Классическая школа менеджмента

Основные положения об организации в классической школе управления. А. Файоль и его принципы менеджмента. М. Вебер и

Административная школа. Анри Файоль

Административная школа управления сформировалась в период 1920-1950гг. Основателем данной школы является Анри Файоль (1841 –1925), менеджер-практик, французский горный инженер, основоположник теории управления.

Представители классической школы управления, в отличие от школы научного управления, рассматривали организацию комплексно и занимались разработкой методик по совершенствованию управления с позиции целостности. Классическую школу называют административной по той причине, то ее представители занимали высокие административные должности. Например, Файоль, которого считают основателем менеджмента, 30 лет был управляющим французского металлургического и горнодобывающего концерна «Комамбо». Когда он пришел к руководству, предприятия находилось на грани банкротства. К моменту ухода Файоля в отставку концерн превратился в одно из самых крупных и эффективных предприятий, что поспособствовало усилению обороноспособности Франции в период Первой мировой войны.

Файоль считал основным элементом эффективности процесс управления, который он рассматривал в качестве функции администрирования, предназначенной для помощи управленческому персоналу в достижении целей и выполнении задач предприятия. Данное положение об управлении представлено в основном труде ученого «Общее и промышленное управление», 1916 г.

В своих исследованиях Файоль выделяет в своей организации два концептуальных базиса-организма: социальный и материальный. Материальный включает труд, предметы и средства труда в их совокупности, социальный – отношения, складывающиеся между людьми в процессе труда. Данные отношения и выступили предметом изучения Файоля. Ученый предпринял попытки обосновать необходимость создания отрасли науки по управлению людьми как элемента науки об управлении организацией.

По мнению А.Файоля администрирование является основой управления и включает в себя 6 групп операций управления:

  • техническую и технологическую (изготовление, производство, переработка),
  • коммерческую (обмен, закупка, продажа),
  • финансовую (эффективное управление капиталом, привлечение капитала),
  • охранную (охрана физических лиц и собственности),
  • учетную (балансовые ведомости, инвентаризация, статистика, издержки производства),
  • административную (организация, контроль и координирование, распорядительство, планирование).

Руководство вышеперечисленными операциями Файоль определял как общее управление, а внимание заострял на тех административных операциях, которые заключаются именно в управлении персоналом. Он предложил и обосновал необходимость использования санкций в качестве основного метода воздействия.

Финансовые, коммерческие, технические и иные операции ученый рассматривал лишь в качестве объекта воздействия административной функции, которая имеет интегрирующую основу.

Теория управления Файоля является совокупностью приемов, принципов и правил, которые направлены на повышения уровня эффективности деятельности организации, рациональное  распределение ресурсов организации.

Файоль сформировал 14 базисных принципов управления. Но главным его вкладом в теорию управления является концепция представления управления как универсального процесса. Исследователь утверждал, что всю деятельность организации, направленную на повышение уровня эффективности, можно подразделить на шесть вышеперечисленных сфер.

В любой организации вне зависимости от вида деятельности, масштабов производства, по мнению Файоля, всегда присутствуют данные шесть сфер. Важное место среди данных сфер занимает последняя – управление. Именно для данного элемента Файоль и сформулировал свои принципы.

Общая характеристика классической школы менеджмента

Замечание 1

Классическая школа представляет собой одно из научных направлений в менеджменте, основанное на формировании и организации управленческих процессов на предприятии. Также ее принято называть традиционной или административной.

Свое развитие данное научное направление получило в 20-50-х гг. ХХ века. Его фундаментальной чертой выступает признание существования одного единственного способа достижения эффективного производства. Соответственно целью классических менеджеров выступало обнаружение того самого, совершенного и единственно приемлемого, метода управления.

Классическая школа считается одним из основных векторов развития классического направления в менеджменте. Само по себе классическое направление в менеджменте включает три базовых области:

  • научный менеджмент;
  • административный менеджмент;
  • концепцию бюрократических организаций.

В первом случае основное внимание уделяется научному обоснованию и рационализации организации производства, а также преподнесению самого менеджмента в качестве промышленного. Во втором случает акцент делается непосредственно на организации в целом и отдельных функциях управления ею. Третья концепция предполагает необходимость четкого определения должностных обязанностей работников и их ответственности, отделения собственности от управления и ведению формальной отчетности; определяющая роль при этом отводится рациональной, безличной основе.

Таким образом, в основе классической школы менеджмента лежат рационализация управления производством с одной стороны, и исследования проблем управления – с другой. Основополагающей задачей представителей данной школы выступало достижение эффективности хозяйственной деятельности предприятия в целом, а их цель, в конечном счете, сводилась к созданию универсальных принципов управления, реализация которых обязательно приведет к успеху.

Замечание 2

Сторонники классической школы менеджмента стремились управлять организацией посредством воздействия на систему социально-психологических факторов. При этом на первое место выдвигались организационные аспекты труда.

Свое отражение сущность и содержание идей классической школы менеджмента нашли в трудах наиболее известных ее представителей. Рассмотрим их идеи более подробно.

Читайте также

5.1. Классическая и универсумная схемы

5.1. Классическая и универсумная схемыМысль о единстве алгоритмики, свойственной самым различным объектам, явлениям и процессам, относящимся к психологии, социологии, философии, информационным системам и многим другим областям знаний, давно высказывалась различными

Глава 1 Классическая модель Дональда Киркпатрика

Глава 1Классическая модель Дональда КиркпатрикаЧетыре уровня оценки эффективности тренингаСамый верный способ успеть как можно больше – рвануть с места в карьер. Время – деньги! Если вы еще не поняли, моя задача – сэкономить для вас как можно большее их

2.26 Детская деловая школа

2.26 Детская деловая школаПервое время, пока проходили конкурсные отборы и стандартное недельное обучение по отдельным группам, у меня предполагалось достаточно свободного времени, и мы запланировали проведение недельной детской деловой школы в Бердянске, параллельно

1. Классическая школа в управлении

1. Классическая школа в управленииУправленческие знания появились задолго до нашей эры и задолго до того, как управление оформилось в самостоятельную научную дисциплину и профессию. Самостоятельной областью деятельности управление было признано только в ХХ веке.

13. «Школа продаж», А. Деревицкий

13. «Школа продаж», А. Деревицкий268 страниц. Читать интересно, местами весело и – полезно.Книга конкретная, полная советов (не всегда, возможно, полезных, но всегда коротких! А краткость, вы помните, чья родственница…).Все темы продаж книга не закрывает, но в любой школе есть

Фриланс — лучшая школа

Фриланс — лучшая школаЕсли и есть идеальная школа удаленных работников, то это фриланс — работа по договору подряда. В качестве фрилансера вам приходится самостоятельно рассчитывать устраивающий всех график выполнения задачи, регулярно показывать промежуточные

Классическая техника – «Предположим»

Классическая техника – «Предположим»Техника заключается в том, что вы предлагаете клиенту представить, будто проблема, о которой он заявляет, уже решена, будто ее нет.П: А если бы место на прилавке все-таки было, тогда бы вы какую колбасу заказали?И вот тут наступает

Научная стратегия А. Файоля

Теория научного управления имела существенные недостатки и опиралась в основном на оптимизацию производственных функций отдельных работников. В результате такого подхода целостность управления не была достигнута, т.к. отсутствовала связь между отдельными единицами в рамках предприятия. Задача объединить принципы Ф. Тейлора в единую систему решалась А. Файолем.

Теоретик разграничил виды деятельности по шести направлениям:

  • техническая деятельность (производство);
  • коммерция (сбыт, закупки);
  • финансы (поиск и вложение денежных средств);
  • страховая деятельность (охрана имущества и защита от рисков);
  • учет (анализ и статистика);
  • администрирование (предвидение, организация, распорядительство, координирование, контроль).

А. Файолем были выделены 14 принципов управления (детализирующие взгляд Ф.Тейлора), среди них: власть, дисциплина, вознаграждение, инициатива, единение персонала.

Итоги деятельности: внедрение понятий «предвидение» (формирование модели будущего), «программа действия» (конечная цель), «социальный организм» (организация как единая система).

Принципы управления Файоля

Принципы управления Файоля заключаются в следующем:

  1. Разделение труда подразумевает расширение специализации, что влечет за собой повышение уровня квалификации работников, а следовательно, к росту объема производимой продукции и ее качества. Специализация дает возможность сократить количество цепей, на которые должны быть направлены усилия и внимание персонала.
  2. Под властью и ответственностью работника понимается, что, при выполнении своих прав отдавать приказы и распоряжения. передавать и предоставлять полномочия, он вместе с этим принимает на себя ответственность.
  3. Дисциплина означает соблюдение соглашений, которые достигнуты между наемным работником и предприятием. Дисциплина формируется рядом факторов, в том числе санкциями.
  4. Единоначалие предполагает, что работник во избежание конфликтов при исполнении распоряжений, должен подчиняться лишь одному начальнику.
  5. Единство направления действия подразумевает следование одной единой цели всех занятых в одной сфере деятельности, деятельность по одному плану.
  6. Подчинение индивидуальных интересов общим заключается в том, что управляющий должен обеспечить подчинение интересов работника интересам организации. Постановка своих целей выше целей организации недопустима.
  7. Вознаграждение персонала – справедливая оплата туда является важным стимулом к труду (однако Файоль подчёркивал, что идеальной системы стимулирования не существует).
  8. Централизация и децентрализация – сущность принципа заключается в обеспечении оптимального соотношения между централизацией и децентрализаций, которая может изменяться в зависимости от ряда условий. Важность имеют ряд мер, которые могут обеспечить наилучший результат.
  9. Скалярная цепь является иерархической зависимостью, следовательно, подчиненность руководителей организации различных уровней (сверху вниз). Вместе с этим, необходимо соблюдать необходимое соотношение между количеством уровней управления и количеством подчиненных одному руководителю.
  10. Порядок подразумевает соблюдение как материального, так и социального порядка. Материальный порядок подразумевает сведение к минимуму потерь рабочего времени и рационального распределения и использования материалов. Социальный порядок – эффективную организацию труда.
  11. Принципом справедливости должны сопровождаться отношения между сотрудниками и руководителями.
  12. Стабильность рабочего места персонала. Успех деятельности любой организации зависит от наличия стабильных кадров. 
  13. Принцип инициативы заключается в том, что  у всех сотрудников организации должна быть возможность для проявления активности, самостоятельности, способности к поиску.
  14. Корпоративный дух. Благоприятная корпоративная среда формируется благодаря гармоничным отношениям персонала организации. 

Файоль писал

“Необходим настоящий талант, чтобы координировать усилия, поощрять увлеченность, использовать возможности каждого работника и награждать каждого по его заслугам без принуждения возможной зависти и нарушения гармоничных отношений”

Основные представители классической школы менеджмента и их вклад в ее развитие

Главным достижением данной школы считается разработка общих принципов управления организацией. Пальма первенства в данном вопросе принадлежит А. Файолю. Рассмотрим его принципы управления более подробно.

Согласно А. Файолю у любой организации существует порядка шести основных сфер (техническая, коммерческая, финансовая, бухгалтерская, административная и защитная). Каждая из них нуждается в управлении. Управление, в свою очередь, подразумевает необходимость выполнения ряда функций (рисунок 1).

Функции управления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Функции управления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Реализация управленческих функций, в общем виде представленных на рисунке 1, согласно рассуждениям А. Файоля, должна осуществляться в соответствии с рядом принципов. К числу таких принципов относятся:

  • разделение труда;
  • власть;
  • дисциплина;
  • единство руководства;
  • единство распорядительства;
  • подчинённость частных интересов интересам общим;
  • постоянство состава персонала;
  • вознаграждение персонала;
  • централизация;
  • справедливость;
  • иерархия;
  • порядок;
  • инициатива;
  • единение персонала.

Впоследствии данные принципы получили свое общественное и научное признание, а их разработка и совершенствование получили свое развитие в трудах других представителей классической школы менеджмента. Так, например, в 1946 году ученик А. Файоля Л. Урвик выдвинул принцип общей цели у всех субъектов деятельности, лежащей в основе их кооперации. Г. Эмерсон разработал комплекс управленческих принципов, основанных на разделении труда, авторитете и ответственности власти, дисциплине, единстве руководства и пр.

Несколько позже практик Г. Форд создал уникальную производственную систему, основанную на движущемся конвейере. М. Вебер исследовал проблемы лидерства и бюрократической структуры власти.

Среди российских ученых, придерживавшихся данного направления, можно выделить А. К. Гастева и П. М, Креженцева. Первый заложил основу комплексного подхода к теории управления, особое внимание уделяя культуре и рациональной организации труда, а второй – в большей степени исследовал управление людьми, понимая научную организацию труда в качестве изучении организационных приемов и определения наиболее рациональных методов организационной работы.

Научная стратегия М.Вебера

По мнению М. Вебера природа хозяйственной деятельности основана на власти (традиционной, харизматической, легальной). В его понимании легальная власть – установление ранга, должности. По его мнению, идеальная структура управления – бюрократия, в которой все работает четко как в машине.

Основной вклад Вебера в практику управления – разработка теории рационализации и бюрократического построения организации.

Положения менеджмента М. Вебера:

  • организация – инструмент достижения групповой цели;
  • «над» каждым работником должен быть руководитель;
  • рабочие должны действовать согласно регламентам;
  • личные мотивы не должны преобладать в системе управления;
  • преимущество должно быть перед политикой «пожизненного» найма.

Каждое социальное действие должно быть целерационально (с позиции конечной цели), аффективно (обусловлено эмоциональным состоянием работника) и традиционно (привычно).

Так же как и другие школы менеджмента, классическая теория имеет преимущества и недостатки.

Плюсами являются: особый объект исследования – управление; обязательная компетентность менеджера; системный подход к управлению; принцип единоначалия.

К минусам относятся: отсутствие внимания к социальным аспектам управления; исключительно личный опыт в освоении новых видов работ (исключение научности).

Дальнейшее развитие школа получила в работах Г.Эмерсона, Л.Урвика в направлении рационализации производственной деятельности и анализа общих управленческих проблем.

Макс Вебер – представитель административной школы управления

Макс Вебер – известный немецкий социолог. Большая часть его работ была написана в начале XIX в. и посвящена развитию теории структур власти. Социолог также описывал деятельность организации на основе отношений власти. Им был разработан тип идеальной организации, которую он назвал бюрократией. Идеальной организации в его представлении характерно четкое разделение труда, ясно определенная иерархия, конкретные правила и инструкции, а также безличное управление при помощи четкого определения должностных обязанностей. Ученый признавал что такой «идеальной бюрократии» на практике не существует, и она скорее является избирательной моделью реального мира. В основе его теории о том, как работа может выполняться в больших коллективах, лежит именно данная модель. Это теория лежит в основе построения многих крупных современных организаций.

Идеальной бюрократии по Веберу свойственны следующие характеристики:

  1. Разделение труда. Задачи подразделяются на рутинные, простые и четко определенные.
  2. Иерархия власти. Должности и отделы объединяются с иерархичную структуру, в которой работа каждого сотрудника низшей должности контролируется и управляется вышестоящими сотрудниками.
  3. Формальный отбор. Все работники организации должны приниматься на работу в соответствии с уровнем их квалификации. Данный уровень может определяться на экзамене, либо в соответствии с их подготовкой и опытом.
  4. Формальные правила и процедуры. Для обеспечения однородности и регулирования действий служащих, менеджерам необходимо строго соблюдать формальные правила организации.
  5. Беспристрастность. Правила организации должны выполнять все, и методы контроля необходимо применять ко всем служащим одинаково, без каких-либо личных предпочтений.
  6. Ориентированность на карьеру. Менеджеры – это должностные лица, а не владельцы организаций, которыми они управляют. Менеджеры получают фиксированный уровень заработной платы и могут продвигаться вверх по служебной лестнице в своей организации. Очень важно создавать для менеджера условия карьерного роста.

По мнению Вебера, базисные концепции бюрократии совпадают во многом с концепциями научной организации менеджмента. Оба этих подхода акцентирую внимание на рациональности, предсказуемости, беспристрастности, технической компетентности и авторитаризме. Работы Вебера не имели такого практического характера как работы Тейлора, но сформированный им «идеальный тип» предприятия подходит и сегодня для описания деятельности многих организаций.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...