FOB условия поставки | Инкотермс 2010

FOB (Free On Board) — Франко борт. Обязанности продавца при поставке на FOB. Обязанности покупателя при поставке на FOB.

Расшифровка и классификация

категория — «F»

виды перевозок — внутренние водные и международные морские

FOB (Free On Board) — дословный перевод «Свободно на борту», или «Франко борт»

В международной практике ВЭД одной из основных проблем является неоднозначная, нередко противоположная интерпретация различных торговых терминов сторонами внешнеэкономического договора. Чаще всего это обусловлено различиями в законодательной базе государств и нередко вызывает споры, разногласия, судебные разбирательства и финансовые расходы, которые несут обе или одна из сторон. Чтобы разрешить эту проблему, Международная торговая палата издала стандартизированные термины и понятия – базисные условия поставки, или Инкотермс. С их помощью все участники внешнеэкономической деятельности могут значительно упростить себе задачу по формулировке своих прав и обязательств, а также выбор транспортных условий.

Одним из популярных и часто встречающихся в договорах терминов Инкотермс является FOB. Наряду с CIF, условия поставки FOB по всем правилам указываются исключительно для морского и речного транспорта, т.е. когда груз переходит от продавца к покупателю на борту судна. Понятие FOB расшифровывается как «free on board» («свободно на борту»). Краткое описание этого термина заключается в том, что отправитель груза несет ответственность за него до того момента, как он будет перевален за борт в порту отправления. В момент пересечения им борта судна ответственность за груз переходит к покупателю.

Под ответственностью подразумеваются все расходы по перевозке, декларированию и возмещению ущерба при порче или уничтожении товара. Базис поставки FOB прописывает конкретные права и обязанности экспортера и импортера в ходе выполнения договора поставки.

Что такое цена FOB (Франко борт, ФОБ)?

FOB (Франко борт, ФОБ) – это термин, означающий свободную от оплаты доставку товаров на судне. Если товары помечены сигнатурой FOB, то это означает, что как только они будут отгружены на судно для дальнейшей транспортировки, они обретут статус “продано покупателю” и уже он будет оплачивать их транспортировку по прибытию в порт, а также быть их владельцем.

Это также означает, что если какая-то продукция будет испорчена при транспортировке или потеряется, то покупатель обязан выяснять обстоятельства и подавать необходимые документы для возмещения убытков. 

CIF

  • Перевозчик будет выбран на усмотрение отправителя. Как импортер Вы не сможете решить, какой перевозчик будет отвечать за транспортировку партии товара. Для отправителя единственным параметром при выборе отправителя будет цена. Скорость доставки, безопасность груза, качество сервиса не принимаются во внимание. Расчет стоимости производится на основании многих параметров, нужно принимать во внимание время контейнера в пути, количество погрузок и разгрузок ну пути следования.
  • Условия в порту будут стандартными. В первую очередь речь идет о времени хранения груза в контейнере. Стандартными правилами установлен срок нахождения продукции в контейнере после прибытия в порт на протяжении 7 дней. Каждый последующий день должен оплачиваться по тарифу. Это важный момент, т.к. не всегда есть техническая возможность забрать товар в полном объеме и перевезти его на собственный склад.
  • Замораживание активов, потери на конвертации. Выбор базиса CIF предполагает следующие условия оплаты: 30% от общей цены партии товара в качестве предоплаты и оставшиеся 70% после прибытия в порт. Вам придется заранее переводить денежные средства, которые могли бы быть пущены в оборот. Период доставки иногда составляет до 60 дней, поэтому такой длительный период негативно сказывается на финансовом положении небольших компаний.
  • Сложности документооборота. Привести конкретные цифры в этом случае не представляется возможным, но именно этот пункт считается главным недостатком базиса CIF. Важность правильного и своевременного оформление документов для прохождения таможенного контроля понимают все, но существуют трудности. Они связаны с особенностями общения с отправителем, очень много времени приходится тратить на согласования. Добиться соблюдения сроков и дисциплины при оформлении документов очень трудно.

Распределение рисков и ответственности по условию FOB

Риск утраты или повреждения товара по условию FOB переходит от продавца, когда товар находится полностью на борту судна, с этого момента покупатель несет все расходы. Основная ответственность продавца – в транспортировке груза в указанный порт и погрузкой его на зафрахтованное покупателем судно.

Инкотермс 2010

Базис и условия поставки FOB

Согласно Инкотермс 2010, экспортер должен подготовить товар для экспорта, получить на него все необходимые документы и выполнить доставку на борт судна.

После этого в соответствии с условиями доставки права и риски за груз переходят импортеру, в том числе и получение разрешения на ввоз, уплата таможенных пошлин в стране прибытия.

Базисные условия распространяются и для внутренних перевозок, например, когда нужно доставить товар из Москвы в Самару речным транспортом.

Уменьшенная таблица инкотермс

Отличие FOB от FCA

Хотя оба термина входят в группу F, когда основная перевозка не оплачивается продавцом, FOB отличается от FCA, прежде всего, тем, что в первом случае правило применимо только при перевозке морским или внутренним водным транспортом. Контракт на условиях FCA по Incoterms заключается и для других видов транспорта: наземных и воздушных.

Второе основное отличие – в переходе рисков. Если при поставке на основе FOB только после загрузки на судно с продавца снимается ответственность за груз, то в случае ведения внешнеэкономической деятельности на условиях FCA это происходит уже при передаче товара со склада экспортера.

Отличие FOB от EXW

EXW, как и FCA, применяется при транспортировке любым видом транспорта. Но даже не в этом заключается основная разница между FOB от EXW. EXW можно выразить понятным русским словом «самовывоз». Термин применяется и для внутренней, и для международной торговли.

Перед продавцом возникают минимальные обязательства. Покупатель должен найти транспорт, грузчиков/погрузчик, приехать на склад экспортера и самостоятельно выполнить погрузку товара.

Оформление таможенной документации (для ввоза и вывоза), уплата пошлины – все это забота покупателя.

В этом отношении поставка продукции по условиям договора, основанного на FOB, примерно равномерно и справедливо распределяет обязанности импортера и экспортера.

FOB с указанием пункта назначения

Конечно, это только в интересах покупателя, чтобы товар был помечен маркировкой FOB плюс направление. Что это значит? Например, офис импортера и место получения товара находится в Санкт-Петербурге. В этом случае продукция помечается знаком FOB Санкт-Петербург и отправляется в транспортную компанию. По прибытию в Санкт-Петербург покупатель проверяет состояние товара и его количество, а затем подтверждает факт получения. С этого момента товар числится за ним и является его собственностью. Получается, что ответственность за товар лежит на продавце вплоть до его прибытия в пункт назначения, что очень удобно для покупателя.

Когда лучше использовать условия FOB

Так как FOB предполагает поставку на борт судна, то целесообразно использовать этот термин в следующих случаях:

  • Продавец имеет возможность с минимальным риском и затратами выполнить транспортировку товара и его загрузку на судно. Например, выгодно реализовывать продукцию таким образом организациям, расположенным в непосредственной близости к портовым городам или наладившим эффективную логистику до порта.
  • Товар реализуется насыпью, в мешках и в другой упаковке, не требующей его заключения в контейнер, т.к. удобнее, чтобы в последней ситуации ответственность и риски за продукцию переводились на покупателя уже в момент загрузки контейнера для доставки в порт.
  • Покупатель арендует целое судно либо заказывает чартерный рейс. При больших объемах внешнеторгового оборота выгодно осуществлять поставку на условиях FOB.

Так, например, на юге России крупные аграрные предприятия на условиях FOB экспортируют зерновые, крупы в мешках или насыпью. В объявлениях о реализации товаров такие предприятия часто указывают местом погрузки на борт судна порты Новороссийска и Астрахани.

На условиях FOB экспортируется регулярно из России за рубеж уголь, древесина, металлолом и другая продукция.

Важно в договоре обозначить сроки загрузки на судно и ответственность сторон при неисполнении обязательств. Так, поставщик несет убытки, если покупатель своевременно не обеспечил транспорт, а груз уже прибыл в порт. Нужно платить за его хранение. Бывает и обратная ситуация: судно в условленном месте, а груз не прибыл. Если не обозначить в договоре этот момент – покупателю придется нести лишние расходы.

Сверхнормативное хранение груза в порту – укажите ответственность покупателя в договоре. Именно он должен фрахтовать судно и вовремя подать его.

Продавец тоже заинтересован в скорейшей загрузке и отправке экспорта до места назначения. В противном случае, пока товар не перейдет границу и не будет документов, подтверждающих экспорт, нельзя рассчитывать на возмещение НДС.

Ссылки[править | править код]

  • International Chamber of Commerce (ICC) incoterm list
  • Инкотермс на русском языке.

Договор поставки на условиях FOB

Образец контракта в формате Word представлен на этой странице. Документ можно скачать для распечатки или редактирования согласно особенностям вашей поставки. Примерная форма договора сэкономит время при составлении внешнеторгового контракта.

Другие способы отправки товара

В то время, как FOB является самым распространенным способом перевозки товара, существуют еще несколько подобных видов:

  • FAS. Такой тип доставки подразумевает подбор подходящего судна для транспортировки выбранного товара. Оно должно подходить по всем нормам и правилам таким образом, чтобы товар удачно погрузился и не повредился при транспортировке.
  • FCA. Такой способ подразумевает выбор места передачи товара, где продавец напрямую встречается с покупателем и передает ему товар. Таким пунктом может быть любое место с транспортной возможностью.
  • DES. Запрашивается определенное место в порту, где будет происходить передача товара.
  • EXW. Последний способ очень выгоден для продавца, так как освобождает его от всей ответственности за товар сразу после погрузки. Все обязательства по принятию и проверке лежат на плечах покупателя.

Выбор способа взаимоотношений с покупателем импортером зависит не только от обеих сторон, но и от типа экспортируемого товара. Конечно, для продавца будет выгоднее, если покупатель возьмет на себя владение продукцией как можно раньше, а для покупателя все в точности наоборот. 

Коносамент

Давайте рассмотрим что это такое и для чего он необходим. Для забора груза в порту назначения покупателю понадобится такой документ, как коносамент. Данные, которые следует указать в этой бумаге, должны быть согласованы с покупателем. Отдельно это должно быть оговорено в международном договоре. Обычно агент издает коносамент и передает его продавцу после оплаты всех расходов по доставке и погрузке. После этого поставщик пересылает коносаменты заказчику. Если процедура затягивается, покупатель вместе с продавцом может отдать распоряжение на осуществление телекс-релиза. Это позволит сэкономить на курьерских расходах и получится значительно быстрее.

Недостатки

  • Для продавца потенциально возможны накладки с соблюдением сроков погрузки (может задержаться судно, покупатель может не найти фрахтователя и т.д.).
  • Покупателю необходимо организовать сложную цепочку поставок (это достаточно сложно без опыта).

ЗАКОЛДОВАННОЕ МЕСТО – ПТО КОЗЛОВИЧИ.

По легендам и на опыте, все, кто возил грузы из Европы автотранспортом, знают, каким страшным местом является ПТО Козловичи, Брестской таможни. Какой беспредел творят белорусские таможенники, придираются всячески и дерут втридорога. И это правда. Но не вся….

Расчет нагрузки на ось для грузовых автоперевозок

Цель — исследование возможности перераспределения нагрузок на оси тягача и полуприцепа при изменении расположения груза в полуприцепе. И применение этого знания на практике.

В рассматриваемой нами системе есть 3 объекта: тягач $(T)$, полуприцеп ${large ({p.p.})}$ и груз ${large (gr)}$. Все переменные, относящиеся к каждому из этих объектов, будут маркироваться верхним индексом $T$, ${large {p.p.}}$ и ${large {gr}}$ соответственно. Например, собственная масса тягача будет обозначаться как $m^{T}$.

Stowage Factor Вес и объем груза при расчете стоимости перевозки

Расчет стоимости перевозки зависит от веса и объема груза. Для морских перевозок чаще всего решающее значение имеет объем, для воздушных  – вес. Для автомобильных перевозок грузов значение играет комплексный показатель. Какой параметр для расчетов будет выбран в том или ином случае – зависит от удельного веса груза (Stowage Factor).

Подготовка товара

Все обязанности, касающиеся упаковки и маркировки товара, ложатся на Продавца. Причем, упаковка товара должна помешать ему испортиться во время грузоперевозки. Отследить, насколько качественна упаковка груза, должен перевозчик, принимая товар. Если для его закрепления будут нужны еще какие-либо средства, то Продавец должен будет их предоставить.

До того, как груз будет закреплен в контейнере и опломбирован, Покупатель может потребовать проверку товара. Это нужно будет указать в договоре. Если в договоре об этом ничего не сказано, то расходы на инспекцию будет оплачивать Покупатель.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...