Модели ⚠️ рыночной экономики: какие типы бывают, их особенности

Модели экономики: планово-директивная, рыночная, смешанная, традиционная. Модели рыночной экономики: американская, скандинавская, саксонская, японская

Сущность экономической системы

Существование человека предопределяется степенью удовлетворения его потребностей. С момента выделения человека из мира дикой природы, то есть с момента проявления сознания, человек для удовлетворения своих потребностей должен был выполнять какие-то действия.

Определение 1

Деятельность человека, связанная с производством каких-либо благ с целью удовлетворения потребностей называется экономической деятельностью.

По мере развития человека и общества характер деятельности все более усложнялся. Если сначала это было примитивное собирательство, то далее появились земледелие, животноводство, ремесла и промыслы. В деятельность вовлекались другие люди и все более широкий круг ресурсов, на основе трудовой деятельности между людьми формировались различные типы отношений. Трудовая деятельность стала системообразующим фактором.

Определение 2

Совокупность отношений между людьми, предприятиями и государствами, связанные с экономической деятельностью путем привлечения различных ресурсов на основе прав собственности и отношений при управлении и распределении материальных благ и произведенных продуктов образует экономическую систему.

Экономическая система представляет собой сложную структуру, отражающую характер отношений в процессе производства и в обществе. Типы экономических систем, возникшие на протяжении истории нашей цивилизации, условно делят на четыре группы:

  • традиционная система;
  • рыночная система;
  • административно-командная или плановая система;
  • смешанная система.

За основы классификации были взяты правовые отношения в сфере собственности и управления экономикой, включая вопросы распределения благ. Эти системы сосуществуют и взаимодействуют между собой. Некоторые специалисты считают смешанную систему вариантом проявления рыночной экономики. Другие считают ее гибридом рыночной и плановой экономик. Но, принимая во внимание ведущую роль частной собственности, смешанная экономика все таки ближе к рыночной.

Американская модель.

Эта модель получила название «либеральная модель капитализма». Ее характерными особенностями являются:

– малый удельный вес государственной собственности. В конце 70-х годов государственная собственность в акционерном капитале в промышленности и на транспорте составляла: в США — 10 %, в ФРГ — 18, в Великобритании — 24, во Франции — 34, в Италии — 38 %;

– минимальная регулирующая роль государства в экономике. Такое вмешательство, как правило, инициируется экономическими кризисами (30-е, 70-е годы) или резким подъемом экономики (60-е годы — борьба с бедностью, рост коли­чества социальных программ). Кризис 1973 г. привел к тому, что президент Никсон был вынужден уже в 1974 г. сократить затраты на социальные про­граммы. В начале 80-х годов Рейган наметил программу дальнейшего сокращения государственного сектора, отмены регулирования цен, сокращения центрального правительственного аппарата, закрытия большого количества социальных программ. В результате этих мер произошла модернизация суще­ствующей экономической модели, в которой роль рынка выросла, а государ­ства — сократилась;

– всемерное поощрение предпринимательства. Мелкое предпринимательство в 80-е годы обеспечивало в США ежегодно примерно 80 % новых рабочих мест;

– резкая дифференциация на богатых и бедных;

– большое различие в уровне заработной платы, составляющее 110-кратный разрыв между главой фирмы и служащими;

– приемлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения.

Планово-директивная модель экономики

Планово-директивную модель экономики характеризует общественная собственность практически на все материальные ресурсы и коллективное принятие экономических решений, которое осуществляется с помощью централизованного планирования. Все весомые решения по объему ресурсов, их использованию, структуре и распределению продукции, организации производства принимаются центральным плановым органом. Предприятия — собственность государства и осуществляют производство на основе государственных директив. Соотношение между капитальными благами и потребительскими благами (средствами производства и предметами потребления) устанавливается централизованно. Таким же способом осуществляется и распределение средств производства и предметов потребления.

Характерные черты планово-директивной экономики:

  • господство государственной собственности на средства производства;
  • частная собственность практически запрещена, а коллективная существует формально;
  • низкая эффективность производства;
  • управления экономикой на основе государственных планов и централизованных решений правительства;
  • распределение ресурсов и доходов происходит из центра;
  • диктат производителей по отношению к потребителям;
  • невосприимчивость к научно-техническому прогрессу;
  • невостребованность интеллекта;
  • подчинение вместо экономической свободы;
  • низкий уровень жизни населения (по уровню потребления в национальном доходе в расчете на душу населения СССР занимал 77 место в мире);
  • рост размеров предприятия (гигантомания).

Чем характеризуется рыночная экономика

На сегодняшний день экономической наукой рассматриваются несколько моделей устройства экономики государства. С одной стороны, это плановая экономика, при которой производство и потребление происходят согласно заранее составленного плана, с другой же – экономика рыночная, при которой краеугольным определяющим фактором является рынок. Рынок является диверсифицированной системой отношений обособленных субъектов хозяйствования, системой саморегулирующейся и не требующей для функционирования вмешательства извне.

Японская модель.

Формирование современной модели хозяйствования проис­ходило в условиях специфического развития. Отказавшись от военных расходов, Япония сконцентрировала все свои ресурсы для использования «в мирных целях» и прежде всего для наращивания экономического потенциала в промышленнос­ти. Это во многом было достигнуто благодаря свободному приобретению амери­канских и западноевропейских патентов и лицензий, снижению цен на мировых рынках сырья и топлива, относительной дешевизне японской рабочей силы, от­сутствию значительных военных расходов.

К основным чертам японской модели относятся:

– высокий уровень государственного воздействия на основные направления национальной экономики. Сначала государство поддерживало производство танкеров, затем малолитражных автомобилей, а с 70-х годов — производство элек­троники и компьютеров. Такой подход позволил Японии до середины 70-х го­дов избегать глубоких кризисов и обеспечивать динамичное развитие экономи­ки;

– составление 5-летних планов укрепления и развития сил самообороны, кото­рые разрабатываются с 1957 г. В настоящее время завершен 8-й пятилетний план на 1991-1995 гг. Перед тем как произошло «японское чудо», был состав­лен 30-летний стратегический план вывода экономики из кризисного состояния и создания высокоэффективных производств. В Европе и США, когда 20 лет назад разразился энергетический кризис, были разработаны государственные планы развития энергетики. В их осуществлении принимали участие фирмы, но общим процессом выполнения этих планов руководило государство путем использования прямых инвестиций, определения налоговой и ценовой политики, политики заработной платы;

640-1.png

– широкое распространение пожизненного найма рабочих на фирмах; объедине­ние их общими интересами; привлечение работников к управлению и принятию решений;

– незначительное различие в уровне заработной платы, которое составляет сем­надцатикратный разрыв между главой фирмы и служащими;

– социальная направленность модели. Государство ведет борьбу против соци­ального неравенства, следит за соблюдением социальных прав граждан в случае болезни, безработицы, ухода на пенсию. Обязанности по решению социальных задач работающих во многом возлагаются на корпорации и объединения.

Рыночная экономика и ее сущность

Определение 3

Рыночной экономикой называется экономическая система, сформированная на базе частной собственности во всех ее формах, и управляемая с помощью рыночных механизмов (взаимодействия спроса и предложения, конкурентной борьбы).

Рыночная экономика появилась еще в недрах феодального строя и существовала параллельно с традиционной системой. Основным стимулом развития рыночной экономики было и есть получение личной выгоды. Благодаря рыночным механизмам происходит быстрое насыщение рынка товарами. Конкуренция стимулирует стремление к повышению эффективности производства, борьбе за качество продукции.

Недостатком рыночной системы является неравномерность экономического развития в условиях рынка. Подъем и расцвет производства сменяются экономическим спадом и застоем (депрессией). Спад производства сопровождается ухудшением социальной обстановки в государстве, социальным конфликтам.

Нет совершенных экономических систем. Рыночная экономика, при всей своей эффективности, показала невозможность отстранения государства от вопросов управления и распределения. Поэтому в $ХХ$ веке в ряде ведущих стран мира были разработаны свои варианты экономических систем. Их назвали моделями. Особенности и направленность этих моделей зависит от следующих факторов:

  • географического положения;
  • природно-ресурсного фактора;
  • особенностей исторического развития;
  • этнических особенностей населения;
  • уровня экономического развития;
  • социальных приоритетов в обществе.

Общими чертами этих моделей являются:

  • наличие различных форм собственности;
  • свободные цены на товары и услуги;
  • свобода предпринимательства и конкуренции;
  • участие государства в регулировании экономики.

Рыночная модель экономики

Чистые рыночные отношения характеризуются частной собственностью, конкуренцией и ценовой координацией экономической деятельности. В рыночной модели экономики поведение каждого ее участника мотивируется его личными интересами, каждая экономическая единица пытается максимизировать свой доход на основе индивидуального принятия решений. Рыночная система функционирует в качестве механизма, через который индивидуальные решения получают огласку и координируются.

То обстоятельство, что товары и услуги производятся, а ресурсы предлагаются в условиях конкуренции, означает, что существует много самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и ресурса. Защитники чисто рыночных отношений утверждают, что такая экономическая система способствует эффективному использованию ресурсов, стабильности производства и занятости, быстрому экономическому росту. Сам рынок функционирует по принципу «пусть идет, как идет». Роль правительства ограничивается защитой частной собственности и обеспечением надлежащей правовой структуры, что способствует свободе предпринимательства.

Характерные черты рыночной экономики:

  • господство частной собственности;
  • механизм свободной конкуренции (со временем ослабевает — возникает антимонопольное законодательство);
  • стихийный переток капиталов внутри отраслей и между ними;
  • регулирование цен посредством уравновешивания спроса и предложения;
  • установление пропорций между отраслями народного хозяйства через механизм экономических кризисов;
  • свобода выбора и действий (гибкость, высокая адаптивность);
  • ограниченная роль правительства;
  • избавление от неэффективных хозяйств посредством экономических методов;
  • не признает равноправие лиц;
  • не гарантирует полную занятость населения и стабильность цен;
  • не создает стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования;
  • не имеет экономического механизма защиты окружающей среды.

Немецкая модель.

Она близка по своему социально-экономическому содержа­нию к японской модели. Главным идеологом социальной рыночной экономики является Людвиг Эрхард, который в своей книге описал основные принципы фун­кционирования новой немецкой экономики.

Отличительными особенностями не­мецкой модели являются:

– сильное государственное воздействие на экономику, которое проявляется преимущественно при решении социальных проблем. В Германии традици­онно существуют значительные социальные обязательства государства: бес­платная медицина, образование;

– Германия одной из первых ввела в начале 70-х годов принцип таргетирования (планирования) основных макроэкономических показателей. Здесь же был реализован принцип социального партнерства, подразумевающий участие работников предприятия в его собственности;

– в немецкой модели, так же как и в японской, решающая роль отводится бан­кам, при этом центральному банку предоставлена полная автономия;

– различие в уровне заработной платы, как и в японской модели, является не­ значительным и составляет двадцатитрехкратный разрыв между главой фирмы и служащими.

Общие черты моделей экономики

Едиными являются такие черты, как:

  • многообразие форм собственности;
  • не испытывающая внешнего влияния конкуренция;
  • независимое ценообразование;
  • свобода в выборе вида деятельности, способов достижения успеха.

При всей своей результативности рыночная экономика доказала необходимость вмешательства государства в некоторые сферы социально-экономических отношений. Поэтому еще одной общей чертой стало определенное государственное регулирование экономики.

Шведская модель.

Отличительной особенностью шведской модели является: социальная направленность, сокращение имущественного неравенства, забота о малообеспеченных слоях населения. Иногда шведскую модель называют второй моделью социализма. Швеция отличается высоким уровнем жизни и обеспечения гражданских прав. Государство активно участвует в обеспечении экономической стабильности и в перераспределении доходов.

В Швеции за последние 1О лет (с 1870 по 1980 гг.) валовой национальных продукт ежегодно рос в среднем на 2,5 % на душу населения. Для шведской модели характерным является низкий уровень безработицы, которая с 1945 г. до начала 70-х годов составляла всего 2 %. В Швеции весьма высокий уровень государственного сектора. В 1988 году, например, общая сумма государственных расходов составила 62 % от общего объема валового национального продукта. Более половины этих расходов соста­вили дотации домашним хозяйствам и предприятиям.

В Швеции сформировалась концепция: «Государственный сектор, если уж он начал расти и достиг опреде­ленных размеров, может начать развиваться «сам по себе», на основе собствен­ной внутренней логики политического механизма принятия решений». (Эклунд К. Эффективная экономика — шведская модель. М.: Экономика, 1991. С. 159). Боль­шая часть услуг в Швеции предоставляется в государственном секторе, причем бес­платно. Государство достаточно часто вмешивается в процесс ценообразования, устанавливая фиксированные цены.

Традиционная модель экономики

Традиционная модель экономики — самая древняя экономическая система, характерная для первобытного общества и ситуаций ограниченности ресурсов. В настоящее время традиционная экономическая система существует в сельскохозяйственных зонах Южной Америки, Азии и Африки и других регионах Земли. Этот тип экономической системы базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики. Для традиционной экономики характерно натуральное хозяйство.

Характерные черты традиционной экономики:

  • крайне примитивные технологии;
  • преобладание ручного труда;
  • низкий уровень товарообмена;
  • все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с вековыми обычаями;
  • организация и управление экономической жизнью осуществляется на основе решений совета.

Французская модель.

Она не имеет ярких особенностей. Эта модель — среднее между американской и немецкой. Во французской модели высокой является регу­лирующая роль государства. Во Франции с 1947 г. составляются пятилетние пла­ны — индикативное планирование. П. Самуэльсон отмечал, что французское «го­сударственное планирование» является замечательным вкладом Франции в государственное планирование.

«Такая система оказалась неправдоподобно удачной, если принять во внимание неформальный полудобровольный характер мер, предпринятых для ее осуществления» (Самуэльсон П. Экономика. М.: МГП «Алгон», ВМИИСИ, 1992. Т. 2. С. 406-407). Для французской модели характерны значительные масштабы прямой предпринимательской деятельности государ­ства, широкое вмешательство государства в процесс накопления капитала.

Южно-корейская модель.

Эта модель интересна тем, что ее использование в процессе развития экономики позволило Южной Корее за короткий срок из отста­лой превратиться в передовую индустриально развитую страну. В 1962 г. перед началом экономических реформ национальный доход на душу населения составлял 82 долл. в год. В 1988 г. он достиг 4,04 тыс. долл., т. е. увеличился за 16 лет почти в 50 раз. Отличительной особенностью южно-корейской модели является весьма сильное регулирующее воздействие государства на развитие экономики.

Оно вклю­чает следующие экономические рычаги:

– планирование экономического развития. Этим занимается государственный плановый орган — Совет экономического планирования. Он с 1962 г. разра­батывает пятилетние планы, имеет право одобрять крупные инвестицион­ные проекты, принимать решения о выделении бюджетных средств на их фи­нансирование. До 70-х годов планирование носило директивный характер.

Переход к индикативному планированию осуществлялся по мере развития частного бизнеса. Крупные инвестиционные проекты иногда принимались вопреки рекомендациям МВФ и мирового банка. Аналогичным образом была создана мощная сталеплавильная компания, которая в настоящее время выплавляет примерно 20 млн. тонн стали в год, это почти столько же на душу населения, сколько выплавлялось в СССР в 1990 г.;

– в Южной Корее длительное время действовала государственная монополия в
кредитно-финансовой сфере. Частные банковско-кредитные институты появились лишь в первой половине 80-х годов. Такая политика позволяла государ­ству концентрировать в своих руках финансовые и валютные ресурсы и эффек­тивно использовать их на развитие приоритетных отраслей;

– регулирование внешнеэкономической сферы было направлено на стимули­рование экспорта и ограничение импорта и тем самым поддерживалось раз­витие собственного производства.

Проблема экспорта находилась под особым контролем. Президент ежемесяч­но проводил совещания по этим вопросам с присутствием крупнейших экспорте­ров. По отдельным отраслям планировались экспортные задания, которые уста­навливались на год с разбивкой по кварталам и месяцам, при необходимости они корректировались.

После реанимации экономики в предыдущей пятилетке (1987-1991 гг.) прави­тельство приступило к осуществлению социальных программ. Были созданы фон­ды стабилизации цен, создавались новые рабочие места. Безработица сокраща­лась, уровень зарплаты рос на 29 % в год. Рост зарплаты происходил лишь за счет активности профсоюзов. В результате стала возрастать инфляция. В 1992-1996 гг., в очередной пятилетке, правительство решило бороться с инфляцией путем повы­шения подоходного налога и сокращения госрасходов.

Централизованное использование средне- и долгосрочных планов и целевых программ с установлением производственных заданий и сроков их выполнения в сочетании с рыночными методами хозяйствования позволило Южной Корее в относительно сжатые сроки преодолеть барьер слаборазвитости и занять достой­ное место в мировой цивилизации.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...