Что такое рыночная экономика

Социально рыночная экономика (нем. Soziale Marktwirtschaft) экономическая система, организованная на основе рыночной саморегуляции, при которой координация действий осуществляется на основе взаимодействия на рынках свободных частных…

Содержание

Основные характеристики модели социально-рыночной экономики

  • обеспечение полной занятости населения;
  • социальная безопасность, социальная справедливость и социальный прогресс (путем проведения государством мероприятий по перераспределению в форме оказания социальной помощи, социальных пенсий и уравнивающих платежей, субсидий, дотаций, прогрессивной шкалы подоходного налога и т. д., через систему социального обеспечения: пенсионное, медицинское страхование, страхование по безработице и по уходу, от несчастного случая; через трудовое и социальное законодательство);
  • частная собственность на средства производства и свободное ценообразование;
  • создание условий для конкуренции и обеспечение конкуренции (например, путем антимонопольного законодательства, законов против недобросовестной конкуренции);
  • сознательная политика укрепления конъюнктуры экономического роста;
  • политика стабильной валюты (в том числе через независимый эмиссионный банк);
  • свобода внешней торговли, свободный валютный обмен;

I. Теоретическая основа формирования и развития концепции социального рыночного хозяйства

1. Общая оценка базовых теорий

Каждая отдельно взятая экономическая или социально – экономическая концепция не возникает из ничего – в ее основе непременно (в той или иной степени) заложены разработанные ранее теории, уже высказанные точки зрения. Концепция социального рыночного хозяйства не является исключением, поэтому с целью полноты ее исследования на наш взгляд необходима предварительная характеристика базовых воззрений (с учетом центральной темы исследования – лишь в рамках их основных положений).

В качестве базы концепции германского социального рыночного хозяйства (Soziale Marktwirtschaft) выступает теория ордолиберализма (Ordoliberalismus). При этом ордолиберализм, по сути, является немецким вариантом теории неолиберализма(Neoliberalismus) [1], в свою очередь, основанной на теории классического либерализма(Liberalismus). Придерживаясь исторически сложившегося порядка, первой рассмотрим теорию либерализма.

Как система взглядов теория экономического либерализма ведет свое начало от английских классиков Адама Смита и Давида Рикардо, выдвинувших требование: позвольте людям делать то, что они хотят. Либерализм признает ведущую роль индивидуальной деятельности, обусловливаемой личным интересом. Основной принцип теории – обеспечение наибольшей свободы хозяйствующих субъектов и строгое ограничение степени государственного вмешательства в экономику (следование позицииLaissez faire).

Теоретические убеждения сторонников либерализма могут быть выражены в ряде следующих положений:

  • наиболее эффективной системой хозяйствования считается рыночная система – она создает наилучшие условия для экономического роста и развития;
  • рыночная система обладает способностью саморегулирования, обеспечивая тем самым наличие «естественного порядка» (Ordnung);
  • естественный порядок формирует и поддерживает оптимальное сочетание личных и общественных интересов;
  • свободе деятельности препятствует образование монополий и (или) вмешательство государства;
  • государство обязано лишь обеспечивать условия для конкуренции.

В основе различных концепций рыночного хозяйства лежат следующие виды либерализма [2]. Во-первых, это традиция, ведущая свою историю от Адама Смита и Шотландской школы (при том, что влияние А.Смита сказалось далеко не на одной школе), придающая большое значение собственному интересу. Во-вторых, традиция, базирующаяся на принципе общественного разума и логики, например, в работах Юргена Хабермаса(Juergen Habermas). В-третьих, христианская, особенно католическая, доктрина, принимающая рынок как механизм координации, но требующая его сопровождения соответствующей институциональной и социальной политикой (труды Августина и Фомы Аквинского). По мнению Петера Козловски (Peter Koslowski), концепция социального рыночного хозяйства изначально формируется на основе классических и христианских экономических воззрениях (примерно в равной степени).

Неолиберализм понимается как вариация классических взглядов либералов, выражающая неприятие тоталитарных общественных систем и допускающая присутствие элементов государственного регулирования в экономике. Неолиберальные экономические и социальные проекты в обязательном порядке включают требование (закрепленное в конституции или в законе) защиты конкуренции от монопольной власти. Различаются же они в выработке направлений, позволяющих решить проблему совмещения свободы с необходимостью поддержки социально незащищенных слоев населения. Неолиберальное направление представляет собой систему различных взглядов. В современных условиях под определением «неолиберальной» выступает несколько школ. К ним принято относить чикагскую (Фрэнк Найт, Милтон Фридмен), лондонскую (Людвиг фон Мизес, Фридрих Август фон Хайек), фрайбургскую (Вальтер Ойкен, Людвиг Эрхард) школы.

Основателем Чикагской школы считается экономист и социолог Фрэнк Найт (1885 – 1972). Согласно точке зрения Найта экономическая теория изначально призвана рассматривать чисто экономические процессы, абстрагируясь от технологических, социальных и структурных элементов. Важное место в его трудах занимает фактор «уникальной неопределенности», связанный с конъюнктурными колебаниями. Прибыль есть результат риска и удачи, в условиях стационарной регулируемой экономики она отсутствует. Приоритетной Ф. Найт считал только «конкурентную экономику». В качестве последователей Ф. Найта выступают Милтон Фридмен и Джордж Стиглер (1911 – 1991).

Лондонская школа неолиберализма считается классической, а ее основателем является Людвиг фон Мизес. Людвиг фон Мизес (1881 – 1973) рассматривал главным образом вопросы конкуренции в изменяющихся экономических условиях и проблемы экономического равновесия. Он утверждал [3], что централизованное регулируемые цены делают невозможным достижение экономического равновесия в условиях плановой экономики. В результате централизованная экономика (вне свободно меняющихся цен) не предусматривает наличия инструментов эффективного планирования. Системы плановой государственной экономики он называл «планируемым хаосом».

Если Л. Мизеса принято считать основателем лондонской школы неолиберализма, то ее представителя Ф. Хайека (1899 – 1992), ученика Л. Мизеса, называют отцом неолиберализма. С точки зрения Хайека рынок как система обеспечивает синтез предельно конкретного знания с предельно абстрактным. Под первым понимается индивидуальное знание специфических условий времени, места и образа действий [4]. Умение пользоваться этими условиями в конечном итоге обеспечивает индивидуальные преимущества. Свободный рынок создает предпосылки для использования этого знания, наделяя правом распоряжаться им обладателей этого знания.

Конкуренция в трудах Хайека – процесс динамический, а понятие «совершенная конкуренция» изначально исключает возможную конкурентную деятельность [5] . Конкуренция трактуется как метод порождения новых знаний. Этому способствует открытие новых потребностей, никому до этого неизвестных, и новых способов их удовлетворения. Кроме этого, экономические агенты узнают, на что они реально способны по сравнению с прочими. Вывод: искусственное ограничение конкуренции сокращает объем знаний, доступных обществу. По мнению Хайека, защиту конкурентного порядка не следует сводить к идее Laissez faire. Наступление государства можно остановить, если либералы будут самостоятельно разрабатывать и реализовывать меры по преодолению трудностей, с которыми сталкивается современный мир. «Конкуренция есть процесс формирования мнения: путем распространения информации она создает единство и согласованность экономической системы» [6]. Государственное вмешательство препятствует распространению информации, поэтому его функции должны быть строго ограничены [7].

2. Позиция ордолиберализма

В немецком либеральном движении 40 – 50-х годов двадцатого столетия параллельно существовали две группы экономистов – единомышленников. С одной стороны, ордолибералы, или представители Фрайбургской школы, то есть собственно либералы во главе с В. Ойкеном и Ф. Бёмом, с другой – сторонники социальной рыночной экономики, среди которых Альфред Мюллер-Армак (Alfred Müller-Armack, 28.06.1901 – 16.03.1978) иЛюдвиг Эрхард (Ludwig Erhard, 4.02.1897 – 5.05.1977). Значительный вклад в процесс формирования и реализации концепции социального рыночного хозяйства внесли Александр Рюстов (Alexander Rüstow) и Вильгельм Рёпке (Wilhelm Röpke), сторонники неолиберализма гуманистической традиции [8].

Единство взглядов представителей этих групп состояло в том, что личная свобода общества является ценностью сама по себе. В силу этого социальная рыночная экономика рассматривалась ими не как набор рекомендаций по восстановлению разрушенной экономики, а как программа, направленная на формирование политического, экономического порядка и тех сфер, в которых свобода является основным условием эффективности [9] 

Начало германскому ордолиберализму было положено экономистом Вальтером Ойкеном (Walter Eucken, 17.01.1891 – 20.03.1950) и юристомФранцем Бёмом (Franz Böhm, 16.02.1895 – 26.09.1977) в начале 30-х гг. во Фрайбурге (Freiburg).

Учение ордолиберализма строилось на принципах конкуренции, то есть на такой ситуации, когда множество продавцов противостоит множеству покупателей, и никакой индивидуум, а также их объединение не способны оказывать влияние на рыночную цену. Ордолибералы исходили из убеждения, что только хозяйственный (или экономический) порядок (Wirtschaftsordnung), основанный на свободе и ответственности каждого индивидуума, может эффективно обеспечить общество ограниченными благами и неуклонно повышать всеобщее благосостояние. В качестве одной из основных задач современного либерального государства рассматривалась защита конкуренции. Считалось, что политика конкуренции должна стать справедливой для всех: должен быть принят принцип универсальной конкуренции, который противостоял бы всем попыткам частных лиц и государства в целом монополизировать рынок. Они полагали, что развитая система конкурентного рынка позволяет всем членам общества (вне зависимости от их социального статуса) вести достойный образ жизни.

В частности, В. Ойкен утверждал, что каждая конкретная система базируется на сочетании потребностей людей, природных условий, рабочей силы, товарных запасов, технических знаний, правового и социального порядка (порядку придано особое значение). Порядок не устанавливается сам, в его формировании принимает участие государство. В результате он становится естественным, так как ведет к развитию полной конкуренции и экономики в целом, что соответствует самой природе человека и основным принципам экономической свободы [10] .

Ойкен отдавал однозначное предпочтение свободному рыночному хозяйству и сформулировал основные «конституирующие» принципы строя конкуренции:

  • Неприкосновенность частной собственности;
  • Стабильность денежного обращения и национальной валюты;
  • Открытые рынки;
  • Свобода всех сделок и договоров, кроме тех, цель которых состоит в ограничении конкуренции;
  • Несение каждым индивидом ответственности за принятые им экономические решения (т. е. недопущение фиктивных компаний);
  • Постоянство экономической политики.

Экономическая политика, по мнению Ойкена, может быть представлена политикой порядка и политикой регулирования. Политика порядка (Ordnungspolitik) включает создание и совершенствование реальных порядков, в условиях существования которых осуществляется деятельность экономических субъектов. Вмешательство государства в эту сферу не просто допускается, но и приветствуется, так как основной его функцией видится нейтрализация колебаний экономической конъюнктуры, ограничение власти монополий. Однако государство должно следовать двум принципам: необходим контроль созданных влиятельных рыночных субъектов (монополий) и следует создавать экономический конкурентный порядок (Wettbewerbsordnung), а не регулировать естественные экономические процессы [11] . Политика регулирования – политика воздействия на процесс хозяйственного развития, где любое вмешательство государства в экономический процесс недопустимо, а основное значение придается правовому и социальному порядку.

Описание экономической модели

Впервые указанная модель в ее классическом виде была внедрена в Германии в послевоенный период (1946 год). Она была призвана в короткий промежуток времени восстановить экономическую мощь государства, существенно ослабленную Второй мировой войной. Современная Германия доказывает, что выбор оправдал ожидания.

Исходя из определения, социально-рыночная модель представляет собой систему, регулируемую рыночными отношениями, главным ориентиром и целью которой является повышение благосостояния, уровня жизни и социальных гарантий граждан.

Одним из ключевых признаков социально ориентированной рыночной модели является развитая экономика с высокими показателями внутреннего валового продукта на душу населения с одновременным высоким развитием социальных институтов, обеспечивающих гарантию прав и свобод граждан. Это выражается в высоком уровне государственно-частного партнерства, в котором именно институты власти выступают гарантом и регулятором достижения параметров социально-экономического развития.

В зависимости от предшествующего политического и экономического строя, различают эволюционную и транзитивную варианты социально ориентированной рыночной экономики.

Социально ориентированная рыночная экономика

Определение

Рыночная экономика — это вид экономической системы, который базируется на свободе предпринимательства и разрешении частной собственности. Рыночная экономика предполагает развитие рынка в свободном порядке при минимальном вмешательстве государственных структур. Отличительные признаки и главная характеристика рыночной экономики в том, что разные хозяйственные субъекты могут свободно взаимодействовать между собой, ценообразование не контролируется одним игроком.

Источники возникновения идей социальной ориентации экономики

В настоящее время имеются различные подходы обоснования выбора путей развития национальной экономики в направлении социальной ориентации. Ранними произведениями такого толка были священные религиозные книги, где божественные заповеди становились основными правилами общественного поведения человека и они подчёркивали о единой природе происхождения людей и их равенства между собой. Продолжением такого подхода можно отнести философские учения Г.Гегеля и других гуманистов, как Ж.Руссо, Г.Бафер, Э.Реклю, С.Сисмонди. Так, например, Ж.Руссо, Г.Бафер были сторонниками за получения всеми членами общества равные блага.

В дальнейшем появляются научные взгляды экономистов, которые, основываясь на труды философов и гуманистов, вводят в содержание социальной ориентации понятия рыночного хозяйствования, как присутствие конкуренции, сочетания эффективности и социальной справедливости, выравнивания доходов и сокращения разрыва между минимальными и максимальными доходами среди граждан, и тому подобное.

Однако имеются противники социальной направленности развития экономики. Так, в частности, австро-американский экономист, лауреат Нобелевской премии Ф.А.Хайек ($1899–1992$ гг.) писал, что «употребление термина «социальный» становится практически тем же самым, что и призыв к «распределительной справедливости». А между тем это несовместимо с конкурентным рыночным порядком, а также с ростом и даже поддержанием существующей численности населения и достигнутого уровня богатства. В общем, из-за подобного рода ошибок люди стали называть «социальным» (общественным) то, что является главной помехой для самого поддержания жизни «общества». В сущности, «социальное» следовало бы именовать «антисоциальным».

Рисунок 1.

Функции государства в рыночной экономике

Государство и его исполнительная власть могут вмешиваться в жизнь рыночной экономики, но они не меняют ход событий коренным образом. Сила влияния государства на экономику различается — это зависит от политического устройства конкретной страны, но в целом у государства есть несколько ролей в рыночной экономике — защищать права производителя и потребителя, препятствовать созданию монополий и регулировать импорт и экспорт товаров.

Роль государства в рыночной экономике

Влияние государства на рыночную экономику можно рассматривать исходя из трех аспектов: ресурсного, финансового и правового.

  • Ресурсный аспект — это добыча и распределение необходимых для производителей материалов.
  • Финансовый — выпуск денег, сбор налогов и их распределение.
  • Правовой — создание регулирующих законов, лицензирование производителей и защита гражданских прав (как потребителя, так и производителя).

Если государство вмешивается в экономику слишком сильно, например: устанавливает жесткую регуляцию цен, владеет большей частью производственных мощностей или ограничивает частную форму собственности, то такой уклад нельзя считать рыночным. Чем больше государство имеет влияния, тем менее свободным является рынок. Задача государства в настоящей рыночной экономике — не подавлять ее, а поддерживать. С другой стороны, полное невмешательство в жизнь рынка может привести к тому, что он начнет развиваться хаотически и незаконно.

Как государство оказывает поддержку

Первостепенная задача государства — наблюдать за игроками на рынке и следить за тем, чтобы конкуренция была законной и честной. Антимонопольная служба должна препятствовать появлению компаний, которые будут полностью контролировать какую-нибудь часть рынка за счёт подавления более мелких предприятий. Государство принимает соответствующие законы и наблюдает за их соблюдением.

Государство создает правовую базу для функционирования рыночной экономики, а также проверяет, соблюдаются ли все законы, нормативно-правовые акты и другие требования как производителями, так и потребителями.

Государственные службы защищают потребителей товаров и услуг. Для этого они проверяют качество производимой компаниями продукции и выдвигают определенные требования к тому, в каких условиях должно работать производство и какими свойствами должен обладать конечный товар.

В случае несоблюдения указаний, государство может запретить дальнейший выпуск продукции компанией или временно приостановить его. Потребители, купившие некачественный товар, имеют право заменить его. В случае отказа со стороны производителя, потребитель может обратиться за помощью к государству.

Государство защищает не только потребителей, но и производителей товаров и услуг. Для этого оно выдает лицензии и подтверждает качество товаров, защищает права частных собственников.

Еще один способ оказания поддержки рыночной экономике — инвестиции со стороны государства. Государственные службы могут поддерживать ключевые отрасли экономики страны за счет постоянных денежных вливаний, безвозмездного обучения специалистов и т.д. Благодаря этому многие предприятия продолжают работать даже в периоды кризиса. Государство может субсидировать заводы, фабрики и другие производства для того, чтобы последние избежали банкротства.

Государственное регулирование рыночной экономики

Помимо указанных выше действий, государство также занимается контролем финансового аспекта рынка. Сюда включается сбор налогов и других обязательных платежей с производителя и потребителя, распределение денег, эмиссия ценных бумаг и денежных знаков, контроль за их обращением. Без этого невозможно нормальное функционирование рынка, а значит и его развитие.

Государство всегда тщательно контролирует процесс добычи полезных ископаемых, следит за развитием энергетики, инфраструктуры и коммуникаций, системой образования, здравоохранения, аграрным бизнесом. Одни государства могут всецело контролировать эти аспекты экономики за счёт того, что полностью владеют этими отраслями, другие — предъявляют жесткие требования к частным владельцам. Связано это с тем, что это — отрасли экономики напрямую связанные с государством (ресурсы и социальная составляющая). За этими областями ведется постоянное наблюдение и они подвергаются постоянному контролю.

Центральные банки стран занимаются эмиссией ценных бумаг и денежных знаков, которые нужны для нормального функционирования рынка. Кроме того, ЦБ обращает внимание и контролирует обиход иностранных валют в государстве и распоряжается валютным, золотым и другими запасами государства для того, чтобы поддерживать его экономику.

Функции государства в рыночной экономике — примеры

Центральный Банк Российской Федерации ежегодно эмиссирует определенное количество национальной валюты — российских рублей. Благодаря этому он контролирует процессы инфляции и поддерживает необходимое для функционирования экономики количество валюты.

Другой пример — Федеральная антимонопольная служба РФ, которая занимается борьбой с монополиями, нечестной рекламой и другими незаконными методами конкуренции между предпринимателями. Также ФАС проверяет иностранные инвестиции, соблюдение норм при розничной торговле и т.д.

Многие из ключевых добывающих отраслей в России контролируются государством — оно либо проверяет деятельность компаний и занимается распределением ресурсов, либо владеет компаниями, либо обладает внушительным (контрольным) пакетом акций для того, чтобы принимать ключевые решения по дальнейшему развитию отраслей. Министерство экономического развития РФ также выполняет планы по экономическому развитию, которые приняты Правительством России.

Рыночные структуры

  • Совершенная конкуренция
  • Монополистическая конкуренция
  • Монополия
  • Монопсония
  • Олигополия
  • Олигопсония

См. также

  • Социал-либерализм
  • Капитализм
  • Конкуренция
  • Экономическая теория
  • Адам Смит
  • Недостатки рыночной экономики
  • Квазирынок

Ссылки

  • Книга о становлении рыночной экономики в европейских странах (кроме Англии)
  • Людвиг Эрхард. «Благосостояние для всех»

Какую роль играет конкуренция

Конкуренция — это главный стимул развития рынка. Производители ведут борьбу между собой за покупателей, поэтому качество товара постоянно улучшается, при этом используются более отлаженные процессы производства и современные технология. Рыночная конкуренция вынуждает снижать цены.

Виды конкуренции в рыночной экономике

Конкуренция проявляется в разных видах: в ценообразовании, качестве производства, методах производства, использовании инноваций, конкуренция за сбыт товаров и т.д. По масштабам конкуренция бывает индивидуальной (между предпринимателями), местной, национальной и глобальной (между организациями).

Модели рыночной экономики

Рыночная экономика развивается разными путями в разных государствах:

  • Классический капитализм. Характерен для западноевропейских государств.
  • Англо-саксонская модель. США, Британия.
  • Восточно-азиатская. Китай.

Помимо этих видов моделей есть и другие, но перечисленные выбрало большинство существующих государств.

Вопросы

Чем отличается рыночная экономика от командной

Рыночная экономика в отличии от плановой, командной (централизованной), регулируется спросом и предложением. Только от коньюктуры рынка (то есть спроса и предложения) зависит положение игроков на рынке. Рыночная экономика отличается от командной тем что в ней вопрос о том, что и как производить, производители решают самостоятельно.

Командная и рыночная экономика- сравнение

командная и рыночная экономикаФото: infourok.ru

Командная экономика также известна как плановая экономика, плановое хозяйство или централизованная экономика.

Примеры стран с рыночной экономикой

Страны с рыночной экономикой: США, Россия, Китай, Германия, Франция, Канада, Мексика, Италия и другие. Степень вмешательства государства в этих странах разная, но в основе каждого из них находится свободная конкуренция.

Когда сформировалась рыночная экономика в России

Экономика России ранее отвечала административной модели, характеризующейся централизацией всех процессов, наличием одного главного регулятора в виде государственных органов, установлением данным регулятором цен на определенном уровне, системой планирования. С момента распада СССР, Россией принят курс на построение экономической модели рыночного типа для вывода экономики в состояние роста.

Что такое социально-ориентированная рыночная экономика

Социально-ориентированная рыночная экономика — это модель экономической системы, которая организована на основе рыночной саморегуляции, при которой координация действий осуществляется на основе взаимодействия на рынках свободных частных производителей и свободных индивидуальных потребителей.

Модель социально-рыночной экономической системы исходит из требования, что государство и частный бизнес не ведут полный контроль над экономикой, а служат людям. В этой разновидности смешанной экономики, так же как и в рыночной экономике, только решения самых потребителей, поставщиков ресурсов и частных фирм определяют структуру распределения ресурсов.

Принципы социальной рыночной экономики

социальная рыночная экономикаФото: 900igr.net

Однако при этом экономически более сильные обязаны поддерживать более слабых. Роль государства заключается в развитии чувства взаимной ответственности всех участников на рынке и в корректировке несправедливых тенденций в конкуренции, торговле и распределении доходов. Данная система рассматривалась как альтернатива капиталистическому и социалистическому строю.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...