Матрица БКГ — Википедия

Сайт создан для тех кто интересуется экономикой,следит за новостями компаний,учится на экономических специальностях

Что такое матрица БКГ

Эта модель была создана в конце 1960 года Б.Д. Хендерсеном, который является основателем Бостонской консалтинговой группы.

В общем понимании матрица БГК представляет собой инструмент для проведения портфельного анализа отдельных видов продукции компании на основании темпов роста рынка и его доли, которую занимает анализируемый хозяйствующий субъект.

В основе данного инструмента лежат две основные концепции:

  • Жизненного цикла товара – любой продукт за время своего существования проходит несколько фаз, последовательно сменяющих друг друга: появление на рынке, активный рост, стадия зрелости и упадок, характеризующийся практически полным отсутствием продаж и постепенным уходом с рынка.
  • Эффекта масштаба производства – характеризуется изменением величины издержек на единицу продукции в зависимости от масштабов производства. Чем большую часть рынка занимает фирма, тем меньше у нее затраты на единицу продукции.

При помощи матрицы БКГ можно анализировать не только производимые продукты, но и всю компанию в целом, а также ее отдельные подразделения.

Аэрофлот отчитался по МСФО за 4 квартал 2020

«Аэрофлот» в 4 квартале 2020 года нарастил чистый убыток по МСФО в 6,4 раза относительно того же периода 2019 года,…

Далее TCS Group МСФО 4 квартал 2020 12.03.2021

Что такое темп роста и прироста

По сути, вычисление темпа роста – это поиск процентного соотношения между двумя показателями: текущим и прошлым, взятым за основу. Таким образом, для расчета можно использовать базовую формулу:

Значение выбранного показателя за текущий период / Значение выбранного показателя за прошлый период

Чтобы получить результат, можно провести только деление двух показателей. Тогда итог будет выражен в относительной величине. Также результат деления можно умножить на 100 % и получить темп роста в процентах. Тогда значение оценивается так:

  • если оно превышает 100 %, то в компании наблюдается рост;
  • если оно равно 100 %, то никаких изменений не произошло;
  • если оно меньше 100 %, то наблюдается спад.

Темп роста зависит от типа роста. Их существует два: экстенсивный и интенсивный. В первом случае увеличение объемов зависит от увеличения использования сырья, привлечения большего количества работников или установки большего количества оборудования. За счет этого у компании получается производить больше товаров, чем раньше. Чем больше товаров создано, тем больше реализовано. Следовательно, растет прибыль и продажи. Однако со временем возникает технический застой, производство снижается и темп роста стремится к нулю.

Во время интенсивного роста все показатели – сырье, оборудование, рабочая сила – остаются прежними. Однако увеличивается качество. Например, оборудование начинает работать по новой программе, меняется поставщик сырья. В результате компания производит то же количество товаров, что и раньше, но продукты становятся более качественными, надежными. Благодаря этому клиенты покупают больше и компания получает прибыль. 

Особенность интенсивного роста заключается в том, что первое время показатель темпа роста может даже снизиться. Однако это лишь временная перестройка: это не значит, что развитие фирмы замедлилось. 

Три вида темпа роста

Оба показателя (и Тр, и Тпр) могут быть получены разными способами. Это зависит от целей анализа. Например, базисный способ основан на выборе основы или базы. После определения базы выбирается текущий показатель и вычисляется соотношение между ними. По сути, вычисление дублирует основную формулу:

Выбранный показатель / Базовый показатель * 100 %

Второй вид – цепной Тр. Использовать такое вычисление необходимо, чтобы увидеть изменения показателя в динамике. Иначе говоря, формула ЦТр позволяет увидеть, как отличается каждое последующее значение от предыдущего, а предыдущее – от того, которое было перед ним.

Тогда темп роста вычисляется так:

Выбранный показатель / Предыдущий показатель * 100 %

Каждое следующее соотношение вычисляется отдельно, по цепочке, пока не будет достигнуто базовое, начальное значение. 

Существует средний темп роста. Он необходим, когда уже вычислены значения за разные периоды (например, за три и более месяцев) и требуется найти среднее значение роста. Для этого нужно найти среднее геометрическое от всех показателей. Также есть более простая формула, которая основана на среднем арифметическом значении:

(Тр1 + Тр2 + … + ТрN) / N

В этой формуле Тр1 обозначает темп роста за первый период (например, за январь), Тр2 и Тр3 – показатель за второй и третий периоды (например, за февраль и март соответственно). ТрN – темп роста за последний период, участвующий в вычислении. Естественно, в формулу можно подставить неограниченное количество показателей, тогда изменится и число, на которое делится сумма. 

Значение можно получить по второй, усложненной формуле. Она называется GAGR и выглядит так:

((Текущий показатель / Прошлый показатель) * (1 / N)) — 1

В этой формуле N – это количество лет, которое взято для изучения.

У усложненной формулы есть преимущество. Она позволяет четче увидеть среднегодовой рост прибыли нежели при вычислении обычного среднего арифметического.

Понятие и типы темпа роста

Темп роста измеряется в процентах или в относительной величине.

Увеличение темпа роста

Темпы экономического роста находятся в прямой зависимости от типа экономического роста. В экономике существует 2 типа экономического рота – экстенсивный рост и интенсивный.

При экстенсивном росте увеличение производственных объемов происходит за счет внедрения большего числа факторов (сырье, топливо, рабочая сила, оборудование и др.).

При интенсивном типе роста увеличение производственного объема может быть достигнуто путем совершенствования качественных показателей (квалификация, технологии, достижения научно-технического прогресса). То есть рост происходит за счет улучшения качества, а не количества, как при экстенсивном роста.

Если начинается интенсивный тип, то темпы могут даже немного снизиться в сравнении с экстенсивным типом роста. Но данный факт не значит, что наступил спад в экономическом развитии или то, что оно замедлилось.

Особенности типов роста:

  • При экстенсивном типе роста экономика может сохранять пропорции, структурные характеристики и развитие вширь.
  • При интенсивном типе роста экономика становится динамичной за счет расширения производства, а также благодаря прогрессивным структурным перестройкам.

TCS Group МСФО 4 квартал 2020

TCS Group Holding (головная компания Тинькофф банка и «Тинькофф страхования») в четвертом квартале 2020 года…

Далее SPO М.Видео в 2021 году 12.03.2021

Типы компаний в матрице БКГ

В графическом виде матрица БКГ состоит из двух осей:

  • вертикальная характеризует темп роста рынка;
  • горизонтальная обозначает долю рынка.

При этом в области между данными осями заключены четыре сектора, каждый из которых выражает конкретное состояние анализируемого продукта (компании, отдельного подразделения и т. д.).

«Звезды»

К данной категории относятся компании, которые выступают лидерами на быстро развивающемся рынке и занимают большую его долю. Для «Звезд» характерны следующие особенности:

  • наличие больших объемов продаж;
  • высокий уровень выручки;
  • продукция таких компаний находится на пике жизненного цикла;
  • для постоянного развития требуются существенные инвестиционные вложения.

Как правило, к «Звездам» относятся хозяйствующие субъекты, действующие в новых быстро развивающихся отраслях (например, информационные технологии). Однако, чтобы «идти в ногу со временем» компаниям приходится регулярно вкладывать средства в развитие своей продукции. В подобных условиях очень важно соблюдать баланс между доходами и объемом инвестиций.

В то же время, невозможно постоянно находится в данном секторе матрицы БКГ. Рано или поздно развитие таких организаций начинает замедляться и они постепенно переходят в разряд «Дойных коров».

«Дойные коровы»

Сюда входят компании-лидеры, действующие на переполненном рынке, который практически уже не растет и не развивается. Основными чертами «Дойных коров» выступают следующие:

  • наличие высокого уровня продаж и прибыли;
  • занимают большую долю рынка, что положительно отражается на основных показателях деятельности;
  • отсутствие необходимости в дополнительных вложениях;
  • продукция таких организаций находится в стадии зрелости.

Деятельность «Дойных коров» главным образом нацелена на максимизацию текущих показателей, а также на развитие перспективных направлений бизнеса.

«Темные лошадки» или «трудные дети»

Как правило, в данную категорию попадают организации, которые действуют в быстро развивающемся рынке, но при этом занимают небольшую его долю. Особенности данной группы выражены в следующем:

  • небольшие объемы продаж и прибыли;
  • острая необходимость в инвестициях;
  • в большинстве случаев товары таких компаний находятся на начальной стадии жизненного цикла.

К «Темным лошадкам» относятся хозяйствующие субъекты, которые недавно вышли на рынок, или же были из него вытеснены более сильными конкурентами. При выборе эффективной стратегии дальнейшего роста такие компании могут выйти на уровень «Звезд».

«Собаки»

Сюда входят самые неперспективные организации, действующие на рынке с низким темпом роста и при этом занимающие небольшую его долю. Отличительные черты:

  • низкий уровень продаж и выручки;
  • отсутствие перспектив для дальнейшего развития (из-за медленных темпов роста рынка или его стагнации).

«Собаки» редко переходят в другой сектор матрицы БКГ. Однако такой шанс есть у компаний, действующих на рынках с цикличным спросом. В этом случае у них есть шанс стать «Трудными детьми».

SPO М.Видео в 2021 году

Акции «М.Видео» активно снижаются на «Московской бирже» (MOEX: MOEX) второй день подряд на новостях о цене SPO;…

Далее Форбанк, Альба Альянс и банк Современные Стандарты Бизнеса лишились лицензии ЦБ РБ 12.03.2021

Стратегии матрицы БКГ

Для каждого из 4 секторов матрицы БКГ предусмотрена своя стратегия для дальнейшего развития. В зависимости от того, в какую категорию попала компания или отдельный продукт, руководство принимает конкретные решения, направленные на перспективу.

Итак, для матрицы БКГ предусмотрены следующие основные маркетинговые стратегии.

Увеличение доли рынка

В данном направлении должны двигаться «Темные лошадки». Направление всех сил на увеличение продаж и расширение рынка позволит им в будущем перейти в категорию «Звезд». Для достижения данной стратегической цели могут предприниматься следующие шаги:

  • расширение географии рынка;
  • поиск дополнительных каналов сбыта;
  • разработка эффективной рекламной политики и т. д.

Кроме того, «Темные лошадки» должны реально оценить свои возможности:

  • при наличии ресурсов развивать следует все виды производимой продукции (оказываемых услуг, направлений бизнеса);
  • при ограниченных возможностях следует сделать выбор в пользу более перспективных товарных групп и продвигать только их.

Сохранение текущего положения на рынке

Стиль поведения подходит для «Звезд», занимающих лидирующие позиции на рынке. Данную стратегию также называют оборонительной. Выражается она в следующих действиях:

  • Регулярное вложение денег в разработку новых товарных групп и направлений.
  • Создание у продукта дополнительных конкурентных преимуществ. Причем это следует делать быстрее конкурентов.
  • Регулярное совершенствование маркетинговой политики.

Максимизация прибыли

Такого поведения должны придерживаться «Дойные коровы». Перед окончательным уходом с рынка необходимо извлечь максимальную пользу.

Покидание рынка или снижение активности

Данная стратегия подходит для хозяйствующих субъектов, относящихся к категории «Собак». Нет смысла развивать деятельность и вкладывать средства. От убыточных видов деятельности следует полностью отказаться, параллельно разрабатывая план действий по переходу в другую более перспективную нишу.

Если речь идет о товарах, попавших в группу «Собак», то их как можно быстрее следует исключить из общего портфеля продукции, так как они будут нести только убытки.

Преимущества матрицы БКГ

К основным плюсам модели БКГ можно отнести следующее:

  • простота построения графика и легкость восприятия информации;
  • отражение результатов в доступном виде;
  • наличие возможности производить оценку взаимосвязей между видами продукции и определять стадию жизненного цикла, на которой они находятся;
  • при анализе наибольшее внимание уделяется потребителю и товару, выступающими ключевыми компонентами деятельности любого хозяйствующего субъекта.

Подробный видео-курс

Видео-курс «Матрица БКГ» включает 2 лекции. В результате просмотра вы получите исчерпывающую информацию о технологии построения матрицы БКГ и о правилах анализа получившихся результатов.

Часть 1: Основные элементы матрицы БКГ

Смотреть видео-курс полностью

Готовые решения

У нас есть готовый шаблон, с помощью которого вы с легкостью сможете применить теоретические знания данной статьи на практике. Скачать шаблон для построения матрицы БКГ в формате Excel можно в разделе «Полезные шаблоны по маркетингу».

comments powered by

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...