Фонд Национального Благосостояния России – размер на сегодня, Резервный фонд…

1 февраля фонд прекращает свое существование

Описание[править | править код]

Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учёту и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта.

14 июля 2017 года Государственная дума во втором чтении одобрила законопроект о новой редакции бюджетных правил, по которому средства Резервного фонда до 1 февраля 2018 года переводятся в собственность Фонда национального благосостояния.

Управление средствами Резервного фонда[править | править код]

Управление средствами Резервного фонда осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации. Целями управления средствами Резервного фонда являются обеспечение сохранности средств Фонда и стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами Фонда в указанных целях допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде.

Размещение средств[править | править код]

Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 года N955 «О порядке управления средствами Резервного фонда» предусматривает размещение средств Фонда в иностранной валюте или зарубежных активах с рейтингом долгосрочной кредитоспособности не ниже «АА-» по классификации Fitch-Ratings и Standard & Poor’s; либо не ниже уровня «Аа3» по классификации Moody’s Investors Service[9].

Комментарии к ст. 82 БК РФ

Резервный фонд Президента РФ представляет собой совокупность бюджетных средств, предназначенных для финансирования непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов в случаях и в порядке, которые предусмотрены указами Президента РФ. Например, в соответствии с распоряжением Президента РФ от 17 мая 2006 г. N 217-рп во II квартале 2006 г. из резервного фонда Президента РФ выделены 2,29 млн. руб. Администрации Сахалинской области на приобретение трех машин “скорой помощи”, оснащенных дополнительным медицинским оборудованием, для оказания экстренной медицинской помощи населению на территории Курильских островов. Кассовое исполнение письменных распоряжений Президента РФ о расходовании средств резервного фонда осуществляется органами федерального казначейства.

Расходование средств резервного фонда Президента РФ не допускается:

  • а) на проведение выборов, референдумов;
  • б) освещение деятельности Президента РФ.

Резервный фонд Президента РФ формируется в составе расходной части федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период в размере не более 1% утвержденных расходов федерального бюджета.

Согласно ст. 276 Кодекса отчет о расходовании средств резервного фонда Президента РФ представляется в Государственную Думу одновременно с отчетом об исполнении федерального бюджета. В п. 1 ст. 213 БК РФ предусмотрено, что при сокращении (росте) расходов федерального бюджета более чем на 10% в Государственную Думу одновременно с внесением проекта федерального закона о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете представляется отчет о расходовании средств резервного фонда Президента РФ.

Если у Вас остались вопросы, то обратитесь за консультацией к нашим юристам.

Для того, чтобы понять как действовать в вашем случае, пожалуйста заполните форму обратной связи. Кратко опишите Вашу ситуацию укажите Ваше Имя город и номер телефона отправьте заявку и получите консультацию нашего юриста в течении 10 минут.

История, предпосылки создания Стабфонда

Во второй половине 1999 года цены на нефть в мире впервые за несколько лет поднялись выше отметки $20 за баррель. Благодаря этому начала расти выручка нефтяных компаний, налоговые отчисления и объем уплаченных вывозных таможенных пошлин. По данным Минфина, в 2000 году дополнительные доходы от роста цен на нефть составили 300 млрд, а в 2001 году – 397 млрд руб. Эти доходы сразу отправлялись на погашение внешнего долга и в бюджет. По мере выплаты долгов это приводило к появлению излишней денежной ликвидности и, соответственно, высокой инфляции при чрезмерном укреплении курса рубля. Это, в свою очередь, мешало развиваться промышленности, не связанной с экспортом ресурсов.

3 апреля 2001 года в Послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин предложил в рамках бюджетной реформы создать резерв, формируемый из “связанных с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой” доходов. По замыслу президента, резерв должен был обеспечивать “стабильное развитие в менее благоприятные годы”, а также использоваться “для решения масштабных стратегических задач”. После этого Минфин начал разработку концепции такого бюджетного резерва. За образец был взят фонд для накопления доходов от продажи нефти, работающий в Норвегии.

24 июля 2003 года министр финансов Алексей Кудрин сообщил Путину, что его ведомство готово внести в Госдуму законопроект о Стабилизационном фонде. Как тогда отметил министр, фонд должен был позволить “лучше прогнозировать макроэкономическую ситуацию в стране, ликвидировать риски на среднесрочную и долгосрочную перспективы, повысить доверие к российской экономике”.

Функции Резервного фонда РФ

Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов.

Резервный фонд фактически заменил собой Стабилизационный фонд Российской Федерации. В отличие от Стабилизационного фонда Российской Федерации помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа.

Формирование Резервного фонда[править | править код]

Резервный фонд формировался за счет:

  • нефтегазовых доходов федерального бюджета в объёме, превышающем утверждённую на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объём Резервного фонда не превышал его нормативной величины;
  • доходов от управления средствами Резервного фонда.

В соответствии с Федеральным законом от 30 сентября 2010 года N 245-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон) с 1 января 2010 года до 1 января 2015 года нормативная величина Резервного фонда не определялась, нефтегазовые доходы федерального бюджета не использовались для финансового обеспечения нефтегазового трансферта и для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а направлялись на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

Максимальная величина Резервного фонда[править | править код]

После формирования нефтегазового трансферта в полном объёме нефтегазовые сверхдоходы поступали в Резервный фонд. Нормативная величина Резервного фонда утверждалась федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 7 % прогнозируемого на соответствующий год объёма валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направлялись в Фонд национального благосостояния России.

Динамика изменений[править | править код]

История изменения совокупного объёма средств Резервного фонда Российской Федерации[6].

Дата в млрд $ в млрд рублей в % к ВВП[10]
01.02.2008 125,19 3 057,85 7,4 %
01.03.2008 127,81 3 082,28 7,5 %
01.04.2008 130,48 3 068,43 7,4 %
01.05.2008 129,80 3 069,47 7,4 %
01.06.2008 129,32 3 069,94 7,4 %
01.07.2008 130,30 3 056,52 7,4 %
01.08.2008 129,68 3 040,37 7,4 %
01.09.2008 142,60 3 504,62 8,5 %
01.10.2008 140,98 3 559,19 8,6 %
01.11.2008 134,60 3 572,78 8,7 %
01.12.2008 132,63 3 661,37 8,9 %
01.01.2009 137,09 4 027,64 9,8 %
01.02.2009 137,34 4 863,80 12,5 %
01.03.2009 136,33 4 869,74 12,5 %
01.04.2009 121,06 4 117,67 10,6 %
01.05.2009 106,81 3 551,47 9,2 %
01.06.2009 100,95 3 127,93 8,1 %
01.07.2009 94,52 2 957,54 7,6 %
01.08.2009 88,53 2 811,34 7,2 %
01.09.2009 85,74 2 706,82 7,0 %
01.10.2009 76,37 2 298,00 5,9 %
01.11.2009 77,18 2 242,09 5,8 %
01.12.2009 75,07 2 238,58 5,8 %
01.01.2010 60,52 1 830,51 4,7 %
01.02.2010 59,91 1 823,26 3,9 %
01.03.2010 58,90 1 763,89 3,8 %
01.04.2010 52,90 1 553,28 3,4 %
01.05.2010 40,59 1 188,70 2,6 %
01.06.2010 39,27 1 197,66 2,6 %
01.07.2010 39,32 1 226,57 2,6 %
01.08.2010 40,59 1 225,17 2,6 %
01.09.2010 40,08 1 228,93 2,7 %
01.10.2010 41,39 1 258,26 2,7 %
01.11.2010 41,81 1 286,99 2,8 %
01.12.2010 40,88 1 279,85 2,8 %
01.01.2011 25,44 775,21 1,7 %
01.02.2011 25,96 770,24 1,3 %
01.03.2011 26,12 755,82 1,3 %
01.04.2011 26,33 748,53 1,2 %
01.05.2011 27,11 745,71 1,2 %
01.06.2011 26,57 745,86 1,2 %
01.07.2011 26,60 746,84 1,2 %
01.08.2011 26,55 734,98 1,2 %
01.09.2011 26,76 772,28 1,3 %
01.10.2011 25,85 823,87 1,4 %
01.11.2011 26,42 790,02 1,3 %
01.12.2011 25,60 801,77 1,3 %
01.01.2012 25,21 811,52 1,3 %
01.02.2012 61,36 1 863,06 2,7 %
01.03.2012 62,40 1 806,47 2,7 %
01.04.2012 62,28 1 826,62 2,7 %
01.05.2012 62,16 1 825,28 2,7 %
01.06.2012 60,21 1 953,88 2,9 %
01.07.2012 60,50 1 985,45 2,9 %
01.08.2012 59,87 1 927,12 2,8 %
01.09.2012 60,48 1 953,11 2,9 %
01.10.2012 61,46 1 900,13 2,8 %
01.11.2012 61,35 1 934,08 2,8 %
01.12.2012 61,40 1 906,89 2,8 %
01.01.2013 62,08 1 885,68 2,8 %
01.02.2013 86,24 2 589,45 3,5 %
01.03.2013 84,68 2 592,89 3,5 %
01.04.2013 83,93 2 608,69 3,6 %
01.05.2013 84,88 2 652,94 3,6 %
01.06.2013 84,39 2 665,92 3,6 %
01.07.2013 84,71 2 770,92 3,8 %
01.08.2013 85,35 2 807,02 3,8 %
01.09.2013 85,38 2 838,58 3,9 %
01.10.2013 86,44 2 795,81 3,8 %
01.11.2013 87,15 2 794,04 3,8 %
01.12.2013 86,93 2 885,29 3,9 %
01.01.2014 87,38 2 859,72 3,9 %
01.02.2014 87,13 3 070,74 3,9 %
01.03.2014 87,33 3 148,08 4,0 %
01.04.2014 87,46 3 121,33 3,9 %
01.05.2014 87,94 3 139,42 4,0 %
01.06.2014 87,13 3 026,34 3,8 %
01.07.2014 87,33 2 937,00 3,7 %
01.08.2014 86,63 3 095,21 3,9 %
01.09.2014 91,72 3 387,34 4,3 %
01.10.2014 90,00 3 544,83 4,5 %
01.11.2014 89,55 3 885,87 4,9 %
01.12.2014 88,94 4 386,91 5,5 %
01.01.2015 87,91 4 945,49 5,9 %
01.02.2015 85,09 5 864,90 7,0 %
01.03.2015 77,05 4 720,74 5,7 %
01.04.2015 75,70 4 425,75 5,3 %
01.05.2015 76,41 3 950,49 4,7 %
01.06.2015 76,25 4 039,27 4,9 %
01.07.2015 76,83 4 265,65 5,1 %
01.08.2015 72,93 4 302,18 5,2 %
01.09.2015 70,69 4 699,53 5,6 %
01.10.2015 70,51 4 670,50 5,6 %
01.11.2015 65,71 4 229,98 5,1 %
01.12.2015 59,35 3 931,08 4,7 %
01.01.2016 49,95 3 640,57 4,2 %
01.02.2016 49,72 3 737,29 4,3 %
01.03.2016 49,90 3 747,06 4,4 %
01.04.2016 50,60 3 420,92 4,0 %
01.05.2016 44,96 2 892,35 3,4 %
01.06.2016 38,60 2 551,06 3,0 %
01.07.2016 38,22 2 456,10 2,9 %
01.08.2016 38,18 2 560,28 3,0 %
01.09.2016 32,20 2 090,10 2,4 %
01.10.2016 32,26 2 037,19 2,4 %
01.11.2016 31,66 1 991,61 2,3 %
01.12.2016 31,30 2 032,70 2,4 %
01.01.2017 16,03 972,13 1,1 %
01.02.2017 16,18 973,53 1,1 %
01.03.2017 16,07 931,31 1,0 %
01.04.2017 16,19 912,95 1,0 %
01.05.2017 16,34 931,25 1,0 %
01.06.2017 16,50 932,70 1,0 %
01.07.2017 16,71 987,27 1,1 %
01.08.2017 16,91 1 006,62 1,1 %
01.09.2017 17,06 1 001,73 1,1 %
01.10.2017 17,01 986,71 1,1 %
01.11.2017 16,86 975,52 1,1 %
01.12.2017 17,05 994,64 1,1 %
01.01.2018 0 0 0 %

Максимальный объём средств Резервного фонда:

  • в долларовом исчислении — 3 661,4 млрд долл. (на 01.09.2015);
  • в рублёвом исчислении — 5 864,9 млрд руб. (на 01.02.2015).

Использование Резервного фонда

Средства Резервного фонда используются на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта и досрочное погашение государственного внешнего долга.

Информация о Резервном фонде

На сайте Минфина РФ: http://www.minfin.ru/ru/perfomance/reservefund/

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...