Денежно-кредитная система. Развитие денежно-кредитной системы Беларуси, роли, функции

Финансово-кредитная система Республики Беларусь

Национальный банк Республики Беларусь

Национальный банк Республики БеларусьНациональный банк  – центральный банк Республики Беларусь, который действует исключительно в интересах Республики Беларусь.

Национальный банк Республики Беларусь:

  • осуществляет свою деятельность в соответствии с:

    • Конституцией Республики Беларусь;

    • Банковским кодексом Республики Беларусь;

    • законами Республики Беларусь;

    • нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь;

  • независим в своей деятельности.

Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь.

Подотчетность Национального банка Президенту Республики Беларусь означает:

  • утверждение Президентом Республики Беларусь Устава Национального банка, изменений и дополнений, вносимых в него;

  • назначение Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь на должность Председателя и членов Правления Национального банка, освобождение их от должности с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь; 

  • определение Президентом Республики Беларусь аудиторской организации для проведения аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности Национального банка; 

  • утверждение Президентом Республики Беларусь годового отчета Национального банка.

Национальный банк является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и надписью: «Национальный банк Республики Беларусь». Место нахождения центральных органов Национального банка – город Минск.

Функции и права Национального банка, а также цели и принципы его организации и деятельности определяются Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом Республики Беларусь, иными законодательными актами Республики Беларусь и Уставом Национального банка.

Основные цели деятельности Национального банка

Основными целями деятельности Национального банка являются:

  • защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

  • обеспечение стабильности банковской системы Республики Беларусь;

  • обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

Получение прибыли не является основной целью деятельности Национального банка.

Функции Национального банка

Национальный банк выполняет следующие функции:

  • разрабатывает Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь и совместно с Правительством Республики Беларусь обеспечивает проведение единой денежно-кредитной политики Республики Беларусь в порядке, установленном Банковским кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами Республики Беларусь;
  • осуществляет операции, необходимые для выполнения основных целей деятельности Национального банка;
  • является для банков кредитором последней инстанции, осуществляя их рефинансирование;
  • осуществляет эмиссию денег;
  • осуществляет выпуск (эмиссию) ценных бумаг Национального банка;
  • формирует золотой запас и фонд драгоценных камней Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь и осуществляет оперативное управление ими в пределах своей компетенции;
  • создает золотовалютные резервы по согласованию с Президентом Республики Беларусь и управляет ими в пределах своей компетенции;
  • осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Республики Беларусь, в том числе выдает разрешения, необходимые для целей валютного регулирования, в порядке, им установленном;
  • регулирует кредитные отношения;
  • регулирует и организует денежное обращение;
  • выполняет функции финансового агента Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам исполнения республиканского и местных бюджетов;
  • устанавливает правила и порядок осуществления банковских операций;
  • дает в установленном им порядке согласие на осуществление банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями операций с ценными бумагами в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;
  • согласовывает в установленном им порядке выпуски ценных бумаг банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;
  • организует деятельность банков и небанковских кредитно-финансовых организаций по выдаче и обращению векселей, если иное не определено Президентом Республики Беларусь;
  • осуществляет депозитарную деятельность в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь;
  • устанавливает для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций требования по осуществлению ими операций с форвардными и фьючерсными контрактами, опционами и иными финансовыми инструментами;
  • регулирует отношения, возникающие при объединении денежных средств и (или) ценных бумаг в фонд банковского управления на основании договоров доверительного управления фондом банковского управления, а также при функционировании данного фонда, в том числе определяет существенные условия, порядок заключения указанных договоров, права, обязанности и ответственность сторон;
  • определяет порядок проведения в Республике Беларусь расчетов в безналичной и наличной формах, в том числе размер, расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями;
  • организует инкассацию и перевозку наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных ценностей;
  • осуществляет расчетное и (или) кассовое обслуживание Правительства Республики Беларусь, организаций, перечень которых определен в Уставе Национального банка, и иных организаций в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;
  • устанавливает порядок открытия счетов в драгоценных металлах и условия их ведения в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях на территории Республики Беларусь, а также условия открытия резидентами таких счетов в банках и иных кредитных организациях за ее пределами;
  • определяет порядок осуществления денежных переводов через системы этих переводов, запрашивает у банков – участников систем денежных переводов правила функционирования данных систем, договоры на участие в них, иную информацию о деятельности систем денежных переводов, проводит сбор, систематизацию, анализ информации об отправленных и выплаченных денежных переводах, условиях и способах их осуществления, другой необходимой информации в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;
  • регулирует цены на драгоценные металлы и драгоценные камни при осуществлении банковских операций;
  • регулирует деятельность банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;
  • осуществляет банковский надзор;
  • устанавливает в соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами Республики Беларусь порядок государственной регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и осуществляет их государственную регистрацию;
  • осуществляет лицензирование банковской деятельности;
  • осуществляет мониторинг финансовой стабильности;
  • организует функционирование платежной системы Республики Беларусь и осуществляет надзор за ней, обеспечивает функционирование автоматизированной системы межбанковских расчетов;
  • осуществляет формирование и развитие единого расчетного и информационного пространства, обеспечивает функционирование автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства (далее – АИС «Расчет»), определяет порядок функционирования единого расчетного и информационного пространства и АИС «Расчет», в том числе устанавливает цели, задачи и принципы единого расчетного и информационного пространства, права и обязанности его участников, порядок их подключения к АИС «Расчет»;
  • обеспечивает проведение единой государственной политики в области бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности для Национального банка, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности для банковских групп, банковских холдингов;
  • осуществляет общее методологическое руководство бухгалтерским учетом, бухгалтерской (финансовой) отчетностью в Национальном банке, банках и небанковских кредитно-финансовых организациях, консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетностью в банковских группах, банковских холдингах, иные полномочия в области бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;
  • разрабатывает и утверждает национальные стандарты бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности и иные нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету, бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе определяющие правила бухгалтерского учета совершаемых операций и формирования индивидуальной и консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, обязательные для исполнения Национальным банком, банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, банковскими группами, банковскими холдингами (за исключением индивидуальной бухгалтерской (финансовой) отчетности головных организаций банковских холдингов, не являющихся банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями);
  • устанавливает для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций порядок составления и формы отчетности об их деятельности;
  • ведет банковскую, денежно-кредитную статистику, статистику финансового рынка, платежного баланса, международной инвестиционной позиции, валового внешнего долга Республики Беларусь, финансовой устойчивости и размещает официальную статистическую информацию на официальном сайте Национального банка в глобальной компьютерной сети Интернет;
  • проводит анализ платежного баланса, принимает участие в разработке органами государственного управления прогноза платежного баланса;
  • проводит анализ и прогнозирование тенденций в денежно-кредитной сфере и размещает соответствующие аналитические материалы на официальном сайте Национального банка в глобальной компьютерной сети Интернет;
  • осуществляет мониторинг организаций, основанный на проведении регулярных опросов, для выявления тенденций экономических процессов, их анализа и прогноза во взаимодействии с инструментами денежно-кредитной политики;
  • реализует государственную политику в сфере охранной деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;
  • устанавливает для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций обязательные требования к безопасному функционированию объектов и безопасности оказания банковских услуг, защите информационных ресурсов и информации, распространение и (или) предоставление которых ограничено, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь;
  • устанавливает требования к техническим возможностям банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, их филиалов, структурных подразделений и удаленных рабочих мест для проведения банковских операций, осуществляет техническое нормирование и стандартизацию в области банковской деятельности;
  • осуществляет контроль за обеспечением безопасности и защиты информационных ресурсов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях, согласовывает кандидатуры руководителей служб безопасности и экономической безопасности, иных подразделений с аналогичными функциями (при их наличии) банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и определяет порядок такого согласования;
  • устанавливает требования к воспроизведению изображений банкнот и монет;
  • формирует кредитные истории на основании представленных источниками формирования кредитных историй сведений о кредитных сделках и предоставляет кредитные отчеты пользователям кредитных историй и субъектам кредитных историй;
  • заключает соглашения с центральными (национальными) банками и кредитными организациями иностранных государств;
  • осуществляет в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь регулирование лизинговой деятельности и контроль за соблюдением законодательства Республики Беларусь о лизинговой деятельности;
  • организует работу по повышению финансовой грамотности населения;
  • осуществляет регулирование отношений, возникающих при предоставлении и привлечении микрофинансовыми организациями микрозаймов;
  • осуществляет контроль за соблюдением микрофинансовыми организациями законодательства Республики Беларусь, регулирующего порядок предоставления и привлечения микрозаймов, в том числе путем проведения по месту нахождения Национального банка проверок на основании изучения документов, отчетности и иной информации, полученных им в соответствии с законодательством Республики Беларусь, без истребования от микрофинансовой организации иных документов (камеральные проверки);
  • рассматривает по существу в соответствии с законодательством Республики Беларусь об обращениях граждан и юридических лиц обращения потребителей услуг, оказываемых микрофинансовыми организациями, в связи с нарушением прав таких потребителей и направляет предписания о прекращении нарушения прав потребителя, обязательные для исполнения микрофинансовыми организациями;
  • рассматривает по существу в соответствии с законодательством Республики Беларусь об обращениях граждан и юридических лиц обращения потребителей услуг, оказываемых лизинговыми организациями, в связи с нарушением прав таких потребителей и направляет предписания о прекращении нарушения прав потребителя, обязательные для исполнения лизинговыми организациями;
  • рассматривает по существу в соответствии с законодательством Республики Беларусь об обращениях граждан и юридических лиц обращения потребителей услуг, оказываемых банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями при осуществлении банковских операций, в связи с нарушением прав таких потребителей и принимает меры по защите данных прав в порядке, им установленном;
  • определяет порядок продажи банками памятных банкнот, памятных и слитковых (инвестиционных) монет, являющихся законным платежным средством Республики Беларусь, а также футляров к ним;
  • определяет порядок проведения банками проверки подлинности банкнот по заявлению физического лица;
  • обеспечивает функционирование системы централизованного обмена межбанковской корреспонденцией;
  • определяет порядок формирования банками фонда обязательных резервов, размещаемого в Национальном банке;
  • определяет порядок осуществления банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями, открытым акционерным обществом «Банк развития Республики Беларусь», лизинговыми и микрофинансовыми организациями мер по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения;
  • определяет для Национального банка, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций порядок использования бланков ценных бумаг и документов с определенной степенью защиты, а также документов с определенной степенью защиты;
  • выполняет другие функции, предусмотренные Банковским кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь

Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября текущего года представляет Президенту Республики Беларусь Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год.

Национальный банк ежеквартально информирует Президента Республики Беларусь и Правительство Республики Беларусь об объеме эмиссии денег и о выполнении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Показатели функционирования банковской системы Беларуси

Основными показателями функционирования банков в Республике Беларусь являются:

  • Ставка рефинансирования, которая указывается в процентах
  • Прирост международных резервных активов
  • Увеличение количества денег в процентах
  • Увеличение нормативного капитала в процентах
  • Увеличение банковских требований к экономике в процентах
  • Процент проблемных активов, подверженных кредитному риску
  • Коэффициент доступности автоматизированной системы расчетов для банков, определяемый в процентах

Согласно указу №359, «денежно-кредитная политика в 2017 году сохранит преемственность и будет содействовать устойчивому и сбалансированному развитию экономики Беларуси посредством поддержания ценовой стабильности».

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделитееё и нажмите Ctrl+Enter

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...