Как проходит диверсификация ОПК в России – Экономика и бизнес – ТАСС

Закон РФ от 20.03.92 N 2551-I о конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации — Редакция от 24.12.1993 — с последними изменениями скачать на сайте Контур.Норматив

Содержание

Советская конверсия

На самом деле конверсия в оборонном комплексе СССР имела давнюю историю. В те времена существовали два правительства: правительство Алексея Косыгина, куда входило большинство министров экономического бока, и «правительство» Дмитрия Устинова, куратора ВПК, куда входили девять министров оборонных отраслей промышленности, знаменитая «девятка».

Заводы всех министерств «девятки» должны были в обязательном порядке выпускать гражданскую продукцию, процент которой составлял 45% от военного назначения. Поскольку технологическая дисциплина на предприятиях ВПК была выше, именно им поручали осваивать наиболее сложные с технической точки зрения товары широкого потребления. По некоторым данным, до 90% телевизоров и радиоприемников, например, выпускали именно такие заводы.

Например, Министерство оборонной промышленности на Кировском заводе в Ленинграде делало тракторы, в Ижевске — автомобили и мотоциклы, в Нижнем Тагиле — вагоны. Оно же выпускало практически все фотоаппараты страны на заводе ЛОМО в Ленинграде и в Красногорске. ЭВМ изначально создавались и производились в институтах и заводах Минрадиопрома, одного из самых закрытых ведомств страны, производителя систем ПВО и радаров. Даже атомный Минсредмаш выпускал и минеральные удобрения в Кирово-Чепецке, и добывал золото в Узбекистане. Я сам шестнадцатилетним пареньком во время обязательной летней практики на «закрытом» оборонном заводе в своем родном городе, делавшем платы для микросхем, изготовлял подставки под посуду — по сто пятьдесят штук за смену.

Более или менее, но предприятия ВПК закрывали наиболее неотложные потребности населения в качественных товарах. Конечно, с точки зрения устройства нормальной экономики это было неправильно, но никто и не утверждает, что народное хозяйство СССР строилось на здоровых основаниях. Страна развивалась так, как могла.

Но наступила перестройка, а за ней — «радикальные рыночные реформы». Претензии советских директоров сводились к тому, что партийные бюрократы и министерские чиновники душат их инициативу, а когда им предоставят полную свободу — они заживут, и заполнят прилавки страны товарами, не забывая производить и оружие.

Первые несколько лет у директоров ВПК было золотое время. Выскочив из-под контроля партии и министерств, они зажили в свое удовольствие, но очень быстро оказалось, что экономическая свобода имеет свою обратную сторону. Государство более их продукцию не покупало, либо покупало в существенно меньших размерах, да и деньги за нее поступали с опозданием. За четыре года производство на заводах ВПК упало почти в пять раз, причем гражданское производство на них сократилось в той же пропорции, что и военное.

О КОНВЕРСИИ ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Указа Президента РФ от 24.12.93 N 2288)

Настоящий Закон определяет правовые основы деятельности оборонных и сопряженных с ними предприятий, объединений и организаций в условиях снижения или прекращения оборонных заказов и связанной с этим конверсией их производственных мощностей, научно-технического потенциала и трудовых ресурсов.

Закон регулирует взаимоотношения органов государственного управления Российской Федерации и органов государственного управления национально-государственных и административно – территориальных образований с предприятиями, объединениями и организациями в процессе конверсии и гарантирует защиту интересов всех его участников в условиях рыночных отношений, использования экономических методов управления.

Закон предусматривает порядок разрешения правовых, экономических и социальных вопросов, возникающих в процессе конверсии, и направлен на наиболее эффективное использование в гражданских целях производственных мощностей, научно-технического потенциала и трудовых ресурсов конверсируемых предприятий.

РАЗДЕЛ I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия и определения

1. Под конверсией оборонной промышленности (далее – конверсия) в настоящем Законе понимается частичная или полная переориентация в установленном этим Законом порядке высвобождаемых производственных мощностей, научно-технического потенциала и трудовых ресурсов оборонных и сопряженных с ними предприятий, объединений и организаций с военных на гражданские нужды.

2. Конверсируемое предприятие – производственное, научно-производственное объединение, завод, конструкторская или научно-исследовательская организация, а также любое другое предприятие независимо от формы собственности, занятые научной и (или) производственной деятельностью для военных нужд (то есть производством, разработкой, исследованием, испытанием, ремонтом и обслуживанием вооружения и военной техники, комплектующих изделий, материалов и специального технологического оборудования для них, а также добычей, переработкой, утилизацией, хранением специальных видов сырья и материалов для производства вооружения и военной техники, используемых в Вооруженных Силах, органах обеспечения безопасности и правоохранительных органах Российской Федерации), на которых указанная деятельность сокращается или прекращается и в связи с этим осуществляются мероприятия по выпуску гражданской продукции и утилизации военно-технических средств.

Конверсируемыми в соответствии с настоящим Законом являются также оборонные предприятия, в отношении которых принято решение о прекращении их деятельности или ликвидации из-за технико-экономической нецелесообразности их перепрофилирования.

Статья 2. Принципы конверсии

1. Основанием для сокращения или прекращения на оборонном предприятии производственной деятельности для военных нужд являются решения органов государственной власти Российской Федерации, а также фактическое сокращение бюджетных расходов на эти цели.

2. Главным принципом работы конверсируемых предприятий является использование высоких технологий оборонного комплекса для производства продукции, способной конкурировать на внешнем рынке.

3. Высвобождающиеся в процессе конверсии производственные мощности, научно-технический потенциал и трудовые ресурсы оборонных отраслей промышленности привлекаются к реализации приоритетных государственных целевых программ социально-экономического развития Российской Федерации. При этом учитываются потребности народного хозяйства, предложения конверсируемых предприятий, научно-технический и производственный заделы, накопленные на конверсируемых предприятиях, профессиональные навыки работников, специализация предприятий и их техническое оснащение.

4. Конверсируемые предприятия обеспечивают на договорной основе за счет средств, выделяемых для нужд обороны, создание, сохранение и развитие мобилизационных мощностей в соответствии с заданиями, утвержденными Правительством Российской Федерации, а также сохранение необходимого обслуживающего персонала.

5. Конверсия проводится при полном соблюдении всех норм социальной защиты работников конверсируемых предприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

РАЗДЕЛ II
ОРГАНИЗАЦИЯ, ПЛАНИРОВАНИЕ И ФИНАНСИРОВАНИЕ КОНВЕРСИИ ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Статья 3. Планирование оборонного заказа и конверсии

1. Утратил силу. – Указ Президента РФ от 24.12.93 N 2288

2. На основании республиканского бюджета Российской Федерации проводятся уточнение соответствующих долгосрочных программ, продление действующих договоров и конкурсы на выполнение новых заказов.

3. Уточненные планы по оборонному заказу доводятся до каждого конверсируемого предприятия не позднее чем за два года до начала конверсии.

Началом конверсии считается год, с которого на предприятии фактически сокращается или прекращается производство, разработка вооружения и военной техники либо начинается перепрофилирование не введенных в строй мощностей.

Статья 4. Программы конверсии

1. Главная роль в организации перехода с военного на гражданское производство и разработки программ конверсии принадлежит оборонному предприятию.

Основой для разработки программы конверсии на предприятии являются:

программы разработки и производства вооружения и военной техники, программы обеспечения деятельности органов обеспечения безопасности и правоохранительных органов Российской Федерации;

программы создания, сохранения и развития мобилизационных мощностей;

заказ на разработку, производство и поставку продукции и товаров для важнейших государственных нужд (в том числе для нужд обороны).

2. Разработка и организация исполнения государственных программ конверсии осуществляются Министерством промышленности Российской Федерации.

3. Региональные программы конверсии разрабатываются органами исполнительной власти национально-государственных и административно-территориальных образований, а также координационными советами по конверсии или другими органами, содействующими процессам реализации конверсии в регионе.

4. Участие конверсируемых предприятий в государственных и региональных программах строго добровольное, основанное на принципах экономической заинтересованности и конкурентности.

Статья 5. Финансирование и материально-техническое обеспечение процесса конверсии

1. Порядок финансирования и материально-технического обеспечения оборонного заказа определяется контрактом исполнителя заказа с заказчиком, заключенным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Порядок финансирования и материально-технического обеспечения работ по государственным программам конверсии устанавливается этими программами.

3. Материальная заинтересованность руководителя государственного конверсируемого предприятия в улучшении экономических показателей (в том числе в сохранении занятости работников) обеспечивается условиями контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. В целях обеспечения кредитования и реализации государственных программ конверсии создается государственный фонд конверсии. Источники и порядок финансирования указанного фонда определяет Верховный Совет Российской Федерации при утверждении республиканского бюджета Российской Федерации.

5. Конверсируемым предприятиям предоставляется право создавать специальные централизованные фонды для финансирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ, а также для освоения новых видов продукции. Указанные фонды формируются за счет отчислений от прибыли в размере до 1.5 процента себестоимости товарной продукции (работ, услуг) предприятий с исключением этих платежей из налогооблагаемой базы подоходного налога (налога на прибыль).

Статья 6. Особенности реорганизации и приватизации конверсируемых предприятий

1. При полной конверсии предприятий, входящих в объединение и не являющихся юридическими лицами, а также цехов, отделов и других структурных подразделений предприятий, они могут быть выделены в самостоятельные государственные предприятия с правами юридического лица. Решение о выделении в самостоятельное государственное предприятие принимается на общем собрании трудового коллектива подразделения большинством голосов от общего числа его членов. Выделение в самостоятельное государственное предприятие осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Трудовой коллектив полностью конверсируемого государственного предприятия может подать заявку на приватизацию своего предприятия, участвовать через своих представителей в разработке плана приватизации, пользоваться при приватизации льготами, предоставленными законодательством Российской Федерации для членов трудовых коллективов предприятия.

3. Предприятие или его структурное подразделение при частичной конверсии приватизируется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Государственной программой приватизации.

4. Участие иностранных инвесторов в приватизации конверсируемых предприятий осуществляется в соответствии с Государственной программой приватизации, Законом РСФСР “Об иностранных инвестициях в РСФСР” и законодательством Российской Федерации о приватизации.

5. Предприятия или структурные подразделения предприятий, имеющие мобилизационное назначение и не используемые в текущем производстве, приватизации не подлежат.

РАЗДЕЛ III
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА. КОМПЕНСАЦИИ И ЛЬГОТЫ КОНВЕРСИРУЕМЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ

Статья 7. Социальная защита работников конверсируемых предприятий

1. Граждане Российской Федерации, работающие на конверсируемом предприятии, а также высвобожденные в связи с конверсией, пользуются правом на социальную защиту в соответствии с настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации.

2. Работникам горных, металлургических, радиохимических и специальных сборочных производств урановой промышленности, высвобожденным в результате конверсии, период получения пособия по безработице по решению местных Советов народных депутатов может продлеваться на срок двух лет.

3. Работникам, высвобождаемым в связи с конверсией и проработавшим в оборонных отраслях промышленности не менее 15 лет, предоставляется право на пользование ведомственными объектами социальной сферы, на ведомственное медицинское обслуживание, сохранение очереди на получение жилья, а также предоставляется преимущественное право на индивидуальное жилищное строительство или вступление в жилищно-строительные кооперативы в любых регионах Российской Федерации.

4. Городам и поселкам, более 20 процентов занятого населения которых подпадает под увольнение в результате конверсии, может присваиваться статус территории приоритетного развития в соответствии со статьей 17 Закона РСФСР “О занятости населения в РСФСР”.

5. Увольнение работников с конверсируемого предприятия в связи с конверсией является дополнительным условием увольнения, которое обязательно фиксируется в трудовой книжке при оформлении записей причин увольнения.

6. Требования, изложенные в пункте 5 настоящей статьи, распространяются на работников, уволенных в соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 29 и пунктом 1 статьи 33 КЗоТ РСФСР.

7. На нетрудоустроенных работников, уволенных с конверсируемого предприятия в соответствии с пунктами 5 и 6 настоящей статьи при проведении приватизации государственных предприятий, распространяются все льготы, предусмотренные для членов трудового коллектива законодательством Российской Федерации и Государственной программой приватизации.

Статья 8. Компенсации и льготы конверсируемым предприятиям

1. Налоговые льготы предприятиям, осуществляющим конверсию, устанавливаются в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.

2. Конверсируемые государственные предприятия по разрешению Правительства Российской Федерации имеют право на ускоренную амортизацию части основных производственных фондов, а в случае полного снятия с них оборонного заказа и при отсутствии возможности использования этих фондов в гражданской сфере – на безамортизационное списание узкоспециализированного оборудования.

3. При сокращении заказа на производство вооружения и военной техники, выпускаемых на специальных технологических линиях, в специализированных цехах и на производствах с расстановочной численностью, а также в других случаях, вызывающих объективное повышение себестоимости данной продукции, заказчик обязан при перезаключении контракта по требованию предприятия пересмотреть цены на заказанную продукцию по представленным предприятием расчетам с обеспечением рентабельности производства в новых условиях и сохранением за работниками указанных линий, цехов и производств достигнутого уровня оплаты труда.

4. В случае несоблюдения предусмотренных настоящим Законом сроков доведения до предприятий оборонной промышленности исходных данных по конверсии убытки, причиненные этим предприятиям, включая:

расходы на консервацию и содержание мобилизационных мощностей, на социальные мероприятия, на возмещение увеличения стоимости продукции в результате сокращения производства вооружения и военной техники,

суммы, уплаченные по санкциям поставщиков сырья, материалов и комплектующих изделий,

и иные убытки, связанные с неоплатой заделов незавершенной продукции, со списанием инструмента, оснастки, приборов и оборудования, которые не могут быть использованы для производства гражданской продукции,

компенсируются Правительством Российской Федерации из средств республиканского бюджета Российской Федерации, если иное не предусмотрено в долгосрочных контрактах предприятия с заказчиком.

5. Конверсируемым предприятиям, выпускающим в соответствии с конверсионными программами оборудование и технику для нужд агропромышленного комплекса, предусматривается компенсация части накладных расходов, обеспечивающая уровень цен на них не выше мирового.

РАЗДЕЛ IV
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ КОНВЕРСИИ

Статья 9. Виды внешнеэкономической деятельности

1. Конверсируемые предприятия имеют право самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом предприятия имеют право на:

экспорт сырья, материалов, оборудования, высвобождающихся в ходе конверсии, – при условии невозможности их использования для производства гражданской продукции, с учетом требований, содержащихся в статье 10 настоящего Закона;

импорт новой техники и технологий, а также комплектующих изделий для производства гражданской продукции;

передачу (обмен и продажу) в установленном порядке технологий, лицензий, ноу-хау, научно-технической информации, которые до начала осуществления конверсии использовались в создании вооружения и военной техники;

участие в конференциях, симпозиумах, выставках и ярмарках с демонстрацией новых материалов, оборудования, приборов, рекламных описаний технологий, которые ранее использовались для производства вооружения и военной техники;

разработку, производство и реализацию вооружения и военной техники по лицензиям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

участие в кооперации с иностранными фирмами по разработке, производству и реализации продукции военного назначения в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, предусматривающими защиту военно-технических интересов Российской Федерации.

2. Деятельность предприятий с иностранными инвестициями регулируется Законом РСФСР “Об иностранных инвестициях в РСФСР” и другими законодательными актами Российской Федерации.

Статья 10. Защита военно-экономического и научно-технического потенциала Российской Федерации

1. Для предотвращения нанесения ущерба военно-экономическому и научно-техническому потенциалу Российской Федерации при осуществлении конверсируемыми предприятиями внешнеэкономической деятельности, а также для нераспространения оружия массового поражения указанные предприятия должны строго руководствоваться ограничениями, установленными на экспорт (передачу, обмен) продукции и технологий, которые имеют гражданское назначение, но могут быть использованы для создания оружия массового поражения. Ограничения на экспорт (передачу, обмен) указанных видов продукции и технологий устанавливаются Верховным Советом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

2. Во внешнеэкономической деятельности конверсируемые предприятия руководствуются следующими положениями:

экспорт стратегических видов сырья, материалов, оборудования осуществляется по лицензиям, выдаваемым в каждом конкретном случае в соответствии с законодательством Российской Федерации;

передача технологий, лицензий, ноу-хау и научно-технической информации для организации производства продукции гражданского назначения и (или) их использования в торговых и научно-технических связях с иностранными фирмами осуществляется при условии обеспечения защиты военно-экономических интересов Российской Федерации;

продажа другим государствам вооружения и военной техники, специальных систем, комплексов, функциональных блоков, узлов, входящих в состав вооружения и военной техники, а также технологий их производства осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Президент
Российской Федерации
Б.Н.ЕЛЬЦИН

Катера от… «Калашникова»

Алексей Макурин, «АиФ»: – Олег Николаевич, как вы решаете, что завод созрел для конверсии и его продукция будет пользоваться спросом?

Олег Евтушенко: – Смотрим на специфику производства и ищем рыночные ниши, где можно предложить уже зарекомендовавшие себя военные технологии. Так произошло с военным транспортёром, который выпускает Омский завод транспортного машиностроения. На его базе была создана машина-амфибия, предназначенная для выполнения поисково-спасательных работ в зонах стихийных бедствий. Или, скажем, Москва решила заказать электробусы для своих улиц. И один из наших заводов предложил для их остекления уникальный материал, который в 2 раза прочнее и в 2 раза легче зарубежных аналогов. В его основе разработки, которые изначально применялись в военной авиации.

Электробус с конверсионным остеклением.

Электробус с конверсионным остеклением. Фото: Агентство «Москва»/ Никеричев Андрей

– А концерн «Калашников» н­ачал вдруг выпускать не только стрелковое оружие, но и катера, мотоциклы, беспилотные аппараты…

– Не вдруг. «Калашников» – это давно не только автоматы. На этом предприятии, акционером которого является «­Ростех», работают конструкторы, обладающие огромным опытом создания самой разной техники. Поэтому несколько лет назад мы начали целенаправленно диверсифицировать их разработки. И минувшим летом между Я­лтой и Севастополем стали курсировать новые суда на подводных крыльях – «Кометы», которые производит именно «­Калашников». А его беспилотники следят за пожарной обстановкой в тайге, куда падают отработанные ступени ракет, запущенных с космодрома «Восточный».

Что производить и как продавать?

Особенностью российского оборонного комплекса является то, что большинство предприятий изначально создавались исключительно под военные задачи. Проведение технологических маневров по переводу мощностей на гражданские рельсы, тем не менее, идет планово: где-то со скрипом, а где-то почти космическим масштабом, как, например, в концерне “Калашников”, где разрабатываются летающие машины, антидроны, беспилотники, катера и тяжелые мотоциклы, холдинге “Швабе”, где производится оптика и медицинская техника, пользующаяся спросом и в России, и за рубежом.

Тем не менее, согласно исследованию Агентства по технологическому развитию, многие руководители организаций ОПК характеризуют свои настроения как “мы не знаем, что производить”, “у нас нет маркетологов”, “у нас нет технологий для производства гражданской продукции”, “у нас режимное производство, и инсталлировать на нем новое оборудование для “гражданки” мы не сможем”, “у нас нет производственного персонала”, “у нас нет денег на модернизацию” и т.д.

Эти проблемы выглядят почти нерешаемыми, так как предприятия, занимающиеся тяжелым закрытым военным производством, никогда не задумывались о “гражданке”. “Военные структуры сталкиваются с двумя главными сложностями диверсификации – отсутствием продуктового мышления и перевернутой пирамидой издержек. Для военных главным в производстве являются тактико-технические характеристики продукта, а сроки изготовления и цена уходят на второй план. На гражданском рынке важны цена и сроки вывода продукта на рынок, а тактико-технические характеристики задаются в зависимости от этих параметров. Предприятия, которые десятилетиями жили по одному принципу, при переходе неизбежно сталкиваются с затруднениями”, – сказал ТАСС директор по особым поручениям Ростеха Василий Бровко.

Три слагаемых успеха

– Что делает успешным конверсионный продукт?

– Первое – это новые технологии, обеспечивающие конкурентные преимущества и лидерство. Второе – ориентация на стабильный спрос. Это могут быть заказчики из ТЭКа, компании, которым необходимы услуги промышленного инжиниринга и радиоэлектроника. И это, безусловно, у­частие в проектах национального масштаба, которые развивает г­осударство.

Удачный пример – наш холдинг «Швабе», объединяющий ведущие предприятия оптико-электронной отрасли России. Он разрабатывает целый комплекс систем для проекта Минстроя «Умный город», нацеленного на внедрение в городское хозяйство цифровых технологий. «Умное освещение» повышает безопасность на дорогах и снижает энергозатраты, «умные светофоры» разгружают дороги… Сегодня пилотные элементы этого проекта внедряются в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Ярославле, Удан-Удэ. К тому же мировой рынок технологий для «умных городов» каждые 5 лет увеличивается вдвое. И есть возможность по­ставлять российские системы в другие страны.

– Но гражданский рынок предъявляет всё же другие требования, чем Минобороны. Как их учесть на оборонных предприятиях, для которых главное – выполнение государ­ственной задачи?

– Да, промышленный брендинг, дизайн, ежедневная связь с потребителями – новое для большинства военных заводов. И нужно быстро научиться играть по правилам «мирных рынков». Решить эти проблемы могут специалисты, которые разбираются не только в технологиях, но и в «бережливом производстве», маркетинге, продажах. «Ростех» выращивает их в своей корпоративной академии. Обучение в ней проходят как рядовые сотрудники, так и топ-менеджмент.

Адаптация к рынку

В помощь оборонщикам, не имеющим опыта работы по гражданским направлениям, создана организация НПО “Конверсия” (совместная структура Ростеха и Внешэкономбанка). Она специализируется на выявлении потребностей рынка, поиске направлений и возможностей для продвижения и реализации продукции предприятий ОПК. “Мы проводили закрытое исследование среди генеральных директоров оборонных предприятий и обнаружили, что они не знают, что и для кого производить, с кем конкурировать. Наша задача – создать маркетинговый центр, занимающийся анализом продуктов. Для начала – тех продуктов, которые уже производятся оборонными предприятиями, на следующем этапе – тех, которые могли бы производиться. Также этот маркетинговый центр должен отвечать за конкурентный анализ: с кем конкурировать, куда и на каком рынке продавать”, – пояснил ТАСС Бровко.

Еще одним существенным подспорьем для оборонки в этом году стала новая спецпрограмма Фонда развития промышленности с одноименным названием – “Конверсия”. “Ее участники получают допуск к дешевым и длинным деньгам. Основные параметры программы – льготные займы от 200 до 750 млн руб. на срок до пяти лет с процентной ставкой 1% в первые три года займа и 5% – на оставшийся период. Целевой объем продаж новой продукции – не менее 50% от суммы займа в год, начиная со второго года серийного производства. Участвовать в программе могут только предприятия, входящие в реестр организаций ОПК”, – отметил Мантуров.

Приоритет проектам по наращиванию гражданской продукции отдается также при отборе технологических направлений в рамках программы по субсидированию НИОКР. “Кроме того, действует совместная программа Минпромторга и Минобрнауки по созданию и развитию инжиниринговых центров при вузах, одно из основных направлений которой – развитие диверсификации. Бюджет программы на 2017 год – 700 млн руб.”, – добавил министр.

В 2013-2016 годах было создано 49 таких инжиниринговых центров, на осень 2017 года запланировано проведение шестой очереди конкурсного отбора проектов. По словам Мантурова, основной акцент при отборе проектов будет сделан на тех направлениях, которые способствуют диверсификации продукции предприятий ОПК.

Главной точкой сбора гражданских проектов оборонных предприятий сегодня можно назвать платформу “ГИС промышленность”. “На ее базе формируются интерактивные каталоги высокотехнологичной продукции, выпускаемой предприятиями ОПК. Уже сегодня они включают в себя 4,3 тыс. позиций номенклатуры, из которых более 2,2 тыс. позиций – это высокотехнологичная продукция гражданского и двойного назначения нашей оборонки”, – добавил Мантуров.

Возможна ли конверсия военных технологий в авиации

У СССР был мощный сектор гражданской авиации, полностью покрывавший потребность самой большой страны в мире, в которой многие районы были доступны только авиационным путем. Сегодня он фактически уничтожен, и перспектив на восстановление не просматривается. Истории с Ту-204 или Sukhoj Superjet 100 скорее печальны и оптимизма не внушают. Задним числом можно признать, что в 90-е годы необходимо было сделать выбор в пользу какого-то сегмента ВПК, который можно конвертировать на производство гражданской продукции, бросив в него все силы и средства, и этим сектором должна была быть авиация.

Однако этого не произошло, и Россия по-прежнему продает в основном военные самолеты и вертолеты, поставки которых занимают почти половину военного экспорта.

Вопреки мнению о состязательности рынка, мировой авиапром сегодня жестко монополизирован. На нем есть два глобальных игрока — Boeing и Airbus, есть два региональных — канадский Bombardier и бразильский Embraer. На него хотят попасть (и, скорее всего, попадут) китайский Comac с ARJ21 и японцы с Mitsubishi Regional Jet. Место России во всем этом — очень скромное, несмотря на ее авиационную историю в XX веке.

Нужно иметь в виду еще один, часто забываемый фактор. Развитие авиационной промышленности в стране прямо связано с ее географией. Почему именно Канада и Бразилия стали вдруг авиапроизводителями? У них самые большие территории в мире после России, примерно такие же, как у США и Китая. Такие страны не могут обходиться без мощного авиатранспорта, а это тянет за собой и строительство самолетов. Иными словами, Россия не только историей, но и географией обречена быть авиапроизводителем, однако дело упирается в неспособность правительства создать необходимые условия для этого.

Власть предпочитает паразитировать на достижениях советского оборонного авиапрома, которые пока еще можно продавать в страны третьего мира. Да, Sukhoj Superjet 100 — движение в правильном направлении, но все делается как-то неубедительно, да еще и зависит от флуктуаций во внешней политике, когда в любой момент можно ограничить поставку западных комплектующих.

“Калашников” как пример успешной диверсификации

Многие предприятия ОПК смогли самостоятельно настроить свое производство на “мирный” лад. Так, например, концерн “Калашников” не нуждается в услугах “НПО Конверсия”, считает Василий Бровко. “Концерн и дальше будет разрабатывать инновационные продукты: электрические мотоциклы, гражданские катера, беспилотники, антидроны и так далее. Но, к сожалению, большинство предприятий такой энергией, компетенциями, деньгами не обладают”, – отметил топ-менеджер Ростеха.

Соотношение военной и гражданской продукции сегодня в “Калашникове” составляет 80/20, однако предприятие рассчитывает в ближайшие пять лет увеличить долю “гражданки” до 50% и довести показатель EBITDA до отметки в 7 млрд руб., сообщил ТАСС гендиректор концерна Алексей Криворучко.

Концерн разрабатывает и производит разные виды гражданского оружия, биатлонные винтовки, катера, лодки, беспилотники, созданы концепты тяжелого мотоцикла и летающей машины. Большая часть из них обладает экспортным потенциалом, но сегодня наиболее ценится охотничье оружие, производимое на мощностях “Калашникова”. “Наиболее популярные продукты для экспорта – карабины “Сайга” и “Тигр”. Они поставляются в страны СНГ, Пакистан, Индонезию. Особо следует отметить ружье Сайга-12 исп.030. Оно поставлялось Национальному управлению по борьбе с незаконным оборотом наркотиков Индонезии. Выделю и винтовки БИ-7-4, которые поставлялись в Белорусскую школу биатлона”, – сказал Криворучко.

Концерн выпускает порядка 500-600 биатлонных винтовок в год, основные поставки осуществляются в российские спортивные школы, хотя по качеству и надежности, утверждают в концерне, они ничем не уступают немецким винтовкам Anschutz – популярным среди ведущих биатлонистов мира. “Наши винтовки дешевле и ни в чем не уступают немецким аналогам по критериям качества, надежности и долговечности. Большое количество биатлонных винтовок IZHMASH находится в спортивных школах по всей стране, и они регулярно используются при подготовке к соревнованиям без всяких проблем. Да, им нужен сервис и уход, но ресурс винтовок очень высок. Конечно, нам сложнее, из-за нормативно- правовых актов, ограничивающих свободу спортивного оружия. К тому же, географическая удаленность Ижевска от Европы не позволяет представителям других стран оперативно решить вопрос с сервисным обслуживанием наших винтовок”, – отметил Криворучко.

Прославленный биатлонист, а ныне руководитель спортивных проектов концерна, Иван Черезов подтверждает – ижевская винтовка обладает высоким потенциалом, в том числе экспортным, но это направление, помимо всего прочего, ограничивают санкции. “Есть случаи, когда звонят из других стран и интересуются нашими винтовками, спрашивают, можно ли приобрести. К сожалению, санкции не позволяют им это сделать. Был случай, когда даже из Германии звонили с этим вопросом, говорили, что детям нравятся винтовки, они удобные, уход и ремонт минимальный, в отличие от Anschutz. В этом плане наша винтовка надежнее. Средняя цена БИ-7-4 порядка 70 тыс. руб. в зависимости от конфигурации, а Anschutz стоит порядка €3,5 тыс. минимум. В цене у немцев мы выигрываем”, – поделился с ТАСС спортсмен.

В сборной России по биатлону соотношение примерно 30/70 – наши винтовки и Anschutz, отметил Черезов, говоря о перспективах оснащения команды винтовками концерна. “Лидеры сборной, например, Антон Шипулин, Алексей Волков, выступают с винтовками Anschutz и просить их перейти на ижевские винтовки не совсем корректно, потому что стрельба такое дело – все на тонких ощущениях. У спортсменов годами формируются “отношения” с винтовкой. Скоро Олимпийские игры, и просить спортсмена поменять свой инвентарь… там лыжи не каждый меняет, не говоря уже о винтовках”, – сказал он.

Черезов считает, что основные перспективы в этом направлении у “Калашникова” связаны с молодыми спортсменами, которым нужно уделять большое внимание, предоставлять им лучшее оружие и максимальный сервис.

Трамплин для хай-тека

– Нет ли опасности, что пере­ориентация на гражданских заказчиков разрушит систему работы, которая заточена именно под оборонный заказ? Например, в нужный момент не удастся быстро перезагрузить мощно­сти с гражданской продукции на в­оенную?

– Таких рисков нет. Никто не планирует избавляться от мощностей, подходящих и необходимых исключительно для производства вооружений. Никто не хочет, как в 1990-е гг., ослабить оборонную промышленность. Тогда многие стали жертвой иллюзии, что врагов у России больше нет и военная продукция не нужна. Государство фактически отпустило промышленность в свободное плавание, заводы выживали кто во что горазд. Единого понимания и стратегической задачи восполнить пробелы в определённых технологических нишах не было. Теперь же мы намерены развивать гражданку только на тех предприятиях, где это целесообразно и экономически выгодно. Мы рассчитываем свои шаги не на 5 лет, а на 20 лет и больше. 

– Что выиграет экономика всей страны благодаря конверсии в ОПК?

– Именно оборонка дала толчок развитию хай-тека во многих странах мира. Среди успешных примеров Израиль, США, Китай. Множество военных технологий – а главное, идей – было успешно реализовано в «мирных» бизнес-проектах. Причём запускались они не только на базе военных предприятий, но и за их пределами. Так будет и в России.

Уступая Китаю

В ближайшие 15-20 лет Китай станет глобальным игроком на мировом авиационном рынке, как он стал на автомобильном. Хотя поначалу китайские автомобили и вызывали скептическую усмешку, а теперь он автопроизводитель №1 в мире, опережая США почти в три раза. В 2018 году Китай вышел на лидирующие позиции и в космосе, осуществив больше запусков, чем США, и два раза больше, чем Россия. Его экспедиция с луноходом ясно показала, кто становится державой №2 в космосе.

В этих условиях Россия маргинализируется и обречена на роль младшего партнера Китая как в авиации, так и в космических технологиях. Недаром 23 января Дмитрий Медведев призвал «Роскосмос» «заканчивать с прожектерством в ракетно-космической отрасли». Стремительно развивается мировой рынок беспилотников, но Россия также лишний гость на этом пиру.

Проблема не только в поисках источников финансирования и поставщиков технологий. Нет ясной, осмысленной концепции развития отечественного авиапрома — в противном случае он бы не находился в таком состоянии. Магадан, Камчатка, Сахалин и весь Дальний Восток и Сибирь буквально «висят» на воздушном транспорте. Ибо даже туда, куда можно добраться поездом, никто не будет добираться семь суток. Значит, спрос на самолеты в России будет всегда. Даже в том же Китае из Пекина в Шанхай можно добираться скоростными поездами, там 90% населения сосредоточено на территории в два миллиона квадратных километров, где можно обходиться без авиации. У нас такое невозможно.

Да, перед разработкой и запуском в серию пассажирского самолета стоят непреодолимые проблемы. Но есть такая отрасль, как авиаремонт (MRO). Его мировой рынок составляет три четверти от рынка самолетов и в 2015 году, например, исчислялся в $135 млрд. Что мешает активнее действовать на этом направлении? Пусть в обозримом будущем Россия не будет поставщиком летательных аппаратов для гражданской авиации, но она может занять весомую нишу на рынке авиаремонта, предлагая более выгодные условия. База для этого имеется: большое количество как авиаремонтных заводов, так и производителей авиадвигателей и оборудования. В 2036 году по оценкам Boeing в мире будет потребность почти в 650 000 техниках авиаремонта. Почему бы России не позаботиться об этом заранее?

Но пока у страны на 2036 год иные планы.

Читайте на Forbes:

Прорыв в прошлое: россиянам обидно за великую державу

Преступная поспешность. Чем обернулась приватизация квартир

Щедрая душа. Чем обернется для России ставка на Мадуро

Работа на перспективу

Минпромторг выделяет несколько первоочередных приоритетных отраслей в рамках диверсификации на ближайшие два-три года, прежде всего это нефтегазовое, энергетическое, транспортное и станкоинструментальное машиностроение, гражданское стрелковое оружие, радиоэлектроника, медицинское оборудование и ряд других направлений. “Так, в радиоэлектронике мы прогнозируем увеличение производства продукции гражданского назначения в 3,7 раза уже к 2020 году”, – отмечают в министерстве.

Одним из флагманов развития в этом секторе может стать холдинг “Росэлектроника” (входит в Ростех). Компания имеет ряд высокотехнологичных разработок для нефтегазодобывающих и перерабатывающих предприятий – элементы питания для забойных телеметрических систем, телевизионные системы для буровых установок, комплекс глубокой криогенной переработки природного газа и другое.

Другим перспективным направлением для предприятий ОПК Минпромторг видит рынок дорожно-строительной техники, в ключевых сегментах которого – экскаваторах, бульдозерах, погрузчиках – доля импорта превышает сейчас 85%. Ковровский электромеханический завод, например, разработал образец экскаватора-погрузчика с дистанционным управлением. Проект нашел поддержку Фонда развития промышленности, и КЭМЗ ставит перед собой очень амбициозную цель – занять до 10% отечественного рынка этой техники к 2020 году.

На стыке военного и гражданского сектора сегодня реализуются и проекты в авиастроении. Так, концерн “Алмаз-Антей” – производитель зенитных ракетных систем и комплексов – создал отечественную систему управления воздушным движением, которая до этого базировалась на зарубежных технологиях. Сейчас предприятия концерна производят радиолокационную технику: метерологические радиолокаторы, аэродромные радиолокационные комплексы и другие изделия, а также автоматизированные системы управления воздушным движением. Оборудование “Алмаз-Антея” пользуется спросом не только внутри страны, но и успешно реализуется за рубежом. Концерн поставил в Египет системы и средства для управления воздушным движением, ведет переговоры о размещении в Индии производства локаторов гражданского назначения в рамках программы Make in India.

Одной из главных задач диверсификации, по мнению Минпромторга РФ, является наращивание экспорта высокотехнологичной продукции предприятиями российского ОПК.

В целом, Минпромторг фиксирует рост спроса на российскую продукцию двойного и гражданского назначения, доля экспортируемой продукции ОПК на текущий момент превышает 12%. Среди наиболее перспективных макрорегионов для сотрудничества в этом направлении Минпромторг выделяет Ближний Восток и, в частности, Саудовскую Аравию. “Российские предприятия ОПК готовы поставлять конкурентоспособную продукцию в сферах энергетического машиностроения (от трубопроводной арматуры до паровых котлов), автомобилестроения и транспортного машиностроения, медицинской промышленности. Одно из самых перспективных направлений экспортных поставок в Саудовскую Аравию – радиоэлектроника и телекоммуникационное оборудование. В этих областях российские оборонные предприятия обладают уникальными компетенциями и могут предложить нашим партнерам целую линейку инновационных решений”, – сказал ТАСС представитель ведомства.

Таким образом, весь необходимый инструментарий, по мнению участников отрасли, сформирован, однако есть ряд первоочередных проблем, которые должны решить менеджмент военных предприятий. “У руководителей должен сработать инстинкт выживания. Это в прошлом можно было рассуждать, нужна ли нам “гражданка”… Гособоронзаказ трансформируется, в его рамках появляются новые приоритеты. Чтобы выжить, нужно двигаться быстрее, чем остальные. Помните про ту лягушку в кувшине молока, которая должна быстро перебирать лапками, чтобы превратить это молоко в масло и не утонуть в нем? Другого пути нет. Мы должны следовать курсом на диверсификацию и ни в коем случае не выбиваться из графика. Трансформация продиктована временем”, – считает Бровко из Ростеха.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...