Декларация об установлении нового международного экономического порядка — Декларации — Декларации, конвенции, соглашения и другие правовые материалы

Здесь вы найдете основные декларации, конвенции, соглашения и другие правовые материалы.

Декларация об установлении нового международного экономического порядка

Принята резолюцией 3201 (S-VI) Генеральной Ассамблеи ООН от 1 мая 1974 года

Мы, члены Организации Объединенных Наций,

собравшись впервые для изучения проблем сырья и развития на специальную сессию Генеральной Ассамблеи, посвященную рассмотрению важнейших экономических проблем, стоящих перед мировым сообществом,

учитывая дух, цели и принципы Устава Организации Объединенных Наций по поощрению экономического развития и социального прогресса всех народов,

торжественно заявляем о своей единой решимости немедленно приложить усилия для УСТАНОВЛЕНИЯ НОВОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОРЯДКА, основанного на справедливости, суверенном равенстве, взаимозависимости общности интересов и сотрудничестве всех государств, независимо от их социально-экономических систем, который должен устранить неравенство и покончить с ныне существующей несправедливостью, позволить ликвидировать увеличивающийся разрыв между развитыми и развивающимися странами и обеспечить все более быстрое экономическое и социальное развитие в мире и справедливости нынешнему и грядущим поколениям, и в этих целях заявляет, что:

1. Самым большим и самым важным достижением за последние десятилетия явилось обретение независимости от колониального и иностранного господства многими народами и нациями, что позволило им стать членами сообщества свободных народов. За последние три десятилетия также был достигнут технический прогресс во всех сферах экономической деятельности, что создает надежные потенциальные возможности повышения благосостояния всех народов. Однако сохраняющееся наследие иностранного и колониального господства, иностранная оккупация, расовая дискриминация, апартеид и неоколониализм во всех его формах продолжают оставаться в числе крупнейших препятствий полному освобождению и прогрессу развивающихся стран и всех затронутых этим народов. Не все члены международного сообщества в равной степени пользуются благами технического прогресса. На развивающиеся страны, в которых проживает 70 процентов населения земного шара, приходится лишь 30 процентов мирового дохода. В условиях существующего международного экономического порядка оказалось невозможным добиться равномерного и сбалансированного развития международного сообщества. Разрыв между развитыми и развивающимися странами продолжает увеличиваться в условиях системы, которая была создана в то время, когда большинство развивающихся стран еще даже не существовали в качестве независимых государств, и которая увековечивает неравенство.

2. Существующий международный экономический порядок находится в прямом конфликте с текущим развитием международных политических и экономических отношений. С 1970 года мировая экономика перенесла ряд тяжелых кризисов, которые имели тяжелые последствия, особенно для развивающихся стран, ввиду их в целом большей уязвимости для внешних экономических явлений. Развивающийся мир стал могучим фактором, влияние которого чувствуется во всех сферах международной деятельности. Эти необратимые изменения во взаимоотношении сил в мире вызывают необходимость активного, полного и равноправного участия развивающихся стран в формулировании и осуществлении всех решений, затрагивающих международное сообщество.

3. Все эти изменения выдвинули на первый план реальность взаимозависимости всех членов мирового сообщества. Текущие события поставили в центре внимания понимание того, что интересы развитых стран и интересы развивающихся стран не могут более быть изолированы друг от друга, что существует тесная взаимосвязь между процветанием развитых стран и ростом и развитием развивающихся стран и что процветание международного сообщества в целом зависит от процветания его составных частей. Международное сотрудничество в целях развития является совместной целью и общим долгом всех стран. Таким образом, политическое, экономическое и социальное благосостояние нынешнего и грядущих поколений зависит, более чем когда-либо, от сотрудничества между всеми членами международного сообщества на основе суверенного равенства и ликвидации существующего между ними неравновесия.

4. Новый международный экономический порядок должен быть основан на полном уважении следующих принципов:

а) суверенное равенство государств, самоопределение всех народов, недопустимость приобретения территорий силой, территориальная целостность и невмешательство во внутренние дела других государств;

b) самое широкое сотрудничество всех государств — членов международного сообщества, основанное на справедливости, посредством чего могут быть ликвидированы преобладающие в мире диспропорции и обеспечено процветание для всех;

с) полное и эффективное участие на основе равенства всех стран в разрешении мировых экономических проблем в общих интересах всех стран, с учетом необходимости обеспечить ускоренное развитие всех развивающихся стран, уделяя в то же время особое внимание принятию особых мер в интересах наименее развитых, не имеющих выхода к морю и островных развивающихся стран, а также развивающихся стран, наиболее серьезно затрагиваемых экономическими кризисами и стихийными бедствиями, не упуская из виду интересы других развивающихся стран;

d) каждая страна имеет право принять ту экономическую и социальную систему, которую она считает наиболее подходящей для ее собственного развития, и не должна подвергаться в результате этого какой бы то ни было дискриминации;

е) полный неотъемлемый суверенитет каждого государства над своими природными ресурсами и всей экономической деятельностью. Для охраны этих ресурсов каждое государство имеет право осуществлять эффективный контроль над ними и над их эксплуатацией средствами, отвечающими его положению, включая право национализации или передачи владения своим гражданам, причем это право .является выражением полного неотъемлемого суверенитета этого государства. Ни одно государство не может быть подвергнуто экономическому, политическому или любому другому виду принуждения с целью помешать свободному и полному осуществлению этого неотъемлемого права;

f) все государства, территории и народы, находящиеся под иностранной оккупацией, иностранным и колониальным господством или под гнетом апартеида, имеют право на возмещение и полную компенсацию за эксплуатацию и истощение и за ущерб, причиненный природным и всем другим ресурсам этих государств, территорий и народов;

g) регулирование и надзор за деятельностью межнациональных корпораций путем принятия мер в интересах национальных экономик стран, в которых действуют такие межнациональные корпорации, на основе полного суверенитета этих стран;

h) право развивающихся стран и народов территорий, находящихся под колониальным и расовым господством и иностранной оккупацией, на достижение своего освобождения и на восстановление эффективного контроля над своими природными ресурсами и экономической деятельностью;

i) предоставление помощи развивающимся странам, народам и территориям, которые находятся под колониальным и иностранным господством, иностранной оккупацией, в условиях расовой дискриминации или апартеида или подвергаются экономическим, политическим или любым иным мерам давления, имеющим целью добиться от них подчинения в осуществлении своих суверенных прав и получить от них любого рода преимущества, и неоколониализму во всех его формах и которые установили или стремятся установить эффективный контроль над своими природными ресурсами и экономической деятельностью, бывшими или все еще находящимися под иностранным контролем;

j) справедливое и равноправное соотношение между ценами на сырье, сырьевые товары, готовые изделия и полуфабрикаты, экспортируемые развивающимися странами, и ценами на сырье, сырьевые товары, промышленные товары, средства производства и оборудование, импортируемые ими, с целью обеспечения непрерывного улучшения их неудовлетворительных условий торговли и расширения мировой экономики;

k) оказание всем международным сообществом активной помощи развивающимся странам без каких-либо политических или военных условий;

l) обеспечение того, чтобы одной из главных целей преобразованной международной валютной системы было содействие развитию развивающихся стран и достаточный приток в них реальных ресурсов;

m) повышение конкурентоспособности природных материалов, сталкивающихся с конкуренцией синтетических заменителей;

n) по мере возможности преференциальный и невзаимный режим для развивающихся стран во всех областях международного экономического сотрудничества, где это возможно;

о) обеспечение благоприятных условий для передачи финансовых средств развивающимся странам;

p) предоставление развивающимся странам доступа к достижениям современной науки и техники и содействие передаче технологии и созданию местной технологии в интересах развивающихся стран в тех формах и согласно тем процедурам, которые соответствуют их экономике;

q) необходимость того, чтобы все государства положили конец бесполезной растрате природных ресурсов, включал пищевые продукты;

r) необходимость того, чтобы развивающиеся страны сконцентрировали все свои ресурсы на дело развития;

s) укрепление при помощи индивидуальных и коллективных действий взаимного экономического, торгового, финансового и технического сотрудничества между развивающимися странами, главным образом на преференциальной основе;

t) содействие той роли, которую могут играть ассоциации производителей в рамках международного сотрудничества, и для достижения их целей, среди прочего, оказание помощи в стимулировании непрерывного роста мировой экономики и ускорение развития развивающихся стран.

5. Единодушное принятие Международной стратегии развития на второе Десятилетие развития Организации Объединенных Наций1 явилось важным шагом в содействии международному экономическому сотрудничеству на справедливой и равноправной основе. Ускоренное осуществление обязательств и задач, взятых международным сообществом в рамках Стратегии, особенно связанных с настоятельными потребностями развития развивающихся стран, в значительной мере способствовало бы выполнению целей и задач настоящей Декларации.

6. Организация Объединенных Наций как универсальная организация должна быть способна решать проблемы международного экономического сотрудничества на всеобъемлющей основе, обеспечивая в равной мере интересы всех стран. Она должна сыграть еще большую роль в установлении нового международного экономического порядка. Одним из значительных вкладов в это явится Хартия экономических прав и обязанностей государств, для подготовки которой еще одним источником вдохновения станет настоящая Декларация. Поэтому все государства — члены Организации Объединенных Наций призываются приложить максимальные усилия с целью обеспечения осуществления настоящей Декларации, которая является одной из главных гарантий создания для всех народов лучших условий для жизни, соответствующей человеческому достоинству.

7. Настоящая Декларация об установлении нового международного экономического порядка должна явиться одной из наиболее важных основ экономических отношений между всеми народами и всеми странами.

1 Резолюция 2626 (XXV).

История

Идея нового международного экономического порядка возникла из опыта деколонизации после Второй мировой войны. Недавно деколонизированные страны получили политический суверенитет, но «почувствовали, что их де-юре политическая колонизация закончилась только для того, чтобы быть замененной де-факто экономической колонизацией». Эта миссия по достижению более справедливой международной системы была мотивирована также увеличением неравенства в доле глобального национального дохода между развитыми и слаборазвитыми странами, которая более чем удвоилась с 1938 по 1966 год. С момента своего основания в 1964 году Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и Развитие (ЮНКТАД), наряду с ассоциированной Группой 77 и Движением неприсоединения , было центральным форумом для обсуждения NIEO. Ключевые темы NIEO включали как суверенное равенство, так и право на самоопределение , особенно когда речь идет о суверенитете над природными ресурсами. Другой ключевой темой была необходимость в новом товарном заказе на основе международных товарных соглашений и общего фонда стабилизации цен на сырьевые товары. Реструктуризация международной торговли также имела центральное значение как средство улучшения условий торговли развивающихся стран , например, путем диверсификации экономики развивающихся стран за счет индустриализации, интеграции экономик развивающихся стран в региональные блоки свободной торговли, такие как Карибское сообщество , снижения тарифов для развитых стран и других препятствий для свободная торговля, расширение общих торговых преференций и разработка других соглашений по снижению торговых барьеров . Эти предложения по реструктуризации международной экономической системы также были направлены на реформирование Бреттон-Вудской системы , что принесло пользу ведущим государствам, которые ее создали, особенно Соединенным Штатам . В этом наборе предложений провозглашалось, что повышение темпов экономического развития и доли рынка среди развивающихся стран позволит бороться с глобальными проблемами, такими как голод и отчаяние, более эффективно, чем нынешний акцент на благотворительности и помощи в целях развития. Эту пропаганду среди стран Движения неприсоединения можно также рассматривать как продолжение движения за деколонизацию, которое присутствовало во многих развивающихся странах в то время. С этой точки зрения политическая и экономическая справедливость воспринималась как показатель для измерения успеха движений за независимость и завершения процесса деколонизации.

В 1974 году Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла Декларацию об установлении нового международного экономического порядка вместе с сопутствующей программой действий и формализовала эти настроения среди национальных государств. Спустя несколько месяцев Генеральная Ассамблея ООН приняла Хартию экономических прав и обязанностей государств. С тех пор было много встреч для реализации NIEO. В 2018 году Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла резолюцию «На пути к новому международному экономическому порядку», которая подтвердила «необходимость продолжения работы в направлении создания нового международного экономического порядка, основанного на принципах справедливости, суверенного равенства, взаимозависимости, общих интересов, сотрудничества. и солидарность между всеми государствами “.

New International Economic Order

Новый международный экономический порядок– концепция, сформировавшаяся в рамках ЮНКТАД в середине 70-х годов ХХ века. В основе ее лежало стремление развивающихся стран, выступавших солидарно, добиться таких условий в международной торговой системе, при которых внешняя торговля в полной мере служила бы целям развития. Развивающиеся страны добивались также равноправных экономических отношений с развитыми государствами. В рамках этой концепции в ООН и в ЮНКТАД было принято несколько резолюций, содержащих рекомендации по улучшению положения развивающихся стран в мировой торговле. В 90-е годы ХХ века эта концепция в значительной степени была свернута. Однако в начале нового XXI века многие элементы этой концепции нашли свое место в требованиях, с которыми развивающиеся страны выступили в ходе Нового раунда многосторонних торговых переговоров в рамках ВТО (Доха, 2001 год) и в рамках ЮНКТАД. Особую активность по продвижению многих элементов Программы нового международного экономического порядка проявляет Группа 77 и КНР. На совещании этой Группы в июне 2005 года была принята программа и план действий, в которых поставлена задача более тесного взаимодействия между торговлей и развитием.

pechat.gif

Еще по теме 7 МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОРЯДОК:

  1. Мировая экономика и международные экономические отношения Тема 1. Мировое хозяйство и международные экономические отношения
  2. § 4. Порядок исполнения мирового соглашения и последствия его неисполнения и расторжения
  3. Зверев Ю.М.. Мировая экономика и международные экономические отношения:, 2003
  4. 6.1. Характеристика мировой экономической интеграции
  5. Сущность мирового хозяйства и международных экономических отношений, формы международных экономических отношений
  6. § 58. Сущность экономических законов мирового хозяйства
  7. 1. Общемировые аспекты экономического развития. Мировое хозяйство
  8. 8.1. Прогнозирование мировых экономических отношений
  9. 6.3. Проблемы интеграции России в мировую экономическую систему
  10. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
  11. МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС 1900 – 1903 гг.
  12. ГЛАВА 3.2. Экономические циклы в мировом хозяйстве
  13. Влияние мирового экономического кризиса на Аргентину
  14. 7.3. Экономическая безопасность России в условиях глобализации мирового хозяйства

Наследие

Наследие NIEO неоднозначно. Были реализованы некоторые части NIEO, такие как неправовой, необязательный Кодекс ограничительной деловой практики, принятый в 1980 году, и Общий фонд для сырьевых товаров , который вступил в силу в 1989 году. Кроме того, во Всемирной торговой организации Matsushita et al. заявляют: «Осуществление Нового международного экономического порядка послужило толчком для поддержки развивающимися странами Токийского раунда торговых переговоров. Критики ВТО продолжают утверждать, что мало существенного для развивающихся стран вышло из Токийского или Уругвайского раундов . Принятие Декларации 1974 г. и недавно принятой резолюции «На пути к новому международному экономическому порядку» сохраняет идеи NIEO видимыми на политической арене.

Некоторые считают NIEO провалом. Например, провал предложений NIEO способствовал формулированию «права на развитие» в 1986 году. Начиная с 1980-х годов, Бреттон-Вудские рамки будут заменены Вашингтонским консенсусом и экономической глобализацией на условиях, которые часто называют неолиберальными . Экономический охват транснациональных корпораций, вместо того, чтобы быть ограниченным, был бы значительно расширен. Торговля сырьевыми товарами перейдет от государственных картелей к рынкам, которые становятся все более финансовыми. Создание Всемирной торговой организации и распространение соглашений о свободной торговле потребует снижения торговых барьеров, как правило, на строго взаимных условиях.

Правительство Соединенных Штатов почти сразу отвергло NIEO. Неоконсерваторы и либертарианцы критиковали NIEO и стали влиятельными во внешнеполитических кругах США. Они понимали, что этот эгалитаризм требует авторитарного централизованного планирования для перераспределения ресурсов, что будет активно угрожать мировой мощи США. Что касается механизмов распределения ресурсов, Хаггард и Симмонс заявили, что:

Режимы могут поддерживать различные социальные механизмы распределения ресурсов. Ориентированный на рынок режим поддерживает частное распределение ресурсов, препятствует национальному контролю, гарантирует права собственности и облегчает заключение частных контрактов … С другой стороны, авторитетное распределение предполагает прямой контроль ресурсов со стороны властей режима и потребует более обширного , и потенциально автономные организационные структуры. Примером может служить роль МВФ в режиме финансирования платежного баланса … Практически все дебаты NIEO были сосредоточены на механизмах распределения, причем Юг, как правило, предпочитал авторитетные.

Экономист Гарри Джонсон раскритиковал NIEO за использование централизованного планирования и монополистической власти для вымогательства переводов доходов и богатства из развитых стран. По его мнению, установление цен на сырье выше их естественного уровня обычно снижает потребление и, таким образом, вызывает безработицу среди производителей, а регулирование цен обычно дает дополнительный доход тем, кто контролирует, кому разрешено производить, например, правительствам или землевладельцам. . Новоизбранный президент Рональд Рейган принял эти призывы к рыночной внешней политике на саммите Север-Юг в Канкуне в 1981 году, где, по словам историка Майкла Франчака, «Рейган пообещал присутствующим главам государств, что частные инвестиции и свободные рынки являются самыми надежными. путь к развитию, процветанию и, да, демократии ».

дальнейшее чтение

  • Бхагвати, Джагдиш Н. (редактор) (1977) Новый международный экономический порядок: дебаты между Севером и Югом . ISBN   9780262021265 .
  • Хартия экономических прав и обязанностей государств. История процедур, соответствующие документы и фотографии в Историческом архиве Библиотеки аудиовизуальных материалов Организации Объединенных Наций по международному праву
  • Международная организация прогресса (1979) Международное совещание экспертов по новому международному экономическому порядку – философские и социокультурные последствия
  • Луни, Роберт. (1999) «Новый международный экономический порядок» в энциклопедии международной политической экономии Рутледж . ISBN   0-415-14532-5
  • Мерфи, Крейг. (1984) Возникновение идеологии NIEO . Боулдер, Колорадо: Вествью. ISBN   0-86531-664-3
  • Павлич, Бреда и Сес Дж. Хамелинк (1985) Новый международный экономический порядок: связи между экономикой и коммуникациями. ЮНЕСКО. ISBN   92-3-102311-X
  • Прашад, Виджай. Темные нации: народная история третьего мира. Нью-Йорк и Лондон: Новая пресса, 2007.
  • Рао, депутат (2004) «Новый международный экономический порядок»
  • Rist, Gilbert : Le développement, Histoire d’une croyance occidentale , Presses de Sciences Po, Paris, 1996. (английская версия: История развития: от западных истоков до глобальной веры. Лондон: Zed Books, 2008, глава 9).
  • Ротштейн, Роберт Л. (1979) Глобальные переговоры: ЮНКТАД и поиски нового международного экономического порядка, Принстон: Princeton University Press. (Следы становления ЮНКТАД и ее роли в NIEO.) ISBN   0-691-02190-2
  • Руис-Диас, Хьюго. (Сентябрь 2005 г.) Une tribune pour les pays du Sud. Le Monde Diplomatique . Страницы 20 и 21.
  • Саттар, Заиди. Обзор угрозы развитию: ловушки NIEO Уильямом Лоером и Джоном П. Пауэлсоном в журнале экономической литературы 22 (1) (март 1984 г.): 130-131.
  • Снейд, Адам. (2005) «Новый международный экономический порядок» в онлайн-сборнике « Глобализация и автономия» под редакцией Уильяма Д. Коулмана и Нэнси Джонсон.
  • «К истории нового международного экономического порядка», специальный выпуск журнала Humanity , 6 (1), 2015.

внешние ссылки

  • Центр исследований нового международного экономического порядка (CReNIEO)
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...