Государственное регулирование рынка ценных бумаг – что это? Объясню на морковках

Государственное регулирование рынка ценных бумаг: кто является регулятором в Российской Федерации (РФ), как регулирует, органы, сущность и принципы.

Содержание

Сущность и принципы регулирования

Регулирование рынка ценных бумаг имеет большое значение для эффективного развития сферы и ее нормального функционирования в рамках закона. Государство старается упорядочить деятельность участников рынка и процедуру проведения сделок, обезопасить.

Основные цели государственного регулирования:

  • Защита всех участников рынка от мошенничества и недобросовестных действий кого бы то ни было.
  • Поддержание порядка в сфере, создание оптимальных условий работы.
  • Защита прав/интересов инвесторов (на базе действующего законодательства).
  • Обеспечение условий для максимально прозрачного и свободного процесса образований цен под влиянием спроса/предложения.
  • Развитие эффективного рынка, который стимулирует предпринимательскую деятельность.
  • Внедрение разнообразных рыночных инноваций.

рынок ценных бумаг РФОсновные принципы регулирования рынка ценных бумаг:

  1. Использование процедур открытия данных про участников рынка (крупных инвесторов, эмитентов, трейдеров), создание информационной системы про состояние рынка, гарантия ее открытости и доступности.
  2. Регулирование отношений эмитент/инвестор между собой и с участниками рынка. Речь идет об отношениях между владельцами ценных бумаг и обязанными лицами, про отношения между всеми в момент заключения сделки.
  3. Обеспечение конкуренции в качестве механизма объективного улучшения качества услуг, уменьшения их стоимости, способствование созданию равных комфортных даже конкурентных условий для работы.
  4. Эффективное распределение функций регулирования рынка наиболее оптимальным способом между органами управления государственного/негосударственного подчинения, развитие саморегулирования в сфере, взаимодействие саморегулируемых организаций с госорганами управления, власти.

Понятие и цель регулирования рынка ценных бумаг

Определение 1

Регулирование РЦБ (рынка ценных бумаг) представляет собой упорядочение работы на нем всех его участников, включая операции между ними. Производится организациями, которые уполномочены на данные действия.

Цель регулирования рынка заключается в наращивании притока капитала в государственную экономику. Для этой цели используются: создание и поддержка эффективной работы РЦБ, обеспечение равноправия для всех участников рынка, недопущение ущемления интересов одних участников РЦБ за счет других и др.

Регулирование РЦБ классифицируется на внешнее и внутреннее. Первое из них заключается в подчиненности работы организации нормативным государственным актам, международным соглашениям. Внутреннее регулирование представляет собой подчиненность деятельности организации своим нормативным документам (например, устав, правила и др.).

Существует несколько этапов процесса регулирования:

  • формируется орган регулирования РЦБ;
  • создается и постоянно совершенствуется нормативная база работы рынка, происходит разработка законов, постановлений, инструкций, правил (ставят работу рынка на общепризнанную основу, которая соблюдается всеми);
  • контролируется соблюдение и исполнение всеми участниками РЦБ правил и норм;
  • разрабатывается система санкций за отклонение от установленных правил и норм (это могут быть устные предупреждения, наказания различного вида);
  • организуется отбор и допуск юридических лиц и граждан в качестве участников РЦБ в соответствии со знанием, опытом, капиталом и др.;
  • формируется орган по разрешению споров, которые могут возникнуть между участниками РЦБ.

Кто регулирует рынок ценных бумаг?

После Великой депрессии 1929–1933 гг. в Соединенных Штатах был принят ряд законов по биржевому регулированию, начала работу Комиссия по ценным бумагам США (SEC). Эти нововведения послужили отправной точкой для создания подобных государственных структур в других странах мира.

Со свойственными ей особенностями повторила этот путь и Россия. В 1993 г. была создана Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам при президенте РФ. С тех пор регулятор 4 раза реорганизовывался, упразднялся, ликвидировался. Сегодня эта функция возложена на Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Правда, помимо него, регуляторов тоже хватает.

Как происходит госрегулирование РЦБ в России?

Структура государственных органов, так или иначе контролирующих отечественный РЦБ:

  1. Главное правовое управление и Контрольное управление при президенте РФ. Участвуют в подготовке законопроектов, курируют рынок на предмет исполнения указов и распоряжений президента.
  2. Правительство РФ. Участвует в подготовке нормативных актов, осуществляет общее регулирование через органы исполнительной власти.
  3. Банк России. Непосредственно регулирует РЦБ как государственный орган исполнительной власти.
  4. Министерство финансов. Участвует в законодательной работе, координирует правила совершения операций на рынке, выступает эмитентом от имени государства.
  5. Министерство государственного имущества РФ. Выступает от имени государства, регулирует оборот ценных бумаг фонда федерального имущества. Контролирует преобразование госпредприятий в АО.
  6. Министерство по антимонопольной политике.
  7. Министерство экономического развития и торговли.

Кроме того, государство имеет право передать часть своих полномочий профессиональным участникам РЦБ. Это называется «саморегулирование рынка».

Тенденции развития государственного регулирования рынка ценных бумаг

Государство напрямую заинтересовано в развитии национальных производителей, повышении собственной экономики. Доверие к рынку ценных бумаг напрямую зависит от его уровня организованности. Инвестор должен быть уверен, что его деньги не пропадут в результате мошеннических действий.

Анализируя правовое регулирование со стороны государственных органов, можно увидеть усиленное внимание к следующим направлениям:

  1. Совершенствование законодательной базы, в том числе для контроля относительно новых рыночных инструментов (ПИФы, фьючерсы, опционы и т.д).
  2. Развитие компьютеризации рынка ценных бумаг.
  3. Введение новых систем торговли.
  4. Разработка систем взаимодействия с другими рынками капиталов, путем их взаимопроникновения.

Кто регулирует рынок ценных бумаг

В список регуляторов РЦБ входят:

  • президент и правительство РФ;
  • Государственная дума;
  • Банк России;
  • Министерство финансов;
  • Федеральная антимонопольная служба, а также агентство по управлению государственным имуществом.

Как происходит государственное регулирование РЦБ в России

Регулирование может быть прямым и косвенным. Прямое осуществляется с помощью нормативно-правовых актов. Именно они устанавливают единые требования, лицензируют и регламентируют действия всех участников рынка, контролируют соблюдение всех правил и норм. Этот вид включает в себя ведение различных реестров как самих участников, так и всех финансовых активов.

Косвенное воздействие на рынок ценных бумаг включает:

  • изменение процентных ставок, системы налогообложения;
  • различные принципы формирования бюджета (либо иных фондов);
  • управление пакетами акций, принадлежащих государственным структурам.

Тенденции развития регулирования РЦБ

Российский биржевой рынок еще относительно молод. Многие правила и нормы только предстоит выработать. В частности, пока нет контроля над ценными бумагами третьего эшелона, некоторые правовые акты изложены двояко. Не выработана единая концепция при обнаружении инсайдерских манипуляций.

Основная тенденция регулирования РЦБ должна быть одна – вернуть доверие рядового инвестора. Стоит разработать комплекс мер по защите мелких игроков, ограждая их от произвола крупных компаний. Следует ужесточить отбор компаний, чтобы сквозь сито на торги не проходили откровенные пустышки.

Необходимость регулирования рынка ценных бумаг

Рынок ценных бумаг как составная часть национального рынка развивается по общим с ним законам, но в то же время он существенно влияет на темпы, направления и тенденции развития общенационального рынка. Исходя из этого, государство должно регулировать работу рынка ценных бумаг так же, как общеэкономические процессы, следить за его развитием, стимулировать более перспективные и нужные для страны направления развития. Как и любым рыночным процессом, государство не может управлять рынком ценных бумаг, т. е. не может давать указания к действию, обязательные к исполнению на любом уровне этого рынка, оно может только регулировать рынок. Регулирование — это деятельность, нацеленная на установление пределов осуществления человеческой деятельности. Сложность отношений, возникающих на этом рынке, его масштабность, присущий этому рынку повышенный уровень риска, интересы обеспечения безопасности его участников и вложенных ими средств обусловливают объективную необходимость разработки целого комплекса стандартов и правил работы на нем, что и составляет сущность государственного регулирования рынка ценных бумаг.

В процессе регулирования создается механизм поддержания равновесия взаимных интересов всех участников рынка, придерживающихся в процессе своей работы определенных правил и норм поведения. Регулирование не ограничивает человеческой деятельности в этой сфере, оно лишь устанавливает границы, в которых эта деятельность может осуществляться и развиваться. Устанавливая такие пределы, регулирование тем самым задает темпы и направленность дальнейшего развития данного рынка.

Регулирование рынка ценных бумаг можно разделить на внутреннее и внешнее. Внутреннее регулирование основывается на подчинении деятельности конкретной организации ее собственным нормативным документам, которые определяют круг деятельности и правила ее ведения. Внешнее регулирование предполагает подчиненность деятельности данной организации, как и всех других, нормативным документам вышестоящих организаций и государства, а также международным нормам и соглашениям. Во внешнем регулировании выделяется три уровня: государственное регулирование, саморегулирование рынка и его организаций и общественное регулирование, т. е. создание общественного мнения и его воздействие на участников рынка.

В процессе регулирования достигаются конкретные цели.

Прежде всего ранок ценных бумаг используется для увеличения инвестиций в экономику и изменения структуры общественного хозяйства, и направленность рынка ценных бумаг на решение этих задач является главной целью регулирования этого рынка. На рынке должен работать свободный механизм образования цен на основе соответствия спроса и предложения на ценные бумаги, появление монопольных цен должно быть исключено. Рынок должен быть упорядочен и защищен от мошенничества, недобросовестности отдельных лиц или организаций.

Объем рынка, его глубина и ширина должны соответствовать потребностям национального хозяйства в этих видах деятельности. Под глубиной рынка понимается число компаний, ценные бумаги которых обращаются на рынке, а также объемы операций по их купле и продаже. На нормальном рынке у инвесторов должен быть выбор как среди эмитентов, так и среди видов ценных бумаг. Под шириной рынка понимается количество ценных бумаг, которые активно обращаются на вторичном рынке. Так, например, крупные инвесторы покупают большие пакеты акций одного эмитента и держат их, чтобы иметь возможность влиять на процесс управления этой компанией, на рынок эти акции не выходят. В то же время именно обращение акций, спрос на них и их предложение формируют рыночную цену акции, и чтобы рынок нормально функционировал, необходим достаточно широкий круг акционеров, обладающих небольшими пакетами акций и готовых в любой выгодный момент предложить их к продаже на рынке.

Задачей регулирования является также обеспечение эффективности работы рынка, создание стимулов для предпринимательской деятельности.

Коротко все цели и задачи регулирования рынка ценных бумаг отражены в базовом документе “Цели и принципы регулирования в области ценных бумаг” Международной организации по ценным бумагам. В нем отмечается, что регулирование должно способствовать формированию капиталов в хозяйстве и экономическому росту, определены три конкретные цели регулирования: создание нормативно-правовой базы, методов отбора профессиональных участников рынка, контроль за соблюдением установленных норм и правил и реализация системы санкций за отклонение от них.

Механизм функционирования рынка ценных бумаг (РЦБ). Система государственного регулирования профессиональной деятельности на РЦБ, его внешняя и внутренняя форма. Органы, регулирующие деятельность РЦБ. Объекты регулирования, его основные направления.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки РФ

Березниковский филиал

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

“Пермский государственный национальный исследовательский университет”

Кафедраэкономики

СИСТЕМАГОСУДАРСТВЕННОГОРЕГУЛИРОВАНИЯРЫНКАЦЕННЫХБУМАГ

Реферат по дисциплине

“Рынок ценных бумаг”

студентки четвертого курса

специальности: 080109

“Бухгалтерский учет, анализ и аудит”

группы БФ/С БАА 1-10

Проверил: Бобков А.В.

Березники, 2012

Оглавление

  • Введение
  • Глава I. Понятие, цели и задачи системы управления рынком ценных бумаг
  • Глава II. Государственное регулирование рынка ценных бумаг
  • Глава III. Саморегулируемые организации рынка ценных бумаг
  • Заключение
  • Список использованной литературы

рынок ценная бумага регулирование

осуществление профессиональной подготовки кадров, установление требований, обязательных для работы на данном рынке;

контроль за соблюдением участниками рынка установленных правил и нормативов;

информационная деятельность на рынке;

обеспечение связи и представительства (защиты) интересов участников.

Положительные стороны саморегулирования:

1. Разработка стандартов поведения самими профессиональными участниками РЦБ, реально представляющими его особенности.

2. Экономия государственных средств, сокращение аппарата управления рынком ценных бумаг.

3. Участники РЦБ больше заинтересованы в нормальном регулировании, чем правительственные чиновники. Контроль общественных структур более требовательный, чем со стороны чиновников.

4. Проще ввести этические нормы поведения профессиональных участников РЦБ.

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая третья [Текст]: офиц. текст. – М.: Юрайт, 2010. – 480 с. – (Правовая библиотека).

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Текст]: федер. закон от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ // Собр. законодательства РФ. – 2011. – 103 с.

3. Налоговый кодекс РФ [Текст]: федер. закон от 05 августа 2000 г. № 117-ФЗ // Собр. Законодательства РФ. – 2010. – С.103-106

4. Уголовный кодекс Российской Федерации [Текст]: федер. закон от 13.06.1996 г. N 63-ФЗ // Собр. законодательства РФ. – 2011.

5. О банках и банковской деятельности [Текст]: федер. закон от 02 дек. 1990 г. N 395-1. – М.: Альфа, 2010.

6. Об инвестиционных фондах [Текст]: федер. закон от 29 нояб. 2001 г. N 156-ФЗ. – М.: Актион, 2010

7. Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг [Текст]: федер. закон от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ. – М.: Альфа, 2010.

8. О валютном регулировании и валютном контроле [Текст]: федер. закон от 10 дек. 2003г. № 173-ФЗ. – М.: Альфа, 2010.

9. О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг [Текст]: федер. закон от 05 марта 1999 г. N 46-ФЗ. – М.: Актион, 2010.

10. О несостоятельности (банкротстве) [Текст]: федер. закон от 26 окт. 2002 г. N 127-ФЗ. – М.: Альфа, 2010.

11. О рынке ценных бумаг [Текст]: федер. закон от 22 апр. 1996 г. № 39-ФЗ. – М.: Альфа, 2010.

12. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) [Текст]: федер. закон от 10 июля 2002г. № 86-ФЗ. – М.: Альфа, 2010.

13. О привлечении брокеров для продажи находящихся в государственной и муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг [Текст]: постановление Правительства Рос. Федерации от 28 нояб. 2002 г. N 845. – М.: Альфа, 2010.

14. Архипов, А.Ю. Рынок ценных бумаг [Текст] / под ред.А.Ю. Архипова, В.В. Шихирева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

15. Алексеев, М.Ю. Рынок ценных бумаг [Текст] / М.Ю. Алексеев. – М.: Финансы и статистика, 1992.

16. Алехин, Б.И. Рынок ценных бумаг. Введение в фондовые операции [Текст] / Б.И. Алехин. – М: Финансы и статистика, 1991.

17. Бердникова, Т.Б. Рынок ценных бумаг и биржевое дело [Текст]: учеб. пособие / Т.Б. Бердникова. – М.: ИНФРА-М, 2000.

18. Галанов, В.А. Рынок ценных бумаг [Текст]: учебник / В.А. Галанов. – М.: ИНФРА-М, 2006.

19. Жуков, Е.Ф. Ценные бумаги и фондовые рынки [Текст] / Е.Ф. Жуков. – М.: Финансы, 1995.

20. Килячков, А.А. Практикум по Российскому рынку ценных бумаг [Текст] / А.А. Клячков. – М.: МИСО, 2005.

21. Маренков, Н.Л. Ценные бумаги [Текст] / Н.Л. Маренков. – М.: Феникс, 2003.

22. Миркин, Я.М. Ценные бумаги и фондовый рынок [Текст] / Я.М. Миркин. – М.: Перспектива, 2002.

23. Рынок ценных бумаг [Текст]: учебник / под ред.В.А. Галанова, А.И. Басова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2004.

24. Ценные бумаги: учебник / под ред. В.И. Колесникова, В.С. Торкановского. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2000.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

  • Сущность и принципы регулирования рынка ценных бумаг в Российской Федерации. Цели и органы государственного регулирования российского рынка ценных бумаг. Саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, их основные функции.

    контрольная работа [37,5 K], добавлен 23.11.2010

  • Деятельность банков как эмитентов ценных бумаг. Эмиссия и размещение банками акций и банковских сертификатов. Важнейшие нормы, регламентирующие процесс эмиссии. Составные части и органы государственного регулирования российского рынка ценных бумаг.

    контрольная работа [581,6 K], добавлен 19.08.2010

  • Экономические основы рынка ценных бумаг. Функции рынка ценных бумаг и методы его регулирования. Тенденции развития рынка ценных бумаг в экономике России, особенности его государственного регулирования. Перспективы развития рынка ценных бумаг в России.

    дипломная работа [106,4 K], добавлен 30.04.2010

  • Формы осуществления государственного регулирования рынка ценных бумаг в России. Органы государственного регулирования фондового рынка, их функции. Саморегулируемые организации, цели их создания и основные признаки. Права саморегулируемой организации.

    контрольная работа [19,9 K], добавлен 06.03.2010

  • Государственное регулирование рынка ценных бумаг. Исследование зарубежного опыта государственного регулирования фондовых рынков. Опыт регулирования фондового рынка в Европе и США. Тенденции государственного регулирования рынка ценных бумаг в России.

    курсовая работа [79,9 K], добавлен 03.05.2011

  • Рынок ценных бумаг как составная часть финансовой системы государства. Структура рынка ценных бумаг и его значение в экономике. Основные виды ценных бумаг, аккумулирование финансовых средств. Необходимость государственного регулирования фондового рынка.

    реферат [136,3 K], добавлен 17.01.2012

  • Основы функционирования рынка ценных бумаг. Понятие, участники и функции рынка ценных бумаг. Экономические отношения, возникающие на российском рынке ценных бумаг. Особенности регулирования фондового рынка в России в рамках мирового финансового рынка.

    курсовая работа [42,9 K], добавлен 02.05.2011

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к началу текста
  • вернуться к подобным работам

22. Сущность, функции и принципы организации финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах.

Организация(предприятие) – этосамостоятельный хозяйствую­щийсубъект, обладающий правами юридическоголица, производя­щий продукцию, товары,оказывающий услуги, выполняющий ра­боты,занимающийся различными видамиэкономической деятель­ности, цельюкоторой является обеспечение общественныхпотреб­ностей, извлечение прибыли иприращение капитала.

Впроцессе предпринимательской деятельностиу организаций и предприятий возникаютхозяйственные связи со своимиконтр­агентами: поставщиками ипокупателями, партнерами по совмест­нойдеятельности, объединениями и ассоциациями,финансовой и кредитной системой и т.д.,в результате которых возникают финан­совыеотношения. Группы денежных отношенийв составе финансов орг:

-связанные с формированием и использованиемна предприятии целевых фондов денежныхсредств (уставного, резервного капитала,фонда соц. сферы).

-складывающимися между организациями,связанными с уплатой и получениемштрафов при нарушении договорныхобязательств, взаимным кредитованием,внесение паевых взносов членамиобъединений.

-между организацией и государством приуплате налогов и сборов в бюджет ивнебюджетные фонды, получение ассигнованийиз бюджета.

-между организацией и банком в процессеполучения ссуды, их погашением.

-между организацией и страховымикомпаниями.

-между организацией и отдельнымиработниками, возникающие при распределениии использовании доходов, выпуске иразмещении акций, выплате дивидендов.

-между организацией и ее подразделениями.

Складывающиесяу организаций с их вышестоящимиструктурами.

Финансыорганизаций (предприятий)– экономические отношения, опосредованныедвижением стоимости в денежной форме,связанные с формированием, распределением и использованием денежных фондов инакоплений в ходе осуществленияконкретным хозяйствующим субъектомвоспроизводственного процесса.

Выделяюттри функции финансов предприятий:воспроизводственную, распределительнуюи контрольную.

Воспроизводственнаяфункцияпроявляет себя посредством полногоудовлетворения оптимальной потребностипредприятия в денежных средствах навсех стадиях воспроизводственногопроцесса за счет собственных доходов.Временная дополнительная потребностьв финансовых ресурсах может покрыватьсяза счет кредита и др. заемных источников.

Распределительнаяфункция проявляетсяв распределении валового внутреннегопродукта в стоимостном выражении,формировании фон­дов денежных средств,определении основных стоимостныхпропор­ций в процессе распределениядоходов и финансовых ресурсов, обес­печенииоптимального сочетания интересовотдельных товаропроиз­водителей,предприятий и организаций и государствав целом.

Контрольнаяфункция проявляетсебя в процессе стоимостного учетазатрат на производство и реализациюпродукции, выполнение работ, оказаниеуслуг, формирования доходов и денежныхфондов пред­приятия и их использования.С помощью этой функции осуществля­етсяконтроль за формированием собственногокапитала организа­ции (предприятия),формированием и целевым использованиемде­нежных фондов за изменениямифинансовых показателей.

Организацияфинансов предприятия осуществляетсяна основе ряда принципов. Принципхозяйственной самостоятельностипредполагает, что независимо оторганизационно-правовой формыхозяйствования организация самостоятельноопределяет свою экономическуюдеятельность, направления вложенийденежных средств в целях извлеченияприбыли. Принципсамофинансированияозначает полную окупаемость затрат напроизводство и реализацию продукции,инвестирование в развитие производстваза счет собственных денежных средстви, при необходимости, банковских икоммерческих кредитов. Принципматериальной ответственностипредусматривает наличие соответствующейсистемы мер правовой и экономическойответственности за результатыфинансово-хозяйственной деятельности.Принципматериальной заинтересованностиобъективно предопределен основнойцелью предпринимательской деятельности– получение прибыли.Принцип обеспечения финансовых резервовобъективно необходим в целях гарантированиявозможности осуществления предпринимательскойдеятельности в условиях риска, вызванногоколебаниями рыночной коньюнктуры.

Виды регулирования РЦБ

Государственное регулирование рынка ценных бумаг – это регулирование ценных бумаг со стороны государственных органов власти.

Регулирование подразделяется на прямое и косвенное. Первое из них часто называется административным, оно имеет в основе правовые нормы и производится с помощью следующих операций:

  • формирование обязательных требований к любому участнику РЦБ с использованием нормативно-законодательных актов;
  • регистрация участников РЦБ и самих ценных бумаг;
  • разрешительная деятельность (лицензии на ведение профессиональной деятельности, аттестация);
  • обеспечение гласности и равноправной информированности для любого участника РЦБ.

Косвенное (экономическое) регулирование имеет в основе использование экономических инструментов самого рынка как рычагов регулирования. Оно включает следующие составляющие:

  • система налогообложения (налоговые ставки, льготы и освобождение от налогов);
  • денежная политика (ставки процентов, минимальный размер заработной платы и др.);
  • политика формирования государственных доходов, направления использования расходов государства (бюджет страны и прочие фонды, включая внебюджетный, стабилизационный, инвестиционный и др.);
  • политика управления собственностью государства, включая управление пакетами акций приватизированных организаций, которые имеются у государства и др.

В число объектов государственного регулирования (саморегулирования) РЦБ включены участники РЦБ, рыночные инструменты и операции, в числе которых можно выделить:

  • ценные бумаги с позиции:
    • юридического статуса;
    • обращения и эмиссии (выпуска);
    • применение в качестве основы для производных ценных бумаг и др.
  • участники, осуществляющие:
    • отбор для рыночной деятельности любого качества;
    • перспективное участие в деятельности других рынков;
    • защита инвесторов от мошенников;
    • уплату налогов и др.
  • операции, касающиеся ценных бумаг:
    • разрешенные типы рыночных операций;
    • совмещение различных видов операций по ценными бумагам;
    • разрешение споров в сфере имущества;
    • обложение налогами и т.п.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг

Определяющую роль в регулировании рынка ценных бумаг играет государство. Государственное регулирование включает в себя комплекс правовых, административных, экономических, технических и других методов воздействия на рынок. Именно благодаря ему реализуется государственная политика в этой области деятельности.

Основными целями государственного регулирования рынка ценных бумаг являются создание современного рынка, отвечающего целям экономического развития страны, его эффективное функционирование и обеспечение защиты интересов всех его участников. Первостепенными условиями для реализации этих целей должны стать создание необходимой инфраструктуры и институтов рынка ценных бумаг, выработка определенных норм и правил рыночного поведения через создание адекватной законодательной базы.

Национальный рынок ценных бумаг в условиях глобализации испытывает все большее влияние мировых финансовых рынков, поэтому государство должно защитить внутренних его участников от мировых колебаний. Современный рынок привлекает большое количество участников, пытающихся увеличить свои капиталы через спекулятивные операции.

Задача государства — уменьшить спекулятивную направленность рынка и максимально стимулировать инвестиционную деятельность, дающую дополнительные средства для развития производства.

Создание этих условий и решение поставленных задач возможно, когда работа по регулированию осуществляется на определенных принципах. Цели регулирования и основные методы воздействия разрабатываются только государством исходя из его экономической стратегии. Созданная нормативно-правовая база должна быть единой для всей страны и для всех субъектов рынка: это обеспечивает равенство всех участников перед законом и друг с другом, и недопустимость привилегий. Важным моментом в реализации принятых решений выступает комплексность и преемственность в регулировании на протяжении длительного времени. Естественно, что государство должно стимулировать все новые достижения и методы работы аналогичных рынков в экономически развитых странах. Результатом осуществления этих работ должно стать возрастание доверия инвесторов к этому рынку.

Вся система регулирования строится на основе разработанной государственной концепции развития рынка ценных бумаг. Основанная на ней концепция государственного регулирования рынка ценных бумаг разрабатывается исходя из истории и традиций развития такого рынка в стране, существующей модели рынка (банковской или небанковской) и степени централизации управления. Возможны два варианта концепции, первый вариант исходит из того, что регулирование рынка преимущественно сосредоточивается в государственных органах. Все организации, объединяющие профессиональных участников, реализуют лишь незначительную часть функций. Второй вариант заключается в том, что максимально возможный объем полномочий передается саморегулируемым организациям. Государство оставляет за собой основные контрольные функции и возможность вмешаться в данный процесс в любой момент, когда это будет необходимо.

При рассмотрении целей и задач государства, которые реализуются в процессе регулирования российского рынка ценных бумаг и разработки концепции такого регулирования, необходимо помнить, что государство является крупнейшим заемщиком на рынке ценных бумаг и в силу этого может оказывать прямое экономическое воздействие на этот рынок. Одновременно оно выступает и основным держателем акций множества крупнейших предприятий и продавцом их на рынке. Представители ведомств и министерств, которые входят в различные государственные комиссии, участвуют в управлении этой собственностью, но, к сожалению, единой цельной программы и принципов такого управления до сих пор не разработано. Поэтому необходимо считать основной особенностью регулирования рынка ценных бумаг в России то, что государство, которое осуществляет регулирование, одновременно является эмитентом, присутствующим на этом рынке, профессиональным участником, акционером и, кроме того, еще и арбитром в спорах между участниками.

Объектами государственного регулирования на рынке ценных бумаг выступают профессиональные участники и институты этого рынка, эмитенты ценных бумаг и инвесторы. К каждой из этих групп применяются свои методы воздействия. Государство в обязательном порядке проводит лицензирование и аттестацию профессиональных участников, а впоследствии осуществляет контроль за их работой.

Все инвесторы, как частные, так и институциональные, также находятся под контролем государства и обязаны выполнять все предписания, содержащиеся в нормативных документах. Но инвестор не подчиняется напрямую регулирующим государственным органам, поэтому воздействовать на него, заставить его делать то, что нужно обществу, можно только посредством создания благоприятной законодательной базы, эффективных институтов на рынке ценных бумаг и формирования соответствующего режима налогообложения.

Все органы государственной власти, имеющие возможность влиять на развитие рынка ценных бумаг на уровне Федерации или на отдельном региональном рынке, относятся к субъектам государственного регулирования рынка ценных бумаг. Это органы исполнительной власти, правоохранительные органы, все службы контроля профессиональных участников рынка и местные органы законодательной власти.

Определяющую ро регулировании рынка ценных бумаг в настоящее время и т Банк России. Его основные функции — принятие необходимых нормативных актов, контроль и надзор в сфере финансовых рынков. Он руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными законами, актами Президента и Правительства России, международными договорами, тесно сотрудничает с другими федеральными органами исполнительной власти, с органами власти субъектов Федерации, с общественными и другими организациями.

Банк России решает вопросы законодательного регулирования эмиссии и обращения ценных бумаг, квалификации новых видов ценных бумаг, определяет базу для деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и институтов его инфраструктуры, разрабатывает правила лицензирования деятельности всех участников, осуществляет контроль за деятельностью субъектов рынка и разрабатывает основы единой государственной политики на фондовом рынке.

Помимо этого аналитические отделы различных департаментов ведут аналитическую и методическую работу. Ими обобщается практика применения установленных законодательных актов, вырабатываются рекомендации по их совершенствованию, издаются необходимые методические материалы. Ведутся также научно-исследовательские работы для государственных нужд, проводятся конкурсы по отбору специализированного депозитария и управляющих компаний, ведутся работы с российскими гражданами и международными организациями.

В процессе выполнения своих функций службы Банка России имеют право получать все сведения, необходимые для принятия решений, организовывать необходимые расследования, экспертизы, оценки и научные исследования по вопросам надзора за рынком ценных бумаг. В отдельных случаях они имеют право создавать координационные, совещательные и экспертные органы в виде советов, комиссий, групп и поручать им определенные участки работы.

Государственные ценные бумаги выпускаются Министерством финансов России, оно регулирует все вопросы, связанные с обращением этих бумаг. К его же компетенции относится регулирование ценных бумаг субъектов Федерации и муниципальных образований.

Центральный банк РФ контролирует также эмиссию и обращение ценных бумаг кредитных организаций.

Государственное регулирование и саморегулируемые организации

Успешное развитие и функционирование рассматриваемого рынка в Российской Федерации во многом зависит от степени и особенностей участия в нем государства.

эффективное регулирование рынка ценных бумагОсновные задачи, которые должно выполнять государство как регулятор:

  • Работа над законодательной базой.
  • Развитие инфраструктуры.
  • Создание системы информации касательно состояния рынка, обеспечение ее открытости.
  • Работа над системой защиты инвесторов (страхование).
  • Способствование развитию рынка ценных бумаг государственного типа.
  • Установка обязательных требований к работе профессиональных участников рынка, лицензирование.
  • Пресечение деятельности лиц, работающих на рынке без лицензии.
  • Формирование системы защиты прав собственников ценных бумаг, тщательный контроль за соблюдением прав инвесторов со стороны эмитентов, других участников.

Государство имеет право осуществлять прямое вмешательство в работу рынка ценных бумаг через уполномоченные органы. Основные государственные органы регулирования рынка: Правительство и Министерство финансов РФ, недавно сформированная Служба Центрального Банка РФ, ФСФР (до недавнего времени).

Правительство РФ осуществляет законопроектную деятельность, готовит проекты указов и разного типа распоряжений Президента, федеральных законов.

Таким образом формируется общее направление деятельности, утверждается концепция развития рынка, ведется инвестиционная политика, решаются вопросы покупки государством ценных бумаг.

основные органы регулирования рынка ценных бумаг

Министерство финансов осуществляет контроль и имеет такие полномочия:

  • Регистрация выпуска ценных бумаг (кроме акций чековых инвестфондов, банков).
  • Ведение Единого государственного реестра всего объема ценных бумаг, зарегистрированных в РФ, осуществление публикации.
  • Формирование правил совершения операций, реализации учета, предоставление отчетности по сделкам (кроме депозитариев, банков, регистраторов, валютных ценностей).
  • Подготовка специалистов в сфере ценных бумаг (работают финансовые колледжи).
  • Аттестация специалистов для осуществления операций с акциями, контроль получения аттестатов, при необходимости применение санкций.
  • Контроль покупки больших пакетов акций, ведение реестра АО, инвестиционных институтов.

ФСФР (Федеральная служба по финансовым рынкам) долгое время была основным федеральным органом, имеющим исполнительную власть. В течение 2004-2013 годов служба реализовывала государственную политику в сфере ценных бумаг, принимала нормативные акты, контролировала деятельность всех участников рынка, обеспечивала права и защищала интересы.

правовое регулирование рынка ценных бумагПараллельно с ФСФР Центральный Банк реализовывал надзорные и контролирующие функции, был органом госрегулирования для коммерческих банков. Современная система регулирования предполагала наличие нескольких регуляторов, что вызывало сложности. В 2013 году Указ Президента под номером 645 упразднил ФСФР и все полномочия, касающиеся регулирования, контроля, надзора передал Банку России. Была создана Служба БР по финансовым рынкам.

Центральный аппарат СБР по финансовым рынкам включает 13 управлений и 1 отдел, которые занимаются: лицензированием, государственным реестром, организацией/проведением надзорных мероприятий, регулированием деятельности всех участников, корпоративными отношениями, анализом, раскрытием информации, эмиссионными ценными бумагами, мониторингом, отчетностью, стратегическим планированием, деятельностью на рынке страхования, юридическими вопросами и т.д.

Служба БР регулирует, контролирует и надзирает за некредитными финорганизациями, их работой. В сферу интересов РЦБ входят контроль, надзор за следованием эмитентами положениям действующего законодательства в сфере ценных бумаг, акционерных обществ, корпоративных отношений в АО, регистрации выпусков ценных бумаг и т.д.

Служба Банка России реализует нормативно-правовое регулирование в области финансовых рынков, в том числе вопросов работы негосударственных пенсионных фондов, разного типа инвестирования пенсионных накоплений, обязательного страхования.

Также у службы есть право контролировать соблюдение закона про противодействие использованию инсайдерской информации, методов манипулирования рынком.

цели регулирования рынка ценных бумаг

Службой Банка России должны осуществляться такие функции:

  • Надзор.
  • Консультирование.
  • Регулирование в узаконенных рамках.
  • Контроль.
  • Правоустановление.

Задачи Службы Банка России:

  • Принятие участия в развитии финансового рынка РФ, инфраструктуры.
  • Работа по обеспечению стабильности рынка финансов, поиск и исключение кризисов.
  • Анализ состояния, развития, далекоидущих перспектив финансовых рынков в сфере работы некредитных финансовых организаций.
  • Создание конкурентной среды.
  • Регулирование, надзор, контроль за финансовыми организациями некредитного типа.
  • Защита прав/интересов инвесторов и акционеров, страхователей, выгодоприобретателей по страховому законодательству, пенсионному страхованию и т.д.
  • Контроль за четкостью следования требованиям законодательства РФ, устранение неправомерного его использования, исключение манипуляций и использования инсайдерской информации.

облигации и акцииМегарегулятор на базе ЦБ обеспечивает независимость его работы от органов власти и объектов регулирования, что дает возможность оперативно разрабатывать нормативно-правовую базу, устранять системные риски, реализовывать макропруденциальный надзор, мониторить всю систему, разрабатывать унифицированный подход к разным институтам, оптимизировать и минимизировать затраты из госбюджета на свою деятельность.

Также регулирование рынка ценных бумаг может выполняться на уровне саморегулируемых организаций либо профессиональных участников рынка. Действующее законодательство допускает передачу государством части его функций СРО (уполномоченным организациям профучастников рынка ценных бумаг).

СРО могут реализовать деятельность в формате:

  • Профессиональных союзов.
  • Разного типа ассоциаций.
  • Общественных организаций профессиональной направленности.

Функции СРО стандартные: саморегулирование работы участников, поддержание лучших профстандартов, обучение персонала, осуществление совместных научных разработок, развитие инфраструктуры рынка, коллективное предпринимательство, защита правинтересов инвесторов.

Стать членом СРО можно добровольно. Надзор за такого типа организациями осуществляет Служба Банка России в сфере финансовых рынков.

долевые ценные бумаги что этоСегодня статусом СРО в РФ обладают:

  • НАУФОР (Национальная ассоциация участников фондового рынка) – в нее входят дилеры, брокеры, управляющие, депозитарии. В 1997 году стала первой СРО, признанной на официальном уровне, объединяла брокеров/дилеров. Членами ассоциации могут стать юридические лица, которые ведут профдеятельность на рынке, имеют лицензию. НАУФОР ведет электронную отчетность, может принимать экзамены для выдачи аттестатов квалифицированных специалистов финансового рынка. Цели и задачи объединения – развитие, улучшение системы регулирования, разработка правил и стандартов, контроль.
  • ПАРТАД (Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов, депозитариев).
  • НФА (Национальная фондовая ассоциация) – объединяет обладающие лицензиями компании (дилеры, брокеры, депозитарная деятельности, доверительное управление).
  • НЛУ (Национальная лига управляющих) – 56 организаций-управляющих НПФ и ПИФ.
  • ПУФРУР (Некоммерческое партнерство профессиональных участников фондового рынка Уральского региона) – 19 членов-участников рынка региона.
  • НАПФ (Национальная ассоциация пенсионных фондов) – объединяет 88 организаций.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг могут становиться членами не одного СРО одновременно. Более 30% участников рынка РФ входят в те или иные организации.

Регулирование рынка ценных бумаг наиболее активно осуществляется при условии использования различных систем контроля и надзора, которые реализуются как государством, так и саморегулируемыми организациями.

Похожие статьи:

Саморегулируемые организации на рынке ценных бумаг

Саморегулируемая организация — это добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг в форме некоммерческой организации с целью участия в управлении рынком и эффективного решения назревших проблем.

Чтобы эта организация была создана, необходимо участие не менее 100 субъект профессиональной деятельности определенного вида. Ее деятельность регулируется Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ “О саморегулируемых организациях”.

Саморегулируемая организация — это некоммерческая организация, которая разрабатывает и утверждает стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми ее членами. Членство субъектов этой организации является добровольным, хотя федеральными законами предусмотрены случаи обязательного членства в таких организациях.

Источниками формирования имущества саморегулируемых организаций являются вступительные, членские и целевые взносы, а также добровольные имущественные взносы и пожертвования. Такая организация может организовывать третейские суды для разрешения споров, представлять интересы членов организации при взаимодействии с органами государственной власти, организовывать профессиональное обучение, осуществлять контроль за деятельностью своих членов и проч. Меры по предотвращению или урегулированию возникающих конфликтов интересов устанавливаются уставом некоммерческой организации, стандартами и правилами саморегулируемой организации. Государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Основными функциями созданной саморегулируемой организации являются обеспечение благоприятных условий профессиональной деятельности, защита профессиональных участников и их клиентов, соблюдение профессиональной этики на рынке, разработка правил и стандартов поведения и контроль за их выполнением. Такая организация, зная потребности рынка, занимается также подготовкой кадров для рынка, повышением их квалификации, разрабатывая для этого планы подготовки специалистов и учебные программы.

Работающая саморегулируемая организация строго следит за выполнением разработанных ею правил поведения своих членов на рынке. Все эти правил зрабатываются и согласовываются всеми участниками организации, одобряются ими, и поэтому нарушение этих правил карается строгими и действенными санкциями. В отдельных случаях фирма-нарушитель даже может подвергаться бойкоту, что ведет к ее разорению.

Доходы саморегулируемой организации формируются за счет взносов ее участников и используются исключительно для выполнения уставных задач.

Саморегулируемые организации функционируют на рынках практически всех развитых стран, причем их роль постоянно усиливается. В США они решают такие вопросы организации рынка, как принципы создания и работы фондовых бирж, совершенствуют организационную структуру фондовых рынков, органы их управления. Под их контролем находятся также права учредителей финансовых институтов и их руководителей.

В России такие организации также существуют, и их роль постоянно растет по мере развития рынка ценных бумаг.

Направленность на максимальное саморегулирование рынка является одним из ведущих принципов государственной политики на рынке ценных бумаг, государство будет вмешиваться в рыночные процессы, только когда это абсолютно необходимо, т. е. в критических ситуациях. Всегда эффективность регулирования рынка определялась соотношением качества регулирования и затратами на него. Расширение саморегулирования позволит сократить расходы из государственного бюджета на эти цели и, следовательно, повысить эффективность рынка.

Саморегулируемые организации России вначале занимались только профессиональным образованием, обменивались опытом работы, и их решения носили рекомендательный характер. Когда эти организации получили официальный статус, они стали заниматься защитой своих членов, клиентов и вопросами этики. Постепенно их решения стали обязательными для исполнения, и отказ от исполнения означал исключение из организации. Дальнейшее развитие таких организаций служит одним из условий повышения эффективности работы р а ценных бумаг. Практика показала, что если рынок контролируется только государством, то, как правило, необходимые решения по совершенствованию этого рынка принимаются со значительным опозданием. Члены саморегулируемых организаций видят все рыночные проблемы как бы изнутри и своевременно подают предложения по их решению.

Среди российских саморегулируемых организаций наиболее влиятельными являются НАУФОР и ПАРТАД.

Переход России к рыночной системе и начавшаяся приватизация государственной собственности сопровождались становлением рынка ценных бумаг, но его инфраструктура практически еще не существовала, профессиональных участников тоже не было. Не существовало регистраторов, депозитариев, клиринговых палат и проч. В то же время количество ценных бумаг, выходящих на рынок, постоянно увеличивалось, в то время как их эмитенты принадлежали к различным отраслям и были разбросаны по громадной территории России. Данное обстоятельство не позволяло определять достаточно точно спрос на бумаги, тем более нельзя было определить реальные курсы акций.

В 1994 г. в Москве брокеры объединились в профессиональную ассоциацию ПАУФОР, которая установила правила торговли и стала контролировать их выполнение. Несколько позже такие организации были созданы в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге и в других крупных городах, где работали биржи. Основной целью этих организаций было усиление прозрачности рынка за счет сбора и распространения информации об эмитентах. Связь между участниками торгов обеспечивалась американской системой ПОРТАЛ через специальные каналы СПРИНТ и каналы ИСКРА, выделенные местными телефонными станциями. В дальнейшем это организация была преобразован АУФОР — Национальную ассоциацию участников фон го рынка.

В настоящее время НАУФОР объединяет брокеров, дилеров и управляющие компании, работающие на рынке ценных бумаг. Это крупная организация, имеющая разветвленную сеть региональных филиалов. Данная организация разрабатывает правила и стандарты профессиональной деятельности, осуществляет мониторинг состояния рынка, оказывает помощь вновь организуемым компаниям, следит за этикой поведения на рынке ценных бумаг и представляет интересы профессиональных работников рынка в соответствующих органах государственной власти.

Дальнейшее развитие рынка, переход на торговлю крупными пакетами ценных бумаг потребовали создания депозитариев, клиринговых систем, и возникла необходимость объединения работников этих структур в свою организацию.

Так возникла систем ПАРТАД — Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев.

Ее целью является содействие развитию инфраструктуры рынка ценных бумаг в обрасти регистрационных и депозитарных работ. Данная организация позволила обеспечить ликвидность рынка именных ценных бумаг, особенно бездокументарных, разработать регламентацию прав на ценные бумаги и создать единообразную систему документооборота на рынке в масштабах страны.

Кроме того, на российском рынке действуют Национальная фондовая ассоциация (НФА), Национальная ассоциация участников рынка государственных ценных бумаг России (НАУРаГ) и др. Интересы участников всех саморегулируемых организаций и государства в общем совпадают. Они все заинтересованы в предупреждении и разрешении конфликтов на рынке ценных бумаг, в улучшении управления рисками, в поддержке ликвидности и стабильности рынка и проч. Но, несмотря на это, совпадение не является полным, различие интересов существует, и по значительному кругу вопросов требуется прямое государственное воздействие, а следовательно, и государственное регулирование.

Вопросы для самопроверки

  1. Зачем нужно государственное регулирование рынка ценных бумаг?
  2. Какими методами — экономическими или административными — осуществляется государственное регулирование?
  3. Каковы цели государственного регулирования?
  4. Зачем необходимы саморегулируемые организации?
  5. Нужны ли моральны нормы в регулировании рынка?
  6. Каковы права и функции саморегулируемой организации?
  7. Какие субъекты осуществляют государственное регулирование?
  8. Какие вы знаете методы государственного регулирования?
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...