних заимствований России должно быть детализировано (т.е. указаны сведения, предусмотренные п. 2 этой же статьи) по конкретным займам не менее 85% общего объема внешних заимствований.

5. В пункте 5 комментируемой статьи предусмотрена единственная возможность осуществления внешних заимствований, не включенных в программу государственных внешних заимствований России: такие внешние заимствования могут быть осуществлены в процессе такой реструктуризации государственного внешнего долга России, которая приводит к снижению расходов на обслуживание государственного внешнего долга России в рамках установленного предельного объема государственного внешнего долга России.

Данное право, которое может реализовать Правительство РФ или Минфин России на основании делегированного полномочия, распространяется исключительно на несвязанные (финансовые) государственные внешние заимствования России.

6. Пункт 6 комментируемой статьи устанавливает обязательность отражения в программе государственных внешних заимствований России соглашений о займах, заключенных в предыдущие годы, если такие соглашения не утратили силу в установленном порядке.

7. Реструктуризация долговых обязательств, составляющих государственный внешний долг России, т.е. основанное на соглашении прекращение таких долговых обязательств с их заменой иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств (см. комментарий к ст. 105 Кодекса), согласно п. 7 комментируемой статьи в программе государственных внешних заимствований России не отражается.

8. В пункте 8 комментируемой статьи установлено, что программа государственных внешних заимствований России утверждается в качестве приложения к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

В соответствии со ст. 165 Кодекса разработка по поручению Правительства РФ программы государственных внешних заимствований России входит в бюджетные полномочия Минфина России. Согласно ст. 184.2 и п. 4 ст. 192 Кодекса проект программы государственных внешних заимствований России вносится в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Программа государственных внешних заимствований России на 2008 г. утверждена согласно приложению 45 к Закону о федеральном бюджете на 2008 – 2010 гг.:

Вид заимствования Сумма (млн.

долларов США)

Государственные ценные бумаги, номинальная

стоимость которых указана в иностранной

валюте -3705,3

Кредиты иностранных государств, включая

целевые иностранные кредиты (заимствования),

международных финансовых организаций, иных

субъектов международного права, иностранных

юридических лиц -1540,0

Всего -5245,3

Программа государственных внешних заимствований России на 2009 – 2010 гг. утверждена согласно приложению 46 к названному Закону:

Вид заимствования Сумма (млн.

долларов США)

2009 г. 2010 г.

Государственные ценные бумаги,

номинальная стоимость которых

указана в иностранной валюте -1504,9 -1283,1

Кредиты иностранных государств,

включая целевые иностранные кредиты

(заимствования), международных финан-

совых организаций, иных субъектов

международного права, иностранных

юридических лиц -1152,3 -1055,9

Всего -2657,2 -2339,0

Как предусмотрено в ч. 2 ст. 21 Закона о федеральном бюджете на 2008 – 2010 гг., Правительство РФ в 2008 г. вправе принимать решения:

1) о направлении средств Резервного фонда на досрочное погашение государственного внешнего долга России;

2) о списании государственного внешнего долга России по государственным займам, осуществленным путем выпуска от имени России ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте и по которым истек срок исковой давности, установленный законодательством РФ.

В ч. 3 указанной статьи также предусмотрено, что Правительство РФ вправе продолжить урегулирование коммерческого долга бывшего СССР, включая задолженность по компенсационно-фрахтовым операциям, на условиях, сопоставимых с условиями урегулирования задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов.

Согласно ч. 4 этой же статьи операции по выдаче облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа в целях урегулирования внутреннего валютного долга бывшего СССР перед российскими юридическими лицами – владельцами блокированных валютных счетов и счетов в клиринговых, замкнутых и специальных валютах, открытых во Внешэкономбанке, не подлежат отражению в Программе государственных внешних заимствований России на 2008 г.

Какие бывают государственные займы?

Многие из нас, когда слышат слово «кредитование», сразу представляют себе клиента банка (физическое или юридическое лицо), который обращается в кредитное учреждение с целью взять у него для решения своих финансовых вопросов в долг деньги. На самом деле заемщиками можем выступать не только мы с вами, но и целые государства, которые, к слову, являются участниками кредитных отношений на постоянной основе.

Разъяснение

Порядок предоставления бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований) регулируется статьей 93.5 БК РФ.

Другими словами целевой кредит можно потратить только на то, что является объектом кредитование в договоре с банком.

Это могут быть, к примеру: покупка жилья или оплата медицинских услуг, однако ни на что другое полученные деньги не могут быть потраченными.

Преимущества и недостатки

Данный вид кредита имеет неоспоримые преимущества:

  1. более низкие годовые процентные ставки, в сравнении с прочими банковскими кредитами;
  2. сниженные риски для банка, так как ещё на этапе формирования условий кредитного договора, можно в полной мере оценить вероятность возврата выдаваемого заема, так как банк абсолютно уверен в цели кредита.

Однако существуют и недостатки, из-за которых продолжают существовать альтернативы целевого кредита:

  • большой пакет запрашиваемых документов. Так как банк наверняка знает, на какие цели будут потрачены денежные средства, могут быть запрошены дополнительные документы, для дополнительной гарантии вероятности возврата займа;
  • при оформлении целевого кредита с обязательным предоставлением залога, потенциальный клиент понесет дополнительные расходы, связанные с: экспертной оценкой стоимости залога (квартиры, земельного участка и т.д.), страхованием имущества и т.д.

Самым главным нюансом целевого кредита остается его целевое использование. То есть только на те цели, которые были прописаны в кредитном договоре. В противном случае банк может потребовать немедленно погашения оставшейся суммы кредита и уплаты штрафа, который будет предусмотрен условиями договора.

Ваш репост и оценка статьи:

Что представляют собой государственные займы?

Если рассмотреть понятие «государственный заем» в словарях, можно сделать вывод, что, по сути, это деятельность государства, основная цель которой – привлечь дополнительные денежные средства, необходимые для решения вопросов функционирования экономического сектора, социальной сферы, производства и т.д. Государство в данном случае выступает должником (заемщиком) и обязуется в оговоренные сроки вернуть долг заимодавцу (кредитору).

Следует сразу оговориться, что государственные займы могут различаться в зависимости от целей привлечения денежных средств, поэтому при их рассмотрении целесообразно указывать, какой заем имеется в виду. Не менее важно не путать также внутренние и внешние займы государства. В первом случае в качестве кредитора выступают банки, предприятия и граждане страны-заемщика, во втором случае денежные средства в бюджет государства поступают от внешних кредиторов.

Рекомендуем: Микрозаймы без отказа, преимущества микрокредитов

Сами по себе государственные займы выполняют более масштабные функции, чем обычные банковские кредиты, которые ежедневно оформляются нами в кредитных учреждениях. Основными функциями таких займов являются:

  • распределительная функция – размещение денежных средств по централизованным денежным фондам, в основе которого лежит принцип приоритетности (сначала деньги выделяются туда, где они наиболее необходимы)
  • регулирующая функция – при помощи государственных займов есть возможность воздействовать на денежное обращение, уровни процентных ставок и т.д.
  • контрольная функция – при распределении государственных займов очень важен контроль целевого использования денежных средств их получателями

Какие бывают формы займа государственного?

В настоящее время экономисты и финансисты выделяют различные формы займа государственного. Основными критериями большинства классификаций форм займов являются: место получения, срок погашения и роль заемщика.

Что касается форм займа в зависимости от места получения, их мы с вами уже рассматривали. Напомним, займы в данном случае могут быть внешними и внутренними.

По месту получения государственные займы делят на краткосрочные и среднесрочные. Краткосрочные займы необходимо погасить в течение 1-5 лет с момент их получения, крайний срок среднесрочных займов оговаривается в договорах займа и превышает 5 лет.

Можно, в принципе, выделить и такую категорию, как долгосрочные государственные займы. Благодаря такому дополнению в классификации структуризацию долга по периодам проводить станет гораздо проще.

По роли заемщика займы государства обычно разделяют на централизованные и децентрализованные. Если заемщик – правительство, будет оформляться централизованный заем, если местный орган власти – децентрализованный.

Следует сказать, что представленные формы займа государственного – основные формы, но далеко не все. Так, ряд авторов добавляет в классификацию облигационные (предполагающие эмиссию ценных бумаг) и безоблигационные (оформляются путем подписания договоров, соглашений и т.д. и не предполагают эмиссию ценных бумаг) займы государства и т.д.

Рекомендуем: Где взять деньги в долг под проценты?

Похожие статьи

  1. Тезаврация
  2. Срочный вклад
  3. Бланковый кредит
  4. Таможенные платежи
  5. Трансфертные платежи
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...