Целевые и общие налоги. Специальные налоговые режимы

Общие положения. Налоги, зачисляемые в дорожные фонды. Налог на реализацию горюче смазочных материалов. Налог на пользователей автомобильных дорог. Налог с владельцев транспортных средств. Налог на приобретение автотранспортных средств. Земельный налог. Сбор на нужды образовательных учреждений. Налог с продаж

Налоги целевые

Местные налоги (целевые сборы, налог на уборку территории, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, сбор на нужды образовательных учреждений и др.) [c.294]

Единый сельскохозяйственный налог заменяет уплату большинства налогов и сборов, предусмотренных ст. 13, 14 и 15 первой части НК РФ, а именно налог на прибыль организаций, ЕСН, за исключением отчислений в пенсионный фонд налог на добычу полезных ископаемых налоги, служащие источниками образования дорожных фондов плата за пользование водными объектами налог на имущество предприятий налог с продаж в случае введения его регионами земельный налог целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образовательных учреждений и другие цели сбор за право использования местной символики налог на рекламу лесной налог и др. [c.245]

Единый сельскохозяйственный налог заменяет уплату налога на прибыль организаций, единого социального налога, за исключением отчислений в пенсионный фонд налога на добычу полезных ископаемых налогов, служащих источниками образования дорожных фондов плату за пользование водными объектами налога на имущество предприятий налога с продаж в случае введения его регионами земельного налога целевых сборов на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образовательных учреждений и другие цели сбора за право использования местной символики налога на рекламу лесного налога и др. [c.264]

Расчетные ведомости по начислению взносов в Пенсионный Фонд РФ, Фонд обязательного социального страхования РФ, Фонды обязательного медицинского страхования, Федеральную службу занятости РФ. Отчеты, подаваемые в ГНИ по начислению транспортного налога, целевого сбора на содержание правоохранительных органов, сбора на нужды образовательных учреждений, налоговые декларации по удержанию подоходного налога, в случаях, предусмотренных законодательством. [c.263]

Выделяются также налоги общие и налоги целевые. За счёт поступлений общих налогов формируется доходная часть бюджета, и эти средства могут быть в дальнейшем направлены на любые цели, предусмотренные в бюджете. В отличие от общих, поступления от целевых налогов могут быть направлены только на специально оговорённые в законодательстве цели. Так, поступления от подоходного налога с физических лиц, налога на добавленную стоимость, налога на прибыль и др. могут быть направлены на любые предусмотренные бюджетом цели, в то время как поступления от сбора на нужды образовательных учреждений — только на финансирование расходов на образование. [c.176]

Задача 2.8. Рассчитайте сумму налогов и сборов хозяйствующего субъекта за квартал от начисленной заработной платы. К ним относятся отчисления в пенсионный фонд, на государственное страхование, на обязательное медицинское страхование, в фонд занятости, транспортный налог, целевой сбор на содержание правоохранительных органов, на нужды образовательных учреждений. [c.8]

В зависимости от того, бюджет какого уровня власти обеспечивают налоги, различают федеральные налоги (на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, подоходный налог на прибыль предприятий и доходы физических лиц), налоги субъектов федерации (на имущество предприятий, за пользование природными ресурсами), местные налоги (на имущество физических лиц, за право торговли, земельный налог, целевые сборы). [c.96]

НАЛОГИ ЦЕЛЕВЫЕ – см. ЦЕЛЕВЫЕ НАЛОГИ [c.423]

НАЛОГИ ЦЕЛЕВЫЕ — налоги, взимаемые целевым назначением на определенные нужды. [c.237]

АВТОМОБИЛЬНЫЙ НАЛОГ — целевой налог, взимаемый в ряде стран с владельцев средств автотранспорта и используемый на содержание и улучшение автодорог. Преимущественно поступает в целевые дорожные фонды или местные бюджеты. Автомобильный налог взимается в зависимости от назначения автомобиля (легковой, грузовой), его размера, грузоподъемности или мощности двигателя, а также по твердым ставкам. Во Франции ставки устанавливаются в зависимости от мощности мотора, в ФРГ — от веса автомобиля и мощности мотора. В РФ (и в СССР) аналог данного вида налогообложения — налог с владельцев транспортных средств. [c.9]

ЕДИНОВРЕМЕННЫЙ ОБЩЕГРАЖДАНСКИЙ НАЛОГ — целевой единовременный налог, применявшийся в Советской России в 1920-е гг.  [c.99]

ЦЕРКОВНЫЙ НАЛОГ — целевой налог, взимающийся в Германии как дополнение к подоходному налогу на основании налогового законодательства земель, поступающий в доход церкви. Налогоплательщиками являются все члены религиозной организации, правомочной взимать указанный налог в данном церковном районе (своей конфессии). Выход из церкви означает прекращение обязательств по выплате налога. [c.486]

Налоги на имущество физических лиц — 443 Налоги с физических лиц — 318 Налоги целевые — 318 Налоговая декларация — 334, 374, 390 Налоговая полиция — 110 Налоговое право [c.742]

НАЛОГ ЦЕЛЕВОЙ — налог, который сбирается для осуществления определенных нужд, форма государственной мобилизации средств, направленных на проведение опре- [c.402]

Доход прогнозируется на основе доходов от акцизов на горюче-смазочные материалы и транспортного налога. Целевые бюджетные фонды [c.65]

Владельцы малых предприятий, которые не терпят заниматься налогами (целевой рынок), Джон Джонсон — бухгалтер (отрасль деятельности), который освободит вас от этой головной боли (ключевое преимущество), подсчитывая налоги даже на дому у клиентов (дополнительное преимущество). [c.32]

Вмешательство государства в функционирование рынка, реализуемое через социально-экономическую, валютно-финансовую, структурно-инвестиционную и научно-техническую политику, с целью перспективного воздействия на развитие общественного производства и решения социальных проблем посредством различных рычагов (целевых программ с ресурсным обеспечением, налогов и таможенных тарифов, госзаказов, субсидий, кредитов, гарантий, информационно-маркетингового обеспечения). [c.298]

Понятие налога и сбора. Установление, введение и отмена налогов и сборов. Функции налогов. Элементы налога. Виды налогов. Федеральные, региональные и местные налоги. Прямые и косвенные налоги. Общие и целевые налоги. Источники уплаты налогов.-Методы взимания налогов. [c.193]

В целях повышения заинтересованности местных органов управления в размещении на их территории химических и нефтехимических производств целесообразно уменьшить на 25% налог на прибыль, отчисляемую в союзный бюджет, и направить эти средства целевым назначением в местный (районный, городской) бюджет. 1 [c.138]

На сегодняшний день действует около 50 налогов. Многие из этих налогов НЕ имеют объектов налогообложения, т.е. являются фактически фискальными сборами. К ним относятся вышеперечисленные налоги. Многие из налогов дублируют друг друга, например, сбор на нужды общеобразовательных заведений дублирует целевой сбор на благоустройство и образование. [c.124]

Налоги, расходы по которым относятся на финансовые результаты налог на прибыль, имущество предприятий, рекламу, целевые сборы на содержание милиции, благоустройство и уборку территории, содержание жилищного фонда и объектов социальной сферы, нужды образовательных учреждений, сборы за парковку автомобилей. [c.126]

Существование большого числа налогов неоправданно с экономической точки зрения, так как количество объектов налогообложения весьма ограничено (доход, добавленная стоимость, стоимость имущества, производство определенных видов продукции, совершение определенных видов операций), а установление целевых налогов и сборов противоречит общим принципам налогообложения. [c.94]

Значительные возможности оптимизации налоговых платежей в практике деятельности предприятий имеются при формировании целевых моделей учетной политики. Учетная политика предприятия позволяет регулировать финансовые потоки предприятия и влиять на величину показателей финансовых результатов. Следовательно, появляется возможность оптимизировать величину налоговых платежей предприятия, в частности по налогу на прибыль. [c.19]

Местные налоги и сборы затрагивают интересы граждан непосредственно. Поэтому так важно их обоснованное введение и адресное использование строго по целевому назначению для решения местных задач. Например, взамен сбора на содержание милиции, благоустройство территории и другие цели было бы целесообразно ввести два адресных налога сбор на содержание милиции и сбор на благоустройство территорий. Это пример не единичный. Необходимо отменить неэффективные налоги, платежи по которым практически отсутствуют. Вместо отмененных налогов увеличить ставки по налогам и сборам, которые поступают в городской бюджет с целью финансирования развития материально-технической базы города. [c.42]

Размер налога на имущество во многом зависит от выбора видов деятельности, входящих в состав льготируемых, путей обеспечения процессов производства или обращения необходимыми ресурсами. Например, можно направить деятельность в жилищное строительство, выиграть конкурс на заключение контракта, связанного со строительством объектов, входящих в целевые социально-экономические программы жилищного строительства, создание центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, которые осуществляются за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств. Используемое при этом имущество освобождается от налога, если на предприятии обеспечивается его учет по видам деятельности. [c.9]

Концепции остаточного дохода и экономической добавленной стоимости очень близки. Экономическая добавленная стоимость также оперирует величиной прибыли от основной деятельности, но только после удержания налога на прибыль. Экономическая добавленная стоимость имеет то же преимущество по сравнению с прибылью на инвестиции, что и остаточный доход ЭДС учитывает, что для обеспечения расширенного воспроизводства бизнес-единица должна своими доходами покрывать стоимость капитала. При определении ЭДС в качестве величины целевой нормы прибыли используется стоимость капитала (в то время как в формуле остаточного дохода фигурирует целевая прибыль до удержания налога, что выше стоимости капитала). [c.42]

Относительно оборотных финансовых активов известно, что их увеличение на 43103,4 тыс. руб. произошло за счет поступившего целевого финансирования (7695,7 тыс. руб.), реализации продукции (5420,6 тыс. руб.), предоплат (19632,7 тыс. руб.) и полученного кредита (3630,0 тыс. руб.), а также внереализационных доходов (423,1 тыс. руб.). При этом расходы и платежи в отчетном периоде были направлены на погашение кредита (3538,0 тыс. руб.), кредиторской задолженности (21701,5 тыс. руб.), а также выплату заработной платы и отчисление, налогов и неналоговых платежей в бюджет и социальные фонды, на перечисление процентов по кредиту и других обязательств (11009,6 тыс. руб.). Общий прирост ОФА поэтому находится на уровне 553,0 тыс. руб. [c.54]

П по разделу Прибыль и фонды в виде прибыли от всех видов деятельности (1262,2 тыс. руб.) и дохода от внереализационных операций (423,1 тыс. руб.), а также пополнения фондов за счет целевого финансирования (1440,0 тыс. руб.). Из общей суммы поступлений на налоги в бюджет и внебюджетные фонды, штрафы, выплату дивидендов, страховые и прочие платежи было направлено 1246,8 тыс. руб. Оставшаяся часть прибыли связана с внутренним перемещением в размере 2817,0 тыс. руб. [c.102]

Движение заемного капитала внутреннего (см. табл. 4.8), отражаемое по разделу 13, происходит в результате начисления всех доходов к выплатам. В состав начислений включаются оплата труда (4404,0 тыс. руб.), отчисления в социальные фонды, налоги, сборы, пошлины и штрафы (2591,6 тыс. руб.), проценты за кредит (1410,8 тыс. руб.), которые относятся на удорожание продукции (общая сумма 8406,4 тыс. руб.) налоги в бюджет (1246,8 тыс. руб.), источником которых выступает балансовая и чистая прибыль НДС по расчету как сумма от НДС с выручки (4119,9 тыс. руб.) за вычетом НДС оплаченного (3501,2 тыс. руб.), а также НДС с авансов полученных (3272,8 тыс. руб.) и целевого финансирования (1282,6 тыс. руб.) за вычетом НДС со сторнированных сумм (соответственно 3176,3 и 240,0 тыс. руб.). [c.103]

Руководствуясь этими удельными весами, выручка и авансы полученные распределяются по отдельным полочкам , каждая из которых имеет свое целевое назначение — отдельная статья сводной калькуляции. В силу этого, каждая статья сводной калькуляции получает свой источник финансирования. Становится понятным, сколько заработанных средств может быть направлено на оплату сырья и материалов, выплату заработной платы, перечисление налогов и неналоговых платежей, процентов по кредиту и возврат самого кредита. Прибыль, заложенная в плановую калькуляцию, также получает денежное наполнение. [c.188]

Финансовая и денежно-кредитная политика. Для уменьшения дефицита платежного баланса используются бюджетные субсидии экспортерам, протекционистское повышение импортных пошлин, отмена налога с процентов, выплачиваемых иностранным держателям ценных бумаг в целях притока капитала в страну, денежно-кредитная политика, особенно учетная политика и таргетирование денежной массы (установление целевых ориентиров ее ежегодного роста). [c.158]

В доходной части баланса используются следующие бюджетные данные налог на добавленную стоимость и акцизы, подоходный налог с физических лиц, налог на имущество, налоги на внешнюю торговлю, внешнеэкономические операции и доходы от внешнеэкономической деятельности, средства бюджетных целевых фондов, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, доходы от государственной собственности или деятельности, включая доходы от продажи имущества. [c.109]

Еще одним принципом финансов является целевая направленность. К традиционным целям предпринимательской деятельности относятся извлечение прибыли, повышение рентабельности производства и производительности труда, обеспечение устойчивого положения на рынке, достаточности материальных, трудовых и финансовых ресурсов. К целям государственных финансов относятся мобилизация доходов в форме налогов, сборов и неналоговых поступлений перераспределение ресурсов в соответствии с утвержденными параметрами и направлениями развития социальной сферы, государственного и муниципального секторов экономики, инвестиционными программами и выполнением внутренних и внешних обязательств по заимствованиям. [c.29]

Субъекты РФ привлекают целевые бюджетные ссуды на финансирование кассовых разрывов, связанных с сезонным характером затрат либо сезонным характером поступлений доходов, на срок до шести месяцев на возмездных и безвозмездных условиях. Цели предоставления таких ссуд, условия оплаты и возврата целевых бюджетных ссуд субъектам РФ определяются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Если предоставленные бюджетные ссуды не погашены до конца финансового года, остаток непогашенной ссуды погашается за счет средств финансовой помощи, оказываемой в очередном финансовом году бюджету субъекта РФ из федерального бюджета. Если бюджет субъекта РФ не получает в очередном финансовом году финансовой помощи из федерального бюджета, непогашенная часть бюджетной ссуды погашается за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, зачисляемых в бюджет субъекта РФ. [c.364]

Государственные финансы. В соответствии с системой государственного управления в И. государственные финансы имеют многозвенную структуру они включают бюджеты различных органов государственной власти союзный (центральный) бюджет, 15 бюджетов штатов, ок. 1,5 тыс. бюджетов муниципалитетов в городах, более 300 бюджетов округов и несколько сот тысяч бюджетов низовых органов власти на селе — панчаятов. Каждый орган власти самостоятельно формирует, утверждает и исполняет свой бюджет. Наиболее важные государственные функции сосредоточены в руках центрального пр-ва В соответствии с этим, а также для контроля и руководства нижестоящими органами власти, центральное пр-во концентрирует в своем распоряжении основную массу финансовых ресурсов гос-ва, а затем передает значительную часть кх местным органам власти, гл. обр. штатам. Последние в свою очередь выделяют часть средств нижестоящим органам власти. Передача, средств из вышестоящих бюджетов в нижестоящие производится в виде отчислений от налогов, целевых субсидий, дотаций и займов. В 1959/60 г. субсидии и займы штатам составили 26% расходов союзного бюджета вместе с отчислениями от налогов они покрыли более 45% всех расходов штатов. [c.464]

Соответственно в раздел III по.пассиву входят разные кредиты Госбанка, расчеты с кредиторами и прочие пассивы, относящиеся к основной деятельности краткосрочные ссуды Госбанка под расчетные документы в пути и на покупку чековых книжек ссуды, не оплаченные в срок долгосрочные кредиты кредиторская задолженность— поставщикам по просроченным платежным документам, по неотфактурованным поставкам финансовым органам — по налогу с оборота, по отчислению от прибыли и прочим платежам министерству — по полученным от него средствам в порядке оказания временной финансовой помощи банкам долгосрочных вложений — по полученным ссудам на индивидуальное жилищное% строительство специальные фонды, целевое финансирование в Стройбанк источники средств для капитального ремонта — амортизационный фонд в распоряжении предприятия на капитальный ремонт, ссуды Госбанка и прочие источники средств. [c.290]

Смотреть страницы где упоминается термин Налоги целевые

: [c.426]    [c.17]    [c.75]    [c.144]    [c.795]    [c.239]    [c.277]    [c.299]    [c.401]    Финансовое право Издание 3 (2005) — [ c.318 ]

Copyright © 2021 – economy-ru.info

Общие положения

Налоги, имеющие определенное целевое назначение, давно известны в мировой практике налогообложения. Такие налоги появились еще в докапиталистическую эпоху и сохраняются по настоящее время. В отличие от обычного порядка они зачисляются, как правило, не в бюджет как денежный фонд общего значения, а в целевые внебюджетные фонды. Например, в США существует налог на продажу бензина, бензопродуктов, топлива, смазочных материалов, который поступает в дорожный фонд.

Такой опыт был широко использован при установлении новой налоговой системы в Российской Федерации. В 1990-х гг. был введен ряд налогов и других платежей, зачисляемых в целевые внебюджетные фонды, или в бюджет, но специальной строкой для использования на определенные цели, а также в целевые бюджетные фонды. Единичные случаи придания налогу целевого назначения встречались в советской практике и прежде. Например, налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, действовавший на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1988 г., был предназначен для привлечения средств на строительство и ремонт автомобильных дорог.

Четко выраженное целевое назначение из числа ныне действующих налогов имеют налоги, зачисляемые в дорожные фонды. Такой же характер свойствен земельному налогу, который учитывается в бюджете отдельной строкой; местному налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурного назначения, налогу с продаж, а также некоторым платежам обязательного характера разных уровней, включенных законодателем в налоговую систему Российской Федерации (платежи за пользование природными ресурсами, лесным фондом, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор на нужды образовательных учреждений и другие, среди них и местные целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции, на благоустройство территории и иные цели).

Значение и особенности целевых и общих налогов

На основании бюджетного назначения бывают общие и целевые налоги. Большая часть налогов, которая взимается в России, является общего характера, так как в соответствии со ст.35 БК РФ существует принцип общего совокупного покрытия расходов, на основании которого по общему правилу недопустимо связывать расходы бюджета с конкретными доходами бюджета и рядом источников финансирования дефицита бюджета.

Но важно отметить, что для ряда налогов свойственно иметь целевое назначение. К примеру, это налоги, которые когда поступают в бюджет, прикрепляются к группе нефтегазовых доходов. Для данных налогов свойственно поступать в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. БК РФ определяет ряд целей использования данных средств.

Из-за формирования дорожных фондов в структуре бюджетов всех этапов бюджетной структуры для ряда налоговых платежей стало присуще целевое назначение. Так, в соответствии со ст.179.4 БК РФ для дорожного фонда, чьи средства используют для того, чтобы финансово обеспечивать дорожную деятельность, свойственно принимать ряд акцизов на автомобильный бензин.

Определение 1

Под рентными налогами понимается такой вид налогов, уплата которых связана с тем, что плательщик использует природные ресурсы, которые принадлежат по праву собственности государству.

Сегодня в состав данных налогов входят водные налоги, налоги на добычу полезных ископаемых, сборы за то, что используются объекты животного мира и за то, что используются объекты водных биологических ресурсов.

Налоги, зачисляемые в дорожные фонды

На основании Закона РФ «О дорожных фондах в РФ» от 10 октября 1991 г. были созданы внебюджетные дорожные фонды, предназначенные для мобилизации финансовых ресурсов в целях содержания и устойчивого развития сети автомобильных дорог общего пользования (внегородских автомобильных дорог). Такие фонды создавались на федеральном уровне и уровне субъектов Федерации (Закон именует последние «территориальными фондами»). Впоследствии Законом РФ «О федеральном бюджете на 1995 год» от 31 марта 1995 г. Федеральный дорожный фонд, наряду с некоторыми другими внебюджетными фондами, был включен (консолидирован) в федеральный бюджет и преобразован в целевой бюджетный фонд, что было продолжено и в последующие годы. Одновременно проведение такой консолидации было рекомендовано субъектам РФ. Что касается субъектов Федерации, то они вправе решить этот вопрос самостоятельно. Преобразование дорожного фонда из внебюджетного в целевой бюджетный не повлекло изменений в источниках средств его формирования.

Упомянутый Закон РФ «О дорожных фондах в РФ» среди источников образования названных фондов указывает ряд налогов, для которых характерна связь с использованием автомобильного транспорта и дорог. Они включены в перечень федеральных налогов. К ним отнесены налоги:

а) на реализацию горюче-смазочных материалов;

б) на пользователей автомобильных дорог;

в) с владельцев транспортных средств;

г) на приобретение автотранспортных средств;

д) акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан.

Плательщиками налогов являются организации и физические лица.

Налог на реализацию горюче смазочных материалов

Налог на реализацию горюче смазочных материалов (автобензина, дизельного топлива, масел, сжатого и сжиженного газов, используемых в качестве моторного топлива) уплачивают организации и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, реализующие указанные материалы, в том числе ввозимые на территорию РФ.

Объект налогообложения — оборот по реализации (в денежном исчислении, включая акциз) без налога на добавленную стоимость. Ставка налога — 25% суммы реализации горюче-смазочных материалов. Данный налог взимается также при перепродаже горюче-смазочных материалов с суммы разницы между выручкой и стоимостью их приобретения (без налога на добавленную стоимость). Ставка — также 25%.

Суть и виды специальных налоговых режимов

Кроме того что в налоговую структуру поступает ряд налогов и сборов, которые установлены в ст.13-15 НК РФ, туда же поступает и ряд фискальных взиманий, которые уплачиваются в пределах специальных налоговых режимов.

Сегодня действующее законодательство определило несколько специальных налоговых режимов. Речь идет об упрощенной системе налогообложения; системе налогообложения, которая применима к сельскохозяйственным товаропроизводителям; о системе налогообложения единым налогом на вмененный доход для ряда конкретных типов деятельности; о патентной системе налогообложения; о системе налогообложения во время выполнения соглашения относительно раздела продукции.

Замечание 1

Важно отметить, что НК РФ предусмотрена для ряда участников гражданского оборота возможность применять специальные налоговые режимы, предполагающие фиксацию соответствующих особых порядков обозначения частей налогообложения, а также то, что можно освободиться от обязанностей относительно уплаты конкретных налогов и сборов.

Налог на пользователей автомобильных дорог

Налог на пользователей автомобильных дорог. Его плательщики — предприятия, организации, учреждения, предприниматели, являющиеся юридическими лицами по российскому законодательству. К их числу относятся также созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения, осуществляющие предпринимательскую деятельность через постоянные представительства; иностранные юридические лица; филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий, организаций и учреждений, имеющие отдельный баланс и расчетный счет.

Ставки налога в 1997 г. повышены: они установлены в размере:

а) 2,5% выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг);

б) 2,5% суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.

Налог исчисляется отдельно по каждому виду деятельности. Закон РФ распределяет средства налога между Федеральным и территориальными дорожными фондами: в Федеральный фонд зачисление производится по ставке 0,5% и в территориальные фонды – 2% . Однако законодательные (представительные) органы субъектов РФ могут с учетом местных условий изменять (повышать или понижать) ставку налога, но не более чем на 50% ставки данного федерального налога.

Объектом налогообложения выступают: выручка от реализации продукции (работ, услуг), а также сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.

Льготы. От налога освобождаются колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства, предприятия, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции (при удельном весе доходов от ее реализации 70% и более); предприятия, осуществляющие содержание автомобильных дорог общего пользования и отдельных магистральных улиц городов Москвы и Санкт-Петербурга; иностранные и российские юридические лица, привлекаемые на период реализации целевых социально-экономических программ жилищного строительства, создания, строительства и содержания профессиональных центров переподготовки лиц, уволенных с военной службы и членов их семей; профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования; органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел РФ.

Учреждения, финансируемые собственником (в том числе бюджетные), и другие некоммерческие организации уплачивают налог на пользователей автомобильных дорог, если они имеют доходы от предпринимательской деятельности.

При уплате этого налога действует также Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» в соответствии с которым инвесторы – российские и иностранные юридические лица – могут быть освобождены от уплаты налога.

Налог на приобретение автотранспортных средств

Налог на приобретение автотранспортных средств.

Плательщиками налога являются предприятия, организации, учреждения, предприниматели без образования юридического лица, приобретающие автотранспортные средства путем купли-продажи, мены, лизинга или взносов в уставной фонд.

Объект налогообложения — продажная цена автотранспортного средства (без налога на добавленную стоимость и акцизы). Их виды перечислены в Законе. Уплата налога производится по месту регистрации или перерегистрации автотранспортного средства.

Ставки налога зависят от вида транспортных средств. Они установлены в процентах от их продажной цены: для грузовых автомобилей, пикапов, легковых фургонов, автобусов, специальных автомобилей, легковых автомобилей — 20%; для прицепов и полуприцепов — 10%.

Если автотранспортные средства приобретены за пределами Российской Федерации, налог исчисляется по установленным ставкам от стоимости автотранспортных средств, которая определяется в соответствии с таможенным законодательством РФ.

Льготы, по данному налогу в большой мере сходны с льготами по налогу с владельцев транспортных средств. Кроме того, освобождаются от налога граждане, приобретающие легковые автомобили в личное пользование.

Органы государственной власти субъектов Федерации вправе производить полное освобождение отдельных категорий граждан, предприятий, организаций и учреждений от уплаты налога или понижение его размера.

Из перечисленных налогов в федеральный дорожный фонд зачисляются налог на реализацию горюче-смазочных материалов, акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан, а также часть налога на пользователей автомобильных дорог, другие платежи подлежат зачислению согласно Закону о дорожных фондах в территориальные дорожные фонды.

Земельный налог

Земельный налог установлен Законом РФ «О плате за землю» от 11 октября 1991 г. В связи с принятием названного Закона прекращено взимание установленных законодательством СССР налогов: сельскохозяйственного, земельного и налога с владельцев строений (строения стали облагаться налогами на имущество).

Земельный налог по Закону РФ от 11 октября 1991 г., помимо того, что является источником бюджетных доходов, представляет собой одну из форм платы за землю в связи с установлением платности землепользования. Цель введения платы за землю — стимулирование рационального использования земель, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий. Таким образом, Закон определяет конкретное целевое назначение налога на землю.

Закон особо отмечает, что его размер не зависит от результатов хозяйственной деятельности налогоплательщиков и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

Плательщиками налога являются собственники земли, землевладельцы и землепользователи. Арендаторы не уплачивают земельный налог, так как за землю, переданную в аренду, с них взимается арендная плата.

Объект налогообложения — земля. Закон делит земли на два вида: а) земля сельскохозяйственного назначения, б) земля несельскохозяйственного назначения, устанавливая более низкие размеры налогообложения для первых.

При взимании налога за земли сельскохозяйственного назначения Закон различает две группы налогоплательщиков В первую входят колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства, межхозяйственные предприятия и организации, кооперативы и другие сельскохозяйственные предприятия. С них взимается только земельный налог. Все остальные налоги по отношению к ним не применяются. Но если предприятие имеет доходы от несельскохозяйственной деятельности, то на них положение об освобождении от других налогов не распространяется.

Ко второй группе отнесены сельскохозяйственные предприятия индустриального типа (птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие комплексы и другие предприятия на самостоятельном балансе) по перечню, утвержденному органами законодательной (представительной) власти субъектов Федерации. Эти предприятия должны уплачивать кроме налога на землю и другие налоги в установленном порядке.

Единицей налогообложения для перечисленных плательщиков определен один гектар пашни.

Ставки налога. Закон РФ утверждает средние ставки по республикам, краям, областям, автономной области, автономным округам, на основании которых соответствующие органы законодательной (представительной) власти субъектов Федерации утверждают ставки налога для данной территории. При их определении должно учитываться качество земельных угодий. Они же устанавливают минимальные ставки за один гектар пашни и другие сельскохозяйственные угодья.

Особо регулируется порядок налогообложения других земель сельскохозяйственного назначения. К ним отнесены участки в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, животноводства и сенокошения, выпаса скота. Земельный налог за эти участки взимается со всей площади земельного участка по средним ставкам налога за земли сельскохозяйственного назначения административного района.

Земельный налог за участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в границах сельских населенных пунктов для иных целей (за исключением указанных выше), взимается со всей площади земельного участка в других размерах (за кв. метр).

Органам местного самоуправления предоставляется право с учетом благоприятных условий размещения указанных участков повышать ставки земельного налога, но не более, чем в два раза.

Налогообложение земель несельскохозяйственного назначения.

К ним отнесены земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков, а также расположенные вне населенных пунктов земли различного специального назначения.

Перечисленные виды земель облагаются налогом по разным ставкам, однако большей частью они выше ставок по землям сельскохозяйственного назначения (за исключением случаев, когда к последним приравниваются отдельные виды земель).

Так, по городским землям Закон утверждает средние ставки налога за один квадратный метр по экономическим районам с учетом категорий городов. Наиболее высокие ставки — в Центральном районе. Средние ставки дифференцируются органами местного самоуправления по местоположению и зонам различной градостроительной ценности.

Если земельный участок превышает установленные нормы отвода, то за превышенную часть площади налог взимается в двукратном размере.

Если рассматриваемые (городские) земли заняты жилищным фондом, личным подсобным хозяйством, дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами, то за них в рамках норм отвода земель предусмотрены более низкие размеры налогообложения — 3% ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее предусмотренного федеральным законом предела.

Специальные размеры налогообложения установлены для расположенных вне населенных пунктов земель, занятых предприятиями промышленности, транспорта, связи, других отраслей хозяйства, полигонами и т.п.

Законом РФ предусмотрены и льготы, по налогу. Здесь учитывается общественное значение землепользования (например, освобождаются от налога заповедники, национальные парки), задачи стимулирования определенной деятельности (занятие традиционными промыслами в местах проживания малочисленных народов, научной деятельностью в области сельского хозяйства); необходимость финансовой поддержки социально-культурных учреждений (освобождаются от налога учреждения культуры, здравоохранения, образования и т.п., финансируемые за счет соответствующего бюджета либо за счет средств профсоюза) и крестьянских (фермерских) хозяйств. Граждане, впервые организующие эти хозяйства, освобождаются от уплаты налога в течение пяти лет. Предоставляются также льготы социальные (военнослужащим, инвалидам) и связанные с заслугами перед государством и обществом (участники Великой Отечественной войны) и др.

Помимо льгот, предусмотренных в Законе РФ «О плате за землю», дополнительные льготы на основании этого Закона вправе устанавливать законодательные (представительные) органы власти субъектов Федерации, а также органы местного самоуправления.

Земельный налог уплачивается ежегодно. Организации сами исчисляют суммы налога и не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет по каждому земельному участку.

Граждане уплачивают налог на основании платежных извещений, которые вручаются им налоговыми органами не позднее 1 августа.

Налог уплачивается равными долями в два срока (не позднее 15 сентября и 15 ноября). Однако органы законодательной (представительной) власти субъектов РФ и органы местного самоуправления с учетом местных условий вправе устанавливать другие сроки уплаты.

Средства, полученные от этого налога, имеют целевое назначение. Они (а также арендная плата) учитываются в бюджете отдельной строкой и должны использоваться исключительно на указанные в Законе цели, а именно: финансирование мероприятий по землеустройству, повышению их плодородия и т.п., на компенсацию собственных затрат землепользователя на эти цели, а также на инженерное и социальное обустройство территории. Не использованные в течение года остатки средств не изымаются и направляются по целевому назначению в следующем году.

Часть средств платы за землю, в том числе земельного налога, кроме бюджетных счетов органов местного самоуправления, частично перечисляются на бюджетные счета Российской Федерации в федеральном казначействе и соответствующего субъекта РФ.

Сбор на нужды образовательных учреждений

Законом РФ от 22 декабря 1992 г. налоговая система РФ дополнена целевым сбором на нужды образовательных учреждений.

Этот сбор отнесен к числу налогов субъектов РФ, установление его входит в компетенцию законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ. Он имеет строго целевой характер и должен использоваться на дополнительное финансирование образовательных учреждений. Данный платеж назван в законодательстве сбором. Однако он обладает всеми признаками налогов, в частности, ему свойственна, как и налогам, регулярность поступлений. Поэтому он рассматривается в настоящей главе в числе целевых налогов.

Плательщиками сбора являются организации, расположенные на территории субъекта Федерации. Сюда входят также предприятия с иностранными инвестициями, зарегистрировавшие свою деятельность на территории соответствующего субъекта РФ. Учреждения, состоящие на бюджетном финансировании, но не занимающиеся предпринимательской деятельностью, к уплате данного сбора не привлекаются.

Объектом обложения данным сбором определен годовой фонд заработной платы плательщика.

Закон РФ определяет предельный размер ставки сбора, он не должен превышать 1% годового фонда оплаты труда организации. Исходя из этого, законодательные (представительные) органы власти субъектов Федерации устанавливают размер сбора на своей территории.

Расходы плательщика по уплате сбора относятся на финансовые результаты его деятельности.

Плательщики сами исчисляют суммы платежа и представляют в налоговые органы расчет по ней. Сроки уплаты устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Федерации по согласованию с налоговыми органами. Сбор зачисляется в бюджеты субъектов Федерации.

В Налоговом кодексе РФ (части первой) 1998 г. такой платеж не предусмотрен в перечне налогов и сборов.

Налог с продаж

Федеральным законом от 31 июля 1998 г. в Российской Федерации вновь был установлен налог с продаж, действовавший ранее в течение 1991 г. на основании указа Президента СССР, однако в новом варианте. Налог отнесен к перечню налогов субъектов РФ. Суммы его поступлений предписано зачислять в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты в размере соответственно 40% и 60%. При этом они должны направляться на социальные нужды малообеспеченных групп населения. Поэтому данный налог отвечает признакам целевых налогов (хотя механизм использования этих средств по указанному целевому назначению в упомянутом федеральном Законе не определен).

В Налоговом кодексе РФ (части первой) 1998 г. названный налог также упоминается и включен в группу региональных налогов.

Согласно Закону РФ от 31 июля 1998 г. плательщиками налога являются:

а) российские организации;

б) иностранные юридические лица, компании, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ;

в) индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги) на российской территории.

Объектом налогообложения выступает стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет. К продаже за наличный расчет в этом случае приравниваются расчеты посредством кредитных карточек, расчетных чеков банков, перечислений со счетов в банках по поручениям физических лиц, а также передача товаров (выполнение работ, услуг) населению в обмен на другие товары (работы, услуги).

В соответствии с Законом эти товары (работы, услуги) подразделяются на две группы. В первую группу входят конкретно указанные в Законе виды товаров (работ, услуг): подакцизные товары, дорогостоящая мебель, радиотехника, одежда, деликатесные продукты питания, автомобили, меха, ювелирные изделия, услуги по рекламе, услуги трех-, четырех- и пятизвездочных гостиниц и др. По второй группе отмечается, что это товары и услуги не первой необходимости (без какого-либо их перечня). Они определяются законодательными органами субъектов РФ, по решению которых стоимость этих товаров и услуг становится объектом налогообложения.

Вместе с тем Федеральный закон устанавливает круг товаров (работ, услуг) первой необходимости, которые не могут быть объектом налогообложения. Их также можно подразделить на две группы. Первая содержит конкретное их перечисление (и как по объектам налогообложения обязательна на всей территории РФ). К ней относятся: хлеб, хлебобулочные изделия, молоко и молочные продукты, масло растительное, маргарин, крупы, сахар, соль, картофель, продукты детского и диабетического питания, детская одежда и обувь, услуги по перевозке пассажиров транспортом общего пользования, ритуальные услуги похоронных бюро, кладбищ и крематориев, услуги, предоставляемые кредитными организациями, страховщиками, негосударственными пенсионными фондами и т.д.

Кроме того, другой перечень товаров первой необходимости (вторая группа) устанавливается законодательными органами субъектов РФ с целью, как подчеркивается в Законе, недопущения снижения уровня жизни малообеспеченных групп. Этот перечень (как и по объектам налогообложения) действует только на территории установившего его субъекта РФ.

Ставка налога установлена в размере до 5% стоимости подлежащих налогообложению товаров (работ, услуг). При этом в данную стоимость включается налог на добавленную стоимость, а на подакцизные товары – и акцизы. Учитывая установленный предельный размер, законодательные органы субъектов РФ сами определяют ставку налога. Исчисленная по этой ставке сумма налога включается налогоплательщиком в цену товара (работ, услуг), предъявляемую к оплате покупателю (заказчику), который фактически и уплачивает налог. Таким образом, этот налог является косвенным.

Налог с продаж устанавливается в соответствии с федеральным законом и вводится в действие законами субъектов РФ. Помимо уже упомянутых элементов, в них определяется порядок и сроки уплаты налога, льготы и формы отчетности.

При введении налога с продаж на территории субъектов Федерации должно прекращаться взимание регионального сбора на нужды образовательных учреждений, а также многих местных налогов и сборов (налога на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне, сбора за право торговли, лицензионного сбора за право торговли винно-водочными изделиями и др., всего 16 видов, включенных в ст. 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...