Финансовая политика – Экономическая теория (Иохин В.Я., 2006)

В данной статье вы рассмотрите виды фискальной политики, а также сущность встроенных стабилизаторов в экономике.

Виды фискальной политики

Определение 2

Фискальная политика – это меры, применяемые правительством с целью воздействия на экономику при помощи изменения уровня доходов или расходов госбюджета.

К целям фискальной политики, которая направлена на сглаживание циклических колебаний и достижение равновесия в экономике в краткосрочном периоде, относятся:

  • Поддержание стабильного уровня ВВП;
  • Поддержание полной занятости в стране;
  • Поддержание стабильного уровня цен.

Фискальная политика проводится правительством. Ее инструменты оказывают влияние и на совокупный спрос (совокупные расходы), и на совокупное предложение (издержки компаний и деловую активность).

К инструментам фискальной политики относятся доходы и расходы государственного бюджета, а именно:

  1. Налоги;
  2. Трансферты;
  3. Государственные закупки.

Государственные закупки – это один из компонентов совокупного спроса, именно поэтому их изменение прямо и непосредственно влияет на уровень совокупных расходов, а это изменяет совокупный выпуск и доход.

При изменении налогов и трансфертов совокупный доход всего лишь перераспределяется, их влияние на совокупный спрос является косвенным.

Замечание 1

Каждый инструмент фискальной политики воздействует на экономику с эффектом мультипликатора.

Действие мультипликатора основано на том, что расходы одних экономических агентов становятся дополнительными доходами других и служат предпосылкой для повышения их расходов, это создает дополнительный доход третьим экономическим агентам, а их расходование увеличивает доходы других и т.д. Таким образом, совокупный доход будет гораздо больше первоначального изменения расходов.

Замечание 2

Фискальная политика может быть стимулирующей и сдерживающей, что зависит от фазы экономического цикла.

Применение стимулирующей фискальной политики связано со спадом в экономике, ее целью в такой ситуации является повышение деловой активности и борьба с безработицей.

При стимулирующей фискальной политике осуществляют следующие меры:

  • Увеличивают государственные закупки;
  • Снижают налоги;
  • Увеличивают трансферты.

Использование сдерживающей фискальной политики наблюдается при буме, поскольку необходимо снизить деловую активность для борьбы с инфляцией.

К мерам фискальной политики сдерживающего типа относятся:

  • Уменьшение объемов государственных закупок;
  • Повышение налогов;
  • Уменьшение трансфертов.

Фискальная политика также может быть дискреционной и автоматической, что зависит от способа влияния ее инструментов на экономику.

Дискреционная фискальная политика – это официальное законодательное изменение правительством числа государственных закупок, трансфертов и уровня налогов.

При автоматической фискальной политике действуют встроенные стабилизаторы, которые уравновешивают экономику.

Экономический смысл[править | править код]

Бюджетная политика является одним из инструментов антициклического регулирования. Стандартной рекомендацией является снижение налогов и увеличение расходов в периоды экономического спада, а также увеличение налогов и сокращение расходов в периоды экономического бума. Для «включения» бюджетной политики необходимо определить, что в экономике началась рецессия. Начало спада определяется лишь после того, как статистические органы соберут и обработают всю необходимую информацию. Для того, чтобы можно было говорить о спаде, ВВП страны должен снижаться в течение определенного времени. Например, более двух кварталов подряд. После того, как спад стал очевиден, правительство должно сформировать пакет налогово-бюджетных мер, утвердить его и представить на рассмотрение в парламент. Процедура рассмотрения законопроекта также требует времени. Многие законы, меняющие правила налогообложения, вступают в силу лишь с начала очередного налогового периода, чаще всего с начала нового года. Поэтому становится привлекательной возможность использования автоматических стабилизаторов, которые включаются и выключаются в нужный момент без участия государства[1].

Цикличность колебаний экономики и место встроенных стабилизаторов

график скачков и спадов в экономике

Пожалуй, даже далекий от экономики человек слышал о “длинных волнах” Кондратьева. Согласно этой теории, постоянное движение вверх, то есть рост экономических показателей, сокращение дефицита бюджета, наращивание темпов производства, возможно только до определенного момента (пик или верхний экстремум на линии экономического колебания). После этого наступает спад. Заводы изготавливают больше, чем покупают потребители, в условии довольства сокращается КПД рабочей силы, замедляется прогресс. Наступает падение, затем рецессия и дно, от которого после этого стартует новый подъем. Волна находится между двумя экстремумами этой функции и может продолжаться 60 лет, 8 или 2 года, в зависимости от ее длинны.

что такое профицит бюджета простым языком

Эффективность фискальной политики

Активноеиспользование фискальной политики вкачестве стабилизационной меры включает2 основные группы вопросов.

Перваягруппа вопросов связана с тем, насколькоуспешной может быть фискальная политикав деле стабилизации экономики,другими словами, что может препятствоватьпреодолениюциклических колебанийс помощью фискальной политики.

  • Во-первых, эффективность фискальной политики как стабилизационной меры может быть снижена из-за существования временных лагов, как в дискреционной политике, когда проходит значительное время от оценки экономической ситуации до принятия конкретных мер по изменению государственных расходов и налоговых ставок.

  • Во-вторых, степень стабилизационного воздействия бюджетного излишка зависит от направления его использования, например, использование бюджетного излишка на выплату процентов по государственному долгу, на увеличение трансфертных платежей и т.п. может привести на фоне экономического подъема к усилению инфляции спроса, тогда как полное изъятие его ограничивает совокупный спрос и сдерживает инфляцию.

Стабилизационноевоздействие бюджетногодефицитаво многом зависит от способовего финансирования.Главными способамифинансирования,напоминаем, является:

кредитно-денежнаяэмиссия (монетизация), выпуск займов;

  • увеличение налоговых поступлений в государственный бюджет;

  • использование бюджетного излишка предыдущих лет для финансирования бюджетного дефицита данного финансового года.

Наиболееэффективнымспособом финансирования бюджетногодефицита является, естественно, последний.Монетизациядефицитаприводит нередко к возникновению«сеньоража» – дохода государства отпечатания необеспеченной соответствующеймассой товаров и услуг денег. Это приводитк тому, что частьдоходов населения через возросшие ценыперераспределяется в пользу государства.

Где в этой схеме тот самый “рычаг”

Автоматический стабилизатор существует вне зависимости от положения политического строя или курса государственного аппарата. Предотвращает ускорение наступления “перегрева” и смягчает падение, что позволяет свести колебания к менее острой фазе. На практике это превращает экономику с резкими скачками в 8-10 лет в более спокойную модель. Впрочем, это возможно только в том случае, если происходит своеобразная “обратная связь” между выбранной моделью развития экономики государства и встроенными стабилизаторами.

Корреляция показателей

То есть такой тормоз существует вне зависимости от действий правительства, но его эффективность и курс находятся в прямой корреляции. При этом важно избегать политики “закручивания гаек”, поскольку она противоречит другим целям фискального инструментария, стимулированию вариативности предложения и объемов производства.

Примечания[править | править код]

  1. Макроэкономика. Мэнкью Н. Г. Пер. с англ. — М.: Изд-во МГУ, 1994. — 736 с.

Бюджетная политика в качестве “стандартного” ответа

автоматический стабилизатор

Что такое профицит бюджета простым языком? Фактически речь идет о положительном сальдо государственного баланса. То есть страна тратит меньше, чем получает, из-за чего появляется определенный запас денег. Это кажется весьма приятным показателем, но лишь до определенного момента. Без соответствующего перераспределения средств, например, на пособия, социальную обеспеченность, государственные предприятия или дотации, это просто изъятие денег из экономического оборота, мертвый груз, который будет бесполезен на этапе инфляции. Промедление с решением по данному вопросу приведет к тому, что контрагенты выплатят налоги, но те не будут потрачены. По факту компании просто потеряют огромный капитал.

Вопрос налогов

Задача эффективной бюджетной политики государства заключается в том, чтобы упразднить риск такого сценария. Например, наиболее простым и успешным внутренним стабилизатором являются налоговое обложение. Можно заявить: “Как же так, ведь налоги устанавливает государство, где же тут автоматизм?”. Однако речь идет о прогрессивной ставке, которая считается одной из наиболее эффективных. При угрозе чрезмерного профицита такая система автоматически повышает норму стяжения с ключевых игроков и ослабляет ее при этапе падения в экономической системе.

Суть антицикличной политики государства

бюджетная политика государства

В 1862-м году Клеман Жюгляр, проанализировав положение дел во Франции, пришел к выводу, что кризис следует рассматривать, как нечто закономерное. То есть упадок в экономике произойдет в любом случае, вопрос в том, будет ли государство к нему готово, и насколько тяжело он скажется на состоянии модели, в целом. Антицикличная политика призвана повысить эффективность внутренних стабилизаторов. Например, упразднение бюрократичной волокиты вокруг налогового обложения и перенос документооборота в виртуальное пространство. Оперативность и эффективность внутренних стабилизаторов вырастет. Поскольку деньги поступают в бюджет быстрее, скорость их распределения также увеличивается. Впрочем, непосредственно сама антицикличная политика подразумевает гораздо больше различных инструментов, включая и те, которые направлены на упразднение коррупции. Однако охватить их все в рамках одной статьи невозможно.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...