Эффект замещения 2021

Из данной статьи вы узнаете о том, что такое эффект замещения и эффект дохода, а также о том, на какие категории подразделяются товары в зависимости от реакции покупателя на рост реального дохода.

Эффект замещения

Определение 1

Эффект замещения — изменение структуры потребительского спроса в результате изменения цены одного из благ, входящих в потребительский набор.

Суть этого эффекта сводится к тому, что потребитель при росте цен одного блага переориентируется на другое благо с похожими потребительскими свойствами, но с неизменной ценой. Иными словами, потребители склонны замещать более дорогие блага более дешёвыми. В результате спрос на первоначальное благо падает. Например, кофе и чай являются товарами-заменителями. Когда цена кофе повышается, то для потребителей чай становится относительно дешевле и они будут заменять им относительно более дорогой кофе. Это приведёт к повышению спроса на чай.

Пример

Кто-то питается мясом и рыбой. После падения цены на мясо он решает, что жертвуя определённым количеством рыбы, он может купить себе относительно больше мяса. В результате потребление рыбы сокращается, а потребление мяса увеличивается сверхпропорционально снижению цены.

Что такое «Эффект замещения»

Эффект замещения – это экономическое понимание того, что по мере роста цен или снижения доходов потребители заменят более дорогие предметы менее дорогостоящими альтернативами. Напротив, по мере увеличения богатства отдельных лиц, противоположность имеет тенденцию быть правдой, поскольку более дешевые или низкокачественные товары обходятся за более дорогие, более качественные товары и услуги, известные как эффект дохода. Хотя выгодный для некоторых компаний, таких как розничные торговцы скидками, эффект замещения в целом очень отрицателен в экономике, поскольку он ограничивает выбор потребителей и производителей.

Тема 8. Теория фирмы

I.Укажите лишь одинправильный ответ.

  1. Производственная функция показывает:

а)какие затраты нужно осуществить на тотили иной объем выпуска;

б)наиболее выгодный для фирмы выпуск приданных ценах на ресурсы;

в)максимальное количество продукта,которое можно получить, используяразличные сочетания ресурсов;

г)минимальное количество продукции,которое можно получить, используя данноесочетание ресурсов.

  1. В долгосрочном периоде:

а)все издержки являются переменными;

б)все издержки являются постоянными;

в)переменные издержки растут быстрее,чем постоянные;

г)постоянные издержки растут быстрее,чем переменные;

д)все издержки выступают как неявные.

  1. Положительный эффект масштаба – это:

а)повышение долгосрочных средних совокупныхиздержек с ростом объема производстватовара;

б)падение долгосрочных средних совокупныхиздержек с ростом объема производстватовара;

в)неизменность долгосрочных среднихсовокупных издержек с ростом объемапроизводства товара;

г)правильного ответа нет.

  1. Общие издержки при нулевом объеме производства равны:

а)постоянным издержкам; в) заработнойплате;

б)экономическим издержкам; г) расходамна сырье.

  1. Условием максимизации прибыли является:

а)равенство предельной выручки предельнымиздержкам;

б)совокупность постоянных и переменныхиздержек фирмы в связи с производствомпродукции в краткосрочном периоде;

в)приращение совокупных издержек, вызванноеувеличением производства на очереднуюединицу;

г)приращение выручки, которое возникаетза счет продажи очередной единицыпродукции.

  1. Если ATC сокращаются по мере роста объема производства, то:

а)МС также должны сокращаться; в) АТСдолжны быть ниже, чем AVC;

б)TFC также должны сокращаться; г) МС должныбыть ниже, чем ATC.

  1. Изокванта иллюстрирует:

а)кривую одинакового объема выпускапродукции при различных сочетанияхфакторов производства;

б)различные объемы продукта, которыеможно произвести при заданных количествахресурсов;

в)кривую среднего продукта;

г)кривую предельного продукта.

  1. Изокоста является кривой, соединяющей точки:

а)с одинаковым выпуском продукции;

б)с одинаковым эффектом масштаба;

в)с одинаковыми затратами на факторыпроизводства;

г)с одинаковой прибылью при различныхсочетаниях факторов производства.

  1. Предельная норма технологического замещения трудом капитала может быть представлена как:

а)img-QN_e7K.png; б)img-xF7fWe.png; в) img-SbGjjU.png; г) img-sVGkzk.png.

  1. Согласно правилу минимизации издержек фирма выбирает такой объем выпуска, при котором:

а)img-FGQ2Rq.png; в) img-ryIE7C.png;

б)img-FMrTSN.png; г)img-eP3uBm.png.

II.Верны (В) или неверны (Н) данные нижеутверждения?

  1. Экономическая прибыль представляет собой неявные издержки (издержки упущенной выгоды).

  2. Закон убывающей отдачи заключается в том, что по мере увеличения объема переменного ресурса, присоединяемого к фиксированному фактору производства, начиная с определенного уровня, общий объем произведенной продукции сокращается.

  3. Когда предельный продукт становится отрицательным, совокупный объем производства сокращается.

  4. Если фирма увеличивает объем используемых ресурсов на 30%, а объем производства при этом возрастает на 20%, то наблюдается положительный эффект масштаба.

  5. Средние постоянные издержки сокращаются по мере роста объема производства.

  6. Для функции Кобба-Дугласа при (+) < 1 наблюдается положительный эффект масштаба.

  7. Экономическая прибыль фирмы максимизируется при равенстве предельных продуктов факторов производства.

  8. Источником положительного эффекта масштаба выступает экономия от использования более производительной технологии производства.

  9. Затраты на содержание управленческого персонала компании можно рассматривать в качестве переменных издержек производства продукции.

  10. Отрицательный эффект масштаба как правило объясняется высокой степенью бюрократизации управления фирмой в условиях расширения ее деятельности.

Специфика эффекта дохода

Итак, эффект дохода предполагает, что человек получает возможность покупать больший объем товара (вследствие корректировки его цены) либо направлять высвободившиеся денежные средства на приобретение других благ. Тем самым стимулируется общий спрос на рынке. В среде экономистов возникают дискуссии по поводу влияния соответствующего тренда на капитализацию рынка.

Эффект дохода и замещения на рынке труда

С одной стороны, в абсолютном выражении объем денежных средств, которыми располагает покупатель, не меняется. С другой стороны, те компании, которые получают выручку за счет высвободившегося «искусственного дохода» человека и активизации его покупательских активностей в соответствующих сегментах, получают возможность развиваться дальше, увеличивать свою капитализацию, в частности, за счет новых инвестиций и кредитов, которые могут привлекаться в растущий бизнес. Таким образом, наблюдаемые на рынке внешние эффекты эффекты дохода вполне могут предопределяться.

Специфика эффекта замещения

Рассмотрим теперь подробнее специфику второго тренда. Эффект замещения предполагает, что структура потребительского спроса человека меняется в пользу выбора более дешевых товаров. При этом предполагается, что привычный для него продукт в силу тех или иных причин растет в цене. Результатом становится снижение спроса на более дорогой товар.

В некоторых случаях замещение происходит между товарами схожей группы, но не идентичными. Например, человек может в одинаковой степени симпатизировать яблокам и сливам. В случае если цены на первый вид фруктов начинают расти, человек может покупать их реже, одновременно покупая больше слив, если их стоимость меняется не настолько ощутимо либо остается прежней. Таким образом, в структуре потребления яблоки замещаются сливами.

Эффект замены и эффект дохода

Каким образом соответствующий тренд может влиять на экономику? Оценки экспертов, касающиеся рассматриваемого явления, также могут быть весьма несхожими. С одной стороны, выручка компаний, которые, условно говоря, производят яблоки, может значительно снизиться за счет того, что у покупателей меняются приоритеты, и они начинают активнее приобретать сливы. С другой стороны, как считают экономисты, увеличение цен на яблоки часто становится причиной как раз таки избыточного спроса на них. В этом смысле объем выручки компаний, продающих данный вид фруктов, может не уменьшиться вовсе.

Таким образом, эффект замещения может оцениваться, с одной стороны, как негативный экономический тренд (в случае если поставщик яблок повышает цены вынужденно, например, в силу сложностей в корпоративной бизнес-модели и недостатка ликвидности), с другой — как нейтральный или даже позитивный, так как рост отпускной стоимости фруктов может быть обусловлен как раз таки слишком большим спросом на них.

См. также

  • Уравнение Слуцкого
  • Уравнение Хикса

Взаимосвязь эффектов

Эффект замены и эффект дохода, рассматриваемые нами, как правило, активно взаимодействуют. Содержание соответствующих коммуникаций зависит от специфики конкретного товара. Вполне возможен вариант, при котором оба эффекта могут суммироваться, поскольку удешевление некоторых товаров, как правило, приводит к повышению интенсивности спроса на них.

Кривая спроса на эффект замещения

Эффект замещения изображен стандартным графиком с «единицами продукта А» по ​​оси Y и «единицами продукта B» по оси X. Кривая спроса между этими двумя продуктами является вогнутой, что означает, что она имеет высокий нисходящий склон в начале и все меньший наклон, поскольку единицы продукта B увеличиваются вдоль оси X.

Покупатель, чувствительный к цене, может, например, прекратить потребление пяти единиц продукта A изначально и заменить его только одной единицей продукта B. Поскольку потребитель продолжает заменять больше продукта А продуктом B, однако, количество требуемая для каждой единицы продукта B, будет увеличиваться относительно одной единицы продукта A, сглаживая наклон требуемого количества.

Рынок труда: эффект дохода

Отметим, что рассмотренные нами экономические тренды могут наблюдаться не только в сегменте розничных продаж, но и в других сферах бизнеса. Так, вполне можно наблюдать эффект дохода и замещения на рынке труда. Рассмотрим пример.

Допустим, в небольшом городе открылся завод по выпуску холодильников и стиральных машин. Предприятие сформировало несколько сотен вакансий и наняло работников из числа жителей соответствующего населенного пункта. Одновременно в местном политехническом институте было запущено обучение инженеров по программам, адаптированным для технологических процессов, характеризующих сборку холодильников и стиральных машин.

Через 5 лет вуз выпустил первых выпускников, готовых трудоустраиваться на заводе. Руководство предприятия по сборке холодильников и стиральных машин решило воспользоваться возможностью привлечь выпускников за небольшую зарплату и опубликовало список соответствующих вакансий. Однако выпускники политеха не спешили с трудоустройством, поскольку компенсация установленного размера их не устроила. Предприятие, которые успело обзавестись инвесторами и вложилось в увеличение мощностей фабричных линий, открытых под новые вакансии, было вынуждено немного увеличить зарплатные предложения.

Некоторые выпускники политеха согласились работать за соответствующий уровень компенсации, и вакансии частично удалось закрыть. Некоторое время другие инженеры пытались найти работу на иных предприятиях города, но не смогли, поскольку их специализация была адаптирована к выпуску именно холодильников и стиральных машин. В результате они согласились идти работать на завод даже на ту низкую зарплату, что была предложена изначально.

Предприятие, которому не пришлось повышать зарплату «второго эшелона» инженеров до уровня «первого», высвободило денежные средства. Возник эффект дохода на рынке труда. Соответствующую выручку предприятие получило возможность потратить на цели, связанные с развитием бизнеса, в частности, на модернизацию производства.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...