Финансовый инструмент — Википедия

англ. foreign items) – чеки, векселя (простые и переводные) и иные кредитные средства обращения, подлежащие оплате в другой стране, где они депонированы

Содержание

Нормативная база

Запрет на иностранные счета для чиновников установлен в 2013 году с принятием закона от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ с говорящим названием: «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (далее – Закон о запрете). Кроме собственно этого закона, на сегодняшний день положения о запрете на иностранные счета и ИФИ содержатся в законах «О государственной гражданской службе» (Закон о госсужбе) и «О противодействии коррупции» (Закон о борьбе с коррупцией).

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. № 505-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия “иностранные финансовые инструменты”

Принят Государственной Думой 14 декабря 2016 года

Одобрен Советом Федерации 23 декабря 2016 года

Статья 1

Абзац седьмой пункта 1 статьи 41.9 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации” (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 года № 168-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 8, ст. 366; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 47, ст. 4472; 2011, № 48, ст. 6730; 2012, № 50, ст. 6954; 2013, № 19, ст. 2329; 2014, № 30, ст. 4234) дополнить предложением следующего содержания: “При этом понятие “иностранные финансовые инструменты” используется в значении, определенном указанным Федеральным законом.”.

Статья 2

В подпункте 5.1 пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-I “О статусе судей в Российской Федерации” (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1792; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 26, ст. 2399; 1999, № 29, ст. 3690; 2001, № 51, ст. 4834; 2007, № 10, ст. 1151; 2008, № 52, ст. 6229; 2009, № 39, ст. 4533; 2013, № 19, ст. 2329; № 27, ст. 3477; 2014, № 11, ст. 1094; № 23, ст. 2928; 2016, № 1, ст. 29) слова “финансовыми инструментами;” заменить словами “финансовыми инструментами. Понятие “иностранные финансовые инструменты” используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ “О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами”;”.

Статья 3

В пункте “в.2” части первой статьи 4 Федерального закона от 8 мая 1994 года № 3-ФЗ “О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” (в редакции Федерального закона от 5 июля 1999 года № 133-ФЗ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 2, ст. 74; 1999, № 28, ст. 3466; 2001, № 32, ст. 3317; 2004, № 25, ст. 2484; № 51, ст. 5128; 2005, № 30, ст. 3104; 2006, № 29, ст. 3124; 2007, № 10, ст. 1151; 2009, № 7, ст. 772, 789; № 20, ст. 2391; 2011, № 31, ст. 4703; № 43, ст. 5975; 2012, № 50, ст. 6961; 2013, № 19, ст. 2329; № 27, ст. 3439; 2015, № 45, ст. 6204; 2016, № 19, ст. 2670) слова “несовершеннолетними детьми;” заменить словами “несовершеннолетними детьми. Понятие “иностранные финансовые инструменты” используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ “О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами”;”.

Статья 4

Часть седьмую статьи 16.2 Федерального закона от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ “О федеральной службе безопасности” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 15, ст. 1269; 2003, № 27, ст. 2700; 2011, № 30, ст. 4589; 2016, № 1, ст. 88) дополнить предложением следующего содержания: “При этом понятие “иностранные финансовые инструменты” используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ “О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами”.”.

Статья 5

Часть четырнадцатую статьи 17 Федерального закона от 10 января 1996 года № 5-ФЗ “О внешней разведке” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 143; 2000, № 46, ст. 4537; 2004, № 35, ст. 3607; 2007, № 8, ст. 934; 2014, № 26, ст. 3365; 2016, № 1, ст. 88) дополнить предложением следующего содержания: “При этом понятие “иностранные финансовые инструменты” используется в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ “О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами”.”.

Статья 6

Абзац седьмой пункта 1 статьи 29.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ “О службе в таможенных органах Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3586; 2011, № 48, ст. 6730; 2012, № 50, ст. 6954; 2013, № 19, ст. 2329) дополнить предложением следующего содержания: “При этом понятие “иностранные финансовые инструменты” используется в значении, определенном указанным Федеральным законом.”.

Статья 7

В абзаце седьмом подпункта “д.1” пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 13, ст. 1475; № 30, ст. 3613; 2001, № 30, ст. 3061; 2002, № 26, ст. 2521; № 30, ст. 3029, 3033; 2003, № 1, ст. 1; № 27, ст. 2700; 2004, № 18, ст. 1687; № 25, ст. 2484; № 35, ст. 3607; № 49, ст. 4848; 2005, № 14, ст. 1212; 2006, № 11, ст. 1148; № 29, ст. 3122, 3123; 2007, № 50, ст. 6241; 2008, № 52, ст. 6235; 2009, № 26, ст. 3124; № 48, ст. 5736; 2011, № 30, ст. 4589; № 46, ст. 6407; № 48, ст. 6730; № 50, ст. 7366; 2012, № 50, ст. 6954; № 53, ст. 7613; 2013, № 19, ст. 2329; № 27, ст. 3477; 2014, № 11, ст. 1094; № 26, ст. 3365; № 49, ст. 6924; 2015, № 29, ст. 4356; 2016, № 27, ст. 4160, 4238) слова “финансовыми инструментами;” заменить словами “финансовыми инструментами. При этом понятие “иностранные финансовые инструменты” используется в значении, определенном указанным Федеральным законом;”.

Статья 8

Пункт 3 статьи 2.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 42, ст. 5005; 2008, № 52, ст. 6229; 2011, № 48, ст. 6730; 2013, № 19, ст. 2329; 2015, № 41, ст. 5639; 2016, № 1, ст. 66) дополнить предложением следующего содержания: “При этом понятие “иностранные финансовые инструменты” используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ “О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами”.”.

Статья 9

Пункт 9 статьи 26.3 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ “О политических партиях” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 29, ст. 2950; 2013, № 14, ст. 1638; № 19, ст. 2329; 2015, № 6, ст. 884) дополнить предложением следующего содержания: “Понятие “иностранные финансовые инструменты” используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ “О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами”.”.

Статья 10

Статью 10.1 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 33, ст. 3418; 2002, № 44, ст. 4296; 2013, № 19, ст. 2329) дополнить предложением следующего содержания: “При этом понятие “иностранные финансовые инструменты” используется в значении, определенном указанным Федеральным законом.”.

Статья 11

В пункте 7.1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2006, № 27, ст. 2878; 2012, № 50, ст. 6954; № 53, ст. 7605; 2013, № 19, ст. 2329) слова “со стороны работодателя;” заменить словами “со стороны работодателя. Понятие “иностранные финансовые инструменты” используется в настоящем Кодексе в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ “О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами”;”.

Статья 12

Пункт 3.3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 24, ст. 2253; 2005, № 30, ст. 3104; 2006, № 31, ст. 3427; № 50, ст. 5303; 2009, № 14, ст. 1577; 2010, № 41, ст. 5192; 2011, № 25, ст. 3536; 2012, № 19, ст. 2274, 2275; № 50, ст. 6961; 2013, № 14, ст. 1638; № 19, ст. 2329; 2014, № 6, ст. 565; № 8, ст. 739; № 19, ст. 2300; 2015, № 6, ст. 886; № 29, ст. 4357; 2016, № 11, ст. 1493) дополнить предложением следующего содержания: “При этом понятие “иностранные финансовые инструменты” используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ “О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами”.”.

Статья 13

Внести в Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 28, ст. 2790; 2012, № 50, ст. 6954; 2013, № 19, ст. 2329; № 30, ст. 4084) следующие изменения:

1) абзац седьмой части седьмой статьи 14 дополнить предложением следующего содержания: “При этом понятие “иностранные финансовые инструменты” используется в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ “О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами”.”;

2) абзац четвертый части четвертой статьи 15 дополнить предложением следующего содержания: “При этом понятие “иностранные финансовые инструменты” используется в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ “О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами”.”.

Статья 14

Пункт 18 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2003 года № 19-ФЗ “О выборах Президента Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 2, ст. 171; 2005, № 30, ст. 3104; 2006, № 31, ст. 3427; 2007, № 18, ст. 2118; 2009, № 29, ст. 3633; 2013, № 19, ст. 2329; 2014, № 8, ст. 739) дополнить предложением следующего содержания: “Понятие “иностранные финансовые инструменты” используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ “О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами”.”.

Статья 15

Пункт 2 части 6.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 40, ст. 3822; 2005, № 30, ст. 3104; 2006, № 31, ст. 3427; 2007, № 43, ст. 5084; 2008, № 52, ст. 6236; 2009, № 19, ст. 2280; № 52, ст. 6441; 2011, № 48, ст. 6730; № 49, ст. 7039; 2013, № 19, ст. 2329; 2014, № 22, ст. 2770; № 26, ст. 3371; № 40, ст. 5321; 2015, № 6, ст. 886; № 13, ст. 1807; № 27, ст. 3978; 2016, № 23, ст. 3295) дополнить предложением следующего содержания: “При этом понятие “иностранные финансовые инструменты” используется в значении, определенном Федеральным законом, указанным в пункте 1 настоящей части.”.

Статья 16

Часть 1.1 статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 31, ст. 3215; 2007, № 10, ст. 1151; 2008, № 13, ст. 1186; № 52, ст. 6235; 2010, № 5, ст. 459; 2011, № 48, ст. 6730; 2013, № 19, ст. 2329; 2014, № 52, ст. 7542; 2015, № 41, ст. 5639) дополнить предложением следующего содержания: “При этом понятие “иностранные финансовые инструменты” используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном указанным Федеральным законом.”.

Статья 17

Статью 7.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ “О противодействии коррупции” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 52, ст. 6228; 2013, № 19, ст. 2329; 2014, № 52, ст. 7542; 2015, № 45, ст. 6204; 2016, № 27, ст. 4169) дополнить частью 1.1 следующего содержания:

“1.1. Понятие “иностранные финансовые инструменты” используется в части 1 настоящей статьи в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ “О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами”.”.

Статья 18

Пункт 6 части 1 статьи 30.2 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ “О Следственном комитете Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 1, ст. 15; № 48, ст. 6730; 2012, № 50, ст. 6954; 2013, № 19, ст. 2329) дополнить предложением следующего содержания: “При этом понятие “иностранные финансовые инструменты” используется в значении, определенном указанным Федеральным законом.”.

Статья 19

Пункт 6 части 1 статьи 82.1 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ “О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 49, ст. 7020; 2014, № 52, ст. 7542) дополнить предложением следующего содержания: “При этом понятие “иностранные финансовые инструменты” используется в значении, определенном указанным Федеральным законом.”.

Статья 20

Часть 5 статьи 2 Федерального закона от 3 декабря 2012 года № 229-ФЗ “О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 50, ст. 6952; 2013, № 14, ст. 1638; № 19, ст. 2329; 2014, № 26, ст. 3402; № 49, ст. 6926; 2015, № 18, ст. 2626; 2016, № 27, ст. 4243) дополнить предложением следующего содержания: “Понятие “иностранные финансовые инструменты” используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ “О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами”.”.

Статья 21

Пункт 13 части 1 статьи 10 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 41-ФЗ “О Счетной палате Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 14, ст. 1649; № 19, ст. 2329; 2015, № 41, ст. 5639) дополнить предложением следующего содержания: “При этом понятие “иностранные финансовые инструменты” используется в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ “О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами”.”.

Статья 22

Статью 1 Федерального закона от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ “О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 19, ст. 2306; 2014, № 52, ст. 7542) изложить в следующей редакции:

“Статья 1

1. Настоящим Федеральным законом в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, упорядочения лоббистской деятельности, расширения инвестирования средств в национальную экономику и повышения эффективности противодействия коррупции устанавливается запрет лицам, принимающим по долгу службы решения, затрагивающие вопросы суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации, и (или) участвующим в подготовке таких решений, открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, определяются категории лиц, в отношении которых устанавливается данный запрет, порядок осуществления проверки соблюдения указанными лицами данного запрета и меры ответственности за его нарушение.

2. Для целей настоящего Федерального закона под иностранными финансовыми инструментами понимаются:

1) ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты нерезидентов и (или) иностранных структур без образования юридического лица, которым в соответствии с международным стандартом “Ценные бумаги – Международная система идентификации ценных бумаг (международные идентификационные коды ценных бумаг (ISIN)”, утвержденным международной организацией по стандартизации, присвоен международный идентификационный код ценной бумаги. В настоящем Федеральном законе понятие “иностранная структура без образования юридического лица” используется в значении, определенном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, понятие “нерезидент” в значении, определенном пунктом 7 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле”;

2) доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций, местом регистрации или местом нахождения которых является иностранное государство, а также в имуществе иностранных структур без образования юридического лица, не определенные в соответствии с пунктом 1 настоящей части в качестве ценных бумаг и отнесенных к ним финансовых инструментов;

3) договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами и определенные частью двадцать девятой статьи 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг”, если хотя бы одной из сторон такого договора являются нерезидент и (или) иностранная структура без образования юридического лица;

4) учрежденное в соответствии с законодательством иностранного государства доверительное управление имуществом, учредителем и (или) бенефициаром которого является лицо, указанное в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона;

5) договоры займа, если хотя бы одной из сторон такого договора являются нерезидент и (или) иностранная структура без образования юридического лица;

6) кредитные договоры, заключенные с расположенными за пределами территории Российской Федерации иностранными банками или иными иностранными кредитными организациями.

3. В настоящем Федеральном законе под запретом владеть и пользоваться иностранными финансовыми инструментами понимается запрет на прямое и косвенное (через третьих лиц) владение и (или) пользование такими финансовыми инструментами.”.

Статья 23

Часть 13 статьи 4 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 8, ст. 740) дополнить предложением следующего содержания: “Понятие “иностранные финансовые инструменты” используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ “О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами”.”.

Статья 24

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации В. Путин

Москва, Кремль
28 декабря 2016 года
№ 505-ФЗ

Хотите знать об инвестициях все?

Подпишитесь на рассылку, чтобы не пропустить самые важные новости и полезные материалы.

Вы успешно подписались на рассылку InvestFuture!

Благодарим вас за оформление подписки! Первое полезное письмо поступит на ваш почтовый ящик в течение недели. Управлять настройками подписки вы можете в личном кабинете.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях:

Инвестиции и военнослужащие

Согласно закону «О статусе военнослужащих», военнослужащие не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавания, науки, творчества. Они не могут заниматься предпринимательством и помогать другим вести бизнес, используя свое служебное положение.

Но при этом военнослужащие могут покупать и продавать ценные бумаги, получать купоны и дивиденды: это не запрещено. Инвестиции в ценные бумаги — это способ распорядиться своими деньгами, а не оплачиваемая деятельность или предпринимательство.

Но военнослужащие не должны участвовать в собраниях акционеров, так как им запрещено участвовать в управлении коммерческими организациями. Также не должен возникать конфликт интересов, хотя мне сложно представить такой конфликт в случае с военнослужащим.

За нарушение запрета военнослужащего могут уволить. Перед тем как вкладываться в ценные бумаги, посмотрите, какие есть ограничения и запреты для вашей должности.

В общем, в российские акции и облигации вкладываться можно, если нет конфликта интересов и если не участвовать в управлении компанией. А вот иностранные финансовые инструменты можно использовать не всем военнослужащим.

Кому Запрещено?

Запрет на иностранные счета и ИФИ для госслужащих не абсолютный. Их запрещено иметь только тем должностным лицам, которые указаны в утвержденных перечнях и списках. Таким образом, запрет распространяется только на тех служащих, которые (или порядок определения которых) указаны в нормативных актах: законах и подзаконных актах, принятых на основании и в развитии положений этих законов.

Единого перечня госслужащих, попадающих под запрет, не существует – перечни раскиданы по многочисленным нормативным актам. Их текст составлен достаточно сложно, списки и перечни должностных лиц многоуровневые и содержат многочисленные перекрестные ссылки, обозначения должностей часто носят общий характер. Все это затрудняет анализ нормативных документов и их понимание не-юристами и делает сложным получение ответа на вопрос, попадает ли конкретный служащий соответствующего ведомства под этот запрет или нет. Давайте попробуем разобраться в терминологии и выработать алгоритм нахождения ясности в данном вопросе.

  1. Закон о запрете определяет два главных критерия отнесения госслужащих к категории попадающих под запрет:
    • Принятие по долгу службы решения, затрагивающие вопросы суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации, и (или)
    • Участие в подготовке таких решений.
  2. На основе данных критериев Закон о запрете и Закон о противодействии коррупции распространяют запрет на:
    1. Высшие должности федеральных органов власти и органов власти субъектов федерации. Мы приводили данный список в статье Инвестиции для госслужащих: ограничения и возможности, здесь же только упомянем, что список не исчерпывающий, подробнее см. пункт III ниже.
    2. Депутатов муниципальных районов и городских округов.
    3. Супругов и несовершеннолетних детей указанных лиц. (Таким образом бывшие супруги и совершеннолетние дети под такой запрет не попадают).
    4. Иных лиц, в случаях, указанных в федеральных законах.
      Такие иные случаи установлены отдельными федеральными законами и касаются следующих категорий госслужащих (включая супругов и несовершеннолетних детей):
      • Членов Правительства РФ (Закон о правительстве)
      • Членов Совета Федерации и Госдумы (Закон о статусе члена СФ и ГД)
      • Судей (Закон о статусе судей)
      • Лиц, замещающих государственные должности субъектов федерации (Закон об органах власти субъектов Российской Федерации)
      • Сотрудников органов ФСБ (Закон о ФСБ)
      • Cлужащих органов внешней разведки (Закон о внешней разведке)
  3. В лучших традициях юридической техники, в последнем пункте списка высших государственных должностей (п. 2.1 выше) есть упоминание должностей, которые включены в «перечни, установленными нормативными правовыми актами» органов власти, субъектов федерации и других организаций. В переводе с канцелярского на русский, это означает что каждый орган власти утверждает для своего министерства, ведомства, службы и т.д., список должностей, попадающих под ограничения. Аналогичное правило действует и в отношении должностей субъектов федерации.

    В свободном доступе такой «Перечень перечней» сложно найти. Мы подготовили его специально для этой статьи.

    Хотя список таких должностей отдельный для каждого ведомства, можно выделить общие закономерности: во-первых, в перечни включены должности федеральной государственной гражданской службы, отнесенные к высшей группе должностей (включая руководителей); и, во-вторых, в перечни включены лица занимающие должности, исполнение обязанностей которым предусматривает допуск к сведениям особой важности.

  4. Исходя из изложенного выше, можно рекомендовать следующую последовательность определения, попадает ли конкретный должность государственной службы под запрет на иностранные счета и ИФИ. Идти необходимо последовательно методом исключения, проверяя включена ли должность в один из следующих списков: 
    1. Перечень, установленный ч.1 Ст. 2 Закона о Запрете и аналогичной по содержанию ч.1 Ст. 7.1 Закона о борьбе с коррупцией
    2. Случаи запретов, установленные отдельными федеральными законами
    3. Ведомственные перечни, утвержденные актом министерства/ведомства/службы или субъекта федерации

Можно с уверенностью сказать, что, если госслужащий занимает высшую и/или руководящую должность в своем ведомстве, а также если ему/ей оформлен доступ к сведениям особой важности, то скорее всего такая должность в одном из перечней присутствует и запрет на иностранные активы на него / нее распространяется.

Если же должности ни в одном перечне не нашлось, перед тем как открывать иностранный счет или покупать ИФИ, стоит проверить трудовой договор и должностную инструкцию (регламент), а также иные доступные служебные документы (положения, руководства и т.д.) на предмет полномочий такого лица по принятию и участию в подготовке решений, затрагивающих вопросы суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации.

Классификации[править | править код]

По ISO 10962 (коды CFI)[править | править код]

ISO 10962[en] определяет структуру и формат классификации финансовых инструментов, утвержденные Международной организацией по стандартизации (ИСО). Код классификации финансовых инструментов (CFI) используется для определения и описания финансовых инструментов как единого набора кодов для всех участников рынка. Кодекс издается членами ANNA, Ассоциации национальных Нумерационных агентств. В настоящее время группа работает над упрощением этой структуры, с тем чтобы она могла более широко использоваться неправительственными участниками рынка. Буквы из латинского алфавита ISO basic в каждой позиции этого 6-символьного кода отражают специфические характеристики, присущие финансовым инструментам, которые определены при выпуске инструмента, и которые в большинстве случаев остаются неизменными в течение всего срока действия инструмента[7].

Код CFI предназначен для предоставления наиболее полной информации, но в то же время для обеспечения управляемости кода, обеспечивает стандарт для идентификации типа инструмента и их основных характеристик высокого уровня, определяемых внутренними характеристиками финансового инструмента, которые не будут зависеть от индивидуальных названий или конвенций данной страны или финансового учреждения. Этот принцип позволяет избежать путаницы, возникающей из-за различного лингвистического использования, а также избыточности, при объективном сравнении инструментов между рынками. Коды CFI также направлены на упрощение электронной связи между участниками, улучшение понимания характеристик финансовых инструментов для инвесторов, а также позволяют сгруппировать ценные бумаги последовательным образом для целей отчетности и категоризации[7].

Код классификации финансового инструмента
1 2 3 4 5 6
Категория Группа Атрибут 1 Атрибут 2 Атрибут 3 Атрибут 4

Первый и второй символ указывает на категорию и группу — и описывает сущностно разные финансовые инструменты[8]. С третьего по шестой — символы указывают на важные атрибуты, различающиеся от группы к группе. Ниже приведены данные согласно стандарта CFI ISO 10962 в версии от 2015 года[9]. Код инструмента включает первые буквы категории и группы.

Код Категории и группы инструментов Оригинальное название
E- Долевые инструменты (E-✱-✱-✱-✱-✱) Equity
ES Обыкновенные акции Common/Ordinary shares
EP Привилегированные акции (первоочередность выплат[10]) Preferred/Preference shares
EC Обыкновенные конвертируемые акции Common/Ordinary convertible shares
EF Привилегированные конвертируемые акции Preferred / Preference convertible shares
EL «Limited partnership units»[11] Limited partnership units
ED Депозитарные расписки по акциям Depositary receipts on equities
EY Структурированные инструменты Structured instruments (participation)
EM Иное Others (miscellaneous)
C- Инструменты коллективных инвестиций (C-✱-✱-✱-✱-✱) Collective investment vehicles
CI Паевые инвестиционные фонды Standard (vanilla) investment funds/mutual funds
CH Хеджинговые фонды Hedge funds
CB Инвестиционный фонды (инвестиции в недвижимость) Real estate investment trusts (REITs)
CE Биржевые инвестиционные фонды Exchange-traded funds (ETFs)
CS Пенсионные фонды Pension funds
CF Фонды фондов[12] Funds of funds
CP Фонды прямых инвестиций Private equity funds
CM Иное Others (miscellaneous)
D- Долговые инструменты (D-✱-✱-✱-✱-✱) Debt instruments
DB Облигации Bonds
DC Конвертируемые облигации Convertible bonds
DW Облигации с прилагаемыми варрантами Bonds with warrants attached
DT Среднесрочные ноты Medium term notes
DS Структурированные продукты (с защитой капитала) Structured products (capital protection)
DE Структурированные продукты (без защиты капитала) Structured products (without capital protection)
DG Ипотечные ценные бумаги Mortgage-backed securities
DA Ценные бумаги, обеспеченные активами Asset-backed securities
DN Муниципальные облигации Municipal bonds
DD Депозитарные расписки по долговым инструментам Depositary receipts on debt instruments
DM Иное Other (miscellaneous)
DY Инструменты денежного рынка Money Market Instruments
R- Права (R-✱-✱-✱-✱-✱) Entitlements (rights)
RA Бонусные права Allotments (Bonus Rights)
RS Право подписки Subscription Rights
RP Права на покупку Purchase Rights
RW Варранты Warrants
RF Сертификаты постоянного кредитного плеча Mini-future certificates/constant leverage certificates
RD Депозитарные расписки о правах Depositary receipts on entitlements
RM Иное Other (miscellaneous)
O- Опционы (O-✱-✱-✱-✱-✱) Listed options
OC Опцион на покупку Call options
OP Опцион на продажу Put options
OM Иное Other (miscellaneous)
F- Фьючерсы (F-✱-✱-✱-✱-X) Futures
FF Финансовые фьючерсы Financial futures
FC Товарные фьючерсы Commodities futures
S- Свопы (S-✱-✱-✱-✱-✱) Swaps
SR Своп ставок Rates
ST Своп товаров Commodities
SE Своп акций Equity
SC Кредитные свопы Credit
SF Валютные свопы Foreign exchange
SM Иное Other (miscellaneous)
H- Не перечисленные и сложные опционы (H-✱-✱-✱-✱-✱) Non-listed and complex listed options
HR На основе ставок Rates
HT На основе товаров Commodities
HE На основе акций Equity
HC На основе кредита Credit
HF На основе валюты Foreign exchange
HM Иное Other (miscellaneous)
I- Споты (I-✱-✱-X-X-✱) Spot
IF На основе валюты Foreign exchange
IT На основе товара Commodities
J- Форварды (J-✱-✱-X-✱-✱) Forwards
JE На основе акций Equity
JF На основе валюты Foreign exchange
JC На основе кредита Credit
JR На основе ставок Rates
JT На основе товаров Commodities
K- Стратегии (K-✱-X-X-X-X) Strategies
KR На основе ставок Rates
KT На основе товаров Commodities
KE На основе акций Equity
KC На основе кредита Credit
KF На основе валюты Foreign exchange
KY На основе смешанных активов Mixed assets
KM Иное Other (miscellaneous)
L- Финансирование (L-✱-✱-✱-X-✱) Financing
LL Кредит — аренда Loan-lease
LR Сделка РЕПО Repurchase agreements
LS Кредитование ценными бумагами Securities lending
T- Референсные инструменты (T-✱-✱-✱-✱-X) Reference instruments
TC Валюты Currencies
TT Товары Commodities
TR Процентные ставки Interest rates
TI Индексы Indices
TB Корзины Baskets
TD Дивиденды по акциям Stock dividends
TM Иное Others (miscellaneous)
M- Иное (M-✱-✱-✱-M-✱) Others (miscellaneous)
MC Комбинированные инструменты Combined instruments
MM Иное Other assets

Иностранный финансовый инструмент в России[править | править код]

Классификация иностранных финансовых инструментов регулируется[13] Указанием Банка России от 03.10.2017 № 4561-У «О порядке квалификации иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг» и, по-сути, только модифицирует международную классификацию на основе CFI кодов.

Членом международной Ассоциации национальных нумерующих агентств (АННА), Национальным нумерующим агентством по России, а также Замещающим нумерующим агентством по странам Содружества независимых государств является «Национальный расчётный депозитарий» (НКО АО НРД)[14].

Что такое иностранный финансовый инструмент?

Если с банковскими счетами все было понятно еще в 2013 с принятием Закона о запрете, то определения «иностранного финансового инструмента» Закон о запрете, в его первоначальной редакции, не содержал. Такой ясности не было вплоть до 2017 года, когда определение ИФИ было включено в Закон о запрете. Давайте посмотрим, чем именно запрещено владеть госслужащим по Закону о запрете:

I. Ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты нерезидентов и/или иностранных структур без образования юридического лица

a. Ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты

Согласно Закону о запрете, в данную категорию входят ценные бумаги, которым в соответствии с международным стандартом «Ценные бумаги – Международная система идентификации ценных бумаг (международные идентификационные коды ценных бумаг (ISIN)», утвержденным международной организацией по стандартизации, присвоен код ISIN.

ISIN код представляет собой 12-разрядный буквенно-цифровой код, при этом первые 2 разряда кода составляет префикса – двухбуквенного кода страны для России – RU.

Таким образом, согласно Закону о запрете, любые ценные бумаги и финансовые инструменты с первыми буквами кода ISIN, отличными от RU, будут являться ИФИ и, следовательно, запрещенными для госслужащих. Более подробно прочитать про ISIN код, а также проверить любую соответствующую бумагу можно на сайте Национального расчетного депозитария www.isin.ru .

Несложно сделать вывод, что любые акции, облигации и ЕТF иностранных компаний (включая торгующиеся на российских биржах) попадают под запрет, равно как и еврооблигации, ADR и GDR российский компаний.

Исключение составляют российские депозитарные расписки. Дело в том, что согласно установленным правилам, депозитарным распискам присваиваются коды ISIN тех стран, в которых находятся организации, выпустившие эти расписки. Именно поэтому ADR / GDR российских эмитентов, будучи выпущенными иностранными банками-депозитариями, имеют иностранный ISIN код (и, соответственно, являются ИФИ). Однако в случае, когда российские депозитарные расписки (РДР) на иностранные бумаги выпускает российская организация, таким распискам присваивается российский ISIN код и такие РДР будут считаться российским финансовым инструментом, доступным для приобретения госслужащими без нарушения Закона о запрете.

К сожалению, в настоящее время данная возможность существует лишь теоретически. На отечественном рынке была представлена лишь одна РДР, выпущенная в 2010 г. на акции United Company RUSAL Plc. (зарегистрированной на о. Джерси) Российским депозитарным банком был Сбербанк России и он же выпускал РДР Русала, однако данная программа была закрыта в 2017 году. Информацию о других РДР нам найти не удалось. Похоже, что РДР Русала была первой, и пока единственной, российской депозитарной распиской. Интересно, что при закрытии программы РДР были конвертированы в акции UC Rusal Plc., т.е. из российских финансовых инструментов превратились в ИФИ.

b. Нерезиденты и иностранные структуры без образования юридического лица

Закон о запрете определяет «нерезидентов» путем отсылки к Закону о валютном контроле. Таким образом, речь идет о ценных бумагах и финансовых инструментах, выпущенных иностранными компаниями. В свою очередь «иностранные структуры без образования юридического лица» Закон о запрете определяет путем отсылки к Налоговому Кодексу. Последний определяет их как «организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства без образования юридического лица, которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных бенефициаров». Под указанное определение попадают фонды, партнерства, товарищества, трасты и иные формы осуществления коллективных инвестиций и/или доверительного управления за рубежом.

II. Доли участия, паи в уставных капиталах организаций, местом регистрации или местом нахождения, которых является иностранное государство, а также в имуществе иностранных структур без образования юридического лица

Аналогично запрету на владение акциями, Закон о запрете ограничивает для госслужащих владение долями в иностранных обществах с ограниченной ответственностью и аналогичных образованиях, а равно как участие (паями или другим образом) в имуществе структуры без образования юридического лица. Это положение ставит своей целью наложение запрета на инвестиционные фонды, существующие в виде партнерств.

III. Договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами (ПФИ), одной из сторон которого являются нерезидент и (или) иностранная структура без образования юридического лица

ПФИ определяются Законом о рынке ценных бумаг и включают в себя (кроме договора репо) такие виды как опционный, фьючерсный, форвардный и своп-договор. Любые такие договоры, где стороной выступает иностранная организация, вне зависимости от базисного актива, являются запрещенными для госслужащих.

IV. Доверительное управление имуществом, учрежденное в соответствии с законодательством иностранного государства, учредителем и (или) бенефициаром которого является госслужащий, подпадающий под запрет

Запрету доверительное управление имуществом в соответствии с иностранным законодательством лишает российских госслужащих возможности использовать институт траста, распространенный в зарубежных странах.

Необходимо отметить, что кроме иностранного доверительного управления, Закон о запрете также запрещает любое (в том числе созданное по законодательству России) доверительное управление, если оно предусматривает инвестирование в ИФИ (п.3 ст.3 Закона о запрете). По-видимому, такое владение расценивается Законом о запрете как косвенное, которое тоже запрещено (см. ниже.)

V. Договоры займа, если хотя бы одной из сторон такого договора являются нерезидент и (или) иностранная структура без образования юридического лица

VI. Кредитные договоры, заключенные с расположенными за пределами территории Российской Федерации иностранными банками или иными иностранными кредитными организациями

Литература[править | править код]

  • Уильям Дж. Адамс и др. Финансовые инструменты / под ред. Фрэнка Фабоцци. — М.: Эксмо, 2010. — 860 с. — (Финансовая энциклопедия). — ISBN 978-5-699-25891-8.
  • Understanding Derivatives: Markets and Infrastructure – Federal Reserve Bank of Chicago (неопр.). www.chicagofed.org. Дата обращения: 14 марта 2019.

Какая информация подается в декларации о доходах?

Для контроля финансового бюджета государственных служащих введена система декларирования их доходов и расходов. Декларация помогает выявлять расходы чиновника на приобретение имущества, транспорта, покупку ценных бумаг, размещение денежных вкладов, не соответствующие размеру официальных доходов.

Полный перечень должностных лиц, обязанных подать декларацию, приведен в приказе Президента РФ от 18.05.2009. Чиновник должен задекларировать не только свои доходы и расходы, но и отчитаться за жену (мужа) и детей до 18 лет.

Данные за годовой период с января по декабрь заносятся в справку о доходах по форме, установленной указом президента РФ. Последний срок сдачи декларации за предыдущий год 30 апреля текущего года.

Справка заполняется на компьютере с помощью программы “Справка БК” и подается в кадровое подразделение работодателя, на которое возложены функции передачи данных в соответствующие структуры.

В части о доходах сообщается информация о полученных доходах в разных областях деятельности чиновника. Здесь присутствуют графы для заполнения цифрами доходов, заработанных по вкладам в банках, от владения ценными бумагами и долями в коммерческих предприятиях.

Раздел “Сведения о расходах” заполняется госчиновниками, если они или их ближайшие родственники приобрели в отчетном периоде недвижимость, автомобили, ценные бумаги или доли в организациях, строительстве.

В разделе “Сведения об имуществе” отражается имущество: недвижимость, транспорт, имеющееся на конец отчетного года.

В отдельном разделе предоставляются данные о ценных бумагах, долевом участии в УК и фондах коммерческого характера, которые находились в собственности декларанта в последний день отчетного года. Если, к примеру, акции были приобретены и через короткий промежуток времени проданы, в этой графе указывать их не нужно. Декларируется лишь доход от сделки. Если же продажа была в минус, тогда доход будет нулевым, а не отрицательным.

В справке о доходах дается информация о недвижимости, предоставленной во временное пользование (договоры аренды и т. п.), об имуществе, отчужденном по договорам дарения в отчетном периоде.

Файлы для скачивания

Перечень приказов и списков должностей, попадающих под запреты
Файл: state_positions.pdf
Размер: 288670 байт

Для скачивания файлов необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Рост сбережений. Финансовые консультации.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...