Кривая предложения

В данной статье вы рассмотрите сущность предложения в экономике, а также графическое отображение кривой предложения и ее сдвиги.

Определение[править | править код]

Согласно К.Р. Макконнеллу и С.Л. Брю Кривая предложения — кривая, показывающая количество товара или услуги, которые продавцы предлагают к продаже на рынке по разным ценам в течение определенного периода времени[1].

Что такое спрос и предложение

Спрос, предложение и цены – это основные параметры, которые регулируют поведение участников рынка.

Цена – это денежное выражение стоимости товаров или услуг. Цена обозначается буквой P – price.

Спрос – это зависимость между ценой и количеством товара, который готовы приобрести покупатели. Чем выше цена, тем меньше товара готовы купить потребители. Спрос обозначается буквой D – demand.

Предложение – это зависимость между ценой и количеством товара, которое готовы выставить на продажу производители. Чем выше цена, тем больше товара готовы произвести производители. Предложение обозначается буквой S – supply.

Что значит «спрос рождает предложение»

Цены, спрос и предложение тесно связаны между собой. В рыночной экономике рост уровня спроса на товар ведет к повышению цены на него, и это делает производство данного товара более выгодным. Производители наращивают производство и увеличивают предложение. Это продолжается, пока спрос не сравняется с предложением – установится равновесная цена.

Примеры (график кривой предложения)

Существует множество примеров экономического поведения, которое соответствует закону предложения. Например:

  • продавцы фруктов будут стараться предоставлять больше фруктов для продажи, когда цены на фрукты высоки, и относительно меньше, когда цены низкие;
  • портные постараются сшить больше одежды за один период, если пошив увеличится;
  • банки будут предлагать больше кредитов, если процентные ставки вырастут;
  • нефтедобывающие страны будут поставлять больше нефти, если цена за баррель вырастет, и ограничат поставки, если цена за баррель упадет.

Закон предложения часто представлен в виде кривой предложения, которая показывает соотношение между ценой и количеством поставок продукта, как показано ниже:

График кривой предложения (наглядный пример)

Указанная выше линия поставок имеет положительный наклон, что указывает на наличие прямой зависимости между ценой продукта и поставляемым количеством. По мере роста цен производители и владельцы ресурсов будут поставлять больше.

Понятие предложения в экономике

Определение 1

Предложение – это количество выпускаемого блага, которое готов создать и продать производитель по текущей цене в определенный временной промежуток.

На объем предложения влияют следующие факторы:

  1. Прибыльность по товарам-аналогам, либо товарам, схожим по своим характеристикам.
  2. Весь объем расходов производителей.
  3. Влияние государственной налоговой политики.
  4. Коммерческие цели производителя.
  5. Неконтролируемые факторы окружающей среды.
  6. Психологические ожидания.

Стоит так же отметить, что производитель несет расходы на факторы производства и ресурсы. Здесь же учитывается технология производства.

В экономической теории рассматривается взаимосвязь цены и количества выпускаемой продукции, при условии, что все остальные факторы остаются неизменными. Наука анализирует зависимость показателя предложения от колебания средней цены на единицу производимой продукции.

На основании этих закономерностей формируется закон предложения, который говорит о том, что количество производимой продукции или услуги увеличивается, если растет их цена. При этом остальные факторы остаются неизменными. Экономическая теория для подтверждения этого закона использует аналитический, табличный и графический методы.

Определение

Кривая предложения (англ. Supply Curve) иллюстрирует зависимость между ценой определенного продукта и количеством, которое производители желают и имеют возможность поставить на рынок по заданной цене.

Детерминанты предложения[править | править код]

Факторы, приводящие к изменению в предложении, к смещению кривой предложения[1]:

  1. изменение ресурсных цен, в себестоимости сырья или производства (повышение себестоимости приводит к снижению предложения);
  2. изменение технологии, создание более эффективных производств, которые увеличивают предложение продукта;
  3. изменение цен на другие, в том числе и на взаимозаменяемые товары;
  4. изменение налогов и дотаций (рост налогов ведет к росту затрат, что уменьшает предложение, и наоборот);
  5. изменение перспектив ожидания (ожидание повышения цен — предложение снижается; ожидание снижения цен — предложение увеличивается);
  6. изменение количества поставщиков и товаропроизводителей.

Что значит предложение товара или услуг. Величина предложения. График предложения

Предложение – это зависимость между ценой (P) и количеством (Q) товаров или услуг, которые производитель готов произвести для продажи в определенный период времени.

Закон предложения гласит, что существует прямая взаимосвязь между ценой и величиной предложения. Чем больше цены, тем больше будет предложение товара.

Предложение – это отношение между ценой товара и его количеством, которое продавцы хотят и могут продать. На графике оно показано как кривая предложения. Чем выше цена, тем больше товара готовы произвести и выставить на продажу производители.

814657215.jpg

Каждая точка на этой кривой – величина предложения. Величина предложения – это количество товара, которое может быть продано по некой цене за определенный период времени при данном характере предложения, т.е. неизменности прочих факторов, влияющих на предложение.

Например, если цены на нефть растут, страны-производители станут наращивать ее добычу. Величина предложения при этом вырастет – точка сместится вверх по кривой.

Цена предложения – это минимальная цена, по которой продавцы готовы продать некоторое количество данного товара за определенный период времени.

Сдвиг кривой предложения

Под воздействием неценовых факторов происходит изменение предложения, вследствие чего на графике наблюдается сдвиг кривой предложения:

Сдвиг кривой предложенияСдвиг кривой предложения

Например, если на рынке произойдет снижение цен на сырье и материалы, то производители будут готовы предложить большее количество своих товаров по более низким ценам, вследствие чего происходит сдвиг кривой предложения от S0 к S2. При росте цен на сырье и материалы произойдет обратная ситуация, и кривая предложения сдвинется от S0 по направлению к S1.

Индивидуальное и рыночное предложение

Рыночное предложение является совокупным количеством продукта, которое желают и имеют возможность поставить на рынок все потенциальные производители. Таким образом, рыночная кривая предложения (S) является совокупностью индивидуальных кривых предложения (s1, s2, s3 … sn) всех отдельных производителей.

Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, рассмотрим простой пример, в котором рыночное предложение сформировано только двумя производителями. Индивидуальные кривые предложения каждого из них заданы следующими уравнениями:

s1 = 1 + 0,5q1

s2 = 0,5 + 0,25q2

Их график представлен на рис. 2а.

График индивидуальной и рыночной кривой предложения

Рисунок 2 – Индивидуальное и рыночное предложение

Чтобы построить график рыночной кривой предложения, рассчитаем совокупное количество продукта, которое поставят на рынок оба производителя при уровне цен от $1 до $6. Для удобства расчетов выразим количество предложения для каждого производителя из уравнений выше:

Таким образом, при цене в $1 первый производитель не будет поставлять продукт на рынок, а второй производитель поставит 2 единицы. Их совокупный объем (Q) при этой цене будет равен 2.

q1 = (1 – 1) ÷ 0,5 = 0 ед.

q2 = (1 – 0,5) ÷ 0,25 = 2 ед.

Q p=$1 = q1 + q2 = 0 + 2 = 2 ед.

Если цена на рынке вырастет до $2, первый производитель поставит на рынок 2 ед., а второй – 6 ед. Рыночное предложение достигнет 8 единиц.

q1 = (2 – 1) ÷ 0,5 = 2 ед.

q2 = (2 – 0,5) ÷ 0,25 = 6 ед.

Q p=$2 = 2 + 6 = 8 ед.

Расчеты для остальных уровней цены были проведены аналогично и сведены в табл. 1.

Таблица 1 – Индивидуальное и рыночное предложение

krivaja-predlozhenija-3.jpg

На основании данных из табл. 1 построен график рыночной кривой предложения (S), который представлен на рис. 2б.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...