Кардиналистская теория полезности

Кардиналистская теория полезности. Совершенно та же Википедия. Только лучше.

См. также[править | править код]

  • Ординалистская теория полезности

См. также

  • Ординалистская теория полезности

Что такое полезность благ

Две позиции — кардинализм и ординализм — образовались в ходе изучения уровня полезности в потреблении. Для того, чтобы некоторое благо смогло удовлетворить потребность и в какой-то степени, в нем должны присутствовать свойства, соответствующие запросам.

Что такое полезность благ

Все мы ежедневно что-то потребляем

Полезность — качество, присущее объекту потребления, который либо имеет денежное выражение, либо нет.

Но также блага классифицируются на экономические и неэкономические. Воздух атмосферы или вода, имеющаяся в водоемах, свободны для всеобщего пользования.

Подобная доступность свидетельствует о том, что эти объекты потребления не являются экономическими.

В то время, как экономические блага (например, товары, услуги) имеют ограниченный доступ. Их потребление начинается после обработки технологическими процессами, приобретения потребительских качеств.

Теория, применяя два подхода — кардинализм и ординализм, рассматривает общую и предельную полезность при тщательном исследовании второй ее разновидности.

Первый тип (total utility или TU) — совокупная величина пользы, получаемой от всех частей блага. Она увеличивается вместе с ростом потребления. При добавлении каждой дополнительной части (или единицы) блага возникает предельная полезность (или marginal utility, MU).

Сущность кардиналистской теории потребительского поведения

Кардиналистская теория является одной из двух базовых теоретических концепций, описывающих поведение потребителей в условиях рынка. Свое начало она берет еще в начале XIX века, когда были выпущены труда таких широко известных ученых, как Л. Вальрас, К. Менгер и С. Джевонс. Иначе ее принято называть кардиналистской теорией полезности или количественным подходом к ее измерению.

Замечание 1

Основополагающей гипотезой кардиналистской теории выступает положение о том, что полезности различных экономических благ могут быть подвергнуты количественному соизмерению, которое находит свое отражение в соответствующей функции полезности. Таким образом. речь идет о возможности теоретического измерения полезности потребления благ и предоставлении ее количественной оценки.

Сторонники данной школы говорили о том, что можно определить точную величину полезности, который получает потребитель в процессе поглощения экономического блага. Благодаря количественной измеримости полезности появляется возможность проведения сравнительной оценки различных благ по уровню их полезности для потребителя и последующего определения разницы между ними.

Для измерения полезности потребления экономических благ сторонниками кардиналистской теории была предложена специальная условная единица – «ютиль» (от англ. «utility» – полезность).

Возможность измерения и количественного выражения полезности потребления благ позволила измерять полезность дополнительных единиц благ (предельную полезность), а также оценивать величину общей полезности всей совокупности благ:

  • предельная полезность (MU) отражает прирост полезности, которую потребитель извлекает из каждой дополнительно потребленной единицы блага;
  • общая полезность (TU) представляет собой сумму полезностей всех единиц блага, которые имеются у потребителя.

Общая и предельная полезности в рамках кардиналистской теории поддаются количественному измерению и, соответственно, могут быть выражены в виде формул. Графически они представлены на рисунке 1.

Графики предельной и общей полезности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Графики предельной и общей полезности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Замечание 2

Общая полезность определяется как совокупность полезностей всего множества экономических благ, принадлежащих потребителю. Функция предельной полезности определяется как разность между общей полезностью при потреблении n-го количества блага и общей полезности при потреблении предыдущего количества этого же блага.

В целом количественная (кардиналистская) теория рыночного поведения потребителей изложила принципиально новый подход к установлению отпускных рыночных цен на продукцию, в основе которой должна была лежать предельная полезность. В рамках настоящей теории предельная полезность характеризует дополнительное увеличения уровня благосостояния, которое получает индивид при условии потребления дополнительного количества блага данного вида и сохранении неизменным количества потребляемых благ иных видов.

Считается, что концептуальные основы кардиналистской теории поведения потребителей наиболее яркое свое отражение находят в законах Германа Гейнрихза Госсена. Рассмотрим их более подробно.

Определение кардинализма и ординализма

Кардинализм и ординализм

Потребитель постоянно оценивает блага

В современности рассматривается наличие двух теорий: кардинализм и ординализм. Они соответствуют одноименным подходам к теоретическому изучению меры полезности благ.

Первое направление (кардиналистическое) имеет объектом количественные критерии в анализе потребностей.

Второе включает порядковые характеристики, которые не могут быть измерены, а познаются лишь в сравнении.

Оба подхода (кардинализм и ординализм) сформировались в ходе решения проблем при оценке степени пользы от благ. Один из них допускает возможность измерить данный параметр. А также представить результат в каких-либо единицах.

Другой — более современный, сосредоточившийся на понятии приоритета. Слово ординализм произошло от немецкого die Ordnung, что означает «порядок». Здесь важно не абсолютное значение, величина, а предпочтения, полученные в сравнении.

Результат выводят из порядка, сложившегося в сознании людей, когда приобретения разделяются на более и менее желаемые. Тогда индивидуум мысленно размещает их на некоторой шкале привлекательности.

Вопреки кардинализму и согласно ординализму предельный показатель полезности не подлежит измерению. Ведь потребитель оценивает не отдельные блага, а их набор. Поэтому определяет полученную пользу именно от этого комплекса.

Измеряться может лишь порядок предпочтения тех или иных наборов. Индивидуум систематически избирает блага соответственно уровню довольствия. Критерием полезности по ординалистическому методу предлагается брать упорядочение им предпочтений относительно избранных предметов.

Литература[править | править код]

  • Микроэкономика : учебник / В. О. Попов, В. И. Отенко, И. М. Колисниченко и др. ; отв. ред. В. О. Попов. — изд. ХНЭУ им. Семена Кузнеца, 2013 г. — 336 с. (Укр. яз.)

Примечания

modif.png

Эта страница в последний раз была отредактирована 12 марта 2021 в 03:55.

Сходства этих понятий

Кардинализм так же, как ординализм, принес пользу проведенными анализами. Изучая максимизацию общей полезности потребителем, он значительно повлиял на экономику.

Сходства понятий

Методы актуальны по сей день

По сей день методы применяются в качестве простой модели описания поведенческих факторов потребителей.

Обе теории (кардинализм и ординализм) рассматривали классификацию благ на экономические и неэкономические.

В результате появился общий вывод о том, что значение предельной полезности зависит:

  • от количества товара;
  • от степени потребности в нем.

Многочисленные желания также характеризуются интенсивностью, которую можно оценить как субъективно, так и объективно. А именно, выделить неотложные нужды и второстепенные потребности.

Так индивидуум формирует шкалу необходимостей. Условное равновесие вычисляется с применением обеих теорий. То есть, можно рассматривать рационального максимизатора пользы от благ и его поведение. При этом предельные полезности употребляемых вещей должны стать одинаковыми.

Кардинализм в той мере дополняется ординализмом, что точное количественное измерение полезности невозможно. Нельзя определить также, насколько увеличилась или уменьшилась степень удовлетворения.

Но можно утверждать с точностью, которое из благ наиболее желаемое, приносит большее удовольствие от его приобретения. Покупатель ранжирует наборы с полезностью именно для себя. Суммирование результата вполне реально делать в обоих случаях.

В этом видео вы узнаете о теории потребительского поведения:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...