Место под солнцем (1951, фильм) – «Фильм – шедевр. По роману Теодора Драйзера “Американская трагения” » | Отзывы покупателей

«Как? Ты ещё не читал «Финансиста» Теодора Драйзера?». Примерно так реагировали некоторые мои знакомые, которым говорил, что купил «Трилогию желания». Это три тома, общий объём — 1792 страницы.

Интересные факты

  • Прототипом главного героя романа послужил американский миллионер Чарльз Тайзон Йеркс (1837 — 1905 г.г.).
  • Время публикации романов: «Финансист» — 1912 г., «Титан» — 1914 г., «Стоик» — 1947 г.
  • Последняя часть трилогии, «Стоик» была написана в 1945 году незадолго до смерти автора. Издана в 1947 г. Драйзера не стало в декабре 1945.
  • Сохранились заметки Драйзера. В них он собирал мысли, которые хотел записать в заключении ко всем трём частям романа. Заметки опубликованы в приложении к «Стоику».
  • «Трилогию желания» никогда не экранизировали. Может это и к лучшему.
Теодор Драйзер

Теодор Драйзер

Сюжет[править | править код]

В фильме последовательность событий восстанавливается зрителем не сразу, поскольку сначала показывают арест главного героя, потом — этапы его жизни, приведшие к аресту, и только в конце — подготовку к суду, сам суд и развязку.

Если же действие излагать по хронологии событий, то оно начинается в городе Канзас-Сити. Клайд Грифитс — сын уличных проповедников, которые строго воспитывают детей в религиозной вере. Родители переезжали с места на место, и Клайд толком не учился. Однако с юных лет Клайд мечтает вырваться из мира, где царят лишь бедность и горечь унылого существования. Клайд устраивается коридорным в роскошный отель, где новые друзья приобщают его к алкоголю и посещению девиц лёгкого поведения. Клайд наблюдает жизнь богатых постояльцев, и его стремление к красивой и богатой жизни растёт.

Клайд увлекается молодой продавщицей Гортензией Бригс, однако расчётливая Гортензия водит его за нос и использует эти отношения в своих корыстных целях. Неожиданный поворот в жизни Клайда заставляет забыть его о спокойном существовании. Во время развлекательной поездки с друзьями водитель автомобиля, в котором был Клайд, насмерть сбивает ребёнка. Клайд, как и остальные, вынужден бежать из Канзас-Сити и скрываться от полиции.

В Чикаго он случайно встречается с дядей, Сэмюэлом Грифитсом — богатым владельцем фабрики, который давно не поддерживает связь с семьёй Клайда. Дядя предлагает племяннику работу на своей фабрике, и Клайд переезжает в город Ликург в штате Нью-Йорк, где живёт его дядя. Вскоре на фабрике Клайд как родственник владельца становится начальником в штамповочной. Там Клайд знакомится с Робертой Олден — новой работницей предприятия. Между ними завязываются любовные отношения. Несмотря на то, что Роберта, воспитанная в строгих правилах, сначала отказывается вступить в связь с Клайдом, он упорствует, и девушка, боясь лишиться внимания и расположения молодого человека, быстро уступает и становится его любовницей.

Случай и родство с Сэмюэлом Грифитсом сводят Клайда с 17-летней Сондрой Финчли — дочерью другого местного фабриканта, занимающего видное положение в обществе. Сондра вводит его в круг местной «золотой молодёжи». Её увлечение перерастает во влюблённость, и Сондра подумывает о свадьбе, невзирая на разницу в социальном статусе и на то, что она еще не достигла совершеннолетия.

Неожиданно Роберта Олден сообщает о своей беременности. Клайд пытается уговорить её сделать подпольный аборт. Однако врач, к которому она обращается, отказывает. Роберта добивается у нерешительного Клайда обещания жениться на ней, угрожая в противном случае предать дело огласке. Между тем Клайд хорошо принят в высшем обществе Ликурга, и Сондра укрепляется в решении связать себя узами брака с молодым человеком.

Из газеты Клайд узнаёт о том, что на одном из озёр произошла трагедия: лодка, на которой катались мужчина и молодая девушка, опрокинулась; тело девушки найдено, а тело её спутника найти не удалось. Клайду приходит мысль, что подобным образом он сможет избавиться от Роберты. Молодой человек старается отогнать преследующую его мысль совершить преступление, однако в конце концов приходит к мысли, что убийство беременной девушки — единственный способ преодолеть препятствие, которое стоит на его пути к богатству, роскоши и счастливому браку с Сондрой. Клайд тщательно продумывает весь план совершения преступления, после чего приглашает Роберту покататься на лодке. Каким образом всё было исполнено, в фильме, в отличие от книги, не показано, но девушка тонет и Клайд покидает озеро, маскируя смерть под несчастный случай.

После убийства Роберты Клайд отправляется на озеро, где отдыхает Сондра в компании молодых людей из высшего общества. В это время полиция обнаруживает переписку Роберты и Клайда и выходит на его след. Убийцу арестовывают на глазах у его новых друзей. Сэмюэл Грифитс решает помочь племяннику и нанимает ему опытных адвокатов, однако оправдать Клайда не удаётся. Суд присяжных приговаривает Клайда к смертной казни.

Его казнят на электрическом стуле.

Творческая группа[править | править код]

  • Сценарий — Пранас Моркус
  • Режиссёр-постановщик — Марионас Гедрис
  • Композитор — Лаймис Вилькончюс
  • Оператор-постановщик — Альгимантас Моцкус
  • Монтаж — Ариадна Груодене
  • Художник-постановщик — Альгимантас Шюгжда
  • Звукооператор — Петрас Липейка
  • Художник по костюмам — Линас Крищюнас

Фотографии

Несколько фотографий, которые помогут окунуться в реальную историю, на основе которой был написан роман.

Чарльз Тайзон Йеркс (прототип Каупервуда). Фото 1899 года

Чарльз Тайзон Йеркс (прототип Каупервуда). Фото 1899 года

Мария Аделаида Мур, жена Ч. Т. Йеркса. В книге — Эйлин Каупервуд (Батлер), жена Фрэнка Алджернона Каупервуда.

Мария Аделаида Мур, жена Ч. Т. Йеркса. В книге — Эйлин Каупервуд (Батлер), жена Фрэнка Алджернона Каупервуда.

Эмили Грисби (1869—1964). В книге известна как Беренис Флеминг.

Эмили Грисби (1869—1964). В книге известна как Беренис Флеминг.

Тот самый склеп, построенный Каупервудом (Йерксом).

Тот самый склеп, построенный Каупервудом (Йерксом).

Дом Йеркса (Каупервуда) в Нью-Йорке

Дом Йеркса (Каупервуда) в Нью-Йорке

В ролях[править | править код]

  • Гедиминас Сторпирштис — Клайд Грифитс
  • Анна Алексахина — Сондра Финчли
  • Аида Зара — Роберта Олден
  • Регимантас Адомайтис — Орвил Мейсон, прокурор
  • Альгирдас Шемешкявичюс — Фред Хит, следователь
  • Римантас Сипарис — Сэмюэль Грифитс, дядя Клайдa
  • Рута Сталилюнайте — Элизабет Грифитс, его жена
  • Арунас Сторпирштис — Гилберт Грифитс, их сын
  • Хенрикас Кураускас — Эйси Грифитс, отец Клайда
  • Эугения Плешките — его жена
  • Эдгар Лиепинс — Тайтус Олден, отец Роберты
  • Вторая Лиедскалния — его жена
  • Альгимантас Масюлис — адвокат Джефферсон
  • Алекс Бурницк — Смилли
  • Эдита Сагатаакайте — Джилл
  • Ремигниюс Сабулис — граф
  • Тимофей Спивак — адвокат Белнеп
  • Волдемар Хлебинск — Паркер
  • Витаутас Сапранаускас — Тобис
  • Андрюс Шяша — администратор
  • Адольф Вичерский — начальник курьеров
  • Нийоле Ожелите — Бертина
  • Йонас Биржис — бармен
  • Альгимантас Моцкус — лорд
  • Кристина Андреяускайте — мисс Сандерс, секретарь Орвила Мейсона
  • Альгимантас Мажуолис — помощник шерифа
  • Альгимантас Бружас — мистер Финчли, отец Сондры
  • Лилия Мулевичюйте — мисс Финчли
  • Владас Багдонас — репортёр
  • Антанас Габренас — судья

А также: Edmundas Mikulskis, Rimvydas Muzikevičius, V. Rusteikaitė, Arūnas Smailys, Henrikas Mikalauskas, Rimantas Bagdzevičius, Э. Бернотенайте, Броне Брашките, Р. Дауноравичюте, Романас Милашюс, Видас Петкявичюс, Владас Радвилавичюс, Ирена Житкуте, Арвидас Багдонас, Галина Дауговиетете, Аполония Палудтюши , Линас Паугис, Антанас Пикелис, В. Радужис, Вилия Раманаускайте, Й. Рачкиене, Антанас Сейкалис, Э. Таракявичюте, Гинтарас Микалаускас, Арвидас Дапшис, Д. Ванцявичюте, Альгирдас Заланскас, Альгирдас Врубляускас, Альгирдас Пинтукас, Владас Федотас-Сипавичюс, Сипита, Сипита, Сипита Gerardas Žalėnas, Egidijus Paulauskas, Vytautas Petruškevičius, Rasa Kirkilionytė, Povilas Saudargas, Algimantas Mockus, Саулиус Баланд, Альгимантас Кунделис, Римантас Гучас, Сакалас Уждавинис.

Отзывы о «Финансисте», «Титане», «Стоике»

Издательство «Эксмо»

Издательство «Эксмо»

Попросил подписчиков в фейсбуке рассказать о своих впечатлениях о «Трилогии желания» Теодора Драйзера. Вот некоторые из отзывов.

«Прочитала в зрелом возрасте, когда интересна тема финансов. Чтение увлекательное, повествование яркое и интригующее. Вновь напоминание о том, что красота, молодость, ум и совершенство не смогут удержать мужчину, если он по натуре развратный. Что ни за какие финансы нельзя купить счастье, покой и смысл жизни. Если читать с трезвым умом, то много поучительных уроков можно извлечь». Татьяна М.

«Закончила читать на той неделе. Получила колоссальное удовольствие. Название цикла “Трилогия желания”. Не зря так назвал Драйзер. Конечно, автор глобальные цели преследовал при написании. Думаю, хотел показать: вот Америка страна возможностей, стань акулой и ты сможешь. Очень интересно читать подробное описание кухни обогащения при желании обогатиться, но я читала эти книги как сагу о Каупервуде. В сухом остатке: всё суета сует». Ирина М.

Фото: instagram.com/lakshmi.inga

Фото: instagram.com/lakshmi.inga

«Прочитала всю трилогию. Перечитывала в разном возрасте и каждый раз были разные впечатления. Сейчас читаю “Титан” на английском языке по вечерам, а “Крестный отец” тоже на английском утром. Сравниваю язык, способы описания событий и эмоций. Мне эти книги понимают понять менталитет героев этих книг и некоторых моих современников». Лариса Т.

«Получила большое удовольствие от прочтения, не могла оторваться. Интересно читать о человеческих судьбах, устремлениях, чувствах, взлётах и падениях. И о бизнесмене, дельце, развитии дела. Целая жизнь, история, Америка». Ольга Б.

Фото: instagram.com/helga.books

Фото: instagram.com/helga.books

«Драйзер — моя большая книжная любовь, весь без исключения. Это всегда замечательный язык, яркие образы, глубокий психологический анализ персоналий и предлагаемых обстоятельств, мотивов и самого общества, в котором выживают его герои. Ну и напряжённый сюжет и всегда очень реалистичный финал, без иллюзий. “Трилогия желания” — это препарирование буржуазного общества Америки начала века, детальное но с долей симпатии». Вероника В.

«Прочитала в 16 лет в 1976 году, до сих пор помню основной сюжет, тогда книги очень произвели впечатления. Думаю и сейчас прочитала бы с удовольствием. В то время был очень хороший перевод и корректоры еще работали. В советские времена трилогия была интересна тем, как становятся капиталистами, как развивается бизнес. Второй том вообще интересен тем, что порядочность и нравственность среди пуританского высшего света все-таки были еще в почете, и даже если ты очень богат и успешен, то никто из твоего круга не позволит тебе переступать черту». Ирина Б.

Фото: instagram.com/aleks.sysoev

Фото: instagram.com/aleks.sysoev

Думаю, роман придётся по вкусу не всем. История занимает почти 1800 страниц. Некоторым становится скучно и они бросают чтение на полпути. Я сам читал в несколько подходов, с перерывами на другие книги.

В комментариях поделитесь, читали ли вы эти или другие книги Теодора Драйзера. Как впечатление?

Подписывайтесь на страницу «Смысл» в фейсбуке. Там интересно. Обсуждаем книги, делимся рекомендациями.

Читайте другие посты блога: zen.yandex.ru/smysl

По материалам:1, 2, 3.

Награды[править | править код]

1981 – Диплом “За творческие поиски” на IX Всесоюзном фестивале телевизионных фильмов в Ереване

Ссылки[править | править код]

  • «Американская трагедия» (англ.) на сайте Internet Movie Database
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...