Международные договоры по вопросам налогообложения как часть международного налогового права

Обмен информацией по запросу (Exchange of Information on Request, EOIR) – это классический и широко применяемый способ получения одним государством необходимых ему сведений о налогоплательщике от компетентных органов другого государства. Его не следует путать с получившим широкую известность автоматическим обменом (Automatic Exchange of Information, AEOI), который имеет отдельное регулирование и о

Основа международных налоговых отношений

Основы международных налоговых отношений заложены в международное налоговое право.

Определение 1

Международное налоговое право представлено совокупностью юридических норм и принципов, которые призваны регулировать налоговые отношения в международном масштабе. Подобные нормы включены в акты налогового законодательства некоторых государств, включая международные договора.

Международный договор, касающийся вопросов налогообложения, можно представить в форме соглашения стран или иных субъектов международного права. С их помощью происходит установление взаимных прав и обязанностей в области международных отношений в сфере налогов.

Замечание 1

Любой международный договор представляет собой базовый источник международного налогового права. Если рассматривать международные налоговые отношения, то в их составе могут использоваться разнообразные наименования, включая соглашение, договор, пакт, декларация, конвенция и др.

1.3 Структура международного налогового соглашения

Первыеналоговые соглашения разрабатывалисьв начале двадцатого века. С тех пор былапроделана огромная работа по выработкеи оптимизации стандартных положенийналогового договора. В 1963 г. свою модельналогового договора предложилаОрганизация экономического сотрудничестваи развития (ОЭСР). С тех пор большинствозаключаемых налоговых соглашенийследует именно этой модели, ввиду чеговсе они имеют примерно одинаковуюструктуру, хотя и различаются в деталях,в частности, в ставках налогов у источника.Эта модель претерпевает изменения современем. В 1977 г. ОЭСР предложила новуюверсию, а в 1992 г. следующую за ней. Кроме того, к моделииногда принимаются дополнения, а такжеимеются обширные и постоянно дописываемыеофициальные комментарии ОЭСР. Структурадоговора тем не менее остаётся в основномнеизменной.

Сутьсоглашения об избежании двойногоналогообложения отражается в егоназвании. Оно может называться по-разному:соглашение, конвенция, договор. Этоникакой роли не играет. Важно обратитьвнимание на то, избежание двойногоналогообложения в отношении какихименно налогов им предусмотрено. К ниммогут относиться только налоги на доходылибо на доходы и имущество (капитал).Кроме того, во многих договорах последнихлет в наименовании имеется важноедобавление «и предотвращении уклоненияот уплаты налогов». Это значит, что втекст договора введены специальныеположения, направленные на взаимопомощьв сборе налогов.

Типичнаяструктура соглашения такова. Определяютсялица, к которым применяется соглашение(резиденты). Определяются налоги, ккоторым применяется соглашение (надоход или на доход и имущество).Устанавливается, что доходы постоянногопредставительства иностранной компанииподлежат налогообложению по месту егонахождения (при этом даётся развёрнутоеопределение постоянного представительства).Отдельно оговаривается налогообложениедоходов от международных перевозок,авторских прав и лицензий, дивидендови процентов (устанавливается максимальнодопустимая ставка налога у источника),а также доходов от имущества. Еслисоглашение распространяется на налогис имущества, оговаривается порядок ихвзимания. Определяется порядокналогообложения физических лиц.Устанавливается порядок исключениядвойного налогообложения (кредитныйметод или метод исключения дохода изналоговой базы). Соглашение можетсодержать специальные положения противуклонения от налогов, в том числе принципыналогообложения ассоциированныхпредприятий (например, кипрских компаний,контролируемых россиянами). Предусматриваетсяобмен информацией между налоговымиорганами двух стран. Наконец, даютсязаключительные положения относительнонедискриминации, условий применениясоглашения, урегулирования спорныхвопросов и т.д.

Обмен налоговой информацией по запросу в России

В настоящее время международный обмен налоговой информацией по запросу между Россией и другими странами может осуществляться на основании:

  • Соглашений РФ об избежании двойного налогообложения (имеются с 83 странами; объём и условия обмена могут различаться), либо
  • Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам (вступила в силу для России с 1 июля 2015 года).

Кроме того, Постановление Правительства РФ от 14.08.2014 № 805 предполагает возможность заключения отдельных двусторонних соглашений об обмене налоговой информацией. Заключение таких соглашений планировалось в первую очередь с классическими офшорными зонами, которые не имеют СИДН с Россией (например, Британские Виргинские острова, Гернси, Джерси, Кайманы и др.). Однако, до настоящего времени ни одного такого соглашения заключено не было.

Налоговые резиденты

Россией заключено 83 СИДН с иностранными государствами. Действие соглашений распространяется на резидентов договаривающихся стран. При этом под резидентом понимается любое лицо, которое по законодательству одного или обоих договаривающихся государств подлежит там налогообложению на основании его местожительства, постоянного местопребывания, места управления, места регистрации или любого другого критерия аналогичного характера.

Например, согласно п.2 ст.207 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК), российским налоговым резидентом признается физическое лицо, фактически находящееся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 последовательных месяцев.

Кроме того, положениями СИДН устанавливается порядок определения места взимания налога на доходы и капитал в отношении физических лиц, которые являются резидентами обоих договаривающихся государств.

Например, такое лицо считается резидентом того договаривающегося государства, в котором оно располагает постоянным жильем. Если гражданин располагает постоянным жильем в обоих государствах, то он будет считаться резидентом той страны, в которой он имеет наиболее тесные личные и экономические связи (центр жизненных интересов). Если человек обычно проживает в обоих государствах, или ни в одном из них, он считается резидентом того государства, национальным лицом которого он является. Если он является национальным лицом обоих государств, или ни одного из них, то вопрос, в какой стране взимать налог, решается в особом порядке.

Юридические лица признаются налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с п.1 ст.246.2 НК. В частности, налоговыми резидентами являются:

1) российские организации;

2) иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с «международным договором» Российской Федерации по вопросам налогообложения, — для целей применения этого международного договора;

3) иностранные организации, местом управления которыми является Российская Федерация, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.

Не признается налоговым резидентом РФ иностранная организация, ликвидированная до 01.03.2019.

Если лицо, не являющееся физическим лицом, является резидентом обоих договаривающихся государств, оно считается резидентом того Государства, где находится его место эффективного управления.

?

, , , – ( ). , . , – , () .

: , , . , .

:

  • , ( );
  • , ( );
  • , ( );
  • , , ( ), . , ;
  • ;
  • ( );
  • , (, , );
  • ;
  • , , ..

, . . , – . . (, ..) , , .

” “. , “” , , ( ” “).

, , – (), , , .

, .

.

. . 66 , . . . .

N
1 2000 5/15 10 10
2 2000 5/15 0 0
3 1997 10 10 10
4 1995 10 10 10
5 1996 5/10 0 0
6 1995 15 10 10
7 1995 10 10 0
8 1993 15 15 15
9 1994 10 0 0
10 1994 10 0 0
11 1993 10/15 10 15
12 1996 5/15 0 0
13 1996 10 0 0
14 1997 10 0/15 15
15 1994 10 10 10
16 1997 10 10 10
17 1999 15 0/15 15
18 1998 5/10 0/7,5 5
19 1994 10 0 0
20 1999 5/15 0 0
21 1998 5/10/15 5 5
22 1996 5/10 10 0
23 1996 10 10 10
24 1995 10/15 10 0/10
25 1998 5 5 0
26 1998 5/10 0 0
27 1999 10 10 10
28 1994 10 10 10
29 () 1997 10 0 0
30 () 1992 5/10 0 5
31 1999 0/5 0 10
32 1997 10 5 5
33 1993 10/15 0 0
34 1997 10 10 10
35 1987 15 15 10/15
36 1996 10/15 15 0
37 1997 5/10 10 10
38 1996 10 0 10
39 1995 10 10 20
40 1998 5/10 10 5
41 1996 5/15 0 0
42 2000 15 10 10
43 1996 10 0/10 0
44 1992 10 10 10
45 2000 10/15 0/10 10
46 1993 15 15 10
47 2000 15 0/10 4,5/13,5/18
48 1994 10 0 10
49 1995 10 10 10
50 1992 5/10 0 0
51 1997 5/10 0/10 0
52 1998 10 5 5
53 1997 10 10 10
54 1994 10 10 0
55 1995 5/15 10 10
56 1995 15 15 15
57 1996 5/12 0 0
58 1996 5/10/15 0 0
59 1995 5/10 10 10
60 1995 10 0 10
61 1995 5/15 5/10 0
62 1993 5/15 0 0
63 1999 10/15 0/10 10
64 1995 10/15 10 0
65 1995 5/15 10 10
66 1986 15 10 0/10
, 15 15/20 20

, , .

..

“-“

Толкование международных налоговых соглашений

Под толкованием договора подразумевается установление истинного смысла и содержания международного соглашения, чтобы можно было наиболее точно реализовать его условия. Стоит отметить, что правила толкования международных налоговых норм иногда существенно отличаются от принятых правил толкования местных налоговых норм в каждой стране. И местные правила в стране не должны применяться для толкования международных договоров. Строго говоря, толковать налоговые соглашения можно только с помощью норм Венской конвенции о праве международных соглашений.

Правила толкования международных налоговых соглашений записаны в 31-33 статьях Венской конвенции. Главное правило записано в 31-й статье так: «Договор должен толковаться добросовестно в соответствии с обычным значением, которое следует придавать терминам договора в их контексте, а также в свете объекта и целей договора».

Добросовестность подразумевает честность и отсутствие желания обмануть контрагента, а также желание определить правильный смысл международного соглашения, который закреплен в его тексте. А что подразумевает «обычное значение» терминов в договоре?

Виды международных соглашений и договоров

Международный договор может иметь многосторонний или двусторонний характер.

В соответствии со статьей 7 российского налогового законодательства, если международный договор РФ, в состав которого включены положения, касающиеся налогообложения и сборов, включает другие правила и нормы, чем те, которые предусматривает НК РФ и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты о налогах и (или) сборах, то необходимо применять правила и нормы международных договоров РФ.

В соответствии с содержанием международные налоговые соглашения могут быть:

  • соглашение, касающееся взаимных налоговых льгот (например, таможенная конвенция, налоговые статьи Ломейских конвенций и др.);
  • соглашения, относящиеся к устранению международного двойного налогообложения;
  • соглашения, касающиеся оказания административно-правовой помощи по налоговым вопросам (например, Нордическая конвенция, принятая в 1972 году, соглашения между США и Канадой, Великобританией, ФРГ и др.).

В число особых групп включены многосторонние соглашения, касающиеся таможенных пошлин и сборов. Примером может быть ГАТТ (Генеральное соглашение о тарифах и торговле).

В состав международных налоговых соглашений необходимо включить соглашения, относящиеся к сотрудничеству и взаимной помощи по проблемам соблюдения законов о налогах и сборах. В условиях современности общее количество работающих соглашений по этим проблемам уже превысило 3 тысячи.

Виды и наименования международных договоров по налогообложению

Международные договоры по налогообложению могут именоваться в виде как соглашений, пактов, конвенции, декларации и др.

Существуют многосторонние и двусторонние международные договоры. Двусторонние заключаются между двумя государствами, а многосторонние могут заключаться с 3 и более странами.

Виды международных договоров можно разделить на 4 группы:

1. Соглашений общего характера. Определяют общие подходы к налогообложению стран.

2. Налоговых соглашений. Делятся на многосторонние и двусторонние, которые имеют в свою очередь три подразделения: конвенции – договора рекомендательного характера, по вопросам прямых и косвенных налогов; ограниченные соглашения – распространяются на один вид налога; соглашения об оказании помощи по налогообложению.

3. Соглашений по налоговым вопросам, например, предоставление льгот.

4. Специфических соглашений. По вопросам конкретной международной организации.

Объект и цель договора

Термины соглашения также должны толковаться «…в свете объекта и целей договора». «Объект и цель» в данном случае является единым целостным выражением и подразумевает объективную цель соглашения как такового. Как правило, о цели соглашения говорит его название и преамбула. То есть, если это договор об избежании двойного налогообложения, то цель договора – избежать ситуаций, когда один и тот же доход облагается налогом дважды. Соответственно, решая какую-либо проблему в трансграничной ситуации, необходимо учитывать эту цель.

Но последнее время часто упоминается, что налоговые соглашения преследуют также более общую, международно-экономическую цель, а именно устранение налоговых барьеров на пути движения капиталов, товаров, услуг, технологий и трудовых ресурсов, а также недопущение уклонения от уплаты налогов и установление запретов на дискриминационное налогообложение.

Направления международных соглашений об избежании двойного налогообложения

Международное двойное налогообложение – это взимание налогов сразу в двух странах с одного налогоплательщика за один объект и один период времени. Такое налогообложение называют еще излишним. Налоговые платежи, объекты и сроки уплаты оказываются идентичными.

Международные конвенции об избежании двойного налогообложения отличают прибыль от бизнеса, особые виды доходов, когда нужно установление особых налоговых режимов. Особые режимы применяются при отдельных видах деятельности. К данным видам относят:

  • перевозки пассажиров и грузов международного масштаба;
  • кредитные международные связи;
  • инвестиционная деятельность;
  • материализация авторских прав;
  • предпринимательская деятельность, осуществляемая заграницей.

Для перевозок такой режим вводится не только для регулировки цен, но и потому, что налоговым службам достаточно сложно определить доход данного перевозчика на территории другой страны.

Для инвестиционной деятельности также существуют особые условия существуют для стимулирования международной активности в данной сфере.

Если бы к данным видам применялись общие режимы, то это могло бы привести к увеличению себестоимости услуг, а также привело бы к дискриминации иностранных инвесторов, кредиторов, а также было бы сложно определить налоговые обязательства.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Практика предоставления информации иностранными налоговыми органами в Россию

На сегодняшний день получение российскими налоговыми органами информации от иностранных коллег уже является реальной и регулярной практикой. Приведем несколько примеров предоставления российским налоговым органам данных из-за рубежа, оказавших влияние на результаты налоговых проверок и впоследствии на судебные решения. Во всех перечисленных случаях решения были приняты в пользу налогового органа.

Дополнительно отметим, что СИДН относят информацию, полученную в ответ на запрос, к тайной и подлежащей сообщению только налоговым органам и судам, и уже последние вправе раскрывать эту информацию в ходе открытого судебного заседания или при принятии судебных решений. Поэтому, информация, получаемая от иностранных налоговых органов, отражается в судебных решениях лишь фрагментарно, в части, необходимой для обоснования выводов суда.

  • В Решении Арбитражного суда г. Москвы от 31 октября 2016 г. (заявитель – ПАО «Северсталь») из анализа информации, предоставленной финансовыми органами Республики Кипр, судом установлены такие обстоятельства, как схема процентного владения вовлеченными кипрскими компаниями, содержание их уставов, отчеты советов директоров этих компаний о полученных из России дивидендах и их последующей выплате в пользу акционеров – компаний Британских Виргинских островов, данные финансовой отчетности кипрских компаний и др. Эти данные имели ключевое значение при доказывании технической роли кипрских компаний и транзитного характера выплат дивидендов в контексте «фактического права на доход» как условия правомерного применения СИДН Россия-Кипр.
  • В Постановлении 13-го арбитражного апелляционного суда от 8 сентября 2015 г. (заявитель – ЗАО «АВТОТОР») указывается, что в рамках СИДН государственными органами Нидерландов была предоставлена информация о руководителе и о конечном бенефициаресвязанной нидерландской компании в проверяемый период. В схеме выплаты дивидендов был установлен российский конечный бенефициар, обладающий фактическим правом на определение экономической судьбы дохода нидерландской компании.
  • В Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 11 июня 2015 г. (заявитель – ООО «Орифлэйм Косметикс») отмечается, что, по информации налоговых органов Нидерландов и Люксембурга, суммы денежных средств, выводимые из-под юрисдикции РФ, «в дальнейшем также не подвергались налогообложению иных налоговых юрисдикций». Движение лицензионных платежей, практиковавшееся между аффилированными компаниями, было оценено как недопустимый инструмент налоговой оптимизации.
  • В Решении Арбитражного суда г. Москвы от 6 марта 2019 г. (заявитель – ООО «Группа ОНЭКСИМ») упоминается, что налоговыми органами Кипра были предоставлены сведения о численности сотрудников иностранных компаний, приобретавших у Общества консультационные и юридические услуги. Факт отсутствия в них сотрудников помимо директоров способствовал выводу о «формальной регистрации иностранных компаний на территории Кипра и Британских Виргинских островов, тогда как вся деятельность ведется на территории РФ». Суд, с учетом прочих обстоятельств, согласился с выводом ИФНС о том, что фактически местом управления иностранных организаций для целей НДС является территория РФ.

Использование Модельной конвенции ОЭСР и Комментария к ней для толкования международных налоговых договоров

oecdБольшинство стран Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), составляя двусторонние соглашения, следуют Модельной конвенции ОЭСР, заключенной в 1977 году. Поэтому, когда возникает вопрос толкования договора, часто используется эта конвенция, разработанная Комитетом ОЭСР по фискальным вопросам с целью показать именно свой взгляд на структуру и правила интерпретации налоговых договоров. Комитет ОЭСР по фискальным вопросам включает в себя налоговых экспертов из стран-членов ОЭСР.

Некоторые страны с переходной экономикой также часто используют и Модельную конвенцию ООН, которую разработало правительство США для переговоров с целью заключения соглашений. Многие другие страны, в том числе Российская Федерация, также имеют свои Модельные конвенции. Все конвенции зачастую имеют одинаковую структуру и содержание, а различия в основном заключаются в особенностях международной налоговой политики определенной страны. Также к большинству Модельных конвенций составляется Комментарий, который является источником интерпретации конвенции.

Когда составляется основа проекта текста соглашения, за его основу берется именно Модельная конвенция, а изменения вносятся в зависимости от интересов стран, которые заключают договор. Поэтому, в тех случаях, когда текст соглашения совпадает с текстом Модельной конвенции, Комментарий к ней применяется в качестве руководства для толкования этого соглашения при возникновении спорных вопросов. Для стран ОЭСР Комментарий к Модельной конвенции ОЭСР является официальным средством толкования при разрешении споров, но не обязательным.

Многие специалисты, в том числе австралийский профессор Ричард Ванн, рекомендует использовать Комментарий к Модельной конвенции ОЭСР не только для толкования международных налоговых соглашений, но и применять его к положениям во внутреннем налоговом законодательстве стран. Это поможет избежать многих проблем, так как формулировки национального законодательства страны будут совпадать с формулировками налоговой конвенции, и при возникновении конфликтов отпадет необходимость искать приоритет, а также в наличии будет огромное количество уже написанных толковательных материалов. Кроме того, поступая так, страна дает сигнал иностранным инвесторам, что готова следовать принятым во всем мире принципам.

Говоря о необходимости использовать в толковании Комментарий, стоит упомянуть, что суды большинства стран используют его в принятии решений. Особенно часто Комментарий к Модельной конвенции ОЭСР упоминается в решениях английских судов, а также при рассмотрении дел в судах Новой Зеландии, Индии, США, Канады и Австралии.

Практика применения международных налоговых соглашений в России

tax_treatyВ России, чтобы правильно применить положения соглашения об избежании двойного налогообложения, важно, к примеру, дать точное определение понятию постоянного представительства. В разных аналогичных договорах России с другими странами это понятие различается только в деталях. Например, конвенция между правительствами России и Италии объясняет термин «постоянное представительство» как «постоянное место деятельности, через которое частично или полностью осуществляется предпринимательская деятельность компании». А в Договоре между Россией и Кипром подчеркивается территориальный признак – «постоянное место деятельности, через которое частично или полностью осуществляется предпринимательская деятельность компании одного Договаривающегося Государства на территории другого Договаривающегося Государства».

Так как понятие предпринимательской деятельности в разных странах может иметь другой смысл, чем тот, который вкладывается в это понятие в России, в двусторонних соглашениях приводятся перечни того, что является постоянным представительством, а что нет. Например, постоянным представительством признается место управления (a place of management), отделение (a branch), фабрика (a factory), контора (an office), мастерская (a workshop), шахта (a mine), газовая или нефтяная скважина (an gas or oil well) и т.д. Но эти понятия не всегда соответствуют сложившейся в России терминологии. Таким образом, с помощью разных судебных разбирательств, было определено, что «место управления» по смыслу соответствует используемому в налоговых органах термину «местонахождение постоянного действующего исполнительного органа»; «контора» — понятию «фактическое местонахождение юридического лица», а «отделение» — термину «филиал».

Само наличие международных соглашений об избежании двойного налогообложения очень привлекательно для многих предпринимателей, желающих вести бизнес на международном уровне. Если Вы входите в число этих предпринимателей, мы с радостью бесплатно проконсультирует Вас по вопросам международного налогового планирования, зарегистрируем компанию или откроем банковский счет. За консультацией и получением услуг пишите нам на электронную почту info@offshore-pro.info.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...