“Куда тратятся бюджетные деньги?” ТОП-5 самых крупных статей расходов Федерального Бюджета РФ | Мамин Сибиряк | Яндекс Дзен

Расходы бюджетов: понятие, виды

Содержание

ТОП-5 самых крупных статей расходов Федерального Бюджета РФ

Задавались вы когда-нибудь вопросу: “А куда тратятся бюджетные деньги?“. Ведь, каждый из нас имеет непосредственное участие в формировании Бюджетов России за счёт выплаты налогов, акцизов, НДС и прочих отчислений.

В 2019 году, расходы Федерального Бюджета РФ составили – 18 214,517 миллиардов рублей.

Ну что же, давайте посмотрим как был исполнен бюджет 2019 года и куда больше всего было потрачено денег государством.

ТОП-5 – “Субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям” код вида расходов бюджета “600”

Открывает наш рейтинг затраты на предоставление субсидий бюджетным, автономным и некоммерческим организациям.

"Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям"

“Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям”

Как можно увидеть из таблицы, всего было выделено из Федерального Бюджета РФ – 1 454,076 млрд. рублей.

Большая часть (1 125,060 млрд. рублей) составили субсидии бюджетным организациям.

ТОП-4 – “Иные бюджетные ассигнования”, код вида расходов бюджета “800”

На данную смету затрат пришлось – 1 608,422 млрд. рублей. По названию, сложно понять что это вообще такое. Ну давайте немного в этом разберемся.

Иные бюджетные ассигнования включают в себя все категории, с к классификатором 800.

Иные бюджетные ассигнования включают в себя все категории, с к классификатором 800.

Большая часть данных субсидий были предоставлены:

  • Юридическим лицам – код 810 – 760,892 млрд. рублей
  • Государственным корпорациям – код 820 – 470,788 млрд. рублей

Видимо, гос. предприятия и бизнес в нашей стране это дело всё-таки убыточное, раз уж на них выделяются средства из бюджета.

ТОП-3 – Зарплаты бюджетникам, код вида расходов бюджета “100”

Следующая статья расходов подразумевает выплаты бюджетникам, которые выполняют свои функции.

"Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами"

“Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами”

Всего на бюджетников, за 2019 год из Федерального Бюджета было потрачено – 2 981,812 миллиардов рублей.

Большая часть от этой суммы (1,8 трлн. рублей) была потрачена на персонал в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны.

А это 16,5% от суммы всего Федерального Бюджета. Колоссальная сумма…

Думаю, итак понятно что речь идет о силовых структурах и полиции.

ТОП-2 – “Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд”, код вида расходов бюджета “200”

Еще одна смета расходов Федерального Бюджета, связанная с поддержкой функционирования государственного казенного аппарата.

"Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд"

“Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд”

На данную смету из бюджета было выделено аж – 3 667,154 млрд. рублей. А эта сумма уже, сама по себе составляет около 20% от всех затрат Федерального Бюджета России.

Еще одна весомая статья расходов, затрачиваемая на поддержание работы бюрократического аппарата.

ТОП-1 – “Межбюджетные трансферы” код вида расходов бюджета “500”

Самой крупной и значимой частью расходов Федерального Бюджета оказались некие “Межбюджетные трансферы”.

"Межбюджетные трансферты"

“Межбюджетные трансферты”

Сумма всех трансферов составляет – 5 817,691 млрд. рублей.

Это смета затрат связана с такими явлениями, как:

  • Дотации
  • Субсидии
  • Трансферы (ФСС, ФОМС, Пенсионный фонд и иные)

Как можно увидеть из таблицы, более 3,3 трлн. рублей были переведены в 2019 году в Пенсионный Фонд в виде трансферов.

Понятие расходов бюджета

Использование бюджетных средств, будучи компонентом финансовой деятельности, порождает общественные отношения, к которым применяется понятие расходов бюджетов.

Расходы бюджета – это отношения, возникающие в связи с распределением и использованием централизованного фонда денежных средств по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Расходы бюджета – выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета (ст. 6 БК РФ).

Бюджетные расходы следует рассматривать как одну из сторон финансовой деятельности государства (местного самоуправления). Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон.

Качественная характеристика позволяет установить природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная – их величину. Активная роль государства в жизни общества, проведение социальных преобразований обусловливает многообразие конкретных видов бюджетных расходов, что вызвано, в свою очередь, действием ряда факторов: функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, формами предоставления бюджетных средств.

Бюджетный процесс[править | править код]

Составление проекта[править | править код]

Проект федерального бюджета готовится федеральными исполнительными органами власти (Минфином, Минэкономразвитием и др.). Предварительно разрабатываются планы и прогнозы по территориям, отраслям; создается сводный финансовый баланс[1].

Рассмотрение и утверждение[править | править код]

Правительство России вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального бюджета, иные обязательные документы и материалы не позднее 1 октября текущего года. Данный проект рассматривается Госдумой в трёх чтениях:

  • В первом чтении принимаются основные параметры бюджета. По Бюджетному кодексу, в процессе первого чтения Госдума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение правительства. Госдума может отклонить проект бюджета; в этом случае формируется согласительная комиссия совместно с правительством.
  • Во втором чтении Госдума утверждает бюджет по разделам.
  • В третьем чтении Госдума утверждает бюджет по подразделам.

После принятия федерального бюджета Госдумой он одобряется Советом Федерации и отправляется на подпись Президенту РФ. В случае отклонения Президентом Российской Федерации Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанный закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию. При этом в состав согласительной комиссии включается представитель Президента Российской Федерации. После этого ФЗ о бюджете должен в обязательном порядке быть опубликован в СМИ и обнародован.

Исполнение[править | править код]

Федеральный бюджет исполняется по расходам, доходам и источникам финансирования дефицита начиная с 1 января. Непосредственно исполняют бюджет Минфин России, распорядители и администраторы бюджетных средств. Кассовое обслуживание исполнения производится Федеральными казначейством[1].

Работа по исполнению бюджета завершается 31 декабря.

Составление и утверждение отчета[править | править код]

По итогу исполнения бюджета принимается федеральный закон, заключающий в себе фактические показатели по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита.

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 6 ИЮНЯ 2019 Г. N 85Н “О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ КОДОВ БЮДЖЕТНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ИХ СТРУКТУРЕ И ПРИНЦИПАХ НАЗНАЧЕНИЯ”

В соответствии со статьями 7, 18 – 21, 23 и 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2007, N 18, ст. 2117; 2014, N 43, ст. 5795; 2019, N 30, ст. 4101; N 31, ст. 4437; 2020, N 30, ст. 4742; N 31, ст. 5022) в целях совершенствования нормативно-правового регулирования порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации приказываю:

1. Внести в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 6 июня 2019 г. N 85н “О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения” <1> (с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 17 сентября 2019 г. N 148н <2>, от 29 ноября 2019 г. N 206н <3>, от 10 марта 2020 г. N 37н <4>, от 12 мая 2020 г. N 86н <5>), изменения согласно приложению к настоящему приказу (далее – изменения).

<1> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 июля 2019 г., регистрационный N 55171.

<2> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 октября 2019 г., регистрационный N 56231.

<3> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 января 2020 г., регистрационный N 57388.

<4> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 апреля 2020 г., регистрационный N 58044.

<5> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 июня 2020 г., регистрационный N 58742.

2. Установить, что изменения применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2021 год (на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов), за исключением пункта 1 изменений, который применяется к правоотношениям, возникшим при исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2020 год (на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов).

Министр
А.Г. СИЛУАНОВ

Приложение
к приказу Министерства финансов
Российской Федерации
от 08.06.2020 N 98н

3.2. Классификация доходов бюджетов РФ

Доходы бюджетов — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной и местной власти.

Классификация доходов бюджетов Российской Федерации является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и основывается на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней.

В соответствии с новой бюджетной классификацией все доходы бюджетов делятся на следующие виды:

а) налоговые доходы, которые включают в себя:

  • прямые налоги на прибыль, доход, прирост капитала (налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц и прочие налоги на прибыль или доход);
  • налоги на товары и услуги (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на реализацию горюче-смазочных материалов и на транспортные средства; лицензионный сбор за право производства, хранения, разлив и реализацию алкогольной продукции; прочие налоги, платежи и лицензионные сборы);
  • налоги на имущество (налоги на имущество физических лиц, на имущество предприятий, имущество, переходящее в порядке дарения; налог на операции с ценными бумагами, прочие налоги);
  • платежи за использование природных ресурсов (плата за недра, месторождения драгоценных металлов и камней, использование акватории и участков морского дна, нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов, воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, отчисление на воспроизводство минерально-сырьевой базы, воспроизводство и охрану лесов, земельный налог и арендная плата на земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения, возмещение потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием сельхозугодий, прочие платежи за использование природных ресурсов);
  • налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции (импортные и экспортные пошлины, прочие налоги на импорт);
  • прочие налоги, сборы и пошлины (госпошлина по делам, рассматриваемым арбитражными, народными судами и другими организациями, за регистрацию проспекта эмиссии ценных бумаг, налоги на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, рекламу, продажу автомобилей, курортный налог, штрафы и санкции, уплачиваемые за нарушение налогового законодательства, прочие налоговые платежи).

Пропорции распределения налогов и порядок бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет.

Рассмотрим подробнее основные виды неналоговых доходов:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
  • доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
  • доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
  • средства самообложения граждан;
  • иные неналоговые доходы.

Виды бюджетных расходов

Классификация расходов бюджета

По Сперанскому:

«Необходимыми расходами должно считать все те, без коих внутренняя и внешняя безопасность государства стоять не может; полезными – те, кои принадлежат единственно к гражданскому усовершенствованию; избыточными – те, кои принадлежат к некоторой роскоши и великолепию государства; наконец, излишние и бесполезные суть те, кои употребляются противу разума истинной государственной экономии, на предметы, для правительств посторонние и по существу своему принадлежащие к частной промышленности».

Виды расходов бюджета:

  1. по функциональному признаку (п. 3 ст. 21 БК РФ):
    • общегосударственные вопросы;
    • национальная оборона;
    • национальная безопасность и правоохранительная деятельность;
    • национальная экономика;
    • жилищно-коммунальное хозяйство;
    • охрана окружающей среды;
    • образование;
    • культура, кинематография;
    • здравоохранение;
    • социальная политика;
    • физическая культура и спорт;
    • средства массовой информации;
    • обслуживание государственного и муниципального долга;
    • межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований.
  2. по территориальному признаку:
    • федеральные;
    • субъектов РФ;
    • местные.
  3. по времени осуществления:
    • обыкновенные;
    • чрезвычайные.
  4. по экономическому признаку:
    • текущие;
    • капитальные;
    • инвестиции.

История изменения[править | править код]

Расходы на оборону и безопасность в федеральном бюджете в первой половине 2000-х годов возрастали опережающими темпами (в млрд руб.)

За 2000—2005 годы расходы на межбюджетные трансферты возрастали наибольшими темпами (в связи с урезанием собственных доходов региональных и муниципальных бюджетов и перераспределением этих средств через федеральный центр и в связи с перечислением средств в Пенсионный фонд РФ для покрытия его дефицита), а также траты на государственное управление и безопасность. Также это объясняется увеличением госаппарата (в 2005 году, согласно данным Росстата, количество госслужащих увеличилось на 11 %, или на 143 тыс. чел.) Относительно снижались расходы на дорожное строительство, экономическое развитие, а также процентные расходы (то есть обслуживание внешнего долга).

Structure of revenues of the Federal budget 2015.jpg

Доходы от природных ресурсов[править | править код]

Как одна из крупнейших в мире нефтегазодобывающих стран Россия получает значительные доходы от использования своих ресурсов, часть из этих доходов изымаются в бюджетную систему страны в виде налогов и сборов. При этом степень изъятия менялась со временем. Так, в ходе масштабной налоговой реформы, осуществлённой в России в 2000-х годах, была радикально изменена система налогообложения сырьевого сектора: проведена перенастройка механизма экспортных пошлин и введён налог на добычу полезных ископаемых, что позволило увеличить долю нефтегазовой ренты, улавливаемой государственным бюджетом, с менее чем 40 % в 2000 году до 84 % в 2005 году[4].

При этом в настоящее время свыше 98 % всех налогов за пользование природными ресурсами и 100 % всех доходов от внешнеэкономической деятельности (включая экспортные пошлины на нефть, нефтепродукты и т. п.) идут в федеральный бюджет, а не в региональные. Поэтому доля «сырьевых» доходов в федеральном бюджете относительно высока по сравнению с той же долей в консолидированном бюджете (включает, помимо федерального, все бюджеты регионов и бюджеты государственных внебюджетных фондов). Так, если федеральный бюджет 2008 года на 50 % состоял из нефтегазовых доходов, то аналогичный показатель для консолидированного бюджета того же года — чуть более 30 %[5][6].

Бюджет 2011 года был сверстан на основе прогнозной цены на нефть в 105 долларов за баррель[7].

С 2013 года официально начало действовать так называемое бюджетное правило, определяющее максимальный уровень расходов бюджета, исходя из цены на нефть[8].

По некоторым оценкам, до падения цен на нефть в 2015 году, экспорт энергоносителей (нефть, газ и др.) составлял около половины доходов российского бюджета[9].

Structure of expenditures of the Federal budget 2015.jpg

По данным Минфина в 2019 году нефтегазовые доходы в федеральном бюджете России составили 39% от общего дохода или 7 924.3 млрд рублей[10][11]

Расходы, связанные с употреблением табака[править | править код]

В сумме совокупные косвенные потери от курения из-за более низкой производительности труда (неподтвержденная информация) и дополнительных потерь от нетрудоспособности курильщиков, соответствуют 21,59 % расходов консолидированного бюджета на здравоохранение[12].

Экономические потери от курения составляют около 3 % ВВП России[13].

Текущие и капитальные расходы бюджета

Текущие расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование. К текущим расходам относятся такие расходы, как заработная плата, приобретение услуг, транспортные услуги, коммунальные услуги.
Однако даже своевременного и полного финансирования всех текущих расходов, направленных на поддержание жизнедеятельности общества, недостаточно. Для его нормального развития необходимы капитальные расходы.

Капитальные расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно РФ, ее субъектов, муниципальных образований. К капитальным расходам относится капитальное строительство, капитальный ремонт, приобретение оборудования, инвентаря длительного пользования и земли.

Действующим бюджетным законодательством бюджетные кредиты выведены из состава расходов бюджетов, но в теории придерживаются вышеприведенной классификации и включают бюджетные кредиты в состав капитальных расходов бюджетов. Это объясняется тем, что бюджетные кредиты предоставляются на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены законами (решениями) о бюджете (ст. 93.2 БК РФ).

Объем расходов соответствующего бюджета определяется и утверждается постатейно. Бюджетные средства выделяются конкретным получателям бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Среди капитальных расходов бюджетов выделяются:

  • расходы, предназначенные для инвестиций в объекты капитального строительства государственной и муниципальной собственности;
  • средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов юридическим лицам.

Таким образом, именно капитальные расходы способствует созданию и расширению социально-экономической инфраструктуры.

Бюджетные расходы делятся по территориальному признаку в соответствии с бюджетным устройством РФ.

Бюджетная классификация[править | править код]

Бюджетная классификация Российской Федерации — группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемая для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчётности, обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Существуют унифицированные коды бюджетной классификации (КБК)[17]. Их использование позволяет формировать базу для наблюдения за движением бюджетных средств и факторного анализа бюджетных статей. Применение бюджетной классификации заметно упрощает объединение смет и бюджетов в общие сводные документы.

Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

  • классификацию доходов бюджетов;
  • классификацию расходов бюджетов;
  • классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • классификацию операций публично-правовых образований (классификация операций сектора государственного управления— КОСГУ).

В 2019 году введен в действие новый порядок применения КОСГУ по Приказу Минфина №209н от 29.11.2017[18].

Бюджетный учёт[править | править код]

Бюджетный учёт в российском законодательстве — упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства[19].

Кроме того, Минфин несколько уточняет данное определение. Согласно его приказу, бюджетный учёт представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений) и операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств[20].

Бюджетный учёт осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации.

План счетов бюджетного учёта и инструкция по его применению утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Смотрите также:

  • Кудрин: Дефицит бюджета в этом году может оказаться выше запланированного →
  • Путин подписал бюджет на 2020 год и плановый трехлетний период →
  • Силуанов: дефицит бюджета превысил 4% ВВП →
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...