Исключительная экономическая зона

Федеральный закон РФ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» от 17.12.1998 N 191-ФЗ

ОБ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят Государственной Думой18 ноября 1998 года
Одобрен Советом Федерации2 декабря 1998 года

Настоящий Федеральный закон определяет статус исключительной экономической зоны Российской Федерации, суверенные права и юрисдикцию Российской Федерации в ее исключительной экономической зоне и их осуществление в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Вопросы, относящиеся к исключительной экономической зоне Российской Федерации и деятельности в ней, не предусмотренные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами, применимыми к исключительной экономической зоне Российской Федерации и деятельности в ней.

Формирование и развитие концепции исключительной экономической зоны.

Первые упоминания о концепции исключительной экономической зоны можно встретить в претензиях на осуществление национальной юрисдикции и контроле над природными ресурсами в морских районах за пределами территориального моря, которые были представлены некоторыми прибрежными государствами, участвующими в Гаагской конференции по кодификации международного права 1930 года.

В 1945 году президент США Г. Трумэн издал прокламацию № 2667, в которой заявлялось, что природные ресурсы недр и морского дна континентального шельфа открытого моря, примыкающего к побережью США, правительство США считает подпадающими под их юрисдикцию и контроль. В прокламации подчеркивалось, что «характер вод над континентальным шельфом как открытого моря и право на свободное и беспрепятственное судоходство никоим образом не затрагиваются».

В 1952 году на первой конференции по эксплуатации и сохранению морских богатств Южной части Тихого океана Чили, Эквадор и Перу подписали Декларацию о морской зоне. В Декларации, в частности, провозглашалось, что каждая из республик рассматривает в качестве нормы международной морской политики право обладания исключительным суверенитетом и юрисдикцией над районом моря, прилегающим к побережью их страны, и шириной не менее 200 морских миль от побережья.

В ходе дискуссий в рамках первой Конференции ООН по морскому праву, был признан «особый интерес» прибрежных государств в поддержании производительности живых ресурсов в любом районе открытого моря, примыкающим к их территориальному морю. Впоследствии новая морская зона за пределами территориального моря, соответствующая исключительной рыболовной зоне (ИРЗ), постепенно утверждалась на основе национальной и международной практики на протяжении 1960-х и 1970-х годов, став предметом широкого обсуждения на третьей Конференции ООН по морскому праву.

Режим исключительной экономической зоны, кодифицированный в Конвенции 1982 г., стал результатом обобщения концепции ИРЗ и концепции «патримониального моря», продвигаемой в 1970-х годах новыми независимыми и развивающимися государствами.

Введенный в международное морское право режим ИЭЗ, интегрировавший в единой многофункциональной зоне режимы вод, покрывающих морское дно, морского дна и его недр, обеспечивал эффективный компромисс между запросами прибрежных государств и интересами международного судоходства.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Определение и границы исключительной экономической зоны Российской Федерации

Статья 2. Делимитация исключительной экономической зоны

Статья 3. Карты и перечни географических координат

Статья 4. Основные понятия

Статья 5. Права Российской Федерации в исключительной экономической зоне

Статья 6. Права и обязанности других государств в исключительной экономической зоне

Статья 7. Компетенция федеральных органов государственной власти в исключительной экономической зоне

Глава III. Разведка и разработка неживых ресурсов, морские ресурсные исследования неживых ресурсов

Статья 16. Особенности разведки и разработки неживых ресурсов, морских ресурсных исследований неживых ресурсов

Статья 17. Производство энергии путем использования приливов, течений и ветра

Юридические действия в данной зоне

Для защиты своих прав прибрежная страна может осуществлять некоторые юридические действия в исключительной экономической зоне. Это предусматривает осуществление таких мер, как досмотр, осуществление инспекций, проведение ареста, осуществление судебных разбирательств.

Помимо этого данное государство может осуществлять преследование судна, не принадлежащего его флагу, в открытом море вне границы исключительной экономической зоны.

В случае предоставления обеспечения арестованный экипаж и судно освобождаются. Личное наказание или тюремное заключение при отсутствии договоренностей между сторонами исключены. Если осуществляется задержка иностранного судна, то государство, которому оно принадлежит, должно быть незамедлительно проинформировано об этом.

правовой режим исключительной экономической зоны

Ширина исключительной экономической зоны

составляет не более 200 (двухсот) морских миль. Отсчитывается ширина исключительной экономической зоны от тех линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, то есть, от его исходных линий.

Глава VII. Обеспечение выполнения положений настоящего Федерального закона

Статья 35. Органы охраны

Статья 36. Права должностных лиц органов охраны

Статья 37. Содействие органам охраны

Статья 38. Экономическое стимулирование работников органов охраны

Статья 39. Особенности ответственности за нарушения настоящего Федерального закона

Статья 40. Ответственность за нарушения настоящего Федерального закона

Статья 41. Разрешение споров

Статья 42. Государственный контроль (надзор) за исполнением настоящего Федерального закона

Статья 43. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Статья 44. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Топ-10 стран с наибольшей площадью исключительной экономической зоны с территориальным морем

На первом месте находятся США, у которых суммарная площадь этих двух зон составляет более 11300 тыс. км2. С небольшим отрывом от них (11035 тыс.) второе место занимает Франция. Далее расположились Австралия (около 8150 тыс.), Россия (около 7500 тыс.), Канада (около 5600 тыс., причем в данной стране почти половина площади приходится на территориальное море), Япония (около 4500 тыс.), Новая Зеландия (около 4100 тыс.), Великобритания (около 4000 тыс.), Бразилия (около 3650 тыс.) и Чили (около 2000 тыс.).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...