Финансовые органы – это… Функции и роль в бюджетном процессе

5. Финансовые органы субъектов РФ: Финансовые органы субъектов РФ при осуществлении государственного контроля за использованием ассигнований соответствующего бюджета наделяются правами, аналогичными правам Министерства финансов РФ. ФЗ от 26 марта 1998 г. № 42-ФЗ О федеральном бюджете … – – в большой интернет библиотеке

Финансовые взаимоотношения с регионами и муниципальными образованиями

Оперативные данные по исполнению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов

Навигатор

Документ

от 01.12.2015

Предварительные данные об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на 1 декабря 2015 года

Дата публикации: 15.12.2015

Финансовые взаимоотношения с регионами

Документ

от 01.11.2015

Предварительные данные об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на 1 ноября 2015 года

Дата публикации: 13.11.2015

Финансовые взаимоотношения с регионами

Документ

от 01.10.2015

Предварительные данные об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на 1 октября 2015 года

Дата публикации: 13.11.2015

Финансовые взаимоотношения с регионами

Финансовые органы: определение, состав, функции

Определение 1

Финансовые органы государства – это совокупность организаций, осуществляющих управление государственными финансами на основе унифицированных принципов финансово-бюджетного планирования.

В состав финансовых органов РФ входят:

  1. Министерство финансов (Минфин).
  2. Министерства финансов и финансовые управления субъектов Российской Федерации (республик, краёв, областей, автономий, а также городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
  3. Финансовые управления, а также департаменты и отделы при администрациях муниципалитетов.

Минфин: функции и задачи

Определение 2

Минфин России – это федеральный орган исполнительной власти, деятельность которого направлена на проведение единой бюджетной, налоговой, финансовой и валютной политики в Российской Федерации, а также на координацию деятельности иных организаций исполнительной власти, относящихся к сфере финансов.

В процессе реорганизации системы исполнительной власти Минфину была передана часть функций по администрированию налоговой сферы, в соответствии с которыми оно получило полномочия на курирование и координирование деятельности налоговых органов. Кроме этого, Министерство финансов России наделено полномочиями издавать нормативные акты в сфере налогообложения внутри ведомства, а также вести разъяснительную работу по законодательству РФ о налогах и сборах.

Минфин России является субъектом налогового права. Для достижения целей и решения задач, возложенных на него государством в сфере налогообложения, Министерство финансов выполняет следующие функции:

  • предоставляет письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах всем участникам финансово-экономических отношений, к которым относятся налогоплательщики и участники их консолидированных групп, налоговые органы, сборщики налогов и налоговые агенты;
  • в соответствии с п. 2 ст. 54 ПК устанавливает и утверждает порядок доходов и расходов, а также проведение хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей;
  • руководствуясь абз. 3 п. 1 ст. 83 ПК устанавливает порядок постановки на учёт крупнейших налогоплательщиков;
  • на основании статьи 145 НК утверждает форму уведомления, освобождающего от необходимости выплаты налогов, связанных с калькуляцией и уплатой НДС.

В определённых ситуациях Минфин России имеет право на принятие решения по предоставлению отсрочки или рассрочки по уплате некоторых федеральных налогов, а также пеней и штрафов.

До недавнего времени Министерство финансов РФ имело полномочия на утверждение форм налоговых расчётов и деклараций (а также порядок их заполнения), являющихся обязательными для налогоплательщиков и налоговых агентов. Но со вступлением в действие Федерального закона № 229-ФЗ от 27 июля 2010 г. Минфин этого полномочия лишился.

Финансовые органы субъектов федерации и муниципалитетов на своём уровне также ведут разъяснительную работу (письменно отвечая на заявления) среди налоговых агентов и налогоплательщиков по вопросам применения законодательных актов федерального, регионального и местного значения, касающихся расчёта налогов и размеров иных сборов, а также участвуют в принятии решений по установлению и изменению сроков уплаты региональных и местных налогов.

Еще по теме 5. Финансовые органы субъектов РФ:

  1. 2.1. Предмет и понятие финансового права
  2. 3.3. Субъекты финансового права
  3. 4.2. Распределение компетенции государственных органов и органов местного самоуправления в области финансовой деятельности
  4. 5.2. Виды и органы финансового контроля
  5. § 3. Государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность
  6. § 2. Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие
  7. § 3. Правовые формы финансовой деятельности государства и местного самоуправления
  8. § 2. Принципы финансового права
  9. § 4. Источники финансового права
  10. § 3. Субъекты финансового права
  11. § 2. Формы и виды государственного и муниципальногофинансового контроля. Органы, осуществляющиефинансовый контроль
  12. § 2. Понятие, функции и признаки финансово-правовой ответственности
  13. Тема 1. Финансовая деятельность государства
  14. Тема 3. Финансовый контроль в Российской Федерации
  15. Краткий справочник терминов и определений, используемых в финансово-правовой литературе (для самостоятельной работы студентов)
  16. 5. Финансовые органы субъектов РФ
  17. Глава 6 Финансовый контроль, его сущность и виды
  18. § 4. Государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность
  19. ТЕМА 2.Финансовый контроль. Органы финансового контроля
  20. § 7. Иные органы публичной администрации

пїЅ пїЅ пїЅ пїЅ пїЅ

Глоссарий от Phaethon. Cвыше 17000 терминов

Финансовая система в Российской Федерации

В финансовой системе страны выделяют несколько уровней, образующих ее структуру. Верхний уровень занимают государственные финансы, которые включают в себя государственные (федеративные) финансы и финансы субъектов Федерации. Следующий уровень представляют местные и муниципальные финансы. Еще один уровень образуют финансы хозяйствующих субъектов. В данном сегменте (уровне) отдельно выделяют отрасль страхования как обладающую специфическими особенностями организации финансовых отношений.

Рис. 1 Финансовая система в РФ

Рис. 1 Финансовая система в РФ

Общность государственных и муниципальных финансов состоит в единстве их доходных источников и тесном взаимодействии при достижении сбалансированности бюджетов разных уровней. Состояние общегосударственных финансов – один из основных показателей устойчивости экономики и совершенства социальной системы. Основным звеном финансовой системы является федеральный бюджет, т. к. он представляет собой финансовые ресурсы государства. Федеральный бюджет включает доходы и расходы, органически связанные с макроэкономическими показателями, объемом налогов и задачами финансовой политики государства. Федеральный бюджет как основной финансовый план страны, как баланс доходов и расходов государства взаимосвязан с финансами предприятий и некоммерческих организаций, денежными доходами и расходами населения. Доходную базу федерального бюджета формируют в основном налоги. Расходы бюджета представляют собой финансирование затрат, необходимых для решения государственных задач, определенных в рамках Конституции страны представительными органами. Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. К региональным бюджетам относят: республиканские, краевые, областные бюджеты и бюджеты крупных городов (Москва и Санкт-Петербург). Бюджет муниципального образования (местный бюджет) – это форма образования и расходования денежных средств, предназна- ченных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Основную часть доходов бюджетов (региональных, местных) составляют поступления от федеральных налогов (более 70 % всех налогов), от налогов субъектов РФ и местных налогов. Для муниципальных образований больше значение имеют средства, поступающие в виде финансовой помощи (дотации, субвенции, трансферты и т. д.). В общем объеме расходов региональных и местных бюджетов преобладают расходы на эксплуатацию жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранение, образование и т. д. Важную роль в составе общегосударственных финансов и в финансовой системе страны в целом играют внебюджетные фонды. Государственный (федеральный, региональный или муниципальный) внебюджетный фонд – это средства федерального правительства, субъектов РФ, местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не предусмотренных в бюджетах. Как правило, они предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Формирование внебюджетных фондов осуществляется в основном за счет обязательных целевых отчислений. В частности, в состав доходов государственных внебюджетных фондов включаются обязательные платежи, установленные законодательством РФ; добровольные взносы физических и юридических лиц; другие доходы, предусмотренные законодательством РФ. Основными видами внебюджетных фондов в РФ, обеспечивающих финансово-экономическое регулирование отдельных областей социальной сферы, являются: Пенсионный фонд РФ, федеральные и территориальные Фонды обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования РФ. Важным элементом государственных финансов является государственный кредит, который представляет собой особую форму денежных отношений, складывающихся между государством и юридическими и физическими лицами. В данной форме кредитных отношений государство является обязательным участником и теоретически может выступать как заемщиком, так и кредитором. Первый вариант является, как правило, преимущественным. Государственный заем осуществляется путем продажи физическим и юридическим лицам государственных ценных бумаг, что формирует государственный долг. Необходимость государственного кредита связана с опережающими темпами роста государственных расходов над возможностями расширения собственной доходной базы. Внешние и внутренние заимствования позволяют обеспечивать покрытие запланированных расходов бюджета в условиях его дефицита (с 1995 г. проводится по- литика отказа от прямого кредитования ЦБ РФ дефицита бюджета и перехода на использование займов на внутреннем и внешнем финансовых рынках). Хотя в количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика, в последние годы оно все чаще стало выступать и в качестве кредитора. Правительство может предоставлять кредиты резидентам (в основном в виде краткосрочной бюджетной ссуды). Предприятиям агропромышленного комплекса, районов Крайнего Севера (и приравненным к ним местностям) предоставляются товарный и льготный кредиты. Государственный кредит может предоставляться и нерезидентам. Государственный кредит может выступать также в форме гарантированных обязательств федерального правительства под кредиты, получаемые органами исполнительной власти субъектов РФ, хозяйствующими субъектами (условный кредит). Наиболее динамично развивающимся звеном финансовой системы РФ является страхование. Страхование – система экономических отношений, включающая совокупность форм и методов формирования целевых фондов денежных средств и их использования на возмещение ущерба при различных непредвиденных неблагоприятных явлениях (рисках), а также на оказание помощи гражданам при наступлении определенных событий в их жизни. По мере развития рыночных отношений имущественное, личное страхование, страхование ответственности, страхование экономических (предпринимательских) рисков приобретают все большее значение, поскольку степень страхового риска, связанного с возможностью наступления стихийных бедствий, спадов производства, политической нестабильностью, возрастает. Основой финансовой системы любого государства являются финансы организаций или децентрализованные финансы, поскольку именно здесь формируется основная часть финансовых ресурсов. От состояния финансов хозяйствующих субъектов во многом зависит общее финансовое состояние страны, эффективность функционирования всей финансовой системы. Деление предприятий на коммерческие и некоммерческие опре- делено в законодательном порядке Гражданским Кодексом РФ. Коммерческие организации – это организации, цель и основная деятельность которых сводится к получению прибыли. Коммерческие организации именуются также предприятиями. Коммерческие предприятия функционируют как хозяйственные общества и хозяйственные товарищества, а также как частные и индивидуальные (семейные) предприятия. Финансы некоммерческих организаций – это доходы и расходы тех юридических лиц, которые не ставят своей целью получение прибыли, хотя ее формирование в процессе их деятельности возможно. К числу этих организаций относятся, например, потребительские кооперативы, благотворительные и религиозные организации, различные добровольные союзы, функционирующие за счет сбора взно- сов и т. д. Финансы домашних хозяйств или финансы населения – это совокупные доходы и расходы населения с учетом их структуры (отдельные социальные группы, семьи и т. д.) К основным финансовым поступлениям домохозяйств относятся: 1) доходы от предпринимательской деятельности, участия в прибылях предприятий, операций с личным имуществом, кредитно-финансовых операций; 2) оплата труда наемных работников, премии, надбавки к заработной плате, социальные и другие выплаты, осуществляемые работодателями; 3) государственные выплаты: заработная плата в бюджетных организациях, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные платежи.

Современные функции и задачи Министерства финансов

В России финансовые органы – это субъекты, деятельность которых построена в соответствии с Указом № 314, изданным Президентом страны в марте 2004. Указанный документ раскрывает систему и структуру исполнительных органов федеральной власти.

Цель создания субъектов – реализация принципа разграничения правоприменительных, правотворческих и надзорных функций. Деятельность в правотворческой сфере осуществляется министерствами и службами, в правоприменительной – агентствами и службами федерального уровня и подчиненными им финансовыми органами местного самоуправления.

Бюджетный кодекс РФ

Часть подразделений финансового Министерства (Управление казначейства на федеральном уровне, Департамент финансового государственного контроля, Департамент по надзору в сфере страхования, финансовый комитет по мониторингу) в настоящее время преобразованы в другие формы: службы государственного типа, подчиняющиеся российскому финансовому Министерству. К ним относятся следующие органы: казначейство, служба федерального бюджетно-финансового надзора, федеральный налоговый орган.

За Министерством финансов остались функции по разработке политики государства в налоговой области, внесению предложений по изменению законодательства в финансовой сфере, осуществлению работы по разъяснению вопросов налогообложения.

Подведомственная Министерству государственная налоговая служба реализует полномочия надзорного органа в части соблюдения положений нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы взыскания налогов.

Основные задачи Министерства финансов России

Минфин РФ

Основные задачи главного финансового органа – это:

  • выработка единого подхода к развитию политики в денежной, кредитной, налоговой, бюджетной, валютной, страховой сфере, области государственной задолженности;
  • совершенствование аудиторской сферы деятельности;
  • развитие отчетности и учета в бухгалтерских документах;
  • улучшение процессов производства, добычи, переработки драгоценных камней и металлов;
  • исчисление и взимание платежей таможенного типа;
  • фиксирование стоимости автотранспортных средств и товаров, провозимых через границу Федерации.

Указанные функции Министерства финансов закреплены в Постановлении № 329, изданном российским Правительством в июне 2004 года.

Основные задачи Министерства финансов России

Основные функции главного финансового органа – это:

  1. Разработка проектов нормативно-правовых актов в сфере развития системы бюджетных средств, основ реализации процесса перераспределения финансов, разграничения полномочий между Федерацией, субъектами и местными органами самоуправления.
  2. Координация денежно-кредитной и бюджетной политики.
  3. Разработка проектов нормативно-правовых актов в сфере налогообложения и форм отчетных документов, которые связаны с реализацией этих норм.
  4. Управление государственным российским долгом и эмиссия ценных бумаг, осуществляемая от имени Федерации.
  5. Разработка проектов нормативно-правовых актов в сфере организации исполнения консолидированного и федерального бюджета, составление отчетов о произведенной работе.
  6. Ведение учетной книги с указанием государственных долгов и регистрации эмиссии ценных бумаг в субъектах и муниципальных образованиях.
  7. Разработка проектов нормативно-правовых актов в бухгалтерской учетной сфере и области составления отчетов по движению финансов.

Сущность Федерального казначейства

Важную роль в текущем и предварительном контроле и учете денег, а также управлении в оперативном порядке всеми финансами играет созданный в 1993 году финансовый орган РФ – казначейство. Его деятельность регулируются нормами законодательства на государственном уровне.

финансовые органы рф

Цель работы органа – обеспечение управления деньгами, находящимися в федеральном бюджете, в оперативном порядке. функции учетно-контрольного типам перешли к федеральному казначейству от кредитных организаций.

Согласно нормам статьи 78 Конституции России, федеральные исполнительные органы власти вправе создавать органы территориального типа в регионах и муниципальных образованиях, которые будут входить в финансовую систему страны.

Значение казначейства и его органов

Создание Федерального казначейства как финансового органа РФ инициировало совершенствование нормативно-правовой базы в сфере реализации бюджетных обязательств в системе и способствовало внедрению в данный процесс технологий информационного типа.

Система финансовых органов казначейства в настоящее время дает возможность в реальном времени обеспечить эффективных сбор сведений обо всех денежных вливаниях в бюджеты различных уровней и выплат из них.

Благодаря тому, что указанный финансовый орган государственной власти имеет терминальную связь с банковскими учреждениями, ежедневно все средства, переведенные в ходе денежных операций, аккумулируются на одном счете, который открыт для центрального аппарата казначейства.

Это позволяет принимать участие в размещении средств, находящихся во временно свободном пользовании, и проведении мероприятий по кассовому планированию при исполнении бюджета на федеральном уровне.

Органы, уполномоченные на взимание (возврат) госпошлин

Ряд органов и должностных лиц в соответствии с главой 25.3 НК «Государственная пошлина» имеют право на совершение юридических действий, за которые полагается уплата госпошлины. К таким органам и должностным лицам относятся:

  • Конституционный Суд РФ;
  • уставные суды субъектов федерации;
  • мировые судьи;
  • суды общей юрисдикции;
  • арбитражные суды;
  • государственные нотариусы;
  • органы местного самоуправления, имеющие полномочия на совершение нотариальных действий;
  • должностные лица органов исполнительной власти;
  • органы ЗАГС;
  • Федеральная служба Росреестра (регистрации, кадастра и картографирования);
  • МИД России и его представительства на территории РФ;
  • Роскомнадзор и его территориальные органы;
  • Росздравнадзор и его территориальные органы;
  • Федеральная служба по интеллектуальной собственности.

Вышеперечисленные организации обладают частичными полномочиями налоговых органов, включающими право:

  • на предоставление отсрочек и рассрочек при уплате госпошлины;
  • на возврат (зачёт) плательщику излишков от суммы государственной пошлины.

Излишне уплаченная сумма госпошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции или мировым судьёй, может быть возвращена только по решению местного налогового органа.

Управление финансами на местном уровне

Управление деньгами на местном уровне осуществляется муниципальным финансовым органом. Местные органы самоуправления представительного типа выносят решения об утверждении соответствующего бюджета и составлении отчета о том, как он исполнен.

Финансовые муниципальные субъекты принимают важные решения по всем денежным вопросам, которые относятся к ведению местных властных органов. Субъекты исполнительной ветви власти несут ответственность за разработку финансовой муниципальной политики.

В перечень полномочий местных органов входит также работа в сфере задолженностей территории перед государством и наоборот, а также в области исполнения и составления бюджета муниципального образования.

В составе управлений зачастую действуют местные финансовые органы финансово-казначейского типа. Положение об их работе разработало и одобрило Правление Союза городов России в 1998 году.

Статья 132 российской Конституции закрепляет право муниципальных образований формировать и исполнять местные бюджеты. Контроль над указанными полномочиями также осуществляют вышестоящие органы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...