ДИСКРЕЦИОННАЯ ВЛАСТЬ: (дискреционные полномо­чия) — право определенной категории

3. Дискреционные полномочия как фактор коррупциогенности

3.1. Понятие дискреционных полномочий

Норма права носит общий характер. Это означает, что она рассчитана не на какой-либо конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев и обстоятельств. В норме права даются общие правила поведения людей. По мнению О.Э. Лейста, общий характер правовой нормы означает, что, во-первых, «она не теряет свою силу после однократного применения, а действует постоянно»22. Во-вторых, «общий характер нормы означает персональную неконкретность её адресатов»23. Если первая характеристика описывает функциональную сторону нормы права, то вторая подразумевает скорее её недостаток, чем преимущество. Из персональной неконкретности нормы права вытекает необходимость существования и правоприменителя, и определенного «люфта», выбора, усмотрения в его поведении, без которого конкретизировать норму, применяя её, невозможно. Это и описывается в административно-правовой науке термином «дискреционные полномочия» (или административное усмотрение). Они представляют собой полномочия, которые должностное лицо может осуществлять по собственному усмотрению.

Если завышенные требования закона прямо способствуют вступлению в коррупционные отношения, то дискреционные полномочия создают питательную среду для того, чтобы проявилось коррупционное действие завышенных требований. Другими словами, различие между этими факторами коррупциогенности состоит в том, что, завышенные требования закона сами непосредственно вызывают коррупцию, а дискреционные полномочия представляют собой коррупциогенный фактор лишь тогда, когда они состоят в возможности выбора между применением завышенных требований закона и отказа от их применения. Так, предоставляя чиновнику возможность выбора между санкциями различной степени тяжести при отсутствии четких критериев того, когда нужно накладывать конкретную санкцию, норма права позволяет правонарушителю заплатить правоприменителю за менее тяжкую для него санкцию.

Заметим, что в том случае, когда завышенные требования сопрягаются с возможностью чиновничьего усмотрения, обнаружить коррупцию гораздо сложнее, так как «покупается» вполне законное решение, то есть решение, которое мог бы принять идеально честный чиновник. В том случае, когда завышенные требования должны накладываться безусловно и закон чётко закрепляет те случаи, когда это должно происходить, взятка платится за совершение чиновником нелегальных действий. Таким образом, различные факторы коррупциогенности порождают различные типы коррупции.

Следует отличать наделение дискреционными полномочиями из-за несовершенств закона либо несовершенств юридической техники, от «запрограммированных» дискреционных полномочий, которые допускаются законодателем из лучших побуждений, а именно позволить чиновнику наиболее справедливо наказать правонарушителя. В этой главе рассматриваются «запрограммированные» дискреционные полномочия.

3.2. Наличие низших и высших пределов наказания «вилок» (относительно определенных санкций) в административном законодательстве

Теоретически, высшие и низшие пределы наказания задуманы с тем, чтобы максимально учесть степень вины, тяжесть правонарушения, иные обстоятельства правонарушения. Однако в то же время «вилки» предоставляют возможность коррумпированному должностному лицу вступать в договорные отношения с виновным. Для демонстрации относительно определенных санкций воспользуемся проектом Кодекса об административных правонарушениях, внесенным в Государственную Думу весной 2000 года.

«Вилки» наличествуют в каждой статье проекта КоАП в главах с 5 по 21. Наиболее примечательным примером является ст. 19.8 «Непредставление ходатайств, заявлений, сведений в антимонопольный орган». Санкция этой статьи предусматривает штраф от 500 до 5000 минимальных размеров оплаты труда, то есть десятикратное превышение верхнего предела штрафа над нижним. Непонятно, какие обстоятельства совершения данного правонарушения необходимо принимать во внимание при наложении санкции, опираясь на немыслимо широкий спектр размеров штрафа.

Разумеется, даже при четко составленной санкции (без «вилки») правонарушитель может «купить» себе вообще освобождение от наказания. Но этот вид коррупции уже не связан с рассматриваемой темой о роли закона в облегчении коррупционных сделок.

Дискреционные полномочия

В теории налогообложения о дискреционных полномочиях должностных лиц налоговых властей может идти речь в тех случаях, когда при принятии решений о предоставлении отсрочек (рассрочек), налоговых кредитов, иных льгот либо о применении санкций и штрафов должностное лицо вправе принимать различные решения в одинаковых или схожих ситуациях. Наличие дискреционных полномочий у должностных лиц государственных органов может приводить к налоговому произволу властей. [c.149]

В международном налоговом планировании наличие или отсутствие реальных дискреционных полномочий у доверительного управляющего по договору траста может служить основанием для признания конкретного траста дискреционным трастом или управляемым трастом. [c.149]

Наличие дискреционных полномочий у доверительного управляющего является одним из основных условий для того, чтобы учрежденный траст мог эффективно выполнять функцию защиты переданных активов от обращения взыскания со стороны третьих лиц (кредиторов или налоговых властей). При учреждении дискреционного траста могут устанавливаться определенные запреты и ограничения. Отсутствие реальных дискреционных полномочий у доверительного управляющего может быть основанием для признания судом конкретного траста управляемым трастом. [c.149]

Конечно, правила не могут быть предусмотрены для всех случаев жизни, да и выполняя свою работу, служащий должен иметь определенные пределы своей самостоятельности. Они сформулированы для публичной (иначе гражданской) службы — служащих государства, субъектов федераций, автономий, муниципальной службы в концепции дискреционных полномочий. Это право чиновника решать конкретное дело по усмотрению, но в пределах закона. Видимо, данное правило относится и к служащим добровольных объединений, обладающих признаками публичного коллектива. [c.41]

Необходимое и волюнтаристское администрирование. Возможность применять силовые приемы администрирования дает управляющему (органу, должностному лицу) публичная власть. Теоретически она позволяет ему в пределах закона принимать любые решения по управлению (дискреционные полномочия). Чаще всего такие решения — прерогатива исполнительного органа (если решение принимается коллегиально) или чиновника (лица, находящегося на классифицированной государственной службе, а не обычного государственного служащего). В рамках, установленных законом, орган управления или чиновник может принимать такие акты по управлению или совершать такие действия, которые представляются ему законными, обоснованными и целесообразными. Орган управления может удовлетворить заявление гражданина (например, о предоставлении муниципального жилья) или отказать в этом. Главное в дискреционных полномочиях — право административным путем решать вопросы лиц и органов, [c.58]

У чиновников существуют особые права, некоторые привилегии и дополнительные обязанности. Важнейшее среди их прав — дискреционные полномочия, о которых говорилось. К числу привилегий чиновников относятся упомянутое право несменяемости (чиновник выходит в отставку по достижении пенсионного возраста и не может быть заменен по политическим мотивам), повышенное материальное обеспечение со стороны государства. В ряде стран чиновникам назначаются повышенные пенсии, им предоставляется жилье, медицинское обслуживание, транспорт, но во многих европейских странах материальные привилегии чиновников невелики (они сами покупают жилье, оплачивают медицинское обслуживание и т.д.). [c.110]

Все органы и должностные лица огромного аппарата исполнительной власти, осуществляющие ее на основе делегирования от Правительства РФ (в определенных случаях — от Президента РФ) или от других высших органов государственной власти в субъектах РФ (в сфере исполнительной власти субъектов РФ), должны действовать на основе закона и в соответствии с указаниями вышестоящих органов. Вместе с тем они обладают дискреционными полномочиями — правом принимать решения по своему усмотрению, но в пределах закона. [c.233]

Компетенция, сроки полномочий этих органов и должностных лиц, а также структура таких органов определяются муниципальным образованием на основе закона субъектов Федерации о местном самоуправлении. Среди них могут быть исполнительно-распорядительные органы и должностные лица, занимающиеся общим администрированием. Их не выбирают, а нанимают как управленцев, работающих по контракту (трудовому соглашению). Это не просто рядовые муниципальные чиновники, а должностные лица, обладающие в сфере своей деятельности дискреционными полномочиями (о характере таких полномочий говорилось ранее). [c.304]

ДИСКРЕЦИОННЫЙ ЗАКАЗ – заказ, дающий полномочия зарегистрированному представителю или другой брокерской фирме на принятие собственного решения от имени клиента в отношении выбора приобретаемой ценной бумаги, количества ценных бумаг, а также решения о покупке-продаже. [c.99]

Они также организовывали у себя дискреционные пулы и как большое одолжение позволяли клиентам давать расписки, наделяющие эти пулы полномочиями торговать по своему усмотрению на деньги клиентов. В этом случае даже самый сварливый клиент не мог обратиться в суд, когда его деньги исчезали. Они поднимали курс, на бумаге, и науськивали клиентов, а затем с помощью одного из старейших трюков срезали тончайшую маржу. [c.16]

Дискреционная, свободная денежно-кредитная политика чревата двумя проблемами. Первая заключается в том, что отпущенная на волю денежных властей монетарная политика означает повышение риска некомпетентных действий и злоупотреблений в жизненно важной сфере. Политика поддержания гражданского порядка, к примеру, основывается на строгих правилах ее осуществления, что минимизирует возможный ущерб злоупотреблений властью. Но когда общество наделяет Центральный банк полномочиями для поддержания экономического порядка, оно не дает ему конкретных указаний, следовательно, его руководство наделяется практически неограниченной свободой действий. [c.752]

В денежно-кредитной политике существует довольно сложная иерархия целей, многообразие методов и инструментов, с помощью которых она проводится. Часто бывает довольно сложно отличить, что является целью, а что — средством ее достижения. Кроме того, существуют различные точки зрения по вопросу, должна ли денежно-кредитная политика носить дискреционный характер или она должна представлять собой некие правила, закрепленные законодательством. Эти проблемы денежно-кредитной политики сказались на Федеральном законе о Центральном банке. В принципе, любую операцию Центрального банка можно рассматривать как инструмент политики, поскольку он является крупнейшим из банков и наделен такими полномочиями, что любые его действия могут повлиять на финансовые рынки. Так называемые ориентиры денежно-кредитной политики, о которых речь пойдет в следующем разделе, также могут быть разными. Это вопрос денежной теории, что в большей степени отвечает стратегическим целям политики таргетирование денежной массы, процентных ставок или инфляции. В ст. 35 [c.518]

Выдача лицензий или разрешений первоначально может представлять собой предмет дискреционных полномочий органа данного государства, но если лицензия или разрешение выданы, то они становятся активом, охраняемым инвестиционным соглашением1. [c.50]

Примером иного (современного) понимания действия принципа законодательного установления налога как формы обязательного платежа в пользу государства стало дело Конгрив . Узнав о намерении повысить плату за лицензию на право осуществления телевизионной деятельности, некоторые владельцы таких лицензий до истечения срока их действия приобрели новые лицензии по прежним тарифам. Министр внутренних дел, наделенный на основе делегированного законодательства полномочиями отзывать соответствующие лицензии, распорядился об отзыве таких лицензий до оплаты их стоимости по новым тарифам. Суд, рассмотрев материалы дела, квалифицировал действия министра как попытку осуществить дополнительный сбор денег без соответствующего разрешения парламента и признал их незаконными, поскольку министр использовал свои дискреционные полномочия неправомерно. [c.458]

ДИСКРЕЦИОННЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ (от франц. Dis retionnaire — зависящий от личного усмотрения) — термин, используемый в теории налогообложения и трастовом законодательстве ряда стран, означающий полномочия, предоставляемые какому-либо лицу, действовать по собственному усмотрению. [c.148]

УПРАВЛЯЕМЫЙ ТРАСТ (контролируемый траст, англ. Ministerial Trust) — договор траста, по которому доверительный управляющий фактически осуществляет деятельность по управлению имуществом, переданным в траст на основании указаний и рекомендаций учредителя траста или иных лиц, т.е. не использует дискреционных полномочий. Признание судом конкретного траста в качестве управляемого позволяет кредиторам или налоговым властям обращать взыскание по долгам учредителя траста на имущество, переданное в траст. [c.836]

Дипломатический агент 144 Дипломатический иммунитет 146 Дипломатический корпус 147 Дипломатический курьер 147 Дипломатическое право 147 Дипломатическое представительство 147 Дипломатия 148 Дисбурсментский счет 148 Дискреционные полномочия 148 Дискреционный траст 149 Диспач 149 [c.896]

Закон о бюджетной дисциплине (Budget Enfor ement A t, 1990) проводит различие между двумя типами бюджетных расходов – дискреционными расходами (“расходами по собственному усмотрению”) и прямыми (обязательными) расходами. Дискреционные расходы утверждаются ежегодно и касаются таких статей, как оплата труда и текущие расходы правительства. Что же касается прямых или обязательных расходов, (например, на социальное обеспечение) то они устанавливаются отдельными законами, которые принимаются не ежегодно, а сразу на длительный период. В годовом бюджетном процессе эти расходы не рассматриваются, т.е., законодатель при составлении годового бюджета связан своими предыдущими решениями по этим расходам. Аналогичная ситуация имеет место в капитальном бюджетировании по некоторым капитальным проектам в бюджет включаются многолетние бюджетные ассигнования, т.е. обычные ассигнования на очередной бюджетный год и авансовые ассигнования расходных полномочий на последующие годы. [c.19]

Смотреть страницы где упоминается термин Дискреционные полномочия

: [c.37]    [c.43]    [c.98]    [c.19]    [c.210]    [c.322]    Энциклопедия российского и международного налогообложения (2003) — [ c.148 ]

Copyright © 2021 – economy-ru.info

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...