Это наблюдение, этот педагогический факт, добытый А. С. Макаренко огромным трудом, позволил ему сфор – NewlyPedagog

Работа по теме: прилож.11. Глава: 1.6 Закон параллельного действия. ВУЗ: ЧГПУ.

1.7 Внутриколлективные отношения

Большоезначение А.С. Макаренко придавал стилювнутриколлективных отношений.Отличительными признаками сформированногоколлектива он считал:

1)постоянную готовность воспитанниковк действию;

2)ощущение собственного достоинства,вытекающее из представления о ценностисвоего коллектива, гордости за него;

3)дружеское единение его членов;

4)ощущение защищенности каждого членаколлектива;

5)активность, проявляющуюся в готовностик упорядоченному, деловому действию;

6)привычку к торможению, сдержанности вэмоциях и словах.

Малолетние воры и хулиганы

Вместе с воспитанниками

Все знают А. С. Макаренко как организатора и руководителя колоний, где воспитывались беспризорники и несовершеннолетние нарушители. Это хулиганы, воры, девочки, занимавшиеся проституцией. Их испорченность уже не позволяла им быть нормальными членами общества. Привозили туда своих трудных детей и, казалось бы, благополучные родители, которые не могли справиться с их воспитанием, у которых опускались руки.

Именно таких детей, применяя свою систему, Макаренко и воспитывал с большим успехом. Так, в колонии им. Дзержинского, где на его попечении было 600 правонарушителей, вообще не было воспитателей. В школе были учителя, на заводе – инженеры, в остальном жизнь воспитанников протекала в известной степени самостоятельно. При этом все вокруг блестело, а чистоту проверяли с помощью белого носового платка.

Смотрите также:

Подходы к созданию элективных курсов
Выделяют несколько подходов к созданию элективных курсов: 1) фундаментальный подход предполагает разработку содержания курса в логике перехода от фундаментальных законов и теорий к частным закономерностям, направленного на углубленное изучение предмета, ориентированного, в первую очередь, на одарен …

Алгоритм введения технологии взаимного обучения
Внимание, связанное с интересом, бывает длительным и глубоким. Огромно влияние интереса на память: интересное запоминается легко, быстро и прочно. Нельзя забывать, что у ребенка гораздо меньше, чем у взрослого, развиты воля, произвольное внимание и запоминание, необходимые для того, чтобы учиться, …

Диагностика определения уровня развития критического мышления и умений монологическойречи учащихся 11 класса МОУ «Павлоградская гимназия»
В соответствии с объектом и предметом исследования была проведена диагностика учащихся. В диагностике приняли участие 10 учащихся 11 класса МОУ «Павлоградская гимназия» Павлоградского района Омской области. Диагностика включала 2 аспекта: личностный и предметный. Целью личностного аспекта стало опр …

Сравнительные данные

По имеющимся официальным данным, среди всех воспитанников Антона Семеновича, число которых приближается к трем тысячам, не отмечено ни единого рецидива. Впечатляющих результатов удалось добиться и последователям воспитательной системы Макаренко, таким как Семен Калабалин и его жена, выпустившие в свет около семи тысяч человек, а также А. Г. Явлинский.

В качестве сравнения можно привести данные Генпрокуратуры, опубликованные в начале нынешнего века. Они говорят о том, что из выпускников детских домов в нашей стране лишь 10 % адаптируются в жизни, 10 % совершают самоубийства, 40 % спиваются, становятся наркоманами, а 40 % – преступниками. Как гениальному педагогу и его единомышленникам удавалось избежать подобных показателей?

Принципы системы Макаренко

Памятник макаренко

Антон Семенович считал, что работа педагога должна быть основана на следующих основополагающих постулатах.

  1. Принцип гуманизма. Он проходил красной нитью через систему обучения Макаренко своих воспитанников жизни и труду. Выдающийся педагог призывал отказаться от муштры, от подавления личности ребенка, от призывов к слепому повиновению. Необходимо, напротив, развивать творческую активность личности, основывать воспитание «на опыте поведения». А. С. Макаренко беззаветно верил в творческие силы людей, в их большие возможности.
  2. Отрицание «свободного воспитания», отказ от слащавого, идеалистического отношения к ребенку, от сентиментального любования им. Это развивает у детей лень, эгоизм, избалованность, барство и расхлябанность. В обращении с маленьким человеком Макаренко отвергал заласкивание, объятия и поцелуи. Он призывал к строгости, к чувству меры в любви. В отношении к детям необходима «требовательная любовь»: чем больше уважаешь человека, тем больше нужно от него требовать.
  3. Оптимизм. В каждом воспитаннике необходимо видеть положительные силы, находить в нем лучшее, более интересное и более сильное.
  4. Обобщение практического опыта. Таковой и являлась педагогическая система Макаренко. Он подвергал критике метафизические теории, которые были выстроены на основе умозрительных заключений.
  5. Применение технологий воспитывающего воздействия. Антон Семенович считал, что педагогика ошибочно строится на логике моральной проповеди, тогда как ее нужно строить по логике технологической. Ведь между процессом материального производства и воспитанием наблюдается большое сходство. И к человеческой личности, со всем ее богатством, красотой и сложностью, нужно подходить с измерителями более сложными, с большей наукой и с большей ответственностью.

Компоненты воспитательной системы Макаренко

Среди них можно выделить самые основные, к которым относятся следующие:

  1. Роль воспитателя.
  2. Наказание и поощрение.
  3. Воспитание трудом.
  4. Коллективизм.
  5. Система самоуправления.
  6. Формат: правила поведения, ритуалы, нормы жизни.
  7. Перспективные линии.

Далее каждый из компонентов будет рассмотрен подробно.

1.8 Основные элементы «Воспитательного коллектива»

Такимобразом, основными элементами, положеннымиА.С. Макаренко в основную модель«Воспитательного коллектива» являются:

·Самоуправление;

·Конституция коллектива, а так же режим;

·Дисциплина;

·соподчинение;

·Ответственность;

·Тон и стиль жизни;

·Этика;

·Характер отношений в коллективе;

·Интересы детства.

Большаязаслуга А.С. Макаренко заключалась втом, что он разработал законченнуютеорию организации и воспитания детскогоколлектива и личности в коллективе ичерез коллектив. Макаренко видел главнуюзадачу воспитательной работы в правильнойорганизации коллектива. Важнейшимкачеством советского человека являетсяего умение жить в коллективе, вступатьв постоянное общение с людьми, трудитьсяи творить, подчинять свои личные интересыинтересам коллектива.

А.С.Макаренко настойчиво искал формыорганизации детских учреждений, которыесоответствовали бы гуманным целямсоветской педагогики и способствовалиформированию творческой целеустремленнойличности. Необходимо создать, считалМакаренко, совершенную систему крупныхи небольших коллективных единиц,выработать систему их взаимоотношенийи взаимозависимостей, систему воздействияна каждого воспитанника, а такжеустановить коллективные и личныеотношения между педагогами, воспитанникамии руководителем учреждения. Важнейшим«механизмом», педагогическим средствомявляется «параллельное воздействие»–одновременное воздействие воспитателяна коллектив, а через него и на каждоговоспитанника.

Выясняявоспитательную сущность коллектива,А.С. Макаренко подчеркнул, что настоящийколлектив должен иметь общую цель,заниматься разносторонней деятельностью,в нем должны быть органы, направляющиеего жизнь и работу.

Важнейшимусловием, обеспечивающим сплоченностьи развитие коллектива, он считал наличиеу его членов осознанной перспективыдвижения вперед. По достижении поставленнойцели необходимо выдвигать другую, ещеболее радостную и многообещающую, нообязательно находящуюся в сфере общихперспективных целей, которые стоятперед советским обществом, строящимсоциализм.

А.С.Макаренко впервые сформулировал инаучно обосновал требования, которымдолжен отвечать педагогический коллективвоспитательного учреждения, и правилаего взаимоотношений с коллективомвоспитанников. Искусство руководстваколлективом заключается, по мнениюМакаренко, в том, чтобы увлечь егоопределенной целью, требующей общихусилий, труда, напряжения. В этом случаедостижение цели дает большое удовлетворение.Для детского коллектива необходимабодрая, радостная, мажорная атмосфера.

Роль воспитателя

Антон Макаренко

В первую очередь это личный пример. Наставник может быть требовательным, придирчивым, может не замечать воспитанника, но, если он блещет своей работой, знаниями, удачей, ребенок будет на его стороне. И напротив, учитель может быть ласковым, занимательным в разговоре, добрым и приветливым, но если дело его будут сопровождать неудачи и провалы, если будет видно, что этого дела он не знает, он ничего не заслужит, кроме презрения.

При этом воспитатель должен быть наделен свободой творчества, а не подвергаться мелочной опеке, которая ничего не принесет воспитанникам, кроме вреда.

Наказание и поощрение

Плохие поступки нужно обязательно наказывать, а хорошие – поощрять. При этом такое наказание, которое направлено на ущемление чести и достоинства личности, только портит человека. А то, что имеет целью защиту норм и ценностей коллектива и способствует защищенности личности от насилия, является справедливым и необходимым. Всепрощение недопустимо. То разрушительное воздействие, которое оно оказывает на межличностные отношения, существующие в коллективе, приводит к разложению последнего. Если учитель отказывается от наказаний, он становится беззащитным перед проявлениями детской агрессии.

Трудовое воспитание

Работа на заводе

Ему придавалось огромное значение, однако Макаренко был против того, чтобы затрачивать непроизводительную мускульную энергию учащихся вне ее связи с воспитательной работой и образованием. У колонистов имелось реальное дело. Оно их и кормило, и заставляло быть дисциплинированными. В самом начале было обустроено натуральное хозяйство – для того, чтобы содержать себя. А затем было организовано серьезное производство.

Меньше чем за год был построен собственный завод, на котором воспитанниками выпускались электродрели. Позже было освоено производство фотоаппаратов, которые состояли из 300 деталей, точность которых нужно было соблюдать в пределах 0,001 мм. По тем временам это было фактически инновационное производство.

При этом оно было не просто рентабельным, а высокорентабельным. Коммуна не только зарабатывала большую прибыль государству, ее воспитанникам выплачивалась зарплата, на которую они могли содержать самих себя, а также младших членов коллектива. Бывшие коммунары, которые обучались в вузах, получали стипендию, ко времени выхода из коммуны у воспитанников на сберкнижке собиралась солидная сумма.

Кроме того, была возможность содержать оркестр, оранжерею, осуществлять различные походы и культурные мероприятия. В соответствии с главным смыслом системы Макаренко в результате формировались личности: уже в 16-18 лет воспитанники становились руководителями производства: начальниками, мастерами, бригадирами.

Коллективизм

Воспитанники колонии

Воспитание в коллективе и посредством коллектива – это основная идея системы Макаренко. Он не рассматривал коллектив как случайное скопление людей. Это объединение, созданное для общего труда, в процессе которого достигаются общие цели. Антон Семенович считал, что на отдельную личность можно воздействовать, влияя на коллектив, называя этот прием «принцип параллельного действия». В нем реализуется такое требование, как «один отвечает за всех, а все – за одного».

Колонистов Макаренко воспитывали не воспитатели, а ядро коллектива. Воспитанники, которые пользовались особым авторитетом, разделяли и исповедовали принципы колонии, выступали в роли «закваски», пропитывающей вновь прибывающих колонистов. Последние как будто оказывались в мясорубке, которая, перемалывая новичков, превращала их в часть системы. Новые правила жизни одни дети доносили до других на своем языке. Макаренко оставалось только сдерживать их, направляя их поведение в цивилизованные рамки.

Самоуправление

Макаренко с Горьким

Оно должно быть основано на демократичности и в то же время включать в себя элементы ответственности как ее руководителей, так и рядовых воспитанников. Самоуправление является эффективным, когда есть дело и присутствует здоровое ядро. В противном случае оно невозможно и вредно. Если же основа здоровая, эта система укрепляет и оттачивает коллектив, становясь школой руководства и лидерства.

Согласно системе воспитания Макаренко, в нем необходимо создавать комфортный психологический климат, чтобы дать каждому из детей чувство защищенности, а также свободного творческого развития.

Формат

Система Макаренко предполагает внедрение строгих правил и ритуалов, он внимательно следил за этим. В том числе и с их помощью он встраивал колонистов в непривычные для них формы жизни. Они должны были вовремя вставать, умываться, натирать пол, не плевать на него. Даже это на первом этапе было новинкой для вновь прибывших. Не все сразу понимали, почему нельзя стоять, подперев стенку, а нужно стоять ровно, почему нельзя толкаться.

Их приучали к этому через введение военных порядков, таких атрибутов, как флаги, горны, ходьба строем. Когда отряд идет строем, строится шаг, и это очень важно, так как каждый в коллективе настраивается на каждого. Такая методика вызывала понимание далеко не у всех. Некоторые педагоги, видя детские отряды, шагающие в ногу, с барабанами и горнами, впадали в ужас, их передергивало. Сам же Антон Семенович очень ценил армейские порядки и дисциплину.

Перспективные линии

Члены коммуны

Выдающийся педагог считал закон движения одним из основных для коллектива. Если последний достигал поставленной цели и не ставил перед собой новых перспектив, испытывал самоуспокоение, и стремлений, воодушевляющих его участников, не возникало, у него не было будущего. Останавливалось его развитие. В коллективе всегда должна присутствовать напряженная жизнь, стремление к какой-либо цели.

В соответствии с этим положением, впервые в педагогике был выдвинут и разработан принцип, получивший название системы перспективных линий. Макаренко настаивал на том, что человек не может прожить в этом мире без того, чтобы впереди у него не было никакой радости. Она является настоящим стимулом в жизни. В педагогике эта завтрашняя радость является одним из самых важных объектов работы.

Методика перспективных линий базируется на прогнозировании перспектив, то есть на их предусмотрении, которые предполагаются и на общей, и на индивидуальной основе. В основе данного процесса – стремление личности к достижению цели, осуществлению проекта или мечты.

Антон Семенович считал, что воспитывать человека нужно, формируя у него перспективные пути. Методика такой работы заключается в создании новых перспектив, в использовании уже имеющихся, в последовательной подстановке других. Она применяется при планировании жизни коллектива и различает три вида перспектив: близкие, средние, дальние. Первый – это завтрашний день, второй – проектирование событий в некоторой степени отдаленных во времени, третий – это будущее личности и коллектива.

В заключение стоит отметить, что сегодня система Макаренко в той или иной степени находит свое применение. Так, например, ее используют в передовых бизнес-структурах. Это и привязка доходов сотрудников к прибыли предприятия, и воспитание, и приобщение новых сотрудников через ядро коллектива к корпоративной культуре, и контроль формата.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...