Договор контрактации — Википедия

Что такое контрактакция – это система контрактов, которые заключаются меж сторонами в определенной области.

Договор контрактации в России

контрактакция 3В России в настоящее время правовое нормативное регулирование договора контрактации производится специальными правилами о данном договоре, а субсидиарно — общими правилами о поставке и купле-продаже, которые закреплены в Гражданском кодексе. При этом нормы, которые регулируют договор поставки, обладают преимуществом. К отношениям поставки для государственных нужд сельскохозяйственной продукции применяется также Федеральный закон «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» и общие правила о поставке для публичных нужд, которые установлены Гражданским кодексом.

Договор контрактации по своему характеру является двусторонне обязывающим, возмездным, консенсуальным.

История

Контрактация в Российской Империи

В гражданском дореволюционном праве не было специальных норм, регулирующих закупки сельскохозяйственной продукции. По аналогии к соответствующим отношениям применяли правила о купле-продаже. Но тут было ограничение. Согласно Своду гражданских законов договор купли-продажи предусматривал наличность имущества, которое находится в собственности продавца, потому предметом данного договора не могли быть вещи, которые не существуют на момент его оформления, к примеру, будущий урожай, — в таких случаях использовались правила о запродаже.

Контрактация в СССР

На ранней стадии развития гражданского советского законодательства отношения меж заготовителями и производителями сельскохозяйственной продукции регулировал договор купли-продажи; Гражданский кодекс РСФСР 1922 года не предусматривал специальные правила о контрактации. Эти отношения являли собой государственный заказ на поставку и производство сельскохозяйственной продукции совхозами и колхозами и имели административный характер. С переходом на хозяйственный расчёт в 60-х годах ввели договорной метод сельскохоз закупок.

Нормы, которые регулируют договор контрактации, появились впервые в Гражданском кодексе РСФСР 1964 года. Законодатель установил, что госзакупка сельскохозяйственной продукции у совхозов и колхозов должна проводиться по договорам контрактации, которые нужно было заключать на основании планов госзакупок сельскохозяйственной продукции и планов развития сельскохозяйственного производства в совхозах и колхозах. Вдобавок к этим правилам приняли ряд подзаконных актов, в частности, Положение о порядке исполнения и заключения договоров контрактации сельскохозяйственной продукции, типовые формы соглашений по закупке некоторых типов сельскохозяйственной продукции, которые содержат императивные нормы.

КонтрактацияВ начале 90-х годов ввиду перехода к рыночным отношениям и отказа от командной административной системы управления экономикой государственное планирование закупок сельскохозпродукции потеряло своё значение. Договор контрактации в основах гражданского законодательства 1991 года рассматривался не как самостоятельный, а как одна из разновидностей договора купли-продажи.

Стороны договора

В договоре контрактации сторонами являются производитель сельскохозяйственной продукции (продавец) и её заготовитель (покупатель).

Как производитель, может выступать коммерческая организация, включая сельскохозяйственного производственного кооператива, крестьянско-фермерское хозяйство и индивидуальный предприниматель, которые осуществляют предпринимательскую деятельность по производству и выращиванию сельскохозяйственной продукции. Помимо этого, продавать продукцию по этому договору имеют право физические лица, которые выращивают и производят её на собственных дачных или приусадебных участках, и такие некоммерческие организации, как потребительские сельскохозяйственные кооперативы. Основным признаком, который определяет способность участия лица в договоре, как производителя, является производство непосредственно продукции, в собственном хозяйстве. Таким образом, сбыт продукции лицом, которое закупило её для дальнейшей перепродажи или переработки, исключает контрактацию.

В договоре конконтрактакциятрактации заготовителем может являться индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, которые осуществляют предпринимательскую деятельность по закупкам сельскохозяйственной продукции для последующей её перепродажи или переработки. К числу таких можно отнести, к примеру, фабрики по переработке шерсти, молокозаводы, мясоперерабатывающие комбинаты и так далее, торговые оптовые компании, сбытовые и снабженческие организации потребительской и производственной кооперации. При определении статуса лица, как заготовителя, значительным условием является наличие у него в договоре специальной цели участия. Контрактацией не признаётся приобретение сельскохозяйственной продукции для семейного, личного потребления или других подобных целей, которые не связаны с её последующей перепродажей или переработкой.

Мы коротко рассмотрели контрактакцию: договор, история. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Что такое ЛБО

По статье 6 БК РФ, ЛБО в бюджете — это сумма финансирования, которая доведена до подведомственной организации. По сути, это объем прав в денежном выражении. В пределах суммы ЛБО учреждение принимает обязательства и исполняет их в текущем финансовом году.

Учреждение не вправе принять обязательства сверх доведенного лимита. Простыми словами, бюджетники не смогут заключить договор или контракт на сумму больше, чем довел ГРБС на финансовый год. Казначейство не подпишет акт проверки ЛБО с договорами, заключенными с превышением. Принятие бюджетных обязательств сверх доведенных лимитов — это прямое нарушение п. 3 ст. 219 БК РФ.

Помимо ЛБО, подведомственным учреждениям выделяют и ПОФ. Вот расшифровка, что такое ПОФы в бюджете — предельный объем финансирования. ПОФ утверждают на определенный период времени — месяц, квартал (приказ Минфина № 204н от 21.12.2015). ПОФ и лимиты — это разные понятия: ЛБО — это сумма, на которую принимают бюджетные обязательства (контракты, договоры). А ПОФ — фактическое количество денег, которое вправе потратить учреждение.

Обзор документа

Закупка по 44-ФЗ может осуществляться только после доведения до заказчика лимитов бюджетных обязательств. Контракты можно заключать на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, при наличии правительственных, региональных или местных актов в пределах средств и на сроки, которые установлены этими актами.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Порядок утверждения и изменения

Каждый ГРБС разрабатывает и утверждает собственный порядок, как распределяются и принимаются лимиты бюджетных ассигнований на 2021 год. Несмотря на полномочия ввести индивидуальные правила, утвержденные порядки редко отличаются друг от друга. Единые нормативы закрепляет БК РФ. Распорядители не имеют права уклониться от исполнения действующего бюджетного законодательства.

Вот кто утверждает лимиты бюджетных обязательств для главных распорядителей средств федерального бюджета на различных уровнях:

  1. На федеральном уровне финансирование определяет министр финансов. Процедура производится в рамках соответствующих видов расходов. Затем ЛБО передают в Федеральное казначейство для дальнейшего доведения финансирования до ГРБС.
  2. На региональном и муниципальном уровнях объем определяет финансовый орган субъекта РФ или муниципального образования.

Главный распорядитель формирует плановые показатели на основании сводных расчетов (обоснований), которые формируются по потребностям получателей средств бюджета. Утверждение ЛБО по подведомственным учреждениям производится в рамках доведенных лимитов по конкретному ГРБС. Изменения в утвержденные лимиты вносятся органом Федерального казначейства или финансового органа на основании предложений ГРБС.

Литература[править | править код]

Первоисточники

  • Гражданский кодекс РФ
  • ФЗ от 2 декабря 1994 года N 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3303; Российская газета, N 243, 15.12.1994.
  • ФЗ от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ, 01.01.2007, N 1 (1 ч.), ст. 27; Российская газета, N 2, 11.01.2007.
  • ФЗ от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ, 16.06.2003, N 24, ст. 2249; Российская газета, N 115, 17.06.2003; Парламентская газета, N 109, 18.06.2003.
  • ФЗ от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ, 14.07.2003, N 28, ст. 2881; Парламентская газета, N 124—125, 10.07.2003; Российская газета, N 135, 10.07.2003.
  • ФЗ от 08 декабря 1995 года N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ, 11.12.1995, N 50, ст. 4870; Российская газета, N 242, 16.12.1995.
  • Свод законов гражданских //Свод законов Российской Империи. Том. X. — Спб., 1912.
  • Гражданский кодекс РСФСР 1964 года // Свод законов РСФСР, т. 2, с. 7; Ведомости ВС РСФСР, 1964, N 24, ст. 407.
  • Основы гражданского законодательства СССР (утв. ВС СССР 31.05.1991 N 2211-1) // Ведомости СНД и ВС СССР, 26.06.1991, N 26, ст. 733.
  • Положение о порядке заключения и исполнения договоров контрактации сельскохозяйственной продукции (недоступная ссылка) (с изм. и доп.) / Утв. приказом Госагропрома СССР от 15 апреля 1987 года № 300 // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР, 1988 г., N 2, ст. 25; Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР, 1989 г., N 6.

Исследования

  • Алексеев С. С. Гражданское право. — М.: Проспект, 2012. — 536 с. — ISBN 978-5-392-03276-1.
  • Голованов Н. М. Сборник хозяйственных договоров с комментариями. — СПб.: Питер, 2007. — 307 с. — ISBN 5-469-00520-8.
  • Сергеев А. П. Гражданское право. В 3-х тт. Т. 2. — М.: РГ-Пресс, 2012. — 880 с. — ISBN 978-5-9988-0067-2.
  • Суханов Е. А. Гражданское право. В 4-х тт. Т. 3: Общая часть. — М.: Волтерс Клувер, 2008. — 800 с. — ISBN 978-5-466-00100-6, ISBN 978-5-466-00100-7 (ошибоч.).
  • Суханов Е. А. Российское гражданское право: В 2-х тт. Т.2: Обязательственное право. — М.: Статут, 2011. — 1208 c. — ISBN 978-5-8354-0701-9.
  • Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права. Том 2. — М.: Статут, 2005. — 462 с. — (Классика российской цивилистики). — ISBN 5-8354-0260-0.

Срок доведения

Распорядитель бюджетных средств обязан довести объем финансирования до начала финансового календарного года, на который предоставляются ЛБО. Объем финансирования 2021 года ГРБС обязан довести в 2020. Исключением являются действия по временному исполнению бюджета (п. 2 ст. 219.1 БК РФ). ГРБС осуществляет и отзыв ЛБО с лицевых счетов в случае неиспользования выделенных средств (письмо ФК № 07-04-05/03-20245 от 20.09.2019).

Федеральные распорядители приступают к распределению финансирования по подведомственным учреждениям с начала декабря года, предшествующего году, на который доводят лимиты. Завершают распределение 31 декабря. Например, ЛБО на осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд распорядитель доводит до получателя не позднее 20-го рабочего дня после их отражения на лицевых счетах ГРБС (РБС).

В Федеральной контрактной системе указано, что делать с ЛБО, если заключен договор, а работы не выполнены на конец года, — снимать лимиты и расторгать контракт в одностороннем порядке по ст. 95 44-ФЗ

За нарушение сроков доведения финансирования до РБС и ПБС распорядителю предусмотрен штраф для должностных лиц в размере от 10 000 до 30 000 руб. (ст. 15.15.11 КоАП РФ).

Примечания[править | править код]

  1. Это свидетельствует о существенном сходстве отношений контрактации и поставки, однако не является основанием для признания договора контрактации разновидностью договора поставки. См. Суханов, 2011, с. 229.
  2. Данное положение является исключением из общего правила и обусловлено необходимостью защитить интересы производителя как более слабой стороны договора.

Источники

  1. Суханов, 2011, с. 228
  2. 1 2 п. 1 ст. 535 ГК РФ
  3. п. 2 ст. 535 ГК РФ
  4. ст. 1384 Свода законов гражданских
  5. ст. 1679 Свода законов гражданских
  6. Шершеневич, 2005, с. 92.
  7. ст. 267 ГК РСФСР 1964 года
  8. Утверждено приказом Госагропрома СССР от 15 апреля 1987 года N 300
  9. ст. 83 Основ гражданского законодательства СССР 1991 года
  10. ст. 3 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»
  11. ст. 1 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»
  12. ст. 2 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»
  13. ст. 4 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»
  14. Суханов, 2011, с. 229
  15. 1 2 3 Суханов, 2011, с. 230.
  16. ст. 537 ГК РФ
  17. 1 2 Суханов, 2011, с. 231.
  18. п. 1 ст. 536 ГК РФ
  19. п. 2 ст. 536 ГК РФ
  20. п. 3 ст. 536 ГК РФ
  21. п. 3 ст. 401 ГК РФ
  22. ст. 538 ГК РФ

Учет у распорядителей

Правила и особенности ведения учета и составления отчетности в рамках полученных лимитов бюджетных обязательств закреплены п. 315, 316 инструкции № 157н, п. 129, 130 инструкции № 162н. Учет ЛБО осуществляется на счете 0 501 00 000, по установленным группировочным счетам:

Номер синтетического счета

Номер группировочного счета бухгалтерского учета

0 501 10 000 — для текущего финансового года

0 501 20 000 — для первого года, следующего за текущим (очередного финансового года)

0 501 00 000

0 501 30 000 — для второго года, следующего за текущим (первого года, следующего за очередным)

0 501 40 000 — для второго года, следующего за очередным

0 501 90 000 — для отражения на иные очередные годы (за пределами планового периода)

Аналитический учет ЛБО ведите в разрезе расходов бюджета по КБК, по требованиям п. 317 инструкции № 157н. Учитывайте новый порядок составления КБК, приведенный в приказе Минфина № 132н.

Пример проводок в таблице:

Операция

Дебет

Кредит

Отражение доведенных (утвержденных) финансовым органом показателей ЛБО на текущий финансовый период

КРБ 1 501 11 000

КРБ 1 501 12 000

Отражение сумм лимитированного финансирования, переданных ГРБС подведомственным ему РБС и ПБС:

на текущий финансовый период

КРБ 1 501 22 000

КРБ 1 501 14 000

на очередной финансовый год

КРБ 1 501 12 000

КРБ 1 501 24 000

Разъяснения по теме

Основные тезисы Реквизиты документа Скачать
Инструкция для принятия лимитов Руководство пользователя от 01.07.2019

Скачать

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...