Какие штрафы положены за нарушения правил сертификации продукции — Росстандарт MCK

Лицо, нарушившее правила и законодательные нормы в области сертификации, как правило, получает штраф. Однако, при тяжких нарушениях, можеть быть и арест .

Виды нарушений и штрафы

Уголовная ответственность

Ст. 327 УК РФ «Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов» — ответственность наступает в том случае, если потребителю предоставили поддельный сертификат соответствия. В этом случае для нарушителя предусмотрены следующие виды ответственности:

  • юридическая — штраф в размере до 300 тыс. руб.;
  • обязательные работы;
  • лишение свободы сроком до 2 лет.

Административная ответственность

Статьей 14 КоАп РФ «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций» предусмотрена ответственность предпринимателей в области сертификации продукции и виды наказаний за нарушение правовых форм.

Ст. 14.4 КоАп РФ — реализация товаров ненадлежащего качества, то есть тех, которые не соответствуют образцам качества, а также оказание услуг , которые не соответствуют требованиям, предусмотренным нормативным актам и техническим регламентам.

Ответственность:

  • для физических лиц — штраф от 1 до 2 тыс.руб.;
  • для должностных лиц — штраф от 3 до 10 тыс.руб.;
  • для предпринимателей, которые работали на рынке, не оформляя юридическое лицо — штраф от 10 до 20 тыс.руб.;
  • для юридических лиц — от 20 до 30 тыс.руб..

Если в течение года нарушение со всеми его признаками повторится, то предусмотрены следующие санкции:

  • гражданам — штраф 2-5 тыс.руб.;
  • должностным лицам — штраф 7-15 тыс.руб.либо дисквалификация сроком до 1 года;
  • индивидуальным предпринимателям без оформления юрлица — штраф 15-30 тыс.руб. с конфискацией;
  • юрлицам — штраф 30-50 тыс.руб. с конфискацией товара.

Для получения консультаций – свяжитесь с нами 7 (495) 722-94-74 или оставьте заявку

Ст. 14.43 КоАп РФ — производитель, исполнитель (лицо, которое выполняет функции иностранного изготовителя) или продавец нарушил требования технических регламентов. Санкции в случае нарушения:

  • для физлиц — штраф от 1 до 2 тыс.руб. и конфискация товара;
  • для должностных лиц — штраф от 10 до 20 тыс.руб.;
  • для лиц, которые ведут предпринимательскую деятельность без оформления юрлица — штраф от 20 до 30 тыс.руб;
  • для юридических лиц — штраф от 100 до 300 тыс.руб..

Если в результате нарушения данной статьи бул причинен вред здоровью и жизни граждан, их имуществу, а также вред окружающей среде, то применяются следующие санкции:

  • физлицам — штраф от 2 до 4 тыс.руб. и конфискация товара;
  • должностным лицам — штраф от 20 до 30 тыс.руб.;
  • лицам, которые ведут предпринимательскую деятельность без оформления юрлица — штраф от 30 до 40 тыс.руб. с конфискацией продукции либо приостановление предпринимательской деятельности сроком до 90 дней и конфискация продукции;
  • юридическим лицам — штраф от 300до 600 тыс.руб. с конфискацией товара либо приостановление функционирование предприятия сроком до 90 дней с конфискацией.

При повторном нарушении данного требования предусмотрена следующая ответственность:

  • физлицам — штраф 4-5 тыс.руб. и конфискация товара;
  • должностным лицам — штраф 30-40 тыс.руб.;
  • лицам, которые ведут предпринимательскую деятельность без оформления юрлица — штраф 40-50 тыс.руб. с конфискацией продукции либо приостановление предпринимательской деятельности сроком до 90 дней и конфискация продукции;
  • юридическим лицам — штраф от 700 тыс.руб. до 1 млн.руб. с конфискацией товара либо приостановление функционирование предприятия сроком до 90 дней с конфискацией.

Ст. 14.46 КоАп РФ — нарушается порядок маркировки продукции, которая должна проходить обязательное подтверждение соответствия. Размеры штрафов:

  • должностным лицам — от 10 до 20 тыс.руб.;
  • юридическим лицам — от 100 до 300 тыс.руб.;.

Если в случае данного нарушения повлекли причинение вреда здоровью и жизни человека, имуществу граждан или юрлиц, а также окружающей среде, то штрафы для:

  • должностных лиц — 30-50 тыс.руб.;
  • юрлиц — от 700 тыс.руб. до 1 млн.руб.

Ст. 14.45 КоАП РФ — нарушается порядок реализации товара, который должен проходить обязательную сертификацию. То есть сопроводительная документация на товар не содержит сведения о сертификате соответствия. Штрафы:

  • для должностных лиц — 20-40 тыс.руб.;
  • для юридических лиц — 100-300 тыс.руб..

Ст. 14.7 КоАп РФ — обман потребителя, куда входят такие действия, как обмеривание или обвешивание при реализации  товаров, а также введение в заблуждение о качестве и потребительских свойствах продукции. Штрафы:

  • гражданам — 3-5 тыс.руб.;
  • должностным лицам — 10-30 тыс.руб.;
  • юридическим лицам — 20-50 тыс.руб..

Ст. 16.3 КоАп РФ — продукция ввозилась на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в РФ, не взирая на запреты и ограничения, установленные международными договорами государств-членов ЕЭС. Нарушение данного требования влечет:

  • для граждан — штраф 1-2 тыс.руб. с конфискацией продукции;
  • для должностных лиц — штраф 5-20 тыс.руб.;
  • для юрлиц — штраф 50-300 тыс.руб. и конфискацию продукции.

Нормативная база

В России действует ряд законов (как федеральных, так и международных), устанавливающих правила для определённых участников различных экономических и правовых взаимоотношений. Этих законов огромное количество, но «тремя китами» всего рынка можно назвать следующие:

  • Федеральный закон №184-ФЗ «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года — для заявителей и аккредитованных лиц при проведении процедур подтверждения соответствия.
  • Закон РФ №2300-1 «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года — для продавцов и покупателей при продаже товаров и услуг.
  • Договор о ЕАЭС от 29 мая 2014 года, а точнее одно из его главных “дополнений”: Таможенный кодекс ЕАЭС от 17 апреля 2017 года — для импортёров и экспортёров продукции при перемещении её через границы ЕАЭС.

За нарушение установленных этими законами правил предусмотрена ответственность. Кто эту ответственность несёт и в каком объёме — определяет Кодекс об административных правонарушениях РФ. Именно в нём кроется большинство ответов на интересующие нас вопросы.

КОГО могут привлечь к ответственности

Все статьи КоАП РФ разбиты по главам, каждая из которых описывает административные правонарушения в какой-то области. Самые “ходовые” из них следующие:

  • Глава 14. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций. Здесь собраны все нарушения первых двух законов: о техническом регулировании и о защите прав потребителей.
  • Глава 16. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил). Как понятно из названия, здесь собраны все статьи за нарушения при таможенном оформлении продукции.

В соответствующих статьях КоАП уже прямо указано, кем может быть совершено правонарушение, например:

Статья 14.43: Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов […]

Статья 14.4: Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества […]

Статья 16.2: Заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений […]

Статья 14.48: Представление испытательной лабораторией […] недостоверных или необъективных результатов исследований […]

Очевидно, что по 14.43 будет привлечён тот, кто нарушил (изготовитель или продавец), по 14.4 — тот, кто продаёт, по 16.2 — декларант или тампред, а по 14.48 — испытательная лаборатория.

Риск для производителя, кроме штрафов

Помимо применения штрафных санкций в отношении компаний, которые избегают законного подтверждения соответствия своей продукции установленным требованиям, существуют и экономические риски, пагубно влияющие на функционирование компании.

  • Вероятность применения к фирме высшей административной ответственности не только в виде штрафов, но и в виде приостановления деятельности и полной конфискацией продукции. Это приведет к большой потери прибыльности компании.
  • Оформление продукции на таможне с целью импорта и экспорта становится невозможным.
  • Снижение спроса со стороны потребителя и конкурентоспособности на рынке.

КТО может привлекать к ответственности

Здесь стоит немного уточнить логику возникновения административной ответственности.

Она возникает после вынесения постановления по делу об административном правонарушении (АП). Постановление, в свою очередь, является итогом рассмотрения дела. Которое сначала должно быть возбуждено на основании протокола или определения.

Иными словами, чтобы привлечь кого-то к административной ответственности, надо:

  1. выявить и зафиксировать (!) правонарушение;
  2. возбудить дело;
  3. рассмотреть дело;
  4. принять решение по результатам рассмотрения.

Сейчас станет понятно, почему мы подробно на этом останавливаемся.

Кто может рассматривать дела

В главе 23 КоАП подробно указано, какой орган может рассматривать дела об административных правонарушениях по определённым статьям (если быть точным: может либо рассматривать самостоятельно, либо передавать дело в суд). В каждой из статей указана область надзора и полномочия надзорного органа. А какое именно ведомство будет надзорным органом в той или иной области — определяется уже постановлением Правительства.

Чаще всего приходится иметь дело с Роспотребнадзором (санитарно-эпидемиологический надзор по статье 23.13 и надзор в области защиты прав потребителей по статье 23.49) и Федеральной таможенной службой (таможенный орган, статья 23.8).

Интересно также то, что области надзора часто пересекаются и, например, возбуждать и рассматривать дела по статье 14.44 (недостоверное декларирование соответствия продукции) могут органы по санитарно-эпидемиологическому, сельскохозяйственному, ветеринарному, фитосанитарному, пожарному, транспортному надзору.

Кто может только составлять протоколы и передавать дела для рассмотрения в суд

Здесь стоит упомянуть главу 28 (возбуждение дел об АП), а именно статью 28.3, определяющую, какие должностные лица вправе составлять протоколы и возбуждать дела. Здесь указаны именно те, кто может только составить протокол, возбудив тем самым дело, и передать его в суд, который это дело уже будет рассматривать.

Интересует нас конкретно 95 пункт второй части данной статьи, указывающий на полномочия должностных лиц Росаккредитации:

95) должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции национального органа по аккредитации — [вправе составлять протоколы] об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.47, 14.48, 14.59, 14.60, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, частью 2 статьи 19.26.

ЗА ЧТО могут привлечь к ответственности

С одной стороны, всё просто — состав нарушения явно указан в соответствующей статье.

С другой стороны, нередко бывает так, что одно и то же нарушение может подходить сразу под несколько статей. Точнее, какая-то ситуация может содержать в себе признаки сразу нескольких нарушений.

Например, если в ходе реализации был нарушен режим хранения товара, который после этого испортился, то это одновременно может подпадать и под статью 14.4 (продажа товаров ненадлежащего качества), и под статью 14.43 (нарушение требований технических регламентов).

Вопрос — по какой из этих статей привлекут к ответственности? А вопрос это к тем, кто будет данные нарушения выявлять и фиксировать.

И здесь мы как раз подходим к самому интересному. 

КАК могут привлечь к ответственности

Самое главное, что нужно знать — в одном и том же деянии могут быть выявлены нарушения сразу по нескольким статьям КоАП.

Грубо говоря, если ввезти и продать продукцию с сертификатом, выданным на основании поддельных протоколов испытаний, то можно получить сразу два дела об АП: от таможни за нарушение правил ввоза и от Роспотребнадзора за нарушение правил продажи. Более того, это не гипотетическая ситуация, это реальные случаи.

Это мы говорим только об административной ответственности, не стоит забывать и о других последствиях: незаконно оформленные разрешительные документы будут аннулированы Росаккредитацией, а их держатели окажутся в «чёрном списке» у ведомства.

И теперь Вы уже знаете, почему так происходит:

Во-первых, потому что каждый надзорный орган будет искать составы по “своим” областям надзора и привлекать к ответственности “своих” нарушителей. Утрируя, Роспотребнадзор будет привлекать продавца, таможня — декларанта. И тот факт, что и продавец, и декларант одно и то же лицо — проблемы исключительно этого лица.

Во-вторых, каждый надзорный орган постарается найти в одном и том же деянии либо как можно больше нарушений, либо те, которые в данный момент ему “нужны” (показателей эффективности надзорной деятельности никто не отменял).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...