Ïëàòåæè çà ïîëüçîâàíèå ïðèðîäíûìè ðåñóðñàìè: ñòðóêòóðà è ñîñòîÿíèå ïðàâîâîé áàçû

Налоги и платежи за пользование природными ресурсами. Выплаты за добычу полезных ископаемых. Сбор пользование водными ресурсами

Разновидности платежей за пользование природными ресурсами

На сегодняшний день к категории природных ресурсов относится колоссальный объем многочисленных объектов окружающей среды. Пользование ими на территории того или иного государства, как правило, облагается налоговыми или иного вида выплатами. В частности вопросы налогообложения встают в тот момент, когда пользователь извлекает личную выгоду из такого пользования (см. → кто платит экологический сбор). При этом осуществляемые в пользу государства платежи за подобное пользование идут на следующие цели:

  1. Право на обладание и пользование ресурсами.
  2. Плата за частичное восстановление утраченных ресурсов.
  3. Плата за превышение минимального использования ресурсов (штрафная плата).

Платежи за природные ресурсы подразделяются на федеральные и местные. К федеральным относятся экологический, лесной, водный налоги, а кроме налоги за пользование недрами, выплаты для производства минерально-сырьевой базы и сбор за право пользования ресурсами животного мира. Единственным налогом, который относится к местным, считается земельный: его размер определяется краевым либо районным законодательством.

К сегодняшнему дню в РФ не выработана система, позволяющая провести объективную оценку имеющихся природных ресурсов, а экономические методы, разработанные для подсчета платежей за природопользование, не стимулируют деятельности по сохранению и воспроизводству природных запасов страны. Бюджет, в котором налоги и сборы отражают исключительно используемые природные ресурсы, таким образом, постепенно обедняется.

2002 – 2010 . ( 2002 .)

.

1.
1 770 000 1 090 000 680 000
2. 36 400 13 224 23 176
3. 44 788 18 441 26 347
4. 100 000 100 000
5.

96 494 18 334 78 160
2 047 682 1 239 999 807 683

3 .

, , , . .

, , , , , , , , , .

, , , , , .

, 15.08.1996 N 115- ” “. , , 07.05.2002 N 51- ” ” “. 1050000 ” ” 10 (. . 2). , , .

2

Похожие вопросы

Плата за пользование отдельными природными ресурсами регулируется…

Федеральным законом  «Об особо охраняемых природных территориях»

Федеральным законом  «Об охране окружающей среды»

Федеральным законом  «Об охране атмосферного воздуха»

Налоговым кодексом РФ и соответствующими природоресурсными законами

Плата за пользование отдельными природными ресурсами регулируется…

Федеральным законом  «Об охране атмосферного воздуха»

Федеральным законом  «Об особо охраняемых природных территориях»

Федеральным законом  «Об охране окружающей среды»

Налоговым кодексом РФ и соответствующими природоресурсными законами

Плата за пользование отдельными природными ресурсами регулируется…

Федеральным законом  «Об охране атмосферного воздуха»

Федеральным законом  «Об охране окружающей среды»

Федеральным законом  «Об особо охраняемых природных территориях»

Налоговым кодексом РФ и соответствующими природоресурсными законами

Плата за пользование отдельными природными ресурсами регулируется…

Федеральным Законом  «Об охране окружающей среды»,

Федеральным Законом  «Об охране атмосферного воздуха»,

Федеральным Законом  «Об особо охраняемых природных территориях».

Налоговым кодексом РФ и соответствующими природоресурсными законами

Затраты на охрану окружающей среды

Затраты на охрану окружающей среды в Российской Федерации по направлениям расходов (в фактически действовавших ценах), млн руб.

Направления расходов 2005 г. 2010 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. Индексы физического объема затрат*
2014 г. в % к 2013 г. 2015 г. в % к 2014 г. 2016 г. в % к 2015 г. 2017 г. в % к 2016 г.
Объем затрат на охрану окружающей среды 233,9 372,4 582,1 590,9 657,0 105,8 92,8 92,8 102,7
в т.ч. по направлениям природоохранной деятельности:
охрана атмосферного воздуха и предотвращение изменений климата 53,8 80,1 102,8 102,3 122,5 114,3 80,7 91,9 114,7
сбор и очистка сточных вод 105,4 169,2 234,1 235,6 238,5 103,4 90,9 92,9 97,2
обращение с отходами 22,7 41,5 68,5 66,7 79,5 111,7 97,6 90,1 114,7
защита и реабилитация земель, поверхностных и подземных вод 13,4 17,2 38,0 44,5 33,6 102,5 91,3 108,1 72,1
сохранение биоразнообразия и охрана природных территорий 12,5 23,0 44,6 35,9 42,5 105,9 115,5 76,4 115,6
прочие 26,1 41,5 94,2 105,9 140,5 99,1 101,9 97,2 104,5
Объем затрат на охрану окружающей среды в % к ВВП 1,1 0,8 0,7 0,7 0,7

Примечание: * В сопоставимых ценах. В 2014 г. – без учета данных по Республике Крым и г. Севастополь.

Источник: данные Росстата.

Динамика основных видов затрат на охрану окружающей среды в Российской Федерации (в фактически действовавших ценах)

Источник: данные Росстата.

Инвестиции в основной капитал на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в Российской Федерации

Направления инвестиций 2005 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
Миллионов рублей ( в фактически действовавших ценах)
Инвестиции в основной капитал – всего 58738 89094 95662 116543 123807 158636 151788 139677 152996
в том числе на: охрану и рациональное использование водных ресурсов 26143 46025 46610 52420 59505 76315 78962 67469 65863
охрану атмосферного воздуха 19839 26127 27882 34626 41196 55587 40120 40340 59827
охрану и рациональное использование земель 9206 9340 13785 19888 13802 14540 15703 12228 10174
из них на рекультивацию нарушенных земель 2041 2782 2412 4248 3685 4238 5671 3865 3876
охрану окружающей среды от загрязнения отходами производства и потребления 2988 6276 4505 7442 7485 7684 12732 8423 10942
на другие мероприятия 562 1326 2880 2167 1819 4510 4271 11217 6190
В % к предыдущему году (в сопоставимых ценах)
Инвестиции в основной капитал – всего 124,8 100,7 98,7 114,1 100,7 122,4 86,0 86,6 105,6
из них: на охрану и рациональное использование водных ресурсов 145,2 108,7 93,1 105,3 107,6 122,5 93,0 80,4 94,1
на охрану атмосферного воздуха 111,8 104,1 98,1 116,3 112,8 128,9 64,9 94,6 143,0
на охрану и рациональное использование земель 144,7 78,3 135,7 135,1 65,8 100,6 97,1 73,3 80,2
из них на рекультивацию нарушенных земель 143,0 105,4 79,7 164,9 82,2 109,9 120,3 64,1 96,7
охрану окружающей среды от загрязнения отходами производства и потребления 72,9 82,0 66,0 154,7 95,3 98,1 149,0 62,2 125,3
на другие мероприятия 65,4 93,3 199,8 70,4 79,6 236,8 85,2 247,0 53,2
Справочно. Динамика физических объемов инвестиций в основной капитал в экономику страны в целом, в % к предыдущему году 110,2 106,3 110,8 106,8 100,8 98,5 89,9 99,8 104,4

2017 г. охарактеризовался ростом рассматриваемых капиталовложений: их общий объем составил 153,0 млрд руб., что на 9,5% больше, чем в 2016 г. при сопоставлении величин в текущих ценах соответствующих лет. Увеличение физического объема данных показателей в сопоставимых ценах было на уровне 5-6%. Из 153,0 млрд руб. природоохранных капиталовложений в 2017 г. 60,5 млрд руб. были израсходованы на новое строительство; остальные средства были направлены на реконструкцию, техническое перевооружение, модернизацию соответствующих объектов и др.

Основные инвесторы и источники финансирования в природоохранные и природосберегающие инвестиционные мероприятия

Источник: данные Росстата.

Законодательная база

Регуляцией платежей за использование природных ресурсов занимается Налоговый кодекс, а также ряд нормативных и законодательных актов РФ. Обратимся к следующей таблице, чтобы подробно рассмотреть наиболее важные нюансы, регулируемые тем или иным документом:

Документ Важные детали содержания, описание документации
Налоговый кодекс В налоговом кодексе предложено не только трактование всех необходимых понятий (налогоплательщик, налог, система платежей и т.д.), то также более конкретная информация. Кодекс содержит необходимые данные об отдельных видах налога (лесной, водный и т.п.), информацию о регуляторах налога, классификацию платежей и иные углубленные данные, с которыми необходимо ознакомиться для грамотного осуществления необходимых платежей.
Специализированные документы Существует ряд специализированных документов, регулирующих отдельные выплаты за тот или иной природный ресурс. Среди них отмечают:
  • лесной кодекс;
  • водный кодекс;
  • земельный кодекс.
Федеральные законы Известно множество особых Федеральных законов, направленных на регуляцию и контроль за описанными выплатами, а также в качестве дополнения к Налоговому кодексу. Особняком среди них стоят ФЗ “О плате за землю”, “О животном мире”, “О плате за пользование водными объектами”.

Информация в некоторых документах может перекликаться, поэтому в целях экономии времени достаточно ознакомиться только с актуальными на сегодняшний день данными, представленными в Налоговом кодексе и ФЗ.

Система правовых форм платы за природопользование

На сегодня система правовых форм по реализации платы состоит из:

  • налоговых сборов;
  • оплаты за пользование природными ресурсами.

К налоговым платежам причисляются:

  • формы платежей федерального значения – налоговые платежи за добычу различных полезных ископаемых, водопользование, использование мира животного и биологических водных ресурсов;
  • местные налоги. Например, земельный налог.

Подробно объекты налогообложения определяются в гл. 25.1 «О пользовании животным миром и водными биологическими ресурсами», гл.25.2 «О водном налоге», гл.26 «О налоге на добычу полезных ископаемых», гл.31 «О земельном налоге» Налогового кодекса РФ. Оплата за распоряжение природными ресурсами предполагает платежи за аренду природных объектов и за разовое использование. Граждане обладают правом на бесплатное и свободное пребывание на определенных природных объектах. Законом дозволено осуществление заготовки питательных природных ресурсов. Исключение представляют древесные лесные ресурсы. Принцип платности природопользования таков, что любое коммерческое пользование ресурсами природы подлежит оплате.

Выплаты за пользование лесными ресурсами

Лесные ресурсы называют одними из наиболее важных, в законодательстве им уделяется особое место. Сборы за пользование лесными ресурсами взимаются со всех пользователей, исключая арендаторов. При этом в качестве лесных ресурсов выступает древесина, живица, лесные материалы и растения, использование леса для нужды охотничьего хозяйства, использование леса для развлекательных/ спортивных целей. Выплаты за использование любых лесных ресурсов называются податями и могут осуществляться как в денежном эквиваленте, так и в любом ином (часть добытого лесного ресурса, иная продукция). Отдельным видом выплат является арендная плата.

Наиболее часто используемым ресурсом в данном случае является древесина. Плата за её использование осуществляется единоразово, если общий объем добытой древесины не превышает 500 куб. м. Если объем больше – то сумма делится на весь год, согласно платы по лесорубочному билету. Всего осуществляется 8 платежей: 10% от лесорубочного билета в периоды с февраля до июля и по 15% в период до февраля, а также с июля по декабрь. За расчетной число признано 15 дата каждого месяца. Так, например, если по лесорубочному билету нужно выплатить 100 000 рублей, то на протяжении года будет осуществлено 4 платежа по 10 000 рублей и 4 платежа по 15 000 рублей.

Выплаты за добычу полезных ископаемых

Налог на добычу полезных ископаемых создан позднее всех остальных – в 2002 году. Его плательщиками признают юридических и физических лиц, которые являются пользователями недр. Более подробно с особенностями данного налога познакомимся при помощи следующей таблицы:

Общая информация Пояснение
Недры могут предоставляться пользователю только для ограниченного списка нужд (закон “О недрах”). Цели, в которых предоставляются недра:
  1. Геологическое изучение регионального масштаба.
  2. Работы, не причиняющие существенного вреда целостности недр.
  3. Строительство и использование различных подземных построек, не связанных с дальнейшей добычей ископаемых.
  4. Разведки с целью дальнейшей добычи полезных ископаемых.
  5. Создание особого рода объектов, выполняющих научное, культурное, оздоровительное либо эстетическое назначение.
  6. Сбор разного рода коллекционных материалов.
В качестве объекта налогообложения могут выступать разные виды полезных ископаемых (НК, ст. 336). Объектами налогообложения являются:
  1. Полезные ископаемые, извлеченные из недр, предоставленных в законное пользование.
  2. Полезные ископаемые, добытые на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ либо арендуемых РФ у других государств.
  3. Извлечение полезных ископаемых из отходов добывающего производства, в случае, когда извлечение подлежит дополнительному лицензированию.

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Срочный вопрос

Выплаты за использование объектов животного мира

Плательщиками данного вида сбора автоматически становятся те граждане, которые получили разрешение либо лицензию на использование объектов животного мира. Как правило, это подразумевает охотничью деятельность. Разрешение имеют право получить только те лица, у которых возникает право на пользование данным видом ресурсов. Основаниями для разрешения является охота на закрепленном охотничьем угодье, на специально охраняемой природной территории либо в общедоступном охотничьем угодье.

Формула для исчисления сбора за использование объектов животного мира выглядит следующим образом:

Размер сбора = Ставка * Количество

При этом ставка устанавливается НК РФ. Для точного подсчета необходимо использовать актуальную на текущий момент ставку. Обратимся к следующему расчету.

  1. Ставка за 1 особь лося составляет 1500 рублей.
  2. Предполагаемое количество особей – 5 шт.
  3. Подставляем данные в формулу: РС = 1500 * 5.
  4. РС = 7500 рублей.

Обратите внимание, что заниматься охотой допускается лишь после того, как государство выдаст лицензию на такую деятельность. В противном случае действия могут счесть противозаконными, последствиями чего станут судебные разбирательства.

Негативное воздействие на окружающую среду

Экологические платежи либо платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу производятся в соответствии с количеством выбросов согласно указываемому государством коэффициенту (допустимым нормативам). Для рассмотрения вопроса более подробно обратимся к следующей таблице:

Виды негативного воздействия, за которые взимают плату
  • выбросы загрязняющих веществ стационарными объектами;
  • вредные сбросы в подземные и поверхностные воды;
  • выбросы загрязняющих веществ передвижными объектами;
  • размещение вредных отходов производства.
Плательщики налога Юридические или физические лица, иностранные либо российские граждане, обладающие источниками вредного воздействия на окружающую среду.
Получатель сбора Согласно современной законодательной базе единственным получателем сбора является районный (местный) орган Росприроднадзора.
Ответственность за неуплату В случае неуплаты штрафов не взимается, но подобные действия могут расцениваться как сокрытие экологически важной информации. Последствиями этого могут стать судебные разбирательства и иные проблемы с законом.

Случай неуплаты экологического платежа может быть зафиксирован в случае просрочки. Крайним сроком выплат является 20 число следующего за отчетным периодом месяца.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Вопрос №1. На какие нужды расходуются платежи, сборы и налоги за пользование природными ресурсами?

В большинстве случаев сборы представляют собой арендную плату (ренту). Также собранные средства расходуются на восстановление израсходованных ресурсов, реализацию охранной функции, обеспечение безопасности ресурса.

Вопрос №2. Каковы самые большие и самые малые платежи?

По праву самым значительным платежом за пользование является платеж за нефтяные ресурсы или природный газ (до 16% от добытого сырья). Самым малый платеж взимается за черный металл (от 1%).

Вопрос №3. В какие органы перечисляется сумма земельного налога?

Земельный налог считается местным, поэтому его перечисляют в местные органы. Например, если земля находится в пределах сельской местности, платеж поступает в пользу сельских органов самоуправления.

Вопрос №4. Кто устанавливает льготы на платежи за пользование природными ресурсами?

Основным органом, устанавливающим льготы на данные платежи, является законодательная власть РФ. В отдельных случаях такие льготы назначаются в индивидуальном порядке субъектами РФ в пределах их полномочий.

Вопрос №5. В случае, если экологический платеж был просрочен, но плательщик выплатил необходимый налог, освобождается ли он от уплаты просроченного платежа?

Нет, вместе со штрафом потребуется заплатить и необходимую сумму налога.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...