Концепция “экономического человека” в работах Ф. Тейлора

Скачать бесплатно: Сущность и роль концепции А. Смита об «экономическом человеке» и «невидимой руке». Тип: Контрольная работа. Размер: 19.96K. Скачано: 33.

Определение[править | править код]

Теория общественного выбора — один из разделов экономики, изучающий различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах.

“Homo”-моделирование или кто мы есть?

Экономисты уже давно задались вопросом, каким образом человек делает выбор, чем руководствуется и как ранжирует свои приоритеты. С развитием рыночных отношений эволюционировал и сам человек. Вспомним известные нам виды “homo”.

экономический человек

Модели человека с точки зрения биологии или Homo biologicus:

  • Homo habilis или умелый человек, научился добывать огонь и создавать средства труда;
  • Homo erectus или прямоходящий человек, встал на обе ноги, освободив руки;
  • Homo sapiens или человек разумный, обрел способность членораздельной речи и нестандартного мышления.

Эволюция людей с позиции вида деятельности и причинно-следственного бытия, богатого на события, или Homo eventus:

  • Homo economicus или экономический человек, руководствующийся в своем поведении аспектами рациональности и достижения максимально возможной выгоды в условиях ограниченных экономических ресурсов;
  • Homo sociologicus или социальный человек, стремящийся к общению с другими людьми и утверждению своей роли в социуме;
  • Homo politicus или политический человек, мотивированный на усиление своего авторитета и достижения власти с помощью государственных институтов;
  • Homo religiosus или религиозный человек, определяющий опору в своей жизни и главный мотив “словом Божьим” и поддержкой высших сил.

Краткая характеристика представленных упрощенных моделей событийного типа показывает систему приоритетов человека и объясняет мотивы его поведения в той или иной среде – экономической, политической, социальной, религиозной. Каждый конкретный индивидуум может быть человеком “разным” в зависимости от системы координат, то есть среды, в которой он действует и идентифицируется.

Интересно сравнить первые две событийные модели людей: экономический человек индивидуален, социальный – слишком коллективен и зависим от общества. Мир подстраивается под потребности экономического человека, что отражается в законе спроса и предложения, а социальный человек сам приспосабливается к социальным тенденциям мира, дабы избежать своего отделения от толпы.

Введение

Адам Смит занимает особое место в истории экономической мысли, поскольку является одним из основоположников современной экономической теории.

Смит всемирно прославился после публикации книги «Исследование о природе и причинах богатства народов» в 1776г., в которой он детально проанализировал действие экономики в условиях полной экономической свободы. Выявил роль и влияние эгоизма человека и разделения труда  на экономические процессы.

Идеи Адама Смита в то время имели большое влияние в Англии и Франции. И хотя тогда его работы подвергались критике и многими не признавались, со временем появились последователи  его идей, и вклад Смита  в историю экономической мысли был достойно оценен. И в настоящее время он остается одним из самых известных и цитируемых экономистов прошлого и современности.

Еще по теме В чем суть концепции экономического человека?:

  1. Вопрос: В чем самая суть этического учения Иисуса Христа?
  2. В чем состоит суть материалистического понимания истории — важнейшего открытия марксизма?
  3. 4. КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА 4.1. Дуалистическое понимание человека
  4. 5.1. На чем основаны партнерские отношения? (Суть партнерских отношений)
  5. ИИСУС: БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЧЕЛОВЕК?
  6. СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ, ПОЛИТИКИ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ
  7. 2.3. Человек в концепциях социальной работы
  8. 4.1.7. Концепция человека А. Маслоу
  9. 25. Основные концепции, выделяющие место человека в мире
  10. 1. Концепция отчуждения Проблема дегуманизации человека
  11. Экономический человек
  12. ГЛАВА З ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК
  13. Тема 5. Концепция рискадля здоровья человека и окружающей среды
  14. Современные концепции оптимального функционирования системы «окружающая среда — здоровье человека»
  15. ПРОБЛЕМА НЕНАСИЛЬСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ В РЕЛИГИОЗНЫХ КОНЦЕПЦИЯХ
  16. Теория «общественного договора» и концепция прав человека в философии английского Просвещения
  17. Тема 3.6. Экономический аспект: человек и хозяйство
  18. 1.2. Концепция жизненных сил человека как методологическая основа изучения и квалиметрии психического здоровья личности

История[править | править код]

До возникновения теории общественного выбора в 1960-х годах, множество экономистов было вовлечено в поиск оптимальной государственной политики в определенных условиях. Например, они искали пути снижения безработицы, сдерживания инфляции, развития национальной обороны при минимальных затратах, занимались оптимизацией дорожного строительства. Делали они это без учёта того, является ли правительство страны автократическим или демократическим, они делали допущение о благожелательности государства, то есть рассматривали государство принимающим лучшую политику из всех возможных и честно её реализующим.

Рациональность как основа экономичности

Моделирование предполагает определенную систему допущений, поэтому человек в экономических отношениях обладает рациональностью, то есть способен принять верное решение в предложенных условиях. На рациональность человека влияют следующие факторы:

  • доступность информации о ценах и объемах производства;
  • осведомленность человека об основных параметрах выбора;
  • высокий уровень интеллекта и достаточная компетентность человека в вопросах совершения экономического выбора;
  • человек принимает решения в условиях совершенной конкуренции.

Соотношение указанных выше допущений приводит к тому, что рациональность может быть трех видов:

  1. Полная, которая предполагает всестороннюю осведомленность человека о состоянии рынка и его способность принять решение, получив максимальную выгоду при минимуме затрат.
  2. Ограниченная, которая предполагает отсутствие полной информации и недостаточный уровень компетентности человека, в результате чего, он стремится не к максимизации выгоды, а просто к удовлетворению насущных потребностей приемлемыми для себя способами.
  3. Органичная рациональность усложняет модель экономического человека за счет введения дополнительных переменных, влияющих на его поведение: правовых запретов, традиционных и культурных ограничений, социальных параметров выбора.
модели человека

Представления о человеке, как рациональном субъекте со своими потребностями и мотивами, эволюционировали вместе с экономическими школами. В настоящее время выделяют четыре основные модели человека. Они различаются:

  1. Степенью абстрагирования от многообразия социальных, психологических, культурных и иных аспектов личности человека.
  2. Особенностями среды, то есть экономической и политической ситуации вокруг человека.

Теория общественного выбора. Понятие и методология анализа[править | править код]

Теория общественного выбора опирается на три основные предпосылки:

  • Индивидуализм: люди действуют в политической сфере, преследуя свои личные интересы и нет грани между бизнесом и политикой.
  • Концепция «экономического человека». Его поведение рационально. Рациональность индивида имеет в данной теории универсальное значение. Это означает, что все — от избирателей до президента — руководствуются в своей деятельности экономическим принципом: сравнивают предельные выгоды и предельные издержки.
  • Трактовка политики как процесса обмена. Если на рынке люди меняют яблоки на апельсины, то в политике платят налоги в обмен на общественные блага. Этот обмен не очень рационален. Обычно налогоплательщики одни, а блага за счёт налогов получают другие.

Сторонники этой теории рассматривают политический рынок по аналогии с товарным. Государство — это арена конкуренции людей за влияние на принятие решений, за доступ к распределению ресурсов, за места на иерархической лестнице. Но государство — это рынок особого рода. Его участники имеют необычные права собственности: избиратели могут выбирать представителей в высшие органы государства, депутаты — принимать законы, чиновники — следить за их исполнением. Избиратели и политики трактуются как индивиды, обменивающиеся голосами и предвыборными обещаниями.

Сторонники теории общественного выбора показали, что нельзя полагаться на результаты голосования, поскольку они в немалой степени зависят от конкретного регламента принятия решений. Парадокс голосования (Парадокс Кондорсе) — это противоречие, возникающее вследствие того, что голосование на основе принципа большинства не обеспечивает выявления действительных предпочтений общества относительно экономических благ.

Для разрешения этого парадокса существует несколько приемов: лоббизм, логроллинг. Способы влияния на представителей власти неполитическим субъектом с целью принятия выгодного для ограниченной группы избирателей политического решения называют лоббизмом.

Практика взаимной поддержки депутатов путём «торговли голосами» называется логроллингом . Классической формой логроллинга является «бочонок с салом» — закон, включающий набор небольших локальных проектов. Чтобы получить одобрение, к общенациональному закону добавляется целый пакет разнообразных, нередко слабо связанных с основным законом предложений, в принятии которых заинтересованы различные группы депутатов. Чтобы обеспечить его прохождение (принятие), к нему добавляют всё новые и новые предложения («сало»), пока не будет достигнута уверенность в том, что закон получит одобрение большинства депутатов. Это таит в себе опасность для демократии, так как принципиально важные решения могут быть «куплены» предоставлением частичных налоговых льгот и удовлетворением ограниченных местных интересов.

Государственные деятели думают о том, как обеспечить успех на выборах, получить голоса избирателей. При этом они наращивают государственные расходы, стимулируя тем самым инфляцию. В свою очередь, это ведёт к усилению жесткого регулирования, государственного контроля, раздуванию бюрократического аппарата. В итоге правительство концентрирует в своих руках всё большую власть, а экономика оказывается в проигрыше.

Существуют экономические предпосылки принятия неэффективных решений: недобросовестность чиновников, отсутствие ответственности, сокрытие информации, её искажение. А это порождает негативное отношение избирателей к правительственным решениям, распоряжениям, документам, законам.

Концепция Бьюкенена предполагает реформирование существующей системы. В рамках «политического обмена» выделяются два уровня общественного выбора. Первый уровень — разработка правил и процедур политической игры. Например, правил, регламентирующих способы финансирования бюджета, одобрения государственных законов, систем налогообложения. Среди них могут быть различные правила: принцип единодушия, квалифицированного большинства, правило простого большинства и т.п. Это позволит находить согласованные решения. Совокупность предлагаемых правил, норм поведения, процедур Бьюкенен именует «конституцией экономической политики». Второй уровень — практическая деятельность государства и его органов на основе принятых правил и процедур.

Критерием справедливости и эффективности политической системы должно послужить распространение правил экономической игры на политический процесс. Приемники теории общественного выбора не отрицают роли государства. По их мнению, оно должно выполнять защитительные функции и не брать на себя функции участия в производственной деятельности. Выдвигается принцип защиты порядка без вмешательства в экономику. Блага общественного пользования предлагается преобразовать в товары и услуги, продаваемые на рынке. Люди и фирмы заключают сделки, осуществляют контракты с взаимной выгодой без регламентации со стороны государства.

Профессиональные экономисты демократических стран сегодня не столь наивны. Они понимают, что политические решения в их странах принимаются через процедуру коллективного выбора, в которой эффективность часто является лишь вторичной целью её участников. Политические решения принимаются избранными политиками и частично назначенными ими представителями исполнительной власти. Политическое же и экономическое будущее этих политиков зависит от того, насколько они смогут удовлетворить интересы независимых избирателей, групп специальных интересов и политических партий. Современные экономисты также знают, что даже если их рекомендации честно переходят в законы, бюрократы, ответственные за реализацию этих законов, обычно думают в большей степени о своих частных интересах, чем о тщательном выполнении положений, заключенных в законы.

Помимо экономистов важность изучения процедуры принятия политических решений в условиях демократии осознали и политологи, которые, объединившись с первыми, создали в конце 1960-х в США общество ученых, занятых изучением общественного выбора (Public Choice Society).

Занятые изучением общественного выбора учёные рассматривают государство как созданное людьми с целью достижения через него своих собственных целей, то есть как инструмент. Однако основным отличием государства от обычного инструмента является то, что ни один индивидуум не может управляться с ним в одиночку, для того чтобы направить государство на выполнение индивидуальных целей, необходимо, чтобы было осуществлена процедура коллективного принятия решений. Каждый член коллектива преследует собственные цели, которые могут сильно различаться у разных индивидуумов. Представители теории общественного выбора пытаются понять природу взаимодействия, выливающегося в коллективное принятие решений, основными же объектами исследования являются коллектив, политики и бюрократы, нанятые для реализации принятого коллективного решения.

I. Модель экономического человека – материалиста

Впервые понятие “Homo economicus” было введено в XVIII веке в рамках учения английской классической школы, а позже оно перекочевало в учения маржиналистов и неоклассиков. Суть модели заключается в том, что человек стремится максимизировать для себя полезность приобретаемых благ в рамках ограниченных ресурсов, основным из которых выступает его доход. Таким образом, в центре модели находятся деньги и стремление индивидуума к обогащению. Экономический человек способен оценить все блага, присвоив каждому ценность и полезность для себя, потому что при выборе руководствуется только собственными интересами, оставаясь безразличным к потребностям других людей.

В этой модели активно себя проявляет “невидимая рука” рынка А. Смита. Люди в своей деятельности исходят исключительно из собственных интересов: потребитель стремится прибрести товар самого высокого качества, а производитель – предложить рынку такой товар, чтобы удовлетворить спрос и получить наибольшую прибыль. Люди, действуя в эгоистичных целях, работают на общее благо.

2. Концепция «экономического человека»

В основе производительной деятельности лежит интерес к увеличению богатства. Это главный мотив, определяющий интерес. Он – движет людьми, заставляет вступать во взаимоотношения друг с другом.[3, с. 79]

В своей работе А. Смит через призму «экономического человека» пытался объяснить все экономические процессы.

Центральное место в его учении занимает концепция экономического либерализма: рыночные законы лучшим образом могут воздействовать на экономику, когда частный интерес стоит выше общественного, т.е. когда интересы общества в целом рассматриваются как сумма интересов составляющих его лиц.[4]

Базовыми принципами, которые формируют модель «экономического человека» можно назвать разделение труда и получение дохода.

Смит утверждал, что размер богатства общества зависит от производительности труда, а разделение труда в три раза повышает его производительность. Кроме того, он приравнивал обмен товарами к обмену продуктами разделенного труда.  Кстати, только такую форму обмена он и признавал и считал, что при разделении труда каждый становится торговцем, а общество в целом представляет собой союз торговцев. Он полагал, что склонность к обмену заложена в человеке от природы.

Обширный рынок, доказывал Смит, создает благоприятные предпосылки для разделения труда и специализации производства, а на этой основе достигается высокая производительность труда. Когда рынок узок, возможности разделения труда ограничены, и рост производительности труда затруднен.[2, с. 245]

Исходя из того, что все люди являются своего рода торговцами и обмениваются товаром на товар, возникали некоторые трудности в связи с обменом, поскольку не каждый продукт труда можно было обменять на необходимый товар. Это привело, по мнению Смита, к возникновению денег, т.к. деньги – это такой товар, с помощью которого можно получить желаемый продукт, и который никто не откажется принять.

Все товары имеют, с точки зрения Смита, одно общее свойство – они продукт труда. При сопоставлении товаров друг с другом в процессе обмена конкретная форма затраты труда не имеет значения, все товары выступают как продукты равного труда. Отсюда следует, что величина стоимости определяется только количеством затраченного труда, измеряемым рабочим временем.[2, с.249]

Таким образом, при обмене товарами владелец товара получает в обмен такой товар, который равен его товару по количеству затраченного им труда на свой товар.

Основными доходами общества, в свою очередь, являются заработная плата, прибыль и рента. Общим же источником всех доходов Смит считал человеческий труд, а прибыль и ренту частью стоимости, созданной этим трудом.

Заработная плата рассматривалась Смитом, как цена труда. Если же человек, владеющий предприятием, сам производит продукт, то он получает и заработную плату и прибыль. А земельная рента, по его мнению, создается неоплаченным трудом рабочего и вычета из продукта его труда.

В некоторых случаях Смит утверждал, что рента, подобно прибыли и заработной плате, является элементом издержек производства и вместе с другими доходами участвует в образовании стоимости.[2, с.254]

Таким образом, человек стремится к удовлетворению своих потребностей и это зависит от уровня его материального благосостояния, поэтому, чтобы удовлетворить свои потребности, он должен оказывать услуги другим людям, которые, в свою очередь, преследуют свой интерес.

«Экономический человек» А. Смита – эгоист, стремящийся к личному обогащению путем производства и реализации качественного товара или услуги.[1]

Проблема эффективности государственного вмешательства в экономику[править | править код]

В условиях рынка государство не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов. Причинами этого являются:

  1. Государственное вмешательство в ценообразование может привести к возникновению дефицита и излишков.
  2. Несовершенство политического процесса (практика лоббизма, логроллинга, поиск политической ренты и т.д.)
  3. Правительство может принять ошибочные решения.
  4. Государственное вмешательство, нарушающее рыночное равновесие или смягчающее эффект рыночных отношений, может привести к подрыву рыночных стимулов.
  5. Неспособность государства точно предугадать и контролировать последствия принимаемых им решений.
  6. Государственное вмешательство влечет потерю свободы выбора субъектов экономики в принятии решений.
  7. Присутствие временных интервалов в политических процессах.

Сторонники общественного выбора исходят из того, что государственные методы регулирования не должны ущемлять рыночные механизмы, должны быть обоснованы в строго ограниченных пределах, направлены на корректировку провалов рынка.

III. Модель экономического человека – коллективиста

В системе патернализма, где государство берет на себя роль пастуха, автоматически переводя народ на позицию стадных овец, меняется и экономический человек. Его выбор ограничивается уже не просто внутренними факторами, а внешними условиями. Государство решает судьбу человека, отправляя на учебу путем распределения, прикрепляя к определенному рабочему месту, предлагая только конкретные товары и услуги. Отсутствие конкуренции и личной заинтересованности в результатах труда приводит к появлению недобросовестности, иждивенческим настроениям и вынужденному пребыванию человека на нижних ступенях пирамиды потребностей, когда приходится довольствоваться малым и не стремиться к лучшему.

Список литературы

1. Городецкий В.К. История экономических учений [Электронный ресурс]. – М., 2003. –Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Econom/Gor/index.php, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 24.05.2015).

2. История экономики и экономических учений. Сборник студенческих работ. / Отв. редактор канд. экон. наук, доц. Чухнина Г.Я. – М.: Студенческая наука, 2012. – 1116 с.

3. История экономических учений: учебник / С.А. Бартенев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Магистр, 2013. – 478 с.

4. Фролова Т.А. История экономических учений [Электронный ресурс].: Конспект лекций. – Таганрог: ТРТУ, 2004. – Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m172/, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 24.05.2015).

5. Ядгаров Я.С. История экономических учений [Электронный ресурс].: Учебник для вузов. – 3-е издание. – М.: ИНФРА-М, 2000. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Econom/history_econom_science2/index.php, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 24.05.2015).

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).

Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу

Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Психологические аспекты поведения экономического человека

Все экономические проблемы человека связаны с выбором в условиях ограниченных ресурсов. А на этот выбор большое влияние оказывают именно психологические факторы. Если снова обратиться к упомянутой выше пирамиде потребностей, можно увидеть, какова роль нематериальных факторов в поведении человека. Пирамида включает в себя следующие уровни:

  • Первый (базовый) – физиологические потребности в жилье, в пище и питье, сексуальном удовлетворении, отдыхе;
  • Второй – потребность в безопасности на физиологическом и психологическом плане, уверенность в том, что базовые потребности в будущем будут удовлетворены;
  • Третий – социальные потребности: гармонично существовать в обществе, быть причастным к какой-либо социальной группе людей;
  • Четвертый – потребность в уважении, в достижении успеха, выделении из социума по компетентностным признакам;
  • Пятый – потребности в познании, изучении нового и применении знаний на практике;
  • Шестой – эстетические потребности в гармонии, красоте и порядке;
  • Седьмой – потребность в самовыражении, полная реализация своих способностей и возможностей.
современный экономический человек

Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.

Проявление “экономического человека” в современных людях

Рассмотрим пример экономического человека, решив бытовую задачу.

Задача: Предположим, экономист Иванов зарабатывает 100 руб. в час. Если купить на рынке фрукты по 80 руб. за килограмм, то нужно потратить час, чтобы обойти рынок, выбрать лучший товар и отстоять в очереди. В магазине продают фрукты хорошего качества и без очередей, но по цене 120 руб. за килограмм.

Вопрос: При каком объеме покупок Иванову целесообразно отправится на рынок?

Решение: Иванов имеет альтернативную стоимость своего времени. Если он потратит его на работу в офисе, то получит 100 руб. То есть, чтобы рационально потратить этот час на поход по рынку, экономия на разности цен должна быть не менее 100 рублей. Поэтому, выразив объем покупки через Х, полая стоимость фруктов, продаваемых на рынке, составит:

80Х + 100 < 120Х

40Х > 100

Х > 2,5 кг.

Вывод: Экономисту Иванову рационально закупать более дешевые фрукты на рынке в объеме, превышающем 2,5 кг. Если требуется меньшее количество фруктов, то рациональнее их приобретать в магазине.

Современный экономический человек рационален, он интуитивно или осознанно присваивает определенную цену всему и выбирает из альтернативных вариантов тот, который устраивает его наибольшим образом. При этом руководствуется он всеми возможными факторами: денежными, социальными, психологическими, культурными и т. д.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...