Научная парадигма. Парадигмы образования. Парадигма – это что? :: SYL.ru

Вы робот?

Вы робот?

Мы заметили, что с вашего адреса поступает очень много запросов.

Подтвердите, что вы не робот

Хотите знать об инвестициях все?

Подпишитесь на рассылку, чтобы не пропустить самые важные новости и полезные материалы.

Вы успешно подписались на рассылку InvestFuture!

Благодарим вас за оформление подписки! Первое полезное письмо поступит на ваш почтовый ящик в течение недели. Управлять настройками подписки вы можете в личном кабинете.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях:

Страницы истории

Встречается такое понятие в диалоге Платона «Тимей». В нем идет речь о том, что бог, опираясь на парадигму, создал весь мир. Это слово придумали греки (παράδειγμα, что означает «шаблон, пример, набор концепций, образец»). Таким способом они констатировали, что первичной была мысль (идея, некий образ), благодаря которой была создана вся существующая материя.

В ином диалоге — «Политик» — этот известный мудрец утверждал, что политик должен, как ткач, создавать узоры своей власти и моральных принципов. Чем больше нитей он вплетает в свое «изделие», тем у него появляется больше сторонников среди граждан. При этом повышается его авторитет среди обычных людей, увеличиваются шансы на приобретение уважения в глазах почитателей. Древнегреческий философ, рассуждая над тем, что такое парадигма, определение связывал именно с политикой.

В морфологии у термина «парадигма» выделяют два основных значения:

  • словоизменение, схема, образец;

  • система словоформ, которые образуют одну лексему.

Выделяют следующие виды парадигм:

  • именную (склонение)/глагольную (спряжение);

  • полную (общую)/частную.

Определение понятия парадигма в полном случае — это вид, который предполагает наличие полного набора форм словоизменения определенной категории. К примеру, для имени существительного она предполагает 12 словоформ.

Неполная парадигма — это форма, которая характеризуется неполным набором словоизменений в какой-либо категории.

неполная парадигма

Определение парадигмы

Научно-философская категория парадигмы изначально предполагает целостную систему интуитивного ориентирования. Очевидно, что, осуществляя созидательную и познавательную деятельность, человеку следует действовать не огульно, а исходя из определенных принципов.

парадигма это

Крайне рационально с точки зрения науки, «не изобретая велосипед», изначально брать на вооружение наработанную ею систему открытий, технологий, позволяющих идти дальше и дальше самым коротким и, соответственно, самым эффективным путем.

Парадигма как раз и является теми оптимальными исходными теоретическими условиями, стартуя с которых, научное познание имеет наилучшие перспективы. Это обеспечивается благодаря активной роли актуальной парадигмы в качестве обратной связи.

Эта обратная связь реализуется путем оптимизации возможных направлений поиска ученого. Тот сообразует их с имеющейся на текущий момент фундаментальной теоретической базой – как явной, так и неявной. Иными словами – он опирается на парадигму как на исходные условия.

Очевидно, что качественная парадигма – это глобальная теоретическая разработка, максимально дружественная и адаптированная к гносеологии человеческого познания и, соответственно, коррелирующаяся с актуальным отрезком эволюции человечества. Определенная парадигма «работает» на том временном промежутке, где она соответствует нормальной науке (это понятие мы рассмотрим ниже). Таким образом, философия употребления данного понятия изначально имеет определенные границы.

Парадоксально человеческое познание. Периоды застоя вдруг переходят в наработку нового инструментария и теоретической базы. Соответственно, не является удивительным, что за десятилетие до начала эры научно-технической революции (начало 70-х гг.) категория «парадигма» нашла свое приоритетное употребление в общенаучной философии, а также социологии.

Подводя итог нашим рассуждениям о феномене парадигмы, ограничимся компактным определением: парадигма – это некий существующий в определенное оговоренное время исходный теоретический базис, состоящий из актуальных теорий, идей, взглядов. Его зрелость и адекватность принимается во внимание при определении концептуальной рабочей схемы первостепенных научных проблем, берущихся в текущее разрешение.

Томас Кун и его теория развития

парадигмы программирования

Первым употребил понятие парадигмы в современном его контексте калифорнийский профессор Томас Сэмюэл Кун. Изучая исторически научное знание как процесс, ученый показал неравномерный, скачкообразный характер его развития.

В своей наиболее выдающейся научной работе «Структура научных революций» (1962 г.) ученый определил явление прогресса как эпистемологическую (приближенную к сфере науки) смену парадигм. Каждая парадигма – это, по мнению Куна, понятие, предполагающее определенную цикличность – от этапа ее принятия до замены.

С этой точки зрения куновская теория научных революций определяет вполне стандартные классические этапы развития усредненной абстрагированной научной дисциплины:

­ – предшествующий парадигме;

­ – функциональности парадигмы;

­ – кризиса парадигмы (кризиса нормальной науки);

­ – смена парадигмы путем научной революции.

В теории Куна важную роль играет понятие нормальной науки. Охарактеризовать же ее можно как устойчиво развивающуюся, имеющую достойную теоретическую проработку. Она имеет место тогда, когда все происходящие явления находят исчерпывающее толкование в рамках парадигмы – официальных научных теорий, которые определяют научно-технический прогресс (НТП).

Научное определение

Продолжим рассказывать о том, что такое парадигма. Определение данному термину можно найти в словаре. Под ним подразумевают сумму фундаментальных научных установок, терминов, законов и представлений, которые принимаются и разделяются научным миром, объединяют большую часть его членов.

В настоящее время в научном мире выделяют несколько видов парадигм. Общепринятой считают ту, которая принимается большей частью сообщества, рассматривается в качестве способа решения конкретной проблемы.

Индивидуальная (субъективная, социальная парадигма) — определение, которое касается подхода к решению конкретной проблемы личности, ее связывают с моделью поведения человека в различных ситуациях и просто в жизни.

Выделяют гуманитарный, естественнонаучный, практический, социологический варианты данного понятия.

Продолжим рассказывать о том, что такое парадигма. Определение зависит от того, о какой области идет речь. К примеру, среди характерных черт естественно-научной парадигмы выделим объективное информирование о мире. Необходимо постоянно повышать количество знаний, дополнять их новыми важными фактами и открытиями.

В психологии популярная гуманитарная парадигма, сущность которой состоит не в обычной оценке фактов, а их понимании и восприятии. Особое внимание уделяется духовному началу человека. Психологи пытаются не только исследовать личность, но и внести изменения в условия ее существования.

парадигма определение в образовании

Педагогика

Что такое образовательная парадигма? Определение данного термина можно также найти в словаре. Это совокупность научных знаний, способов их преподавания, а также осуществление образовательной деятельности, направленной на то, чтобы стать образцом для учеников.

В педагогической теории данный термин используется для характеристики концептуальных моделей образования.

В рамках исторического развития последнего и общества, как важного института, была сформирована не одна парадигма. Определение в образовании раскрывается их многообразием:

  • парадигма знаниевая (традиционалистская, консервативная);

  • поведенческая (рационалистическая);

  • гуманистическая (феноменологическая);

  • гуманитарная;

  • неоинституциональная;

  • технократическая;

  • обучение «посредством совершения открытий»;

  • эзотерическая.

Аномалии сферы познания. Жизненный цикл научной парадигмы

Возвратимся в наших рассуждениях опять к более частному понятию – парадигме научной. При этом соблюдем классический принцип умозаключений – логических переходов от частного к общему и наоборот, а также переходов от рассмотрения статики процесса к рассмотрению его динамики.

парадигмы образования

Со временем в любой науке неизменно наблюдается рост аномальных явлений, т. е. таких, которые не находят подходящего толкования при помощи официального научного инструментария.

Научная дисциплина входит в свой кризис при критическом накоплении не находящих объяснения аномалий. Их на данном этапе либо относят к игнорируемым допустимым ошибкам, либо они принципиально игнорируются и официально замалчиваются.

Очевидно, что в таком случае научная парадигма (это же можно сказать и обо всех других) входит в стадию кризиса.

Обычно смена парадигм определяется заменой поколений ученых, где «новая волна» теоретиков становится приверженцами более прогрессивной теории. Об этом свидетельствует исторический опыт:

­ – таким образом в космологии новая парадигма – коперниковская схема – заменила птолемеевскую;

­ – Ньютону удалось сформулировать и обосновать свою механическую концепцию мироздания;

­ – релятивистская теория Эйнштейна вместила в себя как подмножество Максвелловскую электромагнитную теорию;

­ – квантовая физика вместила в себя как подмножество механику квантовую.

Смена поколений ученых, таким образом, – важный момент социологического аспекта парадигмы. Суть его заключается в охвате ею определенной части научного сообщества. Таким образом, научная парадигма предполагает определенный субъективизм, поскольку она объединяет ученых, согласных с нею.

Парадигма научная в широком смысле предполагает три аспекта своего толкования:

­ – парадигма как рациональная картина мироздания;

­ – парадигма как действующая система теорий, объединяющая специалистов и отличающая определенное научное сообщество;

­ – парадигма как своеобразный алгоритм, технологическая карта решения стандартных научных задач.

Специфичность образовательных парадигм

Они отличаются своими подходами к основной цели образования, к осознанию роли и значимости его для общественных институтов, а также для формирования индивидуальности подрастающих поколений.

Традиционалистская знаниевая парадигма направлена на передачу подрастающему поколению самых значимых элементов исторического и культурного наследия всей цивилизации и опыта. Подобный процесс базируется на совокупности навыков, знаний, умений, нравственных качеств и жизненных ценностей, которые способствуют индивидуализации. В основе подобной парадигмы находится социальный порядок, что способствует социализации школьников.

что такое парадигма определение

Социологические парадигмы

Заботой ученых-социологов является постоянный поиск актуального инструментария методологии, отражающего такое многогранное и динамичное явление, как социальная реальность.

научная парадигма

Парадигмы социологии, таким образом, достаточно многочисленны. Поэтому мы представим лишь их классификацию (объединение в метапарадигмы):

– Позитивистская метапарадигма (марксизм, позитивизм, веберианство) рассматривает процесс развития общества как линейный и поступательный. Само же общество выступает как социальный организм, абстрагированный от людей. Идеологи парадигм позитивизма – Маркс, Дюркгейм, Спенсер.

– Интерпретативная метапарадигма (неомарксизм, неопозитивизм, неовеберианство, теории конфликта) предполагает нелинейность развития общества и диалектику социальных общностей. Основные парадигмы сформулированы Коллинзом, Мертоном, Козером.

– Интегральная метапарадигма (философия культурного плюрализма и интегрального использования каналов познания). Предполагает интегрирование самых различных парадигм. Идеологи метапарадигмы – Парсонс, Сорокин.

– Рефлексивная метапарадигма (общество анализируется одновременно институциально и с точки зрения человеческого фактора). В ее рамках социум глобализируется и унифицируется. Идеологи парадигм – Гидденс, Розенау.

– Метапарадигма постмодерна представляет общество управляемым хаосом. Сам же социум имеет тенденцию к десоциализации и склонен к саморазвитию. Основные парадигмы созданы Бодрияром, Лио – Тардом, Лашем.

Рационалистическая (бихевиористская) парадигма

Связана она с обеспечением умений, знаний и практических навыков у молодежи в жизни в социуме. В подобных ситуациях образовательную программу переводят на конкретный язык «измеряемых единиц поведения».

Основным термином данной парадигмы можно считать принцип: «Школа является фабрикой, сырьем для которой выступают ученики». Целью учреждения при таком подходе является формирование у обучающихся адаптивного «поведенческого репертуара», который соответствует социальным требованиям, нормам, запросам.

В качестве основных методов выступают: тренинг, индивидуальное обучение, тесты, корректировка.

Основным недостатком подобного подхода можно считать слабую гуманистическую направленность. Ребенок является лишь объектом педагогического воздействия, не учитывается его свобода личности, нет условий для самосовершенствования и саморазвития. Такая модель лишена самостоятельности, индивидуальности, ответственности, творческого начала.

образовательная парадигма определение

Парадигма социальная

Социальная парадигма, как никакая другая, связана с психологией человека и типом его социальной активности. Поэтому она наилучшим образом рассмотрена именно в работах ученых – психологов (Выготского, Фуко, проч.).

парадигмы культуры

В значительной мере социальную парадигму формирует среда, где человек живет. Очевидно, что только от самого человека зависит выбор «своей» социальной парадигмы: выживание или развитие, сотрудничество или эгоизм, конфликт или толерантность, следование либо нигилизм, выбор сферы деятельности, идентификация себя в семье и проч.

Перспективным путем для оптимизации социальной парадигмы человека является приобретение им навыков трансформации вызовов общества из категории проблем в категорию задач. Соответственно, важны и навыки последовательного преодоления таких задач. Таким образом человек становится социально активным.

Гуманистическая парадигма

Педагог и обучающийся являются равноправными субъектами образовательной деятельности. Особенностью парадигмы является основная цель обучения: развитие и выстраивание индивидуальных образовательных траекторий для каждого ребенка. Ученик получает свободу выбора и слова, создаются оптимальные условия для максимального развития его природных задатков.

Подобная парадигма ориентирована на духовное, творческое развитие личности, на поддержку самообразования подрастающего поколения.

Рассмотрение перечисленных парадигм позволяет сделать вывод, что в настоящее время передача информации осуществляется с учетом индивидуальности каждого ребенка.

Восемь парадигм образования

Развитие общества предполагает различные парадигмы образования. Охарактеризуем наиболее распространенные среди них.

  • Гуманитарная парадигма предполагает доминанту обучаемого в учебном процессе как человека, познающего истину. Это выражается в организации учебного процесса исходя из взаимопомощи, диалога, сотрудничества, свободы выбора обучаемым своей позиции.
  • Неинституционарная парадигма образования направлена на обучение человека посредством Интернета, дистанционного обучения. В ее рамках используются интерактивная среда, современные интерактивные технологии.
  • Обучение «по Брунеру» (через открытия). Обучаемому предоставляются базовые знания и вместе с тем создаются условные ситуации в обучении, предполагающие преодоление трудностей. Обучаемые, работая в рамках выбранной проблемы, выходят на обобщающие результаты.
  • Рационалистическая парадигма имеет четко выраженную доминанту.
  • Технократическая парадигма выражает приоритет специальной профессиональной подготовки над личностным формированием. Ценность представляет собой степень позиционирования человека как носителя уникальных знаний.
  • Традиционалистско-консервативная парадигма основывается на комплексной передаче младшему поколению от старшего цивилизационной и культурной информации, трудовых навыков, нравственных идеалов. Внутри нее можно выделить много различных частных – например парадигма слова. Как много для человека значит его словарный запас и умение им пользоваться адекватно жизненным ситуациям!
  • гуманистическая парадигма

    Традиционная парадигма направлена как на общее обеспечение социального порядка, так и на индивидуальное достижение каждым человеком целей просвещения и развития. Обычно, если рассуждают про традиционные парадигмы образования, то имеют в виду именно ее.

  • Гуманистическая парадигма образования превращает и педагога, и обучаемого в равноправных субъектов процесса образования. При этом педагог руководствуется принципами индивидуального подхода, доступности творческих подходов к обучению как со своей стороны, так и возможности их применения учеником.
  • Эзотерическая парадигма имеет еще более высокую степень соотнесения с мировым разумом, чем рационалистическая. Она догматична и статична. Ее идеал – стремление к Истине, существующей в единственной инстанции.

Парадигмы программирования

Программирование как феномен, позволяющий согласно задачам, поставленным человеком, автоматизировать различные процессы его цивилизационной деятельности, в своем развитии прошел этапы, которые определяют четыре парадигмы:

­ – декларативная (машинные языки: GPSS, Prolog);

­ – императивная (алгоритмические языки: Fortran, Basic, Pascal);

­ – функциональная (языки функционального программирования: Haskell, Standard ML);

­ – объектно-ориентированная (объектно-ориентированные языки программирования C++; Ruby, Python, PHP);

парадигма слова

Очевидно, что современная парадигма – понятие относительное. Ведь круг задач, стоящих перед программистами, постоянно усложняется, соответственно, наращивается и его аномальность. Парадигмы заменяют одна другую. С какой же из них, собственно говоря, программирование начиналось?

С декларативной. Эта парадигма предполагала использование машинных языков и псевдокодов. С их помощью организовывалась последовательность команд. Изменяя входные данные, программисты манипулировали выходными.

Императивная парадигма ввела дополнительно в свою компетенцию решение нелинейных многовариантных и цикличных задач. Принципиальным моментом в императивной парадигме является составление программистом алгоритма.

Функциональная парадигма исходит из условного представления программы как совокупности функций («черных ящиков»). Причем каждый из них получает свои входные данные (как из внешней среды, так и с других «ящиков». Между собой они скомбинированы таким образом, что выходные «черные ящики», соответственно, генерируют выходную информацию с требуемыми параметрами.

Наивысшей степенью развития парадигмы программирования является объектно-ориентированная парадигма (ООП). Также имеет определенный уровень абстракции. Она позволяет программисту группировать подобные задачи в классы.

Выгода налицо. Изменив код лишь в одном месте, программист обновляет весь алгоритм! ООП оперирует с понятиями класса и объекта. Как они соотносятся? Поясним на примере. Если класс – это комплекс полной проектной документации по строительству дома, то объектом представляется сам дом. Т. е., возвращаясь к процессу программирования, обозначим, что класс представится как полный набор формальных правил для реализации родственных задач программирования, а объект – как конкретная их реализация.

Очевидно, что, имея под рукой мощный инструментарий, показанный нами «строитель-программист» окажется на несколько порядков эффективней, чем программист, действующий в рамках императивной парадигмы.

Актуальные парадигмы культуры

Культура – как феномен, возникающий и развивающийся в обществе – подвержена эволюции своего толкования обществом. Исходя из вышесказанного, исторически корректно выделить три наиболее общие парадигмы культуры: сначала – «высокая культура», затем – «кульура как репрессия» и, наконец, «культура – образ жизни».

Все они возникли в период новейшей истории.

Первую парадигму генерировала немецкая литература XIX века. Ее основоположниками считают писателей О. Шпенглера, М. Шеллера, Тенниса. Они исходили из религиозных воззрений на природу человека – существа падшего, но одаренного «божьей искрой». Соответственно (по их воззрениям), и деятельность человека двояка, ее обуславливают два антагонистичных стимула: низший – цивилизация и высший – культура.

С одной стороны, цивилизация обуславливает его трудовую активность по созданию вещей утилитарного характера. С другой, культура стимулирует творить произведения человеческого гения: гармоничные, прекрасные, концептуальные. Таким образом, парадигма высокой культуры подразумевает изначальный конфликт категорий «цивилизация» и «культура».

Созданию второй – репрессивной парадигмы – мы обязаны философу З. Фрейду. Его точка зрения основывается на противопоставлении культуры как феномена общественного и индивидуальной природы человека.

Последнему внутренне присуща некая природная психическая инстанция – Ego, выражающая его природу, инстинкты. Именно на нее с целью «окультуривания человека» активно воздействует общество. Цель такого воздействия – унификация огромного количества Ego к внеприродной усредненной обществом психической инстанции – Super Ego.

Инстинкты человека насильственно изменяются путем сублимации (перевода в формы, «одобренные» обществом). Инструментом же такого трансформирования служит культура, репрессирующая эти инстинкты, подменяющая их на «эрзацы». Например, именно культура, по мнению Фрейда, заставляет выражать человека страсть в поэзии, живописи. Таким образом, Фрейд в основе своей парадигмы культуры положил отношение к ней человека.

Третью парадигму называют также парадигмой социокультурных институтов – самостоятельных компонентов, определяющих образ жизни. Каждый из них основан на определенных, выработанных обществом обычаях, традициях, ритуалах. Вспомним японскую пословицу, приведенную В. Пелевиным в романе «Т»: «Человека от животного отличают традиции». Таким образом, институциальный взгляд на культуру предполагает активную категорию «образ жизни», благодаря которой люди представляются некими носителями культуры.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...