Йорк-Антверпенские правила — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Авария (значения). Общая авария (англ. general average)  в морском праве ситуация, потребовавшая пожертвования частью груза или оборудования в целях спасания судна, груза и фрахта; также

История Йорк-Антверпенских правил[править | править код]

Первая попытка международной унификации правил об общей аварии была предпринята в XIX веке, когда в Гааге в 1860 году состоялась соответствующая конференция, а в 1864 году в Йорке были приняты Йоркские правила общей аварии. В 1877 году они были пересмотрены в Антверпене, уточнены в Йорке в 1890 году и с тех пор носят название Йорк-Антверпенских правил. В XX веке Йорк-Антверпенские правила пересматривались неоднократно — в 1924, 1950, 1974 и 1994 гг. В 2004 году на Конференции Международного морского комитета в Ванкувере в Йорк-Антверпенские правила были внесены новые изменения.

Правовой статус Правил

Не имеют силы закона и носят добровольный характер.Тем не менее, они включаются в большинство договоров морской перевозки с целью урегулирования возможных противоречий между юридическими нормами различных государств. Они связывают обязательствами грузоотправителя и судовладельца, но не влияют на морское страхование, если это специально не согласовано. Поэтому их применение должно быть в каждом отдельном случае обусловлено условиями договора страхования.
Кроме того, эти правила положены в основу главы об общей аварии КТМ (Кодекс Торгового мореплавания) СССР и РФ.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ «Йоркских антверпенских правил»

Набор морских правил, в которых указаны права и обязанности судовладельцев и грузовладельцев, когда груз должен быть сброшен, чтобы спасти судно. Правила Йорк-Антверпена – это кодификация закона общей средней величины, морского принципа, в котором указывается, что все стороны, участвующие в морском предприятии, должны пропорционально распределять любые потери, связанные с жертвами, нанесенными на груз, для сохранения остатка.

Признаки общей аварии

Для отнесения убытков к общей аварии необходимо, чтобы расходы и убытки были:

  • намеренными;
  • разумными;
  • чрезвычайными;
  • понесёнными в целях спасения судна, груза и фрахта от общей для них опасности.[2]

Структура Йорк-Антверпенских правил[править | править код]

По структуре Йорк-Антверпенские правила подразделяются на литерные (от «А» до «G») и цифровые (I—XXIII). В литерных правилах содержится определение общей аварии (правило «А») и другие положения общего характера. Цифровые правила содержат положения, относящиеся к отдельным случаям общей аварии (распределение убытков от выбрасывания за борт части груза в целях спасения судна и остального груза, от тушения пожара на судне и т. п.).

Виды общей аварии

Различают следующие виды общей аварии:

  • Выбрасывание груза за борт
  • Тушение пожара
  • Намеренная посадка судна на мель
  • Снятие судна с мели
  • Заход судна в место убежища
  • Перемещение на борту судна, выгрузка либо обратная погрузка груза, топлива или предметов снабжения
  • Временный ремонт судна
  • Постоянный ремонт судна
  • Задержка судна ради общей безопасности
  • Признание судна непригодным к плаванию
  • Спасание судна с грузом
  • Меры по предотвращению или уменьшению ущерба окружающей среде
  • Повреждение или гибель груза, топлива либо предметов снабжения
  • Потеря фрахта
  • Заменяющие расходы
  • Гибель судна

В современных условиях судоходства считавшиеся когда-то классическими примерами общей аварии случаи пожертвования частью судового имущества или груза (выбрасывание груза за борт, сжигание судового оборудования вместо топлива, затопление горящего судна и т. п.) встречаются сравнительно редко. Вследствие увеличения размеров судов, расширения сети портов, создания во многих странах специализированных спасательных служб и организаций, улучшения средств связи судовладельцы гораздо чаще прибегают к другим способам спасения судна и груза от общей опасности — к использованию услуг спасателей, заход в порт-убежище, и др.

См.также[править | править код]

Общая авария

РАЗРЕШЕНИЕ «Правила Йорк Антверпена»

Правила Йорк Антверпена были установлены в 1890 году и были изменены несколько раз. Эти правила, как правило, включаются в коносаменты, контракты на фрахтование и морские страховые полисы. Согласно правилам, опасность должна быть неизбежной, должен быть добровольный выброс части груза судна, чтобы спасти целое, и попытка избежать опасности должна быть успешной. Если это так, то все стороны, участвующие в морском приключении, должны пропорционально распределять финансовое бремя убытков, понесенных владельцем (владельцами) любого груза, который был выброшен, чтобы спасти судно.

Общая и частная аварии

Убытки, происходящие по тем или иным причинам во время морской перевозки, морское право подразделяет на два вида: общую аварию и частную аварию. Под частной аварией понимают ненамеренный ущерб, причинённый судну или грузу. Правовые последствия общей и частной аварий различны. Убытки, составляющие частную аварию, относятся на счет того, кто их понес (судовладелец, перевозчик или грузовладелец), или на того, кто отвечает за их причинение. Расходы или пожертвования, отнесенные к общей аварии, распределяются между всеми участниками перевозки пропорционально стоимости судна, груза или фрахта. Убытки по общей аварии распределяются между всеми участниками перевозки и в том случае, когда опасность, вызвавшая чрезвычайные расходы или пожертвования, возникла по вине третьего лица или одного из участников договора морской перевозки – п.3.ст.285 ГК РФ.

Ссылки

1. Краткая характеристика Правил

2. Краткая характеристика правил, второй вариант

3. Правила в словаре морских терминов

Литература

  • Александрова К. И. Общая авария и порядок её оформления — М.: Транспорт, 1967
  • Гуцуляк В. Н. Международное морское право (публичное и частное) / Учебное пособие. — М.: Центр морского права, 2003
  • Жилин И. С. Общая авария и вопросы морского права. М.: «Морской транспорт», 1958
  • Иванов Г. Г. Общая авария (к изменению некоторых подходов) //Морские вести России N 019—020 от 25.10.2004

См. также

1. Правила в последней редакции на английском языке

2. Редакция Правил 1994 г. на русском языке

3. Кодекс торгового мореплавания РФ, глава об общей аварии

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...